Чем больше падение реки
Тест по Географии 8 класс по теме: «Внутренние воды России»
Тест в 8 классе по теме «Внутренние воды России»
1. Главная река со всеми ее притоками:
А) речная система; Б) режим реки;
2. Превышение истока над устьем – это:
А) уклон реки; Б) падение реки.
3. Место, где река берет начало, называется:
4. Внезапный подъем уровня воды в реке:
А) паводок; Б) половодье;
5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
А) твердый сток; Б) годовой сток;
6. Наиболее низкий уровень воды в реке – это:
А) половодье; Б) межень;
7. Большинство рек России имеют питание:
А) дождевое; Б) ледниковое;
В) снеговое; Г) смешанное.
8. От климата зависит:
А) режим реки; Б) скорость течения;
В) направление течение.
9. Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет:
А) спокойное течение; Б) бурное течение;
В) пороги и водопады.
10. Чем больше падение реки, тем:
А) больше скорость течения реки; Б) больше годовой сток;
В) больше площадь бассейна реки.
11. В нашей стране преобладают реки:
А) с весенним половодьем; Б) с летним половодьем;
В) с поводочным режимом.
12. Горной рекой является река:
13. На режим рек наибольшее влияние оказывает:
14. Если для рек характерно весеннее половодье, зимняя и летняя межень и летне-осенние
дождевые поводки, то питание этих рек:
А) смешанное с преобладанием снегового; Б) ледниковое;
15. Причинами половодья являются:
А) весеннее таяние снега на равнине; Б) летнее таяние снежников в горах;
В) выпадение ливневых дождей.
16. Наводнения чаще всего бывают на реках, текущих:
А) с севера на юг; Б) с юга на север.
17. Уровень воды в Ладожском озере 4 м, а уровень Финского залива – 0 м, падение реки Невы равно:
18. Самая многоводная река России:
Ответы: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Б, 7-Г, 8-А, 9-А, 10-А, 11-А, 12-Г, 13-Б, 14-А, 15-А,Б, 16-Б, 17-Б, 18-В.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-124528
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое уклон реки? Как определяется ее падение? Что можно узнать о той или иной реке по этим двум показателям? Наша статья ответит на все эти вопросы. Кроме того, вы узнаете о величине уклонов воды в реках Земли (самых крупных).
Реки и их изучение
Река – водный поток естественного происхождения, который протекает в углублении (русле), образованном им же. Русла природных водотоков в большой или меньшей степени извилисты – так они прокладывают для себя самые удобные маршруты по земной поверхности, огибая твердые массивы горных пород. Все реки очень отличаются друг от друга по источникам питания, характеру течения, водному режиму и т.п.
Реки есть на всех континентах Земли, включая Антарктиду. Они являются неотъемлемыми компонентами любого природного ландшафта и играют одну из главных ролей в общемировом круговороте воды.
Изучением и комплексным исследованием рек занимается отдельная наука – гидрология. К основным характеристикам этого природного объекта можно отнести следующие:
О двух последних параметрах мы расскажем более детально далее.
Падение реки – что это такое?
У любой реки есть исток (место, где она начинается) и устье (точка, где она впадает в море, озеро или другой водоток). Истоком может быть подземный родник, ручей, какой-либо водоем или край горного ледника. Очевидно, что место истока должно находиться выше, чем место устья. Иначе речка попросту не могла бы течь.
Разницу между высотами точек истока и устья реки принято называть ее падением. Это значение выражается в метрах и обозначается, как правило, латинской литерой H. Величина падения у двух разных рек может быть очень разной. Даже в том случае, если они расположены в одном регионе.
Возьмем для примера две крупные реки Восточной Европы – Прут и Южный Буг, которые принадлежат к бассейну Черного моря. Они практически одинаковы по своей длине и текут параллельно друг другу. При этом общее падение Южного Буга составляет 333 метра, а вот Прута – 1630 метров.
Почему же величина падения настолько разнится у двух соседних рек? Ответ очевиден, если внимательно изучить карту: Южный Буг зарождается в пределах равнины (Подольской возвышенности), а Прут начинается на склонах горы Говерлы – наивысшей точки Украины.
Что такое уклон реки?
Итак, что такое падение реки, мы уже разобрались. Но с этой величиной тесно связано еще одно гидрологическое понятие, о котором тоже нужно рассказать подробнее.
Уклон реки – это соотношение величины падения к общей длине водотока. Оно обозначается латинской литерой I и выражается в метрах на километр (м/км). Реже – в процентах или промилле.
Величина уклона реки зависит в первую очередь от рельефа местности, геологического строения, а также почвенного покрова той или иной территории. При этом его значения могут колебаться в огромных пределах. Так, уклоны равнинных рек ничтожно малы и обычно не превышают 0,2 м/км. В то же время уклоны горных водотоков могут быть в десятки, а то и в сотни раз выше.
Определение уклона реки чрезвычайно важно не только для науки, но и для целей народного хозяйства. Например, эти данные используются при планировании водных транспортных маршрутов, сооружении плотин или проектировании гидроэлектростанций. Правда, значение общего уклона какой-либо реки само по себе не очень информативно. Поэтому гидрологи чаще всего определяют этот показатель для отдельных участков русла водотока.
Как определить уклон реки?
Предположим, вам дана река N, для которой нужно определить величину уклона. Сделать это совсем не сложно. Для этого вам понадобится несколько вещей и инструментов:
Шаг первый: отыщите заданную реку на топографической карте. Определите, где находится ее исток и где расположена точка устья.
Шаг второй: определите абсолютную высоту истока и устья реки в метрах.
Шаг третий: рассчитайте величину падения заданной реки. Для этого найдите разницу высот между точками ее истока и устья.
Шаг четвертый: измерьте общую длину русла заданной реки при помощи курвиметра.
Шаг пятый: рассчитайте величину уклона реки. Формула для этого действия имеет следующий вид:
I = H/L, где H – это падение реки (в метрах); L – длина водотока (в километрах).
К слову, основные статистические данные для более-менее крупных рек можно без проблем найти в специальной литературе. Если же необходимо рассчитать падение и уклон для маленькой речушки, для получения всей необходимой информации можно воспользоваться программой Google Earth. Высоту истока и устья водотока над уровнем моря также можно определить с помощью GPS-навигатора.
Уклоны крупнейших рек планеты
Любопытно сравнить величины уклонов десяти самых длинных рек Земли. Вся информация подана в следующей таблице:
Проверочная работа по теме» Внутренние воды России» (8 класс).
Контрольная работа по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России»
а) речная система; б) режим реки;
а) уклон реки; б) падение реки.
3. Место, где река берет начало, называется:
4. Внезапный подъем уровня воды в реке:
а) паводок; б) половодье;
5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
а) твердый сток; б) годовой сток;
а)Поволжье; б)долина реки Печора; в)Западной Сибири; г)Приморском крае.
7.Причины образования многолетней мерзлоты:
а) высокие температуры лета;
б) суровый климат;
в) сильное промерзание почвы и материнских пород;
г) недостаточное увлажнение территории;
д) сильный ветер в зимний период.
II . Дайте определения следующим понятиям: водный кадастр, падение реки, режим реки.
III . Используя справочные материалы определите падение и уклон следующей реки: Амур. Определите падение и уклон реки Ангары, если высота истока-456м., а устье76м., длина реки – 1826 км.
IV . Установите соответствия между объектами и явлениями:
1. Установите соответствие:
Бассейн океана Река
Б. Северный Ледовитый 2. Амур
В. Атлантический 3. Дон
2. Установите соответствие:
Происхождение котловины Озёра
А. Тектоническое 1. Байкал
Б. Осадочное 2. Кроноцкое
В. Ледниковое 3. Онежское
Г. Вулканическое 4. Ладожское
V . Используя карты атласа дайте характеристику реки Енисей по следующему плану:
1. В какой части страны протекает?
3. Куда впадает (бассейн океана, моря)?
4. В каком направлении течёт?
5. Характер течения.
6. Питание и режим реки.
Контрольная работа по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России»
а) половодье; б) межень; в) паводок.
2. Большинство рек России имеют питание:
а) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанное.
3. От климата зависит:
а) режим реки; б) скорость течения; в) направление течения.
4. Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет:
а) спокойное течение; б) бурное течение;
в) пороги и водопады.
5. Чем больше падение реки, тем:
а) больше скорость течения реки; б) больше годовой сток;
в) больше площадь бассейна реки.
6. Многолетняя мерзлота распространена:
а) в Якутии; в) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр; г) в Центрально-Черноземном районе;
д) на Северном Кавказе.
7.Многолетняя мерзлота в наибольшей степени препятствует:
а) строительству дорог; г) развитию торговли;
б) жилищному строительству; д) развитию сельского хозяйства;
в) производству станков; е) добыче полезных ископаемых.
II . Дайте определения следующим понятиям: половодье, водные ресурсы, многолетняя мерзлота.
IV . Установите соответствия между объектами и явлениями:
Бассейн океана Река
А. Северный Ледовитый 1. Обь
В. Атлантический 3. Нева
2. Установите соответствие:
Виды озёр по водному балансу Озера
А.Сточные 1. Байкал 3.Каспийское
Б. Бессточные 2. Онежское 4.Таймыр
V . Используя карты атласа дайте характеристику реки Волги по следующему плану:
1. В какой части страны протекает?
3. Куда впадает (бассейн океана, моря)?
4. В каком направлении течёт?
5. Характер течения.
6. Питание и режим реки.
Задание 1. 1в.2 б,3 а,4а,5 б,6 в,7 б,в
Исток – Восточный Саян. Устье Карское море
Река Енисей — это природная граница между Восточной и Западной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. С этим связана резкая несимметричность его берегов. Правый берег выше левого больше чем в 5 раз.
Главные Притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска — все три являются правыми притоками.
Питание: большую часть воды река получает от таяния снегов и ледников, примерно 50% от общей суммы. На осадки приходится 38% и до 16% — на подземное питание, которое характерно для верховьев.
Замерзание: В верхнем течении Енисей замерзает в середине октября – начале ноября. Вскрытие происходит в середине апреля – начале мая. На большей части Енисея наблюдается растянутое весеннее половодье, а также, характерны летние паводки.
Задание 1. 1-б,2-г,3-а,4-а,5-а,6-а.7-а,б,д
Задание 4. 1.А-1,2,4;В-3,5. 2. А-1,2,4;Б-3
Волга — река в Европейской части России,исток- валдайская возвышенность, устье- каспийское море.
Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Река
1. Река Алдан
5. Река Подкамен. Тунгуска
Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Река
Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Река Лена
Обобщающий урок: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ.
Задачи урока: в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме; провести небольшую дискуссию по экологии, викторину и определить самых эрудированных учащихся.
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»
«Вода является самым важным минералом на Земле,
без которого нет жизни».
Геохимик А.Е. Ферсман
I. Постановка цели и задач урока учителем.
II. «Разминка» по терминам.
Найдите соответствие между термином и понятием:
Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.
Превышение истока реки над устьем.
Поведение реки в течение года.
Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
Низкий уровень воды в реке.
Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.
Время, когда реки покрыты льдом.
Воды, пригодные для хозяйственного использования
Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
К) Многолетняя мерзлота
Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К
Отношение падения реки (в см) к её длине (в км).
Воды, расположенные в верхней части земной коры.
Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.
Внезапный подъём уровня воды в реке.
Свод сведений о водных ресурсах России.
Переувлажнённый участок местности.
Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд.
Переносимый рекой материал: песок, ил.
Скопление льда на суше.
Е) Артезианский колодец
Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.
III. Обсуждение темы «Реки» с элементами викторины, с использованием игры «Третий лишний», загадок.
Вопрос: Сколько примерно рек в нашей стране, прав ли поэт? ( 130 тысяч рек длиной от 10 км и более, но если считать и реки длиной менее 10 км, то их уже будет более 2 млн).
2) В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».
— Каким океанам поют свои песни реки России? К бассейнам каких океанов принадлежат реки нашей страны? К какому бассейну отнесете большинство рек? Приведите примеры.
2. Игра «Третий лишний».
Печора, Волга, Енисей.
Западная Двина, Лена, Колыма.
— Определите падение и уклон рек по формулам. Сделайте вывод о характере рек.
v Самая полноводная река России? (Енисей)
v Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России? (Обь с Иртышом)
У какой реки России самый большой бассейн? (Обь)
• Определите характер течения реки: А. Н. Гоголь «Чуден Днепр. »:
Чуден Днепр при тихой погоде.
Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река.)
Б. М. Лермонтов «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река.)
• А о чем говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
(Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море-озеро.)
Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. (Задания необходимо читать частями, наиболее сложно отгадать реку по первой части, постепенно добавленная информация делает задание проще.)
А. Определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь:
— Художник В. Суриков, родившийся на её берегах, предпочитал её красоту «Альпам швейцарским и итальянским. ».
— А. П. Чехов был поражен величием реки: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость».
«Тебе кипучее начало дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан
И режешь горы и долины
Водой алмазною своей. »
— Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири».
Б. Эту реку называют «Русской Амазонкой». Что это за река? В чем она схожа с Амазонкой? (Ответ: Обь.)
Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Она со всех концов собрала –
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
— Эта река с давних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».
— Арабы в эпоху Средневековья величали ее «Итиль», то есть «река рек».
— Некоторые ученые считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ: Волга.)
— Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока.
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
— О чем нам в своем стихотворении так поэтически красиво, передал свое восприятие поэт? («Над озером»)
IV. Обсуждение темы «Озера».
1-е задание. Загадки.
2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)
3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Ответ: Каспийское).
4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.
5. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.
6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.
7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.
8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.
2-е задание. Узнай по описанию. Используя таблицу 10 на с.116 учебника, определите известные вам типы озерных котловин по описанию:
1. Неглубокие котловины, образованные при проседании грунта и заполненные талой водой, на территориях, имеющих вечную мерзлоту (термокарстовые).
2. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками, т.е. путем образования естественных плотин (запрудные).
3. Образовались в кратерах вулканов (вулканические).
4. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению (ледниковые).
5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на местах разломов и прогибов земной коры (тектонические).
Б) Искусственные сооружения
5) Какие искусственные сооружения вы знаете?
— Вода теряет способность самоочищаться.
— Водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей.
— Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием.
— На дне водохранилища остаются деревни, и даже города.)
V. Тема «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».
1) Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.)
3) Что такое вечная мерзлота? (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).
4) Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии).
5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека?
— Тормозит развитие растений и процессы почвообразования;
— Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий;
— Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания)
— Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;
— Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты.
6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119
1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верховые и низинные).
2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?
(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие – избыточное увлажнение)
3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).
(На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).
4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними водами, вы знаете?
(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)
7) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?
(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)
8) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.
Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было», геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни» и пословицу наших предков?
9) Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян?
— Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
— Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии.
— Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
IX. Подведение итогов урока. Оценки.
— Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..