Чем были недовольны простые земледельцы в аттике в vii
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу — основные причины
Для истории Греции периода с VIII по VI века до н. э. характерно такое явление, как появление маленьких городов-государств — полисов. Полисов было великое множество и, невзирая на то, что они соперничали друг с другом, общая религия, общая культура и общий язык создавали достаточно прочные связи между ними. Самые крупные полисы в южной Греции — это прежде всего Спарта. В Малой Азии — Милет, ну а на территории Аттики — это, безусловно, Афины.
Легенда Аттики
Аттика — это необыкновенно красивая область. Назвали ее, согласно древней легенды, в честь Аттиды, дочери местного царя Краная. Аттида умерла очень рано и безутешный отец, любивший дочь, назвал ее именем свою страну. Согласно легенде, как только в Аттике возник новый город, тут же заспорили между собой владыка морей Посейдон и богиня справедливой войны и мудрости Афина. Кому быть покровителем города? Решили так: тот, кто сделает лучший подарок жителям, тот и будет покровителем.
Посейдон ударил своим трезубцем по скале и из нее забила ключом морская вода, а в том месте, куда воткнула копье Афина выросло оливковое дерево. Жители Аттики рассудили так — дар Афины полезнее, чем дар Посейдона, и стали считать Афину своей покровительницей, и город в честь нее назвали — Афины.
Миф о споре Афины и Посейдона был необыкновенно популярен. Сцена из него была даже запечатлена на западном фронтоне Парфенона, главного храма Афин, который был построен в V веке до н. э. Если история спора Афины и Посейдона кажется вам сомнительной, то имейте ввиду, что у храма Эрехтейон, афинского акрополя, растет масличное дерево, посаженное в 1920 году, на месте того самого, которое по преданию даровала жителям Афина богиня-покровительница. А во внутреннем дворике храма до сих пор можно увидеть на камне след от трезубца Посейдона. По крайней мере, местные жители никогда не сомневались в его происхождении.
Основные занятия древних греков
Но пора перейти от красивых легенд к не вымышленным фактам. Давайте поговорим об основных занятиях древних греков, которые населяли Аттику. Самой природой было предназначено, что греки станут прекрасными мореходами и достаточно удачливыми торговцами. А еще они разводили овец и коз, развивали ремесла и особенно хорошо удавалось грекам выращивать самые разные овощи и фрукты. Великолепно росли горох, чечевица, лук, чеснок, огурцы, цвели груши и яблоки, росли каштаны. Всего было великое множество.
Отдельно следует сказать про виноград. Греки делали из него вино, которое пили, разбавляя водой, иногда в 20 раз. Вино Аттики считалось очень хорошим. А вот жителям острова Пипаретос, который находился у Малой Азии, не повезло. Их вино упоминали так: «Своим друзьям подавайте хорошее настоявшееся вино, а недругам только вино из Пипаретоса».
Рассказ о земледельческих культурах Аттики был бы неполным, если бы мы с вами не уделили особое внимание оливковому дереву, тому самому, что считалось щедрым даром самой богини Афины. И дело тут не только в том, что из оливок плодов этого дерева добывали и добывают по сей день ценнейшее масло, дерево имело еще и сакральное значение, греки наделяли его магическими свойствами и считали посредником между богами и людьми. Чтили его, как и прародителя всех деревьев, поскольку оно необыкновенно живучее и даже небольшой кусок корня, оставшийся в земле после пожара, способен возродить целое дерево.
Проблемы в земледелии
Безусловно выращивание оливок и винограда многое давало жителям Аттики. Однако, существовали и проблемы. Полисы требовали все больше хлеба. Конечно, имелись и рожь, и распространенный в 10 раз больше ячмень, но все равно хлеба не хватало. Дело в том, что земледельцы владели участками хорошими и плохими.
Хорошие участки принадлежали зажиточным земледельцем, а плохие тем, кто победнее. Эти участки располагались на склонах гор, они были каменистыми и не давали большие урожаи. Бедные земледельцы часто рисковали попасть в долговую кабалу, и в таком случае, это грозило им не только потерей земли, но и потерей личной свободы.
О долге напоминал, поставленный на земле, долговой камень. Потеря земли была страшна еще и тем, что бедняк чаще всего влезал в новые долги, и заканчивал тем, что вынужден был отдать членов своей семьи или самого себя в рабство.
Презентация по истории «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аттика в древности В какой части Балканского полуострова находилось Афинское государство? Что вы можете сказать о развитии земледелия в Афинском государстве?
Афины – столица Аттики Почему же город назвали именно так – Афины?
Кто изображен на приведенных рисунках? Почему вы так решили? Афина Посейдон Что же происходит между двумя богами? Почему они ссорятся? Прочитайте миф на стр. 142 Почему же город назвали Афинами?
Древние Афины. Современный рисунок. Кто жил в Древних Афинах? Афины – город-государство. Но что же это значит? Скажите, что вы видите на этом изображении древних Афин?
Афины – крупнейший древнегреческий полис Афины Пашни, виноградники, оливковые рощи.
Полис Это город-государство с окружающими его хлебными полями, виноградниками и оливковыми рощами.
Рисунок на вазе. Чем занят этот ремесленник? Каково его ремесло? Занятия древних греков Этот человек – кузнец. Занятия афинян.
. Рисунок на вазе. А чем зарабатывает на жизнь этот ремесленник? Занятия древних греков Этот ремесленник шьет обувь.
Афины Пашни, виноградники, оливковые рощи. Занятия древних греков Как вы думаете, почему разведение оливок было выгоднее выращивания пшеницы? Разведение оливок. Сбор оливок. Рисунок на вазе
Управление Афинами в VII в. до н.э. Демос – простой народ. Ареопаг – совет знати. Архонты – 9 правителей, избираемых ареопагом.
Управление Афинами в VII в. до н.э. Демос Ареопаг (совет знати) Архонты (9 правителей, избираемых ареопагом).
Добиться права самим управлять государством. Требования афинского демоса в VII в. до н.э. Внимательно рассмотрите схему у вас в тетради. 1. Справедливо ли положение простого народа? 2. Что простой народ хотел бы изменить в своем положении?
Зависимое положение земледельцев в 7 в. до н.э. Лучшими землями владеет знать. Простые земледельцы работают на маленьких и неплодородных участках. В неурожайный год пришлось взять в долг зерно у знатного соседа. На моем участке поставили долговой камень. Не отдам в срок долг — отберут участок. А как жить дальше без земли? Прочитайте рассказ земледельца. Что такое долговой камень? Что не устраивало земледельцев в подобном разделении земель? Что они хотели бы изменить?
Добиться права самим управлять государством. Переделить землю. Требования афинского демоса в VII в. до н.э.
Добиться права самим управлять государством. Переделить землю. Отменить долговое рабство. Требования афинского демоса в VII в. до н.э.
Найдите ошибки в тексте Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.
Домашнее задание §29 пересказ, черн. тетр. стр. 3-12. Сочинение на тему: «Из жизни бедного земледельца Аттики» 10 предложений оформить на отдельном листе в клетку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-075466
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
В VIII–VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не существовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство – город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса – Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.
Предыстория
К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.
Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины – главный город области Аттика. Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.
События
VII в. до н.э. – вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг – совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.
Середина VIII в. до н.э. – эпоха древнегреческой колонизации: греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.
Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.
Участники
Дракон – полулегендарный афинянин, один из древнейших законодателей Древней Греции, автор свода законов, отличавшихся особой суровостью.
Солон – афинский законодатель, провел ряд реформ, направленных на разрешение проблемы долгового рабства и социального расслоения.
Заключение
К концу VII в. до н.э. имущественное расслоение достигло апогея, все большее количество граждан теряло свободу и права, попадая в долговое рабство. Росло недовольство среди демоса, который желал лишить родовую аристократию монополии на власть и добиться равных с ней прав. Афинский полис находился на грани открытого политического конфликта, который был разрешен благодаря реформам, проведенным Солоном: были отменены все долги и роль народного собрания стала более значительной.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Глава 8
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опорные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему небольшая по территории Греция, разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла.
В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства — полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.
В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции появилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.
Буквы древнегреческого алфавита.
1 Полис — по-гречески «город».
§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.
В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.
В VIII—VII (8—7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.
2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.
Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлёнными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.
Аттика в древности.
Сбор оливок.
Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль.
Коптящий огонёк едва разгонял мрак.
Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.
В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.
3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал.
На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати — ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей — архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Драконта).
Законы Драконта
Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей1: её вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.
1 Черепица — пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.
Сапожник снимает мерку с ноги женщины.
Кузнечная мастерская. С рисунков на вазах.
4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.
В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому её владельцу.
Миф о споре Афины с Посейдоном
Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.
Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.
Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.
Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.
Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.
Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?
Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победительницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике?
Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?
§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Всемирная история
Глава 8
Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опорные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему небольшая по территории Греция, разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла.
В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства — полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.
В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции появилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.
Буквы древнегреческого алфавита.
1 Полис — по-гречески «город».
§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.
В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.
В VIII—VII (8—7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.
2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.
Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлёнными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.
Аттика в древности.
Сбор оливок.
Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль.
Коптящий огонёк едва разгонял мрак.
Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.
В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.
3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал.
На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати — ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей — архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Драконта).
Законы Драконта
Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей1: её вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.
1 Черепица — пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.
Сапожник снимает мерку с ноги женщины.
Кузнечная мастерская. С рисунков на вазах.
4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.
В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому её владельцу.
Миф о споре Афины с Посейдоном
Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.
Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим. Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.
Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.
Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.
Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.
Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?
Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победительницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике?
Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?