Чем больше меня топчут тем лучше я становлюсь кто я
Цитаты Кастанеды о жизни
Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь.
Поступай так, словно это сон.
Действуй смело и не ищи оправданий.
Не давай возможности никому и ничему
принимать решения за тебя.
Весь фокус в том, на что ориентироваться…
Каждый из нас сам делает себя либо несчастным,
либо сильным. Объём работы, необходимой и
в первом, и во втором случае, – один и тот же.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Сердиться на людей означает считать их
поступки чем-то важным.
Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения.
Поступки людей не могут быть настолько
важными, чтобы отвести на задний план
единственную жизненно важную альтернативу:
наши неизменные встречи с бесконечностью.
Ты должен научиться отдавать себе отчёт
в каждом действии, сделать каждое действие осознанным.
Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени,
которое нам отпущено, слишком мало,
для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам
этого странного мира.
Обычный человек привык осознавать
только то, что считает важным для себя.
, но необходимо осознавать всё и всегда.
Чем больше окружающие знают, что из себя вы представляете и что от вас следует ожидать,
тем сильнее это ограничивает вашу свободу.
Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.
Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое,
на самом деле ты извиняешься
за свои недостатки, надеясь, что
слушающие тебя будут добры и простят их.
Прежде всего ты должен использовать уши,
чтобы снять часть нагрузки со своих глаз.
Смерть неуклонно преследует нас,
и с каждой секундой она все ближе и ближе.
Смерть никогда не останавливается.
Просто иногда она гасит огни.
Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.
Каждый раз, когда ты чувствуешь,
что всё складывается из рук вон плохо
и ты на грани полного краха,
повернись налево и спроси у своей смерти,
так ли это.
И она ответит: «Но я же ещё не коснулась тебя!»
Все пути одинаковы: они ведут никуда.
Они ведут через кусты или в кусты.
Бесполезно тратить всю жизнь на
единственный путь, особенно, если этот путь
не приятен тебе.
Ты всегда должен помнить, что путь –
это только путь. Если ты чувствуешь,
что тебе не следовало бы идти по нему,
то не должен оставаться на нем
ни при каких обстоятельствах.
Каждый идет своим путём.
Но все дороги всё равно идут в никуда.
Значит, весь смысл в самой дороге,
как по ней идти…
Если идешь с удовольствием, значит,
это твоя дорога.
Если тебе плохо – в любой момент можешь
сойти с нее, как бы далеко ни зашел.
И это будет правильно.
Расслабиться, отступиться от себя,
ничего не бояться.
Только тогда силы, ведущие нас,
помогут нам.
То, что определяет наш путь,
называется личной силой.
Люди, как правило, не отдают себе отчета
в том, что в любой момент могут выбросить
из своей жизни всё что угодно.
В любое время. Мгновенно.
Нам требуется всё наше время и
энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Чтобы извлечь из жизни максимум,
человек должен уметь ИЗМЕНЯТЬСЯ
К сожалению, человек изменяется
с большим трудом и очень медленно.
Многие тратят на это годы.
Самое трудное – по-настоящему
захотеть измениться.
•••••
О СОВЕТЧИКАХ
Людям нравится, когда им говорят,
что следует делать, но ещё больше
им нравится сопротивляться и не делать
того, о чём им говорили.
Именно поэтому они прежде всего
запутываются в ненависти к тому,
кто им советует что-то делать.
•••••
О приобретении знания
И всё это лишь для того, чтобы понять,
что в мире нет ничего, что действительно
имело бы значение.
Человек знания живёт действием,
а не мыслью, о действии.
Мир неизмерим. Как и мы, как и каждое
существо, которое есть в этом мире.
Повседневный мир существует только потому,
что мы знаем, как удерживать его образы.
Сначала мы учимся обо всем думать,
а потом приучаемся смотреть на вещи так,
как мы о них думаем.
Люди говорят нам с момента нашего
рождения, что мир такой-то и такой-то
и всё обстоит так-то и так-то.
У нас нет выбора.
Мы вынуждены принять, что мир именно таков,
каким его нам описали.
Когда мы перестаем разговаривать с собой,
мир становится таким, каким он должен быть.
Вместо того чтобы посвятить себя миру,
человек растрачивает себя на дела.
Обычный человек слишком озабочен тем,
чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили.
Человек становится мужественным,
когда ему нечего терять.
Мы малодушны только тогда, когда
есть еще что-то, за что мы можем
цепляться.
Подумай о людях на этой Земле, и поймёшь:
не важно, кто они или что бы они
о себе ни думали, чем бы ни занимались,
результат их действий всегда один и тот же: бессмысленные фигуры перед зеркалом!
Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя.
Ты устаешь от глядения на самого себя,
и эта усталость делает тебя глухим и
слепым повсюду ко всему остальному.
Лишившись чувства собственной важности,
мы становимся неуязвимыми.
Непоколебимое стремление рационального
человека твердо придерживаться образа себя
— это способ надежно застраховать свое
дремучее невежество.
Человек не должен беспокоиться о том,
чтобы сделать фотографии или магнитофонные
записи. Всё это излишества спокойной жизни.
Человек должен беспокоиться лишь о духе,
который убывает.
Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать.
У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.
Страх — первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.
Ясность мысли, достигнутая с таким трудом, изгоняет страх; и она же ослепляет.
Нашим большим врагом является то, что мы никогда не верим в то, что случается с нами.
Ты прикован к собственному разуму. Все очень просто: один и тот же лист падает снова и снова. Но тебе этого мало, тебе нужно еще понять: как, зачем и почему. А здесь понимать нечего, да и все равно не понять.
Кстати, цитаты про разум
Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и размышления. Впереди – еще миллионы решений, каждое из которых еще ждет своего часа. Это путь воина.
Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла.
Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является совершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия.
Обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость.
Чтобы позволить магии овладеть нами, надо
изгнать из ума сомнения.
Как только сомнения изгнаны,
— становится возможным всё что угодно.
Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас,
но оно находится за пределами возможностей нашего нормального осознания.
Для обычного человека неизвестное является
как бы ненужной, лишней частью его осознания.
Таковым оно становится потому, что обычный
человек не обладает количеством свободной энергии, достаточным, чтобы отследить и уловить эту часть самого себя.
_____
Об одиночестве
Единственный способ побороть страх
— это не убегать.
Тот, кто однажды преодолел страх,
свободен от него до конца своей жизни:
ты обретаешь ясность мысли, и страху
не остается места.
С этого времени ты знаешь, чего ты хочешь,
и знаешь, как этого добиться.
Болезнь — это индульгирование в своей слабости.
Если тело пукает, значит оно живое
Смыслом существования является рост сознания.
Мы живем в «обанкротившемся» обществе.
Худшее, что с нами может случиться,
это то, что мы должны умереть,
ну а раз уж это неотвратимая судьба,
то мы свободны: тому, кто всё потерял,
нечего бояться.
Если в чем-нибудь можно добиться успеха,
то успех должен приходить легко,
без стресса или навязчивых идей.
У тебя совсем нет времени, и в то же время
ты окружен вечностью.
У человека есть тёмная сторона,
и её называют глупостью.
Развлечения, придуманные людьми,
— всего лишь жалкие потуги забыться,
не выходя за пределы прочного круга —
питаться, чтобы жить, и жить, чтобы питаться.
Сновидение — это процесс в теле,
и осознание, возникающее в уме.
Я никогда ни на кого не сержусь.
Ни один человек не может сделать ничего
такого, что заслуживало бы такой моей реакции.
На людей сердишься, когда чувствуешь,
что их поступки важны. Ничего подобного
я давно не чувствую
Источник: Статья Цитаты Кастанеды с https://burido.ru/799-tsitaty-kastanedy
_____
Как реагировать на обидные слова и поступки
людей и создать «броню» от их «ножа в спину».
_____
Чтобы не принимать чужие поступки близко к сердцу
«Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой».
Сначала нужно понять, а стоит ли вообще обижаться.
Вы можете воспринимать поступок, как оскорбление,
но он является нормой, принятой в его круге общения.
Нужна гибкость и умение посмотреть на ситуацию беспристрастно, после чего уже и не захочется обижаться.
_____
Чтобы реже сталкиваться с плохими поступками
людей
«Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь».
Когда человек начинает жаловаться,
что все его обижают, не любят и относятся несправедливо, то стоит посмотреть на то,
как он сам относится к окружающим.
Если он использует, обманывает и предает, то
не удивительно, что к нему отношение такое же.
_____
Чтобы не оставаться виноватым,
когда к вам отнеслись плохо
«Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.
Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их».
Бывает, вас обидели, и вас же пытаются сделать виноватым. Лучше вообще не реагировать на чужие негативные поступки, чем вступать в перепалку и в итоге все будут жалеть вторую сторону, которая и «заварила кашу».
_____
Когда подвергся травле
«Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, — вот что называется контролем».
Характер формируется при преодолении трудностей, в умении противостоять чужому давлению.
Когда весь мир настроен против вас, то не стоит отчаиваться: примите это как испытание и призовите всю мудрость и терпение, чтобы не унижаться до ответных выпадов и взаимной подлости.
_____
Чтобы не преувеличивать значимость
поступка и его последствий
«Рассматривать чьи-то действия как низкие,
подлые — значит придавать неоправданное
значение личности их свершившего, т.е.
— потакать его чувству собственной важности».
Многие люди самоутверждаются за счет других:
они специально провоцируют, унижают и говорят гадости. Им нужна ответная реакция, без нее
они не получат удовлетворения и насыщения
своего напыщенного «Я».
_____
Чтобы не искать причину плохого отношения
к вам в себе
«Не обязательно что-нибудь «делать», чтобы понравиться или не понравиться.
Он либо принимает тебя, либо сметает прочь».
Не всегда есть объяснение чужому поведению.
Иногда вы просто оказались не в то время
не в том месте и дело не в вас.
В такой ситуации вообще нет смысла реагировать
на обидчика: он просто подпитывается
вашей энергией, выводит на эмоции.
_____
Чтобы не искать объяснений чужой глупости и грубости:
Люди несовершенны: каждый со своими недостатками
и «тараканами», поэтому нужно относиться
к ним снисходительно и не ожидать многого.
Человек чаще ошибается, чем поступает правильно.
Чужие слова и поступки не должны ухудшать
ваш мир и восприятие реальности.
Только сам человек определяет реальность
и решает, тратить ли время на обиды и негатив,
если можно наслаждаться и ценить короткие
мгновения жизни.
15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века
Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.
Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.
15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:
1. Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
5. Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
8. Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
9. Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
10. Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
11. Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,
можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,
но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
14. Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
15. Сорваный цветок должен быть подарен,
начатое стихотворение — дописано,
а любимая женщина — счастлива,
иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Мои любимые не вошли в подборку.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать
Чем в постах и молитвах спасенья искать
Если место в аду для влюблённых и пьяниц
то кого же прикажите в рай допускать?
Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.
Надо жить, нам внушают, в постах и труде
Я с подругой и чашей вина не разлучен
Чтобы так и проснутся на страшном суде
Другом верным, желанным, становишься им.
Муравья лучше гостем принять в своём доме
Чем быть принятым в дом Соломоном самим.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость творец!
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повториться
Как ты и сам не повторишься в нём.
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.
Беспощадна судьба, наши планы круша.
Не спеши, посиди на траве, под которой,
Скоро будешь лежать никуда не спеша.
Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудростей книжных далек!»
За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)
Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Отсюда коврик я стянул когда-то,
А он истерся; надо бы другой!
Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!
Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,
А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа «из двух зол выбирают меньшее». В каком-то стихе была схожая мысль
то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)
Когда живет в них злая эпиграмма,
Но раны сердца лечат рубайят-
Четверостишья старого Хайяма.»
Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.
Это я так. К слову. Ничего против него не имею
В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое
Это Расул Гамзатов
Океан состоящий из капель,велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход-не имеют значения,
Словно муха в окно залетела на миг.
Каждый молится богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел божий,
Адских мук не страшиться и раю не рад
Рука репостнуть потянулась
Меч времени остер, не будь же верхоглядом!
Когда судьба тебе положит в рот халву,
а это хочу чтобы было на моем надгробии:
Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Вконтакте всё пропитано подобной «мудростью». Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.
у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.
сколько сборников перелопатил не могу найти и все.
Я в себя заглянув, убедился во лжи:
ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )
Смысла этих картинок понять не пытайся,
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.
«Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы.»
мудрый чувак за него плюс!
Всю эту чушь он не писал.
Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!
да это же почти перашки!
Пятница, Омар Хаям
Современное изображение Омара Хайяма
18 мая родился Омар Хайям (1048 — 1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Полное имя поэта – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» – палатка.Согласно источникам, в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и обладал великолепными природными способностями и памятью.Свое образование Хайям начал в Нишапурском медресе – в то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Математикой Хайям занимался с восьми лет. Образование получил медицинское, но врачебным делом интересовался мало
Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Омар Хайям. Памятник в Иране
Во времена Хайяма ученый, ввиду своей бедности мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого зависела от милости или немилости правителя, его нрава и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Так и судьба Хайяма во многом определялась сменяющими друг друга покровителями, которых ученый в своих трудах упоминал и благодарил.Правители XI века переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные забирали к себе безо всякого спроса прославившихся ученых и поэтов.
Благодаря своему алгебраическому трактату Хайям был обласкан главным судьей Самарканда Абу Тахиром Абд ар-Рахманом ибн Алаком. Позже Хайяму покровительствовал бухарский правитель Шамс ал-Мулука.
В 1074 г. после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха. Этот год стал знаменательной датой в жизни Хайяма: он был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Так начался двадцатилетний период его плодотворной и блестящей научной деятельности.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Этот спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 года со смертью султана.
В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. В конце концов Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве, а затем отправляется в хадж в Мекку.Последние годы своей жизни он провел в Нишапуре, возможно, он преподавал в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Наиболее вероятная дата его смерти – 4 декабря 1131 г.О последних часах Хайяма известно со слов его младшего современника Бейхаки:«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось, так что облик его неизвестен.
Смысл образов Хайяма был досконально раскрыт в исследовании «Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайат» Омара Хайяма» Парамахамсы Иогананды в начале 30-х гг. XX в. Он открыл, что за внешними образами Омара Хайяма скрыто глубокое понимание радости и смысла человеческого существования.