Чем больше образование тем больше

Александр Аузан — Forbes: «Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось»

Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Осенью 2021 года на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas вышла серия его колонок «Культурные коды экономики».

— В 2020 году журнал Nature объявил, что планирует ввести должность редактора по экономике, объясняя это тем, что «экономисты и ученые-естественники сближаются» и «больше экономистов, чем когда-либо, преодолевают дисциплинарные барьеры». В качестве примера такого сближения приводилась статья 2011 года, в которой для исследования рисков и уязвимостей глобальной финансовой системы использовались методы моделирования инфекционных заболеваний. Но разве экономика не была всегда на стыке дисциплин?

— Все так. Неслучайно метод, лежащий в основе исследования экономистов Янна Алгана и Пьера Каю, которые в 2010 году смогли выделить воздействие культуры на внутренний валовой продукт, называется эпидемиологическим. Они сопоставляли ценности и поведенческие установки людей из разных волн миграции в США, а сами эти волны похожи на то, как распространяется эпидемия.

Аналогий можно привести много. Биолог Александр Марков делал у нас на факультете несколько докладов, рассказывал об эволюционных процессах и сам удивлялся, насколько биологическая и экономическая терминологии аналогичны.

— Поговорим о том, без чего не может быть науки, — об образовании. Еще недавно и тем и другим на уровне государственного управления занималось одно министерство. В 2018 году оно разделилось на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. С институциональной точки зрения у этого есть какой-то эффект или это чисто техническое решение?

— На мой взгляд, это политическое решение, потому что два министерских кресла больше, чем одно. Я не вижу каких-то серьезных оснований для разделения Минобрнауки и Министерства просвещения. У нас большая доля выпускников школ поступает в вузы, это, по существу, одна система. Кстати, из-за этого в свое время изменилась школа, потому что, когда в университеты поступал только, условно, 1% выпускников, она готовила людей к жизни. А теперь готовит к поступлению в вуз.

— В целом образование довольно формализованная сфера. Как она себя чувствует в обществе, где доверие к институтам чрезвычайно низко, зато силен запрос на неформальные отношения?

Давайте учтем, что в русском языке слово «институт» одновременно обозначает организацию и правило (по-английски institute и institution).

Образование — это, конечно, определенный набор правил, которые, как и любые другие правила, люди стараются обойти. Получить диплом, не учась, исправить плохую оценку. Здесь проявляется низкий спрос на институты. Я считаю чрезвычайно важным международное исследование об отношении к списыванию (Ян Магнус, Виктор Полтерович, Алексей Савватеев, Дмитрий Данилов, «Отношение к списыванию: межстрановой анализ», The Journal of Economic Education, 2002. — Forbes Life), оно упоминается в самой первой колонке из серии «Культурные коды экономики». В российском образовании положительное отношение к ситуации, когда один студент дает другому списать, — это серьезная проблема, потому что в этом случае мы не можем рассчитывать, что у нас будут высококонкурентная экономика, независимый и справедливый суд, защищенная интеллектуальная собственность, которая необходима для креативной экономики, и так далее.

Но кроме всего прочего, образование еще и организация. Колоссальная, очень сложная, бюрократизированная и, на мой взгляд, малоэффективная. Конечно, легко мне говорить об этом, работая в Московском университете. МГУ обладает автономией в гораздо большей степени, чем другие вузы. На основной территории образования все жестко. Лет десять назад я одному из юристов правительства указал, что, готовя поправки в Закон об образовании, они забыли об автономии университетов. А он не без доли юмора ответил: «Автономия университетов такой же пережиток Средневековья, как право первой ночи». В известном смысле да, это средневековое право. Но, думаю, мы очень многое сумели сохранить и сделать благодаря тому, что эта автономия все-таки еще жива.

— В начале сентября стало известно, что в топ-5 российских университетов по цитируемости (по данным международного рейтинга Times Higher Education) не вошли ни МГУ, ни МФТИ, ни МИФИ, зато вошли не самые топовые вузы вроде Донского государственного технического университета. Причем последний в общем международном рейтинге вузов THE обогнал по цитируемости Гейдельбергский университет, Лондонскую школу экономики и политических наук и Кембридж. Как это стало возможным, в общем, понятно — многочисленные публикации в так называемых хищнических журналах (публикующих статьи за плату). Как ориентироваться на этом ландшафте, если механизмы оценки качества оказываются сломаны?

— Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось, это факт. Но мне кажется, эти вузы работали на показатель, который не они придумали. Им назначали такой KPI — вот они его и выполняли.

— А какими должны быть KPI?

— Измерение качества образования — фантастически сложная задача с точки зрения экономической теории. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка».

Поэтому измеряют не само образование, а что-то другое. Например, квалификацию преподавателя. В том числе через количество публикаций. Но если изо всех сил внедрять этот показатель, вуз превратится в группу ученых, пишущих статьи, — и еще где-то в коридоре будут бродить несколько студентов. Измерять качество образования по оценкам учащихся тоже нельзя, потому что в этом случае преподаватель как бы ставит оценки сам себе. Либо нужно непрерывно проводить независимые экзамены, внешний аудит.

Соросовские гранты (гранты для преподавателей, выдаваемые фондом «Открытое общество» Джорджа Сороса; в настоящее время фонд признан в России нежелательной организацией. — Forbes Life) распределялись так: лучших выпускников вузов спрашивали, кто их школьные учителя. И когда ниточки от множества опрошенных сходились к одному учителю, он получал грант.

Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию

В 1990-е годы мы пошли по пути наименьшего сопротивления, попробовав представить образование как обычный рынок услуг. Но это рынок с олигополией, потому что есть элитные школы и элитные университеты, у которых иные права, чем у обычных школ и университетов. С монопсонией, потому что покупатель очень часто один — государство. С колоссальной асимметрией информации, потому что ни учащиеся, ни их родители не понимают, что там в учебном плане зашито и чему реально будут учить. Из теории известно, что рынки с олигополией, монопсонией и асимметрией информации если и устанавливают экономическое равновесие, то плохое. Его мы в итоге и получили — плохие вузы отчитываются хорошими показателями.

— Как можно эту ситуацию изменить?

— На мой взгляд, надо начинать с краеугольного камня: если образование и услуга, то не такая, как, скажем, стрижка, а инвестиционная. Это инвестиция в человеческий капитал, отдача от которой начинается не ранее, чем через пять лет.

Можно посмотреть на выпускников, сделавших успешные карьеры, — кто их учителя. Пусть эти учителя и решают, что есть качественное образование. Правда, это ущемляет молодых преподавателей, потому что их яблоня еще не выросла и плодов не принесла. Идеальных решений тут нет.

Мы на факультете сейчас пробуем сделать оценку 360°, то есть получить оценку преподавателя и от студента, и от выпускника, и от работодателя, и т. д. Предположим, каждый десятый преподаватель окажется в топе. Этим людям мы скажем: вы хорошо работаете не потому, что вам платят или вас контролируют, а потому, что вы плохо работать не умеете, поэтому вы и будете решать, как следует организовать образовательный процесс. По сути, это так называемая тенура, по-английски tenure, бессрочный контракт с университетом для избранных профессоров.

— Если говорить об институтах в образовании, то пример неформального — просветительская деятельность всевозможных низовых организаций и сообществ ученых. В июне вступил в силу Закон о просветительской деятельности (поправки к Закону об образовании). О чем свидетельствует внимание государства к этой сфере?

— Может быть, немного неожиданную интерпретацию дам. Самая сложная, на мой взгляд, проблема институционального развития — это так называемый эффект колеи, path dependence problem. Он возникает из-за резонанса формальных и неформальных институтов. Вы видите, что законы нехороши, начинаете их менять и обнаруживаете, что сделать это мешает культура.

В целом культура принимает инновации, за исключением того, что имеет так называемый инвазивный эффект. «Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма»

Приведу такой пример: при первом применении принципа всеобщего равного и тайного избирательного права во Франции выбирали президента, а в итоге выбрали императора — Луи-Наполеона Бонапарта, который в результате переворота стал Наполеоном III.

Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию. Но резонанс проявляется в том, что вам из официальных учреждений начинают грозить пальцем: «Не трогай скрепы, отойди». Этот резонанс неудачных законов и инерции все время заталкивает нас в колею и тормозит развитие всей страны.

— Но, возможно, культура может измениться под влиянием новых технологий? Скажем, цифровизация колоссальное влияние оказывает на то, как мы живем, выстраиваем отношения, принимаем решения.

— Она уже меняется. Изменения пока противоречивые. Скажем, память у новых поколений почти полностью ушла во внешний агрегат, в голове держится мало. Зато появилась способность делать несколько дел одновременно, и если научиться делать их одинаково хорошо, эти поколения будут конкурентоспособнее, чем предыдущие.

Цифра сильно меняет этот мир, создает в нем новые институты, в том числе и неформальные. Но что-то меняется, а что-то нет. Мы с Российской венчурной компанией и Институтом национальных проектов три-четыре года назад начали замерять, что меняется в отношении людей к технологиям. Выяснилось, что в целом культура их принимает за одним исключением — того, что имеет так называемый инвазивный эффект. «Дрон пусть летает, а искусственное мясо не хочу. Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма». Это имеет отношение и к сегодняшней ситуации с вакцинацией от коронавируса. Что станет с этими барьерами, пока непонятно: может быть, технологии будут их аккуратно обтекать, а может, и преодолеют.

— Хочу напоследок вернуться к теме образования. Мы видим подъем больших цифровых экосистем, и образование уже потихоньку попадает в их орбиту. Может ли оно переместиться туда полностью?

— Образовательные платформы, количество которых резко выросло во время пандемии, оказались очень серьезными конкурентами университетов. Поэтому умные университеты пытаются входить с такими платформами в симбиозы. Экономическую схему таких симбиозов еще надо искать, но в целом цифровые экосистемы будут расти.

Причина проста: на шеринговых платформах уровень доверия принципиально выше, чем вне их. А значит, там будет больше транзакций, они будут более разнообразными. Платформы будут расширяться, образовывать все новые и новые приложения. Но нужно создавать институты саморегулирования экосистем, как это сейчас пытается сделать «Яндекс». Потому что хочется, чтобы эти экосистемы были не только мощными, но и, я бы сказал, человеколюбивыми.

Источник

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

👎 Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

👍 За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

👎 Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

👍 За: некоторым работодателям диплом важен

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

👎 Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

👍 За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

👎 Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

👍 За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

👎 Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

👍 ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

За и против. Читатели выбирают сторону в околофинансовых спорах

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, Аргументов против образования полно: начиная от цены (время — тоже деньги), заканчивая актуальностью и востребованностью. Даже в хороших российских вузах — половина предметов левые, а в большинстве так вообще делают вид что учат.

GreLI, это не аргументы против образования как такового, а против выбора конкретной программы обучения для решения конкретной задачи конкретного человека.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, я противник получать образование в институте. Но сам не помню, чтобы прекращал учиться.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, отлично сказано

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, полностью согласна

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, диплом, как, «корочку» покупайте в переходах. и держите в доме на видном месте. для гостей.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, Полностью согласен.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Sergey, ну тогда сторонники образования тоже не о том спорят, не?

Кирилл, это аргументы против той или иной программы и/или комментарии относительно её соответствия целям и задачам учащегося.

Высшее образование не имеет своей задачей сделать человека работающим специалистом. Оно предлагает теоретическую подготовку и развитие умения постоянно учиться. Кроме того образование невозможно дать. Его только берут, если хотят и могут. И если в ВУЗе для этого есть условия.

В РФ плохое качество ВУЗов (оно и в позднем СССР не было звездным, а в девяностых упало так, что пока не отжаться). И куча людей, которые искренне верят, что диплом = профессия = зарплата. Отсюда так много разочарований.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Денис, А как же говорят что в России самое лучшее образование, а в Америке отстой? Мб в Англии лучше но там и стоимость огого.

Денис, абсолютно согласна! Сейчас простыню накатала по той же теме.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

По диплому я учитель, ни дня не работала по профессии. Студенчество просто прикольная пора. Сейчас работаю в IT, научилась всему сама.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Образование пригодилось, потому что свело меня с людьми из моей будущей профессии и вырвало из не очень хорошего социального слоя, но сами знания были достаточно низкокачественными как и полученные навыки, так что 50/50

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Сейчас как раз нахожусь на распутье. После 9 класса пошёл в колледж. Выпустился техником компьютерных систем. При этом горжусь своим колледжем и не понимаю, почему его называют шарагой. Звёзд с неба, конечно, не хватал, но определённый математико-программисткий склад ума сложился, хотя в школе (да и сейчас тоже) не дружил с точными науками.

Так я попал в пед.универ. Т.к. у меня с английским всё ок, я подал доки на переводчика (очка 4 года) и учителя английского (заочка 3.5). Везде поступил, но заочка была бюджетной, а на бюджетную очку не хватило баллов. Несмотря на то, что хотелось учиться на переводчика, перспектива висеть на шее родителей ещё 4 года до 26 лет, платить 100к+ в год и каждый день утром ходить на пары, была так себе. Решил, что лучше сэкономить и иметь свободу действий, работать. Так я стал учиться на препода английского.

Сейчас мне 24, на 2-м курсе. Вообще нет ощущения, что учусь и получаю какие-то знания. Может дело во мне, что у меня нет настоящей мотивации учиться. Устроился в Яндекс (т.е. вообще не по вузовской специальности). Подумывал о том, чтобы отчислиться и попробовать самообучение и курсы по IT сфере, но решил, что надо дойти до конца, хоть и не хочется. Слишком часто не довожу начатое до конца. Не очень хорошее качество. Жизнь непредсказуемая, никогда не знаешь, где и когда диплом может пригодиться. К тому же, подумываю о том, чтобы поехать в Китай преподом английского. А тут и учусь в нужном месте, диплом подходящий будет.

Всё ещё нет твёрдого вектора, куда двигаться, но есть примерные ориентиры. По ним и буду идти.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Artur, у меня сложилось такое впечатление, что ты говоришь прямо про мой колледж, в котором я учусь. Читая твою историю, я прямо узнаю здесь себя сейчас, ведь так же нахожусь на некотором распутье в поисках себя и своего ремесла.
Я надеюсь, что у тебя за это время жизнь постепенно начала налаживаться. 🙂

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Artur, после этой вышки хочу попробовать поступить в магистратуру зарубежом. Не знаю, останется ли желание к этому времени и хватит ли духа решиться, но пока мысли такие.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Доброго дня. Моя специальность ТРЕБУЕТ высшего образования. Ракетные двигатели. прежде, чем получить высшее образование, нужно подумать, а где будешь его применять? И о его УНИКАЛЬНОСТИ для применения в других областях.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

«Конкретные» знания из образования мне не помогли. Вообще.
Но само образование, та же сложная математика очень хорошо развивает мозг.
Также сам процесс развивает обязательность, работу в группе, самостоятельность.
Не спроста многие с удовольствием берут на те же экономические специальности выпускником мехмата, а не самоучек.

Чем больше образование тем больше. Смотреть фото Чем больше образование тем больше. Смотреть картинку Чем больше образование тем больше. Картинка про Чем больше образование тем больше. Фото Чем больше образование тем больше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *