Чем больше жизнь я изучаю тем больше я люблю зверей
«Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей.»
Есть же выражение — «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.»
Слова немецкого поэта Генриха Гейне (1797— 1856).
Возможно, этот афоризм послужил мотивом, на который русский поэт А. Федотов написал стихотворение «Охота», часто звучавшее в конце XIX — начале XX в. на, литературных вечерах. Данное стихотворение оканчивается такими словами:
«Чем больше знаю я людей,
чем больше жизнь я изучаю,
тем больше я люблю зверей.»
Охота. Всюду сборы, толки.
Собачий лай. В полях, в лесах.
Блестят и хлопают двустволки,
охотников повсюду страх.
Я на охоте две недели: и
ничего–с, яхташ пустой!
Да что ж мы дичью обеднели?
Нет, дичи страсть, запас большой.
Мне скажут: э, да полно, что ты,
стрелять не мастер, мой дружок?
Не правда-с, в обществе охоты
все говорят, что я стрелок.
Да-с, я стреляю превосходно.
Так в чем же дело? — Дело в том,
пожалуй если вам угодно,
я вам признаюсь: все в одном.
Во мне-с, в характере… не знаю
как это выразить ясней…
Я так животных обожаю,
я так люблю их, ей-же-ей,
что, право, совестно признаться…
Собаки лают, рог трубит,
а сердце хочет разорваться,
глаза в слезах, в виски стучит
и баста… мучусь, заставляю
себя… пойду убью! Так нет!
Нарочно зайца выбираю
постарше, в 20 — 30 лет.
Ведь жалко: дети, может статься,
жена, семья… Что-с? Вам смешно?
Грешно, грешно, так улыбаться,
Ведь мы гуманность забываем.
Положим, заяц, но вопрос:
кого мы в зайце убиваем?
А он бы, может быть, принес
семейству пользу? Вы смеетесь?
А если-б он не заяц был?
Посмотрим, как вы улыбнетесь,
когда бы я да вдруг убил
не зайца, глупого, смешного,
а вашего отца родного?
Нет, надо справедливым быть.
Нельзя всегда и всем шутить!
Никто, наверное, но знает,
кто нынче больше уважает
родителей в наш черствый век,
скотина, или человек?
Где чаще дети умирают,
позвольте мне спросить у вас?
Где жизнь семейству посвящают
у них — ли, или здесь у нас?
Я не видал нигде, чтоб утка
на няньку бросила детей…
А воспитание не шутка!
Кокеток жён и матерей
встречали, вы между дроздами?
Чтоб разоряли так мужей
как вы, мадемес? И между нами:
ни волк, ни заяц, ей-же-ей,
олени даже не носили
таких рогов, как носим мы.
Не я-с! Мужья, кого женили.
Я от невест, как от чумы,
я холостой… А вы видали,
чтоб в ресторанах кулики
всю ночь как гуси гоготали,
и, расстегнувши сюртуки,
плясали, пили, пели, ели,
и спать ложились по утру,
ползком добравшись до постели?
Видали? Нет? Не по нутру
им это, нет, им пьянство гадко,
они честней, скромней живут.
Слыхали вы, чтоб куропатка,
когда все в городе уснут,
на тройке в Самарканд летела?
Ведь нет? А рябчик взятки брал?
Какое волк обделал дело?
А тетерев, кому он врал?
Ну, разве дупель защищая,
лисице мог посметь сказать:
„Я суд народный презираю
и мне на общество плевать…”
Ведь это прямо невозможно!
Ведь правда? Вы согласны? Да?
Скажите, кто неосторожно
из птиц, из дичи, господа,
былое топчет, презирает?
Родных полей, лесов не знает?
свое болото стережет.
Заметьте, волк не грабит волка.
А мы? — и в явь, и втихомолку
всечасно, всячески, всегда…
Ну, разве лгу я, господа?
Оставим мрачные картины,
ведь мы серьезного бежим.
Ведь так-с? Что день, то именины,
что день, то праздника хотим.
Недаром в карты Русь играет
и крики: «пас, без козырей»
Россию нынче оглашают,
как прежде крик лесных зверей.
Медвежье ж, волчье, птичье племя
живет без карт, живет в труде,
они не убивают время…
Пари держу, что вы нигде
в лесу или в любом болоте
таких курьезов не найдете,
таких идей, таких газет,
такие есть у нас! Их нет, там — нет!
Шантажи, например, там редки.
Их нету даже у лисиц.
и хоры сиплые девиц
им даже вовсе неизвестны.
Ну, и не тащат, не крадут.
Живут скромненько, просто, честно.
И сыты тем, что поклюют…
Поверьте, если б мы учились — у них…
Хоть даже у волков, у нас бы крахи не случились
и тот… (кончается на „ов”).
Ну тот, что, помните попался,
на Невском не гулял бы он.
Он бы далеко прогулялся.
А тот чуть-чуть не осужден…
Ну, этот, помните, устроил…
Ага, знакомы? Он небось,
домов бы здесь не строил,
не толковал бы вкривь и вкось
о правде, совести и чести,
а пребывал бы в злачном месте.
А та красавица… а те.
Ну, вот, что мы по простоте
везде любезно принимаем.
Однако-ж, что-ж мы совершаем?
Я говорю о том, о сем,
о воре, плуте, казнокраде…
А вы… скажите, Бога ради,
а вы их знаете? И вы
на них спокойно так глядите.
Нет, звери — нет, не таковы…
Там, что про них не говори,
а у зверей — хорош — лизнёт,
а нет — и шкуру обдерёт.
Так вот-с… Ну разве хватит силы
при этих чувствах убивать?
Поверьте, так мне звери милы,
Вдруг чувство… Ну, и пуделяю…
«Чем больше знаю я людей,
чем больше жизнь я изучаю,
тем больше я люблю зверей.»
Дайте угадаю, отчего так возбудились еврокомиссары, американские конгрессмены, НАТОвские генералы и их неумный секретарь Столтенберг. Всех трясет от «российской угрозы», потому что «агрессивная Россия.
Вчера министр иностранных дел Белоруссии сделал удивительное заявление, которое не побоялся разместить на официальном сайте МИД. Владимир Макей предупредил Европу о том, что его страна скоро может вой.
Свежая новость: пока вы следили за битвой государства с антипрививочниками, крупнейшая социальная сеть из частных (хотя и вполне лояльных Кремлю) рук ушла под крыло госкорпорации. В это.
Чем больше жизнь я изучаю тем больше я люблю зверей
Кто сказал: «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак»? человек собака
На сколько я знаю, эту фразу говорили многие известные люди. Но я помню,что Джек Лондон писал ее и Гитлер что-то подобное говорил.
Если не изменяет память, Гейне. Но возможно и Шопенгауэр. Но возможно, первый сказал, а второй под этим подписался. Я тоже
Это какой то человек который любит больше собак чем людей.Собаки тоже кусаются.
Слова немецкого поэта Генриха Гейне (1797— 1856)., и я тоже так говорю.
Как мне нравится это выражение.А кто сказал не знаю.Не подскажите?
если не ошибаюсь. собачье сердце. произведение Булгакова
Гитлер»Чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей»
Есть версия, что Гитлер. Хотя эту фразу говорили многие.
не помню.кто то в начале прошлого века,если не ошибаюсь.
насколько знаю эту фразу Гитлеру приписываюь.
Я не знаю кто это сказал——НО У МЕНЯ ДВЕ СОБАКИ
киплинг кажется. только он говорил про лошадей
собака друг человека она никогда не предаст
Не помню, но я с этим полностью солидарен
Афоризм «чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки»
Фраза » чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки » приписывается многим писателям и мыслителям. Авторство установить довольно сложно и разные источники указывают разных авторов. Перечислим самые распространенные мнения и попробуем разобраться при помощи поиска источников.
Прочесть стихотворение «Охота» можно ниже.
Ищем человека, который первый сказал фразу «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки».
Ещё эта крылатая фраза приписывается Бернарду Шоу (1856 — 1950), Арту́ру Шопенга́уэру (1788 —1860), Джеку Ло́ндону ( урождённый Джон Гри́ффит Че́йни, 1876 — 1916), Константи́ну Фе́дину (1892 — 1977) и даже Адольфу Гитлеру (1889— 1945 ).
Предполагается, что руки здесь приложила и Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье (фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс).
В книге «Цитаты из всемирной литературы», составитель Константин Душенко, как автор знаменитой крылатой фразы указан Альфонс Туссенель.
|
Однако, наиболее раннее письменное доказательство датируется 1822 годом. В «Tablettes Historiques et Littéraires» содержится фраза: «Однажды одна женщина сказала:»Чем больше я узнаю мужчин, тем больше я люблю собак». Как мы видим, эта публикация на 25 лет старше книги Альфонса Туссенеля. Надо сказать, что фраза довольно быстро стала крылатой и начала обретать новых авторов и новые смыслы. В декабре 1847 года в журнале «L’Illustration: Journal Universel» была напечатана статья, в которой анонимный философ пишет: «чем больше я узнаю людей, тем больше ценю собак».
В 1908 году в «Записках и запросах» фраза была приписана мадам Роланд. В 1917 году рассказ Билли Сноу под названием «След ловца» описал человека, который разместил это высказывание на стене: «Однажды он, прислал мне фотографию самого милого щенка, которого вы когда-либо видели, и под ней было напечатано: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравится моя собака». Я прикрепил это на стене кабины, и я услышал, что много людей говорят: «Это очень верно. Тот, кто написал это, знал, о чем говорит.»»
Я не нашел никаких существенных доказательств того, что Марк Твен сделал это замечание. Не найдено совпадений во время поиска важного веб-сайта «Twain Quotes» под редакцией Барбары Шмидт. 15 Также не найдено совпадений в большом сборнике «Марк Твен на кончиках ваших пальцев» под редакцией Кэролайн Томас Харнсбергер. Твен умер в 1910 году, и это выражение было приписано ему к 1918 году в профессиональном журнале «Национальный клерк»: «Я чувствую, что Марк Твен, выразил это: «Чем больше я вижу некоторых людей, тем лучше мне нравится моя собака»». В 1923 году сатирик Томас Карлайл получил кредит в торговом журнале под названием «Оптовая торговля продуктами питания»: Карлайл, циничный и отчаявшийся в своей безумной ненависти к человечеству, сказал: «Чем больше я вижу мужчин, тем больше мне нравится моя собака».
В связи с тем, что в эпоху просвещения женщины уже не лезли в карман за красным словцом, пошли и кривотолки. Вот один из вариантов написания афоризма: «Plus on apprend à connaître l’homme, plus on apprend à estimer le chien», что в переводе значит «Чем больше познаешь человека, тем больше учишься ценить собаку.» Но из уст дам hommes звучит и переводится уже как «мужчины», а не как «люди».
Владимир Владимирович Путин приписал на одной из «Прямых Линий» авторство этого афоризма Фридриху Великому: «По-моему, Фридрих Великий, один из прусских королей сказал: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак»».
Как звучит фраза «чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки» по-английски и по-французски:
The more I see of men, the more I like dogs.
Plus je vois les hommes, plus j ‘admire les chiens.
Статья от Главного Редактора.
Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка на ресурс wolcha.ru обязательна
Стихотворение «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки».
Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они честней, они добрей,
По пустякам не лезут в драки.
Не лгут, не пьют, не предают,
Не обижают так беспечно,
И в душу ядом не плюют,
И понимают всё, конечно.
Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они как друг с тобой везде
Пойдут, не пятясь, точно раки.
Чем больше узнаю людей,
Тем больше нежности к собакам
Различных видов и мастей,
Безхвостым, стриженным, лохматым,
Что платят за добро добром
И в дружбу верят бесконечно,
Не треплют длинным языком
И понимают всё, конечно.
Мне невдомёк, в конце концов,
За что в ругательной атаке
Друг другу тычем мы в лицо,
Мол, дескать, злые, как собаки.
Нам до таких ещё расти,
Чтоб вровень стать с их благородством,
А им вовек не доползти
До человеческого скотства.
Стихотворение «Охота». А.Федотов.
Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Животный мир и мир людей неразрывно связаны друг с другом. Еще каких-нибудь несколько тысяч лет назад — капля в потоке мирового времени — это ощущалось как данность. Люди жили в непосредственном взаимодействии с окружавшей их флорой и фауной. Важность этого соседства проявлялась в особом отношении к растениям и животным. Люди могли возводить свой род к медведю или носорогу, создавали различные культы, связанные с почитанием животных, закрепляли за отдельными видами священный статус.
Образы животных и связанные с ними аллегории наполняют молитвословия Древнего Израиля — вспомним хотя бы сравнение стремящейся к Богу души с бегущей на водопой ланью: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41:2). Вошли животные и в новозаветную символику. Так, трое из четырех евангелистов — Марк, Лука и Иоанн — имеют символические зооморфные изображения льва, тельца и орла, взятые из Откровения Иоанна Богослова: …и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).
Вместе с тем из Священной истории мы знаем о делении животных на чистых и нечистых, сталкиваемся с мнением, отвергающим возможность молитвы за домашних питомцев. Какое же все-таки место занимают животные в христианской картине мира и каково отношение к ним в церковной традиции?
Откуда деление животных на чистых и нечистых?
Из Библии мы знаем, что человек был сотворен как царь всего живого. Помимо прямых слов о передаче Адаму власти над земным миром (Быт 1:28) Бог привел к нему всех зверей и повелел дать им имена. Последнее в системе древневосточных представлений и означало владычество, которое понималось при этом как забота и ответственность. В отношениях между обитателями рая царили мир и гармония, человек существовал в органическом единстве с окружающей средой. Представления об этом времени нашли отражение в описании пророком Исаией будущей преображенной Богом земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).
Райская идиллия закончилась в тот момент, когда Адам и Ева пошли на поводу у змея-искусителя. Грехопадение первых людей не только повредило природу человека, но обернулось катастрофой для всего мироздания, исказив первоначальный замысел Творца о сотворенном Им мире. С тех пор, как пишет апостол Павел, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим 8:22). Мир стал агрессивной средой и погрузился, по выражению английского философа Томаса Гоббса, в состояние «войны всех против всех».
Прошло время, и Бог явился Моисею с повелением вести евреев в землю обетованную, а по дороге в пустыне дал пророку новые откровения, которые составили первые пять книг Ветхого Завета. Среди них была и книга Левит. В ней вся фауна рассматривается исключительно с точки зрения дозволительности ее употребления в пищу, приводится гастрономическое разделение на чистых и нечистых животных, рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Первых можно есть, вторыми следует гнушаться (Лев 11:1–47). К некоторым видам животных вообще нельзя было прикасаться, чтобы не оскверниться и самому не стать нечистым.
Эта подчеркнутая утилитарность и детальные инструкции обращения с животными, составленные вскоре после выхода евреев из Египта, не случайны. Египетский пантеон был наполнен зооморфными изображениями. Многие животные, в том числе те, которые получили в Библии статус нечистых, имели священный статус. В израильском народе эти воспоминания были еще свежи. И смысл появления ветхозаветной классификации животных состоял в необходимости искоренить из сознания древних евреев остатки языческой зооморфной религии и оградить их от искушения впасть в идолопоклонство. Вот как писал об этом Константинопольский Патриарх Фотий: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».
Как меняется отношение к животным в Новом Завете?
Актуальность ветхозаветного разделения на чистых и нечистых животных, съедобных и тех, до кого нельзя даже дотрагиваться из боязни самому стать нечистым, в Новом Завете исчезает. Свое символическое выражение новая этика получила в видении апостолу Петру, который, проголодавшись во время молитвы, увидел спускающийся с неба огромный сосуд, полный как чистых, так и нечистых зверей и птиц. На отказ Петра есть нечистых тварей с неба раздался голос: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Видение имело и еще один смысл: Господь дал Петру понять, что проповедь Евангелия обращена не только к избранному народу, но и к язычникам, которыми иудеи прежде гнушались. Эту идею впоследствии выразил апостол Павел, сказавший, что в Церкви нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).
В новозаветную эпоху прежнее утилитарное отношение к животным изменилось. Уже святитель Василий Великий так определял их назначение: «Одно (животное. — Прим. ред.) сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». В истории Церкви мы видим немало примеров милосердного и дружелюбного отношения святых людей к их «меньшим братьям». В житийных рассказах содержится и немало примеров преданности, неравнодушия, бескорыстии и других качеств, проявляемых животными.
Есть ли у животных душа?
Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с животными: есть ли у них душа и бессмертна ли она, попадут ли они в рай и можно ли о них молиться. Ответим на них по порядку.
Относительно души существует единодушное мнение христианских богословов: да, животные обладают душой. Что касается бессмертия, то наиболее распространенным является представление о конечности души животных, поскольку она не есть самостоятельная, отдельная от тела сущность. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Под душой в данном случае понимается некое творческое начало, оживляющее тело. Соответственно, если душа не бессмертна, то вопрос о наследовании животными рая вообще не стоит.
В то же время есть и иная точка зрения. Уже в Библии, в Книге пророка Иоиля есть фраза: даже и животные на поле взывают к Тебе (Богу. — Прим. ред.) (Иоил, 1:20). При отсутствии души, являющейся чем-то большим, чем просто оживляющим тело началом, такое взывание вряд ли возможно. В пользу наличия у животных бессмертной души и возможности наследования вечной жизни высказывались и некоторые святые. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии о мирном соседстве хищных и травоядных животных в преображенном мире, раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, оппонируя аллегорическим рефлексиям на эту тему, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции, пишет и преподобный Симеон Новый Богослов. Еще одним аргументом в пользу наличия у животных некоей высшей психической составляющей служит их богатый эмоциональный мир. Так что вопрос остается открытым.
Чем животные все же отличаются от человека?
Но если согласиться с мнением, что у животных есть душа, то чем тогда они отличаются от человека? Дело в том, что, согласно христианскому взгляду на человека, он состоит из духа, души и тела. Из них душа — это то, что охватывает нашу психику, мыслительные процессы, определяет характерные особенности нашей личности. Дух же — это дыхание Божие, которое Творец в заключительном акте творения Адама вдунул в лице его (Быт 2:7) и тем самым пробудил его к жизни. Это то, что связывает нас с Богом, движет нашим стремлением к Небу. В святоотеческом наследии дух также может рассматриваться как высшая часть души, которая определяет способность человека к богообщению. Именно дух отличает человека от остального тварного мира и позволяет нам вести духовную жизнь. У животных такого духа нет.
Можно ли за животных молиться?
В наших требниках есть составленные давным-давно молитвы о животных. Например, молитва на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. Недавно, в 2015 году, Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. В нем прославляется Бог, сотворивший изначально прекрасный мир, признается ответственность людей за экологические проблемы современности, в том числе за исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений, и приносится покаяние за потребительское отношение к природе.
Трогательный рассказ о молитве за домашнего питомца приводится в собрании поучений нашего святого современника Паисия Святогорца: «Меня удивляет, — рассказывал старец, — как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни. Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! “Посмотри на себя, — сказал я тогда сам себе, — уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!” Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать. Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс 135:23)».
Пример с котенком старца Паисия ближе современным людям, у которых домашнее животное ассоциируется скорее с пушистыми обитателями квартир и загородных домов, чем с рогатым скотом. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении кошек, собак, шиншилл или морских свинок. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении страданий несчастной зверушки. А вот об упокоении животных молиться не надо. Ведь смысл этой молитвы — в прощении грехов, а такая категория, как грех, к животным неприменима.
Можно ли любить животных больше, чем человека?
Человек призван относиться к животным, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению благости и красоты Творца, обращенной к людям. Однако тут тоже важно не переусердствовать и не оказаться в ситуации, когда четвероногий любимец становится дороже ближнего и получает больше любви и заботы, чем те люди, которые действительно нуждаются в нашем участии. Вспомним описание псарни, ставшей причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым в известной повести Пушкина: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Борзые, окруженные заботой, жили лучше некоторых крепостных крестьян, о чем с горечью и сказал старик Дубровский. Такое отношение к животным наносит вред и им, и их хозяевам.
«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — этот известный афоризм приписывается многим мыслителям, писателям и историческим деятелям. В поэтической форме его выразил русский поэт А. Федотов. Его стихотворение «Охота» заканчивается строками «Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Однако с христианской точки зрения такое предпочтение зверей людям неправильно и духовно опасно. Важно помнить: спасение каждого из нас определяется степенью нашей любви не к животным, а к Богу и людям, в том числе (и даже особенно) к тем, кого мы считаем чужими или врагами. Об этом ясно говорится в следующем евангельском эпизоде:
Фарисеи. собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его (Иисуса. — Прим. ред.), спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).
Любовь к Богу и ближнему не противопоставляется любви к животным, но последнее становится следствием первого, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры святых людей. Чем больше мы любим Бога, чем сильнее проникаемся Его любовью к нам, тем шире делается наше сердце, в котором находится место не только людям, но и животным, и всему творению Божьему. Любовь к животным становится следствием из общего внутреннего изменения состояния человека. В наших глазах мир возвращается к некогда утраченному единству, где любовь пронизывает все, и нас не раздирают на части привязанность к одним наряду с отторжением других.