Чем дети занимаются в старшей группе
Как готовить детей 5–7 лет к началу обучения в школе. Как и чем заниматься со старшим дошкольником
Светлана Жигимонт
Как готовить детей 5–7 лет к началу обучения в школе. Как и чем заниматься со старшим дошкольником
Современных старших дошкольников за год до начала обучения беспокойные родители записывают в школу, знакомятся и выбирают учителя, чуть не с 1 сентября с портфельчиком начинают ходить на подготовительные к школе занятия. А ещё раньше, начиная с 3-4 лет активно не только обсуждают как подготовить к школе, но и водят и возят в различные «знайки», «ладушки»и другие школы раннего развития. Это важно и правильно, т. к. создает серьезный настрой и у ребенка и его домашнего окружения к той замечательной новой жизни, которая сделает из старшего дошкольника настоящего школьника. Только вот все эти школы раннего развития очень часто учат ребенка сидеть ровно и молча за столом, поднимать руку, когда задан вопрос, держать карандаш, обводить по трафарету, штриховать, не выходить за линию, рисовать дорожки.После таких занятий ребенок выходит к родителям уставший и очень часто с замечаниями: «не внимательный, вертится, перебивает и т. д. и т. п. «. А как же ему бедолаге не быть «не внимательным и балованным» если ему не только это всё не очень интересно, но и совершенно не по возрасту!Такое горе-учение выглядит как в сказке про золотой ключик: умная Мальвина учит нерадивого Буратино.
Конечно после 6 лет надо знакомить детей с буквами и слогами, но ЗНАКОМИТЬ, а не заставлять читать по 5-6 страниц! Если к вам подъезжает на машине водитель и вы даёте ему задание, написанное на листочке (буква, слог, то привезя вам кубики с этим заданием, после 3-4 повторений ребенок и не заметит как начнет читать! И очень важно,чтобы ребенок имел элементарные математические представления: больше на столько, меньше на столько, столько же, поровну, опять же состав числа (5 это 1+1+1+1+1, и 2+3, и 1+4, и 2+2+1).
И еще. Одним из самых важных условий благополучного и своевременного психического развития ребенка является свободная неструктурированная игра. Скажите когда ваш ребенок в последний раз играл, например, в пиратов или красную шапочку или другую игру,когда все по-настоящему: развитие сюжета, переживания, полное погружение.
Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Мы любим заниматься физкультурой» Педагогический замысел: воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих Образовательные области: 1. Познавательное.
Мое весеннее творчество, или «Пора готовить подарки» Завтра на календаре останется у зимы последний день. Впереди весна. Звонкая капель; яркое солнце; встрепанные воробьи, купающиеся в лужах;.
Нужно ли готовить ребенка к школе? Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту,ибо умрет она и никогда не повторится. Весьма справедливо сказано.
Обращение к родителям «Как научить детей уважению к старшим?» Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон Хотите уважения – будьте его достойны. Уважаемые родители, научитесь поддерживать.
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже.
Проект «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей как залог успешного обучения в школе» Актуальность. По статистике, количество леворуких взрослых не превышает 5,5 %. Это не удивительно, так как в течение многих десятилетий.
Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ФЭМП для детей с ОНР (второй год обучения) Лексическая тема «23 Февраля» Цель: • продолжать формировать умения на наглядной основе составлять простые задачи на вычитание; • закреплять.
Влияние обучения шахматам на подготовку ребенка к школе Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Самое благоприятное время для обучения ребенка является возраст: 4-6 лет. Родителям.
Старшая группа
Воспитатели и педагоги ДОУ, работающие в средних группах смогут найти в этом разделе массу полезных конспектов занятий, сценариев досугов и развлечений для детей 4-5 лет.
Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.
Конспект подгруппового занятия в старшей группе на логопункте «Волшебное путешествие по сказкам» Конспект подгруппового занятия в старшей группе на логопункте Тема : «Волшебное путешествие по сказкам» Подготовила: Учитель-логопед Шамина М.М. Декабрь, 2021год Цель: Выявление уровня знаний детей; согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов при.
Публикация «Тематический день в старшей группе «Зима. Зимующие. » Тематический день на тему «Зима. Зимующие птицы» (в старшей группе комбинированной направленности) Подготовила воспитатель 12 группы: Тюряева Юлия Викторовна Задачи: расширять обобщенные представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы. Расширять.
Конспект занятия на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с различными видами зимующих птиц Образовательные задачи: Познакомить детей с зимующими птицами; расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам.
Конспект урока по физической культуре для старшей группы Конспект урока по дисциплине физической культуры для старшей группы Общие задачи урока: 1. Развивать равновесие (упражнения на гимнастической скамейке. 2. Развивать качества как ловкость, скорость, координация. Инвентарь: мячи, скамейка, 2 шнура. Продолжительность урока: 35.
Статья «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с. » Тема: «Знакомство с П.П.Ершовым и его творчеством; чтение «Конёк – Горбунок»». Цель: познакомить детей с новым для них автором и его произведением. Задачи: Образовательные: расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам.
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Моя семья» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о себе и своей семье, о некоторых родственных отношениях. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости.
Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес» Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в весенний лес» Автор: Митина Наталья Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории Введение. Актуальность. Совершенно очевидно на данный момент то, что экологическая ситуация во всём.
Тематическое занятие в старшей группе ко Дню народного единства Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь формирование отношения к своей стране начинается с детства. В нашей стране есть такой важный праздник – День.
Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.
Пребывание ребенка в средней группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную.
Физическое развитие
Ребенку в возрасте 5-6 лет можно и нужно давать нагрузку, побуждая к физической активности, проявлению волевых качеств. Хорошим подспорьем станут спортивные секции, регулярный активный отдых под присмотром взрослых. Помещение, в котором пребывают дошколята, должны обеспечить необходимые условия для активных игр, физических упражнений. В ДОУ для этого предусмотрены физкультурные залы, физкультурные уголки, оснащенные лестницами, матами, канатами, мячами и др. атрибутами. В домашних условиях можно воспользоваться шведской стенкой и другим спортивным инвентарем.
Интеллектуальное развитие
Особенности организации работы на занятиях в старшей группе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
^ Особенности организации работы на занятиях в старшей группе
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 минут), но заметно увеличиваются объем и темп работы.
Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач («Найдите ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут. С игровых упражнений начинают и занятия, посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия проводят также игровые упражнения и дидактические игры.
В старшей группе широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2—3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы. У детей 5 лет повышается устойчивость внимания. Однако длительно выполнять однообразную работу, сохранять одну и ту же позу они не могут и нуждаются в частой смене деятельности, в двигательной разрядке.
Работу, требующую произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры. Количество однородных упражнений ограничивают до 3—4. Включаются задания, связанные с выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на 12—14-й минуте проводится физкультурная минутка. Содержание ее по возможности связывают с работой на занятии. Педагог старается вызвать как можно больше детей для выполнения коротких заданий у своего стола, фланелеграфа, на наборном полотне (добавить, убрать предмет, составить пары предметов и др.). Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по развитию элементарных математических представлений в основном используются в комплексе.
Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки. Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают подходящий по ширине ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу, прочное усвоение знаний.
Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными.
Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками или числовыми фигурами. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.
В работе с детьми 5—6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате. Ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?».
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования, возможность выиграть: «Кто быстрее найдет (принесет и т. д.).
Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его и товарищей, работает не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца.
При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.
В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память, например игровые упражнения «Что изменилось?», «Молчанка» и др.
Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполнении задания, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому, сначала их учат контролировать работу друг друга, например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.
В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.
На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу — в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса.
В каждом конкретном случае педагог определяет, что должны сделать дежурные по занятию и что — каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.
Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада
Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.
Особенности развития детей 5–6 лет
Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.
В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качества
Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий
Это интересно. Определение «взрослый» для детей старшего дошкольного возраста связано с такими характеристиками личности, как рост осознанности поведения, способности сосредотачиваться на том, что надо, а не интересно, а также умения поставить себя на позицию другого.
В старшей группе дети могут довольно длительное время концентрироваться на выполнении заданий, которые им не слишком интересны
Виды занятий по развитию в старшей группе ДОУ
Занятие — это реализация непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соответствует этапу развития дошкольников конкретного возраста, по содержанию соотносится с одним из разделов программы интеллектуального и физического воспитания малышей, а по форме реализуется в привычных и доступных возрасту видах деятельности. Для старшей группы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены 6 видов учебно-воспитательных курсов, в рамках которых проводятся закреплённые в расписании группы занятия:
Если в детском саду есть соответствующие специалисты, то в перечень включаются:
При наличии в учреждении соответствующего специалиста в старшей группе проводятся логопедические занятия
Это перечень обязательных курсов в расчасовке программы «От рождения до школы», по которой работает большинство ДОУ в стране. При этом существует вариативная часть, куда при наличии часов и кадров в детском саду включаются занятия:
Название курса может варьироваться в зависимости от учебной программы, по которой работает детский сад.
Это интересно. В зависимости от образовательной программы, по которой работает детский сад, такие направления, как хореография, английский, экологическое воспитание и пр., могут включаться в основную программу, а могут реализовываться в кружковой деятельности.
При этом важно понимать, что перечисленные виды занятий являются непосредственной образовательной деятельностью, то есть, иными словами, уроками. Но в программу ДОУ включается также образовательная деятельность, не хронометрируемая рамками урока, а реализующаяся опосредованно в процессе пребывания дошкольников в детском саду:
Цели занятий по развитию
Исходя из специфики видов, цели занятий по развитию для детей старшей группы — это общая миссия НОД в отношении воспитанников 5–6 лет:
Задачи, позволяющие реализовать на практике поставленные цели, носят частный характер и соотносятся с задачами отдельно для каждого образовательного направления.
Задачи развития реализуются в рамках образовательных направлений
Таблица: задачи развития и примеры заданий для детей старшей группы
Это интересно. Поскольку в современных детских садах принята практика проведения интегрированных занятий, задачи, как правило, объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы урока. При этом задачи, отвечающие тематике урока, берутся в качестве целей. Например, на занятии по развитию речи, посвящённого изучению рассказа В. Драгунского «Друг детства», целями урока являются: знакомство с творчеством писателя, усвоение навыков пересказа — задача речевого развития, отработка навыка выполнения кистью широких мазков в процессе выполнения рисунка мишки — задача художественно-творческого развития, повторение геометрических фигур, на основе которых выполняется мишка — задача познавательного развития.
Упражнения на развитие соотносятся с темой и направленностью занятия
Педагогические приёмы развития детей 5–6 лет
В занятиях на развитие старших дошкольников педагог использует методические приёмы, которые позволяют реализовать цели и задачи каждого учебно-воспитательного направления работы.
Группа речевых способов взаимодействия
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста делают словесные приёмы приоритетными способами взаимодействия на занятиях в ДОУ.
Объяснение
Для развития самостоятельности ребёнка продуктивным оказывается объяснение от лица воспитанника. Так, на физкультурных занятиях перед выполнением хорошо знакомого упражнения порядок выполнения движений может комментировать и демонстрировать ребёнок, который помнит это задание.
Это интересно. Чтобы объяснить дошкольникам соотношение понятий «буква» и «звук», я говорю им, что буква — это одежда для звука. Букву мы видим, звук мы слышим, но не видим — он прикрыт одеждой.
Педагог должен разъяснять не только суть материала, но и порядок выполнения того или иного вида работы
Загадки и стихотворения
Обычно эти приёмы используются для мотивации ребят к работе на развивающем занятии, поскольку рифмованные строки, с одной стороны, привлекают внимание, а с другой, быстро включают детей в тему.
Стихотворения, к примеру, отлично вписываются во вводный этап любого занятия, но также могут использоваться и при разработке основного уровня урока. Для знакомства ребят с графическими образами букв и развития образного мышления на занятиях по обучению грамоте я предлагаю такие короткие стихотворения:
Сказки
Приём, который зачастую используется для развития ассоциативного мышления, например, в качестве мотивирующего начала занятия. Так, при рассмотрении сходств и различий прямоугольника и квадрата на занятии по ФЭМП я рассказываю детям историю про «Барона Квадрата». «В одной небольшой стране под названием Всезнайка появился необычный гость. Это был лист из тетради Серёжи, который мальчик вырвал, а затем помял, надорвал края и выбросил. Лист попал в незнакомую страну, где все жители были фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и пр. Расстроился Лист, что он такой некрасивый, и тут встретилась ему на пути Царица Геометрия, которая, узнав о проблеме, позвала Ножницы и велела привести Лист в порядок. Ножницы аккуратно отрезали смятые края Листа, и стал он квадратом. А Царица Геометрия даровала ему титул барона. Обрадовался Барон Квадрат и сразу повеселел».
После прослушивания я задаю детям 3–4 вопроса на проверку понимания сюжета:
Сказки чаще всего используются в качестве мотивации на вводном этапе занятия или в начале основного
Чтение
Приём, который может быть использован на всех этапах развивающего занятия: на вводном для знакомства с темой урока, на основном — для расширения багажа знаний, на заключительном — для отработки новой информации. Безусловно, его применение зависит от уровня развития навыка чтения у дошкольников. Тексты для зачитывания вслух должны быть лаконичными и сопровождаться иллюстрациями. Например, схема проращивания семян фасоли на занятиях по ознакомлению с окружающим миром представлена пятью картинками с подписями, описывающими весь порядок действий.
Беседа
Способ взаимодействия, который является логическим продолжением всех других приёмов. Например, после прослушивания сказки дети в формате беседы отвечают на вопросы по тексту. Беседа несёт в себе мощное воспитательное значение: дети развивают навык говорить, не перебивая других, а также внимательно слушать товарища.
Наглядные способы взаимодействия с детьми
Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приёмы:
Описывая правила поведения в лесу, ребята развивают навык использования опорных схем
Последний приём наглядности уместен на занятиях физкультурой или при проведении утренней зарядки: дети смотрят видео и повторяют движения.