Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ
Как была создана удобная нотация
В Средние века (началом этого исторического периода считают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не указывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по длительности. Зато своим начертанием они напоминали о направлении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наизусть и передавали от одного поколения к другому.
В странах Западной и Центральной Европы, о музыке которых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие значки назывались невмами. Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — григорианского хорала. Такое общее название произведено от имени папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопений. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в унисон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].
Ранние невменные записи григорианского хорала невозможно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обучал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым устанавливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо придумал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно рисунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.
Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.
Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впрочем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.
Вопросы и задания
1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?
2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?
3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?
4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.
5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?
6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?
Как была создана удобная нотация
В Средние века (началом этого исторического периода считают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не указывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по длительности. Зато своим начертанием они напоминали о направлении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наизусть и передавали от одного поколения к другому.
В странах Западной и Центральной Европы, о музыке которых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие значки назывались невмами. Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — григорианского хорала. Такое общее название произведено от имени папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопений. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в унисон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].
Ранние невменные записи григорианского хорала невозможно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обучал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым устанавливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо придумал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно рисунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.
Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.
Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впрочем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.
Вопросы и задания
1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?
2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?
3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?
4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.
5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?
6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?
Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ
Скопируйте ссылку. По ней вы попадете в приложение Core, где собраны материалы по теме «Нотное письмо»: читайте, смотрите видео, выписывайте то, что интересно
Нотное письмо
В течение многих веков шли поиски наглядной записи музыкальных звуков. Сложность задачи состояла в том, что одним лаконичным графическим знаком нужно было зафиксировать и высоту, и продолжительность звука.
В 50-х годах прошлого века на северо-западе Сирии в древнем городе Угарит обнаружены музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры – это первая запись музыкального произведения в истории человечества. Древнейшим видом нотного письма стала буквенная нотация, возникшая в Древней Греции. Со временем буквы греческого алфавита заменились латинскими.
В средние века (около IX века) в Европе появляется невменнная нотация (от греч. neuma – кивок, намёк, знак). Невма – знак, передававший общее направление мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Друг над другом проводились две черты – жёлтого ( c ) и красного ( f ) цвета, обозначавшие высоту основных звуков. Невмы записывались на линейках или вокруг них.
Разновидностью невменного письма стало русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.
Буквенная нотация
Буквенная нотация − нотная запись музыки, в которой высота звука обозначается буквами алфавита.
Высотный порядок звуков (от низкого к высокому) соответствует алфавитному порядку букв. В настоящее время является древнейшим видом нотации, сохранившимся в памятниках.
Древнейшие образцы записи музыки при помощи букв греческого алфавита датируются III в. до н. э. Однако наиболее раннее теоретическое описание буквенной нотации, дошедшее до нашего времени, было сделано намного позже, в VI в. н. э., Боэцием Северином (480 − 524/525).
Помимо этих семи букв-звуков, Гвидо Аретинский различал две формы B: B mollis и B durum
. B mollis образовывал с A полутон, B durum − целый тон.
В системе Гвидо буквенные обозначения от A до G означали абсолютную высоту звуков, в то время как изобретенные им слоговые названия (ut, re, mi, fa, sol, la) с полутоном между mi и fa использовались для разучивания напевов независимо от звуковысотных буквенных обозначений.
Исторически это разделение сохранилось в странах англоязычной традиции. В романских и славянских странах, а также в Израиле, Турции, Греции буквенные и слоговые обозначения взаимозаменяемы:
до=c, ре=d, ми=e, фа=f, соль=g, ля=a, си бемоль=b, си=h.
В этих странах для относительной (не привязанной к конкретной высоте звука) сольмизации используются числовые названия ступеней лада.
НОТАЦИЯ
В отличие от механических и электронных способов репродукции звучащего материала (на грампластинке, в аудиофайле, посредством графика звукового сигнала, его спектра и т. п.), нотация передаёт смысл специфически музыкальной логики, выраженной прежде всего в звуковысотности (например, запись септаккорда и его обращений фиксирует «терцовую логику» аккорда независимо от строя музыкального; знак альтерации, относящийся к диатонической ступени ладового звукоряда, может означать её хроматическую альтерацию, и др.) и ритме (размер и тактовая черта показывают местоположение сильных и слабых долей, уровни ритмического деления и др.). В европейской культуре нотация обеспечила сохранность и передачу музыки (главным образом профессиональной, или композиторской) от поколения к поколению; таким образом, письменные музыкальные памятники приобрели статус первичного источника для исполнительских реализаций (интерпретаций) музыки и научных суждений о ней. В качестве физических носителей нотированной музыки на разных этапах истории выступали камень, папирус, пергамент, бумага, файл (для нотации посредством цифрового кода) и др. Существует несколько основных типов нотации.
Ряд поздних нотаций (новоармянская, новоиндийская, новокитайская, новоиндонезийская и др.) разработаны на основе европейского нотного письма.
Современная нотация. Этим условным понятием объединяются различные неунифицированные и экспериментальные формы фиксации музыки в сочинениях композиторов XX-XXI веков, использующих современные техники музыкальной композиции (алеаторика, сонорика, сериализм, конкретная музыка, электронная музыка, минимализм и др.). В отличие от вышеназванных типов, современная нотация не сводится к единому или нескольким нормативам (что объясняется эстетической установкой на индивидуализацию стиля и стремлением композитора к непременному обновлению музыкального языка). Для современной нотации характерны: произвольные словесные инструкции; условные знаки и пиктограммы (для обозначения новых приёмов звукоизвлечения на традиционных инструментах, а также режимов работы электронных инструментов и сценического оборудования); варьированные по величине, форме и внутреннему рисунку нотные головки (для обозначения длительности, динамики, способа извлечения звука); штили без нотных головок (экмелика) и расщеплённые штили (для записи увеличенных унисонов и кластеров); вязки варьируемой формы и толщины (для обозначения недетерминированных длительностей, а также особых приёмов звукоизвлечения), в том числе сходящиеся и расходящиеся (для обозначения локальных и постепенных изменений скорости и/или громкости); дополнительные знаки альтерации (микрохроматика); горизонтальные полосы, в том числе со стрелками, обозначающие время звучания отдельной ноты, а также повторы пассажа или более крупного формообразующего элемента; вертикальные полосы различной конфигурации (указывающие на все или избранные звуки охваченного диапазона при записи кластеров); волнистые линии (определяющие амплитуду вибрато, примерный рельеф импровизируемой мелодии); контуры различной конфигурации, обозначающие одновременно направление движения, размеры кластера, громкость и продолжительность звучания; табулатуры с обозначениями специфических приёмов исполнения для конкретного инструмента; нарушение вертикального ранжира с указанием отдельных точек синхронизации партий; бестактовая нотация, несинхронные такты в разных партиях, нестандартные счётные доли; пропорциональная нотация (с отказом от традиционной дискретной системы длительностей и применяемых в ней знаков и полной передачей этой функции горизонтальному ранжиру); хронометрическая сетка, графики и таблицы; произвольный рисунок (в том числе абстрактный), предназначенный для созерцания исполнителем и метафизического воздействия на его душу либо для машинной интерпретации по заданному инженером алгоритму (как, например, на синтезаторе АНС). Поскольку передача столь индивидуализированной нотации посредством нотопечатания крайне затруднена, произведения современных композиторов часто распространяются в виде факсимильного воспроизведения авторской рукописи.
Дополнительная литература:
Riemann H. Studien zur Geschichte der Notenschrift. Lpz., 1878; idem. Die Entwicklung unserer Notenschrift. Lpz., 1881;
Parrish C. The notation of medieval music. L., 1958;
Apel W. The notation of polyphonic music, 900–1600. 5th ed. Camb. (Mass.), 1961;
Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4);
Stone K. Music notation in the twentieth century. N. Y., 1980;
Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5);
Rastall R. The notation of Western music. N. Y., 1983;
Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. М., 1997;
Лебедев С.Н. Об одном свойстве дасийной нотации // Ars notandi. М., 1997;
Дубинец Е.А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. К., 1999.