Чем бьют животных в цирке
В сети обсуждают ролик, на котором артисты цирка жестоко истязают животных
Видео вызвало широкий общественный резонанс. Зоозащитники подали жалобу в правоохранительные органы. Сейчас проводится проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Кадры, на которых известный артист дрессирует обезьяну, сняты на арене петербургского цирка на Фонтанке. Одна из активисток движения в защиту животных устроилась туда рабочей, чтобы запечатлеть, как проходит подготовка номеров с братьями нашими меньшими.
Крики, визги, стоны за кулисами, не слышны на арене. В следующем эпизоде, но уже другой труппы, приехавшей на гастроли в Петербург, кенгуру молча умирает на боксерском ринге от побоев дрессировщика.
В петербургском цирке говорят, что эти артисты не их сотрудники, а всего лишь гастролеры. Поэтому ответственности за подобные действия руководство учреждения не несет. Хотя и не одобряет.
За условиями содержания и методами дрессировки в российских цирках должна следить ветеринарная служба. Но здесь о фактах жестокого обращения с животными та кже узнали только после публикации этой видеосъемки.
«Если возникает у животного перелом, явное травмирование происходит, то проводится служебное расследование в цирке. Этот факт не могут где-то замять. В житейском смысле можно предположить, что где-то что-то проскакивает. На это есть житейская мудрость: «В семье не без урода» – отмечает начальник отдела зоотехнической работы и защиты животных ФКП РГП РЦК Юрий Базаров.
На это российские дрессировщики обычно возражают: цирковых животных нельзя отпустить в дикую природу, а домов престарелых для них пока не придумали. Противники зверского цирка предупреждают, что и впредь намерены подсматривать, вернее, присматривать.
Сбор подписей за гуманный цирк начался с Петербурга. Татьяна Колганова на всю жизнь запомнила свой единственный визит в цирк в дошкольном возрасте. Тогда она увидела, как тигров стегали кнутами и били прутьями.
Обращение передадут новому директору цирка на Фонтанке Вячеславу Полунину, надеясь, что этот артист, ставший известным именно как представитель гуманного циркового жанра, их обязательно поддержит.
“Концлагерь 21 века”. Как в цирке дрессируют животных
Однако в последние годы всю большую и большую силу набирает движение активистов, утверждающих, что дрессировка животных является крайне жестоким процессом. Эти люди призывают запретить выступления зверей в цирке.
Боль или угощение?
Изучая работы академика Ивана Павлова, посвящённые рефлексам, он ввёл в российский обиход безболевой (или поощрительный) метод дрессировки, который,согласно широко распространённой точке зрения, превалирует в цирковом деле до сих пор.
Шокирующие свидетельства
В публичное информационное пространство время от времени проникали сведения, что дрессировка без карательных методов, в общем, невозможна.
Заслуженный ветеринарный врач России Евгений Сибгатулин в докладе “Дрессура как антигуманное явление в современном обществе” говорил:
Заслуженный артист России, бывший дрессировщик Владимир Дерябкин в своих интервью также рассказывал:
“Правда о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными.
Наиболее яркие свидетельства масштабного применения насильственных методов в цирковой дрессировке удалось добыть активистке Центра защиты прав животных «ВИТА» Оксане Даниловой.
Девушка устроилась уборщицей в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (также известный как Цирк Чинизелли).
Получив доступ в это учреждение, она не только увидела всё своими глазами, но также смогла пронести камеру и сделать несколько фото и видео.
Помимо методов дрессировщиков, Данилова крайне негативно отзывалась об условиях содержания животных:
Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси.
Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него”.
Опубликованные материалы вызвали общественную реакцию и вынудили работников цирковой индустрии дать комментарии.
Главный режиссёр Санкт-Петербургского цирка Виктор Саврасов заявил, что не знал о применении таких методов (хотя некоторые репетиции проводились на главной арене цирка). Он назвал запечатлённого на видео дрессировщика профессионалом и прекрасным артистом, но заметил, что такие методы ни в какие ворота не лезут.
Один из самых известных цирковых артистов в России, директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный осудил действия дрессировщика с обезьянами. Тем не менее, он не отрицал наличия карательных методов и в своём дрессировочном процессе:
“И у него такие от ужаса глаза…”
“Раза четыре у меня на программе были профессиональные дрессировщики с собаками, которые делали такие трюки… естественно, никто из обычных собак такое близко повторить не может.
Ещё одна известная телеведущая, Ольга Шелест, делится своими впечатлениями от участия в передаче “Цирк со звёздами”:
На сегодняшний день более 50 стран мира полностью или частично запретили использование животных в цирковых представлениях.
Вся правда о дрессировке животных в цирке
По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же — многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками
По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же — многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками.
Дария Ярхамова — Казань
Журналисты издания KazanFirst задались вопросом и побывали в закулисье именитого цирка Гии Эрадзе, чтобы узнать, правда ли, что животных непременно нужно бить, чтобы научить трюку, и на каких азах дрессуры зиждется выступление.
Александр Дудкин и Риччи
На служебном входе в Казанский цирк нас встречает администратор и ведет на экскурсию по закромам «Королевского цирка Гии Эрадзе». Первым нашим интервьюером оказался очаровашка-шимпанзе Ричард со своим доброжелательным дрессировщиком Александром Дудкиным.
— Риччи 12 лет. Он с самого детства в цирке. Поступил к нам еще годовалым. Стал одним из первых воспитанников Гии Эрадзе. Когда я пришел в цирк, Риччи было почти шесть лет. Он сразу принял меня как вожака, стал проявлять уважение и начал подражать, — вспоминает Александр Дудкин.
Дрессировщик сидел на скамейке в окружении зеленых бутафорских пальм, а рядом с ним — высокий коренастый джентльмен в логотипном костюме, форма — отличительная черта коллектива Гии Эрадзе. Джентльмен обнимал «хозяина» за плечи и с любопытством смотрел на нас с фотографом. С первых минут разговора мы уяснили, чтобы дрессировать обезьян, надо поощрять их угощениями. А когда животное еще маленькое, то с ним нужно обращаться нежно и ласково, как с ребенком, и постоянно быть рядом. 12-летних обезьян по умственному развитию можно сравнить с 6-летним ребенком — все понимают и иногда капризничают.
— Практически ты живешь с обезьяной, чтобы она воспринимала тебя как отца, — замечает собеседник.
У обезьян в природе заведено, что в стае должен быть один лидер. Если его нет, то они начинают драться и выявлять его, в цирке этим лидером является дрессировщик.
— Процесс работы происходит так: сначала ты наблюдаешь, играешь с обезьяной, в процессе игры она делает какой-то трюк сама. Твоя задача — подловить ее на этом и затем закреплять уже действие угощением, — раскрывает особенности работы с животными Александр Дудкин.
По словам дрессировщика, когда обезьяны вырастают, к ним надо относиться строже. При прогулке они всегда должны идти рядом и держать зрительный контакт. А еще обезьяны могут есть с руки. Риччи, к примеру, никогда не откажется от протянутого фрукта. Любимые лакомства — бананы и киви. По вечерам кушает каши и пьет сладкий чай. Сам держит чашку. Еще любит газировку: фанту, колу, пепси. Обожает шоколад и конфеты.
— Дашь ему шесть плиток шоколада, так он их все съест за раз. Но обезьяны предрасположены к диабету, поэтому шоколада мы ему много не даем. В день можно только два кусочка, — рассказывает собеседник.
Еще Риччи сам снимает свою одежду. Любит ходить голышом.
— Ему нужны прогулки на свежем воздухе. Чем больше, тем лучше. Но зимой мы с ним не гуляем, потому что у обезьян иммунитет слабее, чем у человека, — замечает дрессировщик. Вот и в Казани с Риччи еще не гуляли на улице. Температура пока неподходящая.
По словам дрессировщика, содержание обезьяны обходится недорого. Он ест столько же, сколько и человек средней комплекции.
— Мы не даем Риччи контактировать с другими животными, потому что он большой. Но если во время одного из выступлений случайно встретится с лемуром, то он его обойдет. Так он показывает себя вожаком среди них, — рассказывает Александр Дудкин.
Ричарду уже не требуется частая дрессировка. Хватает двух-трех раз в неделю. А вот когда он был маленьким, с ним надо было репетировать каждый день по несколько часов и находиться рядом целыми днями.
Многие обращали внимание, что на обезьянах есть поводки. Это не столько ограничение, сколько связь между животным и его дрессировщиком. Когда обезьяна маленькая, то ее не держат на поводке: от детенышей нет вреда другим людям. А взрослая особь слушается только дрессировщика, и даже если кто-то из людей скажет ему «нет», он может воспринять это как «да». Вот и Риччи нельзя ходить без поводка, потому что он может быть непредсказуемым. А если учесть, что весит наш герой 60 кг, то игры с прохожими могут быть опасны.
— Риччи хитрый. Когда приходишь с утра к нему в вольер, то обнаруживаешь какую-то вещь, и непонятно, откуда он ее достал, — улыбается собеседник.
По его словам, Ричард понимает интонацию. Если он начал вести себя неподобающим образом, то его одергивают словесно.
Людмила Суркова и ее хищники
Следующий наш пункт экскурсии — комната с тиграми. К нашему удивлению, дрессировщиком хищных животных оказалась хрупкая женщина Людмила Суркова.
— Не подходите близко к клеткам, — скомандовал кто-то.
Но как к ним можно не подходить близко? Чтобы проникнуть в комнату к хищникам, надо было пройти в самой близи от клетки — 15 см. По бокам от нас стояли пересадки, спереди стояли вольеры, сзади выход из комнаты прикрывала решетка. И в каждой из них метались тигры. Хищнические глаза нас буравили взглядом. Все пространство мне казалось огромным полосатым рыжим ковром, который гремел о железные прутья.
— Это те же кошечки, только большие, — говорит Людмила Суркова улыбаясь. — Мне не нужно как-то преодолевать страх. Если боишься, к ним лучше не заходить, потому что хищники прекрасно чувствуют это. Страшно мне было лишь однажды, когда я вышла из вольера. Это было как осознание: господи, что я только что сделала.
Людмила — дрессировщик с 10-летним стажем. С детства мечтала стать именно «воспитателем» тигров.
— С ними у меня полное взаимопонимание, — широко улыбается собеседница. Сказать по правде, своими чертами она сама похожа на тигра.
Всего в шоу Гии Эрадзе четыре африканские львицы и 10 амурских, суматранских и бенгальских тигров. У Людмилы Сурковой все любимчики, но самые-самые — это те, которые отличаются большим умом и сообразительностью. Таким является Пират.
— Был случай, когда я рассказывала «им» новый трюк, Пират подошел и стал делать его, а ведь он ни разу до этого его не исполнял, — рассказывает наша собеседница.
Трюки объясняются телесным контактом. Чтобы сделать какое-то движение, тигры приманиваются вкусностями. Некоторые даже едят с рук. Но это зависит от настроения хищника.
Тигры — кошки, которые любят поплавать, поэтому летом они содержатся на свежем воздухе, если это позволяет территория цирка, в огромных вольерах с бассейнами внутри. А вот выгуливать их на поводке — безумие. Даже если это делают несколько человек. От этого могут пострадать не только дрессировщики, но и сами тигры. От смены окружающего пейзажа кошка может просто испугаться, так как их «звездная жизнь» проходит только на территории цирка, а она, как правило, типичная.
— У нас есть контактные трюки. Например, поцелуй с большой львицей. Хищник берет мясо изо рта. Это очень опасный трюк, когда его клыки находятся рядом с твоим лицом, — рассказывает собеседница.
По ее мнению, вся дрессировка зиждется на воспитании.
— Мы берем их маленькими, воспитываем, приручаем к себе, спим с ними в одной постели. Никто никого не должен бояться. Ни ты — животное, ни оно — тебя. Между вами должно быть доверие. Если животное делает трюки за счет своего страха, то когда-нибудь оно кинется на тебя и отомстит. Главное в нашем деле — любовь, взаимопонимание и ласка, — рассказывает Людмила Суркова.
Если говорить о рационе, то одному взрослому тигру нужно в день от 6 кг мяса. Причем разного: свинина, говядина, курица, кролики, иначе хищники не будут такими красивыми, упитанными и здоровыми. Львы же, наоборот, подвержены ожирению. Если их перекармливать, то они станут толстыми и неподвижными. И у них начнутся проблемы с сердцем, почками и печенью. А репетиции и тренировки — это просто физические упражнения, чтобы у животных сохранялись красота и грация.
— Азы дрессировки — это когда животное знает свое место и сидит там. У нас это тумба, — добавляет Людмила Суркова.
У каждого тигра — своя роль. Каждый исполняет только те трюки, на которые способен. У Людмилы есть тигрица Клепа, которая не боится высоты. С ней она качается на качелях. Людмила — единственная в мире девушка, кто выполняет этот трюк со времен Ирины Николаевны Бугримовой.
Тигры для цирка рождаются в зоопарках
— Есть определенные стандарты. Нельзя брать животное из дикой природы — это условие работы в цирках. Лекс (белый тигр) прибыл к нам из зоопарка в ЮАР. Джина (львица) — из Караганды. Из зоопарка в Сочи мы берем тигров с удовольствием, ведь там они рождаются с хорошей генетикой и характером, — замечает собеседница.
Оказывается, по мордочкам все хищники разные, и у всех разные полоски. Полоски у тигра — это как отпечатки пальцев у человека. По словам Сурковой, дрессировка у тигров долгая. Уходит много времени, чтобы репетировать новые трюки, — недели, месяцы, а иногда даже года.
Еще тигры очень любят шалить. Даже на представлениях, когда дрессировщица не видит. У дрессировщика есть палочка, которая называется «стэк». Это продолжение руки. Случалось, что у Людмилы Сурковой тигры отнимали палочку. Так они играют и хотят, чтобы человек просто с ними поиграл.
— Стэком можно шлепать тигра. Если это наказание, то у тигра самое больное место — нос. Но стэком можно и погладить и даже пузико ему почесать, — рассказывает она.
У дрессировщика есть помощники. Они находятся за клеткой. У каждого из них своя задача – кому-то необходимо следить за тигром, кому-то за львицей, есть и те, кто стоит на защите в случае опасности. Так же за манежем есть люди, отвечающие за то, чтобы зритель не приближался к клетке. На манеж хищников выкатывают в специальных переносках, не в ручную, а на колесах. Из вольера, в котором они содержатся, они сами садятся в них. Даже знают, кто с кем сидит и кто за кем должен войти.
— Несколько раз на меня нападали. В такие моменты думаешь, сколько у них силы и чем это все может закончиться. Один раз они прижали меня к стене. Просто хотели поиграться. Встали на задние лапы, а передними оперлись на меня. Я думала, что не выдержу нагрузки на позвоночник. Тогда на меня навалилось порядка 400 кг. Слава богу, не травмировали. Спрыгнули сами, — вспоминает собеседница.
За многолетнюю карьеру у Людмилы Сурковой был момент, когда тигрица случайно зацепила ее когтем за подушечку большого пальца. Главное — успокоить тигрицу и снять ладонь с когтя, ведь большая кошка может испугаться, что причинила вред. За такие проступки мы не наказываем — она ведь неспециально.
Что касается потомства, то размножать тигров в цирке нельзя. Условия для выращивания малышей здесь сложные. Тигрица может принести трех-четырех котят, всех их «домой» не заберешь одновременно. Поэтому в период гона тигриц отсаживают подальше от самцов. Но если случается, то воспитывают как родных детей.
Другие животные
Дальше нас повели смотреть лошадей и других травоядных. Мы с фотографом с облегчением вышли из хищной комнаты. Первым делом мы увидели носух и дикобразов. Носуха — это хищник, но всеядный, питается как мясом, так и фруктами. Затем мы прошли мимо комнаты кенгуру по кличке Кенга. Это мальчик. Ему семь лет.
— В Советском Союзе у известного дрессировщика Владимира Дурова был кенгуру-боксер, долгое время данный номер являлся визитной карточкой советского цирка. Сейчас все реже можно встретить этих животных в цирке. Кенгу нам подарили. Его кормят овощами, фруктами и сеном, — рассказала администратор Кристина.
Затем мы прошли на конюшню к парнокопытным.
— Зебре Эле 14 лет. Попала к нам, когда ей было три года. У парнокопытных до определенного возраста хрупкие кости. Их растят, а потом уже передают в зоопарки, в конный спорт или цирку, — объяснила нам наш «экскурсовод».
Дальше были ламы, карликовые пони, африканская антилопа Джафар, лошади породы Андалуз, величественные черные Фризы и верблюды. Все они содержатся в денниках, часто гуляют во дворе при теплой погоде и каждый день репетируют. Наша экскурсия завершалась. Выйдя из цирка, фотограф признался, что с трудом перенес комнату хищников, а я почувствовала, что мои руки сохранили запах тигров, которых мы гладили.
Мы постарались приоткрыть тайну закулисья, секреты дрессуры и на себе почувствовали весь груз ответственности за братьев наших меньших.
Чем бьют животных в цирке
Изнанка дрессировки хищников в репортаже 360
Увидеть цирк изнутри, как видит его дрессировщик. На выступлении или во время репетиции, когда в цирке нет зрителей. Узнать, как львов и тигров обучают новым трюкам; почему хищники слушаются людей и как заставить тигра впервые прыгнуть в огонь; почему лев не убивает дрессировщика во время трюка с кормлением. Репортаж 360 о «кухне» братьев Запашных.
Если животное не будет полностью мне доверять, то оно просто-напросто меня убьёт
Объяснил Аскольд Запашный на первой в истории публичной репетиции, которую они с братом Эдгардом провели в Большом Московском Цирке. И сразу после этого сунул голову в пасть льву.
На публичной репетиции Запашные частично показали изнанку дрессировки и жизни на манеже: как животные относятся друг к другу и к укротителям, чем их кормят, как приучают к сцене и к людям, каким образом разучивают новые трюки.
Но главные вопросы остались без ответа: как на самом деле в цирке Запашных относятся ко львам и тиграм? Их боятся или любят? Их подчиняют или приручают? Бьют или дрессируют? Нам удалось попасть на закрытую репетицию и задать вопросы без свидетелей. Ответы на них в репортаже в формате 360-видео.
Репортаж в формате 360 можно посмотреть на компьютере прямо из браузера. На смартфоне его можно открыть через приложение РИА.Lab или через YouTube.
В этом случае вы окажетесь «внутри» истории, а экран телефона станет вашим «окном». Но для максимального погружения репортаж лучше всего смотреть в шлеме виртуальной реальности.
По нашей просьбе Аскольд перед выходом на арену надел на себя камеру-360. Эдгард отказался: волновался, что звери будут нервничать при виде новой, незнакомой штуки на груди дрессировщика.
Но обошлось: львы и тигры отреагировали на камеру абсолютно спокойно. Правда, чтобы больше не рисковать, неделю спустя на закрытой репетиции мы подвесили камеру сверху, в трёх метрах над манежем.
Оба ракурса – и от первого лица, и из-под купола – позволяют взглянуть на цирк и его артистов, на зверей и их дрессировку, на подготовку и исполнение трюков под совершенно новым углом. И в буквальном, и в переносном смысле.
Дрессировщик Запашный со львом во время выступления
© Фото : Пресс-служба Большого Московского Государственного Цирка/Наталья Львова
В день публичной репетиции на арену ко львам и тиграм вышли оба брата Запашных. Именно там и тогда Аскольд и сказал: «Если животное не будет полностью мне доверять, то оно просто-напросто меня убьёт».
И люди, и коты весь вечер всячески подтверждали этот тезис. Звери рычали, показывали клыки и когти, пытались схватить палку в руках дрессировщика – но при этом позволяли себя трогать, почти не нарушали дисциплину и выполняли все трюки.
Зато на закрытой репетиции, когда зрителей не было, отношения между животными и дрессировщиками выглядели по-другому. На манеже с хищниками был только Эдгард Запашный с помощниками – и он не стеснялся в выражениях, покрикивал на котов, щёлкал хлыстом. Но и те проявляли характер: упрямились, шкодили и сами решали, хотят они выполнять трюк или нет.
Но дрессировка – это не только трюки. Запашные показали и рассказали, как львов и тигров обучают не бояться сцены и людей; чем и как часто кормят котов; каким образом коты проявляют свою индивидуальность и как дрессировщики это учитывают.
Не будем за вас отвечать на вопрос, могут ли животные выступать в цирке вообще и как к ним относятся в Большом Московском цирке в частности. Ответьте сами себе, посмотрев репортаж. Но к одному выводу мы всё-таки пришли: львы и тигры для Запашных – не рабы, но и не друзья. Скорее, просто большие кошки.
Аскольд и Эдгард – потомственные дрессировщики. Они общались с хищными котами с детства вместе с отцом, знаменитым дрессировщиком Вальтером Запашным. Это судьба большинства цирковых детей – быть вовлеченными в работу на манеже с дошкольного возраста.