Чем было связано иное восприятие времени история 9 класс
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 7 Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.
Стр. 58. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, какие особенности были характерны для сознания человека в Средние века и раннее Новое время?
Сознание человека в Средние века было религиозным. В раннее Новое время сознание человека стало меняться в условиях зарождения капиталистического общества. Дух предпринимательства стал захватывать сознание всех слоев общества, что создавало предпосылки для будущих перемен в сознании людей в XIX в.
Стр. 67. Вопросы в конце параграфа
1. С чем связано улучшение питания в XIX – начале XX в.?
Прежде всего это оказалось возможным потому, что постепенно росли реальные доходы населения, а благодаря научному и техническому прогрессу улучшилось предложение пищевых продуктов. Развитие транспорта и пищевой промышленности удешевило снабжение населения продуктами питания. Широкое применение с 1880-х гг. пастеризации молока позволило снабжать им население больших городов. Распространение промышленных холодильников и применение транспорта сделали рыбу доступной и для жителей неприбрежных территорий, а также изменили ситуацию со снабжением мясом. Изобретение в 1870 г. маргарина качественно улучшило снабжение жирами небогатых слоев населения.
2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась всё более похожей?
В связи с потеплением климата происходил переход от шерстяных к более легким тканям, а именно к хлопковым. Благодаря их фабричному производству они стоили дешево и были доступны практически всем. В мужской моде тон стали задавать представители буржуазии. Возросшая простота и функциональность мужской одежды сделали ее приемлемой для самых разных слоев населения. Та же тенденция к демократизации в женской одежде отразилась с запозданием.
3. Какие новые бытовые приборы, средства транспорта и связи появились в это время?
Утюг, пылесос, стиральная и посудомоечная машины, холодильник и кухонная плита, электрическая лампочка, телеграф, телефон, часы, трамвай, автомобиль, самолёт.
4. Какие возникли новые формы проведения досуга?
Кинематограф, спорт (футбол, скачки, гимнастика, Олимпийские игры Нового времени), туризм.
5. С чем было связано иное восприятие времени?
Главной причиной изменившегося восприятия пространства стала «транспортная революция», сделавшая далекое близким. Не менее важным было и духовное освоение пространства. Технический прогресс привел к отступление сумерек. Искусственное освещение изменило традиционное восприятие сменяемости времени суток и способствовало большому разнообразию форм досуга. Изменилась и точность времени благодаря появлению часов. Произошла унификация времени, движущей силой которой было развитие железнодорожного транспорта. В целом главные изменения в восприятии времени определяла его связь с трудом. Наемный труд в XIX в. привел к отчетливому разделению часов труда и часов отдыха, к появлению досуга в собственном смысле этого слова.
Стр. 67. Подумайте
1. Как улучшение питания сказалось на демографии, экономике и политике? Свой ответ поясните.
Улучшение питания привело к тому, что к концу XIX в. в странах Запада практически исчезла проблема голода. Это способствовало снижению смертности среди населения. Улучшение качества питания, расширение рациона привело к повышению продолжительности жизни, что улучшило демографическую обстановку. Улучшение предложения пищевых продуктов позволило создать массовый рынок, а также увеличило спрос на продукцию. Это, в свою очередь, стало стимулом для развития экономики. Увеличение количества населения, повышение средней продолжительности жизни и уход проблемы массового голода отбросил многие присущие предыдущей стадии развития общества проблемы, и позволил расширить политические требования среди населения.
2. Можно ли назвать демократизацию общей чертой описанных в параграфе изменений?
Да, абсолютно все процессы связаны с демократизацией. В питании происходит уменьшение различий низов и верхов. Представители разных слоев населения начинали носить все более похожую одежду. Начинает складываться массовый рынок, многим слоям населения стали доступны прежде недоступными товары или продукты. Развивается пассажирский транспорт, что позволило быстро перемещаться всем слоям населения. Формируется массовая культура, которая также была доступна различным слоям населения.
3. Сравните «высокую» и «массовую» культуру. Сформулируйте основные различия.
Массовая культура предлагала своим потребителям доступную стандартизированную продукцию, часто крайне примитивного уровня. «Высокая» культура имела больше индивидуальное выражение, при этом выполнялась на высоком уровне. Массовая культура была доступна и понятна широким слоям населения, тогда как «высокая» культура была доступна ограниченному количеству представителей общества и являлось понятной лишь для высокообразованной публики.
4. Подумайте о сочетании индивидуализма и коллективизма в поведении человека. Каким оно было в Средние века и раннее Новое время? Каким оно является сейчас?
Ориентиром для людей Нового времени стало желание «быть как все», не выделяться из общей массы, поступать как другие. При этом активно развивался индивидуализм, то есть проявления интересов личности. В Средние века и раннее Новое время был силен коллективизм, индивидуализм являлся больше исключением из правил. Однако индивидуалы зачастую выводились из общего коллектива, так как становились чуждыми общим принципам.
В наше время человек не может существовать без коллектива, но индивидуализм стал яркой особенностью людей. Во многом индивидуализм стал объединяющим фактором для формирования коллективизма.
Стр. 68. Вопросы к документу
1. О каких процессах говорится в приведённом отрывке и каковы их причины? Каково отношение автора к этим процессам?
В приведенном отрывке говорится о стандартизации жизни человека. Изменения в питании, одежде, образе жизни, проведении досуга и прочее привели к формированию коллективного сознания, одним из главных ориентиров которого стало «быть как все». Автор негативно оценивается эти процессы, так как жизнь людей стала «подобием прошлого года и будущего».
2. Как приведённое высказывание соотносится с теми изменениями в мировосприятии и поведении человека, о которых говорилось в тексте параграфа?
Это соотносится с формированием общего коллективного сознания на фоне развития индивидуализма и демократизации, о чем говорилось в тексте параграфа.
Вопросы по истории 9 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 7
Вспомните, какие особенности были характерны для сознания человека в Средние века и раннее Новое время?
В античности человек понимался как творение богов, но в то же время равный богам. В греческой и римской мифологии боги имеют человеческие черты. Человек считался прекрасным существом, которое должно быть гармонично развитым. В средневековье человек понимался как греховное существо, раб божий. Он должен был, в первую очередь, стремиться к спасению души. В Новое время возвращается античное восприятие человека. Человек воспринимается как вершина природы, его права и интересы ставятся во главе.
Прежде всего это оказалось возможным потому, что постепенно росли реальные доходы населения, а благодаря научному и техническому прогрессу улучшилось предложение пищевых продуктов. Развитие транспорта и пищевой промышленности удешевило снабжение населения продуктами питания.
2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась всё более похожей?
Еще одна причина заключается в том, что люди пытаются следовать моде. Когда они видели одежду человека высшего сословия, большинство молодых людей делали все возможное (как и сегодня), чтобы получить такой же наряд. Поэтому все стали одеваться одинаково.
Так что мы можем выделить, как минимум, три причины: попытка бедных быть похожими на богатых, изменение климата на более теплый, механизация производства одежды и ее удешевление.
3. Какие новые бытовые приборы, средства транспорта и связи появились в это время?
Действительно, вторая половина 19 века ознаменовала собой революцию в средствах связи. А уже в конце века главные города всего мира были связаны телеграфной связью. Тогда же появился кинематограф, без которого мы сегодня не представляем вечер с семьей.
Практически все устройства и приборы, которые окружают нас по сей день, были изобретены в 19 веке: это и мелкие бытовые устройства (утюг, пылесос), и более важные по значимости (электрическая лампочка). Век был столетием открытий и изобретений.
Перечислять можно бесконечно, но вывод один: 19 век являлся расцветом изобретательской деятельности, которая, в свою очередь, стала фундаментом для создания многих устройств, которые обеспечивают человечеству комфорт и значительно упрощают жизнь.
4. Какие возникли новые формы проведения досуга?
5. С чем было связано иное восприятие времени?
В начале 18 в не было чёткого восприятие времени, люди работали с утра до ночи, у них не было чёткого разделения между часами труда и досуга. Уже в середине 18 появились керосиновые лампы на улицах городов, которые изменили традиционное восприятие смены времени суток. У людей появилось большое разнообразие форм досуга. В конце 18 начинают производить карманные часы, которые навсегда изменили ритм и восприятие времени человека.
1 Как улучшение питания сказалось на демографии, экономике и политике? Свой ответ поясните.
2. Можно ли назвать демократизацию общей чертой описанных в параграфе изменений?
3. Сравните «высокую» и «массовую» культуру. Сформулируйте основные различия.
• Массовая культура лишена смысла в отличие от высокой культуры, которая обычно имеет глубокий смысл и направлена на то, чтобы люди задумались над поставленным вопросом
• Массовая культура не требует специальных знаний и образования для того, чтобы ей наслаждаться, а вот высокая культура требует этого
• Массовая культура имеет максимально упрощенные формы и существует для всех, а высокая культура имеет сложные формы и доступна для понимания ограниченного количества людей
• Массовая культура имеет преимущественно коммерческий характер, а высокая культура несет скорее смысл, чем создается для высоких продаж
4. Подумайте о сочетании индивидуализма и коллективизма в поведении человека. Каким оно было в Средние века и раннее
1. О каких процессах говорится в приведённом отрывке и каковы их причины? Каково отношение автора к этим процессам?
2. Как приведённое высказывание соотносится с теми изменениями в мировосприятии и поведении человека, о которых говорилось в тексте параграфа?
Вопросы и задания к главе I
1. Какие последствия промышленной революции кажутся вам наиболее важными и почему?
Промышленная революция (иначе промышленный переворот) – это термин, обозначающий перевод производства с ручного труда на труд машинный. Первой державой, в которой завершился этот процесс, стала Великобритания. Главным итогом промышленной революции было возникновение нового общественно-политического строя – капиталистического. Промышленная революция способствовала модернизации процессов производства, введению в оборот машин, что значительно облегчало труд простых рабочих на заводах и фабриках, значительно повышало уровень производительности труда. В «эпоху пара и железа» был сделан ряд крупнейших научно-технических открытий (электричество, теплоход и т.д.). Главным социальным итогом данного процесса стало формирование двух совершенно новых классов – пролетариата и буржуазии.
2. Сравните общество раннего Нового времени и XIX в. Выделите черты сходства и различия.
3. Проведите сравнительный анализ национальной идеологии и других типов идеологий (либерального, консервативного, социалистического, анархического).
Национальная идеология – понятие само по себе не постоянное, так как идеология – это практически тоже самое, что и мировоззрение. Национальная идеология состоит из целей и задач по стратегии выживания и развития, направленных на будущее процветание нации. Идеология – это совокупность идей и потребностей, объединяющих нацию. Исходя из этого можно условно выделить такие типы идеологий: либерализм, консерватизм, социализм, анархизм.
Основное определение идеологии звучит как совокупность определенных взглядов, которые выражают интересы определенной социальной группы, и на основе которых осознаются отношения людей, оценивается их отношение к социальной действительности, признаются установленные формы государства и так далее.
Либеральная идеология сформировалась в 17 веке. Возникла вследствие буржуазных революций, борьбы с феодализмом. «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.) и конституция Франции (1791г.) – первые своды законов и принципы либеральной идеологии. В основе этой идеологии лежит индивидуализм, а государственные и общественные потребности отходят на второй план, то есть, главным является экономическая свобода, осуществление предпринимательской деятельности.
Консервативная идеология зародилась в конце 18 – начале 20 веков как клерикально-феодальная реакция на революцию во Франции. Сначала данная идеология была противовесом либеральной идеологии и носила антибуржуазный характер. Основные понятия консервативной идеологии описали Эдмунд Бёрк (1729-1797гг.) и Жозеф де Местр (1753-1821гг.). Основные ценности данной идеологии:
• несмотря на перемены, незыблемость божьих законов, сохранение традиций;
• иерархия в обществе истекает из врожденного неравенства людей;
• человеческая природа грешна и несовершенна;
• возможности разума ограничены;
• в семье, религии и сословных разграничениях должны сохранятся консервативные ценности;
• любые реформы, преобразования, нововведения в обществе негативно влияют на его развитие.
В современном понимании консерватизм эволюционировал и смог внедрить в себя ценности буржуазного общества, такие как индивидуализм, конкуренция, свобода рыночных отношений, частная собственность и др.
Социалистическая идея впервые описана в эпоху Возрождения (16 век) Т. Мором в работе «Утопия» и Т. Кампанеллой в работе «Город Солнца». Социализм базируется на социальном равенстве и справедливости, исключает частную собственность и индивидуальность. Однако, только в первой половине 19 в. французские и английские философы раскритиковали капитализм, защищая интересы рабочих и вывели теорию социального равенства. Развитие этой идеологии во второй половине 19в принадлежит общественно-политическим деятелям и философам К. Марксу (1818-1883гг.) и Ф. Энгельсу (1820-1895гг.) Их творение, называющееся «марксизмом» было взято за основу идеологии пролетариата. Основные принципы социалистической идеологии:
• революция как высшая форма классовой борьбы и социализм – первая ступень коммунизма;
• ликвидация частной собственности;
• общественная собственность на орудия и средства производства;
• рабочий класс и партия — управляют обществом;
• плюрализм в политике отсутствует;
• принцип «от каждого по способности – каждому по труду.
В начале 20в. социализм разделился на социал – демократизм и ленинизм.
Основные принципы анархизма:
• полное отрицание политической власти;
• отрицание любого принуждения;
• свобода любых ассоциаций;
4. Какие изменения в пауке и образовании вы считаете самыми существенными?
Произошло три важных изменения. Во-первых, наука стала более профессиональной. Во-вторых, начался процесс её дифференциации т,е, чёткое выделение отдельных наук и отраслей внутри их. В-третьих, наука всё более становилась тесно связанной с производством.
В конце XIX в. культура также приобрела массовый характер. Её отличительными чертами были простота, широта распространения и связь с коммерческой выгодой. В то же время своего расцвета достигает высокая культура, требовавшая иного уровня, духовного развития и заставлявшая думать. Именно в ней происходила быстрая смена художественных эпох.
5. Какое из художественных направлений в искусстве XIX — начала XX в. вам наиболее близко? Можете ли вы объяснить, почему?
ИМПЕССИОНИЗМ прочно завоевал мою симпатию на всю жизнь. Мне близко и понятно стремление художников-импрессионистов передать настроение. И, в тот момент, когда моё настроение находит созвучие в настроении художника, происходит необъяснимое духовное слияние. Художник позволил мне взглянуть на мир его глазами, но это и мой взгляд.
Я могу восхищаться работами художников других направлений, могу оценить их мастерство в работе со свето-тенью, их кропотливость в тщательной передаче деталей, но это будет восхищение ума, но не души.
Сознательно не перечисляю любимых художников-импрессионистов из опасения, что в спешке кого-то не назову и, тем самым, совершу маленькое предательство.
Творческие работы и проекты
1. Используя материал главы и дополнительную информацию, подготовьте проект «Достижения XIX в. в истории человечества». Если бы вы могли, что бы вы взяли из прошлого в наши дни?
2. Подготовьте проект «Символы нации». Выясните, когда они появились и как в них отражаются особенности каждого из национальных характеров. Сделайте презентацию на эту тему. 3. Подготовьте проект «Культура без границ». В нём расскажите о взаимовлияниях культуры европейских стран и России, ориентируясь
Как проходил процесс модернизации в ведущих европейских странах и США? Определите общие черты и особенности модернизации в каждой стране.
10 примеров искажённого восприятия времени, которые случаются с каждым из нас
Ты редко оцениваешь время объективно, и это играет с тобой злую шутку. Имея возможность отстранённо посмотреть на свои жизненные ситуации, со знанием, как работает твой мозг и как обстоят дела на самом деле, ты получаешь весомое преимущество, которое даст объяснение странным вещам, случившимся с тобой, и не раз поможет тебе в будущем. Мы собрали несколько примеров искажённого восприятия времени, которые случаются с каждым.
1. Каждый воспринимает время по-разному
Ты наверняка замечал, насколько по-разному люди воспринимают течение времени. Десять минут, потраченные на неинтересную беседу, будут ощущаться тобой как потерянные полчаса, в то время как для твоего собеседника, которому нравится с тобой общаться, пройдёт всего лишь пара минут. Для человека, которому интересен урок, время летит, а для того, кто терпеть не может этот предмет, напротив, тянется невыносимо долго.
В процессе восприятия времени участвует не только человеческий мозг, но и другие органы чувств, которые заставляют тебя делать вывод о том, сколько длилось то или иное событие. Ты можешь оценивать один и тот же промежуток времени по-разному, в зависимости от того, каким было твоё самочувствие, был ли ты сосредоточен на чём-то или нет, испытывал ли ты сильные эмоции и т.д. Если состояния и внешние обстоятельства двух человек не совпадают, значит, с большей долей вероятности можно сказать, что их восприятие времени в данный момент разное.
2. С возрастом тебе кажется, что время течёт быстрее
Чем старше ты становишься, тем чаще замечаешь, что время будто бы течёт быстрее. Тебе начинает казаться, что в неделю, месяц или даже год теперь успевает вместиться гораздо меньше событий. В детстве летние каникулы ощущались тобой, как год без школы и ненавистных уроков, а теперь ты только лайкаешь мемы про упущенное лето и недоумеваешь, почему на календаре август, если ещё вчера было 1 июня.
Пока ты был ребёнком, ты не зацикливался на будущем или прошлом — ты просто жил в моменте, познавал мир, накапливал новые впечатления. Накопив яркие воспоминания, пережив период, насыщенный событиями, которые происходили с тобой впервые, ты начинаешь думать, что всё, что ты пережил, длилось с тобой гораздо дольше, чем есть на самом деле.
Когда ты стал взрослым, жизнь перешла в размеренный режим, ты стал относиться ко многим вещам, как к чему-то хорошо знакомому, тебя стало сложнее удивить. Поэтому твои серые будни сливаются друг с другом и превращаются в один очень длинный и неинтересный день. Отсутствие новых ярких впечатлений заставляет тебя чувствовать, будто время с возрастом бежит быстрее.
3. Во время сильного стресса время замедляется
Твоё восприятие времени зависит от того, в каком эмоциональном состоянии ты был в тот или иной момент. Например, когда ты испытываешь сильный стресс, время вокруг тебя будто бы замедляется. Тебе может показаться, что прошло несколько минут от экстремального события или травмирующего известия, хотя, на самом деле, это были считанные секунды.
Когда ты переживаешь эмоциональную ситуацию и вспоминаешь все её детали, всё то, что ты видел, слышал, думал и чувствовал, тебе кажется, что такой широкий спектр невозможно испытать за несколько секунд или минут. Ты привык, что в конкретный промежуток времени помещается определённое число воспоминаний, но в стрессовых ситуациях это не срабатывает. Поэтому у тебя и возникает когнитивный диссонанс. Каждая секунда кажется тебе не такой, как предыдущая, и время по твоим ощущениям сильно замедляется.
4. Каждый может видеть время в пространстве
Вспомни хотя бы период своего обучения в школе — каким ты тогда представлял время. Скорее всего, это был разворот твоего дневника, и это был самый первый пример того, как ты видел время. Конечно, взрослея, ты отказываешься от привычного тебе дневникового видения, и начинаешь воспринимать время как расписание пар в университете или рабочую неделю. Всякий раз, когда тебе нужно быстро сориентироваться в днях недели, ты представляешь свой собственный график времени.
5. Память часто вводит тебя в заблуждение, приближая или отдаляя события
Пытаясь вспомнить о каком-то событии и времени, когда оно произошло, ты нередко ошибался, приближая или отдаляя его. К примеру, тебе может казаться, что какое-то событие произошло с тобой совсем недавно, но на самом деле, с того момента прошло уже несколько месяцев, а то и лет.
Это явление называется телескопическим эффектом — ты приближаешь во времени эпизод из прошлого. Есть и обратный эффект — субъективное отдаление. Тебе кажется, что ты пережил какое-то событие очень давно, но в действительности оно случилось буквально несколько дней или недель назад.
6. Отпуск не совпадает по длительности и насыщенности
Ты всегда рассчитываешь, что отпуск будет долгим, но время бежит неумолимо быстро. И только в конце, перед самым возвращением на работу, оглядываясь назад и вспоминая все события и эмоции, которые ты пережил, ты начинаешь ощущать, будто бы с начала твоего отдыха прошло куда больше времени, чем на самом деле.
Это парадокс, который возникает из-за нашего умения рассматривать время с двух разных позиций — проспективной и ретроспективной. Проспективная позиция позволяет тебе оценивать промежуток времени с момента начала чего-то, а ретроспективная — по истечении срока. В первом случае за восприятие времени отвечают твои эмоции и внимание, а во втором — память.
Когда два этих значения совпадают — у тебя не возникает искажённого восприятия времени. Никаких значимых событий в твоей жизни не происходит, и ты живёшь, особенно не задумываясь о том, как проходят твои дни. Но стоит чему-то захватить твоё внимание, разбавить привычные скучные будни новыми яркими впечатлениями, и твоё субъективное восприятие перестанет совпадать с реальным.
7. После выходных возникает ощущение, что их и не было, а ты не успел отдохнуть
Ты с нетерпением ждёшь наступления выходных, чтобы отдохнуть от работы, но после их окончания у тебя остаётся впечатление, будто бы их и не было. Суббота и воскресенье сливаются воедино, и воспринимаются тобой как небольшой промежуток времени, в который ты не был занят решением важных дел. Это происходит потому, что ярким и интересным событиям на выходных ты предпочитаешь спокойный и расслабляющий отдых — просмотр сериалов, общение в социальных сетях, пролистывание мемов и т.д.
Такое времяпрепровождение за занятиями, которые не увлекают тебя и не захватывают твоё внимание полностью, оставляет впечатление, что выходные прошли незаметно. Отсутствие новых воспоминаний заставляет время идти быстрее, и создаёт ощущение, что ты вовсе не отдыхал.
8. Чем больше ты занят, тем сильнее тебе кажется, что времени не хватает
Когда ты отчаянно хватаешься за кучу дел, рассчитывая переделать их все за раз, ты сталкиваешься с проблемой нехватки времени. Чем больше ты оказываешься занят, тем меньше ты успеваешь. Многозадачность рассеивает твоё внимание и не позволяет одинаково быстро и качественно выполнять задачи, за которые ты берёшься. Если ты избавишься от привычки делать всё и сразу, ты удивишься, насколько быстрее ты будешь разбираться с насущными проблемами.
9. Время ускоряется, когда ты вовлечён в процесс
Если ты стоишь в очереди, и время тянется для тебя очень медленно, то на помощь может прийти вовлеченность. Стоит тебе заговорить с кем-либо, открыть игру на своём смартфоне, или начать обращать внимание на то, что тебя окружает — считать предметы определённого цвета, оценивать обстановку, рассматривать людей, и время начнёт идти быстрее. Твоё погружение в «здесь и сейчас» даёт тебе какой-то смысл, занимает твой мозг, вызывает в тебе интерес, а следовательно, лишает тебя скуки и помогает скоротать время.
10. Тебе всегда кажется, что ты выполнишь работу гораздо быстрее, чем это есть на самом деле
Ты испытываешь трудности при попытке правильно соотнести объём работы и количество времени, которое тебе нужно на её выполнение. При этом, если тебе нужно оценить время, которое понадобится кому-то другому для решения проблемы, ты почти всегда будешь оказываться прав. Это происходит из-за того, что тебе кажется, будто впереди у тебя будет ещё много времени, которым ты сможешь распорядиться как тебе угодно. На самом деле, ты редко справедливо оцениваешь свои силы, обращаешь должное внимание на детали, учитываешь возможность ошибки.