Чем было вспыхнувшее чувство для эраста
Презентация по литературе на тему «Сентиментализм. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
повесть
Н.М. Карамзина «Бедная лиза»
Описание слайда:
(от французского sentiment – чувство) – это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обострённо эмоциональным отношением к окружающему миру.
Описание слайда:
Нравственное равенство людей
Идеалы естественности и простоты
Идея органической связи с природой
Идеи сентиментализма
Описание слайда:
КЛАССИЦИЗМ
КУЛЬТ РАЗУМА
Чувства подчинены долгу. ДОЛГ выше чувств.
Воспитание человека-гражданина
Идеал – благо для Отечества.
Герой – гражданин и патриот
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
КУЛЬТ ЧУВСТВА
Жизнь подчинена ЧУВСТВАМ.
Воспитание души, чувствительности
Идеал –счастье в личной жизни
Герой – обычный человек
СРАВНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ 18 ВЕКА
Описание слайда:
Николай Михайлович Карамзин
Описание слайда:
Описание слайда:
В основе сюжета – любовь крестьянки лизы и дворянина эраста
Описание слайда:
Описание слайда:
Трудолюбивая
Добропорядочная
Честная
Любящая дочь
Естественная
Бескорыстная
Наивная
Скромная
Крестьянка лиза
Описание слайда:
Вполне умный
С добрым от природы сердцем
НО
Слабый
Ветреный
малодушный.
Дворянин эраст
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Как между героями зарождается
чувство любви?
Описание слайда:
Как развиваются любовные отношения лизы и эраста?
Описание слайда:
Для Лизы – искренняя любовь-дружба, которой она отдается, не думая ни о чем. Ее душа открыта естественным порывам чувств.
Для Эраста – пылкая любовь-страсть, слабая, непостоянная, эгоистичная.
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для Эраста?
Описание слайда:
Лиза уже не была в его глазах «ангелом непорочным», который восхищал его душу.
Почему любовь Эраста к Лизе стала угасать?
Описание слайда:
Предательство эраста. Гибель лизы.
Почему Эраст предал Лизу?
Перечитайте сцену последней встречи героев. Что чувствуют герои?
Как и почему возникает мотив денег?
Деньги – символ неискренности, продажности чувств
Описание слайда:
Как разрешается конфликт повести?
Почему Лиза приняла такое страшное решение?
Измена, предательство Эраста
Потеря смысла жизни
Описание слайда:
Почему любовь закончилась трагически?
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Описание слайда:
Какое значение имеет фраза «И крестьянки любить умеют»?
Описание слайда:
Является героем повести.
Задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ
Найдите в тексте открытое выражение отношения повествователя к героям повести.
Описание слайда:
Бедная
Живущая бедно
Несчастная
Смысл названия повести
Описание слайда:
Роль природы в повести
Описание слайда:
Домашнее задание
Письменно Сочинение-размышление (по типу 9.3 ОГЭ): «Что такое предательство? (с обязательным примером из повести «Бедная Лиза)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по литературе на тему «Г.Р. Державин (обзор)» (9 класс)
Урок литературы в 9-м классе по теме «Роль внутренней речи в раскрытии образа Печорина».
Рассказ «Встреча с Обломовым» Ершова ИН
Разработка урока по литературе на тему: » Слава науке.М.В. Ломоносов. Из «Оды день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Риторический вопрос.»
Рассказ «Мой ритуал» Ершова ИН
Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»»
Презентация «Богатыри Русской Земли»
Творческая работа «Задание по фотографии»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5360670 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока на тему «Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)
1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» .
2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм
1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.
-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы говорили на прошлом уроке? (в притче говорится о любви, в повести тоже)
— а о каком произведении идет речь?
— Вспомните, какие вопросы по повести «Бедная Лиза» мы с вами обсудили?
(Роль природы в повести, любовь между Эрастом и Лизой, разделили повесть на части и дали каждой название)
-Ребята, а давайте вспомним, к какому литературное направление относится произведение «Бедная Лиза»? ( сентиментализм )
Игра «Да-нет» ( на листах записать ответ, потом взаимопроверка)
-Сентиментализм – это литературное течение эпохи Просвещения? (да)
— Главное для сентиментализма разум человека? (нет, душа)
-Чувственность и способность к сопереживанию рассматриваются как главные достоинства человеческой личности? (да)
— Главные герои сентиментализма воины, монархи и мифические персонажи? (нет, это свойственно классицизму, а в сентиментализме люди, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян)
— Природа для сентиментализма идеальный мир? (да)
— Центральным сюжетом таких произведений чаще становились войны, сражения? (нет, трагическая история несчастной любви)
Слайд с ответами, дети меняются листами
Слайд Своей повестью Карамзин заявил всему миру: «И крестьянки любить умеют!»
Как вы понимаете смысл этой фразы?
— Это высказывание Николая Михайлович Карамзина подчеркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Тут же автор пишет про чувства обычной, крестьянской девушки.
Исходя из ваших размышлений, попытайтесь сформулировать цели урока.
Слайд (Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», Образ Лизы в повести)
— как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о любви Лизы к Эрасту)
6) (2мин)Работа над названием произведения.
— Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
-Почему произведение называется именно « Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная,то есть несчастная)
-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
— Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.
— Художник Кипренский Орест Адамович пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Кипренский изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок. Что за цветок мы видим в руке у Лизы? (ландыш)
— символом чего является этот цветок? (любви,)
— На прошлом уроке я просила вас посмотреть значение слова «ландыш». Кто хочет прочитать?
. –Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Так же эти цветы в произведении – символ ее весеннего расцвета, чистоты.
(12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .
(3 мин) – Давайте посмотрим на взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
— Для этого я предлагаю вам сделать мини-проекты. Вам предлагаю проанализировать образ Лизы, а вам – Эраста. Вам нужно с делать мини- презентацию: возможно, это будут высказывания – цитаты из произведения, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразите на ватмане. На столах есть ватман, фломастеры, журналы, картинки, которые, возможно, пригодятся вам для работы. Время работы 10 минут. Каждая группа получает инструкцию – схему. Не обязательно все ответы на вопросы изображать на своем проекте, что- то можно проговорить устно.
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
4. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
5. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
6. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
7. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
8. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Рассказать о губительной силе денег
Защита презентаций учащимися. (7 мин)
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
«Синквейн» (3 мин) Групповая работа.
Повесть «Бедная Лиза»
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Притча:Никто не достоин слёз
Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать». После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать».
«Соловьи монастырского ада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…»
(5 мин) Организация рефлексивного пространства.
Сегодня на уроке мне понравилось…………
На уроке мне не понравилось……..
На уроке мне было сложно…….
(2 мин) Дом задание: разного уровня
1.В каком году написано произведение?(1792)
2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).
8.А почему Лизе пришлось работать?
9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)
11.Что случилось с главной героиней?
12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Урок по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Выбранный для просмотра документ Тест Бедная Лиза.doc
Тест по «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина
Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста?
В каком городе Лиза встречает Эраста?
Что продает Лиза, когда впервые встречает Эраста?
К какому сословию принадлежит Лиза?
К какому сословию принадлежит Эраст?
На ком женится Эраст в конце повести?
2. На молодой аристократке
4. На французской актрисе
С кем живет бедная Лиза?
1. С отцом и матерью
3. С отцом с теткой
Куда уезжает Эраст от Лизы?
Какие изделия Лиза хорошо вяжет?
Правильные ответы на вопросы теста:
Выбранный для просмотра документ Урок Бедная Лиза.doc
ПОНЯТИЕ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ.
Н. М. КАРАМЗИН. «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Беседа по содержанию повести.
— Каков жанр произведения?
— От какого лица идет повествование?
— Какой мы видим героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
— Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?
— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
(Осуждая героя, автор оправдывает его несовершенством человеческой природы, мечтает о примирении Эраста и Лизы за гробом.)
— Как влияет пейзаж на эмоциональное состояние героев? Приведите пример.
В основе сюжета — трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином девушки из крестьянской семьи. Она трудолюбива, скромна, бескорыстна, бесхитростна, доверчива и самоотверженна. Эраст — не злой и коварный соблазнитель; он человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он читал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой
праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста, привыкшего к
«презрительному сладострастию», облагораживаюшее воздействие. Но хватило этого воздействия ненадолго, так как по самой своей природе Эраст не способен к сильному и глубокому чувству.
Рассказывая о последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста рублями, которые он кладет ей в карман, автор пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его, — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, и считая себя ее убийцей.
3. Сопоставление двух направлений в литературе. Введение понятия «сентиментализм».
— Отличается ли прочитанное произведение от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? Попытаемся найти эти отличия.
Произведения классицизма Произведения сентиментализма
(на примере повести Н. М. Карамзина)
Культ разума, долга Культ чувств
Сфера интересов: общественная жизнь
Частная жизнь, эмоциональная сфера
Строгое соблюдение определенных
литературных норм, правил
Нарушение литературных норм и правил в
изображении героев, речи персонажей.
Велика роль пейзажа. Элементы
Сам термин «сентиментализм» (от англ. sentimental — чувствительный, фр. sentiment —
чувство) указывает на то, что именно чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.
Основной идеал — мирная, идиллическая жизнь на лоне природе. Деревня (нравственная
чистота) противопоставляется городу (символ зла, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Пейзаж (речка, лужок) созвучен переживаниям героев.
Автор сочувствует героям, его задача — заставить и читателя переживать, сочувствовать, сострадать, вызвать у него слезы умиления.
Основная тематика : любовь.
Основные жанры: сентиментальная повесть, дневник путешественника; в лирике — идиллия, или пастораль: очень любили сентименталисты жанр письма (эпистолярный).
Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.
В основе эстетики: «подражание природе», идеализация патриархального быта.
Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»
(любимый роман Татьяны Лариной);
сентиментализма явилось увлечение масонством. Мистические идеи масонства, с деятелями
которого общался Карамзин в это время, остались ему чужды. Но он разделял интерес своих
друзей из круга масонов к проблемам этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному самосовершенствованию.
Основной эстетический пафос Карамзина выражает его статья «Что нужно автору?» (1793 г.). Объявляя здесь чувство главным двигателем творческого процесса, Карамзин заявляет, что
только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага», сочувствием
«всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся», дает писателю право браться за
перо. И памятуя, что в любом произведении писатель пишет, вольно или невольно, «портрет души и сердца своего», он должен, прежде всего, спросить себя «наедине, без свидетелей, искренно: каков я?». «Дурной человек не может быть хорошим автором».
Н. М. Карамзин. Бедная Лиза: краткое содержание и анализ
В 1792 году Николай Михайлович Карамзин написал повесть «Бедная Лиза», ставшую новым словом в русской литературе. Писатель отошел от строгой назидательности классицизма, читателю открылся мир чувств героев, которые вызывали сострадание.
Название: | Бедная Лиза |
Автор: | Николай Михайлович Карамзин 1766–1826 |
Год написания: | 1792 |
Год издания: | 1792 |
Жанр: | Повесть |
Направление: | Сентиментализм |
Время и место действия
Действие произведения происходит в 60-х годах XVIII века в Москве и ее окрестностях, на что указывают Симонов и Данилов монастыри и Воробьевы горы. В начале повествования — весна, судя по ландышам, которые продает героиня. В конце — начало осени.
Содержание повести очень коротко
Отец Лизы, «зажиточный поселянин», умер, когда ей было 15 лет. С этих пор девушка неустанно трудилась, зарабатывая на пропитание себе и матери. Однажды весенним днем она продавала ландыши и познакомилась с молодым красивым дворянином Эрастом. Между ними вспыхивает чувство. Эраст и Лиза проводят все вечера вместе. Поначалу Эраст готов был оставить свет ради Лизы, но когда она утратила невинность, интерес к ней был уже не тот.
Однажды он известил ее, что должен отправиться на войну, им придется разлучиться. Эраст уезжает. Месяца через два Лиза случайно увидела его в роскошной карете. Она узнала, что любимый Эраст помолвлен с другой. Герой проиграл в карты все свое состояние и, чтобы поправить дела, женится на богатой вдове. Лиза не в силах пережить измену — и бросилась в пруд, на берегу которого она была счастлива с Эрастом.
Герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их характеристика
Количество задействованных лиц в произведении ограничено. Главных героев двое — влюбленные Лиза и Эраст.
Бедная Лиза
Героиня понимает, что Эраст ей не пара и жениться на крестьянке он не может. Однако заверения любимого в его вечной преданности дают девушке надежду. Здравый смысл уступил место чувству: Лиза отказывается выйти замуж за богатого крестьянина, человека своего круга. Даже слезы и мольбы матери не поколебали ее решения.
Девушка полюбила впервые, эта любовь захватила ее всецело. Она живет и дышит Эрастом, поэтому предательство его стало для нее страшным ударом. Лизу поразил поступок любимого, когда он в утешение дал ей сто рублей. За кого принимал он ее? Что ей деньги, когда жизнь для Лизы обесценилась без Эраста.
Карамзин изобразил простолюдинку в ключе сентиментализма. Героиня слишком чувствительна. Речь тоже не характерна для крестьянки, так могла бы говорить городская мещанка, умеющая читать и писать. Лиза не умела ни того, ни другого.
Эраст
Герой даже мечтал жить с Лизой в каком-нибудь удаленном месте как брат и сестра. Но молодой человек не знал своего сердца. Сначала в отношениях влюбленных не было ничего плотского, и они были счастливы своей целомудренной любовью. Но потом наступил момент, когда Эраст не смог устоять. Дальнейшие отношения потеряли для него былую прелесть. Герой охладел к Лизе, стал появляться реже. Он не думал, что на нем лежит ответственность за девушку.
Эраст ушел на войну, но провел ее не на полях сражений, а за игрой в карты. Все свое имение герой проиграл. Чтобы исправить положение дел, он решил жениться на богатой вдове. Лизу при этом вспомнил и вздохнул. Встретив ее в городе, он, как принято было поступать с простолюдинками, дал денег за моральный ущерб.
В дворянской среде нередко случались у молодых людей «истории» с крестьянками, и значения этому не придавали. Так отнесся к своему любовному приключению и Эраст. Рассуждал и действовал, как принято: всучил сто рублей и успокоил совесть. Дворянин не подумал даже, какая трагедия происходит в душе крестьянской девушки.
Эраст человек слабый, легкомысленный, эгоистичный, но назвать его негодяем нельзя. Известие о судьбе Лизы поразило его, он глубоко раскаивался, считал себя убийцей.
Второстепенные герои
Мать Лизы — добрая и чувствительная женщина. Она непрестанно оплакивает покойного мужа, на что Карамзин заметил: «…и крестьянки любить умеют!». Единственная радость старушки после смерти любимого супруга — дочь. Мать Лизы до крайности наивна, не замечает очевидного — влюбленности дочери и доброго барина друг в друга. Гибель дочери стала еще одним ударом для женщины, и пережить его она не смогла.
Рассказчик — от его лица ведется повествование. Рассказчик был знаком с Эрастом, от него и узнал эту историю. Он сожалеет о судьбе Лизы, навещает ее могилу. Повествователь сердечный, чувствительный человек. Момент, когда Эраст отправил Лизу со двора, вызывает в нем бурю эмоций: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». И все же рассказчик не становится обвинителем, он сочувствует раскаянью героя.
Эпизодический персонаж
Анюта — соседская девушка 15 лет. Лиза называет ее подружкой. Анюта видела последние минуты жизни несчастной и гибель. Ей Лиза поручила передать деньги для матушки и просьбу о прощении.
Краткое содержание повести «Бедная Лиза»
Повествователь хорошо знал и любил окрестности Москвы, часто бродил в этих местах. Больше всего его привлекал холм с развалинами монастыря, по правую сторону которого раскинулась Москва, текла светлая река, за ней зеленела дубовая роща, красовался золотыми куполами Данилов монастырь. По левую сторону — хлебные поля с двумя-тремя деревеньками и село Коломенское.
У развалин Симонова монастыря рассказчик воображал монахов, некогда живших здесь, думал о их судьбах, рассматривал врата храма с изображением чудес. Но более всего вспоминал он о бедной Лизе.
Эта юная девушка жила вместе со своей старой матерью в бедной хижине недалеко от монастырских ворот. Отец Лизы умер, когда ей было 15 лет. Он был зажиточным крестьянином, жизнь вел трезвую, много работал. Без него Лиза с матерью не справлялись с хозяйством и быстро обеднели. За небольшую плату они сдали землю внаем.
Лиза тоже скучала по отцу, но старалась быть веселой ради своей родительницы. Заветной мечтой вдовы было выдать дочь за хорошего человека.
Прошло два года после смерти отца. Весенним днем Лиза отправилась продавать ландыши в Москву. На одной из улиц ей повстречался молодой барин. Он пожелал купить у нее букетик, но вместо пяти копеек предложил за него рубль. Во столько оценил он «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки». Лиза не польстилась на рубль и взяла за цветы положенную цену.
Молодой дворянин выказал желание всегда покупать у Лизы цветы, спросил, где ее дом. На другой день Лиза вновь пошла в Москву с цветами, целый день она ждала появления вчерашнего незнакомца и никому больше не хотела продавать цветы. В конце дня она выбросила их в реку. На следующий день вечером незнакомец пришел к дому Лизы.
Он представился Эрастом, был любезен с матерью девушки. Добрый барин пришелся по душе старушке. Эраст предложил матери, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, не ходила бы в город, он сам наведывался бы к ним. Мать Лизы с радостью согласилась на такое предложение. После его ухода мать говорила, как добр, как хорош Эраст, вот бы жених Лизы был таков. Но Лиза с горечью воскликнула, что это невозможно, ведь он барин.
Лиза с ее красотой и добродетелями произвела большое впечатление на Эраста. До сей поры ветреный молодой человек искал только развлечений и удовольствий, вел жизнь рассеянную, что ему наскучило. В девушке-поселянке, как ему казалось, он нашел «то, чего сердце его давно искало». И Эраст решил хотя бы на время оставить большой свет.
Лиза после прихода Эраста не могла спать ночью. Она встала на рассвете и пошла к реке, на которой поднимался туман. По берегу реки гнал стадо молодой пастух, и Лиза пригорюнилась, сожалея, что это не Эраст. Тогда не было бы между ними никаких препятствий.
Неожиданно она услышала плеск весел. К несказанной радости Лизы в лодке подплыл к берегу Эраст. Молодой человек подошел к ней, поцеловал и признался, что любит ее. Счастливые сидели они на траве, глядя друг другу в глаза, «и два часа казались им мигом». Эраст, однако, попросил Лизу ничего не сказывать матери о их любви, чтобы не вызвать дурных подозрений. Девушка согласилась с ним.
Каждый вечер, после того как мать Лизы ложилась спать, влюбленные встречались то на берегу реки, то в роще, но чаще всего под сенью столетних дубов на берегу пруда. Их радость была еще чиста, в объятиях не было ничего порочного. Эраст был в восхищении от своей пастушки Лизы. Все забавы большого света казались ему «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Сладострастие, которым герой когда-то упивался, теперь было ему отвратительно. Эраст собирался жить с Лизой по-братски и верил, что они будут счастливы.
Девушка настаивала, чтобы он заходил к ее матери, так как старушка искренне радовалась появлению доброго, прекрасного барина. Она рассказывала ему о минувшей молодости, о муже. Эраст покупал у нее рукоделье Лизы, а вдова никогда не брала переплаты.
Так прошло несколько недель, и однажды Лиза пришла на свидание расстроенной. Оказывается, ее сватали за сына богатого крестьянина. Девушка наотрез отказала, несмотря на слезы матушки. Эраст стал уверять любимую, что после смерти ее матери он возьмет ее к себе, и они будут жить где-нибудь в лесу, как в раю. На вздох девушки, что он не может быть мужем крестьянки, Эраст возразил: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».
Обнадеженная, она бросилась к нему — «и в сей час надлежало погибнуть непорочности!». Тотчас за этим событием разбушевалась гроза с дождем, будто природа стенала о грехопадении героини. Эраст простился с Лизой до завтра, уверяя ее в своей любви.
Свидания по вечерам продолжались, но Эраст больше не довольствовался невинными объятиями, Лиза перестала восхищать его непорочностью ангела. На смену платонической любви пришли чувства, которыми герой не мог гордиться. Они были ему знакомы. Лиза же, как агнец, повиновалась Эрасту во всем, полагая в его удовольствии свое счастье. Она видела, что любимый переменился, и боялась, что он разлюбит ее.
Однажды Эраст не появлялся пять дней. Когда он пришел наконец, то объявил Лизе, что ему необходимо ехать на войну. Того требуют долг и честь. Эраст простился с Лизиной матерью, которая сокрушалась о добром, пригожем барине, отправляющемся на войну. Вдова благословила Эраста с надеждой, что он вернется к свадьбе Лизы и будет крестным отцом ее детям.
Любовники расстались ранним утром, мир для Лизы померк, она плакала в лесу, скрывая свое горе от матери.
Прошло около двух месяцев. Лиза пошла в Москву за лекарством для матушки и на одной из улиц внезапно увидела Эраста в богатой карете. Лиза бросилась за ним. Карета завернула во двор. Когда Эраст вышел, то оказался в объятиях Лизы. Он испугался, провел ее в кабинет, где известил о своей помолвке с другой. Эраст сказал, что Лизу любит и теперь, то есть желает ей добра. С этими словами сунул ей сто рублей в карман и велел слуге проводить девушку со двора.
Герой не обманул Лизу, он, действительно, был в армии, но не в боях участвовал, а играл в карты, проигрыш его был велик — почти все имение. После заключения мира Эраст вернулся в Москву обремененный долгами. Чтобы поправить дела, он решает «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».
Оказавшись на улице, Лиза упала в обморок. Ей помогла прийти в чувство добрая женщина, шедшая мимо. Оглушенная горем девушка пошла, сама не зная куда. Ноги привели ее к старому пруду, где она провела с Эрастом много счастливых вечеров. Лиза осмотрелась кругом и увидела Анюту, соседскую девочку. Она попросила ее передать матушке деньги и бросилась в воду.
Лизина мать умерла тотчас после известия о страшной смерти дочери. С тех пор в опустевшей хижине воет ветер, наводя ужас на суеверных поселян. Эраст, узнав о гибели Лизы, был безутешен, почитал себя убийцей, и не было ему счастья.
За год до смерти Эраст познакомился с рассказчиком, поведал ему свою историю и привел на могилу бедной Лизы. «Теперь, может быть, они уже примирились!» — такими словами заканчивается повествование.
История создания повести
1789–1790 гг. — период путешествия по Европе в жизни Н. М. Карамзина. По возвращении на родину он написал «Письма русского путешественника», благодаря которым стал известен. Карамзин поселился в Москве, занялся писательским трудом и начал издавать «Московский журнал».
В 1972 году Николай Михайлович написал «Бедную Лизу», в этом же году состоялась публикация произведения в «Московском журнале». Идея создания повести возникла у писателя в результате изучения иностранной литературы. Как человек прогрессивный, он решил ввести в русскую литературу новый жанр. Впервые в отечественной литературе произведение заканчивалось гибелью героини, не было счастливого финала, и образы героев не были всецело положительными или отрицательными.
«Бедная Лиза» завоевала необычайную популярность в читательской среде.
Анализ произведения
Главная тема повести — любовь бедной крестьянки к богатому дворянину.
Идея произведения была новаторской в русской литературе: «…и крестьянки любить умеют», то есть представители низших сословий тоже способны к чувствам глубоким, и, быть может, более сильным, чем у иных дворян. Сословная принадлежность не принципиальна в сфере чувств, разума, человеческого достоинства. В крестьянской девушке Карамзин показал личность, по благородству натуры превосходящую дворянина.
Проблематика
В повести поставлены проблемы социального и психологического характера:
Взаимоотношения влюбленных в условиях социального неравенства
Любовь Лизы и Эраста не имела будущего, так как бросить вызов сословным предрассудкам общества и вступить в брак с крестьянкой способен далеко не каждый дворянин, уж никак не слабохарактерный Эраст.
Противопоставление сельской и городской жизни
Город несет в себе развитие, культуру, прогресс, и вместе с тем праздная жизнь богачей, жесткие, часто порочные, товарно-денежные отношения в во всех сферах жизни вносят в сознание и в души людей порчу. Эраст удалился от светского общества на время, когда любил Лизу, он понимал, что светские забавы пусты. Деревенская жизнь с ее трудом и близостью к природе помогает людям хранить душевную чистоту. Простыми, чистосердечными людьми были Лиза и ее матушка.
Проблема нравственности
Эраст до знакомства с Лизой был уже очень искушенным молодцом, светская жизнь с ее культом удовольствий развратила его. В таком нравственном состоянии любить по-настоящему он и хотел бы, да не мог. Пока он видел в Лизе идеал, иллюзия любви еще поддерживалась в нем. Как только идеальный образ померк, он охладел. Лиза, напротив, любит со всей силой и верностью благородной, чистой натуры.
Нравственное превосходство Лизы очевидно, если сравнить отношение героев к деньгам. Эраст ради решения материальных проблем готов на брак по расчету и отказывается от Лизы, подавив искренний вздох о ней. Не такова героиня: ни лишние деньги за работу, ни богатый жених не прельстили ее. Что уж говорить об оскорбительных ста рублях… Любовь для нее важнее всего.
Композиция
Построение сюжета традиционное:
Жанр и направление
Карамзин стал основоположником небольших по объему художественных произведений, одно из них — психологическая повесть «Бедная Лиза».
Повесть как жанр занимает промежуточное положение между романом и рассказом по объему, сюжет выстраивается в хронологической последовательности, воспроизводит естественное течение жизни.
Сосредоточенность автора на изображении душевных состояний героев дает право называть повесть психологической.
В противовес классицизму с его четкими правилами и рамками жанра для сентиментализма характерны чувственность, психологизм, простота изложения, приближенная к обыденной речи.
Заслуга Н. М. Карамзина в началах преобразования русского литературного языка, в приближении его к жизни. Он убрал из речи героев церковную лексику, излишнюю высокопарность, разговоры их становятся проще и понятнее. Упущение писателя в том, что речь дворянина и крестьянки не различается, хотя в жизни отличие было заметным.
Для раскрытия чувств, образов, передачи сентиментальности натуры героини писатель применяет разнообразные средства выразительности:
Язык повести задает особый ритм произведению, придает взволнованность повествованию, готовя читателя к трагической развязке.
Критика
Критические отзывы на повесть «Бедная Лиза» были разными. Некоторые современники не видели правдоподобности в характерах героев, но большинство восприняло новое в русской литературе психологическое произведение доброжелательно. Критики отмечали новаторство Карамзина. Оно было не только в чувствительности героев, но и в трагическом конце.
Литературовед В. В. Сиповский:
Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.
Советский литературовед Г. А. Гуковский предъявлял к Карамзину претензии в отсутствии антифеодальной мысли в повести, что было свойственно подобным европейским сюжетам. У Карамзина нет акцента на сословном неравенстве, писатель будто говорит, что и в крепостничестве можно чувствовать себя счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Карамзина и в самом деле не увлекала идея отмены крепостного права. Его прогрессивная мысль сводилась к ограничению самоуправства помещиков. Однако личное убеждение не умаляет заслугу писателя в призыве дворян к гуманности и отзывчивости.
Доктор филологических наук В. Н. Торопов считает повесть Карамзина корнем, из которого выросло «древо русской классической прозы»:
…«Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой, после освоения уроков карамзинской повести (и, конечно, не только ее), будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего, собственно, и начинается непрерывная линия большой русской прозы.
Экранизации
Первая экранизация повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» состоялась в 1967 году. Это был одноименный телеспектакль режиссера Натальи Бариновой. В ролях: Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1967 году на киностудии «Союзмультфильм» Ида Гаранина создала кукольный мультфильм «Бедная Лиза», в котором звучит музыка композитора Алексея Рыбникова. Фильм без слов, но проникновенный, передает атмосферу повести.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман снял фильм «Бедная Лиза» при участии актеров Ирины Купченко и Михаила Ульянова. Это драма с элементами мистики: бесплотный дух писателя следит за созданными им героями, их переживаниями.