Чем был приметен и замечателен беликов
Человек в футляре: характеристика Беликова
Первая публикация рассказа произошла в 1898 году. Это первая часть ‹‹маленькой трилогии›, состоящей из трех историй. Образ и характеристика Беликова из рассказа Чехова ‹‹Человек в футляре›› ведущий в произведении. Главный герой прятался от жизни, ограждая себя от внешних проявлений и только после смерти смог найти успокоение. Футляр, в котором его уже ничто не потревожит.
Образ
«. ему давно уже за сорок. «
«. он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. «
Характеристика
«. всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние. «
«. он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями. «
«. действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»
С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.
Любовь в жизни Беликова
Он так и не познал радость жизни и свободы, но это осознанный выбор. В гробу выражение лица покойного выглядело кротким, приятным и даже веселым. Он словно рад, что обрел футляр из которого не выбраться. Люди, возвращавшиеся с кладбища, почувствовали небывалое облегчение после смерти Беликова, словно с плеч свалился тяжкий груз. Они давно не испытывали подобного удовольствия от ощущения полной свободы.
Беликов (Человек в футляре)
В рассказах А. П. Чехова тонко и точно отражается жизнь. Его персонажи в рассказах предстают особенными, утрированными образами тех людей, которых мы можем встретить в жизни. Рассказ «Человек в футляре» рисует читателю жизнь человека, который боится всего нового. Беликов – человек в футляре, жизнь которого превращается в постоянный страх. В силу своей профессии он не только страдает сам, но и заставляет страдать всех остальных.
Внешность Беликова
Характер Белякова
Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.
Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.
Влияние на окружающих
Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.
Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.
Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются?
Персонажу отведена главная роль в произведении. Беликов преподаёт греческий язык. “Человек в футляре” – эти слова раскрывают образ героя.
Внешний вид подчёркивает характер персонажа. Лицо бледное, маленькое, спрятанное за поднятый воротник. Беликов, отделяясь от окружающего мира, закладывает в уши вату. Это маленький по росту человек, которому больше сорока лет. Забавно, что персонаж одевается в пальто всегда, даже в тёплую погоду, и берёт с собой зонтик.
Мыслям Беликов не позволяет выйти наружу. Свои вещи хранит в футляре. Последнее объяснялось бы чрезмерной аккуратностью, но трезво взглянуть на положение дел читателю помогает поведение героя, выворачивающее его внутренний мир наизнанку. Это тревожный, пытающийся скрыться от действительности человек. Возможно, спасение от настоящего он находит в изучении прошлого. Поэтому испытывает особенное чувство к древним языкам. С головой уходит в занятия, которые создают защитную плёнку от всего остального.
Страх крепко сидит внутри. Так, перед каждой ситуацией мысленно рассуждает: “как бы чего не вышло…”. Сомнения просматриваются на примере открытия чайной или библиотеки.
Правила для него святые. Любое отклонение от них наводит на героя уныние. Непонятно, почему. Сердце бьётся от известия про классную даму, познакомившуюся с офицером. Дыхание перехватывает от гимназистов, пренебрёгших дисциплиной. Опаздывающие товарищи на важное событие вызывают не меньшие волнения. В голове персонажа крутится торжественное “как бы чего не вышло”.
Слишком мнительный и осторожный. Зацикливаясь на мелочах, он не видит радостей жизни, сам себя загоняя в пропасть.
Сквозь мучения Беликов ходит для приличия в гости, но просто сидит и молчит. Город, начальство и коллеги боятся слишком правильного Беликова. Атмосферу в гимназии создал как в полицейской будки.
Но ещё печальнее смотреть на конец его пути. Механизм отсчёта к завершению его жизни ускоряется с момента встречи с Варенькой. Очаровательным пением она привлекает Беликова. Педагогический состав хочет связать узлами брака эту парочку. Рассуждения героя о женитьбе напускают страх, заставляют ещё больше замкнуться в себе. Портит хорошие впечатления о женщине обычный велосипед. Беликов застаёт её за этим занятием и возмущается.
Беликов возвращается домой, убирает со стола портрет женщины, ложится в постель и больше не встаёт. Спустя месяц он умирает.
Внешность Беликова
Последствия
Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.
В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».
Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.
Характер Белякова
Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.
Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.
Беликов образ и характеристика
Беликов образ и характеристика
1. Общая характеристика. Беликов — главный герой рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
Это учитель греческого языка в провинциальном городе. Беликов прячется от реальной жизни «в футляр» и хочет, чтобы все окружающие поступали так же.
Он становится проклятием всего города. Учителя презирают, но при этом боятся.
2. Внешний вид. У Беликова бледное, маленькое лицо, «как у хорька». Он всегда стремится окружить себя защитной оболочкой: носит темные очки и закладывает уши ватой.
С помощью одежды он пытается полностью отгородиться от «внешних влияний». Даже в теплую погоду Беликов надевает калоши и берет с собой зонтик.
3. Поведение и образ мыслей. Учитель греческого языка постоянно находится в тревоге. В любом, самом незначительном отклонении от привычного порядка вещей он видит чуть ли не бунт. Осторожность и мнительность Беликова доходят до идиотизма. «Как бы чего не вышло», — любимая фраза «человека в футляре», которую он произносит очень часто.
Беликову понятны только различные запреты, которые, как он считает, ведут к порядку. Греческий (т. е. мертвый) язык является для Беликова еще одним способом спрятаться от реальной жизни. Настоящее его пугает, прошлое вселяет спокойствие и уверенность.
4. Положение в городе. Коллеги по работе, да и вся образованная часть городского общества находится под влиянием Беликова. Все прекрасно понимают, какой это тупой и ограниченный человек, но не могут объяснить, чего они боятся.
Беликов постоянно говорит о необходимости донести начальству о беспорядках, к которым он относит даже шумное поведение гимназистов. Для любого здравомыслящего человека это выглядит бредом сумасшедшего. Но учитель греческого языка необъяснимым образом создает вокруг себя настолько гнетущую атмосферу, что его советы и предостережения неукоснительно выполняются.
Настоящей мукой для коллег Беликова является его обычай «поддерживать добрые отношения с товарищами». Он приходит в гости и долгое время сидит в полном молчании, нагоняя уныние и тоску. Рассказывающий обо всем этом Буркин сам недоумевает, как на протяжении нескольких лет жители города терпели этого невыносимого человека.
5. Неудачная женитьба. Буркин называет идею женить Беликова «ненужной» и «вздорной». Хотя в этом, возможно, был хоть какой-то шанс изменить и «вынуть» его из футляра. Несмотря на обычные опасения учителя («попадешь в какую-нибудь историю»), дело шло на лад. Варенька благосклонно воспринимала возможность вырваться из-под опеки брата.
Сватовство Беликова закончилось самым неожиданным образом. Сначала его до глубины души поразило то, что будущая жена ездит на велосипеде. При объяснении с братом Вареньки произошла ссора. Выйдя из себя, Коваленко спустил «фискала» с лестницы. Оказавшись в неудобном положении при невесте, Беликов захворал и вскоре умер.
6. Значение образа. Весь город втайне обрадовался смерти учителя греческого языка. Казалось, что теперь все могут быть свободны от брюзжания и бесконечных предостережений. Но «футлярщина» уже давно завладела человеческими душами. На смену умершему придут другие беликовы. Пойдет такая же жизнь — «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне».
Образ Беликова собирательный, он символизирует собой человеческий страх перед неизвестным и новым, желание замкнуться в себе и запретить движение вперед.
Влияние на окружающих
Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.
Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.
Сочинение Образ Учителя Беликова
Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.
За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, Беликов приобрёл большой авторитет. Это можно понять из того, что большую часть рассказа ему никто не перечит и подчиняются учителю беспрекословно. Репутация Беликова была настолько велика, что он мог выгнать ученика из гимназии, совершенно не боясь, что ему кто-то скажет слово против.
Беликов, как и понятно из названия рассказа, является «человеком в футляре». Автор представляет футлярность своего героя практически во всех аспектах. Мысли в футляре, каждый предмет в футляре и сам герой фактически находится в футляре. Ведь Беликов – закрытый от мира и закостенелый консерватор, из-за невежества своего не желающий впустить в свою жизнь что-нибудь новое.
В рассказе жуткая боязнь перемен продемонстрирована в различных повседневных мелочах, например, постоянное требование извозчику поднять верх экипажа или факт того, что герой носит плотное пальто даже в очень тёплую погоду. В итоге, из-за своего хронического консерватизма, Беликов становится абсолютным противником человечности, новшеств, прогресса и, как следствие, всего мира. Для него изменение привычкам становится страшнее смерти. Быть может именно поэтому, когда карикатура на Беликова и Вареньку, молодую девушку на которой он собирался жениться, произвела на обитателей гимназии огромное впечатление, он был возмущён.
Когда Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде, он впадает в ступор. Когда он, с целью объяснить, что кататься на велосипеде – неприлично, приходит к брату Вареньки, и последний спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Вареньки. Девушка, считая, что Беликов упал сам, начинает смеяться. После этого Беликов возвращается домой и навсегда ложится в кровать, через месяц он умирает. Всё, что увидел учитель греческого языка было за гранью его «футляра», он не мог впустить всё это в свою жизнь, но и избавиться от этого он не мог.
Образ Беликова вызывает ассоциацию с консерватизмом, останавливающим движение жизни вперёд, и закрытостью от мира. Избавиться от всего этого можно от души посмеявшись над этим и впустив в свою жизнь новые и не испробованные раньше вещи.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Сочинение Беликов (Человек в футляре)
Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.
Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени. “Футлярные люди”, “Беликовы” — эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду — палата № 6. Это Россия…” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, — однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.
Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов — по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.
А.П.Чехов, как художник — музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество голосов различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.
Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей. Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях. И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы. Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.
Беликов – это тот самый «человек в футляре», бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.
Человек в футляре… Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 — 15 лет в нашем городе стали бояться всего. Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте». Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.
Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.
Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город. По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Человек в футляр↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Хамелеон →
Контрольные вопросы и анализ рассказа А.П. Чехова «Человек футляре»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
вопросы по произведению
Кто рассказ нам историю о жизни Беликова
Учитель гимназии Буркин
Кем по профессии был Беликов
Учитель греческого языка в гимназии села Мироносицкого
Чем был приметен и замечателен Беликов?
Чем для Беликова являлись древние языки?
«древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик»
Почему Беликов хвалил только прошлое?
« Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Что всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось?
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Что Беликов считал товарищескою обязанностью?
«ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него « поддерживать добрые отношения с товарищами »
Что произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова?
Какая обстановка была в доме у Беликова?
Как выглядела спальня Беликова?
была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М. Достоевский. Комната у Раскольникова)
Почему Беликов боялся спать по ночам?
И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны
Кому пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку?
Сколько было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки?
Ему давно уже за сорок, а ей тридцать
Как подействовало на Беликова решение жениться?
«решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр».
Какая была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку?
Откуда жителям города стало известно про карикатуру на Беликова?
все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру
Что думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки?
как бы чего не вышло
Что было странного во время похорон Беликова?
во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами.
Что показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу?
…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!
Что дает человека даже маленький намек на свободу?
даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья
Что «оставил» в наследство Беликов городу?
Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!
После какого эпизода Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»?
Когда Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы
Зачем А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление?
Как называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»?
В каком году был написан рассказ А.П. Чехова?
В мае-июне 1898 года
Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу подметила:
«вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь
такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть
сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».
Год написания – в мае-июне 1898г., конец Х I Х века
Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.
Жанр – рассказ; трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление
В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающ их в собственном, никому не нужном, мирке
Композиция – рассказ в рассказе (рассказ Буркина о жизни Беликова); рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в которых ярко выражена основная мысль.
Тема – главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.
Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:
2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде
Конфликт – внутренний конфликт и конфликт с окружающим миром
нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:
§ Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
§ Проблема счастья и восприятие счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
§ « Футлярность» и «футлярная» жизнь
§ Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен.
§ «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
§ Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.
В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.
Авторские афоризмы
Как бы чего не вышло
Человек в футляре
Беликовщина
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?
1. А.П. Чехов. «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz
2. Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html
3. Тема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/