Чем было вызвано появление социалистических учений кратко
Марксизм. Социалистические учения
Социалистические учения.
Бедственное положение рабочих в период становления индустриального общества привело к распространению среди части рабочих идей социалистов. Социалисты предлагали способы построения справедливого мира, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равными и станут помогать друг другу, наступит всеобщее благоденствие на основе удовлетворения потребностей всех членов общества. Самыми знаменитыми из первых социалистов стали А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн.
Английский фабрикант и социалист Р. Оуэн считал, что машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.
На волне интереса к социализму возник марксизм.
Основатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс считали возможным создать справедливое общество путем революционного преобразования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуатирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведенных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После ее победы будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капитализма уже создало материальные предпосылки для возникновения такого общества. Анализу экономики и общественных отношений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».
Социалистические учения
Понятие утопического социализма происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия». В нем автор осуждал капитализм, мечтал о лучшем строе и убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Он считал, что в руках немногих и бесчестных людей находятся все блага, а на долю скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. Корень зла он видел в существовании частной собственности: «где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда- либо возникает правильное и успешное течение дел».
Томас Мор попытался описать черты идеального общества (без частной собственности), расположив его на вымышленном острове «Утопия». Название его произведения стало нарицательным. Утопиями стали называть произведения, в которых описывалось идеальное общественное устройство будущего.
Наибольший вклад в развитие этого направления внесли А.Сен-Симон, Ш.Фурье й Р.Оуэн.
Клод Анри де Ревуа Сен-Симон потомок старинного рода, критиковал капиталистический строй и предлагал программу создания нового общества.
Он считал, что новое общество, которое придет на смену старому, будет индустриальным обществом. У власти будет находиться промышленный класс, представленный союзом предпринимателей, рабочих и ученых. Крупная промышленность будет управляться из единого центра по единому плану, разрабатываемому учеными.
Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837), родившийся в семье коммерсанта и ставшим им в молодом возрасте, отрицательно относился к рынку. Он считал, что частная собственность рождает конкуренцию, приводит к неравномерному распределению богатства, создает анархию в производстве и расточительное использование ресурсов. Для того, чтобы перейти к более справедливому обществу, необходим переход от частной собственности к общественной.
Роберт Оуэн (1771-1858), выходец из семьи мелкого ремесленника-шорника, попытался не только высказать теоретические взгляды, но и претворить замыслы в практику. В 1800 году он становится совладельцем небольшого прядильного предприятия и внедряет социалистические идеи: сокращение рабочего дня, условия труда, создание детских садов, школ и образовательных учреждений для взрослых, культурного центра с библиотекой, службы социального обеспечения и страхования и др.
У Роберта Оуэне был особый взгляд на деньги. Деньги, по его мнению, должны быть отменены и заменены квитанциями, удостоверяющими количество труда, затраченного на изготовление товара. Эти трудовые квитанций подлежат обмену на общественных складах нате товары, которые соответствуют труду,заключенному в квитанции.
Идеи социалистов были тщательно изучены и взяты на вооружение К. Марксом. Ему удалось превратить утопический социализм в «научный коммунизм».
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 160 ; Нарушение авторских прав
История социалистических учений
АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова
ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:
“ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.”
“История социалистических учений”
2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма
3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)
4. Глава III Критический утопический социализм
5. Глава IV Утопический социализм в России
Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.
Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.
История утопического социализма делится на три больших этапа:
— утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).
Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО
II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ
БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И
СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).
Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Завещание”) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.
Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.
Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблеем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.
III КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.
Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.
IV УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопситов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс становления социалистических общественных отношений довольно длительный.
Объективная обстановка того времени еще не позволяла социалистам-утопистам России сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарковского периода.
После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т.к. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”.
Мор Т. “Утопия” М, 1953,
Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954
Мелье Ж. “Завещание” М, 1964
Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т.4
Э.С. Рахематулин “История социалистических учений” Казанский ГУ, 1989
Вопросы по истории 9 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 4
Какую роль в жизни общества играла религия? Какие политические идеи предлагали просветители?
1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
Некоторые историки философии назвали 19-й век эпохой идеологии не потому, что само слово было тогда широко использовано, а потому, что большая часть мысли того времени можно было отличить от той, которая преобладала в предыдущие века, с помощью особенностей, которые сейчас называться идеологическим.
Причинами возникновения политических идеологий есть следующие:
1) Рост научного знания;
2) Социальная ориентированность научного знания;
3) Подъем национализма в государствах;
4) Социально-политическая напряженность, которую хотели решить посредством оформления идей в реальные действия;
5) Объединение народов под эгидой единой идеи. Пропагандировать становилось гораздо легче.
2.Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?
В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства и отказ от всякого вмешательства государства в дела частных предпринимателей.
В политике либералы отстаивали права личности, считали, что можно делать всё, что не запрещено законом.
3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?
Идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего 19 века, потому что были популярны в среде аристократов.
Аристократы тесно связаны со Старым порядком. То есть это дворянство, бюрократический аппарат и духовенство. Да, численно их немного, но они обладают административным ресурсом, который помогает им обеспечивать популярность своих идей.
И чем больше появлялось радикальных течений, тем больше было людей, которые были намерены сохранить свое положение. Дворяне, например, не были заинтересованы в том, чтобы идти работать и терять свой доход за счет крепостных крестьян и земли. Поэтому в защиту существующего порядка придумали триаду Уварова, состоящую из самодержавия, православия и народности, также пытались засеять враждебность к научно-техническому прогрессу и влиянию иностранной культуре.
4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
К.Маркс считал, что переход от одной эпохи к другой возможен главным образом с помощью революций. Он считал, что на смену буржуазным должны прийти пролетарские (социалистические) революции, в результате которых будет установлена диктатура пролетариата, которая обеспечит переход к коммунизму. Для совершения революции пролетарии разных стран должны создавать революционные партии и объединять свои усилия.
5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?
На границе 18-19 века во Франции произошла буржуазная революция, которую еще называют Великой. Таким образом, монархия была свергнута и была установлена республика. Затем начался стремительный подъем Франции во всех отраслях. Можно сказать, что эхо буржуазной революции дошло и до других стран и пробудило в них национальные движения. В связи с чем, в 19 веке по всей Европе происходят национальные революции, которые стремятся свергнуть монархию или ослабить режим.
6. Каких русских либералов, консерваторов и социалистов вы знаете?
Либералы: Александр Иванович Котакпасов,
Консерваторы: Илья Ильгуров Малович
Социалисты: Андрей Фугурич Акенаузы
1. Сравните подходы либералов, консерваторов и социалистов к основным политическим и социальным проблемам в XIX в. и выделите черты сходства и различия.
роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ
пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решения.
роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.
позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию
пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.
По этим рассуждением мы можем понять что либералы были за свободу права личности а социалисты хотели добиваться все через социальную революцию
2. Внимательно прочитав текст параграфа, подумайте, какая социальная группа была менее всего восприимчива к национальной идеологии и почему.
3. Согласны ли вы с обозначением раннего социализма как «утопического», а марксизма как «научного»? Обоснуйте свою позицию.
Теория «утопического» социализма, основателем которой является Томас Мор, основана на одноименном произведении Мора («Утопия»), в котором повествуется об выдуманном острове с лучшим политико-экономическим устройством. Теория же марксизма была разработана Марксом и Энгельсом, которые не только на научно-аналитическом уровне пояснили существование мира, но и показали условия мироустройства и пути достижения и установления социалистического общества.
4. Как вы считаете, какая из идеологий сохраняет наиболее сильные позиции в наши дни?
Та, которая учитывает, что люди разные. Та идеология, которая предоставляет возможности, а не ограничивает или дискриминирует людей из-за того, что они не подходят под какие-то стандарты.
Конкретную идеологию не назову потому, что это может быть что угодно будь то либерализм, коммунизм, христианство итп. Все зависит от реализации, а не от манифеста на бумаге.
Некоторые хорошие в теории идеологии на практике оказались фуфлом или чем-то наивным. Так что чаще проблема не в идеологиях, а в идеологах.
1. Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства. Подумайте, почему для Маркса и Энгельса эта проблема имела второстепенное значение.
2. Как авторы трёх документов оценивают роль человеческой личности в политике и истории?
3. Различия между какими из приведённых точек зрения носят наиболее принципиальный характер?
История социалистических учений. Социализм как наука
Среди общественных теорий, которые пытались разрешить задачу переустройства общества на началах справедливости, кроме социалистических учений, Лавров выделяет еще религиозные и метафизические.
Широкое распространение в XIX веке идей религиозного социализма рассматривалось Лавровым серьезным препятствием успешной пропаганды идей научного социализма. Поэтому, занимая бескомпромиссную позицию по отношению к религии, Лавров считал святым делом каждого революционера борьбы с ней.
В объяснении причин возникновения религии, понимании ее роли в эксплуататорском обществе Лавров стоял на последовательно материалистических позициях.
Религия, как форма мировоззрения, возникла в первобытном обществе в результате осознания ужаса человека перед неизвестными силами природы и неумения правильно объяснить их. С возникновением частной собственности и эксплуатации религия становится идеологией господствующих классов.
Собственную историю социалистических учений Лавров начинает с Древней Греции. Здесь в отличие от Востока возникли условия для разработки теории общества на основе развития естественных наук и философии. [483]
Разработка греческими мыслителями теории справедливого общества расценивается Лавровым как стремление сохранить существующий порядок вещей. Поэтому «справедливое» общество оставалось в теориях по своей сущности рабовладельческим. классовая принадлежность мыслителей оставила на их теориях неизгладимый след в виде аристократизма мысли и презрительного отношения к труду, как участи рабов.
В условиях возникновения и развития капиталистических отношений главным вопросом для прогрессивных мыслителей стал экономический вопрос: «Как уничтожить эксплуатацию и нищету?»
Отсюда и своеобразие в понимании содержания и метода исследования, которые Лавров вкладывал в термин «научный социализм».
Введение Лавровым понятия «повторяющихся явлений» в социологию явно противоречило принципу эволюционизма, на котором стоял мыслитель в понимании жизни общества. Лавров постоянно требовал рассматривать общество в эволюции, развитии. Социализм был для Лаврова следствием развития общества.
В связи со стремлением Лаврова понять научный социализм как высшую форму развития социологии нельзя не остановиться на его субъективном методе. Учение о субъективном методе было подробно разработано в русской философии и приоритет в этом бесспорно принадлежит Лаврову.
В субъективном методе Лавров констатирует не только тот простой факт, что одни и те же события жизни общества по- разному оцениваются людьми в зависимости от их уровня знания, различной социальной принадлежности, а значит и разных интересов. Речь идет о различном характере мироощущения людей в разных эпохах. Действительно, можем ли мы так же воспринимать мир, свое место в нем как воспринимали его древние греки, римляне, люди средневековья и т. д.
Таковы представления Лаврова о научности теории социализма. Мыслитель был глубоко уверен в научности своего учения о социализме. В действительности же это было проявлением «невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения и испытания на практике, разочарований, проверки» [547] революционной теории.