Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе

Вклад Жуковского в русскую литературу

Вы будете перенаправлены на Автор24

Вклад Жуковского в литературу.

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский писатель, внесший значительный вклад в литературу. Жуковский — это поэт, жанр произведений которого можно определить как романтизм. Какой же вклад В. А. Жуковский внес в русскую литературу, в ее развитие? Перечислим его достижения:

Обращение Жуковского к внутреннему миру – это проявление тонких психологических особенностей литературы, определивших ее богатый язык. Жуковский – это своего рода, «мастер слова», способный передать чувства героя и отразить его богатый внутренний мир в стихах. Жуковский обогатил русский литературный язык, внес вклад в развитие лексики, ритмики и филологии.

Значение Жуковского в русской литературе состоит в том, что именно он впервые в своих стихах использовал различные средства выразительности. Так, Жуковский определил русскую поэзию того времени, как произведение искусства слова и чувств.

Кроме того, В. А. Жуковский первый из поэтов русской литературы обратился к словам-ассоциациям: использовал в своих произведениях аллегории, метафоры, сравнения и фразеологизмы, создавая таким образом, неповторимый мир субъективного восприятия, акцентирующего внимание на чувствах и мыслях человека. Это, своего рода, некий символизм, способный передать эмоции. Это было ново для русской литературы, несравнимо ни с чем, что было ранее.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, из всего вышесказанного можно прийти к логическому умозаключению о том, что Жуковский во многом был новатором и первооткрывателем в русской литературе. Его вклад как прозаика и поэта просто неоценим. Он положил начало русской поэзии в целом и определил дальнейшее развитие русской литературы.

Значение В. А. Жуковского для русской литературы

Как уже было сказано выше, вклад В. А. Жуковского в русскую литературу неоценим. Так, благодаря Жуковскому:

Итак, можно сказать, что Жуковский внес огромный вклад в русскую литературу и в развитие русского языка. Его произведения – неповторимы. Их отличает:

Еще одна отличительная черта его произведений – это использование неологизмов в них. Эти неологизмы являются, по своей сути, результатом словообразования и экспериментов с семантическим и лексическим значением слова.

Также произведения В. А. Жуковского отличает собственный выдающийся слог автора и известные всем, «рыцарские» сюжеты произведений, в которых прославляется мужество, героизм и храбрость героев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведения В. А. Жуковского уникальны, а сам писатель является основоположником романтизма и русской поэзии, также внесшим огромный вклад в развитие всей русской литературы. Произведения Жуковского – это настоящие шедевры не только русского, но и мирового искусства. Так, Жуковского можно назвать величайшим автором своей эпохи. Именно благодаря ему в русской литературе появились и получили свое развитие такие направления, как символизм и романтизм, а также элегико-романтизм.

Источник

Василий Андреевич Жуковский
1783-1852

Место и роль Жуковского в отечественной литературе.

Жуковский в своей ведущей литературной деятельности — поэт прогрессивного романтизма. Он возглавил целое его течение, называемое нами элегико-гуманистическим и одновременно философско-психологическим и этико-психологическим романтизмом. По определению Белинского, это «литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма». Благодаря Жуковскому русским читателям стала впервые понятна и близка романтическая поэзия средних веков и начала XIX века.

Но не только в этом заслуга Жуковского. Определяя его общее значение, критик считал, что «ни одному поэту так много не обязана русская поэзия в ее историческом развитии, как Жуковскому».

Художественные завоевания Жуковского были освоены и органически вошли в поэтику гражданско — героического романтизма. А. А. Бестужев-Марлинский, характеризуя развитие русской поэзии, в 1823 году с полным знанием дела писал: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии».

Обращение Жуковского к внутреннему миру, к излияниям сердца, к чувствам, переживаниям обычного человека обусловило необходимость преодоления «высокого слова», «словенщизны » и поисков языка, доходящего до сердца, эмоционального, способного передать тончайшие психологические оттенки. Поэт встал на путь демократизации литературного языка. В его стихах «язык богов!», свойственный классицизму, был заменен разговорной речью дворянских образованных кругов с включением и более широких пластов общенациональной лексики и фразеологии.

В поисках словесных средств для выражения сложнейших и тончайших психологических переживаний Жуковский впервые в русской литературе широко обратился к словам, выражениям, фразеологизмам глубоко ассоциативного свойства, к намекам и символам. Если для классицистов слово было главным образом средством определения объективных качеств предмета изображения, то Жуковский применяет его и для характеристики субъективно привнесенных свойств, выражающих мысли автора и лирического героя. Одушевляя природу и олицетворяя человеческие чувства, он создает субъективно-психологические, ассоциативные, импрессионистские эпитеты, вроде: «верой сладкою полна» (тесня «О милый друг!…»), «очарованы брега», «притаились ветерки» ( «Элизиум »), «унывшее желанье», «чарующие муки» ( «К Батюшкову»). Указывая на расширительный смысл используемых им слов, поэт нередко пишет их с большой буквы ( «Дружба », «Любовь », «Счастие ») или выделяет другим шрифтом ( «задумчивость », «она »). Слово «здесь » часто употребляется им в значении земного мира, а «там » — в смысле загробного мира.

Жуковский более, чем его предшественники, расширил семантическое значение слова, усилил его гибкость, изменчивость, многозначность. Видя во всем этом огромную заслугу поэта, Пушкин писал в 1825 году П. А. Вяземскому: «Я не следствие, а точно ученик его…».

Демократизируя поэтический язык, расширяя смысловое значение слова, придавая ему гибкость, многозначность, полисемантизм, многоцветность, Жуковский одновременно привносил в него и зыбкость неопределенности, неясность, туманность. Вспомним: «Ты все восторги отдавал За нестрадание святое» ( «К Воейкову»); «А порицание ограда От убивающия дар Надменной мысли совершенства» ( «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину»); «Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас» ( «Невыразимое »).

«Поэзия души и сердца», так свойственная создателю баллад «Людмила » и «Светлана », потребовала упорной работы и над стихом. Тредиаковский и Ломоносов, реформируя стих, создали силлабо-тоническую систему. Последующие поэты XVIII века раскрыли ее богатейшие версификационные возможности. Но Жуковский, один из немногих, воплотил эти возможности в блестящей художественной форме, придавая своим стихам все большую мелодичность. Классицистскому однообразию поэт с исключительной яркостью, до него почти никем не достигаемой, противопоставил метроритмическое разнообразие. Жуковский пишет стихи ямбами: четырехстопными ( «Пери и ангел»), пятистопными без рифмы со свободной цезурой ( «Тленность »), шестистопными ( «К человеку»), смешанными ( «Алина и Альсим»), вольными ( «Сон могольца»). Поэт пользуется хореями различной длины ( «Розы расцветают», «Пловец », «Кассандра »), амфибрахиями ( «Моя богиня», «Эолова арфа», «Море »), анапестами ( «Замок Смальгольм»), дактилями ( «Суд божий над епископом», «Рыцарь Роллон»).

Автор «Светланы » применяет хореи с дактилическими окончаниями через строку, уничтожавшими их монотонность ( «Отымает наши радости»). Поэт виртуозно обогащает стих при помощи сложной системы пропусков ударений и сверхсхемных ударений.

Впервые в балладе «Суд божий над епископом» Жуковским введен дактиль со смежной рифмовкой на две рифмы в четырехстрочной строфе, с усечением на один слог в первой и на два слога во второй паре. Впоследствии Некрасов применил подобную стиховую форму в «Несжатой полосе». Форма исповеди и сплошные мужские рифмы перевода «Шильонского узника» Байрона, несомненно, проложили дорогу для «Мцыри » Лермонтова. Указывая на колоссальную силу этих стихов, Белинский сравнивает их с «ударами меча, поражающего свою жертву».

Жуковский ввел и так называемый сказочный гекзаметр, приобретающий элементы сказовости, разговорности ( «Красный карбункул»; «Война мышей и лягушек» и др.).

Пользуясь самой разнообразной строфикой, обогащая ее, Жуковский впервые ввел в русскую поэзию четырнадцатистрочную строфу ( «Светлана »). Он применил также до него редко использованную октаву (посвящение к «Двенадцати спящим девам», «Цвет завета», «На кончину королевы Виртембергской»). Новаторские приемы поэта использовались в дальнейшем Батюшковым, Пушкиным, Рылеевым, Баратынским, Тютчевым, Лермонтовым, Кольцовым и другими поэтами. «Краса певцов» — так назвал Жуковского в 1812 году Батюшков ( «К Жуковскому»), а в 1817 году в письме к Н. И. Гнедичу он же подтвердил: «Он у нас великан посреди пигмеев».

Поэзия Жуковского составила целый период не только в литературе, но, по свидетельству Белинского, и в «нравственном развитии нашего общества».

Переводческая деятельность поэта, расширявшая литературный и культурный горизонт его соотечественников, вызывает благоговейное восхищение и горячую признательность всех последующих поколений.

Источник

художественный мир жуковского

И из всех русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал и знал их.
В 1817г. он был приглашен в царскую семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее-его детей.

Но все же главной заслугой Василия Андреевича Жуковского была его поэзия, наполненная загадочностью и мелодичностью. У него было собственное понимание окружающего мира, и, конечно, это отражалось в его стихах. Он внимательно наблюдал за жизнью природы, старался показать читателю ее подлинную красоту.

И из всех русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал и знал их.
В 1817г. он был приглашен в царскую семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее-его детей.

Будучи тесно связанным с детьми и занимаясь их воспитанием, В. А. Жуковский не мог не задуматься над вопросами детской литературы. Большое внимание обращал Жуковский на содержание книг для детского чтения и считал, что они должны заставлять ребенка думать. Язык детских книг, по его мнению, должен быть простым, ясным и понятным, но немногословным.

Детская книга, по мнению Жуковского, должна оказывать влияние на нравственное воспитание, развивать фантазию, для чего он рекомендовал сказки. Литература для детей, по словам Жуковского, должна быть «занятием чисто приятным и образовательным». Иначе говоря, только по-настоящему художественное произведение может воспитывать. Специально для детей В. А. Жуковский написал более 20 произведений. Основное место среди них занимают стихотворные сказки, созданные на народные сюжеты [81, С. 119].

Сказки В. А. Жуковского до сих пор не утратили своего эстетического значения и по-прежнему увлекают юных читателей. В основу «Сказки об Иване-царевиче и Сером волке» положена русская народная «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Однако поэт мало придерживался источника. В результате сказка стала несколько растянутой, так как поэт добавлял новые эпизоды и выбрасывал важнейшие куски из оригинала. Сказка Жуковского издается и до сих пор, так как она чарует детей фантастикой, восхищает подвигами благородных и смелых людей, поэтическими картинами, блестящим литературным языком. Жуковский старается приблизить сказку к юным читателям, сделать героев приятными и привлекательными.

Источник

Романтизм Жуковского

Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе. Смотреть фото Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе. Смотреть картинку Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе. Картинка про Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе. Фото Чем было обусловлено обращение жуковского к западной литературе

Романтизм Жуковского

Романтизм — литературное направление, появив­шееся в Западной Европе в конце 18 века как резуль­тат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворенность результатами Великой французской революции послужили причиной его возникновения. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.

В России романтизм появился после Отечествен­ной войны 1812 года как результат начала реакции, отказа Александра I от продолжения либеральной по­литики. Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы сто­ит личность, основной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный харак­тер, на голову выше окружающих. Романтический ге­рой противопоставляет себя окружающему миру.

Романтики большое внимание уделяли теме приро­ды — бурной стихии, широко использовали символи­ку. В этом направлении отсутствует эволюция харак­теров, так как обстоятельства не влияют на личность.

Яркими представителями романтизма в России яв­ляются поэты: Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев, Рылеев, Кюхельбе­кер, Одоевский, а также Пушкин в определенную эпо­ху своего творчества.

Романтизм — особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века.

Признаки романтизма:

– Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

– Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

– Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

– Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».

– Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.

– В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров – песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, элегий, исторических романов.

Обратимся к особенностям романтизма в лирике Василия Андреевича Жуковского.

ГЛАВА 2. Романтизм в творчестве В.А.жуковского

В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями. Так, на вопрос, считать ли Жуковского романтиком, или его творчество принадлежит эпохе сентиментализма, разные исследователи отвечают по-разному. Г.А.Гуковский считал, что тот сентиментализм, из которого «вышел» Жуковский, сентиментализм «карамзинского толка», уже был ранним этапом романтизма. А.Н.Веселовский видит роль Жуковского во внесении в поэтическую систему сентиментализма отдельных романтических элементов и отводит ему место в преддверии русского романтизма. Но как бы ни решался этот вопрос, имя Жуковского тесно связано с эпохой романтизма. Будучи членом Дружеского литературного общества и сотрудничая в журнале «Вестник Европы», Жуковский играл значительную роль в утверждении романтических идей и представлений.

Именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков – баллада. По мнению В.Г.Белинского, она позволила поэту привнести в русскую словесность «откровение тайн романтизма». Жанр литературной баллады возникает во второй половине 18 в. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам. После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты – А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль, Русалка), А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др. Другой жанр, прочно утвердившийся в русской литературе благодаря творчеству Жуковского, – элегия. Романтическим манифестом поэта можно считать стихотворение Невыразимое (1819). Жанр этого стихотворения – отрывок – подчеркивает неразрешимость вечного вопроса: Что наш язык земной пред дивною природой?

Бесспорно, что Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России; этап, который был назван предромантическим. Субъективизм и стремление преодолеть рационализм – общее для предромантизма и романтизма. Но у Жуковского с его религиозно-просветительскими идеалами нет, как и у предромантиков, ни крайнего индивидуализма, ни полного разрыва с рационализмом.

Романтизм – это не только особый метод изображения, но и система художественных воззрений на жизнь, общество, человека. Для романтизма характерен устойчивый комплекс понятий и представлений, который формирует романтические сюжеты, своеобразные романтико-лирические композиции, определяет свойства романтического героя. Этот комплекс романтических понятий, представлений в творчестве Жуковского находит постепенно все более полное выражение.

Одна из самых распространенных в поэзии Жуковского тем – тема трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире. Поэт восклицает: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…», «Я бурный мир сей презираю…» («Стихи…», 1803 г.); «…ах, жизнь тому ужасна, кто во глубь ее проник…» («Кассандра», 1809 г.); «…отымает наши радости без замены хладный свет, вдохновенье пылкой младости гаснет с чувством жертвой лет…» («Песня», 1820 г.). Эти мотивы у Жуковского звучат постоянно в стихотворениях разных жанров и разных лет.

У романтизма Жуковского – как и у большинства других романтиков – не случайные, а сквозные и устойчивые поэтические идеи и мотивы. Таким сквозным, постоянным и устойчивым мотивом и был для Жуковского мотив трагедийности жизни. В. Г. Белинский писал: «…не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь…скорбь и страдания составляют душу поэзии Жуковского». Задавая себе вопрос, что такое романтизм Жуковского, Белинский отвечал на него так: «Это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое бог знает в чем состояло…» О том, что отмеченные Белинским мотивы были существенно важными для Жуковского, говорят названия многих его стихотворений. В этих названиях дается с самого начала как бы заявка на романтизм: «Желание» (1810 г.), «Мечты» (1810 г.), «Мечта» (1818 г.), «Тоска» (1827 г.), «Стремление» (1827г.)

«Счастье в нас самих» – это излюбленная положительная идея Жуковского и в значительной мере именно на ней строится одно из известнейших произведений его – стихотворение «Теон и Эсхин». Белинский относил эту пьесу, наряду с «Узником», к наиболее романтическим созданиям Жуковского. «На это стихотворение, – писал он, – можно смотреть, как на программу всей поэзии Жуковского».

За счастьем не нужно ходить далеко, оно в самом человеке – такова основная мысль стихотворения «Теон и Эсхин». И это программная и романтическая мысль, в ней выражена самая заповедная вера романтического поэта Жуковского.

Положительные начала в поэзии Жуковского в значительной мере связаны с такими характерными вообще для романтиков темами, как темы поэта и поэзии. Темы эти в их романтическом преломлении близки друг другу, внутренне соотнесены между собой.

Дружба, которую воспевают романтические поэты, в том числе и Жуковский – это дружба людей, одинаково мыслящих и одинаково чувствующих, равно присягнувших единой поэтической вере. Жуковский не только романтик, а первооткрыватель романтизма в русской литературе.

В поэзии Жуковского четко прослеживается связь с песенной традицией Средневековья: баллады русского романтика мелодичны и музыкальны. Творчество Жуковского также тесно связано с творчеством европейских романтиков: большинство сюжетов заимствовано из произведений Ф. Шиллера, И. В. Гете и других известных авторов. Однако вольный перевод или переработка какого-либо произведения Жуковским привносили в баллады индивидуальное восприятие и переживания русского поэта, подчас раскрывая новые стороны того или иного сюжета.

Тема столкновения человека с таинственными стихийными существами — русалками, ундинами, Лесным царем — не раз звучит в балладах Жуковского. Подобные мотивы были распространены в легендах Средневековья, в которых многие поэты-романтики черпали вдохновение.

В произведениях Жуковского присутствуют мотивы, характерные для романтизма: действие разворачивается на живописном фоне природы, в событиях принимают участие таинственные существа, кроме того, балладам присущ особый мрачный колорит, который также является следованием романтическим традициям.

Сюжет одной из своих наиболее известных баллад — «Светлана» — Жуковский также позаимствовал у европейских авторов, обратившихся к древним преданиям. Однако для этой баллады характерен ярко выраженный русский колорит: поэт описывает обряды святочного гадания, которые еще и в его время сохранялись в деревнях:

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

В балладе нашел отражение мотив встречи с женихом-мертвецом, который использовали многие писатели-романтики. Этот мотив заимствован из средневековых легенд; но в балладе «Светлана» он обретает иное звучание. Оказывается, это всего лишь сон: на самом деле жених Светланы жив и невредим. Главная идея автора заключается в том, что девушка без ропота на судьбу перенесла разлуку с любимым, и за это Бог наградил ее.

Стремление к таинственному, неизведанному, чудесному присуще лирике Жуковского-романтика, проявилось это и в балладах, и в элегиях.

Рассмотрим черты романтического направления в элегии В.А.Жуковского «Море».

ГЛАВА 3. Элегия «Море» как образец романтического произведения

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Познакомимся подробнее с элегией «Море» и найдём черты романтизма в этом произведении.

«Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу – одна из черт романтизма.

В элегии Жуковского море наделено человеческими чертами: оно живо, дышит, наполнено тревожною думой. Небо – это образ светлого, гармоничного мира. Море и небо духовно близки: когда небо чисто, тогда и море чисто, когда по небу бегут тучи, желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идёт в бой.

Изображая морскую стихию, Жуковский прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря скрыта «глубокая тайна», оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле, оно подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить ему даёт далёкое, светлое небо. Море, как и человек, стремится к высокому, прекрасному, но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни-страстями. В этом проявляется ещё одна черта романтизма – неприятие прозаичности жизни, выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы.

Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Стремление к идеалу, к совершенству свойственно поэзии романтиков.

Жуковский первым в русской поэзии сумел раскрыть тонкости внутреннего мира человека, глубину его эмоциональных переживаний, сложность чувств и настроений. Новаторство Жуковского проявилось в изображении романтического образа природы, который отражает движения души, её тонкую внутреннюю организацию.

В элегии «Море» присутствуют черты, свойственные романтизму: неудовлетворенность действительностью, стремление к мечте и идеалу, близость героя и автора.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора-олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…».

Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни. Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической. Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»).
Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…»

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, свойственными поэтам-романтикам.

Заключение

Почти два десятилетия XIX века Жуковский определял развитие русской поэзии, возглавляя ведущее направление этого времени – романтизм.

Излюбленными жанрами его поэзии стали баллада и элегия.

Все черты романтической поэзии: стремление к идеалу, двоемирие, внимание к внутреннему миру человека – находят своё отражение в лирике В.А.Жуковского.

Элегия «Море» стала воплощением особенностей романтической поэзии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *