Чем будет заниматься чубайс на новой должности
По праву опыта: что означает новое назначение Анатолия Чубайса?
Анатолий Борисович Чубайс исторически относится в российской политике к категории Enfant Terrible – «виноватым во всем» его назначил еще первый президент РФ Борис Николаевич Ельцин. Тем интереснее, что после давно ожидавшейся многими отставки с поста главы правления АО «Роснано», АБЧ получил новое назначение – довольно любопытное само по себе. Бывший глава «Роснано» и один из ключевых идеологов либеральных реформ 1990-х годов стал «спецпредставителем Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития», при этом без статуса госслужащего.
Что интересно в формулировке? Каждое слово. Спецпредставитель президента – это личный эмиссар, работающий вне системы (но, возможно, во взаимодействии) с АП и МИД, с прямым контактом с тем, кого он представляет и теми, с кем он должен работать. Международные организации – ну да. ООН, МВФ, Всемирный банк, МБРР, ряд других структур – причем опыта такого представительства Чубайсу уже не занимать: в 1998 году он уже был спецпредставителем президента по связям с международными финансовыми организациями, добившись, в частности, кредита МВФ на сумму 11,2 млрд US$. Сейчас в кредитах такого рода Россия не нуждается, но и должность стала шире – из определения исчезло слово «финансовых». Кто еще, помимо названных структур, может интересовать президента России, для кого недостаточно имеющихся официальных дипломатических каналов?
Для ответа на этот вопрос необходимо понимать ситуацию в целом. В целом мировая дипломатия находится в яме, прецедентов которой после второй Мировой и не сыскать: сама мысль о переговорах с оппонентами по важнейшим вопросам мироустройства вызывает у многих политиков на Западе то ли изжогу, то ли страх немедленного обвинения в предательстве. Что делать в этих условиях? То же, что и всегда: когда формальные каналы не работают, начинают работать неформальными. Не являясь госслужащим, и при этом будучи совершенно официально наделен полномочиями лично от первого лица, фактически с формулой из романа Дюма – «то что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказы и для блага государства», помните? – Чубайс может (в силу своих давних связей) и должен (в силу обязанности в соответствии с указом главы государства) контактировать со своими коллегами – такими же уполномоченными лицами, совершенно не обязательно занимающими формальные должности. Мало ли, в конце концов, в мире групп и клубов «по интересам», объединяющих влиятельных людей, способных решать вопросы? То, что АБЧ вхож в подобные группы – известно давно. Ну и пусть ходит, все польза будет.
Чубайс прокомментировал назначение на новую должность
Бывший глава «Роснано» Анатолий Чубайс на своей странице в Facebook прокомментировал назначение на должность специального представителя президента России по связям с международными организациями.
«Мне в жизни не раз приходилось заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно для меня. На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично», — написал Чубайс.
В беседе с агентством ТАСС Чубайс назвал важной для России тему устойчивого развития. По его словам, в рамках ООН Москва может начать активно работать в этой области.
«Для меня устойчивое развитие — это цельное описание задач страны, которое шире, чем просто экономика, бизнес или даже уровень жизни. Это что-то новое из ХХI века, апгрейд фундаментальных идей классиков. И что важно — при всех внешнеполитических сложностях как раз с ООН, которая является законодателем в сфере целей устойчивого развития, у России конструктивные отношения, а значит, есть хорошая площадка для активной работы», — сказал Чубайс.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, после вступления в новую должность Чубайс не будет государственным служащим и сотрудником администрации президента.
Анатолий Чубайс занимал должность генерального директора «Роснано» с 2008 года, когда компания еще называлась «Российская корпорация нанотехнологий». После того как в 2011 году госкорпорация была преобразована в акционерное общество, Чубайс стал председателем правления компании.
В 2013 году он был назначен председателем правления управляющей компании «Роснано».
Чьи интересы будет защищать Чубайс перед Западом от имени Кремля
Главный российский приватизатор — в ООН. Это не шутка!
Бывший глава «Роснано» Анатолий Чубайс теперь будет заниматься внешнеполитическими делами — он назначен на должность спецпредставителя президента РФ по связям с международными организациями. Как пояснил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, в новой для себя должности не будет иметь статуса госслужащего и не войдет в штат сотрудников администрации президента.
Кроме того, Песков рассказал, что Чубайс будет заниматься связями с организациями, входящими в систему ООН.
Назначение Чубайса уже прокомментировали в ООН. По словам официального представителя генерального секретаря организации Стефана Дюжаррика, там готовы к сотрудничеству.
«Мы ждем с нетерпением взаимодействия с Анатолием Чубайсом в должности спецпредставителя президента Владимира Путина по связям с международными организациями, — отметил Дюжаррик. — Российская Федерация — ключевой партнер ООН во всех сферах нашей работы, в том числе в области достижения целей устойчивого развития».
В Госдуме России Анатолия Чубайса назвали востребованным в новой для него должности.
«Не сомневаюсь, что огромный профессиональный опыт Анатолия Борисовича будет успешно востребован на новом посту», — сказал председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
Сам Чубайс, комментируя на странице в Facebook свое назначение, заявил о «значимом деле» на благо страны. Он пояснил, что ему не раз приходилось в жизни «заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно» для него самого.
«На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично», — отметил он.
Чем же он на самом деле будет заниматься? И что за должность такая? Зачем его вообще убрали с «Роснано»?
— Чубайса не убрали с «Роснано», а направили на более ответственную работу, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Мотивация при принятии данного решения состояла вовсе не в том, чтобы поменять Чубайса на посту главы «Роснано» на более эффективного менеджера и, тем более, не в том, чтобы наказать его. Мотивация — в том, чтобы прибегнуть к услугам Чубайса на направлении, которое представляется главе государства на данном этапе куда более важным, чем какой-то там «Роснано».
Сегодня российская экономика находится в предкатастрофном состоянии. Но еще большей проблемой для власти является фактический арест денег российского олигархата в офшорах и их имущества за рубежом. Получилось так, что значительная доля награбленного ими в России богатства сегодня находится за пределами РФ, а на все это наложена лапа британских и американских спецслужб. И с этим нужно что-то делать. Лучше Чубайса (так полагает правящая группировка) с этой проблемой никто не справится: это самый «авторитетный» сегодня на Западе представитель российского олигархата. Его задача — спасти олигархические авуары, обеспечить договоренности конкретных российских чиновников и олигархов, включая главу государства, с западными структурами о «спасении» их денег.
«СП»: — Для самого Чубайса новая должность повышение или понижение?
— Эта должность — повышение Чубайса и, одновременно, обращение к нему как спасителю украденных российскими нуворишами триллионов — с пролонгацией его почетной и сверхобеспеченной пенсии где-нибудь в Швейцарии после исполнения особой миссии.
Понятно, что Чубайс на этом новом посту будет заниматься не столько спасением чьих-либо денег, сколько собственным обустройством, но, когда у вора отнимают наворованное, у него наступает аберрация сознания — и он обращается за помощью о защите своих денег к еще большему вору. Так будет и в случае с Чубайсом: кое-кому из своих дружков и подельников он, безусловно, пособит, но, к примеру, в отношении тех 50 млрд долларов, которые РФ вынуждена будут выплатить акционерам «ЮКОСа», Чубайс ничего сделать не сможет, да и не будет он этим заниматься. Это ведь и он приложил руку к тому, что Россия разворована до основания, в том числе — зарубежными юристами и судами.
«СП»: — А у Чубайса есть опыт в международных делах?
— Сила Чубайса, как полагает президент, не в опыте или квалификации, она — в его связях с зарубежными акулами и его международном «авторитете». Судя по всему, глава государства полагает, что Чубайса на Западе будут слушать — и какие-то вопросы негосударственного, а частно-корпоративного и теневого характера ему удастся решить.
«СП»: — Чем конкретно он будет заниматься? О каких международных организациях, может идти речь?
— Причем здесь какие-то международные организации? Ситуация в этих организациях (МВФ, ВБ, БМР, ЕС и других) такова, что на их позицию никакой Чубайс повлиять не может. Россия сегодня не допущена даже в предбанник этих организаций. Речь идет о точечном взаимодействии Чубайса с разного рода частными и корпоративными заинтересованными посредниками на Западе по поводу решения проблем частных вкладов и недвижимости отдельных российских персонажей.
«СП»: — Чубайс, по мнению многих экспертов, выглядит скорее представителем Запада в России. Он традиционно двигал историю о максимальной интеграции в западную повестку, причем опережающими темпами. Так ли это?
Думаю, что те, кто направил Чубайса на новый пост, в целом ситуацию понимают, но зависшие на зарубежных счетах деньги спасать все равно надо (хотя бы их часть), а кроме того, многие уже подумывают, как бы удачнее свалить на Запад, поскольку лафа в России заканчивается. Так вот задача Чубайса — помочь конкретным лицам обустроиться на Западе.
«СП»: — А как такого «переговорщика» воспримут сами международные организации? Добьется ли Чубайс на этой должности чего-то чего не добились другие переговорщики?
— У нас есть какие-то переговорщики? У нас в РФ есть в основном сливщики, мутильщики и сдельщики. Кроме того, никакой Чубайс, даже если бы был великолепным переговорщиком, а не банальным решалой, не может подменить МИД и всю систему российских внешнеполитических институтов. И если эта система сегодня не работает, ее не заменит никакой супер-пупер Чубайс. Этот персонаж, повторю, направлен на новую работу вовсе не для решения государственных задач. Его основная миссия — разрулить возникшие проблемы с нынешними размещенными в западных банках и офшорах «общаками».
— Новая должность для Чубайса — это работа мечты, — считает политолог Константин Калачев.
— Не госслужащий. Не под Администрацией президента. Характерна реакция самого Чубайса. Он доволен. Отношения по внешнему контуру, в том числе с международными организациями, то, что ему близко и понятно. Всем сестрам по серьгам. Хулители и хэйтеры плачут.
«СП»: — А чем он все же будет заниматься? С какими международными организациями договариваться и о чем?
—А разве это важно? Важно, что человека пристроили. А договариваться он готов хоть с ООН. Хотя, судя по позиции 59 стран ОЗХО, стоило бы начать с них.
«СП»: — А как такого переговорщика воспримут на Западе? У него ведь нет международного опыта……
— У Чубайса репутация либерала. Со многими он знаком еще с 90-х. На Западе воспримут как знак и сигнал.
— Думаю, множество людей в России хотели бы, чтобы фигура Чубайса — в значительной степени демонизированная — была выведена из политики совсем, — говорит доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.
— Ну что ж! Мы уже видим, как она уже выведена из российской внутренней политики. Насколько символично — посмотрим.
Если мы даже поверхностно познакомимся с биографией Чубайса, то увидим, что он имеет зарубежные связи ещё с позднесоветского времени. Чем он будет конкретно заниматься сейчас — трудно сказать. Только ведь ясно, что такая символическая фигура годится для решения внешнеполитических задач Кремля без лишнего раздражения западных «партнёров». И вопрос заключается лишь в том, что это за задачи и насколько Чубайс политически самостоятелен. Это мы и увидим в ближайшие годы.
«СП»: — А нет ли ощущения, что Чубайс будет не представителем России на Западе, а смотрящим от Запада в России?
— Чтобы Чубайс выполнял функции смотрящего за Россией с Запада, это как минимум предполагает согласие Кремля показывать ему то, что хочет видеть Запад. Но суть в том, что в последнее время возрастает разница между тем, что хочет видеть Запад и что хочет демонстрировать ему Кремль. И вряд ли Чубайсу удастся убедить Запад в том, что он хочет видеть именно то, что ему показывают.
«СП»: — До чего, по-вашему, Чубайс договорится с Западом?
— До того, до чего согласится договориться Запад и до того, до чего сочтет нужным договориться Кремль. И что-то мне говорит, что это — не отмена санкций и не территориальные уступки со стороны России.
Путин назначил Чубайса на новую должность. Что важно знать
Экс-глава «Роснано» станет спецпредставителем по связям с международными организациями. Что именно будет курировать Чубайс без статуса госслужащего, пока непонятно: формально в сфере его компетенций «устойчивое развитие» страны.
Путин назначил Чубайса на новую должность. Что важно знать
«Назначить Чубайса Анатолия Борисовича специальным представителем президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития», — говорится в документе.
На момент публикации ни аппарат президента, ни представитель Анатолия Чубайса не дали расширенных официальных комментариев — чем именно будет заниматься экс-глава «Роснано» в новой должности.
Чубайс в ходе своей карьеры уже занимался переговорами с международными организациями. Например, в 1995—1996 годах он был управляющим от России в Международном валютном фонде и Международном банке реконструкции и развития.
Чем занимается спецпредставитель президента
Статусом специального представителя президента России на текущий момент обладают почти два десятка человек. При этом в администрации президента числятся только два спецпредставителя: Руслан Эдельгериев — советник главы государства, отвечающий за вопросы климата, а также спецпредставитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
В то же время не подчиняются непосредственно администрации президента, например, спецпредставитель по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и спецпредставитель по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов Николай Меркушкин.
По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, на новой должности Анатолий Чубайс не будет иметь статуса госслужащего и «не будет являться сотрудником администрации президента».
Нередко спецпредставители президента не имели ни аппарата, ни даже кабинета, как Николай Меркушкин (экс-глава Мордовии и Самарской области) или Сергей Шматко (бывший министр энергетики; специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики), отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Осталось посмотреть, попытается ли Чубайс насытить это каким-то смыслом или же это просто утешительная позиция», — говорит эксперт.
Как отмечает юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия» Григорий Машанов, прямых правовых оснований для существования должности спецпредставителя нет: она не упоминается в Конституции, а в «Положении об администрации президента» указаны лишь специальный представитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта и специальный представитель по вопросам развития торгово-экономических отношений с Украиной.
«Как он будет взаимодействовать с МИДом, сказать сложно, по документам это неясно. Скорее всего, все будет зависеть лично от Чубайса. Он может уйти в тень, например, как ушел [Дмитрий] Ливанов (бывший министр образования стал спецпредставителем по торгово-экономическим связям с Украиной. — РБК), а может быть, он развернет активную деятельность. В любом случае эта должность без особых полномочий. Все будет на авторитете», — рассуждает Машанов.
По его словам, в реестре должностей госслужбы нет понятия «спецпредставитель президента», именно поэтому Чубайс, как и многие спецпредставители, не будет являться госслужащим, хотя подчиняется напрямую президенту. «У спецпредставителей есть большой лоббистский потенциал, при этом они не подают антикоррупционную декларацию, публично не отчитываются», — отметил Машанов.
Как Кремль и сам Чубайс объясняют назначение
Анатолий Чубайс, комментируя в Facebook свое назначение, написал: «Не раз в жизни приходилось заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно для меня. На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично». Других деталей о новой работе он не привел.
Позже, отвечая на вопрос журналистов об отсутствии какого-либо указа о назначении Чубайса на новый пост (до появления новости о получении должности спецпредставителя), пресс-секретарь заявил, что «любой человек может заниматься личными проектами, если захочет». «На этот вопрос может ответить лишь президент», — добавил он.
Алексей Кудрин, которого Чубайс в середине 1990-х пригласил в администрацию президента, после официального объявления о назначении пожелал ему в Twitter удачи. «Не в первый раз за 30 лет Анатолий Чубайс берется за тему будущего и делает ее темой настоящего. Удачи, Анатолий Борисович, и устойчивого развития», — написал он.
Чем может заниматься Чубайс в новой должности
Цели устойчивого развития (ЦУР), о которых говорится в указе президента относительно назначения, прописаны в документах ООН. Всего их 17, и достижение этих целей планируется к 2030 году. Среди них ликвидация нищеты, голода, достижение гендерного равенства, борьба с изменением климата. В июне 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный обзор того, как достигаются цели устойчивого развития в стране и как она будет двигаться в этом направлении до 2030 года. Его готовили Минэкономразвития, МИД, Росстат, Аналитический центр при правительстве. Перед этим свой анализ провела Счетная палата. Она заключила, что система госуправления в России «в целом способствует реализации повестки устойчивого развития», но есть проблемы. В частности, отсутствуют механизмы разделения ответственности за эти цели, непосредственно за комплексную их реализацию формально не отвечает никто. На сайте Росстата есть специальный раздел, посвященный достижению ЦУР, но в федеральный план статистических работ включены только 43% целевых показателей. В глобальном рейтинге стран ООН по степени достижения ЦУР Россия занимает 57-е место (выше помещены Киргизия, Украина, Китай, Азербайджан).
До сих пор ЦУР занималось Минэкономразвития. Оно же отвечает за выработку госполитики во внешнеэкономической сфере, следует из описания его деятельности. В частности, Минэкономразвития ответственно за экономическое сотрудничество в рамках ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС и ШОС. РБК направил запрос в министерство.
Назначение Чубайса на должность спецпредставителя оказалось неожиданностью даже для многих опрошенных РБК высокопоставленных чиновников, в том числе из правительственного экономического блока. Один из собеседников на вопрос РБК, не будет ли у Чубайса пересечений в полномочиях, например, с Минэкономразвития, ответил лишь, что «такой должности раньше не было, надо дождаться, какие полномочия будут закреплены за новым спецпредставителем». Вопросами ЦУР также занимаются Минэнерго (не ответило на запрос на момент публикации) и Минприроды (отказалось от комментариев).
Как рассказал РБК старший эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров, в мировой практике есть похожие примеры назначения спецпредставителей по ЦУР. Например, посол по Повестке дня до 2030 года есть у Швеции, также можно вспомнить, что в будущей администрации Джо Байдена специальным представителем по климату будет бывший госсекретарь Джон Керри, а эта тема во многом пересекается с ЦУР.
«ЦУР содержат 232 показателя, касающихся разных аспектов социальной, экономической и экологической сфер. При этом повестка ЦУР не предполагает единого подхода: каждая страна может сама определить свои приоритеты и конкретные цели, к которым она будет двигаться к 2030 году», — говорит Шакиров.
По его словам, назначение Чубайса специальным представителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития объясняется стремлением наладить межведомственную координацию и придать особый статус диалогу с международным сообществом.
«Конечно, это [назначение] не синекура. Но и нельзя сказать, что с его назначением Россия получает еще одного переговорщика с Западом, ведь он одинаково близок и западным, и российским элитам. Если посмотреть повестку по климату, которую продвигал Чубайс, то он выглядел скорее представителем Запада в России. Чубайс традиционно двигал историю о максимальной интеграции в западную повестку, причем опережающими темпами», — сказал РБК президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
Путин назначил Чубайса на новую должность. Что важно знать
«Назначить Чубайса Анатолия Борисовича специальным представителем президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития», — говорится в указе президента Владимира Путина, который был опубликован вечером 4 декабря.
На момент публикации ни аппарат президента, ни представитель Анатолия Чубайса не дали расширенных официальных комментариев, проясняющих, чем именно будет заниматься экс-глава «Роснано» в новой должности.
Чубайс в ходе своей карьеры уже занимался переговорами с международными организациями: в частности, в 1995–1996 годах он был управляющим от России в Международном валютном фонде и Международном банке реконструкции и развития.
Чем занимается спецпредставитель президента
Статусом специального представителя президента России на текущий момент обладают почти два десятка человек. При этом в администрации президента числятся только два спецпредставителя: Руслан Эдельгериев — советник главы государства, отвечающий за вопросы климата, и спецпредставитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
В то же время не подчиняются непосредственно администрации президента, например, спецпредставитель по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и спецпредставитель по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов Николай Меркушкин.
По словам Дмитрия Пескова, на новой должности Анатолий Чубайс не будет иметь статуса госслужащего и «не будет являться сотрудником администрации президента».
Нередко спецпредставители президента не имели ни аппарата, ни даже кабинета, как Николай Меркушкин (экс-глава Мордовии и Самарской области) или Сергей Шматко (бывший министр энергетики; специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики), отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Осталось посмотреть, попытается ли Чубайс насытить это каким-то смыслом или же это просто утешительная позиция», — говорит эксперт.
Как отмечает юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия» Григорий Машанов, прямых правовых оснований для существования должности спецпредставителя нет: она не упоминается в Конституции, а в Положении об администрации президента указаны лишь специальный представитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта и специальный представитель по вопросам развития торгово-экономических отношений с Украиной.
«Как он будет взаимодействовать с МИДом, сказать сложно, по документам это неясно. Скорее всего, все будет зависеть лично от Чубайса. Он может уйти в тень, например, как ушел [Дмитрий] Ливанов (бывший министр образования стал спецпредставителем по торгово-экономическим связям с Украиной. — РБК), а может быть, он развернет активную деятельность. В любом случае эта должность без особых полномочий. Все будет на авторитете», — рассуждает Машанов.
По его словам, в реестре должностей госслужбы нет понятия «спецпредставитель президента», именно поэтому Чубайс, как и многие спецпредставители, не будет являться госслужащим, хотя подчиняется напрямую президенту. «У спецпредставителей есть большой лоббистский потенциал, при этом они не подают антикоррупционную декларацию, публично не отчитываются», — отметил Машанов.
Как Кремль и сам Чубайс объясняют назначение
Анатолий Чубайс, комментируя в Facebook свое назначение, написал: «Не раз в жизни приходилось заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно для меня. На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично». Других деталей о новой работе он не привел.
Позже, отвечая на вопрос журналистов об отсутствии указа о назначении Чубайса на новый пост (до появления новости о получении должности спецпредставителя), пресс-секретарь заявил, что «любой человек может заниматься личными проектами, если захочет». «На этот вопрос может ответить лишь президент», — добавил он.
Алексей Кудрин, которого Чубайс в середине 1990-х пригласил в администрацию президента, после официального объявления о назначении пожелал ему в Twitter удачи. «Не в первый раз за 30 лет Анатолий Чубайс берется за тему будущего и делает ее темой настоящего. Удачи, Анатолий Борисович, и устойчивого развития», — написал он.
Чем может заниматься Чубайс в новой должности
Цели устойчивого развития (ЦУР), о которых говорится в указе президента о назначении, прописаны в документах ООН. Всего их 17, и достижение этих целей планируется к 2030 году. Среди них ликвидация нищеты, голода, достижение гендерного равенства, борьба с изменением климата. В июне 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный обзор того, как достигаются цели устойчивого развития в стране и как она будет двигаться в этом направлении до 2030 года. Его готовили Минэкономразвития, МИД, Росстат и Аналитический центр при правительстве. Перед этим свой анализ провела Счетная палата. Она заключила, что система госуправления в России «в целом способствует реализации повестки устойчивого развития», но есть проблемы. В частности, отсутствуют механизмы разделения ответственности за эти цели, непосредственно за комплексную их реализацию формально не отвечает никто. На сайте Росстата есть специальный раздел, посвященный достижению ЦУР, но в федеральный план статистических работ включены только 43% целевых показателей. В глобальном рейтинге стран ООН по степени достижения ЦУР Россия занимает 57-е место (выше помещены Киргизия, Украина, Китай, Азербайджан). В ООН уже заявили, что «с нетерпением» ждут работы с Анатолием Чубайсом, сообщил представитель генсекретаря ООН Стефан Дюжаррик.
До сих пор ЦУР занималось Минэкономразвития. Оно же отвечает за выработку госполитики во внешнеэкономической сфере, следует из описания его деятельности. В частности, Минэкономразвития ответственно за экономическое сотрудничество в рамках ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС и ШОС. РБК направил запрос в министерство.
Назначение Чубайса на должность спецпредставителя оказалось неожиданностью даже для многих опрошенных РБК высокопоставленных чиновников, в том числе из правительственного экономического блока. Один из собеседников на вопрос РБК, не будет ли у Чубайса пересечений в полномочиях, например, с Минэкономразвития, ответил лишь, что «такой должности раньше не было, надо дождаться, какие полномочия будут закреплены за новым спецпредставителем». Вопросами ЦУР также занимаются Минэнерго (не ответило на запрос на момент публикации) и Минприроды (отказалось от комментариев).
Как рассказал РБК старший эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров, в мировой практике есть похожие примеры назначения спецпредставителей по ЦУР. Например, посол по Повестке дня до 2030 года есть у Швеции, также можно вспомнить, что в будущей администрации Джо Байдена специальным представителем по климату будет бывший госсекретарь Джон Керри, а эта тема во многом пересекается с ЦУР.
«ЦУР содержат 232 показателя, касающихся разных аспектов социальной, экономической и экологической сфер. При этом повестка ЦУР не предполагает единого подхода: каждая страна может сама определить свои приоритеты и конкретные цели, к которым она будет двигаться к 2030 году», — говорит Шакиров.
По его словам, назначение Чубайса специальным представителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития объясняется стремлением наладить межведомственную координацию и придать особый статус диалогу с международным сообществом.
«Конечно, это [назначение] не синекура. Но и нельзя сказать, что с его назначением Россия получает еще одного переговорщика с Западом, ведь он одинаково близок и западным, и российским элитам. Если посмотреть повестку по климату, которую продвигал Чубайс, то он выглядел скорее представителем Запада в России. Чубайс традиционно двигал историю о максимальной интеграции в западную повестку, причем опережающими темпами», — сказал РБК президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.