Чего добился феминизм в россии в 21 веке
«Главное достижение феминизма в России? Он не умер». Победы женского движения за 10 лет
Суфражистки боролись за равные с мужчинами права, феминистки второй волны — за равные возможности, а современные — выступают против сексизма во всех его проявлениях. Достигнуты ли цели движения в современной России? К неформальному Дню феминизма, который отмечается 30 мая, «7×7» провел опрос о том, что сами феминистки относят к своим победам. Результаты прокомментировали директор Центра гендерных исследований Ольга Шнырова и соосновательница образовательного проекта Fem Talks Катерина Денисова.
Опрос проводился с 20 по 30 мая через сервис “Google Формы”. Анкету мы распространяли в региональных феминистских сообществах во “ВКонтакте”. В итоге было получено 128 ответов. Способ распространения анкеты мог повлиять на результаты опроса.
Текст также опубликован на Women Platform — региональной платформе для защитниц прав и интересов женщин. Вы можете прочесть его по ссылке.
Достижения феминизма
Развивается женская солидарность
В 2018–2019 годы в России прошли десятки акций в поддержку сестер Хачатурян, за принятие законопроекта о домашнем насилии и освобождение активистки Юлии Цветковой (художница выкладывала в соцсети иллюстрации на темы бодипозитива, женской физиологии). Растет число проектов, сделанных женщинами для женщин. Например, сеть женской взаимопомощи “Проект W” и “Ты не одна”, паблик “Сестра сестре. Взаимопомощь” в соцсети “ВКонтакте”. Тенденция была особенно заметна во время пандемии коронавируса. Кризисные центры и организации помощи женщинам запустили бесплатные вебинары о том, как справиться со стрессом или финансовыми трудностями во время кризиса, создавали группы психологической помощи. Организаторки московского Moscow FemFest запустили бесплатную службу психологической помощи для женщин-врачей, а авторки проекта “Ребра Евы” — марафон заботы и поддержки.
Новые медиа транслируют идеи феминизма
Феминистки начали организовывать собственные ивенты (Moscow FemFest, фестиваль против домашнего насилия “Не виновата”, фестиваль “Женщины. Инвалидность. Феминизм”), создавать и популяризировать научно-образовательные и просветительские проекты о феминизме (“Высшая школа равноправия”, «Феминистки поясняют», паблик “Женская история”), медиа о женщинах с акцентам на фем-повестку (метапроект «Феминистское СМИ» “Гласная”, Wonderzine), блогеры рассказывают о феминизме на своих площадках в соцсетях и мессенджерах (Telegram-каналы “Женская власть” и “Дочь разбойника”). Традиционные СМИ тоже подключились к “женской” теме. Журнал Forbes развивает раздел “Forbes Woman”, развлекательный канал ТНТ запустил шоу “Женский стендап”, глянцевые журналы Cosmo и Glamour начали менять тональность.
Участницы опроса «7×7» отметили еще и широкую огласку случаев домашнего насилия и харассмента в новых медиа: заявление журналисток о сексуальных домогательствах со стороны депутата Госдумы Леонида Слуцкого (он отрицал информацию и не понес никакой ответственности), харассмент в крупнейших российских вузах — НИУ ВШЭ и МГУ, история Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, кейс ведущей Регины Тодоренко.
Социологические опросы «Левада-Центра»* показывают, что российское общество в большинстве своем считает серьезной проблему насилия со стороны супруга или партнера, в отличие от харассмента. Женщин эти вопросы беспокоят сильнее, чем мужчин.
Началась работа над проектом закона о домашнем насилии
Депутаты вносили в Госдуму законопроект о профилактике семейно-бытового насилия еще в 2016 году, но тогда он не дошел даже до первого чтения. С новой силой о проблеме заговорили после того, как широкую огласку в СМИ получили истории жертв домашнего насилия: Маргариты Грачевой, Яны Савчук и сестер Хачатурян.
Аборты сохранены в системе ОМС
На протяжении последних 10 лет было несколько серьезных нападок на репродуктивные права женщин. В 2011 году депутат Госдумы Валерий Драганов внес на рассмотрение парламента законопроект, который обязывал замужних женщин получить согласие мужей на прерывание беременности.
В сентябре патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов. Последняя инициатива исходит от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В докладе о работе ее аппарата за 2019 год есть рекомендация правительству РФ принять меры, “направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов”. Каждое такое предложение сопровождается бурной полемикой. В том числе, высказываются феминистки. Пикеты в защиту права на аборт в разные годы проходили в Челябинске, Петербурге, Новосибирске и других городах. В некоторых регионах светские власти все же частично ограничили проведение абортов в определенные дни (“дни тишины” в Приморском крае и Рязанской области). Но федералы пока не решаются вывести их из системы обязательного медицинского страхования, поскольку опасаются роста опасных подпольных операций.
Запрещенных профессий для женщин стало меньше
Министерство труда России в августе 2019 года более, чем в четыре раза сократило список запрещенных для женщин профессий. С 2021 года женщины смогут работать дальнобойщиками, боцманами, парашютистами, машинистами электропоезда, трактористами-машинистами на сельхозработах, слесарями по ремонту автомобилей и так далее. Список запрещенных профессий появился еще в советские годы и в 2000 году был расширен. Законодатели мотивировали это решение заботой о репродуктивном здоровье женщин.
На 98 видах работ и должностей труд женщин по-прежнему будет ограничен (на химпроизводствах, горных работах, строительстве подземных сооружений и т. д.).
Под стеклянным потолком. Героини публикаций «7×7» рассказывают, тяжело ли быть женщиной в своей профессии
Лица феминизма в России и тренды
Подобная истерическая реакция может говорить о том, что люди, не принимающие изменения привычных гендерных ролей в обществе, таким образом защищают последние бастионы. Жизнь меняется, чего бы ни хотели наши оппоненты, к прошлому мы уже не вернемся.
Ольга Шнырова считает, что перечисленные достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду — последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:
Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности интернет-журнала «7×7» и не отражает точку зрения Европейского Союза.
РФО «ОНА»
Феминизм в современном российском обществе
Авторка: Анна Проскурина (Белгородская область)
Вопросы социальной дискриминации (негативного или предвзятого отношения к человеку или лишения его определённых прав на основании наличия какого-то признака) всё чаще поднимаются в современном мире. Ущемлённые социальные группы активно борются за свои права. Если человек не подходит под так называемый «золотой стандарт» и не является белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной, то, скорее всего, он подвергается дискриминации. На Западе государство наделяет подобные группы необходимыми правами, общество настроено толерантно и понимающе.
Феминизм — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав для женщин и преодоление сексизма. Феминизм является одним из самых распространённых движений в современном мире наравне с движениями за ликвидацию расовой дискриминации и в защиту ЛГБТК+сообщества. Для того, чтобы разобраться в причинах нынешнего распространения феминизма, придётся окунуться в историю и прийти к истокам половой дискриминации.
Историческая справка
Во времена, когда ещё не существовало государства и права, единственным социальным регулятором являлась религия. Она диктовала правила и нормы морали, которые до сих пор присутствуют в обществе. Мировые религии — ислам, христианство и буддизм — описывают статус женщины по-разному, но провести параллели и найти сходство нетрудно. Рассмотрим мусульманство и христианство как две наиболее распространённые в России религии.
В России самой распространённой религией является христианство, которое оказывает большое влияние на наше консервативное общество. По данным Росстата, количество зарегистрированных религиозных организаций в России на конец 2018 года достигло 30896 единиц (18550 из которых являются православными), и это число продолжает расти. Роль религии в жизни россиян важно обозначить точно, т.к. религиозные устои серьёзно влияют на отношение верующих ко всему окружающему, в том числе к правам и обязанностям женщины.
Христианство говорит о том, что перед лицом Бога равны все, независимо от расы, национальности и пола. По крайней мере, равенство между мужчиной и женщиной провозглашалось в Ветхом Завете, когда Бог создал Адама и Еву. Но после грехопадения Господь объявил свой приговор: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3: 16-19). Муж мог иметь нескольких жён, Ветхий Завет этого не запрещал. Первым многожёнцем, упомянутым в Библии, был Ламех, который имел двух жён (Бытие 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие 16:3), Хеттуре (Бытие 25:1), а также имел наложниц (Бытие 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие 29:16-30) и их служанок — Валлу и Зелфу (Бытие 30:3, 4, 9, 10). Брат Иакова, Исав, имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу (Бытие 26:34, Бытие 28:9). Господство мужа над женой, провозглашенное Богом, является примером для всех последующих поколений, это утверждение подкрепляется и в Новом Завете. В 3 главе Первого послания Петра говорится: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Апостол призывает женщин повиноваться своим мужьям: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином». Женщина в христианстве даже своим обликом обязана олицетворять скромность и кротость: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Таким образом, христианство проповедует господство мужчин над женщинами, беря за основу патриархальный общественный строй.
Но ещё до крещения Руси (988 г.) общество было патриархальным, с приходом же новой религии это явление только устоялось и усилилось. Во времена Древней Руси в обязанности женщин входило рождение и воспитание детей, содержание быта. Девочек с детства приучали к служению мужу и старались как можно раньше выдать замуж. Курсы истории и литературы рассказывают в основном о мужских судьбах и подвигах. Вспоминая «Повесть временных лет», трудно привести пример отважной величественной женщины, ведь такой могла стать только представительница знатного рода — на простых крестьянках лежала забота о доме и детях, они подчинялись своим мужьям. Женщины могли быть своеобразным товаром: жёны, приобретённые посредством купли продажи, воровства и грабежа как военная добыча, по языческому праву были под властью мужа и, видимо, имущественных прав не имели. По «Уставу князя Ярослава», женщина не имела права на развод даже в случае семейного насилия и побоев, инициатором такового мог стать только муж.
С течением времени женщины получали новые права, и в XVIII веке благодаря реформам Петра I жизнь всего общества начала меняться. Пётр потребовал от женщины вхождения в общественную жизнь. Была введена новая форма публичного общения — ассамблеи, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине была предоставлена возможность появляться в публичном месте: был отменён поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского общества. Петровские реформы предоставили женщинам возможность расторгнуть брак или вовсе отказаться от замужества; теперь женщины были наделены правом наследования. Но задуманная европеизация успешно проходила только в высших сословиях, в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад.
Женщины начали получать права, теперь они стремились участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами, что в итоге дало толчок женскому движению в России. Оно начало складываться в середине 1850-х годов в контексте социально-экономического и политического кризиса и сопутствовавшего ему общедемократического подъёма. В первые десятилетия своего развития российское женское движение занималось благотворительной, культурно-просветительской, а также социальной работой. Под его натиском правительство согласилось финансировать женское образование. Женскому движению удалось существенно повлиять на общественное мнение и добиться изменения системы ценностей, норм и ожиданий в отношении женщин, особенно в сфере женского труда, женского образования, семейно-брачного поведения женщин. Высшие слои общества приняли идею о равноправии. На рубеже 1880-х–1890-х годов главной целью движения стало предоставление женщинам избирательного права. В 1917 году она была достигнута: Временное правительство наделило женщин бесцензовым избирательным правом в органы власти всех уровней — от органов местного самоуправления до самого Учредительного собрания. В Конституции РСФСР 1918 г. было официально закреплено равноправие полов.
Понятие и история возникновения феминизма
Феминизм (от лат. femina — женщина) — движение за права женщин во всех сферах общества, целью которого является устранение дискриминации. Дискриминация (лат. discriminatio — различаю) — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака.
Предпосылки распространения феминистских идей появились во времена распада феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, после чего начался период найма женщин для работы и их превращения в собственниц рабочих рук. На защиту женщин в это время вставали такие писательницы, как Мэри Эстел и Афра Бен, которых обычно именуют первыми защитницами прав женщин в Англии. В работах Эстел можно найти стандартные идеи либерального феминизма о том, что мужчины и женщины обладают одинаковой способностью к разуму и, следовательно, должны иметь равный доступ к образованию. Свой вклад в зарождение феминизма внёс Пулен де ля Бар со своим эссе «О равенстве обоих полов», где он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения её грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы».
Феминизм как движение зародился в XIX веке в Англии; первая волна феминизма получила название «суфражизм» (от англ. suffrage — право голоса, избирательное право). Феминистки первой волны боролись именно за право женщин участвовать в избирательном процессе. В 1867 году в Манчестере было создано «Общество женского избирательного права», и его члены начали издание «Женского суфражистского журнала». В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ. НФСО распространяла суфражистские идеи по всей Великобритании. В течение 60-ти лет общество боролось за получение женщинами избирательного права, и в 1928 году эта цель была достигнута. В процессе деятельности движения его идеи распространились за пределы Великобритании и дошли до США и Европы в целом. К 20-ым годам XX века основные цели были достигнуты: теперь женщины могли голосовать, получать образование и работать вне дома, в связи с чем активность женских организаций пошла на спад.
Вторая волна феминизма берёт своё начало в 1960-х годах в США. Окончание Второй мировой войны вернуло женщинам роль домохозяек, они отчуждались от политики и экономики. Период беби-бума вселил женщинам уверенность, что сейчас их основная обязанность — вести быт и воспитывать детей. Феминизм второй волны пошёл против этих убеждений и, в отличие от суфражизма, занимался широким рядом социальных проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, положением в семье и обществе, рабочим местом и репродуктивными правами. Одной из самых известных активисток того времени являлась Кэрол Ханиш, авторка лозунга «личное — это политическое», который теперь даёт яркое представление о феминизме второй волны. Тогда же широко развернулось женское освободительное движение. Освободить женщин пытались от всеобщего стереотипа, что они важны только в ролях жён и матерей, и за пределами семейных ценностей им нет места в обществе.
Вторая волна повлекла за собой раскол внутри самой идеи феминизма. Каждая социальная группа пыталась решать свои больные вопросы: от расовой дискриминации до освобождения женщины от оков брака и переосмысления женской сексуальности. Белые женщины стремились к контролю над рождаемостью, выдвигая идеи важности права на контрацепцию, аборты и в целом агитируя за профилактику венерических заболеваний. Многие из тех, кто не относились к белым, боролись против насильной стерилизации.
Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объёме, некоторые проблемы, против которых боролись феминистки 60-70-х годов, сохранились и по сей день. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.
Третья волна феминизма зародилась в 1990-х годах в ответ на недостатки второй волны и отрицательную реакцию задолго до этого продвигавшихся инициатив. Идеология базировалась на достижениях феминизма второй волны, но также стремилась к решению, например, расовых проблем. С феминизмом третей волны тесно связано понятие «борца за социальную справедливость» (social justice warrior). Под этим термином понимаются блогеры, считающие, что борьба с социальной несправедливостью сводится к борьбе с явной или неявной дискриминацией тех или иных групп людей. Они поддерживали следующие идеи:
Само понятие феминизма третьей волны подвергается критике, ведь в период с 1990 по 2010 года не наблюдалось значительной мобилизации общества за права женщин. Тем не менее появление Интернета дало толчок феминистическим идеям и помогло в их распространении, в этот период выработалось множество новых понятий и классификаций феминизма.
Ветви современного феминизма
Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.
Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.
Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.
Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.
Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).
Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества. Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».
Результаты исследования (анкетирования)
В качестве метода для практического исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось с 24.06.2020 по 05.07.2020. Анкета включала 23 вопроса: общие вопросы; вопросы по оценке проблем дискриминации; вопросы по оценке феминизма. Исследование проводилось путём распространения анкет среди участниц и участников сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: «Подслушано Феминизм», Bad Fem, «Студенческая взаимопомощь * Респонденты * Опросы», «101 респондент», «Мужское Движение», FemUnity.
Обработка анкет показала, что общее число респондентов составило 1004 человека, в том числе 88% женщин и 12% мужчин (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение участвующих респондентов
Представленная ниже диаграмма (рис. 2) характеризует респондентов по возрасту.
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
В соответствии с ответами, 12,5% респондентов считают, что в России мужчины и женщины имеют равные права, в том время как 87,5% участников не согласны с этим утверждением (рис. 3).
Рис. 3
91,4% респондентов замечают дискриминацию по половому признаку в обычной жизни (рис. 4), в то время как 81,7% участников лично с ней сталкиваются (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Одной из главных целей анкетирования было выявление наличия и актуальности проблем, порождаемых сексуальной дискриминацией. В следующем вопросе респондентам было доступно несколько вариантов ответа. Таким образом, 69,2% отметили неравные зарплаты мужчин и женщин, 81,5% признали неравенство карьерных возможностей мужчин и женщин, 93,2% участников отметили проблему наличия домашнего насилия, в то время как 79,9% опрошенных признали наличие репродуктивного насилия, с тезисом наличия торговли женщинами и детьми согласились 40,6% респондентов, 87,2% отметили проблему сексуального насилия (рис. 6).
Рис. 6
В соответствии с ответами, 96,9% респондентов считают, что женщины чаще подвергаются сексуальному насилию (рис. 7), в то время как 93,8% считают, что в основном жертвами домашнего насилия также являются женщины (рис. 8).
Рис. 7
Рис. 8
9,3% знают, что такое феминизм, в то время как 0,7% не осведомлены об этом движении (рис. 9).
Рис. 9
В силу того, что значение данного термина люди определяют по-разному, важно было узнать, какое из определений наиболее распространено. Выяснилось, что 72,9% опрошенных считают, что феминизм — это общественное движение для осуществления борьбы женщин за свои права; 19,6% определяют феминизм как общественное движение, направленное на достижение равноправия мужчин и женщин; 2,6% респондентов видят феминизм как движение, разрушающее естественные отношения между полами; для 2,2% опрошенных феминизм — это идеология провозглашения матриархата; 2% определяют данное движение как идеологию одиноких и несчастных женщин; для 0,7% респондентов феминизм — это либеральная идеология западных стран (рис. 10).
Рис. 10
98,5% респондентов, так или иначе, встречались с проявлениями феминизма (рис. 11).
Рис. 11
На вопрос о необходимости феминизма респонденты ответили следующим образом: 87,8% считают, что равноправие еще не достигнуто, поэтому феминизм необходим; 7,6% придерживаются мнения, что феминизм был необходим в прошлом, но теперь на законодательном уровне провозглашено равноправие, поэтому он не нужен; 4,6% думают, что феминизм изменил естественный порядок вещей и изначально был не нужен (рис. 12).
Рис. 12
На вопрос о влиянии феминизма на общество респонденты ответили следующим образом: 88,3% отметили положительное влияние, 7,8% подчеркнули отрицательное влияние, в то время как 3,8% находят феминизм бесполезным (рис. 13).
Рис. 13
Среди участников анкетирования 81,3% считают себя феминистками/профеминистами, 18,7% не относят себя к таковым (рис. 14).
Рис. 14
При этом 81,8% отметили, что им близки идеи современного феминизма (рис. 15).
Рис. 15
96,3% респондентов признали, что в России актуальна проблема сексуальных домогательств (рис. 16).
Рис. 16
Понятие домогательства трактуется обществом по-разному. Чтобы выяснить, где проходит грань и что для участников исследования значит вышеназванное понятие, им было предложено несколько примеров действий, которые могут трактоваться как харассмент. В ходе исследования выяснилось, что 97,5% относят к домогательствам принуждение к половой связи с помощью угроз или использования зависимого положения; для 89% прикосновения с сексуальным подтекстом также несут подобный характер; 80,2% расценивают предложение вступить в половую связь от властного лица как харассмент; для 80% сексуальным домогательством является отправление порнографических материалов без согласия получателя; оценивающие внешность замечания, шутки с сексуальным подтекстом относят к домогательствам 73,1% респондентов; 69% участников анкетирования к домогательствам причисляют навязчивое внимание, комплименты, звонки и сообщения; 45,4% опрошенных считают, что разглядывание, взгляды, «оценивающие» внешность, тоже можно причислить к сексуальным домогательствам (рис. 17).
Рис. 17
70,9% респондентов признались, что сталкивались с сексуальными домогательствами (рис. 18).
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
С момента принятия закона о декриминализации домашнего насилия 27.01.2017 г. в России появилось большое количество его противников. Общество спорит о необходимости принятия закона о домашнем насилии, защищающего жертв и наказывающего насильников, именно поэтому заключительным пунктом анкетирования стал вопрос об отношении респондентов к этому законопроекту и необходимости его принятия. 93,5% респондентов выступают за принятие законопроекта (рис. 23).
Рис. 23
Заключение
Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.
Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.
Источник первых 3-х изображений: Freepik
Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.
Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!
Идёт загрузка комментарев!