Чем была вызвана необходимость создания рсчс
История создания и развития системы РСЧС (кратко)
Развитие системы защиты населения в экстремальных ситуациях происходило в России в ходе трех условно выделенных этапов.
Первый этап – с 1920-х гг. до 1987 г. На этом этапе система безопасности жизнедеятельности населения создавалась в двух обособленно выделенных направлениях:
обеспечение безопасности в производственной среде;
защита населения при стихийных бедствиях и в условиях воздействия поражающих факторов во время возможной войны.
Концепция обеспечения безопасности в производственной сфере в этот период исходила из того, что реальные производственные опасности и последствия их возникновения могли распространяться только локально, в пределах народно-хозяйственного объекта. Поэтому достаточно было иметь отраслевые системы безопасности, базирующиеся на правилах промышленной санитарии и техники безопасности конкретного предприятия или производства, действующих в пределах производственных территорий.
Обеспечение защиты населения в военный период возлагалось на систему гражданской обороны.
Системе ГО также вменялось в обязанность обеспечение жизнедеятельности населения в период стихийных бедствий (наводнениях, землетрясениях, ураганах и др.)
Второй этап – с 1987 по 1991 г. Его можно охарактеризовать как период переоценки взглядов на концепцию функционирования и развития общегосударственной системы зашиты населения от ЧС в мирное время. Для современных объектов экономики, энергетики, перерабатывающей промышленности, транспорта характерна концепция опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах и накопление на ограниченном пространстве атомных и химических энергоносителей, СДЯВ, способных гореть, взрываться, заражать при аварийной ситуации значительные территории и наносить значительный урон населению.
Возникла необходимость создания качественно новых уровней безопасности, уровней инженерно-технических и организационных мероприятий, способных предотвратить крупные аварии и катастрофы, уменьшить число потенциальных жертв, а также объединить усилия различных ведомств и служб по оперативному реагированию при ЧС. Практика действий по защите населения и ликвидации их последствий показала, что существовавшая до этого система ГО по своему статусу, структуре и силам не может обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих и порождаемых ЧС. Стало очевидным, что стране необходим орган, который смог бы разработать и внедрить в практику концепцию создания принципиально новой государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Третий этап – с конца 1991 г. по настоящее время. Это этап становления и развития Единой государственной системы защиты населения и территорий от ЧС. Новая концепция защиты населения от ЧС реализуется через единую государственную политику, сущность которой представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных мер, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Реальное воплощение в жизнь новой концепции стало возможным с созданием МЧС России.
Создана РСЧС в 1992 г. в целях координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Она должна предупреждать, а в случае их возникновения в мирное и военное время – ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.
Создание и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Для улучшения работы по защите населения и народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости и возведения её на уровень государственной политики постановлением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1990 г. №606 был образован Российский корпус спасателей. Уже в июле 1991 г. корпус будет преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РФ был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Таким образом, в России было положено начало созданию единой системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Важным решением стало создание Штаба войск гражданской обороны в составе ГКЧС РСФСР и 9 региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Соответствующее имущество Минобороны было передано в полном объеме и безвозмездно. При этом материальная база, техника и вооружение, находившееся у войск гражданской обороны, к тому моменту морально и физически устарели. В условиях экономического кризиса, ГКЧС РСФСР необходимо было сохранить потенциал войск гражданской обороны и провести ее реорганизацию. При этом комитету удалось сформировать самостоятельную систему материально-технического и тылового обеспечения войск гражданской обороны, что позволило улучшить обеспечение вооружением и техническими средствами.
18 апреля 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято решение о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
8 мая 1993 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», которым был восстановлен институт начальников гражданской обороны. Курсы гражданской обороны на уровне республик, краев и областей были преобразованы в соответствующие учебно-методические центры, штабы гражданской обороны получили новое название – штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС).
10 января 1994 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В 1995 г. в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях была преобразована в «единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
На местах управление осуществляют Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, КЧС занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основной целью создания РСЧС являлось объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении.
В качестве основных задач РСЧС определены:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС включает в себя функциональные и территориальные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Цикл статей к 85-летию Гражданской обороны России (статья №20): Создание и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
В 1986 г. в результате коренной перестройки системы гражданской обороны создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Радиационная авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., явилась событием, которое обусловило наступление нового этапа в развитии Гражданской обороны страны. Если на предыдущих этапах содержание и развитие ГО определяли в основном военно-стратегические факторы, то авария на ЧАЭС определила жизненно важную потребность в использовании сил и средств подразделений гражданской обороны в мирное время для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
Сложившаяся новая политическая линия в партии и в стране, результаты Чернобыльской трагедии, землетрясение в Армении, опыт учений, борьбы с крупными лесными пожарами и наводнениями требовали коренной перестройки гражданской обороны СССР и России.
Новые подходы определялись также к научно-исследовательской работе по проблемам гражданской обороны, к обучению населения и руководящего состава ГО всех степеней, к пропаганде гражданской обороны среди населения с использованием средств массовой информации.
Этапным в деятельности ГО страны стал оперативный сбор руководящего состава Гражданской обороны СССР в апреле 1987 г., где были рассмотрены основные направления работы по коренной перестройке системы ГО, намечены меры по преодолению застоя.
Перестройка означала возложение на ГО качественно новых задач на мирное время по защите населения от последствий возможных аварий на АЭС, объектах с АХОВ, защите от различных катастроф и стихийных бедствий. Главный упор был сделан на практическое обучение населения действиям при ЧС, на изменение стиля работы всех руководителей и органов управления ГО, развертывание инициативы и самостоятельности на местах.
В 1992 г. перестала существовать система Гражданской обороны СССР. Преемницей ее стала Гражданская оборона Российской Федерации. В ней произошли коренные изменения.
В январе 1992 г. распоряжением Президента РФ военные органы управления, учреждения, соединения и части войск ГО, находящиеся на территории РФ, были переданы в ведение Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Началась новая глава в истории гражданской обороны.
Она объединила усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС. Во всех субъектах Российской Федерации создаются ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные подсистемы.
Поэтому исторически считается, что начало создания РСЧС относится к девяностым годам XX века.
18 апреля 1992 г. принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС). Постановлением утверждено:
— Положение об РСЧС;
— функции по защите населения на территории России поделены между РСЧС и ГО;
— созданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В 1993 г. произошло завершение формирования РСЧС.
К концу 1993 г. территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках краях и областях РФ, за исключением Чеченской и Ингушской республик.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с МЧС России.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
Органами повседневного управления единой системы являются:
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи сил и средств РСЧС:
— мониторинг, контроль, наблюдение за окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС и доведение результатов до органов РСЧС;
— ликвидация последствий ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— проведение эвакуационных мероприятий;
— проведение санобработки населения, спецобработки территорий, техники, сооружений;
— работы по первоочередному жизнеобеспечению населения при ЧС, восстановление;
— восстановление и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;
— поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации;
— организация мероприятий по повышению готовности населения к задачам по защите от ЧС;
— разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ.
К основным силам РСЧС относятся:
— силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
— аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств РФ;
— специальные подразделения Вооруженных сил РФ;
— учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – «01».
РСЧС функционирует в трех режимах:
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из режимов функционирования:
Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Краснодарская краевая пожарно-техническая выставка
(в материалах использованы архивы выставки)