Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Понимание глубины резкости в фотографии

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.

Глубина резкости

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Апертура

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.

Сравнение большой и малой апертуры

Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.

Диапазон ступеней диафрагмы

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.

Расстояние от объектива

Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.

Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Заключение

Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.

Источник

Глубина резкости в фотографии

Если вы знакомы с живописью, в ней обычно работает простое правило: объекты спереди являются более четкими, чем объекты сзади. Это особенность зрения, и в искусственных попытках воспроизвести какой-либо пейзаж, оно добавляет финальной картинке объем. В каком-то смысле, это правило можно перенести и на фотографию. Глубина резкости как раз отвечает за то, какое пространство попадет в ту область, которая останется четкой на фото.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Что такое глубина резкости?

Камера фокусируется на одной точке, но резким, помимо нее, в кадре остается некое пространство, которое и называется глубиной резкости. Это может быть исключительно передний план, может быть средний, но бывает и так, что фокусируемся мы на дальних точках.

Глубина резкости — это показатель, который может и должен меняться, в зависимости от выставленных настроек и художественного замысла. Цель заключается в том, чтобы выделить объект из окружающей среды.

Один из ярких примеров — это портретная съемка и эффект tilt shift. В обоих случаях глубина резкости остается относительно узкой. В пейзажной съемке, наоборот, требуется сохранить в области резкости как можно больше элементов.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Управление глубиной резкости

Современные цифровые камеры оснащены специальной кнопкой, которая находится рядом с байонетом объектива. Кнопка эта обеспечивает превью глубины резкости. Однако, она всегда позволяет предпросмотр глубины резкости на максимально раскрытой диафрагме объектива. Тот показатель, который выставите вы, будет применен только к финальной фотографии.

Тем не менее, эта функция позволяет вам наглядно понять, с чем вы имеете дело, и какая область может быть захвачена в резкое пространство.

Сама же глубина резкости будет зависеть от диафрагмы, фокусного расстояния и конечно, возможностей вашей камеры. Чем шире открыта диафрагма и короче фокусное расстояние, тем уже глубина резкости.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Вернемся к диафрагме

Степень открытия диафрагмы, или апертура, измеряется в количестве f-шагов, но чем меньше шагов, тем шире открыта диафрагма. f/2.8 — это широко открытые лепестки диафрагмы, f/22 — практически сомкнутые.

Фокусное расстояние тоже играет свою роль, и если с открытой диафрагмой вы сфокусируетесь на объекте, который находится вдалеке, глубина резкости будет шире. Аналогично, если объект находится ближе, она станет уже.

Самый простой способ контролировать глубину резкости — это настройки диафрагмы, и важный момент в данном процессе заключается в том, чтобы пропустить на матрицу достаточно света. Иными словами, при слабо открытой диафрагме, вы рискуете получить размытые фотографии.

Поэтому мы выстраиваем баланс между диафрагмой, ISO и выдержкой. То есть, настройки осуществляются через треугольник экспозиции. Чем шире открыта диафрагма, тем больше света пропускает объектив, тем более короткую выдержку можно использовать. То есть, чем меньше открыта диафрагма, тем более длинная выдержка потребуется для того, чтобы фотография оставалась четкой. На помощь приходит ISO. Чем выше этот показатель, тем меньшую выдержку вы можете использовать при узкой диафрагме.

Как на глубину резкости влияет камера

Сам фотоаппарат, с которым вы работает тоже вносит коррективы в настройки глубины резкости. В основном, вопрос касается матрицы камеры. Чем больше физический размер матрицы, тем более узкую глубину резкости вы можете получить.

Причина тому кроется в том, что вам понадобится либо большее фокусное расстояние, либо находиться физически ближе к объекту для того, чтобы получить тот же размер картинки, что и на камере с меньшей матрицей, а о результате фокусировки на ближнем объекте мы уже упоминали.

Поэтому полнокадровая матрица даст вам более узкую глубину резкости чем, например, APS-C.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Как на глубину резкости влияет объектив?

Фокусное расстояние дает существенный эффект на глубину резкости. Так длиннофокусный объектив создает больше размытия. 200мм объектив даст более узкую глубину резкости на том же расстоянии, на котором 20мм создаст большую.

Это будет незаметно в том случае, если объект занимает одну плоскость и значительное пространство кадра. Но при этом, вам придется подойти ближе с широкоугольным объективом и отойди дальше с телевиком.

Длиннофокусные объективы имеют более узкий угол обзора, потому в кадр попадает меньше окружения и размытие кажется сильнее. Это отлично срабатывает при съемке портретов.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Жанры съемок, в которых важна глубина резкости

Портреты, как людей так и животных, часто строятся на соотношении резкого переднего плана и размытого боке. Для таких кадров идеально подходят длинные фокусные расстояния и широко раскрытая диафрагма. Фокусироваться при этом нужно максимально точно.

При съемке пейзажей стоит использовать короткое фокусное расстояние, и диафрагму в районе f/1.16 или меньше. Фокусироваться стоит примерно на 1/3 от общей площади кадра. Это позволит максимально расширить область глубины резкости. Стоит также использовать штатив для того, чтобы уравновесить и стабилизировать камеру, если вы снимаете на длинной выдержке. В противном случае обязательно повысить ISO.

Макросъемка также требует размытого боке и максимальной резкости основного предмета в фокусе. Придется очень внимательно выставлять настройки, учитывая тот факт, что даже самая маленькая степень открытия диафрагмы сможет дать вам миллиметровую глубину резкости при самом близком расстоянии фокусировки. Будьте внимательны.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Для создания узкой глубины резкости лучше всего подходят стандартные объективы с фокусным расстоянием 50мм. Именно эти объективы максимально удачно имитируют область нашего зрения, что упрощает процесс построения композиции.

Два варианта для тех, кто снимает на камеры Canon и Nikon — это Canon 50мм f/1.2L и Nikon 50мм f/1.4. Эти объективы отлично справляются как с портретами, так и со многими другими типами съемок. По сути, они универсальны.

Источник

Основы фотографии: выдержка, диафрагма, ГРИП, светочувствительность

Введение

Часто люди приобретают цифровые зеркальные камеры в погоне за качеством снимков, но при этом не имеют представления о технических моментах съемки. В основном это касается тех, кто до зеркалки держал в руках исключительно компактные фотоаппараты и пользовался автоматическими режимами (которые, к слову, весьма продвинутые в современных камерах).

В результате у кого-то возникает разочарование в камере и фотографии в целом, а другие проявляют терпение и пытаются освоить премудрости фотографии, чтобы раскрыть весь потенциал камеры с полноценным (или почти полноценным) сенсором.

Изначально я планировал написать одну статью, но по ходу дела понял, что объем получается слишком большой и решил разбить ее на несколько частей. В этой главе рассмотрю такие понятия как выдержка, диафрагма, ГРИП и светочувствительность, как эти параметры влияют на результат съемки. На очереди статья про типы и параметры объективов, работу со вспышками и советы по съемке в различных условиях.

Экспозиция

Экспозиция — это величина засветки светочувствительного сенсора. Она формируется двумя параметрами — выдержкой и диафрагмой, — которые еще называют «экспопарой». Экспозиция должна быть такой величины, чтобы обеспечить необходимое количество света для формирования изображения на сенсоре с заданной светочувствительностью (которая обозначается ISO, например, ISO 100, ISO 800 и т.д.).

Чем больше значение светочувствительности матрицы, тем меньше должна быть экспозиция. В автоматических и полуавтоматических режимах работы, фотокамера производит вычисление экспозиции при помощи специального датчика и других параметров системы.

Для передачи всей световой картины сцены, необходимо, чтобы динамический диапазон (минимальная воспринимаемая яркость и максимальная) сенсора был больше диапазона снимаемой сцены. Если это невозможно, экспозицию выбирают исходя из того, чтобы правильно проработать самую важную часть кадра.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 1. Слева направо: недоэкспонирование, нормальная экспозиция, переэкспонирование

Выдержка

Выдержка — это время, на которое открывается затвор фотоаппарата для засветки сенсора. Затвор в полноценном его виде имеется не во всех аппаратах, в большинстве компактов и разного рода мобильниках его роль выполняет электроника — так называемый «электронный затвор», выдержка в этом случае определяется временем между обнулением матрицы и считыванием с нее информации. Бывают еще гибридные затворы.

Самый распространенный вид затвора — шторно-щелевой, в нем перемещаются две шторки. Во взведенном состоянии сенсор перекрыт первой шторкой. При спуске затвора, эта шторка открывает путь световому потоку. По окончании необходимого времени, просвет закрывается второй шторкой. Начиная с определенной выдержки, быстродействия затвора перестает хватать и засветка кадра начинает производиться щелью, образованной двумя шторками. Чем короче выдержка, тем меньше щель. Эта особенность порождает две проблемы: искажение быстро движущихся объектов и проблемы при работе со вспышкой.

Поскольку на коротких выдержках экспонирование (засветка) сенсора происходит неравномерно, выдержка при работе со вспышкой может достигать только той величины, при которой происходит полное открытие площади кадра в момент съемки. Эта величина называется выдержкой синхронизации со вспышкой. В принципе, возможна работа и на более короткой выдержке, при этом вспышка формирует серию световых импульсов, но мощность ее падает.

Диафрагма

Вообще говоря, диафрагма не является обязательным элементом фотоаппарата, поэтому в совсем простых мыльницах и мобильных телефонах она просто-напросто отсутствует. Эспопара в них — вовсе и не пара; она формируется одним единственным параметром — выдержкой электронного затвора.

Диафрагма в прямом понимании — это перегородка, ее значение обратно пропорционально количеству пропускаемого света и обозначается в виде дроби 1/k, где k — стандартные коэффициенты. На практике обычно указывают только знаменатель дроби. Например, если на объективе с относительным отверстием 2.8 мы установим диафрагму f/2.8, то это будет означать, что диафрагма на данном объективе будет полностью открыта и не будет участвовать в съемке.

Казалось бы, если оба этих параметра отвечают за одно и то же — количество света, попадающего на матрицу, — нельзя ли использовать один? Можно! Но диафрагма влияет на еще один очень важный параметр: глубину резко изображаемого пространства (или просто ГРИП).

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 2. Работа диафрагмы

Давайте попробуем разобраться, на что влияет увеличение или уменьшение диафрагмы кроме количества пропускаемого света. Чем больше значение диафрагмы (меньше физическое отверстие), тем больше глубина резкости, то есть область точной фокусировки вокруг снимаемого объекта.

При открытой диафрагме происходит размытие заднего фона — этот эффект наиболее полезен в съемке портретов, чтобы акцентировать внимание на лице. С прикрытой же диафрагмой снимают пейзажи, в которых требуется резко отобразить всю площадь кадра.

Я не буду вдаваться в технические детали, приводить графики и формулы, достаточно запомнить несколько условий, влияющих на величину ГРИП:

1. Диафрагма. Чем больше ее значение (меньше физическое отверстие), тем больше ГРИП.
2. Фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП.
3. Расстояние до объекта съемки. Чем ближе объект, тем меньше ГРИП.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 3. Диафрагма 2, выдержка 800

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 4. Диафрагма 4, выдержка 200

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 5. Диафрагма 8, выдержка 50

По картинкам ясно видно, что на открытой диафрагме глубина резкости меньше, чем на прикрытой. Еще обратите внимание на то, что для того чтобы значение экспозиции оставалось неизменным, приходится менять и второй параметр экспопары — выдержку (при изменении диафрагмы на два стопа, выдержка меняется в 4 раза).

КРОП-фактор

На хабре есть хорошая статья про кроп-фактор и то, как он влияет на ГРИП, рекомендую прочитать. Вкратце, величина КРОП-фактора означает во сколько раз площадь сенсора меньше стандартного 35-мм кадра.

Именно из-за маленького размера сенсора, у компактных цифровые фотоаппаратов добиться малой ГРИП практически невозможно, разве что при макросъемке. Поэтому фотографии с мыльниц выглядят менее объемными, особенно портреты. При этом на пейзажах порой разницу увидеть невозможно.

Светочувствительность и шумы

Пожалуй, самый горячо обсуждаемый в фотографических кругах вопрос — это шумы матрицы. Сенсор цифровой камеры состоит из множества маленьких датчиков — пикселей. Они преобразуют количество попадающего на них света в электрический сигнал.

Светочувствительность матрицы фотоаппарата можно рассматривать как коэффициент усиления этого электрического сигнала. Поскольку усилению подвергается не только полезный сигнал, но и собственный шум матрицы, увеличение чувствительности матрицы приводит к повышению уровня шумов. Шумы наиболее заметны на темных участках кадра из-за меньшего отношения сигнал/шум слабо освещенных пикселей.

На практике, всегда надо стремиться снимать при наименьшей возможной чувствительности из основного диапазона аппарата. Она будет ограничена освещенностью сцены и максимально возможной длительностью выдержки.

Чем больше площадь каждого отдельного пикселя, тем большее количество света попадает на него за единицу времени, физику не обманешь. Поэтому я не устаю объяснять людям, что они не правы, когда основным критерием выбора фотоаппарата является разрешение сенсора. На деле, увеличение разрешения матрицы при неизменном ее физическом размере скорее вредно! Это не более чем маркетинговый ход производителей фототехники.

Все современные цифровые фотоаппараты производят некоторую обработку изображения перед тем, как оно дойдет до пользователя, в том числе подавление шумов. При разумном использовании этой возможности, результат действительно становится лучше, но в условиях гонки мегапикселей, подобная обработка начинает вносить негативные последствия в результат съемки, что проявляется в «замыливании» картинки, отсутствии достаточной резкости и детализации.

Самый низкий уровень шумов на сегодняшний день обеспечивают камеры с полноразмерным сенсором (35 мм и более), и происходит это именно из-за большой площади пикселя.

Примеры использования выдержки для разных сюжетов

Рассмотрим несколько характерных случаев, при которых используются различные выдержки.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 6. Короткие выдержки применяются для съемки динамичных сцен, они позволяют как бы «заморозить» движение

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 7. Длинные выдержки, наоборот, «размазывают» движение, что порой позволяет достигнуть интересного результата

В общем случае, если сюжет банален и не требует особых условий, при съемке с рук надо стараться, чтобы выдержка не была длиннее, чем 1/f (фокусное расстояние объектива). Например, для объектива 50 мм надо стараться использовать выдержки короче 1/50 с.

Многие современные объективы (и даже некоторые тушки) оснащаются стабилизаторами изображения, но мне, к сожалению, не приходилось их использовать, поэтому сказать насколько они эффективны не могу. Теоретически, данная возможность позволяет снимать на более длинных выдержках без появления характерного смаза изображения (в народе «шевеленка»).

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости
Рис. 8. Смаз изображения при длинной выдержке

Источник

5 шагов к пониманию диафрагмы.

Шаг 1 – Что такое диафрагма фотоаппарата?

Лучший способ понять, что такое диафрагма – представить ее как зрачок глаза. Чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку.

Экспозицию составляют три параметра: диафрагма, выдержка и ISO. Диаметр диафрагмы регулирует количество света, поступающего к матрице, в зависимости от ситуации. Есть различные творческие варианты использования диафрагмы, но когда речь идет о свете, важно запомнить, что более широкие отверстия пропускают больше света, а более узкие меньше.

Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Вот несколько примеров:

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Шаг 3 – Как диафрагма влияет на экспозицию?

С изменением размера диафрагмы изменяется и экспозиция. Чем шире диафрагма, тем сильней экспонируется матрица, тем более светлое изображение получается. Лучший способ продемонстрировать это – показать серию фотографий, где изменяется только диафрагма, а остальные параметры неизменны.

Все изображения ниже были сделаны на ISO 200, выдержка 1/400 сек, без вспышки, а изменялась только диафрагма. Значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Однако, основное свойство диафрагмы – это не управление экспозицией, а изменение глубины резкости.

Шаг 4 – Эффект глубины резкости

Глубина резкости – сама по себе обширная тема. Чтобы раскрыть ее, нужно несколько десятков страниц, но сейчас мы рассмотрим ее очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет передаваться резко спереди и сзади объекта съемки.

Все, что вам действительно нужно знать, с точки зрения взаимосвязи диафрагмы и глубины резкости, это то, что чем шире диафрагма (f/1.4) тем меньше глубина резкости, а чем уже диафрагма (f/22), тем поле резкости больше. Прежде, чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных с разной диафрагмой, посмотрите на диаграмму ниже. Она помогает понять, почему это происходит. Если вы не понимаете точно, как именно это работает, ничего страшного, пока для вас важно знать о самом эффекте.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

На нижнем рисунке представлено фото, сделанное на диафрагме f/1.4. На нем ярко выражен эффект ГРИП (Глубины резко изображаемого пространства)

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Наконец подборка фотографий, сделанных в приоритете диафрагмы, таким образом экспозиция остается постоянной, а меняется только диафрагма. Диафрагменный ряд такой же, как в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости. Фото Чем больше диафрагма тем больше глубина резкости

Шаг 5 – Как использовать различные диафрагмы?

Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.

f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса

f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4

f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.

f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.

f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.

f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.

f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов

f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.

f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.

Как я уже говорил, это только рекомендации. Теперь, когда вы точно знаете, как диафрагма влияет на фото, пробуйте и получайте удовольствие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *