Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале XVIII в. существовавшие в Рос…
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами управления. Назовите не менее трех причин, по которым Петр I отказался от прежней системы управления. Какие учреждения были созданы при Петре I? Назовите не менее трех учреждений.
Причины административных реформ Петра I, отмены прежних учреждений и создания новых:
1) Непродуманные юрисдикции многих учреждений, например, приказной системы, в которой присутствовало множество приказов (министерств) с пересекающимися юрисдикциями, отвечавшие за одни и те же вопросы;
2) Непомерно разросшиеся чиновничьи штаты, громоздкость и медлительность бюрократии, дороговизна ее содержания;
3) Процветавшая в учреждениях коррупция, кумовство, казнокрадство.
Петр I и без учета всех этих факторов критически относился к московской традиции государственного управления, а с учетом их его вердикт был ясен: лечить здесь нечего, надо рубить.
Нововведения Петра I:
1) Система коллегий, заменившая приказную систему. Коллегий было немного, с сокращенным штатом, в отличие от гигантского колосса приказной системы;
2) Отмена воеводств и губ и введение деления на губернии и провинции, с самоуправлением городов через городские магистраты;
3) Реформа центрального правительства, создание Сената.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми о
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами управления. Назовите не менее трех причин, по которым Петр I отказался от прежней системы управления. Какие учреждения были созданы при Петре I? Назовите не менее трех учреждений.
Причины административных реформ Петра I, отмены прежних учреждений и создания новых:
1) Непродуманные юрисдикции многих учреждений, например, приказной системы, в которой присутствовало множество приказов (министерств) с пересекающимися юрисдикциями, отвечавшие за одни и те же вопросы;
2) Непомерно разросшиеся чиновничьи штаты, громоздкость и медлительность бюрократии, дороговизна ее содержания;
3) Процветавшая в учреждениях коррупция, кумовство, казнокрадство.
Петр I и без учета всех этих факторов критически относился к московской традиции государственного управления, а с учетом их его вердикт был ясен: лечить здесь нечего, надо рубить.
Нововведения Петра I:
1) Система коллегий, заменившая приказную систему. Коллегий было немного, с сокращенным штатом, в отличие от гигантского колосса приказной системы;
2) Отмена воеводств и губ и введение деления на губернии и провинции, с самоуправлением городов через городские магистраты;
3) Реформа центрального правительства, создание Сената.
1.Источник права-способ,с помощью которого закрепляются нормы права.Основными источниками права являются :правовой обычай,нормативно-правовой акт,судебный прецедент.Правовой обычай-вошедшее в привычку народа форма поведения,которой государство придает общеобязательное значение и гарантирует ее соблюдение своей принудительной силой.Нормативно-правовой акт-это выраженный письменно официальный документ,созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.Судебный прецедент-судебное решение по конкретному юридическому делу.Преимущества норм.прав.акта является его официальность,и письменная определенность.
Двойное гражданство – возможность иметь два гражданства в разных странах, но только если государство это разрешает.
Человек, который имеет два (или более) гражданства в разных странах является бипатридом.
Плюсы двойного гражданства:
— с двойным гражданством можно получить лучшее образование заграницей и обеспечить своим детям более удобные и цивилизованные условия для жизни и развития.
— в новой стране человек может получить финансовую независимость
— можно получить более лучшие условия для жизни и не терять связью с родиной одновременно
— двойное гражданство дает человеку возможность начать жизнь заново с новой работой, новыми друзьями и так далее
— можно получить заграничное страхование жизни и лечиться бесплатно в более квалифицированном медучреждении
— в новом государстве можно получить безопасность, которой нет в родном
— можно получать более высокую заработную плату и надеяться на хорошую пенсию
— можно расширить список стран, куда будет возможен безвизовые въезд
— можно участвовать в политической жинзни двух стран
Минусы двойного гражданства:
— налогообложение будет удвоенным
— нельзя занимать руководящие должности в государственных органах, если ты бипатрид.
— нужно идти на службу в армию в обеих странах, если не подписан договор между странами
— если не представить информацию о приобретении второго гражданства, то можно сесть в тюрьму по уголовной статье
Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева
Коллегии
Коллегии –это органы центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в 1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.
Преимущества коллегий по сравнению с приказами
Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)
1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия
1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.
1718 – было сформировано 9 коллегий
1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел
1721- образована Вотчинная коллегия
1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию
1726- создана Коллегия экономии
1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.
Компетенции коллегий при Петре I
Коллегии
Компетенция
Первые Президенты коллегий при ПетреI
Коллегия чужестранных дел
Управление государственными доходами
Контроль за судопроизводством
Распределение государственных рас ходов, составление штатов всех ведомств
Проведение финансового контроля со стороны государства
Руководство армией( комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутных войск)
Адмиралтейств- коллегия
Руководство флотом
Вотчинная коллегия
Духовная коллегия ( 1721)
Главный магистрат( 1720)
Контроль за городским управлением
Структура коллегий
3-4 коллежских советника
4 коллежских асессора ( заседателя)
— актуариус регистрировал и составлял акты)
Генеральный регламент
В 1720 году Пётр I учредил Генеральный регламент, который определял компетенции той или иной коллегии.
Работа коллегий
Рабочий день начинался в 6 или 8 часов утра (это зависело от времени года)
Продолжительность рабочего дня – 5 часов
Работа велась ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней.
Канцелярия коллегии готовила дела. Далее они отправлялись на рассмотрение в Общее присутствие коллегий. Решение должно было быть принято большинством голосов. Если решение не принималось, то вопрос передавался на рассмотрение Сената.
Всё делопроизводство в коллегии вёл секретарь, у него же хранилась печать коллегии.
Значение коллегий
Плюсы
Минусы
Создана централизованная система управления государством
Некоторые коллегии могли выполнять примерно одни и те же функции ( например, Берг- и Мануфактур- коллегии).
Государственным управлением охвачены многие сферы общественной жизни
Не все сферы жизни были охвачены деятельностью коллегий. Долгое время вне их компетенций оставались полиция, почта, медицина и даже образование.
Чёткое распределений функций между коллегиями
Решение принималось коллегиально, поэтому спросить за результаты деятельности конкретного человека было невозможно. Это осложняло контроль за деятельностью коллегий.
Генеральный регламент определял единые нормы деятельности всех коллегий
Таким образом, создание коллегий вместо приказов было значительным шагом вперёд в реформировании органов государственного управления. Однако существенные отрицательные моменты привели к тому, что в начале XIX века Александр I заменил коллегии министерствами, которые существуют и до сих пор.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Время правления Петра I (1682 — 1725 гг.) — период коренных прогрессивных реформ, которые охватили все сферы общества и способствовали модернизации, европеизации и централизации страны и которые привели в итоге к окончательному формированию абсолютной монархии в России.
Пётр I. Поль Деларош.
Предпосылки петровских реформ
В XVII веке при первых Романовых наметились некоторые тенденции в сторону внутренних преобразований по западноевропейскому образцу и модернизации страны.
Государственно-административные реформы
Заседание Сената. Кардовский Д.Н.
Сенат (от лат. — старик) — высший орган государственного управления в России с 1711 г. до начала XIX в., заменивший Боярскую думу.
В 1721 г. сподвижник Петра I, вице-президент Синода Феофан Прокопович написал « Духовный регламент «, где обосновывал необходимость ликвидации патриаршества.
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Ге Н.Н.
Социальные реформы
Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками с учётом его личных умственных способностей, образования а не происхождения и родовитости. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й —высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половины XIX в. государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых и частных заводах, т. е. прикреплённые (приписанные) к ним.
Посессионные(от лат. — владение)крестьяне— в России XVIII–XIX вв. категория крестьян, принадлежавших частным предприятиям, на которых они работали. Категория посессионных крестьян введена при Петре I указом 1721 г. о покупке людей для заводов в связи с необходимостью обеспечить растущие мануфактуры рабочими руками. Положение посессионных крестьян несколько отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты.
Указ 1724 г. — запрет крестьянам уходить на подработку в город без письменного разрешения помещика, что ознаменовало начало паспортной системы.
Экономические реформы
Военные реформы
Флот Петра Великого. Лансере Е.Е.
Рекрутская повинность —способ комплектования русской армии, по которому каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов, т.е. будущих солдат. Служба в армии была пожизненной, рекруты находились на государственном обеспечении.
К 1708 году русская армия набирала около 113 тысяч хорошо вооружённых воинов. Таким образом, эта реформа показала свою высокую эффективность.
Оценка Петровских реформ
Деятельность Петра I и его реформы носят противоречивый характер, что и отразилось в трудах русских историков. Необходимо также учитывать, что Пётр проводил преобразования во всех сферах общества, в том числе в культуре и быту (см. «Петровские преобразования в культуре»). Поэтому некоторые историки положительно оценивали государственные реформы, а культурные — отрицательно.
Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр.
Он [Пётр] осознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации… Народ собрался в дорогу. Ждали вождя и вождь явился.
Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.
Огромное влияние реформы Петра I оказали на простой русский народ, за счёт ресурсов которого и проводились все петровские преобразования. Н.И. Костомаров очень точно пишет, что «Петру помогло более всего его самодержавие», потому что именно с помощью неограниченной власти монарх смог принудить народ трудиться и жертвовать собой для создания империи, расширения внешних границ.
Он создает войско и флот, хотя для этого требуется бесчисленное множество человеческих жертв и плодов многолетнего народного труда — все приносится народом для этой цели, хотя собственно народ этого ясно не понимает и потому не желает; все приносится оттого, что так хочет царь. Налагаются неимоверные налоги, высылаются на войну и на тяжелые работы сотни тысяч молодого здорового поколения для того, чтоб уже не возвратиться домой. Народ разоряется, нищает, зато Россия приобретает море, расширяются пределы государства, организуется войско, способное меряться с соседями.
Н.М. Карамзин также обвинял Петра за то, что он беспощадно эксплуатировал народ, заставлял его жертвовать.
Сколько людей погибло, сколько миллионов и трудов употреблено для приведения в действо сего намерения? Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах.
Выводы
Таким образом, в результате всеохватывающих реформ Петра I сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. В период правления Петра Великого окончательно оформилась абсолютная монархия в России. Император единолично принимал решения, однако при этом мог советоваться с Сенатом. Давление со стороны духовных лиц исчезло, т.к. было упразднено патриаршество.
Кроме того, Россия вышла на новый экономический уровень: именно при Петре произошло стремительное развитие отечественной промышленности и торговли. С возникновением боеспособной регулярной армии и флота Россия стала представлять значительную угрозу для своих соседей. С другой стороны, именно Пётр способствовал усилению крепостного права. На заводах трудились не наёмные рабочие, а подневольные крепостные крестьяне. Тысячи людей работали на корабельных верфях и участвовали в строительстве новой столицы — Санкт-Петербурга.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». А.С.Пушкин
XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени, когда происходило разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой, что и получило название «модернизации». Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Реформы Петра Великого были нужны для тогдашней России, которая плелась в хвосте европейских государств, была отсталой, в сущности, азиатской страной. Но самое главное: в конце XVII века Россию поразил системный кризис. Черты его заметны во всех сферах жизни русского общества, это:
1. Экономическое и научно-техническое отставание от стран Западной Европы. В России фактически отсутствовала собственная промышленность. Страна полностью зависела от импорта: ввозили самые разные товары, а вывозили исключительно сырье. Отсутствовал общегосударственный рынок, а региональные связи не были толком налажены. Не было полноценного выхода к морю. У России был только один порт — в Архангельске, где внешняя торговля была исключительно сезонной, и был всего один путевой корабль, который был построен голландцами при царе Алексее Михайловиче на Оке, в Дединово. Однако судьба его оказалась печальной — спущенный по Волге до Астрахани, он так и сгнил в одном из протоков Волги.
2. Кризис военного дела. Малоподвижная русская армия таскала с собой огромные деревянные щиты, из которых солдаты собирали «гуляй-город» и сидели в нем, отбиваясь от неприятеля. Не было ни одной маломальской продуманной наступательной операции или четко организованного сражения. Поместная система, лежавшая в основе организации армии со времен Ивана Грозного, изжила себя. Время, когда помещик-воин со своими боевыми холопами являлся в армию «конно, людно и оружно», безвозвратно прошло. Помещики были незаинтересованны служить «с земли» что вело к распаду традиционной системы службы, основанной на иерархии поместных окладов. В то же время в провинции активные раздачи земель московским чинам приводили к разрушению уездного служилого города — военно-служилой организации уездного дворянства, бывшей важным элементом при формировании полков на войне. «Новоманирные» полки, созданные по западноевропейскому образцу еще со времён Михаила Федоровича терпели поражения наряду с дворянской конницей, так как основа их обеспечения была, помимо денежного жалованья, все та же — поместье, да и в солдаты шли, как правило, обедневшие дети боярские. Привилегированные стрелецкие полки прошли свой собственный путь к упадку. Их усердное занятие торговлей влияло на боеспособность, а распространение преторианских настроений превращало в опасный инструмент политической борьбы.
3. Таким образом, в основе военного кризиса находился серьезнейший социальный кризис — недееспособной оказалась не только армия, но и вся система служилых чинов, которые, собственно, эту армию и составляли. У Петра даже не было необходимости разрушать старую чиновную систему — к концу ХVII века она окончательно выродилась и быстро распадалась.
4. Отсталым казалось и государственное устройство тогдашней России: архаичная Боярская дума, наполненная напыщенными представителями древних родов, а также родственниками царей и цариц, мало что решала — всем заправляли «ближние люди», влиятельные фавориты, «лежавшие на ухе» государя и думавшие только о собственном благополучии. Они ведали подчас десятками центральных учреждений — приказов с их расплывчатыми компетенциями и примитивным делопроизводством. Государство жило не просто без бюджета, но даже без примитивной сметы текущих доходов и расходов! Страна величиной с современную Россию делилась на огромные уезды, во главе которых сидели воеводы — своеобразные удельные князьки, целью которых являлось преимущественно личное обогащение.
5. Экономическая слабость, государственная немощь, очевидный кризис военного дела непосредственно сказывались на международном престиже страны. Он был, если так можно выразиться, предельно низким. В преамбуле Вестфальского мирного договора, завершившего в 1648 году общеевропейскую Тридцатилетнюю войну, перечислялись все страны Европы, и Россия была упомянута в конце списка европейских стран, наряду с Валахией — турецким вассалом. До 1700 года Россия всё ещё платила «выход» («тыш»), то есть дань, крымскому хану, который и сам являлся данником Османской империи.
6. Наряду с этими проблемами имел место тяжелейший кризис русского мировосприятия и мироощущения. В середине XVII века в России произошло то, что названо точным термином «раскол». За событиями, связанными с церковными реформами патриарха Никона, скрывались серьезные проблемы не только Русской православной церкви, но и православного средневекового сознания в целом.
8. С 1682 года Россия вверглась в пучину смуты, нестабильности, острого династического кризиса, порожденного борьбой двух группировок — детей и родственников первой покойной жены царя Алексея Михайловича (Марии Милославской) и клана, образовавшегося вокруг второй жены Алексея Михайловича — Наталии Нарышкиной.
Выходом из этого затянувшегося кризиса и стали Петровские реформы. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других. Петровские реформы коснулись всех сфер жизни. В частности они подразделяются на: социальные, военные, административные и государственные, финансовые, экономические, церковные, а также в области культуры, науки и просвещения. Остановимся более подробно на каждом из них.
1. В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей. Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, а выходцы из недворянских сословий могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней стал определяться изданным в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы. Нужно отметить, что поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге. Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать. Это сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов. Реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией.
2. До военной реформы Петра I солдаты регулярных полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Жили они, как правило, с семьями. После реформы роль регулярных полков ещё возросла. Дворянские ополчения исчезли окончательно. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Нижние их чины теперь не вербовались, время от времени из наёмных добровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного. Казачество до Петра I было «вольным союзником» Московского государства, служившим по временным договорам, но после усмирения Булавинского бунта и на него была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск. Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат.
3. Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве¬ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, мало упорядоченных приказов. Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, и считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях. Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром. Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции с уездами – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары. Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.
4. Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, появилось до 30 новых налогов (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.). Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменен, а неразменный рубль перестал существовать. В результате всех этих мер, доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения. В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной.
5. Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода. Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.
6. В результате церковной реформы Петра I самостоятельная русская церковь стала полностью зависимой от государства, светской власти. По церковной реформе от 1721 года патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда. Было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.
7. Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик. Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввел употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав. В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой. При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях. В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась. Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.
Реформы Петра I встретили ожесточенное сопротивление как со стороны бояр и духовенства, интересы которых они непосредственно задевали, так и со стороны части дворян и купцов, в интересах которых проводились. Бояре, утратившие при Петре прежнее свое исключительное положение в государстве, являлись небольшой, но сильной группой противников реформ. Они имели опыт управления государством и большие политические связи. Не располагая поддержкой ни широких кругов дворянства, ни купечества, ни тем более крестьян, бояре затаили свою ненависть к Петру I. Они оказывали скрытое противодействие, боролись путем заговоров и интриг против реформ.
Все эти противники реформ, объединенные ненавистью ко всему новому, не имели поддержки у масс. Их сопротивление не могло помешать Петру осуществить реформы, которые были необходимы для прогрессивного развития страны. Однако сопротивление реакции затрудняло их проведение, являясь серьезным препятствием на пути реформаторской деятельности Петра I.
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира. Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок: 1. «Панегиристы» (панегирики Петру возникли еще при его жизни) 2. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни) 3.«Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).
Тем не менее, личность и деятельность Петра I постоянно находится в центре общественного внимания. Петр I впервые в истории России формулирует идею «служения Отечеству», идею «пользы Отечества» как важнейшие идеи национального сознания. Но «пользу Отечества» может обеспечить только сильное государство. По сути дела, XVIII век сплел воедино два важнейших впоследствии для русской истории понятия — единая русская нация и великая держава. Именно в этом веке стало неоспоримо ясно — единая русская нация могла жить дальше, только превратив свою Родину в великую державу.