Чем были обусловлены информационные революции расскажите о каждой
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Экономика и структура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про
мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.
Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы пря мого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:
· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);
· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);
Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу
в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:
· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;
· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;
· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;
· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;
· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.
Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож но без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про цессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информацион ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у
спевать в них ориентироваться, что порождает дуб лирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некото рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо го анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, прояв ляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке инфор мации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за трудняет восприятие полезной для потребителя информа ции;
• возникают экономические, политические и другие барье ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха рактер (информация стоит денег), и юридический (информа ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Чем были обусловлены информационные революции расскажите о каждой
Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.
В настоящее время выделяют шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.
Первая информационная революция связывается с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.
Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением как хранители и распространители древних знаний.
В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди – старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распространения знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.
Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.
Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми с помощью обмена письменными сообщениями.
Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое многие сегодня называют информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.
Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии» – нового понятия в области развития цивилизации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития.
Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.
Относительная простота процесса книгопечатания, возможность выпуска печатных книг большими тиражами и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными книгами – все это привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходимых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Плиния и Марко Поло. И только появление их в печатном виде позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.
Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.
Высшей точкой развития третьей информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различного рода электронных носителей информации.
Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.
Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.
Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества четвертая информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству ее обитателей, где бы они ни находились. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» – планеты Земля. Таким образом информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более глобальным.
Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.
Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.
Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.
Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.
Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.
Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.
Информационные революции
Информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, составляющие предмет информатики, широко использовались человечеством на протяжении всей своей истории. Ученые выделяют в истории развития цивилизации несколько информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств, способов хранения и распространения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Переход на качественно новый уровень процессов информационного взаимодействия лежал в основе происходивших позднее технологических революций и сопутствующих им изменений общественных отношений.
Первая информационная революция заключается в появлении (примерно за 10 000 лет до н.э.) языка и членораздельной человеческой речи. Язык выполняет ряд функций, прежде всего, он служит средством выражения мысли и средством общения (коммуникации). Использование языка в практической деятельности стало информационной основой создания и освоения первых технологий в виде знаний и навыков рациональной организации этой деятельности. Возникновение языка связано с зарождением интеллектуальной деятельности: оно сделало возможным развитие процессов абстрактного мышления, накопление и распространение знаний, передававшихся от поколения к поколению в форме устных мифов и легенд.
Появление письменности стало мощным фактором накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов, привело к появлению первых профессий (например, писец) в сфере информационных технологий. В то же время значительная трудоемкость создания письменных документов, их концентрация в ограниченном слое общества, мизерная доля населения, имевшего возможность их использования, являлись факторами, сдерживающими развитие зарождавшихся технологий и производительных сил общества.
Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое многие ученые считают одной из первых эффективных информационных технологий. В развитии книгопечатания необходимо отметить три этапа. На первом из них тиражирование осуществлялось путем оттиска вырезанного на специальных досках текста. В 1966 году была найдена отпечатанная не позднее первой половины VIII века в форме свитка книга Dharani Sutra of Pure Light, хранящаяся в настоящее время в Национальном музее в Сеуле. Предполагается, что книгопечатание началось в Китае в конце VII века. Второй этап связан с изобретением наборного книгопечатания, которое позволило резко увеличить не только тираж, но и перечень печатаемых книг. Наибольшее значение для развития цивилизации имела напечатанная И. Гутенбергом в 1456 году Библия. Она послужила толчком для развития книгопечатания по всей Европе. К концу XV века в 12 европейских странах было издано 40 000 экземпляров книг. Однако воздействие книгопечатания долгое время было ограничено из-за почти полной неграмотности населения и низкой интенсивности использования информации в производстве. В то же время издание книг существенно расширяло возможности получения знаний, образования и способствовало преодолению этого ограничения. Внедрение книгопечатания в социальную практику привело к взрывообразному росту количества используемых в обществе документов, обусловивших интенсивное распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Не случаен тот факт, что вслед за книгопечатанием последовала эпоха великих географических открытий, развитие мануфактуры, начался стремительный рост числа изобретений и научных открытий. С XVI века ведет свою историю большинство крупнейших европейских библиотек. Изобретенные в XIX веке ротационные машины позволяли быстро делать многократные десятки и сотни тысяч отпечатков, что положило начало многотиражным периодическим изданиям. Информация стала доступна каждому грамотному человеку.
Четвертая информационная революция началась в конце XIX века, когда получили широкое распространение такие устройства электрической связи как телеграф, телефон, радио, позволявшие оперативно передавать значительные объемы информации.
Первые телефонные аппараты, созданные Ф. Рейсом в 1861 году и А. Беллом в 1876 году, использовали тот же принцип замыкания электрической цепи, что и в телеграфных аппаратах. Замыкание осуществлялось мембраной под действием человеческого голоса. Полученные электромагнитные колебания передавались по проводам в приемный аппарат, позволяя воспроизвести в нем также с помощью мембраны переданную речь.
Первые передатчики радиосигналов (электромагнитных колебаний определенного диапазона частот) были независимо изобретены А.С. Поповым и Г. Маркони (1895 год). В 1896 году Г. Маркони был получен патент на использование радиопередатчика для передачи телеграфных сообщений, что привело к избавлению телеграфной, а затем и телефонной связи от проводов. Уже в 1898 году с помощью радиотелеграфа начали передавать информацию для газет. Впоследствии радио само стало средством информации, причем первым, к которому по праву применим термин средство массовой информации. Первая в мире мощная радиовещательная станция была создана в Москве в 1922 году.
Четвертая информационная революция существенно повысила роль информации как средства воздействия на общественное сознание, на развитие общества и государства. Благодаря вышеуказанным средствам коммуникации впервые стало возможным говорить о едином информационном пространстве не только в национальном, но и общемировом масштабе. Продолжающееся и в наши дни совершенствование данных средств, а также средств записи и воспроизведения изображения и звука привело к тому, что в экономически развитых странах они имеются сейчас практически в каждой семье, повышая возможности общения людей между собой.
Своим возникновением информатика как наука обязана пятой информационной революции, которая была вызвана появлением в середине ХХ века средств электронной цифровой вычислительной техники, из которых, прежде всего, следует отметить вычислительные машины. Основой предыдущих информационных революций было развитие средств хранения и распространения информации, улучшение же качества ее обработки обеспечивалось, главным образом, лишь благодаря развитию человеческого потенциала. С созданием цифровых вычислительных машин (компьютеров) у человеческого разума появился конкурент сначала в области проведения научных и инженерно-технических расчетов, затем в области обработки экономической и иной управленческой информации, а затем и в других самых разнообразных областях интеллектуальной деятельности. Принципиальной особенностью компьютеров является единый (цифровой) способ представления информации любых форм и видов для ее последующей обработки. Другой класс устройств вычислительной техники, основанный на представлении обрабатываемой информации в виде непрерывных (аналоговых) значений физических величин, имеет не менее древнюю историю, но в настоящее время нашел не столь широкое распространение, главным образом, в специализированных устройствах.
Использование различных приспособлений и устройств для облегчения счета ведет свою историю с глубокой древности (абак и другие виды счет, предназначенные для выполнения сложения и вычитания, были известны 2 500 лет назад). Первая механическая машина, выполнявшая четыре арифметических действия, была описана в 1623 году В. Шиккардом и реализована в двух экземплярах. Начиная с 1642 года была построена серия из 50 механических счетных машин более сложной конструкции, предложенной Б. Паскалем. Сконструированный в XVII веке Г.В. Лейбницем механический арифмометр мог выполнять четыре арифметические действия. В основу его устройства были заложены новые принципы и конструктивные решения, существенно ускоряющие выполнение операций умножения и деления. Несмотря на обилие различных конструкций механических счетных машин устойчивый спрос на них возник только с бурным развитием промышленности и ростом банковских расчетов в XIX веке, в последней четверти которого началось их серийное производство. Выпуск клавишных арифмометров с электроприводом для массовых несложных вычислений продолжался до начала 70-х годов ХХ века, когда они были вытеснены электронными клавишными вычислительными машинами, предшественниками современных электронных калькуляторов. В 1969 году в СССР было выпущено 300 тысяч арифмометров.
Важным этапом в развитии вычислительной техники были устройства, основанные на использовании электромеханических элементов (электромагнитных реле). Они прошли путь развития от счетно-перфорационных комплексов (Г. Холлерит, 1887 год), применявшихся для статистической обработки результатов переписи населения, до первых универсальных вычислительных машин с программным управлением (модель Z-3 К. Цузе, 1941 год, модель MARK-2 Г. Айкена, 1947 год).
Однако быстродействие и надежность электромеханических элементов, а следовательно и созданных на их основе вычислительных машин, были ограничены в силу физико-технических причин. В СССР последняя крупная релейная вычислительная машина РВМ-1 была создана в 1957 году и эксплуатировалась до конца 1964 года. Технологической базой, обеспечившей прорыв сдерживавших развитие вычислительной техники ограничений, стала электроника.
Триггер, электронное реле на двух электронных лампах, было изобретено в 1913 году М.А. Бонч-Бруевичем. Первая электронная ЭВМ Colossus, созданная спустя 30 лет в Англии, содержала 2 000 ламп, однако была узкоспециализированной, так как предназначалась для дешифровки.
Первой универсальной электронной вычислительной машиной считается ЭВМ ENIAC, созданная под руководством Д. Моучли и Д. Эккерта в США в конце 1945 года. Эта машина весила 30 тонн, содержала 18 000 электронных ламп, другие элементы, потребляла мощность 140 кВт и имела внушительные размеры (ширина 4 м, длина 30 м, высота 6 м). Первая ЭВМ проработала почти 10 лет, выполнив за время своего существования операций больше, чем все человечество до момента ее создания. Однако ENIAC не была полностью автоматической ЭВМ, так как для перехода на другую программу вычислений необходимо было произвести перекоммутацию многих узлов машины с помощью штеккеров, аналогично тому, как это делалось на ранних телефонных станциях (коммутаторах) для соединения абонентов. Для сложных программ такая работа занимала два дня.
Конструктивно-технологической основой вычислительной техники четвертого поколения являются большие (БИС) и сверхбольшие интегральные схемы (СБИС), созданные соответственно в 70-80-х годах ХХ века. Такие интегральные схемы могли содержать сотни тысяч транзисторов на одном кристалле (чипе). Элементная база СБИС позволила создавать микро- и мини-ЭВМ, превосходящие по своим возможностям средние и большие ЭВМ предыдущего поколения при значительно меньшей стоимости. Первый универсальный микропроцессор был изобретен инженером фирмы Intel Т. Хоффом в 1971 году. Микропроцессор Intel-8080, созданный в 1974 году, стал стандартом для микрокомпьютерной технологии и послужил основой для создания персональных компьютеров (ПК).
Первой из микро-ЭВМ можно считать созданный в 1974-75 годах Э. Робертсом компьютер Altair-8800. На его основе С. Возняком и С. Джобсом были созданы Apple-1 (1976 год) и Apple-2 (первый коммерчески успешный ПК). В 1981 году фирма IBM начинает выпуск своих серий IBM PC (personal computer) и PS/2, давших родовое имя всем микро-ЭВМ. При промышленном выпуске персональных компьютеров фирмы IBM использовались технологии, разработанные для нее другими фирмами. Поэтому они стали уязвимы для клонирования, которое вскоре начало практиковаться в массовых масштабах, особенно в Азии. Хотя этот факт подорвал господство IBM в мире персональных компьютеров, однако пользование клонами IBM PC распространилось по всему миру, фактически решив вопросы унификации и стандартизации архитектуры ПК и их компонентов, а также развития программного обеспечения для них. Невысокая цена, малые вес, габариты и потребляемая мощность, относительная простота эксплуатации обеспечили проникновение компьютеров на многочисленные рабочие места в крупные, средние и мелкие организации и предприятия, а также их приобретение для домашнего использования. Если раньше мировой парк ЭВМ каждые десять лет возрастал примерно в 10 раз, то с появлением ПК за 10 лет произошло стократное увеличение числа компьютеров в мире. В апреле 2002 года был продан миллиардный персональный компьютер.
Другим классом машин, определяющим лицо четвертого поколения, стали многопроцессорные супер-ЭВМ, создающиеся на принципах параллельной обработки данных. В настоящее время в мире эксплуатируется несколько тысяч таких машин, каждая из которых обладает производительностью до миллиарда операций в секунду.
Проект пятого поколения ЭВМ, опубликованный в 1981 году в Японии предполагал, что на базе дальнейшего развития СБИС будут построены ЭВМ, удовлетворяющие качественно новым функциональным требованиям. В перечень этих требований входили:
— интеллектуальность, обеспечиваемая реализацией эффективных систем ввода-вывода аудиовизуальной информации и диалоговой обработки информации с использованием естественных языков;
— упрощение процесса создания программ за счет их автоматизированного синтеза по описанию на естественном языке исходных требований к ним;
— высокие экономические и эксплуатационные качества в сочетании с хорошей адаптируемостью к разнообразным приложениям.
За прошедшее двадцатилетие этот проект все еще в основном не реализован. Одной из причин этого является расхождение его целей с кардинальными изменениями информационных технологий, связанными с шестой информационной революцией. Эти изменения вызваны формированием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения организации производственной, торговой и иной профессиональной деятельности.
Телекоммуникации были революционизированы путем сочетания «узловых технологий» (электронные коммутаторы и маршрутизаторы) с новыми технологиями связи. Первый промышленный электронный коммутатор ESS-1 был введен Bell Labs в 1969 году. В середине 70-х годов прошлого века прогресс в технологии интегральных схем привел к созданию цифрового коммутатора, превосходящего аналоговые по мощности, гибкости и скорости работы. Оптоволоконные технологии передачи данных (70-е годы) и сотовая телефонная связь (90-е годы) позволили повысить пропускную способность и количество абонентов, правда при увеличении стоимости услуг связи.
Развитие телекоммуникаций в сочетании с повсеместным распространением компьютеров привело к появлению сетевых информационных технологий. Основным фактором их развития является глобальная сеть Интернет, с помощью которой осуществляются передача сообщений между компьютерами, а также поиск разнообразной информации на основе гипертекстовой технологии ее представления. Считается, что начало созданию этой глобальной сети положили появившиеся в 70-х годах прошлого века две американские сети, военного (ARPANET) и научного (NSFNET) назначения, которые впоследствии объединились. Интернет захватывает все более широкий спектр видов коммуникаций между людьми: электронная почта дешевле, быстрее и удобнее не только почты, но и телеграфа и факса. Сетевая междугородняя и особенно международная телефонная связь существенно дешевле традиционной. Расширяется номенклатура электронных цифровых устройств (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры и др.), обладающих возможностями обмена информацией с персональными компьютерами; разработаны и широко используются форматы и средства воспроизведения на компьютере записанных на компакт-дисках произведений музыкального, изобразительного и киноискусства; создаются и размещаются в Интернет электронные версии газет и журналов. Все это и многое другое позволяет говорить о создании единого цифрового информационного пространства.