Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ

Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть картинку Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Картинка про Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ

Скопируйте ссылку. По ней вы попадете в приложение Core, где собраны материалы по теме «Нотное письмо»: читайте, смотрите видео, выписывайте то, что интересно

Нотное письмо

В течение многих веков шли поиски наглядной записи музыкальных звуков. Сложность задачи состояла в том, что одним лаконичным графическим знаком нужно было зафиксировать и высоту, и продолжительность звука.

Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть картинку Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Картинка про Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ

В 50-х годах прошлого века на северо-западе Сирии в древнем городе Угарит обнаружены музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры – это первая запись музыкального произведения в истории человечества. Древнейшим видом нотного письма стала буквенная нотация, возникшая в Древней Греции. Со временем буквы греческого алфавита заменились латинскими.

В средние века (около IX века) в Европе появляется невменнная нотация (от греч. neuma – кивок, намёк, знак). Невма – знак, передававший общее направление мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Друг над другом проводились две черты – жёлтого ( c ) и красного ( f ) цвета, обозначавшие высоту основных звуков. Невмы записывались на линейках или вокруг них.

Разновидностью невменного письма стало русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.

Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть картинку Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Картинка про Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ

Источник

Буквенная нотация

Буквенная нотация − нотная запись музыки, в которой высота звука обозначается буквами алфавита.

Высотный порядок звуков (от низкого к высокому) соответствует алфавитному порядку букв. В настоящее время является древнейшим видом нотации, сохранившимся в памятниках.

Древнейшие образцы записи музыки при помощи букв греческого алфавита датируются III в. до н. э. Однако наиболее раннее теоретическое описание буквенной нотации, дошедшее до нашего времени, было сделано намного позже, в VI в. н. э., Боэцием Северином (480 − 524/525).

Помимо этих семи букв-звуков, Гвидо Аретинский различал две формы B: B mollis Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть картинку Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Картинка про Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответи B durum Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Смотреть картинку Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Картинка про Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. Фото Чем была неудобна на практике буквенная нотация ответ. B mollis образовывал с A полутон, B durum − целый тон.

В системе Гвидо буквенные обозначения от A до G означали абсолютную высоту звуков, в то время как изобретенные им слоговые названия (ut, re, mi, fa, sol, la) с полутоном между mi и fa использовались для разучивания напевов независимо от звуковысотных буквенных обозначений.

Исторически это разделение сохранилось в странах англоязычной традиции. В романских и славянских странах, а также в Израиле, Турции, Греции буквенные и слоговые обозначения взаимозаменяемы:

до=c, ре=d, ми=e, фа=f, соль=g, ля=a, си бемоль=b, си=h.

В этих странах для относительной (не привязанной к конкретной высоте звука) сольмизации используются числовые названия ступеней лада.

Источник

НОТАЦИЯ

В от­ли­чие от ме­ха­нических и эле­кт­рон­ных спо­со­бов ре­п­ро­дук­ции зву­ча­ще­го ма­те­риа­ла (на грам­пла­стин­ке, в аудио­фай­ле, по­сред­ст­вом гра­фи­ка зву­ко­во­го сиг­на­ла, его спе­кт­ра и т. п.), нотация пе­ре­да­ёт смысл спе­ци­фи­че­ски му­зы­каль­ной ло­ги­ки, вы­ра­жен­ной преж­де все­го в зву­ко­вы­сот­но­сти (например, за­пись сеп­так­кор­да и его об­ра­ще­ний фик­си­ру­ет «тер­цо­вую ло­ги­ку» ак­кор­да не­за­ви­си­мо от строя му­зы­каль­но­го; знак аль­те­ра­ции, от­но­ся­щий­ся к диа­то­нической сту­пе­ни ла­до­во­го зву­ко­ря­да, мо­жет оз­на­чать её хро­ма­тическую аль­те­ра­цию, и др.) и рит­ме (раз­мер и так­то­вая чер­та по­ка­зы­ва­ют ме­сто­по­ло­же­ние силь­ных и сла­бых до­лей, уров­ни рит­ми­че­ско­го де­ле­ния и др.). В ев­ропейской куль­ту­ре нотация обес­пе­чи­ла со­хран­ность и пе­ре­да­чу му­зы­ки (главным образом про­фес­сио­наль­ной, или ком­по­зи­тор­ской) от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию; та­ким об­ра­зом, письменные музыкальные па­мят­ни­ки при­об­рели ста­тус пер­вич­но­го ис­точ­ни­ка для ис­пол­ни­тель­ских реа­ли­за­ций (ин­тер­пре­та­ций) му­зы­ки и на­учных суж­де­ний о ней. В ка­че­ст­ве фи­зических но­си­те­лей но­ти­ро­ван­ной му­зы­ки на раз­ных эта­пах ис­то­рии вы­сту­па­ли ка­мень, па­пи­рус, пер­га­мент, бу­ма­га, файл (для нотации по­сред­ст­вом циф­ро­во­го ко­да) и др. Су­ще­ст­ву­ет несколько ос­нов­ных ти­пов но­та­ции.

Ряд позд­них нотаций (но­во­ар­мян­ская, но­во­ин­дий­ская, но­во­ки­тай­ская, но­во­ин­до­не­зий­ская и др.) раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве ев­ропейского нот­но­го пись­ма.

Со­вре­мен­ная нотация. Этим ус­лов­ным по­ня­ти­ем объ­е­ди­ня­ют­ся различные не­уни­фи­ци­рованные и экс­пе­риментальные фор­мы фик­са­ции му­зы­ки в со­чи­не­ни­ях ком­по­зи­то­ров XX-XXI веков, ис­поль­зую­щих современные тех­ни­ки музыкальной ком­по­зи­ции (алеа­то­ри­ка, со­но­ри­ка, се­риа­лизм, кон­крет­ная му­зы­ка, элек­трон­ная му­зы­ка, ми­ни­ма­лизм и др.). В от­ли­чие от вы­ше­на­зван­ных ти­пов, современная нотация не сво­дит­ся к еди­но­му или не­сколь­ким нор­ма­ти­вам (что объ­яс­ня­ет­ся эс­те­тической ус­та­нов­кой на ин­ди­ви­дуа­ли­за­цию сти­ля и стрем­ле­ни­ем ком­по­зи­то­ра к не­пре­мен­но­му об­нов­ле­нию музыкального язы­ка). Для современной нотации ха­рак­тер­ны: про­из­воль­ные сло­вес­ные ин­ст­рук­ции; ус­лов­ные зна­ки и пик­то­грам­мы (для обо­зна­че­ния но­вых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния на тра­диционных ин­ст­ру­мен­тах, а так­же ре­жи­мов ра­бо­ты элек­трон­ных ин­ст­ру­мен­тов и сце­нического обо­ру­до­ва­ния); варь­и­ро­ван­ные по ве­ли­чи­не, фор­ме и внутреннему ри­сун­ку нот­ные го­лов­ки (для обо­зна­че­ния дли­тель­но­сти, ди­на­ми­ки, спо­со­ба из­вле­че­ния зву­ка); шти­ли без нот­ных го­ло­вок (эк­ме­ли­ка) и рас­ще­п­лён­ные шти­ли (для за­пи­си уве­ли­чен­ных уни­со­нов и кла­сте­ров); вяз­ки варь­и­руе­мой фор­мы и тол­щи­ны (для обо­зна­че­ния не­де­тер­ми­ни­ро­ван­ных дли­тель­но­стей, а так­же осо­бых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния), в том числе схо­дя­щие­ся и рас­хо­дя­щие­ся (для обо­зна­че­ния ло­каль­ных и по­сте­пен­ных из­ме­не­ний ско­ро­сти и/или гром­ко­сти); до­пол­нительные зна­ки аль­те­ра­ции (мик­ро­хро­ма­ти­ка); го­ри­зон­таль­ные по­ло­сы, в том числе со стрел­ка­ми, обо­зна­чаю­щие вре­мя зву­ча­ния отдельной но­ты, а так­же по­вто­ры пас­са­жа или бо­лее круп­но­го фор­мо­об­ра­зую­ще­го эле­мен­та; вер­ти­каль­ные по­ло­сы различной кон­фи­гу­ра­ции (ука­зы­ваю­щие на все или из­бран­ные зву­ки ох­ва­чен­но­го диа­па­зо­на при за­пи­си кла­сте­ров); вол­ни­стые ли­нии (оп­ре­де­ляю­щие ам­пли­ту­ду виб­ра­то, при­мер­ный рель­еф им­про­ви­зи­руе­мой ме­лодии); кон­ту­ры различной кон­фи­гу­ра­ции, обо­зна­чаю­щие од­но­вре­мен­но на­прав­ле­ние дви­же­ния, раз­ме­ры кла­сте­ра, гром­кость и про­дол­жи­тель­ность зву­ча­ния; та­бу­ла­ту­ры с обо­зна­че­ния­ми спе­ци­фических приё­мов ис­пол­не­ния для кон­крет­но­го ин­ст­ру­мен­та; на­ру­ше­ние вер­ти­каль­но­го ран­жи­ра с ука­за­ни­ем отдельных то­чек син­хро­ни­за­ции пар­тий; бес­так­то­вая нотация, не­синхрон­ные так­ты в раз­ных пар­ти­ях, не­стан­дарт­ные счёт­ные до­ли; про­пор­цио­наль­ная нотация (с от­ка­зом от тра­диционной дис­крет­ной сис­те­мы дли­тель­но­стей и при­ме­няе­мых в ней зна­ков и пол­ной пе­ре­да­чей этой функ­ции го­ри­зон­таль­но­му ран­жи­ру); хро­но­мет­рическая сет­ка, гра­фи­ки и таб­ли­цы; про­из­воль­ный ри­су­нок (в том числе аб­ст­ракт­ный), пред­на­зна­чен­ный для со­зер­ца­ния ис­пол­ни­те­лем и ме­та­фи­зического воз­дей­ст­вия на его ду­шу ли­бо для ма­шин­ной ин­тер­пре­та­ции по за­дан­но­му ин­же­не­ром ал­го­рит­му (как, например, на син­те­за­то­ре АНС). По­сколь­ку пе­ре­да­ча столь ин­ди­ви­ду­али­зи­ро­ван­ной нотации по­сред­ст­вом но­то­пе­ча­та­ния край­не за­труд­не­на, про­из­ве­де­ния современных ком­по­зи­то­ров час­то рас­про­стра­ня­ют­ся в ви­де фак­си­миль­но­го вос­про­из­ве­де­ния ав­тор­ской ру­ко­пи­си.

Дополнительная литература:

Riemann H. Studien zur Geschichte der Notenschrift. Lpz., 1878; idem. Die Ent­wicklung unserer Notenschrift. Lpz., 1881;

Par­rish C. The notation of medieval music. L., 1958;

Apel W. The notation of polyphonic music, 900–1600. 5th ed. Camb. (Mass.), 1961;

Stäb­lein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4);

Stone K. Music notation in the twen­tieth century. N. Y., 1980;

Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5);

Rastall R. The notation of Western music. N. Y., 1983;

Бар­со­ва И.А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции. М., 1997;

Ле­бе­дев С.Н. Об од­ном свой­ст­ве да­сий­ной но­та­ции // Ars notandi. М., 1997;

Ду­би­нец Е.А. Зна­ки зву­ков. О со­вре­мен­ной му­зы­каль­ной но­та­ции. К., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *