Чем было вызвано появление социалистических учений имеются ли условия для развития социалистического
ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 11 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке
Стр. 87. Ключевые вопросы
В чём состояла суть основных идейных течений, сложившихся в европейском обществе в Новое время? Какое организационное оформление они имели к концу XIX в.?
Основными идейными течениями XIX века были консервативное, либеральное и социалистическое.
Консервативное течение.
— идеал общественного устройства — в порядках прошлого;
— человеку от природы присущи зло и порочность, только религия и власть короля защищают от них(Жозеф де Местр) ;
— последствия промышленного переворота разрушительны для общества (Жан де Сисмонди).
Идей консерватизма придерживалась старая знать, крупные землевладельцы, недовольные индустриализацией крестьяне. В Великобритании эти взгляды разделяла партия тори.
Одновременно консерваторы поддерживали развитие благотворительности, связанной с предоставлением бесплатного жилья, организацией питания и образования для бедных детей.
Либеральное течение.
— свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику (Адам Смит);
— равенство граждан перед законом;
— отмена сословных привилегий.
Либералов поддерживали предприниматели, выступавшие за личную инициативу и преодоление пережитков феодализма. В парламенте идеи либерализма разделяла партия вигов.
Социалистическое течение.
— идея социалистического общества, где все люди равны;
— товарищества трудящихся, обменивающихся необходимой продукцией (Роберт Оуэн);
— введение всеобщего и равного избирательного права, представительство трудящихся в парламенте (Луи Блан);
— анархия (безвластие) — идеальный тип общественного устройства (Жозеф Прудон).
Стр. 94. Итоговые вопросы.
№ 1. Систематизируйте информацию об основных идейных течениях XIX в. в таблице.
Консерваторы | Либералы | Социалисты | |
---|---|---|---|
Социальная база | Представители старой знати, крупные землевладельцы, аристократия, крестьяне, недовольные развитием индустриализации | Предприниматели, банкиры | Рабочий класс |
Основные ценности | Идеал общественного устройства — в порядках прошлого. Отрицание идеалов Просвещения | Личная инициатива, преодоление пережитков феодализма, равенство перед законом | Справедливое социалистическое общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых. |
Соотношение интересов личности и общества (государства) | Интересы общества на первом месте. | На первом месте интересы личности | Интересы общества на первом месте. |
Способы совершенствования общества | Активная благотворительность: бесплатное жильё, питание и образование. | Свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику. Выступали за реформы, но допускали революцию | Создание товариществ рабочих, переход управления предприятиями в руки государства |
Партии, идеологи | Тори. Жозеф де Местр, Жан Шарль Симонд де Сисмонди | Виги. Адам Смит, Давид Рикардо, Вильгельм Гумбольдт, Алексис Токвиль, Анри Сен-Симон | Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан, Жозеф Прудон, Карл Маркс, Фридрих Энгельс |
№ 2. Подготовьте сообщение об одном из идеологов либерального движения в странах Европы в XIX в. (по выбору).
№ 3. Объясните, кто такие социалисты-утописты. Как соотносились их идеи и социальные эксперименты, проводившиеся в первой половине XIX в.?
Социалистов начала XIX века называют утопистами, поскольку их идеи в то время не могли воплотиться на практике.
Роберт Оуэн, крупный фабрикант, улучшивший условия труда и быта своих рабочих, пришёл к выводу, что основными источниками социальных проблем являются рыночная экономика и частная собственность. Он стремился к обществу, в котором трудящиеся работали бы для удовлетворения своих нужд, обмениваясь необходимыми товарами. Попытки воплотить эти идеи в Великобритании и США привели к разорению Оуэна.
Подобные представления были и у французского мыслителя Шарля Фурье, который верил, что люди в будущем станут образовывать коммуны-фаланги, выбирая работу по вкусу. В центре каждого участка должны находиться огромные дворцы, в которых члены фаланги могли бы трудиться и отдыхать.
№ 4. Охарактеризуйте марксизм как идеологию и политическое движение (предпосылки и время возникновения; социальная база; программные установки; тактика движения). Дайте оценку роли основоположников этого движения.
Развитой версией утопического социализма стал марксизм, разработанный в конце 1840-х годов Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Возникновение марксизма определяется как экономическими и социально-политическими предпосылками, так и теоретическими источниками. Наиболее полно идеи марксизма были описаны в труде «Капитал» Маркса (первый том был издан в 1867 году). Маркс пришел к выводу, что обогащение промышленников сопровождаются ростом бедности пролетариев.
История виделась марксистам в категориях восхождения от первобытно-общинной и рабовладельческой формаций к коммунистической, лишённой внутренних противоречий, социальных и межнациональных конфликтов, войн между народами.
Идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса оказали роль на будущие революционные движения и на ход мировой истории в целом.
№ 5. Объясните, почему стало возможным и какое значение имело создание международных рабочих организаций (Интернационалов) в XIX в.
Для реализации своих идей Маркс и Энгельс занялись политической деятельностью. В 1864 году был создан I Интернационал, установивший связи с профсоюзным движением. Под его влиянием в промышленных странах сложились группы социал-демократов и социалистов, принявших марксистскую теорию. После разгрома Парижской коммуны I Интернационал был запрещён, а в 1876 году распущен в большинстве стран Европы.
В 1889 году был учрежден II Интернационал, ставший координационным центром различных социал-демократических групп. Во многих индустриальных странах появились партии рабочего класса: в Германии (1869), США (1901), Франции (1905), Великобритании (1906).
Социалисты и социал-демократы были избраны в парламенты Германии, Великобритании и Франции, получив возможность легально отстаивать интересы трудящихся.
№ 6. Проведите обсуждение на тему «Пути развития социалистического движения на рубеже XIX—ХХ вв.». В чём заключалось различие взглядов социал-демократов на задачи и тактику борьбы?
1) социалисты-утописты. Задача: построение справедливого общества, в котором не будет богатых и бедных. Тактика: создание коммун или общин, в которых люди смогут заниматься любимым делом и обмениваться необходимой продукцией.
3) марксисты. Задача: установление власти и переход к коммунизму. Тактика: законным путем отстаивать интересы трудящихся.
№ 7*. Рассмотрите проблему. Как соотносились национальные идеи и проявления интернационализации в европейском общественном движении во второй половине XIX в.? Кто и в каких ситуациях поддерживал одну или другую тенденцию? Приведите примеры.
Национальные идеи в Европе широко распространились в эпоху Наполеоновских войн. Немецкие мыслители Гердер и Фихте в начале XIX века выдвинули идею об особом германском национальном духе, праве немцев самостоятельно творить свою историю. В крупнейшей колониальной империи Великобритании популярной была идея господства белого человека, изложенная писателем Киплингом. В США сложилось убеждение, что призвание Америки — распространять идеалы свободы и демократии. Однако сторонникам национальных идей не удалось создать свои политические партии.
В отличие от национализации интернационализация ставила на первое место единство рабочих-пролетариев Европы. Под влиянием идей Маркса и Энгельса в Германии, США, Франции и Великобритании появляются партии рабочего класса. Социалисты и социал-демократы были избраны в парламент Германии, Великобритании и Франции.
Раздел IV ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В.
История социалистических учений. Социализм как наука
Среди общественных теорий, которые пытались разрешить задачу переустройства общества на началах справедливости, кроме социалистических учений, Лавров выделяет еще религиозные и метафизические.
Широкое распространение в XIX веке идей религиозного социализма рассматривалось Лавровым серьезным препятствием успешной пропаганды идей научного социализма. Поэтому, занимая бескомпромиссную позицию по отношению к религии, Лавров считал святым делом каждого революционера борьбы с ней.
В объяснении причин возникновения религии, понимании ее роли в эксплуататорском обществе Лавров стоял на последовательно материалистических позициях.
Религия, как форма мировоззрения, возникла в первобытном обществе в результате осознания ужаса человека перед неизвестными силами природы и неумения правильно объяснить их. С возникновением частной собственности и эксплуатации религия становится идеологией господствующих классов.
Собственную историю социалистических учений Лавров начинает с Древней Греции. Здесь в отличие от Востока возникли условия для разработки теории общества на основе развития естественных наук и философии. [483]
Разработка греческими мыслителями теории справедливого общества расценивается Лавровым как стремление сохранить существующий порядок вещей. Поэтому «справедливое» общество оставалось в теориях по своей сущности рабовладельческим. классовая принадлежность мыслителей оставила на их теориях неизгладимый след в виде аристократизма мысли и презрительного отношения к труду, как участи рабов.
В условиях возникновения и развития капиталистических отношений главным вопросом для прогрессивных мыслителей стал экономический вопрос: «Как уничтожить эксплуатацию и нищету?»
Отсюда и своеобразие в понимании содержания и метода исследования, которые Лавров вкладывал в термин «научный социализм».
Введение Лавровым понятия «повторяющихся явлений» в социологию явно противоречило принципу эволюционизма, на котором стоял мыслитель в понимании жизни общества. Лавров постоянно требовал рассматривать общество в эволюции, развитии. Социализм был для Лаврова следствием развития общества.
В связи со стремлением Лаврова понять научный социализм как высшую форму развития социологии нельзя не остановиться на его субъективном методе. Учение о субъективном методе было подробно разработано в русской философии и приоритет в этом бесспорно принадлежит Лаврову.
В субъективном методе Лавров констатирует не только тот простой факт, что одни и те же события жизни общества по- разному оцениваются людьми в зависимости от их уровня знания, различной социальной принадлежности, а значит и разных интересов. Речь идет о различном характере мироощущения людей в разных эпохах. Действительно, можем ли мы так же воспринимать мир, свое место в нем как воспринимали его древние греки, римляне, люди средневековья и т. д.
Таковы представления Лаврова о научности теории социализма. Мыслитель был глубоко уверен в научности своего учения о социализме. В действительности же это было проявлением «невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения и испытания на практике, разочарований, проверки» [547] революционной теории.
Урок истории «Идеи индустриального общества» 8 класс.
Выбранный для просмотра документ Идеи индустриального общества.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Идеи индустриального общества § 4 Л.А. Синяева Рабочая программа, учебник А.С. Медякова, Д.Ю. Бовыкина * МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ХІХ в. Задание: 1) дайте определение понятиям «традиционное», «индустриальное» общество; 2) сопоставьте рисунки соответствующему обществу.
Историческое расследование ведут учащиеся 8Д класса в 5 группах: 1-я группа – либералы 2-я группа – консерваторы 3-я группа – социалисты (утописты) 4-я группа – марксисты 5-я группа – национальная идеология Время исторического расследования – ХІХ век
Марксисты 4-я группа Марксизм неограниченная в форме диктатуры пролетариата Социалистическая революция Свобода личности ограничена государством диктатуры пролетариата Другое устройство общества через революцию (от имени К. Маркса) Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система взглядов, включающая теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. http://enc-dic.com/sociology/Marksizm-4416.html Вопросы для сравнения Либерализм Консерватизм Революционный социализм (марксизм) Роль государства в экономической жизни неограниченная ограниченная Пути решения социальных проблем реформы Реформировать, сохраняя Пределы индивидуальной свободы Свобода собственникам, образованным людям Порядок, традиции Общее/ различия Против другого устройства общества и революции
Страны, провозгласившие курс на «социализм XXI века» Данные страны практикуют национальную модель социализма вместо марксистско-ленинской. Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI веке?
КАКАЯ ИЗ ИДЕЙ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНАЯ? Либерализм Консерватизм Социализм Марксизм Национальная идея Анархизм Интересы различных групп в обществе отражает идеология Конституция РФ Другие идеи ПРОБЛЕМА
Статья 13 1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ С. 23 Базовый уровень: В. 1 Повышенный уровень: в. 3 (выбор) Домашнее задание: § 4 в. 1-3 Выбор: синквейн, презентация
Уильям Гладстон дворяне буржуазия рабочие Использованные источники Карта Латинская Америка
Выбранный для просмотра документ Новое общество. Новые идеи.doc
Детство графа Анри Сен-Симона де Рувруа (1760—1825) протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твердость, свободолюбие и уверенность в своем высоком общественном призвании. Существует рассказ о том, что в 15 лет он приказал слуге ежедневно будить его со словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела». Затем, как это было принято в их роду, юноша поступил на военную службу и отправился добровольцем в Северную Америку в составе французского экспедиционного корпуса, посланного в помощь восставшим английским колониям. По возвращении во Францию его встретили как героя и дали под командование полк. Но военная служба не привлекала графа, и он отправился путешествовать.
Воспитанный на идеях Просвещения и на опыте американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г. Первые годы революции он провел в маленьком городке неподалеку от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалел, а от графского титула и древнего имени официально отказался и принял имя гражданина Бонома (фр. — простак, мужик). В 1791 г. он переехал в Париж, занимался земельными спекуляциями, разбогател, но потом потерял состояние и ушел с головой в занятия наукой. Последние 20 лет жизни Сен-Симона были полны лишений, борьбы и творчества.
В 1810—1812 гг. Сен-Симон дошел до самой острой нужды. Он писал, что продал все свое имущество, вплоть до одежды, что кормится лишь хлебом и водой, что не имеет дров и свечей. Но материальные трудности не мешали творчеству. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество. В брошюре о послевоенном устройстве Европы Сен-Симон впервые выдвинул свое известное положение: «Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Вся дальнейшая деятельность мыслителя, его книги посвящены выработке планов по усовершенствованию человеческого общества.
В своих трудах Сен-Симон признавал, что в целом общество в своем развитии движется по пути прогресса, но этому процессу мешают периодически случающиеся кризисы. Как это исправить? Мыслитель видел идеал социально-политического устройства общества в новой промышленной системе, в создании общества индустриалов, где интересы рабочих и предпринимателей совпадут. Но как создать такое общество?
Сен-Симон считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов — это остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся любой общественно-полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большинство нации для мирного и постепенного преобразования общества. Сен-Симон выступал не против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею, считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель хотел убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.
В мае 1825 г. граф Анри Сен-Симон де Рувруа умирает, до последнего вздоха не теряя надежды на то, что его призывы к ненасильственному переустройству общества приведут к установлению золотого века.
Мечтал о переустройстве общества и знаменитый социальный утопист Шарль Фурье (1772—1837). Шарль Фурье родился в г. Безансоне (Франция) в семье богатого купца, но отец умер, когда мальчику исполнилось всего 9 лет. Родственники смотрели на него как на продолжателя отцовского дела, а мальчик испытывал отвращение к торговле, считая ее обманом. Юноша закончил иезуитский коллеж и мечтал получить образование инженера, но вынужден был уступить требованию семьи и начать службу учеником в большом торговом доме в Лионе. Получив в 1792 г. долю наследства отца, Шарль открыл собственное торговое дело. Однако в период якобинской диктатуры он теряет свое состояние и после недолгой службы в армии работает разъездным агентом торговой фирмы, а затем посредником в торговых сделках. В эти годы Фурье пришлось много разъезжать по стране, он видел, что господство в обществе от аристократии перешло к новым богачам, а развитие машинного производства породило новые бедствия.
Жизнь мыслителя подчиняется одной цели — составить план преобразования общества в будущий «строй гармонии». Мыслитель считал, что общество можно преобразовать с помощью изобретенных им объединений тружеников — фаланг. Эти труженики должны были жить в фаланстерах — «дворцах благоденствия». Фурье разработал «гармоничные» нормы жизни, которыми должны были руководствоваться все гармонийцы, как он назвал жителей фаланстеров. Число участников фаланги Фурье определял от 1500 до 2000 человек (вместе с детьми). В фаланге сочетается промышленное и сельскохозяйственное производства, а в ее состав должны входить капиталисты, которые вносят средства, необходимые для развития производства, и становятся акционерами, и бедняки, которые вносят свой вклад трудом. В фаланге сохраняется имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превращает капиталиста в труженика. Капиталист работает руководителем или организатором, инженером или ученым. Если эти способности отсутствуют, он по своему выбору работает в любой бригаде.
Особое внимание уделяет Фурье организации труда. Чтобы избежать однообразия труда, гармонийцы должны в обязательном порядке переходить от одного вида деятельности к другому. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превращается в свободный. В фаланге нет наемного труда и нет заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта».
Фаланга имеет школы, театры, библиотеки, организует праздники и т. д. Фурье считал, что не только Франция, но и весь мир будет состоять из таких фаланстер.
Известный английский утопист Роберт Оуэн (1771—1858) начинал свою общественную деятельность как филантроп, надеясь решить все социальные противоречия путем улучшения условий труда и быта наемных рабочих.
Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Он служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах. Книги удавалось читать урывками. Скопив немного денег и одолжив у брата недостающую сумму, Оуэн создал небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины. Затем молодой человек стал совладельцем текстильной фабрики и ее управляющим в Нью-Лэнарке, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда.
Постепенно филантропия перестает удовлетворять Оуэна, и он вырабатывает план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни американский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.
Оуэн с сыновьями уехал в США, где купил участок земли и в 1825 г. основал коммуну «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Но в 1829 г. это предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств, основанных на частной собственности и индивидуальном труде. Оуэн потерял свое состояние и вернулся в Англию, где проповедовал необходимость создания производственных кооперативов, организованных на коммунистических принципах.
Таким образом, разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений. Практика доказала эффективность рыночной экономики.
Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Учебник содержит достаточно материала по этому вопросу.
Особого внимания требует вопрос о зарождении ревизионизма. Учитель говорит, что в 90 е гг.XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития — эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение — раскол.
О причинах ревизии марксизма в учебнике сказано достаточно. Суть же теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:
1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.
2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения — служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.
3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.
4. Он писал о том, что на рубеже XIX—XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.
Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное — это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.
Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.
При наличии времени можно использовать дополнительный материал об анархизме.
Учитель говорит, что в середине XIX в. в европейских странах все чаще давали о себе знать анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia — безвластие) — политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения — и «левые» и «правые», самые разные выступления — от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта — отрицание необходимости государства.
М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.
В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842—1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.
Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей — государственной власти и частной собственности.
Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.
В конце уроков учащиеся проверяют заполненную таблицу и обсуждают варианты решения познавательных заданий.
При проведении занятий в форме урока-презентации следует заранее распределить роли. Создаются малые группы, представляющие учения либерализма, консерватизма, утопического социализма, марксизма, социал-реформизма и анархизма. Учащиеся заранее готовят свои выступления — изложение позиций своего учения. Для этого им должен быть предоставлен дополнительный материал, помещенный в этом пособии. Группа учащихся получает роли представителей прессы — они задают вопросы, берут интервью. Вопросы, связанные с теми или иными положениями представленных учений, задают друг другу и представители «конкурирующих» партий и групп. В качестве ведущего выступает учитель или ученик, обладающий организаторскими способностями.
Любая форма урока предполагает заполнение таблицы, способствующей систематизации знаний учащихся. Но если при проведении комбинированного урока задание может быть выполнено в урочное время, то при проведении урока-презентации оформление таблицы завершается дома, а в классе участники презентации могут сделать черновые наброски. В законченном виде таблица может выглядеть следующим образом:
Основные идеи общественно-политических учений XIX в.
Деятельность государства ограничена законом. Существование трех ветвей власти.
В экономической жизни: свободный рынок и свободная конкуренция. Государство обеспечивает свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешивается в рыночные отношения
Власть государства практически неограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, порядка и т. д.
В экономической жизни: государство может регулировать экономику, если это надо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на частную собственность)
Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата.
В экономической жизни: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономическую жизнь
Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем
Личность свободна и сама несет ответственность за собственное благосостояние. Путь преобразования общества и решения социальных проблем — реформы, проводимые властью. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ во имя обеспечения классового мира
Боролись за сохранение старого порядка, сословных и классовых различий, отрицали возможность «равенства и братства», признавали необходимость проведения «охранительных реформ». Новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества
Все люди должны иметь равные права и равные блага. Решение социальных проблем путем насильственной социалистической революции, уничтожающей сословия и классы собственников. Уничтожение имущественного неравенства. Государство само решает все социальные проблемы, обеспечивая трудящимся политические и личные права
Пределы индивидуальной свободы
Полная индивидуальная свобода личности: «разрешено все, что не запрещено законом». Однако свобода личности предоставляется тем, кто способен нести ответственность за свои решения (собственники и образованные люди)
Государство, обладающее сильной властью, подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиции
Свобода личности ограничена государством диктатуры пролетариата. Труд обязателен, частная предпринимательская деятельность и частная собственность запрещены
1 Урбанизация — процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах.
2 Галлон — единица объема и емкости (вместимости). Галлон (жидкости) в США — 3,8 л.
3 Баррель — единица объема. Нефтяной баррель в США — 159 л.
4 Филантроп — тот, кто занимается филантропией, благотворитель.