Чем дети занимаются в первом классе
Чему обучают современных детей в первом классе
В системе школьного образования постоянно происходят различные изменения, затрагивающие учеников всех возрастов. Непосвящённому человеку даже сложно представить, чему обучают в первом классе современных детей.
Чему обучают в первом классе
Стандартная программа обучения первоклассников включает до восьми предметов.
Математика
На уроках дети осваивают навыки счёта (вычитание и сложение), учатся правильно писать цифры и соответствующим образом оформлять примеры. В учебных пособиях часто встречаются задания, в которых нужно сравнить количество предметов или произвести простые математические действия. Также дети работают с линейкой — отмеряют отрезки и сопоставляют их длину, рисуют простые геометрические фигуры.
Русский язык
В настоящее время к первоклассникам предъявляются минимальные требования уже на стадии поступления в школу — дети должны знать печатные буквы и уметь их писать. Конечно, в образовательное учреждение принимают и без этих навыков. Но таким ребятам крайне сложно успевать за более подготовленными ровесниками, так как с первых дней начинается освоение прописных букв. Также дети изучают деление слов на слоги, состав предложения, ключевые правила постановки основных знаков препинания (точек, запятых).
Чтение
Предполагается, что в школу поступают уже читающие ученики. Но на практике уровень у всех разный — у кого-то хорошо развита техника чтения, а кто-то с большим трудом определяет буквы. Учитель не имеет возможности долго останавливаться на отработке техники чтения, поэтому отстающие вынуждены с первых дней стараться наверстать упущенное.
Окружающий мир
Этот предмет помогает детям получить информацию об окружающем их мире, в том числе и о своей стране. Обучение строится на проведении опытов, выполнении практических заданий, фиксации результатов наблюдений, а также на осуществлении творческой деятельности. Обычно ребят просят что-то нарисовать, описать, принести фотографию с изображениями по заданной теме и т. д.
Технология
Этот предмет перекликается с существующей ранее дисциплиной под названием «труд». Он призван развивать у детей образное мышление, творческие способности, общие представления об окружающей их действительности. Во время уроков ученики выполняют задания на логику, а также занимаются творчеством — рисуют, лепят, вырезают.
Здесь дети учатся рисовать. Обычно уроки проходят в достаточно свободной форме — ученикам показывают изображение или устно объясняют задачу, а они уже воспроизводят на листе бумаги то, что требуется.
Музыка
Уроки направлены на развитие у детей музыкального вкуса. Преимущественно ученики занимаются хоровым пением. Приобретённые навыки они демонстрируют на школьных мероприятиях.
Физическая культура
Существуют определённые нормативы физической подготовки, которым должны соответствовать ученики первых классов. Дети выполняют простые задачи — бег на небольшие дистанции, прыжки в длину, подтягивания на канате. Также при наличии в школе бассейна занятия могут проводиться в нём.
Программы, домашние задания и дополнительные занятия
Перечисленные предметы входят в обязательную программу. Также в каждой школе есть перечень дополнительных занятий. Им дети уделяют внимание после окончания основных уроков, в том числе во время пребывания в группе продлённого дня.
В распоряжении школьников есть учебники, рабочие и обычные тетради. Информация в учебниках по математике, русскому языку и окружающему миру перекликается с заданиями в аналогичных рабочих тетрадях. Существует несколько программ обучения. Наиболее популярные из них:
В настоящее время действуют рекомендации, в соответствии с которыми учителя не задают первоклассникам домашние задания. Считается, что подобный щадящий режим обучения помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни. Но на практике нередко педагоги всё же оставляют часть материала для самостоятельного освоения. Также дети повторяют с родителями то, что проходили в классе. Некоторые школьники не успевают выполнить все задания в школе из-за излишней медлительности — в этом случае также предоставляется возможность доделать всё дома.
Закрепление знаний происходит при помощи постоянно повторения усвоенной информации в классе. Также периодически устраиваются проверочные работы по русскому языку (диктанты) и математике (задачи на сложение, вычитание и сравнение). На основе полученных результатов определяется уровень успеваемости по этим двум предметам. По чтению минимальный норматив для первоклассника — 25 слов в минуту.
Оценки детям обычно не ставят. В основном учителя используют систему поощрений — наклейки, картинки и т. д. Это делается для того, чтобы ученики не испытывали стресс из-за плохой успеваемости в самом начале своей школьной жизни.
Система обучения в первом классе имеет свои плюсы и минусы. Но можно сделать вывод, что при построении программы учитываются способности среднестатистического ребёнка, поэтому приходить в школу уже следует с минимальным уровнем знаний.
Что нужно знать ребёнку к 1 классу?
Полный перечень требований
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Общее развитие
Семья и место жительства
назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки
свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
родная страна и хотя бы несколько других стран мира
Природа
названия самых распространённых растений, животных, насекомых
различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других
называть обителей морей
отличать деревья от кустарников
отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)
приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях
приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках
привести примеры овощей и фруктов разных цветов
назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы
рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)
знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие
Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.
назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)
знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)
желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)
Вещи, формы, технологии
виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
знать, (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)
очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники. )
Человек и общество
различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.
дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
называть фамилии известных писателей и поэтов
называть основные праздники
уметь рассказать о своих увлечениях
понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку
Календарь и природные явления
знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
ориентироваться во времени, знать времена суток
знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью
Интеллектуальное развитие
Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.
Общее развитие
уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)
находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)
добавлять в группу недостающие предметы
говорить, чем похожи или отличаются предметы
группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)
восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам
находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)
точно копировать простой узор
описывать картинку по памяти
запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)
пересказать сказку, услышанный короткий рассказ
уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут
уметь считать от 1 до 10 и обратно
восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)
считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два
понимать понятия «больше, меньше, поровну»
знать простые геометрические фигуры
уметь составлять аппликации из геометрических фигур
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)
уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)
Чтение
отличать буквы от звуков
отличать гласные от согласных
знать, сколько букв в алфавите
находить нужную букву в начале, середине и конце слова
подбирать слова на заданную букву
делить слово на слоги, проговаривая вслух
читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное
Письмо
правильно держать ручку и карандаш
проводить прямые, волнистые, ломаные линии
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам
уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
рисовать геометрические фигуры
аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Я знаю, что не учителя и даже не школа виновата, вся система такая, учителя нам на собраниях сами жалуются, а сделать не могут ничего. Это ужасно.
Мы все можем улучшить систему образования, надо стараться ее совершенствовать.
Смотря чего в итоге хочешь. Если не собираться в вуз и думать о колледже после 9го класса то непонятно зачем так готовиться к 1 классу. Если нужен престижный вуз, то все это нужно и даже больше.
Брату 5 лет. Посмотрела список. Почти всё он знает. Но перебор конечно в требованиях есть. Сама при поступлении в 1ый класс мало отсюда знала. Сейчас учусь в одной из самых лучших школ Москвы. Знания в первом классе не надо сильно учитывать.
Это очень простые требования к поступлению в школу. В советской школе, действительно учили детей писать и считать с нуля, но в детских садах была такая подготовка к школе, что дети очень легко и просто усваивали программу, и ни о каких репетиторах даже речи не было.
А чем тогда будут заниматься учетеля по переменам,пока первоклашки таблицу Менделеева повторять будут.
Требования, конечно, высокие, но так потом до 11 класса и будет. Дети и родители всегда будут «должны», а учителя не очень. Поэтому своих я забрала на домашнее обучение. «Социализацию» кружками прекрасно восполняем. Главное, чтоб дети здоровы были. Забавно, что те, кто тут больше всех возмущался требованиям, с такими ошибками пишут, которых я уже давно не видела (гы-гы. ). Так что, может, и не зря требуют-то.
С ребёнком нужно заниматься. А современные родители почти все в комп. Этот список знаний можно дать при желании родителей играючи. Уделяйте внимание своим детям,а не смартфонам.
Многое из списка выше дети проходят в детском саду, начиная со средней группы, но этого маловато, нужно параллельно с воспитателями заниматься дитё дома,так же проговаривать, закреплять пройденные темы занятий в садике, рисовать, лепить, писать прописи, учиться читать букварь (Жуковой хорошо помогает научиться читать) иначе будет отставать в первом классе.
Ну и списочек. А учителя за что зарплату то получают? Если весь этот список ребенок ДОЛЖЕН знать еще до школы. Ну элементарные вещи я согласна(ФИО. животных. ну и так по мелочи), но весь список это явно перебор! Не хотят учителя работать, не хотят!,зарплату и презенты получать хотят, а учить детей не хотят! Все на родителей скинули! А родители работаю сутками,а потом еще домашнее задание сделать надо. Кошмар. 😱😭
У меня ребёнок еще в школу не поступил,а уже ее ненавидит 🤦♀️ Заниматься начали в 5 лет,сначала сами,с охотой,потом в подготовишку пошли и как отрезало.
Если это для родителей запредельный список, мне не по себе. Вполне стандартные знания, которые ребенок (в норме) в форме игры может получить от родителей, почерпнуть из мультиков и т.д. Спасибо за список, вижу где знаний достаточно, а где желательно подтянуть.
Все так красиво и правильно говорят,да с ребёнком надо и нужно заниматься,но есть такие родители что то и дело находятся на работе а времени нет,и что в этом случае делать?!по это раньше и училе всему в школе,потому что семьи работали!
Требования указаны адекватные. Подготовка снижает уровень стресса у ребенка и родителей в первое полугодие обучения в школе. Не забывайте, что количество часов в неделю на математику, русский, чтение уменьшилось. Время урока уменьшилось. Количество правил осталось прежним. Готовить или нет ребенка к школе зависит от семьи. Если цель на обучение? Некоторым достаточно «пусть будет здоровеньким».
Совершенно согласна! Сейчас бывает приводят в группу развития детей совсем не подготовленных, они даже раскрашивать не умеют, и начинается, «а какие успехи», «а когда научится тому-то. «. Почему-то не приходит в голову, что этим всем дома можно заниматься было уже не год и не два. Печально.
Нормальные требования для ребенка, с которым всегда играли и занимались, а не кинули его на кого-то другого, чтобы потом было на кого пенять.
есть коменты адекватные не очень и дебильные мой комент относится к 3 наверное.
Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:
Окружающий мир
— называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.
Русский язык
— понимать прослушанный и прочитанный текст;
— устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;
— определять в слове ударный слог;
— делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
— знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
— различать понятия «звук» и «буква»;
— переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);
— писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
— находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— составлять предложение из набора форм слов;
— правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
— читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;
— писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Математика
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;
— считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;
-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;
— знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
— знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);
— находить неизвестный компонент сложения;
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);
— знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;
— измерять длину реальных объектов с помощью линейки;
— различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
— устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;
— группировать объекты по заданному признаку;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
— выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.
Литературное чтение
— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;
— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;
— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;
— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную «базу», потратить на это минимум год.
Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:
Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.