Чем было вызвано появление социалистических учений в 19 веке 9 класс
Вопросы по истории 9 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 4
Какую роль в жизни общества играла религия? Какие политические идеи предлагали просветители?
1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
Некоторые историки философии назвали 19-й век эпохой идеологии не потому, что само слово было тогда широко использовано, а потому, что большая часть мысли того времени можно было отличить от той, которая преобладала в предыдущие века, с помощью особенностей, которые сейчас называться идеологическим.
Причинами возникновения политических идеологий есть следующие:
1) Рост научного знания;
2) Социальная ориентированность научного знания;
3) Подъем национализма в государствах;
4) Социально-политическая напряженность, которую хотели решить посредством оформления идей в реальные действия;
5) Объединение народов под эгидой единой идеи. Пропагандировать становилось гораздо легче.
2.Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?
В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства и отказ от всякого вмешательства государства в дела частных предпринимателей.
В политике либералы отстаивали права личности, считали, что можно делать всё, что не запрещено законом.
3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?
Идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего 19 века, потому что были популярны в среде аристократов.
Аристократы тесно связаны со Старым порядком. То есть это дворянство, бюрократический аппарат и духовенство. Да, численно их немного, но они обладают административным ресурсом, который помогает им обеспечивать популярность своих идей.
И чем больше появлялось радикальных течений, тем больше было людей, которые были намерены сохранить свое положение. Дворяне, например, не были заинтересованы в том, чтобы идти работать и терять свой доход за счет крепостных крестьян и земли. Поэтому в защиту существующего порядка придумали триаду Уварова, состоящую из самодержавия, православия и народности, также пытались засеять враждебность к научно-техническому прогрессу и влиянию иностранной культуре.
4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
К.Маркс считал, что переход от одной эпохи к другой возможен главным образом с помощью революций. Он считал, что на смену буржуазным должны прийти пролетарские (социалистические) революции, в результате которых будет установлена диктатура пролетариата, которая обеспечит переход к коммунизму. Для совершения революции пролетарии разных стран должны создавать революционные партии и объединять свои усилия.
5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?
На границе 18-19 века во Франции произошла буржуазная революция, которую еще называют Великой. Таким образом, монархия была свергнута и была установлена республика. Затем начался стремительный подъем Франции во всех отраслях. Можно сказать, что эхо буржуазной революции дошло и до других стран и пробудило в них национальные движения. В связи с чем, в 19 веке по всей Европе происходят национальные революции, которые стремятся свергнуть монархию или ослабить режим.
6. Каких русских либералов, консерваторов и социалистов вы знаете?
Либералы: Александр Иванович Котакпасов,
Консерваторы: Илья Ильгуров Малович
Социалисты: Андрей Фугурич Акенаузы
1. Сравните подходы либералов, консерваторов и социалистов к основным политическим и социальным проблемам в XIX в. и выделите черты сходства и различия.
роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ
пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решения.
роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.
позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию
пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.
По этим рассуждением мы можем понять что либералы были за свободу права личности а социалисты хотели добиваться все через социальную революцию
2. Внимательно прочитав текст параграфа, подумайте, какая социальная группа была менее всего восприимчива к национальной идеологии и почему.
3. Согласны ли вы с обозначением раннего социализма как «утопического», а марксизма как «научного»? Обоснуйте свою позицию.
Теория «утопического» социализма, основателем которой является Томас Мор, основана на одноименном произведении Мора («Утопия»), в котором повествуется об выдуманном острове с лучшим политико-экономическим устройством. Теория же марксизма была разработана Марксом и Энгельсом, которые не только на научно-аналитическом уровне пояснили существование мира, но и показали условия мироустройства и пути достижения и установления социалистического общества.
4. Как вы считаете, какая из идеологий сохраняет наиболее сильные позиции в наши дни?
Та, которая учитывает, что люди разные. Та идеология, которая предоставляет возможности, а не ограничивает или дискриминирует людей из-за того, что они не подходят под какие-то стандарты.
Конкретную идеологию не назову потому, что это может быть что угодно будь то либерализм, коммунизм, христианство итп. Все зависит от реализации, а не от манифеста на бумаге.
Некоторые хорошие в теории идеологии на практике оказались фуфлом или чем-то наивным. Так что чаще проблема не в идеологиях, а в идеологах.
1. Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства. Подумайте, почему для Маркса и Энгельса эта проблема имела второстепенное значение.
2. Как авторы трёх документов оценивают роль человеческой личности в политике и истории?
3. Различия между какими из приведённых точек зрения носят наиболее принципиальный характер?
ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 11 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке
Стр. 87. Ключевые вопросы
В чём состояла суть основных идейных течений, сложившихся в европейском обществе в Новое время? Какое организационное оформление они имели к концу XIX в.?
Основными идейными течениями XIX века были консервативное, либеральное и социалистическое.
Консервативное течение.
— идеал общественного устройства — в порядках прошлого;
— человеку от природы присущи зло и порочность, только религия и власть короля защищают от них(Жозеф де Местр) ;
— последствия промышленного переворота разрушительны для общества (Жан де Сисмонди).
Идей консерватизма придерживалась старая знать, крупные землевладельцы, недовольные индустриализацией крестьяне. В Великобритании эти взгляды разделяла партия тори.
Одновременно консерваторы поддерживали развитие благотворительности, связанной с предоставлением бесплатного жилья, организацией питания и образования для бедных детей.
Либеральное течение.
— свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику (Адам Смит);
— равенство граждан перед законом;
— отмена сословных привилегий.
Либералов поддерживали предприниматели, выступавшие за личную инициативу и преодоление пережитков феодализма. В парламенте идеи либерализма разделяла партия вигов.
Социалистическое течение.
— идея социалистического общества, где все люди равны;
— товарищества трудящихся, обменивающихся необходимой продукцией (Роберт Оуэн);
— введение всеобщего и равного избирательного права, представительство трудящихся в парламенте (Луи Блан);
— анархия (безвластие) — идеальный тип общественного устройства (Жозеф Прудон).
Стр. 94. Итоговые вопросы.
№ 1. Систематизируйте информацию об основных идейных течениях XIX в. в таблице.
Консерваторы | Либералы | Социалисты | |
---|---|---|---|
Социальная база | Представители старой знати, крупные землевладельцы, аристократия, крестьяне, недовольные развитием индустриализации | Предприниматели, банкиры | Рабочий класс |
Основные ценности | Идеал общественного устройства — в порядках прошлого. Отрицание идеалов Просвещения | Личная инициатива, преодоление пережитков феодализма, равенство перед законом | Справедливое социалистическое общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых. |
Соотношение интересов личности и общества (государства) | Интересы общества на первом месте. | На первом месте интересы личности | Интересы общества на первом месте. |
Способы совершенствования общества | Активная благотворительность: бесплатное жильё, питание и образование. | Свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику. Выступали за реформы, но допускали революцию | Создание товариществ рабочих, переход управления предприятиями в руки государства |
Партии, идеологи | Тори. Жозеф де Местр, Жан Шарль Симонд де Сисмонди | Виги. Адам Смит, Давид Рикардо, Вильгельм Гумбольдт, Алексис Токвиль, Анри Сен-Симон | Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан, Жозеф Прудон, Карл Маркс, Фридрих Энгельс |
№ 2. Подготовьте сообщение об одном из идеологов либерального движения в странах Европы в XIX в. (по выбору).
№ 3. Объясните, кто такие социалисты-утописты. Как соотносились их идеи и социальные эксперименты, проводившиеся в первой половине XIX в.?
Социалистов начала XIX века называют утопистами, поскольку их идеи в то время не могли воплотиться на практике.
Роберт Оуэн, крупный фабрикант, улучшивший условия труда и быта своих рабочих, пришёл к выводу, что основными источниками социальных проблем являются рыночная экономика и частная собственность. Он стремился к обществу, в котором трудящиеся работали бы для удовлетворения своих нужд, обмениваясь необходимыми товарами. Попытки воплотить эти идеи в Великобритании и США привели к разорению Оуэна.
Подобные представления были и у французского мыслителя Шарля Фурье, который верил, что люди в будущем станут образовывать коммуны-фаланги, выбирая работу по вкусу. В центре каждого участка должны находиться огромные дворцы, в которых члены фаланги могли бы трудиться и отдыхать.
№ 4. Охарактеризуйте марксизм как идеологию и политическое движение (предпосылки и время возникновения; социальная база; программные установки; тактика движения). Дайте оценку роли основоположников этого движения.
Развитой версией утопического социализма стал марксизм, разработанный в конце 1840-х годов Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Возникновение марксизма определяется как экономическими и социально-политическими предпосылками, так и теоретическими источниками. Наиболее полно идеи марксизма были описаны в труде «Капитал» Маркса (первый том был издан в 1867 году). Маркс пришел к выводу, что обогащение промышленников сопровождаются ростом бедности пролетариев.
История виделась марксистам в категориях восхождения от первобытно-общинной и рабовладельческой формаций к коммунистической, лишённой внутренних противоречий, социальных и межнациональных конфликтов, войн между народами.
Идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса оказали роль на будущие революционные движения и на ход мировой истории в целом.
№ 5. Объясните, почему стало возможным и какое значение имело создание международных рабочих организаций (Интернационалов) в XIX в.
Для реализации своих идей Маркс и Энгельс занялись политической деятельностью. В 1864 году был создан I Интернационал, установивший связи с профсоюзным движением. Под его влиянием в промышленных странах сложились группы социал-демократов и социалистов, принявших марксистскую теорию. После разгрома Парижской коммуны I Интернационал был запрещён, а в 1876 году распущен в большинстве стран Европы.
В 1889 году был учрежден II Интернационал, ставший координационным центром различных социал-демократических групп. Во многих индустриальных странах появились партии рабочего класса: в Германии (1869), США (1901), Франции (1905), Великобритании (1906).
Социалисты и социал-демократы были избраны в парламенты Германии, Великобритании и Франции, получив возможность легально отстаивать интересы трудящихся.
№ 6. Проведите обсуждение на тему «Пути развития социалистического движения на рубеже XIX—ХХ вв.». В чём заключалось различие взглядов социал-демократов на задачи и тактику борьбы?
1) социалисты-утописты. Задача: построение справедливого общества, в котором не будет богатых и бедных. Тактика: создание коммун или общин, в которых люди смогут заниматься любимым делом и обмениваться необходимой продукцией.
3) марксисты. Задача: установление власти и переход к коммунизму. Тактика: законным путем отстаивать интересы трудящихся.
№ 7*. Рассмотрите проблему. Как соотносились национальные идеи и проявления интернационализации в европейском общественном движении во второй половине XIX в.? Кто и в каких ситуациях поддерживал одну или другую тенденцию? Приведите примеры.
Национальные идеи в Европе широко распространились в эпоху Наполеоновских войн. Немецкие мыслители Гердер и Фихте в начале XIX века выдвинули идею об особом германском национальном духе, праве немцев самостоятельно творить свою историю. В крупнейшей колониальной империи Великобритании популярной была идея господства белого человека, изложенная писателем Киплингом. В США сложилось убеждение, что призвание Америки — распространять идеалы свободы и демократии. Однако сторонникам национальных идей не удалось создать свои политические партии.
В отличие от национализации интернационализация ставила на первое место единство рабочих-пролетариев Европы. Под влиянием идей Маркса и Энгельса в Германии, США, Франции и Великобритании появляются партии рабочего класса. Социалисты и социал-демократы были избраны в парламент Германии, Великобритании и Франции.
Раздел IV ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В.