Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Фокусное расстояние и перспектива

Что такое фокусное расстояние?

Фокусное расстояние (ФР или ƒ) – это дистанция между оптическим центром объектива и сенсором фотоаппарата. Чем больше фокусное расстояние, тем больше масштаб изображения проецируемого объективом на сенсор, чем меньше фокусное расстояние, тем масштаб изображения меньше. Можно сказать, что объектив с большим фокусным расстоянием увеличивает объекты, как бы приближая их к фотографу, а с меньшим фокусным расстоянием – уменьшает, отдаляет объекты.

Фокусное расстояние определяет угол изображения объектива (угловое поле). У объектива с большим фокусным расстоянием угол изображения узок – увеличивая предметы, длиннофокусный объектив заполняет ими весь кадр. Объектив с малым фокусным расстоянием, напротив, имеет широкий угол изображения и способен охватить большое количество пространства. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм имеет угловое поле 47°, а с фокусным расстоянием 200 мм обеспечит обзор всего в 12°.

В зависимости от фокусного расстояния и, соответственно, угла изображения, выделяют три основные группы объективов: нормальные (или стандартные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные).

Нормальные объективы, т.е. те, которые дают изображение наиболее близкое по своей перспективе к тому, что видит человеческий глаз, имеют фокусное расстояние примерно равное диагонали кадра, или немного длиннее её. Так, кадр стандартной 35-мм плёнки имеет размеры 36 x 24 мм, а стало быть, его диагональ приблизительно равна 43,3 мм. Нормальными принято считать объективы с фокусным расстоянием около 40-60 мм. На деле чаще всего используется 50 мм. Такой объектив ещё называют «полтинником». Угловое поле стандартного объектива лежит в диапазоне 40-60°.

Длиннофокусный объектив обладает фокусным расстоянием большим, чем диагональ кадра. Такие объективы используются для съёмки удалённых объектов, а также в тех случаях, когда задний план может отвлечь внимание от основного объекта съёмки, и малый угол изображения телеобъектива необходим, чтобы максимально изолировать объект, исключив из кадра всё лишнее.

Широкоугольный объектив имеет фокусное расстояние меньше диагонали кадра. Его большой угол изображения незаменим, когда задний план важен для снимка и вы хотите охватить побольше пространства, подчеркнув перспективу и отношения между планами.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Длиннофокусный объектив – малый угол изображения.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Короткофокусный объектив – большой угол изображения.

Наиболее употребимые фокусные расстояния
и соответствующие им углы изображения

Фокусное
расстояние, мм
Угол изображения
(для кадра 36 x 24 мм), °
2095
2484
2875
3563
5047
8529
10523
13518
20012
3008

Цифры в таблице справедливы для камер, снимающих на 35-мм плёнку (формат 135), а также для полнокадровых цифровых фотоаппаратов с размером сенсора 36 x 24 мм (см. «Фотографические форматы»). Однако подавляющее большинство цифровых фотокамер оснащены сенсорами меньшего размера, и при их использовании желательно представлять, что такое кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.

В настоящее время широчайшую популярность завоевали объективы с переменным фокусным расстоянием – так называемые вариообъективы, трансфокаторы или зумы. Их удобство и практичность очевидны – один зум может заменить собой целую сумку объективов. Из минусов – сложность конструкции и, как следствие, большая стоимость, большие размеры и вес, а также более низкое качество изображения по сравнению с объективами, имеющими фиксированное фокусное расстояние.

Управление перспективой

Фокусное расстояние объектива наряду с положением фотоаппарата влияет на композицию и перспективу снимка.

Представьте себе, что вы снимаете портрет человека на фоне каких-либо удалённых объектов – пусть это будет гора, кромка леса или любые рукотворные строения. Сделаем несколько снимков, используя объективы с различным фокусным расстоянием, но при этом постараемся сохранить размеры человека неизменными относительно размеров кадра.

При съёмке с нормальным объективом вы получите кадр, имеющий наиболее естественную перспективу, с объектами заднего плана, уменьшающимися пропорционально их удалению от человека, находящегося на переднем плане.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Фотография получена с помощью стандартного объектива.

Если вы возьмёте длиннофокусный объектив, вам придётся отойти назад, чтобы компенсировать его увеличивающую способность и сохранить масштаб портретируемого прежним. Объекты заднего плана при этом увеличатся в масштабе, приблизятся к вам. Почему? Да потому, что отойдя на лишние десять метров от человека, располагавшегося изначально в пяти метрах от вас, вы увеличили расстояние между вами втрое, а расстояние до заднего плана, которое возможно измерялось десятками, если не сотнями метров, практически не изменилось. Поэтому и говорят, что телеобъективы сжимают планы, устраняя перспективные искажения. На самом-то деле объектив тут ни при чём – он всего лишь увеличивает изображение, не разбираясь, где задний план, а где передний, но это позволяет вам снимать объект на большем удалении, уменьшая разницу между расстояниями от вас до разных планов сцены.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Телеобъектив сближает передний и задний планы изображения.

Телеобъективы прекрасно подходят для съёмки портретов, а также для макросъёмки, поскольку они, во-первых, изображают все части объекта примерно в одном масштабе, а во-вторых, за счёт малого угла зрения позволяют исключить из кадра посторонние элементы заднего плана. Тем не менее, телеобъективы отлично справляются и с пейзажной съёмкой, когда вам хочется сблизить отдалённые в действительности объекты, порождая сюрреалистичную перспективу. Что же касается фотоохоты, то здесь телеобъектив практически незаменим, хотя он и не избавляет фотографа от необходимости подбираться к диким животным так близко, насколько это возможно, и даже ещё ближе.

Вернёмся к нашему портрету, но теперь уже с широкоугольным объективом. На этот раз вам нужно подойти к человеку на расстояние примерно в два с половиной метра. Задний план, к которому мы почти не приблизились, уменьшится в размерах и отодвинется назад. Теперь в кадр помещаются бескрайние просторы: и горы, и леса, и высокое небо. Если вы присядете и сделаете снимок с низкой точки, то ваш портретируемый окажется великаном, возвышающимся выше гор, а деревья начнут падать к центру кадра. Широкий угол изображения позволяет охватить и подчеркнуть все эти перспективные искажения, но создаются они исключительно позицией камеры и направлением взгляда. Искажения перспективы могут стать как достоинством, так и недостатком кадра – решайте сами в каждом конкретном случае: бороться с ними, или же напротив, усугубить для пущего эффекта.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Широкоугольный объектив подчёркивает перспективу.

Будьте особенно осторожны с широкоугольными объективами, поскольку позволяя включить в кадр много хорошего, точно также они затрудняют исключение из кадра посторонних объектов. Заведите привычку, компонуя кадр, обегать глазами границы видоискателя в поисках различного незапланированного мусора. Не забывайте также о важности переднего плана. Стремление охватить множество объектов приводит к тому, что все они оказываются мелкими и невыразительными. Постарайтесь непременно найти какой-нибудь интересный композиционный центр, чтобы он притягивал взгляд к вашему снимку. Подойдите ближе – это всегда улучшает снимки. Чтобы подчеркнуть отношения между планами, необходимо, прежде всего, наличие этих планов.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Широкоугольные объективы малопригодны для съёмки портретов, во-первых, потому, что широкий угол изображения включает в кадр слишком много отвлекающих элементов заднего плана, а во-вторых, потому, что вынуждает вас подбираться чересчур близко к объекту съёмки, и нос модели, оказавшийся в два раза ближе к камере, нежели её уши, выходит на снимке вдвое большего размера. Впрочем, если подобный гротеск вам по душе – никто не вправе ограничивать вашу творческую фантазию.

Предостережение

Наименее правильный вывод, который можно сделать, прочитав вышесказанное, это, что вам необходимо немедленно обзавестись объективами, покрывающими весь диапазон фокусных расстояний от 0 мм и до бесконечности. Патологически неверно! Вы будете похожи на ходячий магазин фототехники, и будьте уверены: в момент съёмки на вашей камере всегда будет самый неподходящий объектив. Вам нужно не то оборудование, которое вам может когда-нибудь понадобиться, а только то, без которого вы никак не сможете обойтись. Прежде чем покупать очередной объектив, убедитесь, что вы ясно представляете себе, зачем он вам нужен и какие задачи призван решить. Лучше один простой объектив, который вы изучите в совершенстве и с которым сможете мысленно видеть будущий кадр, не заглядывая в видоискатель, чем десяток дорогих стекляшек, в которых вы будете путаться, и совокупный вес которых не позволит вам пройти и километра без одышки. Вспомните Анри Картье-Брессона, за всю жизнь не воспользовавшегося другим объективом, кроме единственного полтинника.

Поверьте, объектив, который продавался вместе с вашей камерой – прекрасный объектив, и его возможностей достаточно для решения 90 % фотографических задач. Более дорогие объективы не повысят качество ваших снимков, а лишь несколько расширят диапазон ситуаций, в которых вы сможете снимать, при наличии должного опыта и умения. Уверены, что умрёте без лишнего стекла? Если нет – сэкономьте лучше деньги, а силы и время потратьте на совершенствование вашего мастерства.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Источник

Фокусное расстояние объектива, кроп-фактор, перспектива и их связь между собой

Артем Кашканов, 2015

В зависимости от угла обзора объективы делятся на широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

Изображение, получаемое таким объективом имеет довольно ярко выраженную перспективу и объекты заднего плана кажутся мельче, чем мы их привыкли видеть, зато угол обзора у такого объектива без проблем позволяет снимать в тесных помещениях. Вот примеры фотографии, сделанных со сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 16 мм.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Вот два примера: первый портрет снят широкоугольником (28 мм):

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Теперь с пропорциями все в порядке! Плюс ко всему, увеличенное фокусное расстояние позволило «растянуть» и размыть задний план, теперь он нас не отвлекает от главных объектов.

Объективы с большим фокусным расстоянием применяются, когда нет возможности близко к объекту съемки.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Итак мы определились, какие сюжеты на каких фокусных расстояниях лучше снимать. Для простоты сведем эту информацию в небольшую таблицу.

Как узнать фокусное расстояние объектива по его маркировке?

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Если на матрицу EOS 5D попадает все изображение, формируемое объективом, то на матрицу любительского 650D попадает только центральная части изображения, она помечена желтой пунктирной рамкой.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

В итоге, фотографии, полученные разными аппаратами с одним и тем же объективом будут немного отличаться друг от друга.

Теперь внесем дополнение в таблицу с фокусными расстояниями, которую рисовали выше.

Тип сюжетаФокусное расстояние (на кропе 1.6)Эквивалентное фокусное расстояние
Пейзаж, интерьерДо 22 ммДо 35 мм
Съемка людей во весь рост22-38 мм35-60 мм
Портретная съемка38-84 мм60-135 мм
Съемка удаленных объектов, фотоохотаОт 84 ммОт 135 мм

А теперь посмотрим на шкалу расстояний китового объектива и воображаемыми разноцветными маркерами пометим на нем области применения, примерно так:

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Симулятор фотосъемки с разными фокусными расстояниями от Nikon

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Посмотрите, как изменяется поле зрения объектива при изменении фокусного расстояния и при использовании на полнокадровой матрице (FX) и на кропе 1.5 (DX).

Поддержать проект

Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.

Источник

Приемы — Фокусное расстояние

Крупные и общие планы, угол обзора, перспектива, глубина резкости, а также передача внутреннего состояния героя кадра. Разбираемся, на что влияет фокусное расстояние объектива.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Фокусное расстояние — оптическое свойство любого объектива, от значения которого зависит возможность увеличения/уменьшения расстояния до объекта съемки и угол его обзора в кадре. Расстояние между оптическим центром объектива (т.е. местом, где сходятся все световые лучи, попадающие на него) и датчиком камеры (или плоскостью пленки) измеряется в миллиметрах.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кроп-фактор / Фото: B&H Foto and Electronics Corp.

Фокусное расстояние не зависит от типа камеры за исключением камер с crop-фактором, обозначающим разницу в пропорции между диагональю кадра 35 мм пленки и матрицей цифровой камеры меньшего размера. Например, фокусное расстояние объектива 50 мм на неполнокадровой камере Nikon или Sony составляет 1.5, а на Canon — 1.6. Соответственно, подбирая к такой камере объектив, следует умножить 50 мм на 1.5 (1.6) и высчитать эквивалентное фокусное расстояние 75 (80) мм.

На что влияет фокусное расстояние

Значение фокусного расстояния, указанное на объективе, влияет на несколько параметров, учитывая которые можно приблизить/отдалить объект в кадре без искажения перспективы, добиться четкости и естественных пропорций.

Во-первых, фокусное расстояние определяет угол обзора, то есть тот объем пространства, который попадет в кадр. Чем длиннее фокусное расстояние, тем уже угол его обзора, чем короче — тем угол обзора шире.

Во-вторых, фокусное расстояние влияет на пропорции объектов в кадре. Они выглядят крупнее при использовании объективов с большим фокусным расстоянием, а при съемке с коротким фокусным расстоянием становятся визуально меньше, хотя в реальности человеческий глаз может видеть их равноудаленными.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Фокусное расстояние / Фото: B&H Foto and Electronics Corp.

В-третьих, фокусное расстояние наряду с диафрагмой, размером светочувствительного материала (ISO) и расстоянием до объекта съемки влияет на ГРИП. Глубина резко-изображаемого пространства или ГРИП — это расстояние, при котором объекты в кадре будут в фокусе.

Для минимальной ГРИП следует использовать длиннофокусный объектив (а также открыть диафрагму и уменьшить расстояние до объекта съемки), для максимальной — подходят широкоугольные объективы (плюс закрытая диафрагма, съемка с большого расстояния).

Кроме того, с помощью объективов с различным фокусным расстоянием можно добиваться построения различной перспективы. Для усиления (линейная перспектива) лучше использовать короткий фокус, для ослабления (тональная) — длинный.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Работа фотографа Франко Фонтаны «PUGLIA» / Фото: Franco Fontana

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Работа фотографа Надава Кандера «Dust» / Фото: Nadav Kander

Выбор оптимального фокусного расстояния зависит от жанра съемки и тех задач, которые выходят на первый план. Например, снимая классический портрет крупным планом, стоит выбрать объектив с фокусным расстоянием 80 мм, для поясного портрета подойдет 50 мм, а камера с уровня глаз сместится на солнечное сплетение. Для создания портрета в полный рост лучше ориентироваться на фокусное расстояние 30 мм. Интересное применение можно найти и широкоугольным объективам (например, 12—24 мм): они могут оказаться удачным решением для портрета в интерьере, так как позволят захватить больше пространства в кадр и передать состояние модели за счет окружающей обстановки, будь то рабочий кабинет, городской пейзаж или студия.

В кино главным становится решение драматургических задач, и выбор фокусного расстояния здесь играет не последнюю роль. С помощью верно подобранного значения режиссерам и операторам удается передать различные чувства, погрузить зрителя в атмосферу места и раскрыть главную тему сюжета. Причем во многом это зависит от личных предпочтений: одним нравится исключительно 50 мм, другие выбирают 25 мм, третьи меняют фокусное расстояние практически в каждом кадре. Вряд ли есть правильный и неправильный выбор, зато есть удачный — тот, благодаря которому снимок/сцена максимально полно выражают основную идею.

Какое бывает фокусное расстояние

Объективы делятся на два основных вида: с фиксированным фокусным расстоянием (prime) и переменным (zoom). Фиксированное, как правило, сочетается с другой важной характеристикой объективов: они имеют более широкую диафрагму, что идеально для любых условий освещенности. Тогда как диафрагма зум-объективов переменна. Например, на самом простом объективе 18—55 мм значение диафрагмы колеблется от 3.5 до 5.6.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Это значит, что при съемке на 18 мм диафрагму можно открыть максимально на 3.5, а на 55 мм — всего лишь на 5.6, что не обеспечит достаточно эффектного размытия заднего плана и не спасет снимок в условиях слабого освещения.

При этом многие профессиональные зум-объективы могут иметь постоянное значение диафрагмы. Например, 24—70 мм сохраняет открытую диафрагму 2.8 при любых фокусных расстояниях. Кроме того, фиксированное фокусное расстояние требует постоянного перемещения фотографа относительно объекта, тогда как зум-объектив без перемены положения позволяет охватить различный диапазон пространства — от крупного до среднего и дальнего планов.

Существует деление фокусных расстояний в зависимости от угла обзора.

1. 10–35 мм. Широкоугольные объективы (угол обзора в среднем 60 градусов)

С помощью этих линз можно охватить большое пространство в кадре. Такие значения фокусного расстояния подходят для съемки событий, архитектуры, групповых портретов. Объективы 12—24 мм успешно используют и фотографы-пейзажисты. Зачастую они являются единственным выбором при попытке заснять пейзаж целиком или добиться интересного эффекта, например, при съемке неба на 12 мм создается ощущение, что облака движутся.

24 мм — оптимальное значение из данного промежутка, при котором пропорции выглядят естественно. Широкоугольный объектив незаменим для разного рода репортажных жанров, так как позволяет включить большую часть происходящего в один кадр и при этом избежать риска искажения в пропорциях.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кадр из фильма «Печать зла» (1958) / Фото: Universal International Pictures

Считается, что широкоугольные объективы не подходят для портретов, поскольку они настолько изменяют перспективу, что черты лица могут выглядеть неестественно, однако и здесь возможны исключения. К примеру, именно этот недостаток широкоугольной оптики позволили Орсону Уэллсу добиваться передачи состояния безумия, темной атмосферы помешательства, окутавшей маленький городок и его жителей в фильме «Печать зла». Того же эффекта приближения и искажения в восприятии образов главных героев позволяло ему добиваться фокусное расстояние 25 мм, используемое при съемках «Гражданина Кейна».

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Недалеко от него в любимых объективах ушли Роман Полански, Тим Бертон, братья Коэны, предпочитая широкий угол обзора для того, чтобы захватить больше пространства и одновременно использовать незначительные искажения для передачи внутренних состояний главных героев.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy Pictures

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кадр из фильма «Ребенок Розмари» (1968) / Фото: Paramount Pictures

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Кадр из фильма «Эдвард Руки-ножницы» (1990) / Фото: 20th Century Fox

Отдельно в этой категории следует упомянуть о сверхширокоугольном объективе — «рыбьем глазе» (fish-eye), фокусное расстояние у которого колеблется между 8 и 15 мм. За счет сильного искажения пропорций такие снимки «втягивают» зрителя в изображение, делая его участником событий, а фотографу (оператору) дают возможность уместить в кадр больше пространства при ограниченном движении.

Однако о реалистичности происходящего тут говорить не приходится. Довольно много кадров снято с помощью сверхширокоугольной оптики в фильме Терри Гиллиама «Бразилия». Подобное решение острее подчеркивает фантазийную сущность всего происходящего и одновременно умело нагнетает атмосферу легкого безумия.

2. 35–70–105 мм. Стандартные объективы (угол обзора приблизительно 40–50 градусов)

Диапазон фокусных расстояний 35—70 мм подходит абсолютно для любых жанров. В промежутке 45—50 мм достигается наиболее естественная перспектива, близкая к тому, что видят наши глаза (исключая периферическое зрение). Не зря 50 мм предпочитал такой классик, как Картье-Брессон, объясняя свой выбор чрезвычайным удобством этого расстояния: «50 мм соответствует определенному видению и в то же время обладает достаточной глубиной фокусировки, чего нет у длинных объективов. Я работал с 90 мм. Это сильно срезает передний план, если вы снимаете пейзаж, а если люди бегут на вас, нет глубины фокуса. 35 мм великолепен при необходимости, но чрезвычайно сложен, если вам нужна точность в композиции. Слишком много элементов и что-то всегда не в том месте».

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Фотограф Анри Картье-Брессон / Фото: Fondation HCB

Именно в этом диапазоне находится лучшее значение для портретной съемки. Использовать конкретное фокусное расстояние требуется не так часто, но портретная фотография — как раз тот случай. Большинство профессиональных фотографов используют короткофокусные объективы, среди которых наиболее популярен диапазон 85—100. Их часто называют «портретными», поскольку они позволяют фотографировать с удобного расстояния (3—3,5 м, что оставляет достаточно пространства объекту съемки и в то же время удерживает модель в кадре).

В диапазоне 85—100 мм устраняются нежелательные искажения, которыми известны широкоугольные объективы, и одновременно минимизируется сжатие, характерное для длиннофокусных объективов. Один из самых знаменитых снимков фотожурналиста Стива Маккари — «Афганская девочка» сделан на объектив с фокусным расстоянием 105 мм. Такое же фокусное расстояние предпочитает фотограф Герб Ритц, известный своими портретами актеров, рок-звезд и моделей.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Портрет Дэвида Боуи / Фото: Герб Ритц. «Афганская девочка» / Фото: Стив Маккари

В этот промежуток попадают и идеальные макрообъективы 40–60 мм. Такое фокусное расстояние позволяет почти вплотную приближаться к объекту съемки, что необходимо в случае выделения в кадре мельчайших деталей — например, деталей живой природы или элементов одежды. Глубина резкости подобных объективов столь мала, что при съемке цветка лепестки на заднем плане могут оказаться размытыми.

В работе с макрообъективом стоит всегда пользоваться штативом, ведь при такой высокой степени приближения даже незначительное колебания может свести на нет все усилия. Не стоит забывать, что макрообъективы, также имеют широкий диапазон значений (то есть могут быть длиннофокусными). В данном случае важно учитывать рабочее расстояние от объекта в момент съемки: чем длиннее фокусное расстояние, тем дальше вы сможете находиться от того, что снимаете.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Работа фотографа Эдварда Уэстона «Cabbage Leaf» / Фото: edward-weston.com

В кинематографе акценты на деталях порой важнее, чем общие панорамы, ведь за счет максимально крупного плана какого-то незначительного элемента, операторам удается и поддерживать интригу, не договаривая зрителю контекст, и раскрывать тайну, которая еще неизвестна герою. Так, пользуясь своим любимым фокусным расстоянием 50 мм, Альфред Хичкок удалялся и приближался к героям, сочетая общие и детальные планы для нагнетания саспенса.

3. 105–600 мм. Длиннофокусные и сверхдлиннофокусные (телескопические объективы с углом обзора 30 и менее градусов)

Выбор таких значений фокусного расстояния обусловлен задачей съемки объектов, которые достаточно удалены от камеры. Считается, что они не слишком подходят для пейзажа, так как сглаживают перспективу композиции. При этом профессиональные фотографы-анималисты всегда используют огромные телеобъективы с фокусным расстоянием 400 мм и больше, поскольку при съемке дикой природы требуется максимальное приближение. Например, такие объективы использует известный фотограф дикой природы Франц Лантинг, добиваясь погружения в среду обитания животных за счет приближения и терпеливого ожидания идеального момента.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Смотреть картинку Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Картинка про Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора. Фото Чем больше фокусное расстояние тем меньше угол обзора

Работа фотографа Франца Лантинга / Фото: Frans Lanting / DPA / TASS

То же относится и к спортивным репортерам, которые задействуют в съемке и широкоугольные и длиннофокусные объективы, меняя не линзы на одной камере, а сами камеры, чтобы не упустить важный момент и за считанные секунды перейти от 35 мм к 400 мм. Полезно также использование телеконвертеров (их еще называют удлинителями фокуса), которые увеличивают «дальнобойкость» теле- и объективов с переменным фокусным расстоянием. За счет такой насадки можно превратить 200 мм в 450 и даже 600 мм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *