Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

В неделю русских святых – 7 праведников, прославивших Россию

Кто вывел Москву в лидерство среди русских городов? Кого из современников боялся сам Иоанн Грозный? И какой вклад в научную медицину внес Лука Крымский? Об этом и не только – в нашем сегодняшнем тексте, посвященном неделе русских святых.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Равноапостольный князь Владимир

Во время правления в Киеве молодой князь-язычник встал на путь духовного поиска. Его потрясла гибель христиан Феодора и Иоанна, отдавших свои жизни за веру. Владимир сначала отправил послов в Византию чтобы узнать о Христианстве больше. Вскоре судьба сложилась таким образом, что князь через женитьбу породнился с константинопольскими императорами и сам принял крещение.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Святитель Алексий Московский

В детстве, согласно преданию, во время охоты таинственный голос посулил мальчику будущее пастыря православных христиан. Так и случилось: после многих лет монашеской жизни, святой стал сначала епископом, а после благословения Константинопольского патриарха – митрополитом и предстоятелем Русской Церкви.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Преподобный Сергий Радонежский

Святой родился в семье знатных бояр, но выбрал для себя уединенную монашескую жизнь. За советом к преподобному приходили как простые люди, так и правители Руси. Праведный образ жизни позволил святому Сергию воскрешать мертвых и при жизни увидеть Пресвятую Богородицу.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Василий Блаженный, Христа ради юродивый

Святой Василий родился в XV веке и уже в 16 лет принял на себя подвиг юродства. Благодаря праведной жизни блаженный мог предсказывать будущее, читать мысли людей и совершать чудеса. Святой был единственным человеком, которого боялся Иоанн Грозный.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Преподобный Серафим Саровский

Святой подвизался в Саровской пустыни Нижегородской губернии. Его жизнь сопровождалась уединенностью, совершением чудес, общением с животными, духовными наставлениями всем приходящим к нему за советом и пророчествами о будущем России. Праведный образ жизни позволил святому при жизни увидеть Христа, Пресвятую Богородицу и ангелов Господа.

Основал Дивеевскую женскую монашескую обитель. Благодаря подвигу Серафима в тех местах, ему являлась Богородица. Дивеево считается одним из четырех уделов Божией Матери на земле. Сегодня монастырь встал в ряд центров мирового Православия. Обитель посещают верующие и паломники со всего мира.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Праведный Иоанн Кронштадтский

Сын церковнослужителя из бедной деревеньки Русского Севера, праведный Иоанн стал после рукоположения одним из самых известных людей Российской империи. Его служение сопровождалось чудесами. Но самым главным даром старца была любовь и забота, которую он одинаково дарил всем людям вокруг себя.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы

Святитель Лука Крымский

Валентин Войно-Ясенецкий сумел совместить в себе талант врача «душ и телес человеческих». Получив бесценный опыт в земских больницах и военных госпиталях, святитель стал священнослужителем. С помощью молитвы и глубоких знаний Лука Крымский исцелял людей от неизлечимых болезней.

Русская земля прославилась огромным количеством святых. Сегодня мы поделились с Вами историей семи праведников, которые повлияли на историю России. А кого в этот список добавили бы Вы?

Источник

Святые русской земли

На русской земле есть множество прославленных угодников. Русской церковью они были канонизированы в лике мучеников, страстотерпцев, преподобных, праведников, юродивых, благоверных и так далее.

Эти люди пострадали во имя Христа. Не стоит забывать и об их великих подвигах, которые они сделали для нашей русской земли.

«…Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться…»

Истории святых людей все разные, но объединяет их сила духа

Истории святых людей все разные, но объединяет их одно — сила духа. Каждый святой прожил свою жизнь по-разному. Кто-то дожил до старости и мирно отошел ко Господу, а кто-то наоборот умер мученической кончиной.

В этой статье речь пойдет о святых людях русской земли и об их подвигах.

Святые русской земли это Сергий Радонежский, Серафим Саровский, княгиня Ольга и другие

Какие известны святые русской земли? Наиболее известными в русской земле считаются Сергий Радонежский, Серафим Саровский, князья Борис и Глеб, Дмитрий Донской, княгиня Ольга и многие другие. Рассмотрим великие подвиги святых, и почему они были причислены к лику святых и преподобных.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Дмитрий Донской. Фото: 100urokov.ru

Сергий Радонежский — один из прославленных защитников русского народа

Сергий Радонежский — один из прославленных защитников русского народа. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы. При своем крещении он получил имя Варфоломей. В семь лет мальчика отдали учиться, но обучение его шло очень тяжело.

Уже с 12 лет мальчик постился, молился. В 1328 году он вместе с семьей уехал в Радонеж. После того, как родители Сергия умерли, он вместе со своим братом отправился в более пустынные места. Вместе с ним они построили небольшой храм Святой Троице.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Преподобный Сергий Радонежский

В 1337 году Варфоломей принял постриг с именем Сергий. После чего к нему стали приходить ученики, и на том месте образовалась обитель. Сергий Радонежский стал вторым игуменом и пресвитером обители.

Через несколько лет на этом месте образовался один из процветающих храмов. Однажды патриарх Филофей, узнал, что Сергий основал обитель, и решил отдать должное за его деятельность. Уже тогда Сергий был очень известной личностью в княжеских кругах.

Его значение было очень огромно. Он благословлял многих правителей перед битвами, примерял многих враждующих между собой людей. Также стоит отметить и то, что Сергий основал и другие монастыри, такие как Борисоглебовский, Благовещенский, Георгиевский и другие.

В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Первоисточником описания жития Сергия Радонежского был Епифаний Премудрый. Он описывал, что за всю жизнь Сергий совершил множество чудес.

Он исцелял больных, хромых. Однажды он воскресил человека. День памяти святого в русской православной церкви 25 сентября.

Среди святых русского православия известен и Серафим Саровский

Среди святых русского православия известен и Серафим Саровский. В миру его звали Прохор, а родился он 19 июля 1759 года. Так как он имел отличную память, Прохор рано обучился грамоте.

С раннего детства он посещал храм, молился. В 20 лет он решил отправиться в Саровскую пустынь. В 1786 году святой был пострижен настоятелем обители в монашество.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Икона Серафима Саровского. Фото: hranitel.club

Также позднее был рукоположен во иеромонаха. Но для себя он решил избрать путь уединения. Он отправился в лес, чтобы подвизаться там, в строгом посте и молитве. За все годы жизни в затворе он преисполнился любви к Богу, а также у него появилась особая любовь к людям.

Господь еще при жизни удостоил Серафима Саровского благодатных даров, таких как прозрение, утешения, врачевания душ и телес. Однажды к нему явилась Матерь Божия и велела ему выйти из затвора, и принимать людей у себя.

Так святой и поступил.

1 января 1833 года святой последний раз побывал на литургии, причастился и отошел мирно ко Господу. Прославление его совершилось в 1903 году.

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли. Князь Владимир был их отцом, он также известная личность не только в истории, но в православии.

Именно при нем произошло Крещение Руси, то есть одно из знаменательных событий для русской церкви. Известная всеми княгиня Ольга первая русская святая, была его бабушкой.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Святые русской земли князья Борис и Глеб. Фото: 4.404content.com

Незадолго до того, как произошло Крещение Руси, князья Борис и Глеб были воспитаны в христианском благочестии и чистоте. Святой князь Борис получил очень хорошее образование, любил читать Священное писание.

Именно под влиянием святых, Борис имел горячее желание подражать каждому из угодников Божиих. Святой же Глеб не разделял взгляды своего брата. Но оба брата отличались милосердием и сердечной добротой. Они хотели подражать во всем своему отцу, равноапостольному князю Владимиру.

Главным был избран святой Борис. Однажды Борис узнал, что его смерти хочет князь Святополк, и тот не стал сопротивляться. Борис помолился, и стал ждать своей участи. Так погиб святой Борис. Борис и Глеб были первыми русскими святыми.

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий. Родился он на рубеже 18 — 19 веков. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых.

При крещении он получил имя Елевферий. Его восприемником стал князь праведный Иоанн, будущий Московский великий князь. Именно Иоанн позднее был прозван Иоанн Калита.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Икона святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси. Фото: molitvoslov.today

Уже в отрочестве Господь открыл для святителя Алексия его предназначением. Он любил ловить сетями птиц, но однажды, когда он задремал, во сне он услышал голос, который сказал ему, что он напрасно проводит свое время. Когда мальчик проснулся, он понял, что никого рядом нет. Но голос он слышал слишком отчетливо.

В 1320 году Елевферий решил принять монашеский постриг. 20 лет он выполнял иноческие послушания под руководством старца Геронтия. В монастыре он изучал греческий язык, читал духовную литературу.

В то время все к нему обращались за мудрым советом не только в церковных делах, но и в гражданских.

На протяжении всей жизни Алексий заботился о благоустроении своей Российской паствы и о ее духовном просвещении. В Москве он восстанавливал прежние обители, строил новые. Почил святитель Алексий в 1378 году.

Погребен он был в Чудовом монастыре. Примерно через 50 лет его мощи обрели и обнаружили нетленными. Прославление его как святого совершилось в 1431 году.

Дмитрий Донской причислен к лику святых Русской православной церковью

Еще один из известных святых русской земли это Дмитрий Донской. Родился 12 октября 1350 года в Москве. Когда у него умер отец, его наставником и опекуном стал митрополит Алексий. Очень хорошие отношения у Дмитрия сложились и с преподобным Сергием Радонежским. Именно к нему перед сражением пришел Дмитрий.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Икона святого князя Дмитрия Донского. Фото: cs5.livemaster.ru

Очень долгое время князь враждовал с разными народами, но спустя 9 лет был заключен мир. Постепенно он наладил отношения со всеми. Так как он был человеком верующим, он постоянно поддерживал храмы, монастыри.

В 1380 году произошла одна из великих битв Куликовская, в ходе которой Мамая потерпел поражение.

Умер Дмитрий Донской довольно рано, в 39 лет. Похоронен был в Архангельском соборе города Москвы. Он был причислен у Русской православной церкви к лику святых. День памяти его 19 мая.

Княгиня Ольга стала первой святой на русской земле

Отдельно поговорим о княгине Ольге, речь о которой шла немного выше. Княгиня Ольга стала первой святой. После того, как ее мужа убили, она взяла на себя правление Киевской Русью.

Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Смотреть картинку Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Картинка про Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы. Фото Чем были прославлены святые русской земли что помогало святым воздвигать храмы Княгиня Ольга стала первой русской святой

На протяжении всей своей жизни она ходила по русским землям для построения хозяйственной и политической жизни Киевской Руси. Она строила храмы, церкви. Именно в период ее правления, Русь сильно укрепилась и возросла.

Стали появляться новые города. Также стоит отметить и то, что она распространяла христианскую веру. На славянской земле при ней появились храмы. Ольга хотела приобщить к этому и своего сына Святослава, но он не послушал мать и остался язычником до конца своих дней.

В 969 году княгиня Ольга скончалась. Позднее она была причислена к лику святых. Ежегодно она почитается в Русской православной церкви 24 июля.

Это лишь немногие святые русской земли, которые были и остаются защитниками нашей России.

Источник

Русские святые, прославленные в синодальный период

Православная Церковь благословляет почитание своих угодников, причисляя их к лику святых. Святые – это светильники веры, которые своими подвигами осуществили христианские идеалы, Евангельские заветы; это – соль земли ( Мф.5:13 ), на которой стоит мир. Молитвами и предстательством угодивших Богу подвижников укрепляется наша вера, утверждается добродетельная жизнь наша и всего общества.

В целях насаждения просвещения среди духовенства он основал Коллегию в Ростове Великом – первое учреждение такого рода в Великороссии. По-видимому, это было подражание Киевской коллегии, где он сам ранее учился. Кроме грамоты и пения, в ней преподавались греческий и латинский языки. Становлению Коллегии содействовала доброта и заботливость Святителя. Он известен также написанием драматургических пьес на библейские темы, которые затем ставились учениками Коллегии.

Почитателем святителя Митрофана был епископ Тихон Задонский (†1783; пам. 13 авг.). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Позднее в Новгородской семинарии ему была дана фамилия Соколов. Детство Святителя проходило в большой бедности, но отрок отличался способностью к образованию, которое он получил первоначально в духовном училище, а затем – в семинарии в Великом Новгороде. В 1758 году он был недолгое время префектом семинарии. 13 мая 1761 года была совершена его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В тот же день Тверской епископ Афанасий (1758–1763), еще не зная о его хиротонии, помянул святителя Тихона на Херувимской песни епископом.

Затем владыка Тихон управлял Воронежской кафедрой (с 1763 по 1767 г., то есть спустя 60 лет после кончины святителя Митрофана). Здесь он искореняет празднование Яриле, борется с расколом, преобразовывает Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, приглашает в нее преподавателей из Киева, Харькова. Однако из-за слабого здоровья святитель Тихон вскоре ушел на покой и с 1769 года пребывал на покое в Задонском Богородицком монастыре. Здесь вечерами и ночью Святитель слушал чтение Нового Завета или диктовал свои сочинения келейнику. В своих творениях он предстает перед нами как выдающийся богослов Русской Церкви.

Будучи на Воронежской кафедре, он написал различные инструкции и наставления практического характера для духовенства епархии. Плодом его духовного опыта явились богословские труды: «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также «Об истинном христианстве». Наряду с ними в Задонске были написаны «Письма келейные», «Христианские наставления», «О истине евангельского учения» и множество духовных поучений в письмах к некоторым лицам по разным случаям.

Труд святителя Тихона «Об истинном христианстве» был навеян Святителю трудом западного протестантского богослова XVII века Иоанна Арндта (†1621). Его труд «Об истинном христианстве» неоднократно переводился на русский язык и издавался у нас до революции. Сочинение И. Арндта пользовалось большой известностью в Европе; в нем подробно говорится о внутренней жизни христианина на его пути к вечности. В своей духовной жизни И. Арндт испытал сильное влияние католической мистики и поэтому его книга является в основном произведением мистического богословия.

Завершает канонизации XIX века прославление святителя Феодосия Черниговского (†1696; пам. 5 февр.), который явился первым святым, канонизованным при императоре Николае II (†1918; пам. 4 июля). В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании митрополитом Киевским епископа Гедеона (Четвертинского; 1685–1690). Затем он находился в Москве в составе посольства, которое известило о совершенном избрании Киевского митрополита. В стольном граде посольство было с почетом принято Патриархом Иоакимом (1674–1690), а вскоре последовало воссоединение Киевской Митрополии с Московским Патриархатом.

Канонизации XX века открываются прославлением святого из лика преподобных. Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске, откуда происходил один из первых святых Русской Церкви, преподобный Феодосий Киево-Печерский. Преподобный Серафим родился в купеческой семье Мошниных. При Крещении ему дали имя Прохора – в честь одного из семи диаконов Древней Церкви. Его отец Исидор Мошнин предпринял строительство каменного собора в Курске. Он почил, когда Прохор, будущий святой, был еще совсем маленьким, и его вдова продолжала руководить начатым храмостроительством. Однажды на стройке маленький Прохор упал с лесов, но, по милости Божией, остался невредим. Когда ему исполнилось десять лет, началось его начальное образование. Во время учебы он быстро научился читать и писать и стал усердно читать Библию, особенно Псалтырь, а также и другие духовные книги.

В своих трудах святой старец стяжал различные подвиги.

Найдя в лесу большой камень, он начал возносить на нем молитвы, положив начало особому подвигу, став своеобразным столпником. С 1804 года по 1807 год, три года, тысячу ночей, «когда мир потрясали войны и триумфы Наполеона и Александра, Серафим провел на коленях на камне, с воздетыми к небу руками, беспрестанно повторяя молитву евангельского мытаря: Боже, милостив буди мне грешному!» 1302 . Затем Преподобный подъял на себя подвиг молчальничества, не разговаривая ни с кем, что было усугублено затворничеством. Но 25 ноября 1825 года ему явилась Пречистая Дева со святыми священномучениками Климентом Римским и Петром Александрийским, празднуемыми в этот день, и повелела ему выйти из затвора для служения и утешения верующих. Так начался последний этап в жизни подвижника, принесший ему всероссийскую известность. Его духовное горение в служении ближним, утешение, исцеления, духовные прозрения служили пользе приходящим. Невзирая на большую усталость и утомление, он дарил всем пасхальную радость, встречая всех словами: «Христос воскресе, радость моя!».

Вскоре последовало прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского. Будущий Святитель, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Часто посещая храм, он полюбил Богослужение и церковное пение. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Достигнув совершеннолетия, Святитель испросил благословения родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (†1554; пам. 1 мая).

На двадцать первом году жизни будущий святой был пострижен в монашество с именем Питирим. Около 1680 года братия избрала его своим игуменом. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 15 февраля 1685 года, в неделю о блудном сыне, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким (1674–1690) рукоположил Питирима во епископа. Тамбовская епархия была образована в 1682 году, незадолго до назначения на нее святителя Питирима. Поэтому епархию населяли в основном люди непросвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), мусульмане (татары), а также раскольники. В начале 1686 года Святитель прибыл в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским.

По инициативе святителя Питирима были созданы женская Вознесенская обитель в Тамбове (1692), игуменией которой стала сестра Святителя Екатерина, а также мужской монастырь во имя Крестителя Господня Иоанна (1691) в семи верстах от Тамбова. Это пустынное место было избрано совместно со святителем Митрофаном Воронежским. Привезенная святителем копия чудотворной Смоленской иконы Богоматери, написанная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Много трудов приложил Святитель для обращения в христианство язычников и мусульман и для вразумления раскольников. Святитель неукоснительно требовал, чтобы прихожане избирали для вновь строящихся храмов кандидатами в священники только грамотных людей. В своем доме он построил специальную школу, где сам готовил избранных к принятию священного сана. В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора, который был закончен уже после его кончины. После святительской кончины в епархии насчитывалось 168 храмов. О святителе Питириме хорошо было известно при дворе Московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли его прошения о нуждах епархии. В 1690 году он был в Москве и участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Адриана.

В 1685 году Святителя отправили с посольством в Москву. Патриарх Иоаким назначил его наместником Брянского Свенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской Лавре. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины, поставил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. И вскоре, 10 января 1697 года, Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с Собором епископов хиротонисал в Успенском соборе Московского Кремля архимандрита Иоанна во епископа Черниговского.

До вступления в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобный Киевской академии; по мысли Святителя, он должен был украсить «Черниговские Афины» и способствовать насаждению просвещения и благочестия. По существу это была первая семинария в России, по образцу которой позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви. Тогда же святитель Иоанн открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Святитель Иоанн известен как богослов; он написал следующие труды: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Феатрон, или позор нравоучительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Толкование на «Отче наш»» и «Осмь блаженств евангельских» (1709), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709), «Богомыслие в пользу правоверный» (1710 и 1711), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710), «Духовные мысли» (М., 1782).

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником – знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лешинским; †1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове.

Епископ Иркутский Софроний родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его был Назарий Федоров Кристалевский. При Крещении будущего Святителя назвали в честь первомученика архидиакона Стефана. Со временем Стефан поступил в Киевскую Духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (пам. 4 сент. и 10 дек.), и Павел, митрополит Тобольский (1758–1768; †1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (пам. 11 марта).

18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в кремлевском Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского. На него был возложен белый саккос, вышитый самой императрицей. Хиротонию иеромонаха Софрония возглавил архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский; 1748–1754). Он преподал ему затем отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был знаком с особенностями жизни в Сибири, предупредив о своеволии местных властей.

Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил причислить к лику святых угодников Божиих святителя Софрония. В документах Собора говорится об этом: «Освященный Собор архипастырей Православной Российской Церкви 10–23 апреля 1918 года постановил. Память святителя совершать 30 марта – в день блаженной его кончины». Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня. На второй сессии Поместного Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном (†1918), чтобы все верующие имели возможность присоединять молитву святому угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.

Начало XX века было ознаменовано различными юбилеями и торжественными событиями: в 1907 году праздновалось 400-летие со дня кончины благоверной Евдокии, супруги князя Димитрия Донского; в 1909 году – двухсотлетие Полтавской битвы; в 1910 году было совершено перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В этом же году исполнилось 300 лет со дня освобождения Троице-Сергиева монастыря от поляков. В 1913 году праздновалось трехсотлетие дома Романовых, в 1915 году было отмечено 900-летие со дня кончины равноапостольного князя Владимира и страстотерпцев Бориса и Глеба. В канву юбилеев начала XX века вписались церковные торжества прославления русских святых. В XVIII веке наблюдается перерыв в канонизации святых Русской Церкви и только начиная с императрицы Екатерины II (1762–1796) канонизация святых в Русской Церкви возрождается. Канонизованы были иерархи, святительствовавшие преимущественно на стыке Патриаршего и Синодального периода. Поводом для открытия святых мощей угодников и их последующей канонизации являлось чаще всего начало ремонтных работ в храмах, где покоились их священные останки. По числу канонизаций (семь) наиболее плодотворным было царствование последнего государя – императора Николая II. Торжества канонизации святых явились особой страницей в истории русского благочестия. Синодальные канонизации святых освятили сибирские просторы Русской Церкви. Новые звезды, вспыхивавшие на церковном небосводе, новопрославленные святые угодники Божии возгревали веру русских людей.

См. Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989, с. 114; Он же. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи // Макариевские чтения: Русская культура XVI века – эпоха Митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10, с. 95–110.

Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII–XIX столетиях. М., 1913, с. 61–63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *