Чем были недовольны верующие
Причины Реформации в Германии
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: лабораторное занятие
Цель урока: определить причины Реформации в Германии
1 этап – организационный:
Вводное слово учителя.
Ребята, мы с вами изучили последствия Великих Географических Открытий в политической и экономической сферах. Изменение представлений о мире затронуло также духовную сферу, положение католической церкви, учение которой все средние века управляло умами людей. Церковь сурово расправлялась с инакомыслящими – еретиками, осуждавшими богатство церкви, неправильный образ жизни духовенства. Начало Нового времени (XV-XVI вв.) стало для Европы временем духовного обновления. В XVI веке происходит еще одно важное явление европейской и всемирной истории. Оно связано с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большого количества верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс получил название Реформации. Реформация – это широкое движение за обновление, переустройство церкви.
В XV-XVI веках недовольство католической церковью стало повсеместным.
Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос:
Чем были недовольны верующие?
Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:
Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…”.[1]
Итак, верующие были недовольны неимоверным богатством Рима, церковной десятиной, продажей индульгенций. Возмущало несоответствие образа жизни служителей духовенства (корыстолюбие, чревоугодие, невежество) и тем, что они проповедают. Почему же Реформация началась именно в Германии? Это не было случайностью. Для этого нам нужно рассмотреть положение каждой социальной группы в Германии накануне Реформации.
2 этап – самостоятельная работа учащихся:
Группа 1 – положение зарождающейся буржуазии – бюргерства
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Третье сословие – это бюргеры, или городские жители; одни из них в имперских городах подчинены императору, другие – князьям, третьи – в Швейцарии в вольных городах, независимы.
Далее, в могущественных и свободных имперских городах население имеется двух категорий: простые горожане и родовитые, стремящиеся быть в некотором роде знатью и живущие на дворянских манер со своих рент. Они не терпят в своей среде простого горожанина, хотя бы он равен был по богатству, и, подобно дворянам, не заключают неравных браков; кто не хочет быть исключенным из их среды и презираем, тот женится на равной себе…” [2]
Группа 2 – положение императора и могущественных князей – курфюрстов.
Карл IV “Золотая булла”:
“Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский, когда в епископстве станет известно о смерти короля или императора, в течении одного месяца со дня смерти сообщил об этом в открытых письмах каждому курфюрсту.
Если же архиепископ будет медлить с этим извещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и изберут римского короля как будущего императора. Вопрос о выборе должен решаться большинством голосов. Вновь избранным должен тотчас утвердить лены, привилегии и права и свободы курфюрстов… Когда трон остается вакантным, регентство должны взять на себя: на Юге – пфальцграф, на Севере – герцог Саксонский”. [3]
Группа 3 – положение многочисленного рыцарства (дворянства) в Германии
Готфрид (Гец) фон Берлихинген “Автобиография”
Себастьян Франк “Всемирная книга”
“Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот. Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением”.[5]
Группа 4 – положение и настроение простых верующих.
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. – это четвертое сословие. Их дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной”. [6]
Ганс Сакс. “О виттенбергском соловье”:
3 этап – коллективное обсуждение результатов работы групп:
В ходе выступления и обсуждения результатов каждой группы, учащимися в тетради составляется таблица “Причины Реформации в Германии”
Сословие | Причины недовольства католической церковью | Требования |
Бюргерство | Не устраивали средневековые идеалы смирения, аскетизма, взгляд на земную жизнь как на приготовление к жизни загробной. Не нравилось пышное убранство и дорогостоящие церковные обряды | Создать новое вероучение, которое оправдало бы предприимчивость, бережливость и стремление к богатству. Требование “дешевой церкви” |
Рыцарство | Обширные земельные владения церкви | Передать церковные богатства в их руки |
Князья | Богатство церкви, огромные доходы, получаемые папами из Германии, претензии пап на господство над светской властью | Установить контроль над церковью в своих владениях, получить ее богатства |
Народ, простые верующие | Недовольство феодальными порядками, освященными церковью. Возмущение несоответствием образа жизни служителей духовенства и тем, что они проповедуют. Роскошь папского двора, взяточничество в Риме,симония,индульгенции | Реформа церкви, запрет продажи индульгенций; в некоторых случаях требования Реформации перерастали в требования реформы существующего порядка |
Таким образом, именно в Германии, где шла “война всех против всех” (князья не давали усилиться императору и притесняли дворян, рыцари обижали крестьян и горожан), все слои немецкого общества были едины в недовольстве католической церковью.
4 этап – подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.
Презентация «Реформация в Европе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Описание слайда:
понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности
определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения лютеранства.
ЦЕЛИ УРОКА
ПРОБЛЕМА
ПЛАН УРОКА
Причины Реформации в Европе
Мартин Лютер и начало Реформации в Германии
Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Народная Реформация и крестьянская война
«Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Описание слайда:
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви.
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
Описание слайда:
Описание слайда:
Потребность верующих в духовном обновлении
Менялся мир, менялся
человек, а церковь
оставалась прежней.
Публичные молитвы,
посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не
удовлетворяло многих,
толкало их к поиску другой
церкви, более простой и
искренней.
Из новых веяний
католическая церковь
восприняла дух наживы
и предпринимательства.
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Сбор десятины
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
Сбор десятины
Описание слайда:
Продажа индульгенций
(лат. indulgentia, «прощение»),
в римско-католической церкви —
частичное или полное
освобождение церковью
верующего от наказания
за грехи путем покупки бумаги,
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
и на этом основании
— от соответствующего
искупительного действия,
покаяния, налагаемого на грешника
священником.
Продажа индульгенций в начале XVI в. Гравюра на дереве
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Вмешательство духовенства в
вопросы светской жизни
гонения церкви на науку
Князья жаловались на вмешатель
ство духовных лиц в их дела
города – на поборы монастырей,
расположенных в городской
Описание слайда:
Л. Кранах. Мартин Лютер.
Огромное влияние на Реформацию в Европе оказал Мартин Лютер (1483-1546). Он закончил религиозную школу, затем Эрфуртский университет, после окончания постригся в монахи. После его окончания продолжил изучение теологии в Виттенбергском университете, где стал профессором, доктором богословия.
МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Описание слайда:
Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга поместил изложение 95 тезисов
МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США
95 тезисов Лютера.
Описание слайда:
Описание слайда:
УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
Основные положения учения М. Лютера:
человек спасется только верой,
вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека,
единственный авторитет в делах веры – Священное писание.
Мартин Лютер
Описание слайда:
Описание слайда:
Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Рейхстаг осудил новую ересь. В ответном слове Лютер сказал:
Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».
УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
«Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, —
совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».
Описание слайда:
Описание слайда:
В немецких землях началось массовое движение против католицизма. Бродячие проповедники призывали сбросить власть не только папы римского, но и светских феодалов. Борьба за Реформацию ширилась. В Германии она проходила в форме крестьянской войны(1524-1526)
Вождем народной Реформации стал Томас Мюнцер
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Крестьянин, выступающий с речью.
Описание слайда:
Томас Мюнцер. Гравюра Хр. Зихема
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах.Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей,
Мюнцер указывал, что в этом
заключается основная задача
реформационного движения.
Он резко выступал против
представления о «милосердном» Боге,
стоящем над миром и требующем от
людей смирения и подчинения
существующему насилию. Согласно
воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас
самих, вне земного мира…
Описание слайда:
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Мюнцер ведет агитацию в народе
Описание слайда:
Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Задание: покажите на карте основные районы восстания в Германии.
Летом 1524г. в Германии на
юге страны восстали
крестьяне. В 1525г. уже почти
все германские земли
охватило движение,
названное
историками Великой
крестьянской войной.
Описание слайда:
Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Прочитайте документ № 8. «12 статей», учебник (стр. 83-84) и определите основные программные требования восставших. Какие социальные группы участвовали в Крестьянской войне?
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Титульный лист «12 статей». 1525 г.
Восставший крестьянин. Гравюра 1522 г.
Описание слайда:
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Описание слайда:
НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Дворяне разбили
крестьянские отряды
поодиночке
Раненый Мюнцер попал
в плен, его казнили
Было уничтожено
100 тыс. человек
Взятие Т. Мюнцера в плен
Описание слайда:
«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
После разгрома крестьянской войны началась княжеская Реформация.Князья стали захватывать монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями. Часть князей, напуганная Крестьянской войной осталась верной
католицизму. Вся Германия оказалась
ввергнутой в вооруженное
противостояние, князья и дворяне
оказались разделенными на два
лагеря. В 1529 г. император Карл V
запретил лютеранство и
присвоение церковного и
монастырского имущества.
Император Карл V
Описание слайда:
Описание слайда:
Жители земель должны были придерживаться веры своего князя, появился принцип «Чья страна, того и вера». Церковь была подчинена власти князей, протестантские проповедники (пасторы) находились на государственной службе. Пышные обряды отменили, из церкви убрали скульптуры, отменили поклонение иконам и святым мощам, церковь стала дешевой.
«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
Лютеранская церковь
Описание слайда:
Распространение протестантизма в Европе
Описание слайда:
Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1500-1800 гг.М., 2012
http://scibook.net/srednih-vekov-istoriya/moguschestvo-papskoy-vlasti-katolicheskaya-29762.html
http://www.aif.ru/dontknows/file/1018837
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/468/
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st007.shtml
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по всеобщей истории на тему «Европейское общество в раннее Новое время» (7 кл.)
Задание для самостоятельной работы в 5 кл. по теме: «Религия древних египтян».
Маршрутный лист по теме «Мир в эпоху Средневековья»
Анализ ВПР за 2020 год 6-е классы
«Рабочая программа по истории Древнего мира»
Презентация по всеобщей истории «Интересные факты из жизни Генриха VIII»
Тест по теме «Пунические войны»
«Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 классы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5360670 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Синдром хронического недовольства
Почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо?
Если бы где-нибудь существовал добрый волшебник, я бы попросил его открыть людям самую большую тайну на свете: почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо? У большинства из нас есть работа или иной источник постоянного дохода, есть, где жить, что есть, что пить, во что одеться, где развлекаться. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся этим бытием! Нет! Куда ни посмотришь, везде нестроения, вражда, разлады, расколы, ненависть, гнетущее одиночество. Едва ли найдется в России человек, у которого совсем-совсем не было бы никаких скорбей, проблем, неприятных забот.
Болезнь под названием «плохая жизнь»
Отчего столько горя, боли, страданий в нашем мире, мире, задуманном быть прекрасным? Кто-то ответит мне: проблема — в плохих правителях, политиках, думающих только о своем кармане, во всеобщей коррупции, во вредных начальниках, сосущих «кровь» из подчиненных, в негодных соседях и знакомых, которые спят и видят, как бы нам напакостить. Большая проблема — в жене (муже), которая никак не хочет соответствовать моим представлением об идеальной женщине (мужчине), в детях, не желающих слушать моих советов или приказов, в родителях, которые «морально устарели» и, ничего не понимая в «текущем моменте истории», лезут со своими наставлениями.
Итак, одна из главных причин болезни под названием «жизнь плоха», на мой взгляд, есть хроническое недовольство всем и вся. Даже на фоне внешнего благополучия мы находим поводы быть недовольными. В первую очередь, конечно, недовольными своими близкими, родными людьми. Придирки, ссоры, конфликты, уходы к маме, наконец, катастрофа развода суть следствия синдрома хронического недовольства. Многие ходят на работу как на каторгу, потому что постоянно испытывают отрицательные эмоции по всем направлениям: содержание работы, ее условия и размер оплата, коллеги, начальники, подчиненные.
Что же стоит за недовольством, изрядно отравляющим нашу жизнь? И можно ли стать по-настоящему счастливым, полным жизни и всегда радостным? Можно ли быть всем довольным? Вот об этом давайте поговорим.
Духовная природа недовольства
Думается, что недовольство питают эгоизм, высокое мнение о себе, гордыня. Гордый, до крайности любящий себя, мнящий о себе высоко человек мерилом всего и вся ставит себя. Себя! Он — центр вселенной, он — знаток жизни, он — непогрешимый судия. Человеку, конечно, свойственно любить самого себя, свойственно считать самого себя авторитетом, свойственно прощать себе ошибки, недостатки и грехи. Но проблема в другом: человек считает свое мнение, свои взгляды, свои оценки единственно правильными. Себе-то он доверяет на все сто! Он не может ошибаться! Он всегда прав! А значит, он знает, как все в этом мире должно быть, как должны к нему относиться другие, как нужно строить жизнь.
Соответственно, недовольство кем бы то ни было и чем бы то ни было у такого возникает всякий раз, когда поступки других людей идут вразрез с той идеальной моделью устройства мира, которую придумал себе человек.
Например, я считаю нормальным, что, придя вечером домой, могу рассчитывать, что жена, которая пришла домой раньше меня, приготовит ужин. И тут выясняется, что она увлеклась интересной телепередачей и ужин не приготовила. Законный повод для недовольства и ворчания? Ну, как же! Еще какой законный, без всяких альтернатив! Почему? Потому что я точно знаю, что жена ДОЛЖНА поступить так, а не иначе. И если такие «фортели» с ее стороны будут происходить регулярно, я начну думать — а не поменять ли мне жену?
Жена тоже может «доставать» мужа придирками и нытьем, потому что у него маленькая зарплата, никаких перспектив карьерного роста, они до сих пор не могут купить машину, а еще он плохой помощник по хозяйству, уделяет мало времени ребенку и т.д. и т.п. Отчего же так? Оттого, что в идеальном мире, придуманном женой, муж должен соответствовать известной песне: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был и умен».
Или на работе: придирчивый начальник, который довольно жестко требует четкого исполнения функциональных обязанностей, кричит, угрожает, притесняет и прочая… Ушел бы, если б было куда. Но приходится, сжав себя в кулак, терпеть. Хоть деньги платит за работу.
Мы хотим изменить других, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся
Знакомые картины? Думаю, для многих из нас — да, знакомые. Мы хотим изменить мир к лучшему, но по той модели, которую сами считаем лучшей. Мы хотим изменить других, подстроить их под себя, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся. Какое уж тут счастье? Какая радость? Одно неудовольствие.
Что же делать? Ответ напрашивается сам собой: нужно не мир менять под себя, а себя менять под мир. Не пытаться приспособить других под себя, а себя приспосабливать к другим — в первую очередь к самым близким, родным людям. Однако это возможно, если мерилом «правильности» окружающего нас мира и людей буду не я, который не лишен недостатков, а Кто-то Другой. Абсолютный идеал, без малейшего пятнышка. И мы такой идеал имеем. Это Господь наш и Спаситель Иисус Христос.
Нужно разворачивать свою жизнь
Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть, стал таким же, как мы, человеком, кроме греха. Греха в Нем не было и нет. Всей Своей земной жизнью, Своим учением, наконец, Своими страданиями и крестной смертью, на которые Он пошел из любви к Своим созданиями, Он на все грядущие века засвидетельствовал великую истину: уподобиться, приблизиться к Богу можно только через самоотречение, через жертву, через любовь. Христос — это пример для подражания всем, кто хочет обрести счастье и в этой кратковременной земной жизни, и в жизни загробной, вечной.
Отчего любящий Христа человек доволен своей жизнью?
Отчего истинно верующий, любящий Христа человек доволен своей жизнью? Оттого, что видит в окружающих его людях образ Божий, видит Христа, Который есть любовь, мир, радость, блаженство. Верующий видит Христа в каждом человеке, каким бы внешне злым тот ни был. Верующий измеряет окружающий мир не собой, а Богом, Который заповедал любить всех, даже врагов, прощать любые обиды, не держать ни на кого зла, а искать всюду мир, покой и радость. И если христианину что-то не нравится, он не ропщет и не раздражается, проявляя смирение без ропота и недовольства.
Зачем это нужно человеку? Да затем, что он хочет уподобиться своему небесному Учителю и Отцу, сказавшему: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
Чтобы обрести действительное счастье, нужно научиться у Христа кротости и смирению
Все просто! Чтобы обрести действительное счастье, радость — по слову Христа, «покой», — нужно научиться у Него кротости и смирению. Если это у нас получится, недовольство другими просто уйдет из нашей жизни.
Истинная вера разворачивает многое в нашей жизни на 180 градусов.
Мы были нетерпимы к проступкам других и прощали себе собственные духовные недуги? Вера делает нас нетерпимыми к своим грехам и побуждает прощать прегрешения ближних.
Мы находились в постоянном недовольстве — другими людьми, зарплатой, политикой, начальством, своей судьбой? А вот собой-то мы всегда были довольны? Вера открывает нам правду о самих себе: оказывается, это мы далеки от совершенства. Вера учит нас быть недовольными собой, своими гнилыми словами, поступками и мыслями — это единственный путь к примирению со всеми, путь, к которому призывает нас Христос.
«Отмучилась»?
Человек, обретая Христа, обретает источник нескончаемой радости. Только тот, кто всем своим существом припал ко Спасителю, может понять слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Нельзя радоваться, испытывая к кому-то или чему-то недовольство, неприязнь. Нужно все — недостатки, слабости, грехи других людей — покрывать любовью. Вот путь Христов. Причем путь к настоящей радости и счастью. Почему же? Да потому, что через прощение и любовь ко всем в душе человека водворяется мир, покой, тишина. Источник этого мира — чистая совесть.
Стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец
Верующий, стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец. Он всюду вокруг себя должен сеять мир, любовь, растрачивая теплоту сердца на примирение враждующих, соединение разделенных, водворение понимания среди непримиримых. Дается это поначалу трудно, ибо диавол сильно сопротивляется, но потом — все легче и легче, так как помогает Господь.
Сам Господь хочет, чтобы мы были именно так счастливы. Ведь Он — наш Отец. Разве может Отец не хотеть добра Своим чадам? Только мы, будучи свободными, сами решаем, хотим ли мы быть счастливыми или искать «счастья» в попытках изменить других по своим «лекалам». А ведь эти попытки всегда сопряжены с горьким напряжением, неудовольствием. Бывает, что человек всю свою жизнь проводит в скорбях хронического недовольства, в брюзжании и раздражении. Вот оттого и живется ему плохо. Бывает так, что когда умирает сварливая женщина, знакомые говорят о ней: «Отмучилась». Вроде того, что уж теперь Там, на Небе, она уж точно заживет припеваючи. Как же, своими страданиями заслужила вечный покой!
Думается, большая ошибка считать загробную блаженную вечность наградой за скорби и страдания в этой, земной жизни. Конечно, если внешне жизнь человека была скорбной, но внутри он обрел Христа, сроднился с Ним и все ниспосланные беды переносил стойко, с надеждою на помощь Божию, тогда, конечно, в Том мире его может ждать вечная радость. Но если скорбная жизнь человека стала прямым результатом хаоса в его душе, его непримиримого отвержения Бога, его веры в свою исключительную непогрешимость, то и Там он вряд ли успокоится, то есть упокоится с миром.
Радость Царства Небесного, уверен, начинает приобретаться еще здесь, на земле. Единственный путь к этой радости — это путь восхождения ко Христу, Которым измеряется весь окружающий мир и Которым одним приобретается благодушное, полное любви, отношение ко всем, кто встречается на нашем жизненном пути.