Чем больше фокусное расстояние тем дальше расстояние до объекта
Фокусное расстояние объектива
Фокусное расстояние объектива – это один из самых важных параметров объектива. Фокусное расстояние объектива показывает, на сколько ‘далеко’ или ‘близко’ (широко) может ‘видеть’ объектив.
Фокусное расстояние объективов – статья от Радоживы
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах, сантиметрах и метрах. Например, обозначение фикс объектива Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor говорит о том, что фокусное расстояние у него фиксированное и составляет 85 миллиметров. А обозначение Tamron 28-200mm 1:3.8-5.6 Macro AF Aspherical XR (IF) A03 говорит о том, что фокусное расстояние у объектива может изменяться от 28 миллиметров до 200 миллиметров. Объективы, у которых фокусное расстояние может изменяться, называют зум объективама (zoom lens, вариообъектив). Кратность зума рассчитывается делением большего числа на меньшее, в данном примере 200мм\28мм=7 раз.
Обычно, чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше сами размеры объектива, особенно его длина.
Фокусное расстояние – это первое, на что нужно обращать внимание при выборе объектива. Именно оно показывает, какой угол обзора будет захватывать камера при работе с тем или иным объективом.
Внимание: фокусное расстояние объектива – это физическая величина самого объектива, она не изменяется и не зависит от типа камеры, на которой используется объектив. Но для кропнутых камер и для камер с разными физическими размерами матриц придумали параметр ЭФР (Эквивалентное фокусное расстояние), он показывает реальный угол обзора для 35мм пленки, который получается при использовании того или иного объектива на камерах с разными размерами матриц. Более детально в разделе кроп-фактор.
Вот пример того, как изменяется пространство, которое может охватить камера при использовании объективов с разным фокусным расстоянием.
Фокусное расстояние объектива, кроп-фактор, перспектива и их связь между собой
Артем Кашканов, 2015
В зависимости от угла обзора объективы делятся на широкоугольные, нормальные и телеобъективы.
Изображение, получаемое таким объективом имеет довольно ярко выраженную перспективу и объекты заднего плана кажутся мельче, чем мы их привыкли видеть, зато угол обзора у такого объектива без проблем позволяет снимать в тесных помещениях. Вот примеры фотографии, сделанных со сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 16 мм.
Вот два примера: первый портрет снят широкоугольником (28 мм):
Теперь с пропорциями все в порядке! Плюс ко всему, увеличенное фокусное расстояние позволило «растянуть» и размыть задний план, теперь он нас не отвлекает от главных объектов.
Объективы с большим фокусным расстоянием применяются, когда нет возможности близко к объекту съемки.
Итак мы определились, какие сюжеты на каких фокусных расстояниях лучше снимать. Для простоты сведем эту информацию в небольшую таблицу.
Как узнать фокусное расстояние объектива по его маркировке?
Если на матрицу EOS 5D попадает все изображение, формируемое объективом, то на матрицу любительского 650D попадает только центральная части изображения, она помечена желтой пунктирной рамкой.
В итоге, фотографии, полученные разными аппаратами с одним и тем же объективом будут немного отличаться друг от друга.
Теперь внесем дополнение в таблицу с фокусными расстояниями, которую рисовали выше.
Тип сюжета | Фокусное расстояние (на кропе 1.6) | Эквивалентное фокусное расстояние |
---|---|---|
Пейзаж, интерьер | До 22 мм | До 35 мм |
Съемка людей во весь рост | 22-38 мм | 35-60 мм |
Портретная съемка | 38-84 мм | 60-135 мм |
Съемка удаленных объектов, фотоохота | От 84 мм | От 135 мм |
А теперь посмотрим на шкалу расстояний китового объектива и воображаемыми разноцветными маркерами пометим на нем области применения, примерно так:
Симулятор фотосъемки с разными фокусными расстояниями от Nikon
Посмотрите, как изменяется поле зрения объектива при изменении фокусного расстояния и при использовании на полнокадровой матрице (FX) и на кропе 1.5 (DX).
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Фокусное расстояние и его использование
Зная, что такое фокусное расстояние и как оно влияет на выбор объектива, вы всегда сможете подобрать подходящий объектив для каждой задачи.
Хорошие фотографии можно делать с помощью любого оборудования. Тем не менее чем больше у вас объективов с разным фокусным расстоянием, тем больше возможностей для фотосъемки.
Понимая принцип работы фокусного расстояния и зная, какое фокусное расстояние лучше всего подходит для той или иной цели, будь то портретная или пейзажная фотография, вы получаете не только свободу творчества, но и возможность специализации. Это похоже на то, как спортсмены выбирают специальную обувь для своего вида спорта: футболисты надевают бутсы с шипами, которые обеспечивают сцепление с травой, а баскетболистам нужна обувь, подошва которой не скользит по твердой поверхности. Умение установить фокусное расстояние объектива в соответствии с необходимым углом обзора (видимое пространство, которое может захватить объектив) — это мастерство, благодаря которому вы всегда будете чувствовать себя хорошо подготовленным.
Что считается фокусным расстоянием, а что нет
При использовании объектива с коротким фокусным расстоянием, например 18 мм, снимок получится с более широким углом обзора. Объективы с более длинным фокусным расстоянием, например 200 мм, обеспечивают более узкий угол обзора.
Фокусное расстояние объектива — это оптическое расстояние (обычно измеряемое в миллиметрах) от точки схождения лучей света внутри объектива до матрицы камеры.
«Изображение на телефоне можно увеличить, однако фокусное расстояние при этом не изменится. Вы просто обрезаете фотографию, прежде чем сделать снимок, — отмечает фотограф Дерек Бойд. — Оптическое фокусное расстояние обычно указывается в миллиметрах и главным образом определяет, насколько широким или узким будет снимок».
Это то, что касается технической стороны. Далее перейдем к практике.
Использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием
Существует множество объективов, предназначенных для конкретного вида фотографии и области применения, от телеобъективов до сверхширокоугольных объективов типа «рыбий глаз». Хорошо, когда есть альтернатива — как в жизни, так и в фотографии. Но чтобы углубить знания и отточить навыки работы с определенным фокусным расстоянием, объектив с фиксированным фокусным расстоянием — лучший выбор.
Такие объективы имеют постоянное фокусное расстояние. Это означает, что вы можете снимать только с одним фокусным расстоянием — никакого зума или увеличения.
«Если вы хотите стать профессиональным фотографом, я бы рекомендовал выбрать одно наиболее удобное для вас фокусное расстояние и поработать с ним некоторое время, — говорит Бойд. — Научитесь реализовывать творческий замысел, используя одно фокусное расстояние, это заставит вас думать о том, как использовать камеру, и больше думать о настройках. Вы будете больше времени уделять снимку — работа замедлится. Когда работаешь с зум-объективом, так и тянет просто использовать зум. Но когда у вас объектив с фиксированным фокусным расстоянием, вам приходится двигаться».
«Научитесь реализовывать творческий замысел, используя одно фокусное расстояние, это заставит вас думать о том, как использовать камеру, и больше думать о настройках. Вы будете больше времени уделять снимку».
Постоянная практика в съемке с одним фокусным расстоянием, на улице или еще где-либо, поможет вам натренировать свой глаз фотографа.
«Типы объективов и фокусные расстояния, которые вы используете, помогут вам создать свой стиль работы, — говорит свадебный фотограф Килен Мерфи. — Вы поймете, как вам нравится снимать и как выглядят объекты на фотографии».
Как только ваш стиль начнет формироваться, значит пришло время изменить перспективу. Экспериментирование с различными фокусными расстояниями — это познавательный процесс, который поможет доработать ваш стиль. Особенно важно понимать преимущества различных фокусных расстояний, если вы хотите создать набор супермена с объективами для более сложных съемок.
Изменение фокусного расстояния влияет на результат
Съемка мероприятия — это отличный способ понять, как фокусное расстояние влияет на сделанные фотографии. Вам придется перемещаться по месту в поисках идеального ракурса, и иногда может потребоваться изменить фокусное расстояние, чтобы использовать все возможности.
«Нужно понимать, что ты снимаешь и с каким объективом будет проще получить желаемый результат, — объясняет писатель, дизайнер и фотограф Хара Пликаник. — Ты стараешься предугадать, куда пойдет объект съемки или что будет дальше. И поэтому просчитываешь события на несколько шагов вперед, чтобы не оказаться в неподходящем месте, когда что-то будет происходить».
Именно в такие моменты набор супермена будет как нельзя кстати. Всегда берите с собой дополнительное оборудование.
Для свадебной съемки Пликаник использует три объектива: 50 мм, 16–35 мм и 70–200 мм. Разные события и разные снимки предъявляют разные требования, и как гольфист тщательно выбирает подходящую клюшку для следующего удара, так и понимание фокусного расстояния поможет вам добиться успеха в погоне за идеальной фотографией.
4 шага к пониманию фокусных расстояний
Почему вы должны знать, что такое фокусное расстояние?
Знать, что такое фокусное расстояние и в чем заключаются особенности, особенно важно при покупке объективов. Этот урок даст вам информацию о том, как работают объективы с различным фокусным расстоянием, как использовать их творчески и выбрать те, которые подходят именно вам.
Шаг 1 – Что это на самом деле означает?
Фокусное расстояние вашего объектива в основном определяет, какой масштаб изображения будет в ваших фотографиях: чем больше число, тем больше будет эффект увеличения и приближения.
Очень часто неправильно понимают фокусное расстояние, говоря что оно измеряется от передней или задней линзы. В действительности это расстояние от точки конвергенции до сенсора или пленки в фотоаппарате. Посмотрите на диаграмму ниже, где это объясняется
Шаг 2 – Различные фокусные расстояния и как они используются
Сверхширокоугольный 12-24 мм
Эти объективы считаются узкоспециализированными и не часто входят в комплект объективов обычного фотографа. Они создают столь широкий угол обзора, что изображение может выглядеть искаженным, так как наши глаза не привыкли к такого рода диапазонам. Они часто используются в событийной и архитектурной фотографии, для съемки в ограниченном пространстве. Широкоугольные объективы как бы помещают фотографа в центр событий, делая его уже не наблюдателем, а участником, создают эффект присутствия. Они не очень подходят для портретной съемки, так как увеличивают перспективу настолько, что черты лица могут искажаться и выглядеть неестественно.
Широкоугольный 24-35 мм
Здесь вы найдете много комплектных объективов для полнокадровых камер, они начинаются с фокусного расстояния 24 мм, когда угол широкий, но искажения еще не столь выражены. Эти объективы широко применяются для репортажной фотографии, фотожурналистами для документальных съемок, поскольку они обладают достаточно широким углом, чтобы включить большое количество объектов, и при этом искажения не столь значительны.
Стандартный 35-70 мм
Именно в этом диапазоне фокусных расстояний 45-50 мм угол зрения объектива будет примерно соответствовать тому, как видят наши глаза (исключая боковое зрение). Я лично хотел бы использовать этот диапазон при съемке на улице или на встречах с друзьями в пабе или за обеденным столом. Стандартный объектив, такой как 50 мм f/1.8 – отличный недорогой и дает отличные результаты. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием всегда даст лучшее качество изображения, чем зум. Это потому, что он построен с единственной целью. Он делает одну работу хорошо, а несколько заданий плохо.
Начальное телефото 70-105 мм
Этот диапазон обычно является крайним для комплектных объективов. С него начинаются телеобъективы и фикс-объективы для портретной съемки (около 85 мм). Это хороший выбор для портретной съемки, так как им можно снимать крупноплановые портреты без искажений, а также получать отделение объекта от фона.
Теле 105-300 мм
Объективы в этом диапазоне часто используются для далеких сцен, таких как здания, горы. Они не подходят для пейзажей, так как сжимают перспективу. Линзы более длиннофокусного диапазона в основном используются для съемки спорта или диких животных.
Шаг 3 – Как фокусное расстояние влияет на перспективу?
Об этом я уже говорил в предыдущем разделе, но чтобы дать вам более полное представление о влиянии фокусного расстояния на перспективу, я сделал 4 фото одних и тех же предметов на разных фокусных расстояниях и сравнил их. Три предмета (банки с супом) находились в одном и том же положении на расстоянии 10 см друг от друга на каждой фотографии. Стоит отметить, что снимки сделаны на кроп-камеру, поэтому фокусное расстояние будет несколько больше.
Теперь поговорим о том, что такое кроп-фактор. В сущности это означает, что если любую линзу для полного кадра (EF, FX и т.д.) поставить на тушку с кроп-фактором, то часть изображения обрежется. Коэффициент обрезки будет составлять примерно 1.6. В реальном выражении это означает, что если вы снимаете объективом 35 мм, получите результат, как будто снимали объективом 50 мм.
Как это работает – показано на рисунках ниже. Это фактически зуммированое изображение, сужение угла зрения объектива.
Даже на объективах, которые сконструированы для кроп-камер (EF-S, DX), будет наблюдаться подобный эффект, так как фокусные расстояния всегда указывается для полного кадра. Просто эти объективы на полном кадре дадут сильный эффект виньетирования, так как изображение проецируется не на всю площадь кадра.
Вот и все! И еще два совершенно разных снимка, сделанных на разных фокусных расстояниях. Первый на 24 мм, второй на 300 мм (оба на камере с кроп-сенсором).
Комментарии: 29
в выражении f/2 не совсем понятен переход между понятиями фокусное расстояние (f) и диаметром линзы при расчёте площади апертуры; т.е., а если f=130, то о диаметре какой линзы будет идти речь?
Здравствуйте.
В статье, в части «Шаг 1» сказано: «фокусное расстояние, говоря что оно измеряется от передней или задней линзы. В действительности это расстояние от точки конвергенции до сенсора»
Я думаю это верно, но имея объектив никкор 70-300, мне трудно понять каким образом на фр 300мм, точка конвергенции может находится значительно дальше физической длины объектива?
Почитайте учебник физики, раздел «Оптика»
Ну просто очень исчерпывающий ответ!
Большое спасибо за статью. На сколько я понимаю, кроп фактор сужает угол зрения. Т.е при кропе 1,6 я на фокусном расстоянии 55 получу угол, эквивалентный 88мм при полнокадровой матрице. Верно? А что с искажениями перспективы? Как я понимаю, на них кроп фактор не влияет. Т.е. я получаю угол как для 88мм эквивалента, а искажения, как для 55. Правильно?
Искажения перспективы не зависят от фокусного расстояния.
Извините, не совсем понял. В примере демонстрируется, как при увеличении фокусного расстояния перспектива сжимается. Влияет ли на этот эффект кроп-фактор? Как я понимаю, не должен.
Отсюда второй вопрос. Для портретов рекомендуют фокусное расстояние 70-130 мм. Если у меня кроп 1,6, мне подойдет диапазон 44-81? Или тут не в фокусном расстоянии дело а в расстоянии до объекта съемки?
Именно в расстоянии до объекта съемки.
Отличная статься! Пришлось конечно перечитать второй раз, чтобы понять что такое кроп-фактор. Разобрался)
Спасибо, буду увереннее использовать свой фотик.
Очень полезная статья! Спасибо!
Спасибо за сайт и за статьи! Скажите мне на вопрос пожалуйста. если я имею объектив с фокусным расстоянием к примеру 17-55 мм, объектив для кропнутой камеры, то это будут реальные показания фокусного расстояния, или все же я их должен умножать на 1.6. Из статьи я это не совсем понял. Указывается ли на линзах для кроп камерах реальное фокусное расстояние, или оно уже именно для кропнутых, спасибо!
Спасибо большое, вроде всё поняла.
Я вот не могу понять, что значат цифры например объектива 18-55, что значит 18 и 55? Подскажите пожалуста.
Эта статья не авторская, а просто перевод чужой статьи. Поэтому она такая странная.
действительности это расстояние от точки конвергенции до сенсора или пленки в фотоаппарате. Посмотрите на диаграмму ниже, где это объясняется
А мне статья не понравилась. Я начинающий фотограф, и пока что ничего не знаю. А тут сразу же термины: виньетирование, точка конвергенции, кроп-фактор. Да еще и на диаграммах все на английском.
Нужно либо упростить стаью до понимания новичка, либо убрать из раздела «Новичку. Основы»
не ругайся, все поймешь. кроп-фактор на фото:
По поводу последних двух фотографий ничего не написано, сказано что на разных фокусных растояниях, а как достигался подобный эффект не написано. можно было бы уточнить (например выдержка на 300 мм)
Статья полезна! Так как имею 2а объектива: Стандартный 35-70 мм и Теле 105-300 мм. Знаю в каких случаях использовать, но не знал как работает. Единственная просьба: на рисунках параллельно с английским обозначением, делать обозначения на русском Please!
Ну так давайте разберемся, что такое вообще фокусное расстояние объектива и что означают его различные значения.
Теперь о том, что чисто практически означают те или иные значения фокусных расстояний.
Первоначально условимся о том, что мы говорим сейчас об объективе, предназначенном для съемки на полноматричный фотоаппарат (в этой статье мы говорили о том, что такое «полная матрица»).
Давайте чисто практически посмотрим, чем отличаются кадры, сделанные с тем или иным фокусным расстоянием. Снимаем с одной точки и меняем фокусные расстояния от 24 до 200 мм.
Фокусное расстояние 24 мм.
Фокусное расстояние 35 мм.
Фокусное расстояние 50 мм.
Фокусное расстояние 70 мм.
Фокусное расстояние 100 мм.
Фокусное расстояние 135 мм.
Фокусное расстояние 200 мм.
Маленькие фокусные расстояния используются для съемки всяких видов: пейзажи, архитектура, большие группы людей. Большие фокусные расстояния используются для съемки, например, животных и птиц, для спортивной съемки, когда нужно поймать крупным планом какой-нибудь эффектный кадр.
Фокусное расстояние в 50 мм примерно соответствует углу обзора человеческого глаза (46°).
Объективы с фокусным расстоянием менее 20 мм называются сверхширокоугольными, и они очень сильно искажают изображение. (Там есть еще отдельный вид объективов с эффектом «рыбьего глаза»).
Вот пример фотографии (отсюда), снятой широкоугольником «рыбий глаз» с фокусным расстоянием 8 мм.
Вообще, классификация там примерно следующая:
Фокусное расстояние | Группа | Применение |
---|---|---|
Менее 21 мм | сверхширокоугольные | архитектура, пейзажи |
21-35 мм | широкоугольные | архитектура, пейзажи |
35-70 мм | нормальные | жанровая съемка, портреты |
70-135 мм | длиннофокусники | портреты, жанровая съемка |
135-300 и больше | телеобъективы | спорт, природа |
Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») и с переменным фокусным расстоянием (так называемые «зумы» от слова zoom, приближать).
Как правило, объективы с фиксированным фокусным расстоянием снимают лучше (и стоят дешевле), чем зум, выставленный на такое же фокусное расстояние. То есть, например, в общем случае широкоугольник на 24 мм будет давать лучше качество, чем зум 24-70 мм, выставленный на 24 мм. (Там бывают исключения, но мы в эти дебри сейчас лезть не будем.)
Нет. Дело в том, что когда мы говорим о фотоаппаратах с кропнутой матрицей, там физическое фокусное расстояние объектива не меняется (оно не может меняться), однако так как в кадр на кропе помещается заметно меньше, получается, что «угол зрения» объектива сужается, а соответственно, для данной матрицы фокусное расстояние будет как бы другим. Именно «как бы другим», потому что если у объектива фокусное расстояние 50 мм, физически оно таким и останется на любых матрицах. Но кадры будут разные.
Понятно, что для полноформатных камер с их «родными» объективами никакие пересчеты делать не нужно.