Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического

ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 11 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке

Стр. 87. Ключевые вопросы

В чём состояла суть основных идейных течений, сложившихся в европейском обществе в Новое время? Какое организационное оформление они имели к концу XIX в.?

Основными идейными течениями XIX века были консервативное, либеральное и социалистическое.

Консервативное течение.

— идеал общественного устройства — в порядках прошлого;

— человеку от природы присущи зло и порочность, только религия и власть короля защищают от них(Жозеф де Местр) ;

— последствия промышленного переворота разрушительны для общества (Жан де Сисмонди).

Идей консерватизма придерживалась старая знать, крупные землевладельцы, недовольные индустриализацией крестьяне. В Великобритании эти взгляды разделяла партия тори.

Одновременно консерваторы поддерживали развитие благотворительности, связанной с предоставлением бесплатного жилья, организацией питания и образования для бедных детей.

Либеральное течение.

— свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику (Адам Смит);

— равенство граждан перед законом;

— отмена сословных привилегий.

Либералов поддерживали предприниматели, выступавшие за личную инициативу и преодоление пережитков феодализма. В парламенте идеи либерализма разделяла партия вигов.

Социалистическое течение.

— идея социалистического общества, где все люди равны;

— товарищества трудящихся, обменивающихся необходимой продукцией (Роберт Оуэн);

— введение всеобщего и равного избирательного права, представительство трудящихся в парламенте (Луи Блан);

— анархия (безвластие) — идеальный тип общественного устройства (Жозеф Прудон).

Стр. 94. Итоговые вопросы.

№ 1. Систематизируйте информацию об основных идейных течениях XIX в. в таблице.

КонсерваторыЛибералыСоциалисты
Социальная базаПредставители старой знати, крупные землевладельцы, аристократия, крестьяне, недовольные развитием индустриализацииПредприниматели, банкирыРабочий класс
Основные ценностиИдеал общественного устройства — в порядках прошлого. Отрицание идеалов ПросвещенияЛичная инициатива, преодоление пережитков феодализма, равенство перед закономСправедливое социалистическое общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых.
Соотношение интересов личности и общества (государства)Интересы общества на первом месте.На первом месте интересы личностиИнтересы общества на первом месте.
Способы совершенствования обществаАктивная благотворительность: бесплатное жильё, питание и образование.Свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику. Выступали за реформы, но допускали революциюСоздание товариществ рабочих, переход управления предприятиями в руки государства
Партии, идеологиТори. Жозеф де Местр, Жан Шарль Симонд де СисмондиВиги. Адам Смит, Давид Рикардо, Вильгельм Гумбольдт, Алексис Токвиль, Анри Сен-СимонРоберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан, Жозеф Прудон, Карл Маркс, Фридрих Энгельс

№ 2. Подготовьте сообщение об одном из идеологов либерального движения в странах Европы в XIX в. (по выбору).

№ 3. Объясните, кто такие социалисты-утописты. Как соотносились их идеи и социальные эксперименты, проводившиеся в первой половине XIX в.?

Социалистов начала XIX века называют утопистами, поскольку их идеи в то время не могли воплотиться на практике.

Роберт Оуэн, крупный фабрикант, улучшивший условия труда и быта своих рабочих, пришёл к выводу, что основными источниками социальных проблем являются рыночная экономика и частная собственность. Он стремился к обществу, в котором трудящиеся работали бы для удовлетворения своих нужд, обмениваясь необходимыми товарами. Попытки воплотить эти идеи в Великобритании и США привели к разорению Оуэна.

Подобные представления были и у французского мыслителя Шарля Фурье, который верил, что люди в будущем станут образовывать коммуны-фаланги, выбирая работу по вкусу. В центре каждого участка должны находиться огромные дворцы, в которых члены фаланги могли бы трудиться и отдыхать.

№ 4. Охарактеризуйте марксизм как идеологию и политическое движение (предпосылки и время возникновения; социальная база; программные установки; тактика движения). Дайте оценку роли основоположников этого движения.

Развитой версией утопического социализма стал марксизм, разработанный в конце 1840-х годов Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Возникновение марксизма определяется как экономическими и социально-политическими предпосылками, так и теоретическими источниками. Наиболее полно идеи марксизма были описаны в труде «Капитал» Маркса (первый том был издан в 1867 году). Маркс пришел к выводу, что обогащение промышленников сопровождаются ростом бедности пролетариев.

История виделась марксистам в категориях восхождения от первобытно-общинной и рабовладельческой формаций к коммунистической, лишённой внутренних противоречий, социальных и межнациональных конфликтов, войн между народами.

Идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса оказали роль на будущие революционные движения и на ход мировой истории в целом.

№ 5. Объясните, почему стало возможным и какое значение имело создание международных рабочих организаций (Интернационалов) в XIX в.

Для реализации своих идей Маркс и Энгельс занялись политической деятельностью. В 1864 году был создан I Интернационал, установивший связи с профсоюзным движением. Под его влиянием в промышленных странах сложились группы социал-демократов и социалистов, принявших марксистскую теорию. После разгрома Парижской коммуны I Интернационал был запрещён, а в 1876 году распущен в большинстве стран Европы.

В 1889 году был учрежден II Интернационал, ставший координационным центром различных социал-демократических групп. Во многих индустриальных странах появились партии рабочего класса: в Германии (1869), США (1901), Франции (1905), Великобритании (1906).

Социалисты и социал-демократы были избраны в парламенты Германии, Великобритании и Франции, получив возможность легально отстаивать интересы трудящихся.

№ 6. Проведите обсуждение на тему «Пути развития социалистического движения на рубеже XIX—ХХ вв.». В чём заключалось различие взглядов социал-демократов на задачи и тактику борьбы?

1) социалисты-утописты. Задача: построение справедливого общества, в котором не будет богатых и бедных. Тактика: создание коммун или общин, в которых люди смогут заниматься любимым делом и обмениваться необходимой продукцией.

3) марксисты. Задача: установление власти и переход к коммунизму. Тактика: законным путем отстаивать интересы трудящихся.

№ 7*. Рассмотрите проблему. Как соотносились национальные идеи и проявления интернационализации в европейском общественном движении во второй половине XIX в.? Кто и в каких ситуациях поддерживал одну или другую тенденцию? Приведите примеры.

Национальные идеи в Европе широко распространились в эпоху Наполеоновских войн. Немецкие мыслители Гердер и Фихте в начале XIX века выдвинули идею об особом германском национальном духе, праве немцев самостоятельно творить свою историю. В крупнейшей колониальной империи Великобритании популярной была идея господства белого человека, изложенная писателем Киплингом. В США сложилось убеждение, что призвание Америки — распространять идеалы свободы и демократии. Однако сторонникам национальных идей не удалось создать свои политические партии.

В отличие от национализации интернационализация ставила на первое место единство рабочих-пролетариев Европы. Под влиянием идей Маркса и Энгельса в Германии, США, Франции и Великобритании появляются партии рабочего класса. Социалисты и социал-демократы были избраны в парламент Германии, Великобритании и Франции.

Раздел IV ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В.

Источник

История социалистических учений. Социализм как наука

Среди общественных теорий, которые пытались разрешить задачу переустройства общества на началах справедливости, кроме социалистических учений, Лавров выделяет еще религиозные и метафизические.

Широкое распространение в XIX веке идей религиозного социализма рассматривалось Лавровым серьезным препятствием успешной пропаганды идей научного социализма. Поэтому, занимая бескомпромиссную позицию по отношению к религии, Лавров считал святым делом каждого революционера борьбы с ней.

В объяснении причин возникновения религии, понимании ее роли в эксплуататорском обществе Лавров стоял на последовательно материалистических позициях.

Религия, как форма мировоззрения, возникла в первобытном обществе в результате осознания ужаса человека перед неизвестными силами природы и неумения правильно объяснить их. С возникновением частной собственности и эксплуатации религия становится идеологией господствующих классов.

Собственную историю социалистических учений Лавров начинает с Древней Греции. Здесь в отличие от Востока возникли условия для разработки теории общества на основе развития естественных наук и философии. [483]

Разработка греческими мыслителями теории справедливого общества расценивается Лавровым как стремление сохранить существующий порядок вещей. Поэтому «справедливое» общество оставалось в теориях по своей сущности рабовладельческим. классовая принадлежность мыслителей оставила на их теориях неизгладимый след в виде аристократизма мысли и презрительного отношения к труду, как участи рабов.

В условиях возникновения и развития капиталистических отношений главным вопросом для прогрессивных мыслителей стал экономический вопрос: «Как уничтожить эксплуатацию и нищету?»

Отсюда и своеобразие в понимании содержания и метода исследования, которые Лавров вкладывал в термин «научный социализм».

Введение Лавровым понятия «повторяющихся явлений» в социологию явно противоречило принципу эволюционизма, на котором стоял мыслитель в понимании жизни общества. Лавров постоянно требовал рассматривать общество в эволюции, развитии. Социализм был для Лаврова следствием развития общества.

В связи со стремлением Лаврова понять научный социализм как высшую форму развития социологии нельзя не остановиться на его субъективном методе. Учение о субъективном методе было подробно разработано в русской философии и приоритет в этом бесспорно принадлежит Лаврову.

В субъективном методе Лавров констатирует не только тот простой факт, что одни и те же события жизни общества по- разному оцениваются людьми в зависимости от их уровня знания, различной социальной принадлежности, а значит и разных интересов. Речь идет о различном характере мироощущения людей в разных эпохах. Действительно, можем ли мы так же воспринимать мир, свое место в нем как воспринимали его древние греки, римляне, люди средневековья и т. д.

Таковы представления Лаврова о научности теории социализма. Мыслитель был глубоко уверен в научности своего учения о социализме. В действительности же это было проявлением «невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения и испытания на практике, разочарований, проверки» [547] революционной теории.

Источник

Урок истории «Идеи индустриального общества» 8 класс.

Выбранный для просмотра документ Идеи индустриального общества.ppt

Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Смотреть фото Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Смотреть картинку Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Картинка про Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Фото Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического

Описание презентации по отдельным слайдам:

Идеи индустриального общества § 4 Л.А. Синяева Рабочая программа, учебник А.С. Медякова, Д.Ю. Бовыкина * МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ХІХ в. Задание: 1) дайте определение понятиям «традиционное», «индустриальное» общество; 2) сопоставьте рисунки соответствующему обществу.

Историческое расследование ведут учащиеся 8Д класса в 5 группах: 1-я группа – либералы 2-я группа – консерваторы 3-я группа – социалисты (утописты) 4-я группа – марксисты 5-я группа – национальная идеология Время исторического расследования – ХІХ век

Марксисты 4-я группа Марксизм неограниченная в форме диктатуры пролетариата Социалистическая революция Свобода личности ограничена государством диктатуры пролетариата Другое устройство общества через революцию (от имени К. Маркса) Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система взглядов, включающая теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. http://enc-dic.com/sociology/Marksizm-4416.html Вопросы для сравнения Либерализм Консерватизм Революционный социализм (марксизм) Роль государства в экономической жизни неограниченная ограниченная Пути решения социальных проблем реформы Реформировать, сохраняя Пределы индивидуальной свободы Свобода собственникам, образованным людям Порядок, традиции Общее/ различия Против другого устройства общества и революции

Страны, провозгласившие курс на «социализм XXI века» Данные страны практикуют национальную модель социализма вместо марксистско-ленинской. Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI веке?

КАКАЯ ИЗ ИДЕЙ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНАЯ? Либерализм Консерватизм Социализм Марксизм Национальная идея Анархизм Интересы различных групп в обществе отражает идеология Конституция РФ Другие идеи ПРОБЛЕМА

Статья 13 1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ С. 23 Базовый уровень: В. 1 Повышенный уровень: в. 3 (выбор) Домашнее задание: § 4 в. 1-3 Выбор: синквейн, презентация

Уильям Гладстон дворяне буржуазия рабочие Использованные источники Карта Латинская Америка

Выбранный для просмотра документ Новое общество. Новые идеи.doc

Детство графа Анри Сен-Симона де Рувруа (1760—1825) протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твердость, свободолюбие и уверенность в своем высоком общественном призвании. Существует рассказ о том, что в 15 лет он приказал слуге ежедневно будить его со словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела». Затем, как это было принято в их роду, юноша поступил на военную службу и отправился добровольцем в Северную Америку в составе французского экспедиционного корпуса, посланного в помощь восставшим английским колониям. По возвращении во Францию его встретили как героя и дали под командование полк. Но военная служба не привлекала графа, и он отправился путешествовать.

Воспитанный на идеях Просвещения и на опыте американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г. Первые годы революции он провел в маленьком городке неподалеку от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалел, а от графского титула и древнего имени официально отказался и принял имя гражданина Бонома (фр. — простак, мужик). В 1791 г. он переехал в Париж, занимался земельными спекуляциями, разбогател, но потом потерял состояние и ушел с головой в занятия наукой. Последние 20 лет жизни Сен-Симона были полны лишений, борьбы и творчества.

В 1810—1812 гг. Сен-Симон дошел до самой острой нужды. Он писал, что продал все свое имущество, вплоть до одежды, что кормится лишь хлебом и водой, что не имеет дров и свечей. Но материальные трудности не мешали творчеству. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество. В брошюре о послевоенном устройстве Европы Сен-Симон впервые выдвинул свое известное положение: «Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Вся дальнейшая деятельность мыслителя, его книги посвящены выработке планов по усовершенствованию человеческого общества.

В своих трудах Сен-Симон признавал, что в целом общество в своем развитии движется по пути прогресса, но этому процессу мешают периодически случающиеся кризисы. Как это исправить? Мыслитель видел идеал социально-политического устройства общества в новой промышленной системе, в создании общества индустриалов, где интересы рабочих и предпринимателей совпадут. Но как создать такое общество?

Сен-Симон считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов — это остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся любой общественно-полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большинство нации для мирного и постепенного преобразования общества. Сен-Симон выступал не против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею, считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель хотел убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.

В мае 1825 г. граф Анри Сен-Симон де Рувруа умирает, до последнего вздоха не теряя надежды на то, что его призывы к ненасильственному переустройству общества приведут к установлению золотого века.

Мечтал о переустройстве общества и знаменитый социальный утопист Шарль Фурье (1772—1837). Шарль Фурье родился в г. Безансоне (Франция) в семье богатого купца, но отец умер, когда мальчику исполнилось всего 9 лет. Родственники смотрели на него как на продолжателя отцовского дела, а мальчик испытывал отвращение к торговле, считая ее обманом. Юноша закончил иезуитский коллеж и мечтал получить образование инженера, но вынужден был уступить требованию семьи и начать службу учеником в большом торговом доме в Лионе. Получив в 1792 г. долю наследства отца, Шарль открыл собственное торговое дело. Однако в период якобинской диктатуры он теряет свое состояние и после недолгой службы в армии работает разъездным агентом торговой фирмы, а затем посредником в торговых сделках. В эти годы Фурье пришлось много разъезжать по стране, он видел, что господство в обществе от аристократии перешло к новым богачам, а развитие машинного производства породило новые бедствия.

Жизнь мыслителя подчиняется одной цели — составить план преобразования общества в будущий «строй гармонии». Мыслитель считал, что общество можно преобразовать с помощью изобретенных им объединений тружеников — фаланг. Эти труженики должны были жить в фаланстерах — «дворцах благоденствия». Фурье разработал «гармоничные» нормы жизни, которыми должны были руководствоваться все гармонийцы, как он назвал жителей фаланстеров. Число участников фаланги Фурье определял от 1500 до 2000 человек (вместе с детьми). В фаланге сочетается промышленное и сельскохозяйственное производства, а в ее состав должны входить капиталисты, которые вносят средства, необходимые для развития производства, и становятся акционерами, и бедняки, которые вносят свой вклад трудом. В фаланге сохраняется имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превращает капиталиста в труженика. Капиталист работает руководителем или организатором, инженером или ученым. Если эти способности отсутствуют, он по своему выбору работает в любой бригаде.

Особое внимание уделяет Фурье организации труда. Чтобы избежать однообразия труда, гармонийцы должны в обязательном порядке переходить от одного вида деятельности к другому. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превращается в свободный. В фаланге нет наемного труда и нет заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта».

Фаланга имеет школы, театры, библиотеки, организует праздники и т. д. Фурье считал, что не только Франция, но и весь мир будет состоять из таких фаланстер.

Известный английский утопист Роберт Оуэн (1771—1858) начинал свою общественную деятельность как филантроп, надеясь решить все социальные противоречия путем улучшения условий труда и быта наемных рабочих.

Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Он служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах. Книги удавалось читать урывками. Скопив немного денег и одолжив у брата недостающую сумму, Оуэн создал небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины. Затем молодой человек стал совладельцем текстильной фабрики и ее управляющим в Нью-Лэнарке, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда.

Постепенно филантропия перестает удовлетворять Оуэна, и он вырабатывает план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни американский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.

Оуэн с сыновьями уехал в США, где купил участок земли и в 1825 г. основал коммуну «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Но в 1829 г. это предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств, основанных на частной собственности и индивидуальном труде. Оуэн потерял свое состояние и вернулся в Англию, где проповедовал необходимость создания производственных кооперативов, организованных на коммунистических принципах.

Таким образом, разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений. Практика доказала эффективность рыночной экономики.

Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Учебник содержит достаточно материала по этому вопросу.

Особого внимания требует вопрос о зарождении ревизионизма. Учитель говорит, что в 90 е гг.XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития — эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение — раскол.

О причинах ревизии марксизма в учебнике сказано достаточно. Суть же теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения — служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX—XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное — это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

При наличии времени можно использовать дополнительный материал об анархизме.

Учитель говорит, что в середине XIX в. в европейских странах все чаще давали о себе знать анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia — безвластие) — политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения — и «левые» и «правые», самые разные выступления — от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта — отрицание необходимости государства.

М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842—1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей — государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

В конце уроков учащиеся проверяют заполненную таблицу и обсуждают варианты решения познавательных заданий.

При проведении занятий в форме урока-презентации следует заранее распределить роли. Создаются малые группы, представляющие учения либерализма, консерватизма, утопического социализма, марксизма, социал-реформизма и анархизма. Учащиеся заранее готовят свои выступления — изложение позиций своего учения. Для этого им должен быть предоставлен дополнительный материал, помещенный в этом пособии. Группа учащихся получает роли представителей прессы — они задают вопросы, берут интервью. Вопросы, связанные с теми или иными положениями представленных учений, задают друг другу и представители «конкурирующих» партий и групп. В качестве ведущего выступает учитель или ученик, обладающий организаторскими способностями.

Любая форма урока предполагает заполнение таблицы, способствующей систематизации знаний учащихся. Но если при проведении комбинированного урока задание может быть выполнено в урочное время, то при проведении урока-презентации оформление таблицы завершается дома, а в классе участники презентации могут сделать черновые наброски. В законченном виде таблица может выглядеть следующим образом:

Основные идеи общественно-политических учений XIX в.

Деятельность государства ограничена законом. Существование трех ветвей власти.

В экономической жизни: свободный рынок и свободная конкуренция. Государство обеспечивает свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешивается в рыночные отношения

Власть государства практически неограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, порядка и т. д.
В экономической жизни: государство может регулировать экономику, если это надо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на частную собственность)

Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата.
В экономической жизни: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономическую жизнь

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Личность свободна и сама несет ответственность за собственное благосостояние. Путь преобразования общества и решения социальных проблем — реформы, проводимые властью. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ во имя обеспечения классового мира

Боролись за сохранение старого порядка, сословных и классовых различий, отрицали возможность «равенства и братства», признавали необходимость проведения «охранительных реформ». Новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества

Все люди должны иметь равные права и равные блага. Решение социальных проблем путем насильственной социалистической революции, уничтожающей сословия и классы собственников. Уничтожение имущественного неравенства. Государство само решает все социальные проблемы, обеспечивая трудящимся политические и личные права

Пределы индивидуальной свободы

Полная индивидуальная свобода личности: «разрешено все, что не запрещено законом». Однако свобода личности предоставляется тем, кто способен нести ответственность за свои решения (собственники и образованные люди)

Государство, обладающее сильной властью, подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиции

Свобода личности ограничена государством диктатуры пролетариата. Труд обязателен, частная предпринимательская деятельность и частная собственность запрещены

Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Смотреть фото Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Смотреть картинку Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Картинка про Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического. Фото Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического

1 Урбанизация — процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах.

2 Галлон — единица объема и емкости (вместимости). Галлон (жидкости) в США — 3,8 л.

3 Баррель — единица объема. Нефтяной баррель в США — 159 л.

4 Филантроп — тот, кто занимается филантропией, благотворитель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *