Чай шабат что это
Как приготовить чай в субботу?
Уважаемый Рав, у меня 2 простых вопроса по законам шабата:
1. Как правильно приготовить чай из заранее приготовленной заварки и кипятка из шабатнего чайника? Налить сначала заварку, потом кипяток — нарушить заперт варить, налить сначала кипяток, потом заварку — нарушить запрет красить.
2. Можно ли в шабат готовить из полуфабрикатов, например, залить порошок пудинга холодным молоком или порошок картофельного пюре горячей водой.
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют два наиболее «пригодных» способа приготовления чая, которые дают возможность избежать нарушения законов Шаббата.
Способ № 1. Сначала, как Вы верно замечаете, необходимо полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая (Мишна Брура 318:39).
Затем, прежде, чем заварка остыла, необходимо поставить ее туда, где ее температура будет поддерживаться в течение субботы, например, на электрическую плату, блэх (металлическое покрытие для газовой плиты), либо на субботний чайник. После этого горячую заварку можно наливать в чашку и добавлять туда горячую воду даже из первого сосуда. В данном случае нет проблемы с бишуль («варкой»), т.к. заварка была полностью сварена до субботы и остается горячей. Кроме того, когда воду добавляют в заварку, это также не являться цовэа («окрашиванием»), т.к. в данном случае вода просто разбавляет уже существующий цвет (Шаарей Цион 318:65).
Способ № 2. Так же, как и в первом случае, необходимо, полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая. Затем, если нет возможности сохранять заварку горячей в течение субботы, то порядок приготовления чая должен быть следующим: сначала налить кипяток в чашку, а потом добавить туда заварку (Мишна Брура 318:39).
В данном случае, даже если заварка остыла, нет проблемы с бишуль, т.к. вода находится во втором сосуде, а у нас есть правило: нет варки во втором сосуде. Что касается цовэа, то изначально закон говорит, что с пищей такой проблемы нет, поскольку пища обычно не является предметом окрашивания (Шулхан Орух 320:19). По этой причине разрешено, например, добавлять приправы в еду, даже если при этом цвет еды меняется, т.к. делается это для вкуса. Точно так же будет разрешено добавлять заварку в воду, т.к. в данном случае нас интересует вкус чая (Шаарей Цион 318:64).
А рекомендация оставить заварку горячей, чтобы потом была возможность добавить в нее воду, а не наоборот (см. первый способ), является лишь «устрожением» — чтобы учесть те мнения, согласно которым запрет окрашивания относиться также и к еде (Шаарей Цион 318:65).
Что касается пудинга, то его нельзя готовить в Шаббат, т.к. данное действие является лиша («замешиванием»).
С картофельным пюре могут быть две ситуации: если замес происходит, когда добавляют воду, сам по себе, без участия человека, то такое пюре нельзя готовить в субботу, т.к. это является нарушением запрета «замешивания». Если же замес не происходит сам по себе, то, поскольку такое пюре является видом пищи, вкус которого ухудшается, если приготовить его до субботы, то его можно будет приготовить в субботу (при условии, что порошок прошел термическую обработку на фабрике), соблюдая следующие правила. Во-первых, необходимо изменить порядок действий, т.е. если обычно сначала кладут порошок, а потом заливают его водой, то в субботу необходимо сначала налить воду, а потом добавить в нее порошок. Во-вторых, размешивать также необходимо измененным способом, т.е. водить ложку вдоль и поперек, а не по кругу, как обычно, при этом после каждого движения желательно доставать ложку из смеси (Орхот Шаббат 6:47).
Чай шабат что это
Кошерный чай Shabbat стал официальным партнером программы!
Впервые на нашей выставке уникальный кошерный чай. На семинаре, посвященном истории кошерного чая из Китая, можно будет также его попробовать: бренд Shabbat организует специальную дегустацию с адаптированной чайной церемонией.
Shabbat представляет из себя чай премиум-класса, произведённый по специальному заказу в особом чайном институте провинции Юньнань, Китай, где располагаются экологически чистые плантации на высоте 2000 м над уровнем моря. Расфасовка проводится на месте производства с целью сохранения полезных свойств чая и первозданности сырья. Чай проходит дополнительные этапы ручной обработки и проверки, что позволяет отобрать для Вас по-настоящему лучший продукт.
Компания проведет семинар на тему «Кошерный чай из Китая Shabbat»
Описание семинара:
Во время семинара будет рассказано о происхождении продукта. Спикеры поделятся всей линейкой вкусов, которые можно будет попробовать во время дегустации. Также будут раскрыты методы и особенности приготовления такого чая. Слушатели услышат увлекательную историю китайского чая, ставшего кошерным.
Спикер: Мила Ротшильд, бренд-менеджер компании Shabbat
Когда: 16 марта
Время: 12.00-13.00
Где: Москва, КВЦ «Сокольники», выставка Coffee&Tea Russian Expo, площадка Coffee&Tea Practicum
Заваривание чая в Шабат
С приготовлением чая в Шабат могут возникнуть несколько очевидных проблем. Если налить предварительно приготовленную заварку, а потом кипяток, то нарушается запрет варить, а если же сделать наоборот – сначала налить кипяток, а потом только заварку, то нарушается запрет красить.
Для того чтобы заварить чай в Шабат, не нарушив его законов, можно прибегнуть к двум способам.
Первый способ заключается в том, что листья чая заранее, до наступления Шабата, завариваются. Еще горячую заварку следует оставить там, где будет поддерживаться ее температура на протяжении всей субботы. Это может быть электрическая плата, металлическое покрытие для газовой плиты или же субботний чайник. В сам Шабат эту горячую заварку разрешается наливать в чашку и доливать в нее горячую воду (можно и из первого сосуда). В таком случае варка не происходит, потому что чай был заварен еще до наступления Шабат, и он остался горячим. Окрашивания также не происходит, потому что вода лишь разбавляет уже существующий цвет.
Второй способ, как и первый, предполагает предварительную варку чайных листьев. Далее, если не имеется возможности сохранить температуру заварки в Шабат, то тогда можно сначала наливать в чашку кипяток, и только потом добавлять туда заварку. Запрет варки в данном случае также не нарушается, так как даже при остывшей заварке она добавляется в воду в другом сосуде, а есть правило: нет варки во втором сосуде. Запрет окрашивания также не нарушается. Это объясняется тем, что, добавляя заварку в воду, мы хотим получить вкус чая, а не его цвет. Аналогично нет проблемы добавить приправу в пищу, даже если она меняет цвет еды, ведь цель – придать вкус пище.
С использованием полуфабрикатов в Шабат также есть проблемы. В частности, возникает вопрос, можно ли приготовить пудинг из порошка, заливая его холодным молоком, или приготовить картофельное пюре из порошка, залитого горячей водой.
Как объясняют раввины, такой пудинг однозначно нельзя готовить в Шабат, так как здесь есть прямое нарушение запрета «замешивания». В случае с картофельным пюре все зависит от того, как происходит замес: сам по себе или с участием человека. Если замес происходит просто от того, что в порошок добавили воду, то такое пюре готовить нельзя. Но если для замеса необходимы дополнительные манипуляции, а пюре относится к тому виду пищи, которое при приготовлении его заранее потеряет свой вкус, то его разрешается готовить в Шабат. При этом необходимо соблюсти следующие правила:
Прежде всего, следует внести изменения в обычный порядок действий: сначала налить воду, а затем всыпать в нее порошок. Кроме того, помешивание должно происходить измененным способом: водить ложкой нужно хаотично, а не по кругу, как это принято делать. В процессе помешивания желательно периодически доставать ложку из смеси.
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт
Откуда появился Шаббат
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Как соблюдали Шаббат в древности
В условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
Вечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.
Чай шабат что это
Canon 7d, Tokina 11-16mm f2.8
Шаббат
Раз в неделю перед рассветом два пожилых еврея в чёрной–чёрной машине объезжают Манхэттен. Их помыслы скрыты, одеяния их чёрны, на их челе тревога.
Они проверяют шнур.
Карта Манхэттенского эрува
Даже в богоспасаемом Иерусалиме нет, наверное, такой концентрации евреев, как на вотчине делаваров, продавших её, как мы помним, за 24 бакса.
Каждый пятый на Манхэттене. Не делавар.
И всем надо как–то жить. Таки.
А тут — шаббат. Каждую неделю. Ну совершенно невозможно работать!
Надо посвятить себя общению с Богом.
Нельзя выходить в общественные пространства. Выносить ключи, кошелёк, ноутбук, телефон (в Пятикнижии по поводу смартфонов отдельная глава). Да что там работать — прогуляться в Сентрал–Парке и то нельзя: шаббат. Думай о вечном, находись дома, размышляй о Храме и скорбном дне Девятое ава.
А если в субботу расширить свой дом? Тогда ведь можно будет, верно? Есть домашние дела, но если твой дом — весь город, то во всём городе можно делать всё, что позволено делать в шаббат дома, так?
Так расширим же дом!
Мало кто знает, в субботу прогуливаясь по острову, что весь он — еврейский. В прямом смысле слова: каждую субботу Манхэттен становится Домом евреев, одним большим домом, в котором можно делать всё, чего нельзя было делать на улице без эрува.
Вопрос Израильскому радио
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», TOY, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Вспомнилось про «шабббат»
— Шалом, любезный, ви нам поможете?
Сказал, как обрезал. Вроде бы вежливо, но настойчиво, якобы, мы торопимся, а ты помогать не торопишься, сует что-то в руки. Семейная пара, абсолютно обычная, черт разберешь статус и в целом. Стоят у турникета, в руках жетоны.
— Понимаете, ми тут недавно. Нам би очень сгочно понять, как в метго пгойти.
Думаю, ну люди могут быть и туристами из дальних израильских аулов, впервые в месте, где стальной самобеглый червь перевозит в своем чреве людей и как за это с ним расплатиться они просто не ведают. Беру из их руки жетончик, кидаю в аппарат, створки раздвигаются.
— Проходите быстрее, пока не закрылись, у вас 10 секунд.
Мужчина прошел на ту сторону, стоит с видом, как будто только что с темной стороны силы перешел на светлую, улыбается. Жена его стоит со мной рядом. Пара секунд молчания.
— А мне ви так газве совсем-совсем не поможете? Я не поняла как.
Яхве с вами, приезжие, думаю. Беру монетку, заношу ее в приемник, опускаю:
— Вот так, тут все просто, больше ее никуда тут не вставишь. Проходите, доброго вам дня.
— Таки вы даже не пгедставляете, какое оггомное вам спасибо!
Коллега в лице как-то переменился и с прищуром говорит:
— Дружище, это не туристы, это самые настоящие коренные, это ведь в субботу было? Ну вот ты за них грех работы в шаббат на свою душу и взял, молодец ты эдакий. Так много кто делает, проще ведь казаться дураком, чем быть идиотом? Почитай Талмуд, удивишься, там много такого. Шабат в Израиле это довольно удобное время для неканоничных евреев, туристов и прочих. Мало машин и людей, просто добираться по городу. Каноничные не должны делать ничего от слова совсем. Только для поддержания жизненных сил пить водичку, максимум, есть приготовленную заранее еду.
Я почувствовал себя как-то использованно.
На я досуге сел почитать. По образованию я больше библейских текстов и мусульманских сравнивал, «Талмуда» и рядом не стояла. Так вот. К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником).
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.)
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Так же, некоторые синагоги рекомендуют не гулять в шаббат больше километра. Ехать, таки да, можно.
Знаю, что воскресенье
Бентли есть куда расти.
Странные евреи
Лаконично.
Шаббатное: пассажиры-ультраортодоксы побили стюардессу и пытались ворваться в кабину пилотов
Ультраортодоксы устроили драку в самолете авиакомпании «Эль-Аль»: они толкали и били стюардесс, пытались прорваться в кабину пилотов и требовали немедленно посадить самолет, «чтобы не допустить осквернения субботы». Инцидент произошел в пятницу, 16 ноября, на борту «Боинга-787», следовавшего рейсом Нью-Йорк-Тель-Авив.
Израильтянка Рони Мейталь, летевшая этим рейсом, описала происходившее в салоне самолета, на своей странице в социальной сети Facebook:
«Через шесть часов после вылета я услышала в салоне крики и увидела плачущую стюардессу – на нее подняли руку, ее толкали, угрожали взломать дверь кабины пилотов. И все это для того, чтобы не допустить осквернения шабата. В какой-то момент я обнаружила себя стоящей и защищающей рыдающих бортпроводниц, которые пытались хоть на минутку перевести дух и прийти в себя после насилия, которому их подвергли. По-видимому, заповедь о соблюдении субботы важнее, чем любовь к ближнему».
Самолет в итоге посадили в Афинах до наступления шабата. Соблюдающие заповеди пассажиры остались в Греции, а всем остальных пересадили в самолет компании Israir, который вылетел в Израиль.
Задержка составила более двух часов, и было ясно, что они не успеют приземлиться в Бен-Гурионе до наступления субботы. Но проведя серию консультаций, компания «Эль-Аль» все же решила поднять самолеты в воздух, потому что в противном случае рейсы пришлось бы отменить совсем.
Драка на рейсе «Эль-Аль
В беседе с Ynet высокопоставленный сотрудник «Эль-Аль» рассказал, что пассажиры других авиакомпаний, которые отменили рейсы из-за погоды, попали в Израиль лишь спустя сутки или двое.
В «Эль-Аль» решили, что будет правильнее, чтобы самолеты хотя бы вылетели в сторону Израиля, а дальше их можно будет посадить в Риме или Афинах.
«Пассажиры, которые хотели сразу же лететь дальше, в итоге добрались до Бен-Гуриона с опозданием на 7 часов, а могли надолго застрять в Нью-Йорке».
Позже выяснилось, что на борту одного из самолетов находилась группа из 70 пассажиров-ультраортодоксов. Еще до взлета они потребовали дать им сойти, но экипаж убедил их, что они успеют вовремя.
Тем же рейсом летел Шимон Шевес, бывший генеральный директор канцелярии премьер-министра Ицхака Рабина. В своем фейсбуке он тоже написал, что ортодоксы начали скандалить еще до вылета, но капитан корабля объяснил, что полет займет девять часов, и они приземляться немного раньше наступления субботы.
«Уже в воздухе выяснилось, что полет займет больше времени, чем планировалось. Сквозь сон я услышал крики – лжецы, мошенники, и увидел, как замахиваются на стюардесс, бьют их, а те начинают плакать. Если бы я не видел это собственными глазами, я бы просто не поверил. Было принято решение посадить самолет в Афинах, чтобы дать возможность соблюдающим шабат совершить молитвы».
«Пассажиры, которые предпочли остаться в Афинах на субботу, получили помощь от представителей «Эль-Аль».