Чем была признана криптовалюта в соответствии с нк рф
Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com |
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.
Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.
Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). «У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их».
В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. «Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход», – полагает Юрий Припачкин.
Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Крашенинников указал, что для налогообложения сделок с криптовалютой ее нужно сначала признать
17 февраля Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект об обязательном декларировании цифровой валюты и о штрафах для налогоплательщиков, которые не включат в налоговую базу прибыль или доходы от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровых валют.
Если цифровая валюта будет признана «хоть каким-то образом, в ограниченном виде или еще в каком-то, то должно быть какое-то регулирование», добавил Крашенинников.
Принятый в первом чтении законопроект № 1065710-7 вводит требование об обязательном декларировании цифровой валюты в Налоговой кодекс и предлагает считать эту валюту имуществом при применении Налогового кодекса. Функции рыночной оценки цифровой валюты для расчета размеров штрафов закрепляются за ФНС.
Законопроект получил отрицательный отзыв президентского совета по кодификации и ряд замечаний от депутатов. Критики проектов указывают, что он признает цифровую валюту имуществом, но только для применения Налогового кодекса, в то время как в Гражданском кодексе такое понятие, как цифровая валюта, отсутствует.
Определение цифровой валюты содержится во вступившем в силу с 1 января 2021 года законе о цифровых финансовых активах (ЦФА), но этот же закон запрещает в России рекламу способов платежа цифровыми валютами и использование криптовалюты для оплаты товаров и услуг. При этом ситуация осложняется еще и тем, что закон о банкротстве и об исполнительном производстве признает цифровую валюту имуществом.
Законопроект должны доработать ко второму чтению. Поправки к нему принимаются до 18 марта.
Минфин поведал, как платить налоги с заработка на криптовалюте
Минфин опубликовал письмо о налогах с заработка на криптовалютах. Это письмо на днях уже передали в ФНС и все инспекции — им будут руководствоваться при проверке доходов и деклараций. Нужно вписывать доходы с крипты в декларацию и платить с них НДФЛ — налог на доходы физических лиц.
Срок для декларации за 2017 год уже прошел, но ее еще можно подать, правда со штрафом. Срок уплаты налога — 16 июля 2018 года. Еще есть время все посчитать и заплатить в бюджет.
Как посчитать налог, если заработал на биткоинах?
Платить налог нужно с прибыли от сделки. То есть с разницы между доходами от продажи биткоина и расходами на его покупку.
Например, в 2017 году кто-то купил один биткоин. Тогда он стоил тысячу долларов. И в том же году его продали за 10 тысяч долларов. Заработал условные 550 тысяч рублей — это разница между доходами и расходами по сделке. С этой разницы нужно заплатить НДФЛ в бюджет, а сам доход задекларировать. Доходы и расходы нужно чем-то подтвердить.
А что, закон о криптовалютах уже приняли?
Нет, закон пока не приняли, хотя рассматривают. Статус криптовалют в России до сих пор не определен. Ее только хотят признать цифровым финансовым активом. Пока официально это не деньги, не имущество, не информация и не платежное средство.
Запрета на операции с криптовалютой нет. Использовать их для отмывания денег нельзя, финансировать с их помощью преступления тоже. Но при желании любой человек может купить биткоин на свой страх и риск для инвестиций.
Если на сделке удалось заработать, по закону нужно платить налог.
Что это за доход, если непонятно, что покупалось и продавалось?
Недавно суд признал криптовалюту имуществом. И хотя пока это всего лишь решение суда по конкретному делу, можно ориентироваться на него в своей ситуации. Например, при заполнении декларации: указать доходы и расходы как при продаже имущества. А если криптовалюта была в собственности больше трех лет, по идее, можно не платить налог. Минфин напомнил, что любые сомнения и неопределенность в законе толкуются в пользу налогоплательщика.
Если купил биткоин за 15 тысяч долларов, а продал за 13 тысяч, бюджет что-то возместит?
Нет, убытки бюджет не возмещает. И перенести их на будущие годы, чтобы потом уменьшить доход, тоже нельзя.
Если в прошлом году от сделки с биткоинами был убыток, а в этом удалось заработать на криптовалютах, то нельзя зачесть убыток прошлого года в счет прибыли текущего.
В любом случае налогооблагаемая база по НДФЛ считается в рублях. Не имеет значения, какими способами покупалась криптовалюта.
Как налоговая узнает, что я получил доход?
Налоговая может и не узнать. А может и узнать. Банки передают в налоговую информацию по счетам клиентов — это их обязанность по закону. Они делают это не автоматически, а при проверках и на основании документов. Но кто знает, когда налоговая решит запросить данные о движениях по счету конкретного человека.
Это может быть информация о продаже тортиков в соцсетях. Или сомнения в расходах на покупку квартиры. Да мало ли что еще. Если налоговой нужно, она и экспертизу подписи на договоре купли-продажи проведет, и даже в семейных отношениях разберется. Это ее обязанность — искать, кто недоплатил налог или скрыл доходы.
У налоговой больше информации, чем многие думают. Когда мы покупаем кефир в супермаркете, налоговая знает, кто, где и за сколько купил кефир конкретной марки. Неизвестно, как она обрабатывает эту информацию, но то, что эта информация туда поступает, это описанный в законах факт: помогают онлайн-кассы, скидочные карты и подписки. Все с нашего согласия и по нашей инициативе.
Как посчитать доход от продажи криптовалюты?
Здесь важно понимать, что такое доход. Если вы купили биткоин и он лежит где-то на криптокошельке — это еще не доход. Даже если курс вырос в 10 раз, это все равно не доход. Само изменение курса — это еще не повод подавать декларацию и платить налоги. Доход вы получите, когда продадите этот биткоин и вам на карту придут реальные деньги.
Причем прийти они должны в 2017 году — только в этом случае сейчас нужно подавать декларацию. Если деньги за проданный биткоин пришли в 2018 году, вопросы с налогами будут решаться только в 2019. А как именно они будут решаться, еще посмотрим.
Доход от продажи биткоина в 2017 году можно уменьшить на расходы на его покупку — даже если купили биткоин раньше, например в 2016 году. Эти расходы все равно подойдут, потому что относятся к конкретной сделке. Другой вопрос — как доказать, что эти расходы относятся к конкретным доходам. Нужно собирать все документы о переводах, платежах и транзакциях. Чтобы у налоговой не было сомнений: вот доход от продажи биткоина, а вот его купили тогда-то и вот за столько.
Как именно налоговая будет проверять соответствие доходов и расходов по сделкам с криптовалютой, Минфин не объясняет. Но как-то проверять будут: камеральные проверки деклараций никто не отменял. Чем понятнее будут пояснения, тем меньше вопросов возникнет у налоговой.
Что делать с налогом и декларацией?
Сейчас нужно подать декларацию 3- НДФЛ за 2017 год. В ней указать доходы, расходы и налогооблагаемую базу по операциям криптовалютой. Для резидентов налог составит 13%.
До 16 июля нужно перечислить НДФЛ в бюджет. Если заплатить налог до этой даты, штрафов за просрочку не будет, но за декларацию все равно начислят.
Если декларацию за прошлый год уже подавали, но с другими доходами или для вычета, то можно подать уточненную — тогда штрафа не будет.
Если есть право на вычет, его можно использовать, чтобы уменьшить налог. Например, если деньги от продажи биткоина вы потратили на квартиру, образование или страхование жизни, налога может вообще не быть. И задекларируете, и ничего не заплатите.
А можно ничего не подавать?
Каждый налогоплательщик сам решает, что ему делать со своими доходами. Кто-то годами получает миллионы и не платит налоги. А кто-то продает тортик, и потом приходится сдавать декларацию за два года. По закону надо платить. А вы решайте сами.
Цифровая валюта может быть признана имуществом
Tzido / Depositphotos.com |
В связи с тем, что в последнее время широкое распространение получила криптовалюта и выросло число экономических субъектов, ее использующих, в том числе с целью получения доходов, предлагается ввести в налоговое законодательство нормы, регулирующие налогообложение операций с ней. Кроме того, как указывает законодатель в пояснительной записке к проекту, криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности. В связи с этим, разработанным законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом.
Также предусматривается возможность при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства и наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы, истребовать налоговыми органами у банков выписки по счетам физлиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Такой же порядок предусмотрен и для постоянно проживающих в России на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства, российских организаций, филиалов и представительств юрлиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций, созданных на территории РФ.
Первым отчетным годом, согласно законопроекту, будет признаваться 2021 год, а подать сообщение о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, нужно будет в налоговый орган не позднее 30 апреля 2022 года.
За неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения законопроектом, предлагается установить налоговую ответственность. Так, размер штрафа составит 10% от суммы поступления (или списания) цифровой валюты. За непредставление сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты штраф составит 50 тыс. руб.
Законопроектом предусматривается еще один вид ответственности – неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты. В этом случае штраф составит 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Законопроект о налогообложении криптовалют внесен в Госдуму
Правительство внесло в Госдуму законопроект о налоге на криптовалюту. Авторы документа предлагают признать цифровую валюту имуществом и вводят обязанность подавать налоговую декларацию, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 000 руб. Доходы от операций с цифровой валютой будут облагаться налогом на прибыль или НДФЛ. Зато операции с цифровой валютой не будут облагаться НДС. «Разъяснений по расчету налогов еще не было.
Судя по всему, доходы от сделок с криптовалютами будут облагаться в общем порядке: доходы от продажи минус расходы на приобретение, разница облагается по ставке 13% для резидентов (со следующего года – 15%, если доходы превысят 5 млн руб., по увеличенной ставке облагается сумма превышения этого порога)», – объяснил «Ведомостям» аналитик ИАЦ «Альпари» Владислав Антонов.
Зато уже определены санкции за невыполнение требований по декларированию сделок с криптовалютой и доходов от них. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате невключения в налоговую базу доходов от операций с использованием цифровой валюты грозит наложением штрафа в размере 40% от суммы неуплаченного налога. Кроме того, если налоговая инспекция увидит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства, то сможет «истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой».
В итоге, по мнению руководителя рабочей группы Государственной думы Федерального собрания РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты Элины Сидоренко, получился закон больше карательный, чем защищающий инвестора. «В этом законе заметен существенный крен в сторону толкования криптовалюты как инструмента для противоправных действий», – отмечает она. Так, уже в пояснительной записке подчеркивается, что криптовалюта часто используется для уклонения от уплаты налогов, легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности.
Но по мнению Элины Сидоренко, новые поправки в НК не помогут налоговикам добиться поставленных задач: отслеживать все операции с цифровыми деньгами и заставить уплачивать налоги в полном объеме. «Во-первых, эти поправки никак не коррелируют с другим регуляторным законодательством, – поясняет она. – Для того чтобы криптовалюта официально считалась имуществом, одних поправок в Налоговый кодекс мало: это должно быть прописано еще в 128-й статье Гражданского кодекса. Во-вторых, отследить оборот криптовалют, историю платежей нереально, так как люди могут использовать иностранные электронные кошельки и владеть цифровой валютой анонимно». Кроме того, эксперт указывает на сложность декларирования доходов из-за высокой волатильности криптовалют. В результате законопослушные граждане вообще могут отказаться от использования криптовалют, а те, кто уклоняется от уплаты налогов, продолжат использовать их анонимно.
Аналитик ГК «Финам» Анатолий Вакуленко, напротив, уверен, что обязанность платить налоги не охладит пыл инвесторов. «До тех пор пока цифровая валюта дорожает, она будет интересна. Как правило, подобные новые высокорисковые инструменты могут дорожать так сильно, что необходимость платить налоги не сильно охлаждает пыл инвесторов», – говорит он. «Если предполагаемый доход от владения или перепродажи инвестиционного инструмента, будь то акции, облигации или криптовалюта, превышает издержки, связанные с необходимостью уплаты налогов, спрос на него не упадет», – соглашается управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.