Чем была неудобна на практике буквенная нотация

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

НОТАЦИЯ

В от­ли­чие от ме­ха­нических и эле­кт­рон­ных спо­со­бов ре­п­ро­дук­ции зву­ча­ще­го ма­те­риа­ла (на грам­пла­стин­ке, в аудио­фай­ле, по­сред­ст­вом гра­фи­ка зву­ко­во­го сиг­на­ла, его спе­кт­ра и т. п.), нотация пе­ре­да­ёт смысл спе­ци­фи­че­ски му­зы­каль­ной ло­ги­ки, вы­ра­жен­ной преж­де все­го в зву­ко­вы­сот­но­сти (например, за­пись сеп­так­кор­да и его об­ра­ще­ний фик­си­ру­ет «тер­цо­вую ло­ги­ку» ак­кор­да не­за­ви­си­мо от строя му­зы­каль­но­го; знак аль­те­ра­ции, от­но­ся­щий­ся к диа­то­нической сту­пе­ни ла­до­во­го зву­ко­ря­да, мо­жет оз­на­чать её хро­ма­тическую аль­те­ра­цию, и др.) и рит­ме (раз­мер и так­то­вая чер­та по­ка­зы­ва­ют ме­сто­по­ло­же­ние силь­ных и сла­бых до­лей, уров­ни рит­ми­че­ско­го де­ле­ния и др.). В ев­ропейской куль­ту­ре нотация обес­пе­чи­ла со­хран­ность и пе­ре­да­чу му­зы­ки (главным образом про­фес­сио­наль­ной, или ком­по­зи­тор­ской) от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию; та­ким об­ра­зом, письменные музыкальные па­мят­ни­ки при­об­рели ста­тус пер­вич­но­го ис­точ­ни­ка для ис­пол­ни­тель­ских реа­ли­за­ций (ин­тер­пре­та­ций) му­зы­ки и на­учных суж­де­ний о ней. В ка­че­ст­ве фи­зических но­си­те­лей но­ти­ро­ван­ной му­зы­ки на раз­ных эта­пах ис­то­рии вы­сту­па­ли ка­мень, па­пи­рус, пер­га­мент, бу­ма­га, файл (для нотации по­сред­ст­вом циф­ро­во­го ко­да) и др. Су­ще­ст­ву­ет несколько ос­нов­ных ти­пов но­та­ции.

Ряд позд­них нотаций (но­во­ар­мян­ская, но­во­ин­дий­ская, но­во­ки­тай­ская, но­во­ин­до­не­зий­ская и др.) раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве ев­ропейского нот­но­го пись­ма.

Со­вре­мен­ная нотация. Этим ус­лов­ным по­ня­ти­ем объ­е­ди­ня­ют­ся различные не­уни­фи­ци­рованные и экс­пе­риментальные фор­мы фик­са­ции му­зы­ки в со­чи­не­ни­ях ком­по­зи­то­ров XX-XXI веков, ис­поль­зую­щих современные тех­ни­ки музыкальной ком­по­зи­ции (алеа­то­ри­ка, со­но­ри­ка, се­риа­лизм, кон­крет­ная му­зы­ка, элек­трон­ная му­зы­ка, ми­ни­ма­лизм и др.). В от­ли­чие от вы­ше­на­зван­ных ти­пов, современная нотация не сво­дит­ся к еди­но­му или не­сколь­ким нор­ма­ти­вам (что объ­яс­ня­ет­ся эс­те­тической ус­та­нов­кой на ин­ди­ви­дуа­ли­за­цию сти­ля и стрем­ле­ни­ем ком­по­зи­то­ра к не­пре­мен­но­му об­нов­ле­нию музыкального язы­ка). Для современной нотации ха­рак­тер­ны: про­из­воль­ные сло­вес­ные ин­ст­рук­ции; ус­лов­ные зна­ки и пик­то­грам­мы (для обо­зна­че­ния но­вых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния на тра­диционных ин­ст­ру­мен­тах, а так­же ре­жи­мов ра­бо­ты элек­трон­ных ин­ст­ру­мен­тов и сце­нического обо­ру­до­ва­ния); варь­и­ро­ван­ные по ве­ли­чи­не, фор­ме и внутреннему ри­сун­ку нот­ные го­лов­ки (для обо­зна­че­ния дли­тель­но­сти, ди­на­ми­ки, спо­со­ба из­вле­че­ния зву­ка); шти­ли без нот­ных го­ло­вок (эк­ме­ли­ка) и рас­ще­п­лён­ные шти­ли (для за­пи­си уве­ли­чен­ных уни­со­нов и кла­сте­ров); вяз­ки варь­и­руе­мой фор­мы и тол­щи­ны (для обо­зна­че­ния не­де­тер­ми­ни­ро­ван­ных дли­тель­но­стей, а так­же осо­бых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния), в том числе схо­дя­щие­ся и рас­хо­дя­щие­ся (для обо­зна­че­ния ло­каль­ных и по­сте­пен­ных из­ме­не­ний ско­ро­сти и/или гром­ко­сти); до­пол­нительные зна­ки аль­те­ра­ции (мик­ро­хро­ма­ти­ка); го­ри­зон­таль­ные по­ло­сы, в том числе со стрел­ка­ми, обо­зна­чаю­щие вре­мя зву­ча­ния отдельной но­ты, а так­же по­вто­ры пас­са­жа или бо­лее круп­но­го фор­мо­об­ра­зую­ще­го эле­мен­та; вер­ти­каль­ные по­ло­сы различной кон­фи­гу­ра­ции (ука­зы­ваю­щие на все или из­бран­ные зву­ки ох­ва­чен­но­го диа­па­зо­на при за­пи­си кла­сте­ров); вол­ни­стые ли­нии (оп­ре­де­ляю­щие ам­пли­ту­ду виб­ра­то, при­мер­ный рель­еф им­про­ви­зи­руе­мой ме­лодии); кон­ту­ры различной кон­фи­гу­ра­ции, обо­зна­чаю­щие од­но­вре­мен­но на­прав­ле­ние дви­же­ния, раз­ме­ры кла­сте­ра, гром­кость и про­дол­жи­тель­ность зву­ча­ния; та­бу­ла­ту­ры с обо­зна­че­ния­ми спе­ци­фических приё­мов ис­пол­не­ния для кон­крет­но­го ин­ст­ру­мен­та; на­ру­ше­ние вер­ти­каль­но­го ран­жи­ра с ука­за­ни­ем отдельных то­чек син­хро­ни­за­ции пар­тий; бес­так­то­вая нотация, не­синхрон­ные так­ты в раз­ных пар­ти­ях, не­стан­дарт­ные счёт­ные до­ли; про­пор­цио­наль­ная нотация (с от­ка­зом от тра­диционной дис­крет­ной сис­те­мы дли­тель­но­стей и при­ме­няе­мых в ней зна­ков и пол­ной пе­ре­да­чей этой функ­ции го­ри­зон­таль­но­му ран­жи­ру); хро­но­мет­рическая сет­ка, гра­фи­ки и таб­ли­цы; про­из­воль­ный ри­су­нок (в том числе аб­ст­ракт­ный), пред­на­зна­чен­ный для со­зер­ца­ния ис­пол­ни­те­лем и ме­та­фи­зического воз­дей­ст­вия на его ду­шу ли­бо для ма­шин­ной ин­тер­пре­та­ции по за­дан­но­му ин­же­не­ром ал­го­рит­му (как, например, на син­те­за­то­ре АНС). По­сколь­ку пе­ре­да­ча столь ин­ди­ви­ду­али­зи­ро­ван­ной нотации по­сред­ст­вом но­то­пе­ча­та­ния край­не за­труд­не­на, про­из­ве­де­ния современных ком­по­зи­то­ров час­то рас­про­стра­ня­ют­ся в ви­де фак­си­миль­но­го вос­про­из­ве­де­ния ав­тор­ской ру­ко­пи­си.

Дополнительная литература:

Riemann H. Studien zur Geschichte der Notenschrift. Lpz., 1878; idem. Die Ent­wicklung unserer Notenschrift. Lpz., 1881;

Par­rish C. The notation of medieval music. L., 1958;

Apel W. The notation of polyphonic music, 900–1600. 5th ed. Camb. (Mass.), 1961;

Stäb­lein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4);

Stone K. Music notation in the twen­tieth century. N. Y., 1980;

Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5);

Rastall R. The notation of Western music. N. Y., 1983;

Бар­со­ва И.А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции. М., 1997;

Ле­бе­дев С.Н. Об од­ном свой­ст­ве да­сий­ной но­та­ции // Ars notandi. М., 1997;

Ду­би­нец Е.А. Зна­ки зву­ков. О со­вре­мен­ной му­зы­каль­ной но­та­ции. К., 1999.

Источник

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *