Чем больше знаю тем меньше
Принцип познавательной скромности
«Я знаю, что я ничего не знаю».
Говорят, эти слова сказал Сократ, а записал Платон, его ученик. Сократ же ничего не записывал – он только изрекал. Хорошо, что Платон сподобился записать. Теперь мы знаем многие умные вещи, изречённые Сократом, в том числе и о том, что мы «ничего не знаем».
Некоторые исследователи приписывают это утверждение Демокриту. Не будем углубляться в существующие разночтения, а исследуем само изречение. Неважно, кто сказал, а молодец тот, кто записал.
Нашлись источники, где оно цитируется в немного изменённой форме: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Или: «Тот, кто знает, что он ничего не знает, знает больше того, кто не знает, что он ничего не знает». Здесь уже звучит попытка составить математическое, переходящее в социальное, неравенство, а также прeтензия на Nobel prix.
Есть ещё один деликатный вариант изречения: «Наше скромное знание о нашем незнании несколько лучше вашего гордого знания о вашем всезнании». Такой фразой можно ответить на нескромное заявление: «Я всё знаю».
На это: «Я всё знаю» лучше всего подойдёт мудрое: «Всё знает только Бог», но некоторые обижаются, когда им напоминают о том, что они не умнее Бога. Утверждать обратное они не могут, но почему-то их оскорбляет сравнение их способностей с Божьей мудростью.
На первый взгляд в утверждении: «Я знаю, что я ничего не знаю» присутствует логическое противоречие: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он ничего не знает. Фактически же здесь имеется попытка сформулировать «принцип познавательной скромности».
С точки зрения математической логики этот принцип можно наглядно представить следующим образом: всё наше познание это внутренний объём шара, а незнание (наше!) – внешний объём всего пространства, прилегающее к шару. Каким бы большим ни был шар, всё равно его объём остаётся неизмеримо малым по сравнению с бесконечным внешним пространством. Ну, как-то так.
Есть повод задуматься тем, кто надувается от важности подобно шару, переполненный всезнанием. Информация к размышлению.
Ещё пример: Божье Знание – это океан, а наше знание – капля в океане. Даже если некий разумник положит всю жизнь на приобретение знаний и наберётся у него в голове ведро океанской воды, то гордиться он сможет только перед среднестатистическим человеком, у которого в голове капля воды. А что такое ведро воды в сравнении с океаном?
На сегодняшний день эмпирическим (опытным-АдФ) путём выведен следующий принцип, называемый по-научному «эффектом Даннинга-Крюгера», где объясняется, почему «глубокая осведомлённость в предмете уменьшает уверенность компетентных лиц в своих силах (или-в своей компетентности-АдФ)».
Если исследуемый нами «принцип познавательной скромности» изложить на общедоступном русском языке, то получим несколько мудрых изречений из народного фольклора, что свидетельствует о хорошем знании древнегреческой философии в народной среде:
а) Меньше знаешь – крепче спишь.
б) Не забивай себе голову всякой ерундой.
в) Во многом познании много печали (библ.).
г) Не делай умный вид – тебе это не идёт.
д) Не лезь туда, куда тебя не просят.
е) Болтун – находка для шпиона! (совет.).
ж) Не болтай! (совет.).
з) Фильтруй базар! (соврем.).
и) Незнание закона не освобождает от наказания за нарушение закона (юридич.).
к) Незнание признаков какой-то болезни не спасает от заболевания этой болезнью (медиц.).
А если вспомнить ещё короткое и зловещее: «Он слишком много знал» о тех, кто загадочно ушёл из жизни или пропал без вести, то «принцип познавательной скромности» становится для нас просто жизненной необходимостью.
Кто знает, тот понимает. Кто не знает, тот молчит.
Чем больше я знаю, тем меньше я знаю
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. Сократ (Демокрит)
Каждый человек читаем множество книг и в конце концов наступает момент, когда он приходит к выводу, что он не знает больше, чем знает. На самом деле, для этого феномена есть простая графическая иллюстрация.
Представьте себе младенца, который только появился на свет. Его знания в текущий момент есть точка, а весь мир вокруг этой точки – неизвестное. По мере своего развития ребенок узнает все больше и больше – точка превращается в круг, где окружность – граница нашего знания.
С каждым годом радиус окружности увеличивается и увеличивается. И с каждым годом растет длина окружности – увеличивается граница соприкосновения с неизвестным. Таким образом, чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем )).
Что же с этим делать? Выбрать темы, которые являются для вас важными и желанными и полностью погрузиться в их изучение.
Как говорил Шерлок Холмс: «Ватсон, поймите, человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь.
Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно».
Осталось выбрать свои инструменты, чтобы не захламлять мозг.
Даннинг с Крюгером, Сократ и круги знаний
Меня давно занимает тема познания. Так я столкнулся с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю», с эффектом Даннинга-Крюгера. Уверился в истинности этих концепций. Увидел их взаимосвязь. А кроме того мне у меня появилась уверенность, что можно математически обосновать наличие эффекта Даннинга-Крюгера.
Эффект Даннинга-Крюгера
Эффект Да́ннинга—Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.
Ниже показан упрощенный график с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера.
График с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера не дает нам никаких объяснений происходящего. Но дает нам лишь надежду, что можно выбраться из Долины отчаяния. График очень ровный и относительно неплохо отражает действительность. Для использования в психологии такого графика его почти достаточно. Иногда он вводит в заблуждение. Например, судя по графику выбравшись однажды из Долины отчаяния ты никогда в нее не вернешься. На практике выходит так, что возвращаешься и не раз. Однако такой график это хорошая отправная точка для дальнейших изысканий.
График функций это математический инструмент и возможно существует какая-то функция, которая нам поможет математически обосновать проявление самого эффекта.
Сократ
Эффект Да́ннинга — Крю́гера некоторым образом перекликается с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю».
Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей, которые желающие могут прочитать самостоятельно.
Смысл выражения можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.
Круги Знаний
Мне представляется правильным рассуждение про шар знаний. Но термин Шар знаний звучит как-то антинаучно. Заменим шар знаний на круг знаний. А точнее кругами знаний. Таких кругов четыре:
Каждый из внешних кругов полностью включает в себя внутренний круг.
3 и 4 круги одинаковые для всего человечества. 1 и 2 круги для каждого человека индивидуальны.
Обычно расширение первого круга способствует расширению и второго круга. Каждое расширение второго круга приближает нас к границе третьего круга. Если скорость роста второго круга будет намного больше скорости роста первого круга человек неизбежно попадает в Долину отчаяния на графике эффект Даннинга — Крюгера.
Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера
Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.
Обозначения
Новичок
К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.
В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.
Пик Глупости
К1 догоняет К2. К2 очень далек от К3.
Долина отчаяния
К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.
К1 не успевает за увеличением К2.
Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.
Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.
Склон Просветления
К1 растет быстрее чем К2.
Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:
Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.
Плато Стабильности
К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.
Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.
Правильный график уверенности в своих знаниях
Этот график показывает зависимость уверенности от собственных знаний. Он похож на график из эффекта Даннинга-Крюгера, но будут и отличия.
Предположим, что уверенность в знаниях равна отношению объема собственных знаний к объему знаний второго круга (К1/К2). Оба параметра изменяются со временем.
Вывод
Функция уверенности в своих знаниях выглядит так:
Уверенность в знаниях = K1/K2.
Где К1 собственные знания, а К2 осознанное непознанное.
Выбраться из Долины Отчаяния можно. Но можно туда и вновь вернуться с большим объемом знаний чем первый раз.
Люди, которые на самом деле двигают науку вперед, перманентно находятся в Долине Отчаяния, потому что у них.
Чем больше знаю тем меньше
Согласны ли Вы с утверждением,что чем больше я знаю, тем больше понимаю, как я мало знаю? утверждение
5 Полагайся на Иегову всем своим сердцем и не надейся на своё собственное понимание. 6 Помни о нём на всех своих путях, и он сделает твои пути прямыми.
7 Не становись мудрым в собственных глазах. Бойся Иегову и удаляйся от зла. 8 Пусть это будет исцелением для твоего тела и освежением для твоих костей.
9 Чти Иегову тем ценным, что у тебя есть, и первыми плодами от всего, что производит тебе земля. 10 Тогда твои хранилища наполнятся до избытка и твои давильни будут переполняться молодым вином.
11 Наставления от Иеговы, сын мой, не отвергай и не гнушайся его исправлением, 12 потому что кого любит Иегова, того исправляет, как отец исправляет любимого сына.
Это от переизбытка, Александр. Бросайте все к чертовой матери и в деревню к коровам, курицам и прочей живности. Там мозги и отдохнут. На крайний случай шашлык, пиво, друзья, рыбалка.
Да, согласна. Будучи 40 с лишним лет в своей профессии, постоянно занимаясь самообразованием, все чаще прихожу к мысли: как же я мало знаю!
Абсолютно согласна.! Более того я иногда думаю,что все наши знания субъективны,то есть по большому счёту никто ничего не знает
спасибо,воспользуюсь по необходимости
«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»По другим источникам выражение звучит так! То и то мудро!
Зенон сказал ещё точнее, смысл почти один.
Всего доброго!
ага, по любому, мы узнаем больше и понимать начинаем больше, а потому и вопросов становится все больше.
Согласна! Век живи, век учись, а дураком помрёшь! Против мудрости народной ну никак тут не попрёшь!
Это же известная формула Сократа.»Я знаю, что я ничего не знаю, но я сделаю всё, чтобы знать больше».
Зенон сказал точнее про круги.
Чем больше знаешь, тем мудрее, а чем меньше, тем тупее. а ещё говорят меньше знаешь, лучше спишь)
конечно, чем больше работаю, тем больше понимаю сколько я не знаю, стаж по профессии 30 лет
Но,я добьюсь того,чтобы знать больше. Это продолжение этой фразы..А кто сказал?
Чем больше знаю тем меньше
Это только кажется, что забываешь больше. Ведь под коркой нужная человеку информация сохраняется и сохраняется даже информация от наших предков.. Были в науке даже зафиксированы такие случаи, когда ребёнок не разу не видивший как зажигается костёр, подходил к костру и начинал его разжигать. Вы знаете эта тема не для короткого ответа. Здесь надо просто порассуждать. Но для этого мне кажется нужна другая площадка.
кжути какой то навротили Вопервых то что знаешь, никогда не забудешь. А что бы нейроны в мозгу не отрафировались, нужно и учиться. иначе в лет 50 уже начнётся маразм. Нужно учить что то новое постоянно. Языки, стихи, какое то дело. Увлечения и тд. На гитаре играть. Новую профессию изучать. и тогда скажу по факту из физиологии. До приклонных лет сохраните ясность ума и сознания
это совсем правильно,я в школе троечник был и ничего не забыл,даже добавлял уроки от жизни и вот сейчась у меня друг,кот закончил школу с золатая медаль,полное отличия и меньше меня знает как примера русский,а про английский вообще ничего не помнит,спрашивает меня что значить какоето сообщения на компютре
Хрустальный апельсин. О чем мы думаем, рисуя жизнь свою, На серый холст, накладывая краски, Что видим мы, в придуманном раю, Какие мифы, ужасы, и сказки. На что надеемся в границах полотна, Что будет украшать существование, Луч света, из открытого окна, Или мерцающее в грезах пребыванье.
.
Как это можно знать и забывать. Больше знаешь-больше в голове остается. Чем больше забываешь- тем хуже память. А чем меньше знаешь, забывать то и нечего по сути. Знаний никаких. А человек все время чему нибудь учится. Если не учебные заведения, так жизнь своему научит.
В садике нам говорят, что нельзя из 3 вычесть 5, в школе оказывается можно, в школе нам говорят, что нельзя поделить ноль на ноль, в институте оказывается можно. Боюсь идти в аспирантуру, вдруг мне там ТАКОЕ расскажут….
В детстве, чтобы не попасть в детдом, в юности, чтобы испытать радость студенчества, в зрелости для повышения социального статуса, в старости в качестве развлечения.
Чем больше учишь, тем больше развиваешь память. Но тебе никто не запрещает быть тупым, наоборот это даже поощряют, тупым стадом проще править.
«Вовочка ты почему не выучил историю?»—«марь Ивана так вы же сами сказали что история никого ничему не учит-так зачем же ее учить?».
Старая игра слов понятна. Так учимся мы не ради количества знаний, а ради научения мыслить и знать, где «взять» конкретное знание.
а где написано в писании учится наукам? нет такого там. и поэтому все эти учения пустое. уже много раз доказано.
Однако, лихо завернули. В принципе, нужные знания не забываются. А то, что забылось, значит, на фиг надо было.
забывает тот кто не применяет своих знаний! Если нет применения то наверно и в правду не зачем учиться.
совсем прав вы,я троечник был и сейчась знаю гораздо побольше от всех моих сошколников отличники.