Чем делится каратаев с пьером
Платон Каратаев
Платон Каратаев – второстепенный персонаж романа «Война и Мир». В жизни Пьера Безухова этот герой сыграл определяющую роль и «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не имеет реального прототипа и изображен Л.Н. Толстым, как собирательный.
Описание героя
Платон Каратаев. Актер М. Храбров. Х/ф «Война и Мир». 1967
Платон Каратаев появляется лишь в нескольких главах романа, но это не умаляет его роли в сюжетной линии, связанной с Пьером Безуховым. С этим человеком Безухова свела судьба в балагане для пленных.
Внешность Каратаева
Так выглядел этот герой в воспоминаниях самого Пьера: «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости». Французская шинель, в которую был облачен Каратаев, подпоясывалась обыкновенной веревкой, обувь представляла собой крестьянские лапти, на голове была фуражка.
Элементы биографии
Каратаев – бывший крестьянин, имевший раньше небольшое хозяйство. Он не был зажиточным, но и бедствующим его тоже назвать было нельзя. Когда-то у него была жена и дочка, которая умерла совсем маленькой. Платон был неграмотным, но Пьера поражали его рассуждения, – настолько они были мудры и назидательны. Все его знания представляли собой сгусток его собственного жизненного опыта. В армии он оказался по несправедливому обвинению за вырубку барского леса. Но, несмотря на незаслуженное наказание и тяготы армейской жизни, он не озлобился ни на людей, ни на собственную судьбу.
Духовное богатство
Платон не имел «привязанностей, дружбы, любви» в том смысле, в каком эти категории были привычны Пьеру, в то же время, он любил все, с чем сталкивался в жизни. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера», он любил весь мир, частью которого себя ощущал. И эта вселенская любовь помогала ему справляться с ударами судьбы покорно и мудро. Эта народная мудрость была заключена в тех бесчисленных поговорках и присказках, которыми была усыпана его речь: «Час терпеть, а век жить», «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки». Его слова и голос были наполнены глубоким сочувствием для всех, кто в нем нуждался. Платон не был похож на других, хотя остальные пленные не видели в нем ничего необычного и считали самым обыкновенным солдатом. В воспоминаниях Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Философия жизни
Влияние на Пьера Безухова
Перед тем, как познакомиться с Каратаевым, Безухов испытал сильнейшее душевное потрясение. Когда он увидел, как солдаты против своего желания были вынуждены расстреливать ни в чем не повинных людей, «в нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…»
Этот простой, неграмотный русский солдат помог Безухову уравновесить свой внутренний миропорядок, основой которого являются взаимопонимание и любовь. Самое главное, Пьеру удалось избавиться от не дававшего ему покоя вопроса, «зачем?» Безухова захлестнула волна радости от того, что он, наконец, перестал искать смысл жизни, потому что понял, что этот смысл – в самой жизни, в понимании и принятии того, что везде и во всем присутствует Бог, любовь которого защищает каждого человека. Именно в плену, в этом жутком балагане Пьер снова обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, а «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
При последней встрече Каратаев сидел под березой и «смотрел на Пьера своими добрыми глазами… видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел».
Роль героя в произведении
В образе Платона Караваева сосредоточен собирательный образ простого русского мужика, в котором отражена народная философия. В непривычных для героя условиях ярко проявляется его высокая духовность. Толстой изобразил поистине сильную личность. Благодаря таким людям, способным не поддаваться никаким трудностям, и была одержана победа русской армии.
То знание, которое получил Пьер во время общения с Платоном Каратаевым, стало для него высшим воплощением простоты, добра и правды. Вспоминая о пережитом, Пьер говорил своим знакомым о Каратаеве: «…вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».
Платон Каратаев («Война и мир»)
В романе «Война и мир» автор показывает не только представителей аристократического общества. Он уделяет достаточное внимание образам крестьян: это и колоритный образ Тихона Щербатого, и крепостные Болконских и Ростовых, и жители окрестных деревень. Особое место в романе занимает Платон Каратаев, с которым Пьер Безухов познакомился в плену.
Характеристика образа Платона Каратаева помогает читателям понять путь нравственных исканий самого Толстого: в конце 60-х годов XIX в. он пришёл к убеждению, что смысл жизни и истинное счастье заключаются не в суетности и пустоте светской жизни, а в действенной любви к ближнему, во взаимопонимании между людьми. К этим мыслям приходит в результате долгого пути поисков смысла жизни и один из любимых героев автора — Пьер Безухов.
Встреча
В занятой французами Москве Пьера Безухова обвиняют в организации пожаров. Пожары действительно становятся всё сильнее, но до сих пор нет окончательного мнения о том, кто именно сжёг Москву: армия Наполеона, жители города по приказу московского градоначальника Ростопчина или сами русские патриоты организовали поджог при оставлении города. Пожары длились почти неделю, французы обвинили в этом жителей Москвы — так Пьер оказался в числе «поджигателей». Его допрашивал сам генерал Даву, а после этого, как преступника, Пьера приговорили к казни. Но затем казнь была заменена пленом. Здесь, в плену у французов, Пьер Безухов познакомился с Платоном Каратаевым. Вместе провели они в плену 4 недели, и за это время Платон Каратаев становится не только близким человеком для Пьера, но и полностью переворачивает его мировоззренческую позицию.
Характеристика Платона Каратаева
Внешность
Внешность Платона своеобразна. Ему уже более пятидесяти лет, но ни в волосах, ни в бороде его не было ни одного седого волоса, хотя в XIX в. людей этого возраста уже считали стариками. Впрочем, он сам не знает точно свой возраст. Весь его облик казался круглым, без резких черт и выдающихся деталей в лице и всей фигуре. Даже руки у него казались круглыми, потому что он всегда держал их так, как будто в любой момент был готов кого-то обнять. От него веяло какой-то особой мягкостью и спокойствием.
Невысокий рост и широкие плечи ещё более подчёркивали округлость его фигуры, а карие глаза были наполнены светом и душевным теплом. Даже морщинки на его лице были округлыми, придавая ему «выражение невинности и юности…».
Пьеру нравился голос Платона Каратаева — приятный, певучий и ласковый. Он и сам был ласков со всеми, кто его окружал, даже с французами и с бездомной собакой.
Жизненный путь
Платон Каратаев происходил из обеспеченной крестьянской семьи. Он был женат, но единственная его дочь умерла в раннем детстве. Он радостно вспоминает свою крестьянскую жизнь: «Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу…».
Солдатом он стал случайно: рубил лес в чужой роще, был пойман и отправлен в солдаты. Но это он посчитал даже благом, т.к. тем самым выручил своего младшего брата, которого должны были забрать в солдаты, но у него была большая семья. С солдатской жизнью Платон смирился, хотя очень тосковал по своей деревне.
Участвовал в нескольких военных походах, попал в госпиталь в Москве, но при сдаче города оказался в плену у французов. Когда французы оставили Москву, они погнали пленных вслед за своей армией, но Платон Каратаев не смог выдержать сложного похода: он ослабел, заболел и был убит французами.
Характер
Речь Платона была быстрой, образной, он часто употреблял поговорки, пословицы, любил петь. Толстой отмечает, что он пел, как поют птицы — свободно, без оглядки на то, что его кто-то слушает.
Платон Каратаев был прост, никогда не проявлял озлобленности к другим, даже к врагам, никогда никого не осуждал. Ему были свойственны дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду. Толстой указывает на то, что Каратаев «всё умел делать…». Он постоянно помогал другим.
Всё, что происходило в его жизни, он принимал без ропота, считая это Божьим промыслом: пришла радость — радуйся, одолело страдание — терпи, не ропщи. Бороться со злом силой — значит, порождать новое зло. Так мог рассуждать только нравственно здоровый человек. Он никогда ни о чём не печалился. Врагов у него не было.
И в свой военный быт Каратаев перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда был чем-то занят, помогал другим.
Значение образа Платона Каратаева
Образ Платона Каратаева в романе имеет большое значение не только для поисков духовного смысла жизни Пьера Безухова, но и для возможности Толстого показать идеализируемое им мироощущение крестьянина, его жизнестойкость. В жизни этого простого крестьянина Пьер увидел для себя тот простой путь, который он так долго искал. Толстой открыл перед Пьером внутренний мир простых людей, крестьян, что в обычных условиях жизни сделать было невозможно – слишком большой разрыв существовал между светскими людьми и народом. Но вот в плену граф Безухов живёт той же жизнью, что и крестьянин, разделяет с ним ту же участь, видит его интересы, наблюдает за его поведением. Пьер считает, что Платон Каратаев оказал на него большое влияние. Но в чём оно заключается? Этого Пьер не смог объяснить даже Наташе, хотя для него важно было рассказать ей про Каратаева. Он начал этот рассказ, но прервал его: «Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка».
Но читателю понятно, что именно привлекло Пьера: спокойствие Каратаева и его большая внутренняя сила, которая зовется духом народа, именно эта сила и открылась Пьеру, помогла ему выйти на ту дорогу, которую он искал для себя. Пьер Безухов обретает веру в добро, у него появляется стремление помочь ближнему. Теперь он нашёл для себя образ жизни, лишенный пороков высшего света. Благодаря Каратаеву, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». В сознании Пьера Платон Каратаев и стал олицетворением «духа простоты и правды».
Платон Каратаев (актер Михаил Храбров). Фильм «Война и мир» 1965 г.. |
Платон Каратаев является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Война и мир».
Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Платон Каратаев попадает в плен к французам в 1812 году (вместе с Пьером Безуховым):
«. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него. «
Внешность Платон Каратаева:
«. Рядом с ним сидел, согнувшись, какой‑то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. »
«. сказал вдруг маленький человек. »
«. вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что‑то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. »
«. зубы его, ярко‑белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности. »
«. Попав в плен и обросши бородою. »
. Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее. »
«. сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью. »
«. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. «
У Платона Каратаева приятная улыбка:
«. говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу. »
«. приятная улыбка. «
У Платона Каратаева приятный голос:
«. голос у него был приятный и певучий. »
«. в певучем голосе человека. »
«. заговорил тем же приятным голосом. »
«. услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. »
«. рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. » (Платон болен)
Платон Каратаев любит поговорить и умеет хорошо говорить:
Платон Каратаев часто использует в речи пословицы и поговорки:
«. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати. »
«. ложась, говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». «
Платон Каратаев любит петь песни:
«. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно. »
Платон Каратаев не задумывается о высоких чувствах, но он любит всех окружающих:
«. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. «
Платон Каратаев не привязывается ни к кому:
«. Привязанностей, дружбы, любви Каратаев не имел никаких. »
«. но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. «
В плену у Платона Каратаева живет собачка Серый (Вислый):
«. Французы звали ее Азор, солдат‑сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. »
«. Он любил свою шавку, любил товарищей. «
Биография Платона Каратаева (до плена 1812 года)
«. а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. «
«. жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. «
«. Случилось… – и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. «
«. Что ж, соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам‑пят ребят. «
«. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти. «
«. судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. «
«. Он неохотно говорил про свое солдатское время преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. «
Смерть Платона Каратаева
«. С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. «
«. о Каратаеве, который слабел с каждым днем. «
«. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что‑то говорили над ним Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел. «
«. он готов уже был понять, что Каратаев убит. «
Платон Каратаев и Пьер Безухов
«. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом. «
«. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка. «
«. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. «
«. для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. «
Пьер в плену, встреча Пьера и Платона Каратаева в войне и мир, анализ эпизода?
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “. в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось. ”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».
Чем делится каратаев с пьером
После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви.
Перед вечером караульный унтер-офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как, поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.
С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. Это состояние было испытываемо Пьером прежде, но никогда с такою силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти.
Вокруг него в темноте стояли люди: верно, что-то их очень занимало в нем. Ему рассказывали что-то, расспрашивали о чем-то, потом повели куда-то, и он, наконец, очутился в углу балагана рядом с какими-то людьми, переговаривавшимися с разных сторон, смеявшимися.
— И вот, братцы мои. тот самый принц, который (с особенным ударением на слове который). — говорил чей-то голос в противуположном углу балагана.
Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он видел пред собой то же страшное, в особенности страшное своей простотой, лицо фабричного и еще более страшные своим беспокойством лица невольных убийц. И он опять открывал глаза и бессмысленно смотрел в темноте вокруг себя.
Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. Человек этот что-то делал в темноте с своими ногами, и, несмотря на то, что Пьер не видал его лица, он чувствовал, что человек этот беспрестанно взглядывал на него. Присмотревшись в темноте, Пьер понял, что человек этот разувался. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера.
— А много вы нужды увидали, барин? А? — сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы. Маленький человек в ту же секунду, не давая Пьеру времени выказать свое смущение, заговорил тем же приятным голосом.
— Э, соколик, не тужи, — сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. — Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой. А живем тут, слава Богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть, — сказал он и, еще говоря, гибким движением перегнулся на колени, встал и, прокашливаясь, пошел куда-то.
— Ишь, шельма, пришла! — услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. — Пришла, шельма, помнит! Ну, ну, буде. — И солдат, отталкивая от себя собачонку, прыгавшую к нему, вернулся к своему месту и сел. В руках у него было что-то завернуто в тряпке.
— Вот, покушайте, барин, — сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. — В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
— Картошки важнеющие, — повторил он. Ты покушай вот так-то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
— Нет, мне все ничего, — сказал Пьер, — но за что они расстреляли этих несчастных. Последний лет двадцати.
— Тц, тц. — сказал маленький человек. — Греха-то, греха-то. — быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: — Что ж это, барин, вы так в Москве-то остались?
— Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, — сказал Пьер.
— Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
— Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
— Где суд, там и неправда, — вставил маленький человек.
— А ты давно здесь? — спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
— Я-то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве
— Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
— Что ж, тебе скучно здесь? — спросил Пьер.
— Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, — прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. — Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, — прибавил он быстро.
— Как, как это ты сказал? — спросил Пьер.
— Я-то? — спросил Каратаев. — Я говорю: не нашим умом, а Божьим судом, — сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: — Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? — спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
— Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! — сказал он. — Ну, а детки есть? — продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: — Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить.
— Да теперь все равно, — невольно сказал Пьер.
— Эх, милый человек ты, — возразил Платон. — От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. — Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. — Так-то, друг мой любезный, жил я еще дома, — начал он. — Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось. — и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. — Что ж, соколик, — говорил он изменяющимся от улыбки голосом, — думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, — а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу — лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех — веришь — поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету. Так-то. — И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
— Что ж, я чай, спать хочешь? — сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
— Господи Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. — Вот так-то. Положи, Боже, камушком, подними калачиком, — проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
— Какую это ты молитву читал? — спросил Пьер.
— Ась? — проговорил Платон (он уже было заснул). — Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
— Нет, и я молюсь, — сказал Пьер. — Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
— А как же, — быстро отвечал Платон, — лошадиный праздник. И скота жалеть надо, — сказал Каратаев. — Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, — сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где-то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.