был жаркий день смотрю на голубое небо
Тест по русскому языку на тему «Как образуются предложения» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подлежащее отвечает на вопросы …
Обычно выражено глаголом…
3. Подчеркни в предложениях грамматическую основу (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя), надпиши, какими частями речи они выражены.
Яркое солнце освещало золотистый луг.
Медвежонок неуклюже карабкался на дерево.
4. Поставь нужные знаки препинания в конце предложений.
Утверждение: У тебя разбита коленка
Вопрос: У тебя разбита коленка
Восклицание: У тебя разбита коленка
5. Составь и запиши предложение из набора слов. Подчеркни в предложении грамматическую основу (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя), надпиши, какими частями речи они выражены.
мягкий, купили, диван, мы
Если в предложении выражается вопрос, то такое предложение называется…
Если в предложении сообщается о каком-либо факте, то такое предложение называется…
Если предложение побуждает к какому-либо действию, то такое предложение называется…
7. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, поставь точку в конце каждого предложения.
Стало темнеть на западе разгорелась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
Сказуемое отвечает на вопросы …
Обычно выражено существительным…
3. Подчеркни в предложениях грамматическую основу (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя), надпиши, какими частями речи они выражены.
Смешной котёнок лакал из блюдечка молоко.
Ребята бодро шагали по тропе.
4. Поставь нужные знаки препинания в конце предложений.
Вопрос: Спектакль был интересным
Восклицание: Спектакль был интересным
Утверждение: Спектакль был интересным
5. Составь и запиши предложение из набора слов. Подчеркни в предложении грамматическую основу (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя), надпиши, какими частями речи они выражены.
летят, серые, на юг, гуси
Если в предложении выражается вопрос, то такое предложение называется…
Если в предложении сообщается о каком-либо факте, то такое предложение называется…
Если предложение побуждает к какому-либо действию, то такое предложение называется…
7. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, поставь точку в конце каждого предложения.
Был жаркий день смотрю на голубое небо по небу плывут белые облака под облаками кружат белогрудые ласточки с звонким свистом проносятся острокрылые стрижи.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Программа по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) во 2 классе предусматривает различение предложений по цели высказывания; рассмотрение интонационных особенностей повествовательных, побудительных и восклицательных предложений; нахождение главных членов предложения; установление связи между словами в словосочетании и предложении; составление предложений из слов, данных в начальной форме. Представленный тест содержит задания для проверки усвоения учащимися темы «Как образуются предложения». В данном тесте использованы разные типы вопросов:
В тесте представлены задания для двух вариантов (одинаковые по сложности).
Номер материала: 372302
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Был жаркий день смотрю на голубое небо
Еще в детстве я очень любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек. Спрячешься, бывало, в жаркий июльский день в высокой дозревающей ржи или на берегу реки в душистой траве посреди нескошенного цветущего луга, глядишь — не наглядишься на голубое летнее небо, по которому тихо плывут пушистые белые облака. Высоко-высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые быстрые ласточки, со звонким свистом проносятся острокрылые стрижи.
Качаются над головою золотые и белые луговые цветы; порхают бабочки; трепещут прозрачными крылышками, недвижно повисая в воздухе, легкие стрекозы; стрекочут кузнечики. А по зеленым стеблям растений ползают красные и желтые с черными крапинками маленькие жучки — божьи коровки. У самых корней растений пробегают по невидимым тропинкам хлопотливые муравьи.
Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. Я внимательно наблюдал, как с краев непросохшей лужи носят они в клювах липкую грязь, клеят из нее свои маленькие и опрятные жилища. Любовался потом, как выводят и кормят птенцов. Проснешься на сеновале, где под соломенной крышей на деревянных стропилах касатки слепили из грязи свои открытые, похожие на чашечки гнезда. Ныряя в ворота, над самой головою то и дело пролетают длиннохвостые птички. Я близко видел, как, уцепившись за край гнезда, они кормят своих детей, приветствующих родителей веселым и бодрым писком.
Всем, наверное, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские — касатки. Жизнь ласточек связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои уютные закрытые гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. Свои открытые, слепленные из грязи гнезда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревенских стен и крыш. Ласточки-касатки ловко ныряют в открытые ворота и двери, в открытые окна пустующих старых построек. И городские, и деревенские ласточки-касатки питаются исключительно насекомыми.
Почти всю свою жизнь ласточки проводят в воздухе — в полете. Широким своим ртом они ловко ловят летающих насекомых.
Особенно красивы деревенские ласточки-касатки. Хвост касатки украшен двумя длинными косицами. Ласточки-касатки умеют красиво петь. Усядется касатка на конец крыши, потряхивая длинными косицами, начинает щебетать свою несложную, но очень приятную песенку. Помню, песенку эту, добродушно посмеиваясь над женами, деревенские люди так переводили на человеческий язык:
Городские ласточки живут не только в городах, где много каменных домов и построек. Живут они и в деревнях вместе с ласточками-касатками. Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. Случается, что в гнездо ласточки заберется нахал воробей. Ласточки беспокойно вьются вокруг гнезда, стараясь выгнать незваного жильца. Иногда они бросают занятое воробьями гнездо и начинают лепить другое рядом.
Перед переменой погоды, перед грозою ласточки-касатки летают низко над землею. Идешь по дороге в поле — над самой дорогой быстро проносятся, ловя у земли насекомых, длиннохвостые ласточки-касатки. Часто можно видеть ласточек, летающих над самой поверхностью пруда или широкой спокойной реки. Своей грудкою они касаются воды, оставляя на ней расплывающиеся кружки. Так они купаются и пьют на лету воду. Я не знаю птичек милее наших ласточек. Быстрым полетом своим они оживляют дождливое, хмурое или ясное летнее небо. Люди издавна относились к ласточкам с любовью, дали им ласкательное имя.
Кроме городских и деревенских ласточек, есть еще у нас ласточки-береговушки. Эти ласточки делают свои гнезда в береговых песчаных крутых откосах, роют в них глубокие норы. Ласточки-береговушки обычно летают над самой водою. От обыкновенных городских ласточек и ласточек-касаток их можно отличить по сероватому оперению.
Зимуют ласточки в далекой Экваториальной Африке и каждый год возвращаются на свою родину. В конце лета, перед отлетом, они собираются в небольшие стайки; их можно видеть сидящими на телефонных и телеграфных проволочных проводах, на голых, склонившихся над водою сучьях. Возвращаются ласточки на свою родину позднее других перелетных птиц.
«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»
Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг знаний, умений и навыков, обработка которых требует в процессе обучения, начиная с 8 класса. Контрольные диктанты и тестовые задания с целью проверки усвоения изученного материала, не способствуют выявления уровня сформированных умений и навыков учащихся по основным разделам курса русского языка.
Цель моей проектной работы – осуществить контроль за уровнем грамотности учащихся, проверить знание теоретического материала по разделу «односоставные предложения» на последних этапах обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Контрольные и проверочные работы помогут преподавателю организовать коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке русского языка, а также их самостоятельную работу дома.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Задание. 1. Выпишите из текста диктанта предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого; определите их вид.
а) Выборочный диктант. Выписать односоставные предложения. 1.Погружай меня в сон, колокольчика звон. 2.Хуже медленной смерти прозябанье на свете. 3.Сделай сам и научи друга. 4.Полей величие немое. 5.Лицом к лицу лица не увидать. 6.Многое еще, наверно, хочет быть воспетым моим. 7.Отыскать эту аллейку оказалось непросто. 8.Золотым лучом деревья облило. 9.Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят. 10.Из полей тянуло гречишным ароматом.
Б)Перепишите предложение, подчеркните главные члены.
1-вариант: Будут долго вспоминать его рассказы.
2-вариант: Травы скашиваю рано утром.
в) Найди «третий лишний», подчеркни:
1 вариант. За дверью бегают. Мне не хватает нежности. Ночь темна. 2 вариант. С утра морозит. Ряд телефонных столбов. День ясен.
г) Составьте связный рассказ об:
1 вариант: односоставных предложениях 2 вариант: двусоставных предложениях
Ключи: 1-вариант в)Ночь темна. 2-вариант в)День ясен.
2.вариант г) По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена. Подлежащее может выражаться разными частями речи. Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
3. Работа с текстом.
Задания 1.Определите тему, основные мысли отрывка. Озаглавьте его. 2.Докажите, что это текст художественного стиля. 3.В каких значениях употребляются в тексте слова земля, чистый? Являются ли эти слова многозначными? Докажите своё мнение. 4.С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) предложения связаны в тексте? 5. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? 6.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. 7.Произведите на материале текста разные виды разбора. 8. Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются существительные, прилагательные. Произведите разбор одного из словосочетаний. 9.Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
4.Вариативная (разноуровневая) работа по карточкам
Но почему так тр…вожно, так смутно на душе- только ли от зат…жного н…настья, от вынужде(н,нн)ого безделья, когда дел (не)впроворот, или от чего- то еще? 2. П…пробуй разб…рись. 3.Вот ст…ит з…мля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась,-(не) будет земли. 4.Пахнет травами, пахнет лесом, отдельно с листом и отдельно с иголкой, каждый кустик веет св…им дыханием; пахнет деревом постройки, пахнет ск…тиной, жильём, огуреч(ь)ной ботвой, старым углём от кузницы. 5.Почему, почему при них, кто живет сейчас (ни)чего этого не станет на этой земле? 6.Не раньше и не позже. 7.Спроста ли это? 8.Хорошо ли? 9.Чем, каким утешением унять душу?
А.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения с главным членом- сказуемым. 2.Определите вид сказуемого в односоставных предложениях. 3. Выпишите по одному сказуемому и сделайте его анализ. 4.Сделайте синтаксический разбор безличного предложения.
Б.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения и определите их вид. 2.Укажите способ выражения глагола в определенно-личном предложении. 3.Выпишите все сказуемые из односоставных безличных предложений.
1.Укажите односоставное предложение: 1)Грустно было уезжать с родной земли. 2)Была лунная морозная ночь. 3)Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
2.Укажите определённо-личное предложения: 1)Книга написана искрение и правдиво. 2)С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие. 3)голос слепого нищего был слаб и дрожал.
3.Укажите неопределённо- личное предложение: 1)В дверь сильно постучали. 2)И действительно, в эту ночь упал снег. 3)Двое пошли рубить кусты для шалаша
4.Укажите обобщённо-личное предложение: 1)Без совести и при большом уме не проживешь. 2)Нужно было подумать о ночлеге. 3)Яркое солнце струится в окошко.
5.Укажите безличное предложение: 1)Пахло холодом с востока… 2)Хочешь увидеть солнце- встань пораньше. 3)Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
6.Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении: Мне в лицо дохнуло льдом. 1)безличным глаголом; 2)безличной формой личного глагола.
7.Укажите предложение, в составе которого есть назывное.: 1)Маленький заштатный городок … освещён полуденным солнцем. Тишина и спокойствие. 2)Знай больше, а говори меньше.
9.Укажите безличное предложение: 1)Порой светлело, порой становилось похоже на сумерки. 2)В жаркой июньский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
Ключи: 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-1
Найдите среди данных предложений односоставное. А.Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. Г. Тротуары заливают асфальтом.
Определите тип предложения: Ночь как год. А. односоставное Б. двусоставное
Какое из данных утверждений является неверным? Определённо- личные предложения – это… А. предложения, в которых окончания сказуемых – глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) Б.односоставные предложения. В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
Найдите безличное предложение. А.Еще не успевшая остыть земля изучала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Г. Газеты приносят утром.
Определите тип предложения: Тропинки в лесу замело снегом. А. Двусоставное Б.Определенно- личное В. Безличное Г. Неопределенно- личное
Какая схема соответствует предложению: Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? А.[двусост.],идвусост. Б.[двусост.], и определенно- личное В.[двусост], и неопределенно-личное
Ключи: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-А
Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях
1.По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
2.Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из одного или двух главных членов.
3.У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена- подлежащего или сказуемого.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
1.К шести часам совсем рассвело.
2.Вдруг отворяют ворота.
3.Разложили костер и повесили над ним котелок.
4.Под этаким небом невольно художником станешь.
5.Спи, дитя моё, усни.
6.До наступления белых ночей было ещё далеко.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
1.С давно забытым упоением смотрю на милые черты…
2.Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.
3.Чист и прозрачен воздух.
4.Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
3.Голый, сумрачный лес.
5.Утро ясное и морозное.
Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное
1.Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.
2.Прошли сутки, и над болотом слабо засветился тусклый день.
3.В лесу стемнело, и некстати подул с востока пронизывающий ветер.
4.Тайны искусства есть, и постижение этих тайн –важная задача поэта.
2.Опр.-личн.:4,5; неопр.-личн.: 2,3; безл.:1,6.
Варианты заданий на сформированные умения и навыков из изученных произведений художественной литературы
Пример художественной литературы
Подобрать пример односоставного предложения из текста художественного стиля
Подобрать пример безличных и неопределённо –личных предложений из текста художественной литературы
Очень интересно смотреть, как празднуют весну птицы. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, выходит один на середину или двое, и начинается пляска. Сперва подпрыгивают ногами, а потом пускаются в широкой пляс.
А у хищных птиц игры и пляски бывают в воздухе. Соколы подымаются под облака и там показывают чудеса ловкости. То, сложив крылья, камнем падают вниз, то кувыркаются в воздухе через голову, кружатся, крыльями плещут.
Подобрать пример определённо-личных предложений из текста художественной литературы.
Передового рабочего узнаешь по чистоте, в которой он содержит свой станок, своё рабочее место. Он не прольёт масло на пол, вовремя уберёт стружку. Возле его станка найдешь щётку, веник для мусора, крючок для сбора стружки. Лампочка над его станком чистая, инструмент в порядке. Все это отражается на работе. А ведь сколько бед приносит нам грязь!
Рабочий налил масло в грязную посуду. Он поленился наливать его через сетку. За его лень завод дорого заплатил. Остановился весь литейный цех. Завод понес большие убытки.
Был жаркий день смотрю на голубое небо
Он по-разному подписывал свои произведения. Антином исходящий и Дон-Кихот, Нектои Пьеро, Иегудиил Хламидаи Самокритик Словотеков, Один из теперешних, А-а! Unicus…Но всему миру Алексей Максимович Пешков — таково было данное при рождении имя — известен как Максим Горький, или даже короче, М. Горький, Горький.
Многими признано, что настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу. Перу Горького принадлежат романы, пьесы, десятки повестей и рассказов, очерков, стихотворений, фельетонов, литературно-критических и публицистических статей. Он создал литературные портреты многих писателей и политических деятелей, оставил воспоминания о своем времени и его людях. Горький и в тысячах его писем.
Но эта грандиозная Книга Горького — не единственное, оставленное им человечеству. Максим Горький был не только писателем. Он был крупнейшим общественным деятелем, считавшим, что его время «включает в область поэзии совершенно новые темы» и, прежде всего, «борьбу коллективного организованного разума против стихийных сил природы и вообще против „стихийности“ воспитания не классового, а всемирного Человека Человечества, творца „второй природы“, создаваемой энергией его воли, разума, воображения». Горький и стал строителем (а очень часто и создателем) новых форм человеческих отношений, новых форм литературы. С его именем связаны сотни больших и малых начинаний, событий, дел, память о нем навсегда стала частью — светлой или подпаленной — отечественной истории.
Хорошо понимая, что «старый тип литературы и старые приемы изложения» исчерпаны, Горький оставался уверен: «Материал литератора — такой же человек, каков сам литератор». Лучшее подтверждение этому — его творческая практика, автобиографизм его творчества. Однако автобиографизм особого рода.
Хотя, читая Горького, мы узнаем о нем очень много как о человеке времени, нельзя забывать, что это было время великих иллюзий и великих мифов. Время, когда не только расчисливалось будущее, но и переписывалось прошлое. Время, когда пересочинялись биографии, когда белое становилось черным, а затем заливалось красным. Горький предсказывал: «Вероятно, лет эдак через пятьдесят, когда жизнь несколько остынет… людям конца XX столетия первая половина его покажется великолепной трагедией, эпосом пролетариата». Сегодня все, кто не слеп,осознали, что «эпос пролетариата» оказался самой страшной сказкой нашего века, а Горький — главным рассказчиком-хроникером этой сказки. Его без преувеличения горькая судьба с божественной ясностью показывает, что бывает с писателем, пренебрегающим главным литературным заветом: лирой пробуждать чувства добрые.
Горький, к сожалению, прославился другими афоризмами, порожденными мутацией его юношеского ницшеанства под воздействием коммунистических идей. Хотя и расплатился за измену идеалам литературного гуманизма. И своей жизнью почетного заключенного в 1930-е годы, и безвременной смертью, и посмертной судьбой. Объявленный главным большевицким писателем и удостоенный полного академического собрания сочинений, он в этом собрании до сих пор так и не воплотился: оно застыло на половине — слишком многое из написанного Горьким не влезало в клетку, сооруженную партийными идеологами для вроде бы прикормленного Буревестника Революции.Публицистика Горького и его письма так полностью и не изданы.
Но — парадокс! — в этом залог самоспасения Горького от забвения. Критические стрелы, полетевшие в его монумент с началом перестройки, стрелы, напоенные лечебным ядом и праведным гневом, сегодня иссякли. Литературный вождь низвергнут. Остался только писатель. Сделанное Горьким водружено на весы вечности. Мы начинаем читать его по-новому: и общеизвестные, нередко насильно-хрестоматийные вещи, и запрещенные советской цензурой. И соглашаемся с тем, что признавали и его недруги: писать он умел.
В этой книге собраны произведения Горького, которые, возможно, хоть и качаясь на этих весах вечности, все же в реку забвенья не канут.
Эта статья великого русского писателя впервые была напечатана в парижском еженедельнике «Иллюстрированная Россия» (1936. 4 июля. № 28), вскоре после кончины А.М. Пешкова (Горького). Печатается по изд.: Бунин И.А. Публицистика 1918–1953 годов. М., 1998. С. 410–416.
Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, — странной потому, что чуть не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, — начало это относится к 1899 году. А конец — к 1917. Тут случилось нечто еще более странное: человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне приступы ужаса, негодования. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим. Но вот громкий, безразличный голос из радио:
— L’ecrivain Maxime Gorki est decede… Alexis Pechkoff, connu en litterature sous le nom Maxime Gorki, etait ne en 1868 a Nijni-Novgorod d’une famille de Cosaques… [1]
«Decede…» Очень сложные чувства.
В первый раз в жизни слышу о его казацком происхождении. Может быть, он и правда был казак? Я уже это писал: о нем, как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет точного представления. Кто знает его биографию достоверную? Молва все еще твердит: «Босяк, поднялся со дна моря народного…» В словаре Брокгауза читаешь другое: «Горький-Пешков, Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец — управляющий большой пароходной конторой, мать — дочь богатого купца красильщика…» Дальнейшее основано только на автобиографии Горького… Был в мальчишеские годы поваренком на волжском пароходе, потом где-то садовником… торговал яблоками… Был письмоводителем у нижегородского адвоката Ланина; уйдя от него, «бродил по югу России»…
В 92-м году он напечатал в газете «Кавказ» свой первый очерк — «Макар Чудра». Через три года после того появился знаменитый «Челкаш». К этой поре и относятся мои первые сведения о нем. Я жил тогда в Малороссии, в Полтаве, и вот прошел по Полтаве слух: «Под Кобеляками поселился молодой писатель Горький. Фигура удивительно красочная. Ражий детина в широчайшей крылатке, в шляпе вот с этакими полями и с суковатой дубинкой в руке…» А познакомились мы весной 99-го года. Приезжаю в Крым, в Ялту, иду как-то по набережной и вижу: навстречу идет Чехов, а рядом с ним кто-то громко говорящий басом и все время высоко взмахивающий руками из крылатки. Здороваюсь с Чеховым, он говорит: «Познакомьтесь — Бунин — Горький». Знакомлюсь и убеждаюсь, что в Полтаве описывали его отчасти правильно: и крылатка, и вот этакая шляпа, в руках толстая палка. Под крылаткой ярко-желтая шелковая рубаха, подпоясанная толстым и длинным шелковым жгутом кремового цвета, вышитая разноцветными шелками по подолу и вороту. Только не детина и не ражий, а просто высокий и сутулый красно-рыжий мастеровой с зеленоватыми небольшими глазами, быстрыми и уклончивыми, с широкими ноздрями седловатого носа, веснушчатый, с желтыми моржовыми усами, которые он, покашливая, все поглаживает пальцами: немножко поплюет на них и погладит…
Чуть не в тот же день между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько даже сентиментального, с каким-то застенчивым восхищением мною:
— Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!
В тот же день, как только Чехов взял извозчика и поехал к себе в Аутку, Горький позвал меня зайти к нему на Виноградную улицу, где он снимал у кого-то комнату, показал мне, морща нос, неловко улыбаясь счастливой, комически-глупой улыбкой, карточку своей жены с толстым, живоглазым ребенком на руках, потом кусок шелка голубенького цвета и сказал с этими гримасами:
Скончался писатель Максим Горький… Алексей Пешков, известный в литературе под именем Максим Горький, родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в казацкой семье… ( фр.)