Чем болел микеланджело буонарроти
Диагноз по портрету: у Микеланджело нашли остеоартроз
Несколько лет назад Давиде Лаццери, врач римской клиники Вилла Салариа, заинтересовался состоянием здоровья своего великого соотечественника, Микеланджело Буонарроти. Не проблема, что художник умер в 1564 году – при современном развитии технологий диагноз можно было бы поставить по сохранившимся останкам.
Портрет Микеланджело Буонарроти кисти Якопино дель Конте, 1535 год.
Вот только представители церкви, конкретно базилики Санта Кроче во Флоренции, где покоится прах Микеланджело, категорически против каких бы то ни было манипуляций с телом.
На этот случай у доктора Лаццери и его коллег имелся «план Б». Для диагностики они использовали портреты Микеланджело, написанные его современниками, а также изучили переписку художника с племянником, Лионардо ди Буонаррото Симони, содержащую многочисленные жалобы «пациента» на здоровье. Итогом такого заочного осмотра стала научно-популярная статья в журнале Королевского медицинского общества (Journal of the Royal Society of Medicine).
В основу исследования легли три портрета Микеланджело, два из которых прижизненные. Первый, кисти Якопино дель Конте, был написан в 1535 году, когда Мастеру было уже за 60.
Второй в 1544 году создал Даниэле Риччарелли (больше известный как да Вольтерра), один из друзей Микеланджело. Портрет работы Риччарелли, по сути, является копией картины дель Конте. Третий портрет принадлежит кисти Помпео Каччини и был создан через 36 лет после смерти Микеланджело.
Микеланджело в образе философа Гераклита Эфесского. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа».
И портреты, и жалобы художника в переписке с племянником указывают на то, что Микеланджело страдал от какой-то болезни суставов. Сам Микеланджело определяет её как подагру – но в то время подагрой называли многие патологии, по симптомам схожие с артритом. Помимо «подагры», Микеланджело страдал от почечнокаменной болезни – он не раз описывал племяннику и мучительный выход камней, и острые почечные колики.
Интересно, что от камней в почках Микеланджело, по всей видимости, избавился в 1549 году. Следуя рекомендациям врача Маттео Реальдо Коломбо, художник ежедневно пил минеральную воду из источника Витербо. Помогло. Во всяком случае, жалобы прекратились.
Свой подагрический артрит Микеланджело описывал как «жестокую боль» в ноге. Сохранилось изображение этой больной ноги: на фреске «Афинская школа» Рафаэль придал философу Гераклиту Эфесскому портретное сходство с Микеланджело. Правое колено философа деформировано и имеет характерные «шишки», но без явных признаков воспаления суставов, подчеркивают современные медики.
Ранее несколько исследователей отмечали у Микеланджело симптомы сатурнизма – отравления свинцом. Свинец мог содержаться и в красках, и в растворителях, и в обычном вине, которое держали в свинцовых ёмкостях. Известно, что во время росписи Сикстинской капеллы Микеланджело страдал от нистагма, головокружений и потери равновесия. Эти симптомы могли быть вызваны как свинцовым отравлением, так и обычным переутомлением или напряжённой работой глаз при тусклом свете. То же касается депрессии – в письмах Микеланджело не раз упоминает своё подавленное состояние.
Психологические расстройства Микеланджело не входили в область интересов итальянских медиков, однако они отметили, что не согласны с выводами других исследователей о наличии у Микеланджело синдрома Аспергера или аутизма. Хотя известно, что художник вёл образ жизни, совершенно не соответствующий его социальному и финансовому положению, он был одержим работой, не стремился к общению, а биограф Джорджо Вазари упоминает его многочисленные «чудачества и странности».
Впрочем, Давиде Лаццери и его коллеги использовали письменные свидетельства лишь в качестве дополнительного источника, а основную диагностику провели по портретам. Особо их заинтересовали руки Микеланджело – главный рабочий инструмент человека, признанного гением ещё при жизни.
Все три портрета показывают Микеланджело в возрасте 60-65 лет и отображают постепенный процесс его старения. На всех хорошо прописана левая рука великого художника и скульптора — современные искусствоведы трактуют это как намек на «леворукость» Микеланджело. Лаццери также считает, что Микеланджело был левшой.
Сравнение рук Микеланджело на трёх портретах.
На первом портрете, принадлежащем кисти Якопино дель Конте, Микеланджело выглядит старше своих лет, у него измождённый вид, а суставы левой руки явно деформированы. На более поздних портретах деформация сохраняется. По мнению Лаццери, она вызвана дегенеративными изменениями невоспалительного характера, что соответствует современному диагнозу остеоартроз. Развитие болезни, безусловно, усугублялось продолжительной работой с камнем. На более ранних изображениях Микеланджело – в образе Гераклита Эфесского на уже упоминавшейся фреске Рафаэля и в образе Святого Варфоломея в Сикстинской капелле – руки мастера не имеют явных признаков деформации.
Диагноз «подагра», который поставил себе Микеланджело, Лаццери отверг как несостоятельный. Подагрический артрит не мог быть причиной болей в суставах, в основном из-за отсутствия следов воспаления и узлов (тофусов) на кончиках пальцев, характерных для подагры. Скорее всего, страдания великого мастера эпохи Возрождения были связаны с дегенеративными изменениями в мелких суставах рук, что соответствует картине остеоартроза.
Особенно мучительными были последние 15 лет жизни Микеланджело. Тем не менее, несмотря на постоянные проблемы со здоровьем, гений дожил до весьма преклонного возраста – и по меркам эпохи Возрождения, и по современным.
Микеланджело скончался в возрасте 88 лет. За шесть дней до смерти, превозмогая мучительную боль, он продолжал работать молотком и резцом над своим последним шедевром, Пьетой Ронданини. Эта скульптура так и осталась незаконченной. При этом известно, что в последние годы жизни Микеланджело даже не мог взять в руки перо, так сильно болели руки. Письма за него писали помощники, он только ставил свою подпись.
С одной стороны, этот эпизод многое говорит о личности Микеланджело, о силе его духа и одержимости работой до последнего вздоха. С другой – косвенно подтверждает диагноз, поставленный Лаццери. Сначала напряжённая работа усугубила проблемы Микеланджело с руками, позже она помогла максимально долго поддерживать их частичную функциональность. Дозированная нагрузка на сустав, чередование движения и отдыха, поддержание двигательной активности, несмотря на болезненные ощущения, — именно такие рекомендации являются частью современной методики лечения остеоартроза.
Гениальный Микеланджело страдал особой формой аутизма
Микеланджело Буонарроти (1475-1564), создавший Сикстинскую капеллу и «Скорбь о Христе», — больной гений.
С таким утверждением выступили два британских исследователя Мухаммед Аршад и Майкл Фитцжеральд, пишет Carriera Della Sera. (Перевод материала опубликован на сайте Inopressa.ru).
Согласно выводам их исследования, Микеланджело страдал синдромом Аспергера — особой формой аутизма, которая является, по мнению ученых, «редким проявлением функционирования мозга мужчины».
Гипотеза была сразу же опротестована искусствоведами, в частности, автором монографии о Микеланджело Джеймсом Холлом. «Гениальность Микеланджело, — утверждает Холл, — проявлялась на протяжении более 80 лет и всегда выражалась в крайне определенной манере во многих сферах искусства: скульптуре, живописи и даже поэзии.
Ранее один из двух исследователей Майкл Фитцжеральд в своей книге «Аутизм и творчество» уже диагностировал эту особую форму аутизма у Ньютона, Эйнштейна, Сократа, Дарвина, а также более легкие формы у Виттгенштейна, Йетса, Льюиса Кэрролла, архитектора Нэша, математика Рамануджана. Слишком много слишком знаменитых имен, чтобы результаты выглядели полностью достоверными, отмечает газета.
Доказывая свою гипотезу, ученые описывают поведение Микеланджело: эгоцентричный, гиперчувствительный, лишенный здравого смысла, неадекватно относившийся к событиям внешней жизни (в качестве доказательства описывается его бесчувствие на похоронах брата). Они подчеркивают, что за подобной манерой поведения, типичной для людей с синдромом Аспергера (который поражает, прежде всего, людей с превышающими норму интеллектуальными способностями), скрывается способность к необычным и оригинальным идеям, а кроме того, незаурядный талант к рисованию, музыке, математике.
Исследователи также отмечают, что люди, подверженные этой форме аутизма, имеют «тенденцию к педантизму, развитию строго определенных интересов, они чувствуют себя несчастными, думают, что их не понимают, демонстрируют суицидальные наклонности».
Проявлением этого заболевания, по мнению ученых, может быть «большая неудовлетворенность, которая неоднократно посещала Микеланджело во время его многолетней работы над Сикстинской капеллой», а с другой стороны, «его способность создавать сотни рисунков за непродолжительное время».
Но желание проанализировать проявление гениальности в соответствии с параметрами медицинской патологии превратилось в моду. Так, по крайней мере, думает Джеймс Холл, который рассказывает об исследовании, посвященном стилю живописи Эль Греко, который автор объясняет страбизмом (косоглазием) художника.
Таким образом, Микеланджело пополнил список великих, чье творчество связано с болезнью. В том же списке оказались Клод Моне, страдавший от астигматизма и катаракты, который сказал одному своему другу, что видит мир как «через пелену тумана», и Винсент Ван Гог с его депрессивно-галлюциногенным синдромом.
В их ряду — Бетховен, пораженный глухотой, Дебюси, подверженный постоянной меланхолии, Джон Китс с нарушениями поведенческих реакций, и Мэри Шелли, создавшая, по мнению английских ученых, своего Франкенштейна лишь по причине депрессии, усугубившейся после смерти дочери.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Микеланджело болел артритом
Кто не хотел бы иметь руки, как у Микеланджело, одного из величайших художников и скульпторов в истории? Теперь кажется невозможным, что эти руки могли работать и создавать шедевры в то тремя, когда мастер изнемогал от боли, вызванной дегенеративным артритом. А ведь знаменитый художник творил ими, пока ему не исполнилось 89 лет. Однако глубокий анализ картин Микеланджело дал повод думать, что он болел остеоартритом.
Микеланджело Буонарроти жил с 1475 по 1564 год и был первым художником, который был признан гением еще при жизни. Еще со времен итальянского Возрождения стекаются толпы, чтобы увидеть потолок Сикстинской капеллы и собор Святого Петра в Риме. Да и многие другие его произведения стали эталоном возвышенной красоты.
Тем не менее у Микеланджело был ряд заболеваний и различных психологических (поведенческих) расстройств. Исследователи проанализировали три картины, изображающие художника, чтобы узнать больше о его здоровье. Картины написаны, когда он был в возрасте 60-65 лет и отражают, как шло старение.
Первая датирована 1535 годом и написана, когда Микеланджело было за 60. Его левая рука уже с явными признаками заболеваний суставов. Вторая датируется 1544 годом и считается копией первой картины. А третья была написана через 36 лет после смерти художника в 1595 году.
После анализа всех трех изображений обнаружено, что левая рука художника имеет признаки дегенеративных изменений, которые могут быть интерпретированы как остеоартрит. Ранее портреты были без каких-либо видимых признаков заболеваний в руках.
Исследователи пришли к выводу, что состояние художника со временем еще ухудшилось от длительной ковки и долбления. Однако он продолжал интенсивно работать, что позволило ему сохранить способность к движению своих рук до самой смерти. Ранее у него подозревали подагру, однако исключение этого заболевания было основано на том, что на руках не показано никаких признаков воспаления, и не было никаких доказательств — тофусов. Тофусы — небольшие куски кристаллов мочевой кислоты, которые образуют под кожей лица у человека с подагрой.
Письма, написанные Микеланджело предполагают, что его симптомы появились в 1552 году, когда он сказал своему племяннику в письме, что заболел. Несмотря это, Микеланджело создавал шедевры. Он продолжал работать еще за неделю до смерти, которая настигла его на 89-том году жизни. Тогда он был уже не в состоянии писать, а вместо этого только подписывал свои письма.
Доктора считают, что это может быть из-за остеоартрита. А другие симптомы, например депрессия и головокружение, возможно появились в результате отравления свинцом, который содержался в большинстве красителей и растворителей, да и вино в то время хранили в свинцовых контейнерах.
Нас вдохновляет пример художника, труд которого позволил ему одержать победу над немощью.
Ну, как вам понравилась статья? Если да, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, подпишитесь на обновление блога и ждите продолжения.
Гений Микеланджело оказался психическим расстройством
Психиатр Мухаммед Аршад (Muhammad Arshad) из больницы Вайстона, в Прескоте, Мерсисайд, и профессор Майкл Фиджеральд (Michael Fitzgerald) из Колледжа Тринити в Дублине сделали вывод, что Микеланджело страдал синдромом Аспергера, одной из форм аутизма, при котором нарушается контакт человека с внешним миром.
В своей статье на страницах Journal of Medical Biography, исследователи жизни творца эпохи Возрождения написали: «Бесхитростный подход Микеланджело к работе, необычный образ жизни, ограниченные интересы, слабые навыки жизни в обществе и общения, и другие аспекты жизни представляются проявлениями синдрома Аспергера».
Утверждения о психическом нездоровье Микеланджело были с возмущением восприняты некоторыми исследователями его жизни. В частности, автор книги «Michelangelo and the Reinvention of the Human Body» Джеймс Хилл (James Hall) назвал их бездоказательными. По его словам, за многими творческими людьми можно заметить подобные черты.
Напомним, что это уже не первый диагноз, которые спустя сотни лет после смерти был поставлен Микеланджело. Доктор Карлос Эспинель из штата Виржиния несколько лет назад заявил, что у великого живописца была подагра. Этот вывод был сделан при анализе портрета Микеланджело, а также на основании дошедших до нас его собственных жалоб на здоровье.
Микеланджело Буонарроти. Селебрити Папы.
Кто такой Микеланджело, знают, так или иначе, все. Сикстинская капелла, Давид, Пьета – вот, с чем прочно ассоциируется этот гений эпохи Возрождения. Меж тем, капни чуть глубже, и большинство вряд ли смогут внятно ответить, чем еще запомнился миру своенравный итальянец. Расширяю границы познаний.
Микеланджело изучал умерших
Микеланджело известен как скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе.
Микеланджело ненавидел живопись
Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».
Соученик Микеланджело сломал ему нос из зависти
Юный Микеланджело делает быстрые и впечатляющие успехи, и очень скоро на него обращает внимание сам Лоренцо Великолепный: увидев, как юный ученик школы изваял голову фавна, и поразившись мастерству, он все-таки сделал Микеланджело замечание, что тот изобразил у фавна все зубы, в то время как у стариков они выпадают. На следующий день фавн уже был без зуба, причем создавалась полная иллюзия того, что он действительно выпал. Лоренцо вызвал к себе отца Микеланджело – и дело было решено: юноша отправлялся жить и учиться во дворец Медичи, причем Лоренцо обещал обращаться с ним, как с собственными сыновьями. Единственное, что испортило Микеланджело столь блистательный взлет в пятнадцатилетнем возрасте, – это сломанный нос: один из соучеников, позавидовав успеху юного гения, ввязался с ним в драку и навсегда изуродовал внешность Микеланджело, добавив застенчивости, которой он и так всегда отличался.
Микеланджело тяжело болел
Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.
Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.
Микеланджело зарабатывал подделками
В 1496 году Микеланджело возвращается во Флоренцию, охваченную благодаря проповедям Савонаролы религиозным пылом, – на кострах в то время жгли бесценные творения античности – и, словно вопреки воцарившимся порядкам, обращается к греческому язычеству, создав статую Купидона.
Лоренцо Пополани, правивший Флоренцией, предложил ему «состарить» скульптуру и продать ее в Риме, выдав за античный оригинал. В итоге до купившего «Купидона» кардинала Сан Джорджо дошли слухи о том, что он приобрел подделку, и кардинал, под впечатлением от таланта юного скульптора, пригласил его в Рим, где Микеланджело оказался в июле 1496 года.
Тайные автопортреты Микеланджело
Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Микеланджело был поэтом
Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни.
Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.
Почему у статуи Микеланджело на голове Моисея рога
В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Спустя 30 лет после смерти Папы, данный проект был закончен и установлен в 1545 году в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи в виде двухъярусного пристенного надгробия, включившего 6 статуй, выполненных Микеланджело. Среди них была статуя «Моисея», на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…
Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?”
Глядя на этот шедевр возникает вопрос « Почему у Моисея рога?»
Откуда же рога у Моисея?
Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что:
Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
Когда было обнаружено несоответствие перевода исходному тексту, художники стали изображать Моисея уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы.
А что же православные?
Цитаты Микеланджело
Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Я чувствую себя хорошо, только тогда, когда я с долотом в руке.
Господи, дай, чтобы я всегда желал большего, чем могу сделать.
Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь.
Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.
Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.
Когда я вижу человека талантливого или умного, который в чем-то искусней или красноречивей других, я не могу не влюбиться в него и тогда отдаюсь ему безраздельно, так что уже перестаю принадлежать себе.
Врагу желаю не смерти, но вынужденного безделья.
Всякое произведение имеет свою цену, если заключает в себе идею.
Символ республики – работа Микеланджело
Для выполнения заказа ему предложили огромную глыбу мрамора, в свое время неудачно использованную скульптором Агостино ди Дуччо, который начал высекать фигуру для собора. Ее пропорции соответствовали идеалу XV в. – узкое и длинное рахитичное тело. И, несмотря на все трудности, связанные с воплощением образа героя во вроде бы неподходящем куске мрамора, Микеланджело с радостью согласился. Позже он писал в одном из своих сонетов: произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его оттуда.
Открытие статуи, которое стало торжественным событием для всей Флоренции, состоялось спустя два года. Она должна была стать символом республики и воспринималась многими современниками именно так.
Была в жизни Микеланджело и одна женщина
Микеланджело и папа Юлий II
← Фреска «Месса в Больсене». Фрагмент: папа Юлий II
В разгаре работы над «Битвой при Кашине» Микеланджело снова вызывают в Рим, где воцарился новый папа – Юлий II. Отношения Микеланджело и Юлия II вполне можно назвать схваткой титанов, но в то же время и грандиозным их сотрудничеством, в результате которого родился один из самых потрясающих шедевров в истории. Начало их знакомства было бурным. Юлий заказал скульптору проект неслыханных масштабов – гигантскую трехъярусную гробницу лично для себя – чтобы увековечить свое имя. Микеланджело тут же, сделав проект гробницы, отправился в Каррару, где в течение восьми месяцев руководил добычей мраморных глыб, полностью захваченный грандиозными планами по созданию нового шедевра. Однако по возвращении в Рим он узнал, что папа охладел к проекту. Юлий стал избегать встреч со скульптором, уклоняясь от выплаты значительных сумм рабочим, которые добывали мрамор, и морякам, которые его транспортировали. Пять раз пытался Микеланджело добиться аудиенции у ветреного старика – и, в конце концов, услышав, что его приказано к папе не пускать, оскорбился, разгневался и уехал из Рима во Флоренцию.
Папа тут же начал забрасывать его посланиями с угрозами и требованиями вернуться. Микеланджело неизменно отвечал отказом, ожидая от Юлия II извинений. Столкнулись две гордыни: один был слишком горд, чтобы извиняться, другой – чтобы подчиняться приказам, пусть даже папы, не получив извинений. Противостояние продолжалось несколько месяцев и вышло на государственный уровень: папа стал требовать от Флоренции выдать ему мятежного скульптора, угрожая в противном случае карательными санкциями.
Микеланджело в сложившейся ситуации даже задумался над тем, чтобы уехать в Стамбул, куда его приглашал султан на строительство моста. Но в конце концов поддался уговорам правителя Флоренции и согласился на примирение с папой, которое состоялось в Болонье, куда Юлий отправился военным походом. Болонья была усмирена, и в качестве символа этого усмирения папа решил водрузить свою бронзовую статую на портал церкви Святого Петронио. Пришлось Микеланджело приниматься за бронзу, с которой он никогда раньше не имел дела. Из Флоренции был выписан лучший специалист по отливанию пушек, но даже с его помощью статую получилось отлить только со второй попытки. Судьба ее оказалась весьма незавидной: вскоре после торжественного размещения статуи на портале церкви Болонья вновь взбунтовалась, мятежники скинули статую и полностью уничтожили, отлив из ее бронзы пушку.
Но Микеланджело к этому времени уже был занят новым проектом по заданию папы – значительно более грандиозным. Согласился он на него крайне неохотно, неоднократно заявляя, что он скульптор, а не живописец. Однако Юлий II был неумолим. Работу над гробницей он приказал отложить на неопределенный срок, а тем временем заняться росписью плафона Сикстинской капеллы.
Микеланджело, по своему обыкновению, несмотря на изначальное сопротивление, оказался полностью увлеченным новым заданием – его опять пленили масштабность и кажущаяся невыполнимость проекта.
Пять лет, с 1508 по 1512, провел он на лесах, под потолком капеллы, практически не спускаясь вниз, – даже спал он зачастую прямо там, наверху, на жестком матраце. Сначала у него было много помощников: он вынужден был вызвать специалистов по фрескам из Флоренции, поскольку сам невнимательно слушал в свое время уроки Гирландайо.
Однако очень скоро помощники стали ему мешать – и в один день Микеланджело просто-напросто запер перед ними дверь капеллы. Вот так и во время героической росписи Сикстинской капеллы, когда Микеланджело работал лежа – так, что краска капала ему на лицо, и практически в полном одиночестве (ему помогали только два человека: один наносил на потолок раствор, другой смешивал краски), – он не чувствовал себя одиноким. С ним были великие библейские персонажи, которых он изображал на своей монументальной росписи: он общался с ними и с самим Богом.