Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав эраста
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Для Эраста это чувство было просто очередным интересом, спичкой.
Он просто встретил нечто новое для себя, увидел чистую и непорочную душу.
Таким образом его чувство было основано на любопытстве и желании испытать нечто такое, чего он никогда еще не ощущал за свою светскую жизнь.
Она увидела все в новых красках, любовь запела в ее совсем еще юной и глупой душе.
Она совсем не замечала реальных намерений, или же просто чувств Эраста как таковых.
Они оба ощутили сильную встряску, но, увы, Лиза наивно полагала, что это настоящая любовь и навечно, а Эраст был просто избалованным светским юношей, увидевшим новое для себя.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
(Бедная Лиза, Карамзин).
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза»?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза».
Помгите написать небольшое сочинение?
Помгите написать небольшое сочинение.
Тогда почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?
Были ли искренними чувства эраста к лизе?
Были ли искренними чувства эраста к лизе.
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза)?
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза).
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ?
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ.
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза?
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Сочинение по картине К. Юона Конец зимы. Полдень.
Бедная Лиза Н.М.Карамзин
Анализ повести
Подготовка к сочинению
Инна Александровна Круглова
www.proshkolu.ru/user/inessa63/file/2090037/
Надежды Владимировны Богодуховой
Практикум по повести `Бедная Лиза`
www.proshkolu.ru/user/binad62/file/218364/
Контрольные вопросы
из презентации Шейкиной Ирины Федоровны
учителя русского языка и литературы
МОУ «Пичпандинская средняя общеобразовательная школа»
uchportal.ru/load/32-1-0-8878
1.Каков жанр произведения?
2.От какого лица идет повествование?
3.Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
4.Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
5.Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
6.Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
7.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
8.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
9.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
10.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
11.Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
12.Как понимать финальную фразу повести?
13.Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
14.Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
15.Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
11.Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Конспект урока на тему «Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)
1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» .
2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм
1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.
-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы говорили на прошлом уроке? (в притче говорится о любви, в повести тоже)
— а о каком произведении идет речь?
— Вспомните, какие вопросы по повести «Бедная Лиза» мы с вами обсудили?
(Роль природы в повести, любовь между Эрастом и Лизой, разделили повесть на части и дали каждой название)
-Ребята, а давайте вспомним, к какому литературное направление относится произведение «Бедная Лиза»? ( сентиментализм )
Игра «Да-нет» ( на листах записать ответ, потом взаимопроверка)
-Сентиментализм – это литературное течение эпохи Просвещения? (да)
— Главное для сентиментализма разум человека? (нет, душа)
-Чувственность и способность к сопереживанию рассматриваются как главные достоинства человеческой личности? (да)
— Главные герои сентиментализма воины, монархи и мифические персонажи? (нет, это свойственно классицизму, а в сентиментализме люди, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян)
— Природа для сентиментализма идеальный мир? (да)
— Центральным сюжетом таких произведений чаще становились войны, сражения? (нет, трагическая история несчастной любви)
Слайд с ответами, дети меняются листами
Слайд Своей повестью Карамзин заявил всему миру: «И крестьянки любить умеют!»
Как вы понимаете смысл этой фразы?
— Это высказывание Николая Михайлович Карамзина подчеркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Тут же автор пишет про чувства обычной, крестьянской девушки.
Исходя из ваших размышлений, попытайтесь сформулировать цели урока.
Слайд (Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», Образ Лизы в повести)
— как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о любви Лизы к Эрасту)
6) (2мин)Работа над названием произведения.
— Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
-Почему произведение называется именно « Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная,то есть несчастная)
-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
— Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.
— Художник Кипренский Орест Адамович пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Кипренский изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок. Что за цветок мы видим в руке у Лизы? (ландыш)
— символом чего является этот цветок? (любви,)
— На прошлом уроке я просила вас посмотреть значение слова «ландыш». Кто хочет прочитать?
. –Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Так же эти цветы в произведении – символ ее весеннего расцвета, чистоты.
(12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .
(3 мин) – Давайте посмотрим на взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
— Для этого я предлагаю вам сделать мини-проекты. Вам предлагаю проанализировать образ Лизы, а вам – Эраста. Вам нужно с делать мини- презентацию: возможно, это будут высказывания – цитаты из произведения, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразите на ватмане. На столах есть ватман, фломастеры, журналы, картинки, которые, возможно, пригодятся вам для работы. Время работы 10 минут. Каждая группа получает инструкцию – схему. Не обязательно все ответы на вопросы изображать на своем проекте, что- то можно проговорить устно.
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
4. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
5. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
6. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
7. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
8. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Рассказать о губительной силе денег
Защита презентаций учащимися. (7 мин)
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
«Синквейн» (3 мин) Групповая работа.
Повесть «Бедная Лиза»
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Притча:Никто не достоин слёз
Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать». После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать».
«Соловьи монастырского ада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…»
(5 мин) Организация рефлексивного пространства.
Сегодня на уроке мне понравилось…………
На уроке мне не понравилось……..
На уроке мне было сложно…….
(2 мин) Дом задание: разного уровня
1.В каком году написано произведение?(1792)
2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).
8.А почему Лизе пришлось работать?
9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)
11.Что случилось с главной героиней?
12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести
Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести
Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.
Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.
Ход урока.
1. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».
2. Беседа по вопросам.
– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.
– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )
– С чего начинается повесть?
(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )
– О чём повествуется далее?
(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )
– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )
– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )
– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)
– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »
Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )
– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»
(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».
«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )
– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)
– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?
(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )
– Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )
– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
3. Обобщение.
– Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )
4. Комментированное выставление оценок.
5. Домашнее задание. Подготовить доклады :
1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;
2) «А. С. Грибоедов – дипломат».
Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.
М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург
Конспект урока по литературе «»Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»
Конспект урока по литературе в 9 классе.
Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Цель урока: ознакомиться с текстом произведения и на основании этого обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
— формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в литературе;
— способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма, развивать интерес к истокам русской литературы;
— способствовать развитию умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;
— способствовать развитию навыка построения связных высказываний в устной и письменной форме.
— способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения;
— воспитывать внимательное отношение к чувствам людей;
— воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести «Бедная Лиза», художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».
Только влюблённый имеет
право на звание человека.
1. Организационный этап (3 мин.)
2. Повторение ранее изученного материала (7 мин.)
На прошлом занятии мы с вами говорили о биографии замечательного русского писателя Н.М. Карамзина. Попытаемся вспомнить, каким он был человеком при жизни, чем увлекался?
Помимо этого мы работали с таким понятием, как сентиментализм. Что же мы знаем о нём, в чём его отличие от классицизма, например, произведений М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина? Также мы начали знакомиться с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Давайте попытаемся вспомнить, чему же посвящено данное произведение?
Мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов в произведении.
4. Комментированное чтение текста произведения по учебнику В.Я Коровиной (25 мин).
5. Работа с иллюстрацией О. А. Кипренского «Бедная Лиза» (7 мин.)
Какой предстаёт Лиза в данной картине? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Мы видим девушку, которая тоскует и печалится. Она юна и миловидна. В глазах ее мольба. Она смотрит на того человека, расставание с которым ей предстоит. В руках она держит цветок красного цвета, символизирующий любовь. Кипренский просто не мог по-другому изобразить крестьянку. Ее чувства ни для кого не имеют значения. Ее любовь просто не имеет будущего. Виной всему стало неравенство социального характера.
6. Обсуждение проблем повести «Бедная Лиза» (15 мин)
— С овременный ученый Владимир Браниславович Муравьев убежден, что по весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утра ты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть чи тается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.
— Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая из которых постарается ответить на ряд вопросов, касающихся данной повести.
Группа №1
1. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?
2. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Группа №2
1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?
2. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.
Группа №3
1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает?
2. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.
— Вопросы для обсуждения:
— От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)
— Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Мы видим в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).
— Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью? Как называла Лизу мать?
— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)
— Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Прежде всего, чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
(Можно выявить внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами. », «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем. Я крестьянка. » Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).
— Как автор передает то или иное состояние Лизы? ( Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала. », «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д. Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)
— Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?
(Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)
— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
— А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. ». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).
— Значит, любовь стала испытанием для героя?
(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).
— В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения’?
(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)
— Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он?
— А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?
— Как проявляется здесь отношение автора к герою?
— Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста ? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).
— Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?
— Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?
— Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.
— В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? ( Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума. )
— Как понимать финальную фразу повести?
— Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.
— Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?
(Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.
— В чем смысл заглавия?
— Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?
(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки).
7. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»(20 мин)
1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.