былина рождение богатыря читательский дневник
2312,Краткий рассказ о Илье Муромце (вариант 2)
Автор: Народ русский
Год написания: IX — XI век
Жанр произведения: былина
Главные герои: Илья Муромец — богатырь, Соловей Разбойник — враг.
Краткое содержание былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» для читательского дневника повествует об отваге русского богатыря.
Русские народные былины про Илью Муромца
Родился народный богатырь под городом Муромом, который находится во Владимирской области, в селе Карачарове. Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, после тридцати лет, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати. Исследователи выяснили, что Илья Муромец не мог ходить вследствие генетического заболевания, которое спровоцировало проблемы с позвоночником.
Но, однажды, произошло чудо, к нему в дом постучались старцы и попросили Илью подать воды. Илья ответил, что не может этого сделать, так как не владеет ни руками ни ногами. Старцы настояли, и будущий герой встал с кровати. Волхвы не зря пришли к нему в дом, так как ими было сказано, чтобы Илья собирался в дорогу для совершения ратных подвигов.
С этого момента и начинаются приключения Ильи Муромца. Всего известно 53 былины, из них, в пятнадцати сюжетах, главный герой — Илья Муромец.
Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя
(В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г)
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.
Сообщение про Илью Муромца
Илья Муромец – один из самых популярных древнерусских богатырей. Он герой нескольких десятков былин киевского цикла. Является воплощением народных представлений об идеальном воине, носителе духовных традиций. В его честь установлены памятники, возведены часовни, назван водопад и остров на Днепре. Ему посвящены произведения изобразительного искусства, мультфильмы и кинофильм.
Долгий период времени принято было считать, что образ Ильи Муромца придуманный. Однако исследования, проводившиеся в конце двадцатого века, подтвердили предположения некоторых учёных о том, что такой человек реально существовал и многое из того, что говорится о нём в былинах, правда. Воспользовавшись методом реконструкции по черепу, С.Никитин даже воссоздал скульптурный портрет Муромца.
Первые письменные упоминания в исторических документах об этой неординарной личности датируются шестнадцатым веком. Возможно, что более ранние рукописные источники, свидетельствующие о славных деяниях Ильи, были специально уничтожены потомками дружинников-бояр, которым не нравилось его крестьянское происхождение.
Принято думать, что родился Илья Муромец в двенадцатом веке. Но точно не установлено, где именно. По одним предположениям место его рождения – деревня Карачарово, по другим – Муром. Есть также гипотезы, что малая родина данного богатыря – Карачев, который находится в Брянской области, или Моровийск (Черниговщина).
До тридцати трёх лет он был калекой и лежал на печи, поскольку от рождения имел нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата. Старцы-странники исцелили его при помощи колодезной воды и сказали, что Илья должен служить киевскому князю Владимиру Мономаху и быть защитником русской земли.
О монашеской жизни Ильи не известно ничего. Умер он от неизлечимой раны, полученной в грудь острым копьём. Похоронен в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Канонизирован в 1643 году.
Рождение богатыря
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовила
Степаненко Ксения,
ученица 7 класса Б
2009
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Описание слайда:
Илья Муромец – главный герой русских былин. Он родился в селе Карачарово. Довольно в зрелом возрасте он покидает родные места и идет защищать родину. Родители благословляют его.
Рождение Ильи Муромца
Описание слайда:
Первый подвиг богатыря – победа над Соловьем – раз-бойником.
Подвиг богатыря
Описание слайда:
Описание слайда:
Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.
Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной церкви.
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Краткое содержание «Богатырь»
Всего получено оценок: 155.
О произведении
Сказка «Богатырь» Салтыкова-Щедрина была написана в 1886 году. В иносказательной манере автор изобразил в роли Богатыря российское самодержавие, которое только и делало, что спало, пока простой народ страдал от неурожаев, междоусобиц и войн с врагами.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Богатырь», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В некотором царстве родился Богатырь, которого вскормила, воспитала и уму-разуму научила Баба-яга. Когда же Богатырь « с коломенскую версту вырос », отпустила его Баба-яга на все четыре стороны.
Богатырь был невиданной силы и мог одним ударом сломать могучий дуб. Оказавшись в лесу, он залез в дупло и заснул. Вскоре раздался такой храп, что звери и птицы поспешили убраться подальше, и даже леший так испугался, что « взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков ».
Так незаметно прошла целая тысяча лет. Враги поначалу боялись спящего Богатыря, но вскоре поняли, что не опасен — насылали они беды на русский народ, « и ни разу Богатырь не пришёл на выручку людишкам ». Спал Богатырь и когда люди страдали от сильного голода, и когда на их землю вторглись враги. За тысячу лет он ни разу « ни ухом не повёл, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет ».
Однако бездействие Богатыря никак не отразилось не вере многострадальной страны — она « плакала — и верила; вздыхала — и верила », что её защитник пробудится ото сна и поможет ей.
Но вот наступили грозные времена, и супостаты ворвались в страну. Они обступили дуб, в котором спал Богатырь, и обнаружили, что от него очень уж воняет — «« А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну ».
Тогда люди в страшном отчаянии кинулись к Богатырю с просьбой проснуться и одолеть противников. Но молчал Богатырь и даже не храпел. Тогда дурак Иванушка перешиб дуб кулаком — и стало ясно, что « у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели ».
Заключение
Это поучительная история о том, как лень, бездеятельность и равнодушие способны уничтожить даже самый большой физический и духовный потенциал человека.
После ознакомления с кратким пересказом «Богатырь» рекомендуем прочесть былину в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Богатырь» краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Богатырь»
Сказка «Богатырь» Салтыкова-Щедрина была написана в 1886 году. В иносказательной манере автор изобразил в роли Богатыря российское самодержавие, которое только и делало, что спало, пока простой народ страдал от неурожаев, междоусобиц и войн с врагами.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Богатырь», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Богатырь — могучий воин, обладавший невиданной силой, всё время спал.
Другие персонажи
Супостаты — злые, мстительные враги.
Народ — простой, доверчивый, терпеливый.
Краткое содержание
В некотором царстве родился Богатырь, которого вскормила, воспитала и уму-разуму научила Баба-яга. Когда же Богатырь «с коломенскую версту вырос», отпустила его Баба-яга на все четыре стороны.
Богатырь был невиданной силы и мог одним ударом сломать могучий дуб. Оказавшись в лесу, он залез в дупло и заснул. Вскоре раздался такой храп, что звери и птицы поспешили убраться подальше, и даже леший так испугался, что «взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков».
Весть о могучем богатыре разлетелась по всей земле. И все его стали бояться — и свои, и чужие. Свои боялись Богатыря «потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить?», а чужие — потому, что видели в нем угрозу. И те, и другие, ходили на цыпочках и очень опасались разбудить Богатыря.
Так незаметно прошла целая тысяча лет. Враги поначалу боялись спящего Богатыря, но вскоре поняли, что не опасен — насылали они беды на русский народ, «и ни разу Богатырь не пришёл на выручку людишкам». Спал Богатырь и когда люди страдали от сильного голода, и когда на их землю вторглись враги. За тысячу лет он ни разу «ни ухом не повёл, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет».
Однако бездействие Богатыря никак не отразилось не вере многострадальной страны — она «плакала — и верила; вздыхала — и верила», что её защитник пробудится ото сна и поможет ей.
Но вот наступили грозные времена, и супостаты ворвались в страну. Они обступили дуб, в котором спал Богатырь, и обнаружили, что от него очень уж воняет — ««А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну».
Тогда люди в страшном отчаянии кинулись к Богатырю с просьбой проснуться и одолеть противников. Но молчал Богатырь и даже не храпел. Тогда дурак Иванушка перешиб дуб кулаком — и стало ясно, что «у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели».
Заключение
Это поучительная история о том, как лень, бездеятельность и равнодушие способны уничтожить даже самый большой физический и духовный потенциал человека.
После ознакомления с кратким пересказом «Богатырь» рекомендуем прочесть былину в полной версии.
Краткое содержание былин для читательского дневника
Илья Муромец уезжает из родного села Карачарова, что под Муромом, на службу в Киев. По пути он разбивает вражескую рать у города Чернигова. От черниговцев богатырь узнает о Соловье-разбойнике, тридцать лет уже промышляющем У речки Смородины. Илья Муромец смело едет вперед и пленит Со- ловья-разбойника, которого берет с собой в Киев.
Муромца замечают дочери Соловья, младшая из которых догадывается о произошедшем с ее батюшкой. Дочери кличут мужей, чтобы те спасли Соловья. Но разбойник при появлении зятьев велит им покормить и одарить Муромца, надеясь на освобождение. Они спешат исполнить приказ тестя, но Илья торопится в Киев и не обращает внимания на их приглашение.
Богатырь является к князю Владимиру, который спрашивает, какой дорожкой Илья добирался в Киев. Услышав ответ, князь не хочет верить «мужичине», потому что на той дорожке сидит Соловей-разбойник. Тогда Муромец показывает плененного Соловья и велит ему засвистеть вполсилы. Соловей свистит изо всех сил, предчувствуя скорую расправу над ним. От его свиста гибнут люди, рушатся здания. Муромец увозит разбойника в поле, рубит его буйну голову.
Илья Муромец со славными русскими богатырями собирался на заставу богатырскую. Илье Муромцу досталось ехать в западную сторону и там вести дозор богатырский. Выехал богатырь в дорогу и увидел белый камень, а на камне надпись:
Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
И приказал он им отвести его во спаленку, чтоб с дороги отдохнуть. Увела его красавица кровать показывать, а он увидел, что с хитриной она. Если б он не был умен, то оказался бы в погребе. Хитростью Илья Муромец смог уберечь себя и раскрыть тайный замысел прекрасных девушек. Илья Муромец выпустил из погреба женихов и решил идти туда, где предписано богатым быть. А там его добрые люди уговаривают променять свой русский закон на их веру.
Илья Муромец верен своему закону и не желает принимать их веру. Тогда превратились люди в воинов, а Илья Муромец вынул меч и сравнял их с сырой землей, замуравил травой муравой. И подумал Илья Муромец, что, раз сказано ему богатым быть, то где-то клад зарыт. И увидел он крест, а под крестом — подземелье с кладом. В этой былине Илья Муромец показывает себя мужественным, сильным, храбрым, бескорыстным, умным и справедливым. Свой ум он показывает в том, что решил использовать все три дороги. Он знал, что на камне была неправда, и хотел победить злых людей.
Спасаясь, он переправляется на другой берег Пучай — реки, где находит трехпудовый «колпак да земли греческой». Этим колпаком богатырь бьет змея и одерживает над ним верх. Чудовище молит пощадить его и предлагает сговор: Добрыня не появляется больше на Сорочинской горе, а змей не летает на Русь, не пленит русский народ; пользуясь замешательством Добрыни, улетает прочь. Добрыня Никитич возвращается в Киев. Здесь князь Владимир обращается к богатырям с жалобой на» змея, похитившего его племянницу Забаву Потятичну (Путятичну).
Алеша Левонтьевич говорит, что освободить Забаву под силу лишь Добрыне Никитичу. Князь велит Добрыне освободить племянницу. Бога- тырь едет сначала домой, где рассказывает обо всем матери. Она помогает подобрать сыну коня и учит, как управляться с ним. На следующий день Добрыня едет на гору Сорочинскую топтать змеенышей. Появляется змей и спрашивает, почему богатырь нарушил данное слово. Добрыня возражает: змей первым нарушил слово, похитив Забаву Потятичну, и требует вернуть ее без боя.
Змей не соглашается и борется с богатырем трое суток и три часа. Когда змей издыхает, Добрыня слышит голос с небес, велящий воткнуть в землю копье и просить землю поглотить черную кровь чудовища. Добрыня выполняет приказ, и земля «пожре. кровь змея. Добрыня долго ходит по пещерам чудища и в последней находит пленников змея, которых отпускает домой, а также Забаву. Он везет ее с собой в Киев, а девушка просит богатыря быть ей другом и полюбить, на что Добрыня Никитич отвечает отказом, ссылаясь на их разное положение в обществе.
Гусляр Садко развлекает знатных новгородцев на пирах. Случилось, что три дня его не звали на застолья. Обидевшись, Садко идет играть на берег озера Ильмень. Там поднимается буря, и Садко убегает. Так повторяется еще два раза, но в последний Садко решает доиграть до конца. Тогда из бурных вод выходит морской царь, который доволен игрой гусляра и в благодарность решает помочь ему разбогатеть: царь советует Садко биться об заклад с купцами, что в озере Ильмень живет рыба с золотым пером (плавниками), и обещает победу в этом споре. Садко выполнил все, как велел морской царь.
Три купца ставят свои лавки в споре с гусляром и проигрывают, когда вылавливают три такие рыбины из озера. Садко разбогател и стал купцом. Он устраивает пир, где бьется об заклад, что может скупить все товары новгородские. Но проигрывает спор: его богатств не хватило. Посрамленный купец пускается в долгий путь, чтобы вновь нажить богатства. На морских просторах его корабли попадают в бурю, и Садко догадывается, что это морской царь требует дани. Сначала царю бросают в пучину бочки с сокровищами (золотом, серебром, жемчугом), но буря не прекращается. Тогда решают бросить в море живого человека. Тянут жребий три раза: все три раза выходит Садко.
Купец прощается с командой и прыгает в воду с дубовой доской. На ней он засыпает, а проснувшись, видит морское дно. Морской царь велит купцу повеселить его игрой на гуслях. Садко играет, и царь пускается в пляс. На море поднимается буря. Она продолжается три дня, пока Садко играет, а царь пляшет. Гибнет множество кораблей. Народ молит святого Николу Можайского о помощи. Он подсказывает Садко, как можно, не нарушая приказа морского царя, перестать играть (нужно незаметно испортить гусли) и вернуться домой (вы- брать из предложенных невест последнюю — Чернавку — и «не творить с ней блуда» ).
Садко следует советам. Морской царь в благодарность за игру предлагает Садко жениться. Из трехсот писаных красавиц купец выбирает, как говорил ему Никола Можайский, Чернавку, идущую позади всех. Свершается чудо: Садко оказывается в Новгороде. Здесь он встречает свои суда, вернувшиеся из дальнего плавания. Купец строит на свои деньги храм Николы Можайского и молит Бога о прощении грехов, обещая больше не ходить в сине море.
Петр испытывает мудрость Февронии и, убедившись, что по уму она ему равная, соглашается на брак. Феврония дает князю мазь, велит нанести ее на все тело, кроме одного струпа. Через день князь чудесным образом исцеляется и отказывается от своего обещания. Однако он заболевает снова и еще раз просит деву вылечить его. Феврония ставит прежнее условие. Петр соглашается и, выздоравливая, берет ее в жены. Бояре по наущению своих супруг требуют от князя прогнать Февронию. Она согласна уйти, забрав с собой князя.
С одобрения бояр Петр вместе с супругой покидает город. Вельможи начинают бороться за власть. Вскоре бояре догоняют Петра и Февронию и просят вернуться. Те возвращаются в город и мудро правят там до конца своих дней. Незадолго до смерти князь и княгиня принимают постриг и молят Бога забрать их на небо в один день, что и происходит. Они заранее велели сделать общий гроб и положить их вместе.
Однако сначала Петра и Февронию хотят захоронить по отдельности, но тела супругов оказываются в общем гробу, и бояре соглашаются с волей неба.
Вольга Святославович в былине — князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за получкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может догнать три дня.
Рождение Вольги носит мифологический характер. Когда начал Вольга «растеть-матереть», «похотелося Вольге много мудрости», но рыбы ушли «во синие моря», птицы улетели «за облока», звери ускакали «во тёмные леса». Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку храбрую» и поехал «к городам да за получкою», то есть за данью.
Сюжет былины — эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своем добром коне не может догнать Микулу, который едет на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил.
В состязании между Вольгой и Микулой князь оказывается «глупым», потому что оценивает предметы по внешнему виду, а не по их сути, сожалея, что кобыла, которая легко обгоняет его доброго коня, — не конь. Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!