Чем для канта была критика чистого опыта

Основные идеи «Критики чистого разума» И. Канта.

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической философии – крупнейшего и одного из важнейших этапов мировой философской мысли. О личности Канта, о его жизни поразмыслить немаловажно, потому что он один их философов, для которых связь их философии и их жизни неразрывна. Жизнь Канта – написанные им работы, у него нет другой биографии, кроме истории его учения. Для Канта связь его жизни и его учения важна еще и потому, что он прямо говорил: вопрос о человеке – главный в философии. Что есть человек, и для чего он предназначен – основной проблемный стержень всей кантовской философии. И поэтому необходимо знать, какой именно человек создал учение, сконцентрированное вокруг темы человека.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге в Пруссии в семье ремесленника, труд которого считался в тогдашней Германии считался вполне почетным, достойным человека занятием. В семье царил дух пиетизма. Термин «пиетизм» означает жизнь и семейную мораль, определенного типа: прежде всего богопочитание, богобоязненность, внутреннюю религиозность. Родившийся в такой семье Кант не стал ни пастором, ни теологом, но сохранил верность ценностям пиетического сознания – таким, как высокая нравственность, честность, скромность, уважительное отношение к другим людям и их труду, достоинство личности. Из влияний, которым он подвергался в юности и которые воздействовали на всю его жизнь, следует особенно выделить влияние его матери: «Никогда не забуду своей матери. Она взлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь». Это сказано Кантом на склоне лет.

Об упорядоченности, размеренности жизни Канта ходят легенды. Он все делал строго по часам. Говорят, что когда Кант жид в Кенигсберге, по его регулярным прогулкам соседи проверяли часы. «Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть, даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения, рождались дерзновенные идеи, крепли, вступали в единоборство с другими, гибли или мужали в борьбе. Мысль скиталась по континентам, устремлялась за земные пределы, пытаясь достичь границ универсума, мысль проникала в глубь человеческой души, стреляясь познать сама себя. Мысль жила напряженно и драматически».[1]

Еще в университете Кант увлекался философией, которая стала для него жизненным интересом. Жить для него значило работать.

Развитие Канта как философа начинается с его так называемых естественнонаучных работ, а точнее, с попыток вникнуть в основания естествознания, построить своего рода философию естествознания. В 70-80-е годы Канта привлекают уже не только и не столько естественнонаучные, практически интересные сюжеты. Он начинает искать и обосновывать новые пути в философии, ее фундаментальные основания. С 1770 года писательская деятельность Канта, за исключением незначительных отступлений, была посвящена исключительно систематическому изложению учения, развитие которого составило работу всей его жизни, и которому он сам дал имя критической философии. Прошло еще целое десятилетие, прежде чем Кант обнародовал теоретическое обоснование своего учения в фундаментальном труде. «Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях: первое – в 1781 году, второе – в 1787 году. «Критика чистого разума» принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми.

1781 г. издана знаменитая «Критика чистого разума».

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

Все суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения не расширяют наши знания, они их только уясняют. Синтетические же суждения расширяют наши знания. Познание заключается именно в расширении знаний. Поэтому познание состоит из синтетических суждений.

Возможно такое сочетание различных представлений, которое имеет случайное и частное значение. Истинное познавательное суждение должно быть Такое суждение не может быть получено опытным путем, так как опыт всегда дает единичное. Такое суждение должно быть «данным а priori», помимо всякого опыта и предшествовать ему.

Возьмем, например, одно из основных положений физики: всякое изменение в природе имеет свою причину. Физику, говорит Кант, не придет в голову ставить это положение в зависимость от опыта. Это суждение а priori. Кант говорит о необходимости выявить условия, при которых возможны эти суждения, или иначе говоря, при каких условиях возможно познание.

1.Чувственное познание. Априорными формами являются пространство и время, это значит. Что все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и времени. Чувственность – условие всяких ощущений и впечатлений.

2.Рассудок. Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Априорными формами являются категории, понятия. Рассудок-это способность мыслить. «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся«. Кант говорит, что достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, а понятия рассудка сами по себе, без ощущений, – пусты.

Истина или заблуждение присущи суждениям рассудка. «Чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят». Кант говорит, что признание истинности суждения проходит три ступени: мнение, вера и знание. «Мнение есть сознательное признание чего–то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность – достоверностью (для каждого)».

3.Разум. Чтобы рассудок мог составлять синтетические знания из понятий, необходимо условие возможности синтезов рассудка. Таким условием является разум, который возвышается над рассудком. Разум стремится систематизировать познание, давая принципы для рассудка. Априорными формами являются идеи. Понятия разума – трансцендентальные идеи, они – «вещь в себе» («сама по себе»).

Здесь нужно пояснить, что понятие «вещи в себе» у Канта имеет несколько значений. Во–первых, это то, чем являются предметы сами по себе, независимо от познания, вне познания. Предмет как «вещь в себе» – внешний возбудитель ощущений. Во–вторых, «вещь в себе» – это некоторые «умопостигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, бог, душа). В–третьих, идеи и идеалы разума, к которым следует стремиться, но которые остаются навсегда недостижимыми.

Обращаясь к «вещам в себе» во втором аспекте этого понятия, Кант говорит, что существуют три «трансцендентные идеи» разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще).

Когда разум ставит вопрос о мире в целом, получаются антиномии (антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения А и не–А). Вот краткая формулировка этих антиномий: «вечен ли мир, или он имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в определенные границы…». Кант говорит, что единственное средство устранения антиномических утверждений – признание их ложными.

Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Очевидно, что все эмпирические суждения синтетичны. Кант не сомневается, что и априорные синтетические суждения возможны, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Главный вопрос кантовской критики – как возможно чистое априорное знание – распадается на три: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика в качестве науки? Данным вопросам соответствуют три раздела работы: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.

Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас – феномен, и тем, что она представляет сама по себе – ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они – трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.

Одна из частей человеческого познания – чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности – пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время – внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика – временные представления.

Производя критику метафизики и разграничение ее с религией, Кант «ограничил» знания, чтобы освободить место вере.

Источник

Основные идеи «Критики чистого разума» Канта

Философия этого периода в Германии во многом сходна с французской философией ХVIII века. Это – критика абсолютизма, сословных привилегий, обоснование гражданских прав членов общества и т.п. Но если во Франции философы сознательно выступают от имени третьего сословия, то в Германии философы «дедуцируют» буржуазно–демократические требования из абстрактных принципов «чистого», т.е. безличного, общечеловеческого разума.

Начало немецкой классической философии положил И.Кант (1724–1804).

Кант поддерживает девиз Просвещения – «Имей мужество пользоваться собственным умом!» В творческой деятельности Канта различают два периода. В работах первого, докритического, Кант выступает как продолжатель естественнонаучных традиций ХVIII века. В его философских взглядах – материалистические мотивы, интерес Канта направлен, главным образом, на изучение природы.

Во втором периоде Кант создает критическую философию, которая должна преодолеть недостатки старой философии. В основе сначала нужно поставить вопрос о сущности познания, а затем уже о сущности вещей, а не обратно, как это было в предшествующей философии. На первый план выдвигается теория познания.

В 1781 г. издана знаменитая «Критика чистого разума».

Все суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения не расширяют наши знания, они их только уясняют. Синтетические же суждения расширяют наши знания. Познание заключается именно в расширении знаний. Поэтому познание состоит из синтетических суждений.

Возможно такое сочетание различных представлений, которое имеет случайное и частное значение. Истинное познавательное суждение должно быть Такое суждение не может быть получено опытным путем, так как опыт всегда дает единичное. Такое суждение должно быть «данным а priori», помимо всякого опыта и предшествовать ему.

Возьмем, например, одно из основных положений физики: всякое изменение в природе имеет свою причину. Физику, говорит Кант, не придет в голову ставить это положение в зависимость от опыта. Это суждение а priori. Кант говорит о необходимости выявить условия, при которых возможны эти суждения, или иначе говоря, при каких условиях возможно познание.

1.Чувственное познание. Априорными формами являются пространство и время, это значит. Что все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и времени. Чувственность – условие всяких ощущений и впечатлений.

2.Рассудок. Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Априорными формами являются категории, понятия. Рассудок-это способность мыслить. «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся«. Кант говорит, что достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, а понятия рассудка сами по себе, без ощущений, – пусты.

Истина или заблуждение присущи суждениям рассудка. «Чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят». Кант говорит, что признание истинности суждения проходит три ступени: мнение, вера и знание. «Мнение есть сознательное признание чего–то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность – достоверностью (для каждого)».

3.Разум. Чтобы рассудок мог составлять синтетические знания из понятий, необходимо условие возможности синтезов рассудка. Таким условием является разум, который возвышается над рассудком. Разум стремится систематизировать познание, давая принципы для рассудка. Априорными формами являются идеи. Понятия разума – трансцендентальные идеи, они – «вещь в себе» («сама по себе»).

Здесь нужно пояснить, что понятие «вещи в себе» у Канта имеет несколько значений. Во–первых, это то, чем являются предметы сами по себе, независимо от познания, вне познания. Предмет как «вещь в себе» – внешний возбудитель ощущений. Во–вторых, «вещь в себе» – это некоторые «умопостигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, бог, душа). В–третьих, идеи и идеалы разума, к которым следует стремиться, но которые остаются навсегда недостижимыми.

Обращаясь к «вещам в себе» во втором аспекте этого понятия, Кант говорит, что существуют три «трансцендентные идеи» разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще).

Когда разум ставит вопрос о мире в целом, получаются антиномии (антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения А и не–А). Вот краткая формулировка этих антиномий: «вечен ли мир, или он имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в определенные границы…». Кант говорит, что единственное средство устранения антиномических утверждений – признание их ложными.

Отсюда главный вывод философии Канта- объект. Который не дан нам в чувствах, не может быть объектом теоретического мышления.

Источник

Критика чистого разума»

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

Это прежде всего «догматические» учения, пытающиеся представить картину мироздания, исходя из достаточно произвольно взятых постулатов (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф и др. и «скептики» в лице Давида Юма, обосновывающего невозможность научного познания в связи с невозможностью ни интуитивного, ни логического, доказательного обоснования причинности.

И.Кант в «Критике чистого разума» пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых по И.Канту проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты. И.Кант ставит принципиальный вопрос, резко меняющий само направление философского поиска: «Как возможна философия как строгая наука?», что позволяет философии вводить и оперировать такими метафизическими сущностями как «Бог», «душа», «вечность», «свобода» и др. как истинными?

В связи с этим И.Кант формулирует основные вопросы своего исследования:

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика вообще?

4. Как возможна метафизика как наука?

Обосновывая свою концепцию, И.Кант прежде всего ставит естественный вопрос: в какой форме возможно человеческое теоретическое знание? И отвечает на этот вопрос так: конечно же в форме понятий, образующих в связи между собой суждение.

И.Кант вслед за Г.Лейбницем, выделяет два типа суждений, в которых и существует знание:

2. синтетические суждения, то есть суждения, расширяющие наши познания, когда предикат не может быть выведен непосредственно из субъекта, а расширяет, дополняет наше знание о субъекте: например, «некоторые тела имеют тяжесть».

Суждения могут быть охарактеризованы и по источнику их происхождения:

— априорные суждения имеют своим источником сам разум человека и не связаны с опытом, например: «все имеет свою причину».

— апостериорные суждения, возникающие в результате чувственного опыта.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что целью «Критики чистого разума» является попытка доказать, что 1) наше познание является единством эмпирического и априорного, 2) хотя никакое наше знание не может войти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно, не выводится индуктивно из опыта и именно априорная «часть» познания является гарантом всеобщности и достоверности нашего знания.

Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть фото Чем для канта была критика чистого опыта. Смотреть картинку Чем для канта была критика чистого опыта. Картинка про Чем для канта была критика чистого опыта. Фото Чем для канта была критика чистого опыта

«Сначала можно подумать, что положение 7 + 5 = 12 есть простое аналитическое положение, следующее из понятия суммы семи и пяти по закону противоречия. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что наше понятие действительно расширяется этим положением 7 + 5 = 12, и к первому понятию прибавляется другое новое, которое в нем вовсе не мыслилось, другими словами, арифметическое положение всегда синтетично. »

И математическое и любое другое научное познание из чистого разума предполагает наличие синтетических априорных суждений. И Кант прямо формулирует эту основную проблему своей философии: «Итак, настоящая задача, от которой все зависит со школьной точностью, такова: Как возможны априорные синтетические положения?»

Вывод, который делает И.Кант из вышесказанного, однозначен: поскольку идеи чистого разума есть только идеи и не более того, так как эти идеи не имеют аналога в опыте, не могут быть исследованы средствами опыта и поэтому их истинность или ложность не может быть доказана теоретическим путем.

Это учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственного созерцания есть субъективный идеализм.

У Канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума, со свойственной ему априорностью форм чувственного созерцания. Для ума, организованного иначе, чем наш, истины математики не были бы непреложными.

Естествознание (рассудок). «Трансцендентальной аналитикой». Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:

1) количество: единство (мера), множественность (величина), всеобщность (целое),

2) качество: реальность, отрицание ограничение,

3) отношения: субстанция, причина, взаимодействие,

4) модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка – они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки – общие и необходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т.п. Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность связей и законов рассудка.

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как мир явлений – феноменов. Понятие же «ноумен» – это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания «вещи в себе», что «вещь в себе» – это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Метафизика (разум). «Трансцендентальной диалектике». Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т.е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «Победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.

Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом.

Источник

Новое в блогах

Иммануил Кант. Критика чистого разума

По его мнению, беда в том, что долго «человеческий ум как бы во сне предавался метафизическим грёзам, не давая и не спрашивая отчета об их возможности», в то время как такой отчет совершенно необходим. В противном случае «в метафизике можно беззаботно врать всякий вздор, не опасаясь быть уличённым во лжи».

Так занятия естествознанием привели Канта, как он сам выразился, к «коперниканскому перевороту в философии».

Суждения Кант делит на аналитические, которые истинны по определению входящих в эти суждения понятий, истинны до всякого опыта, то есть априорно. Например, «все тела протяжённы», «четные числа делятся на два» «неженатый мужчина – это холостяк» и т.п.

И синтетические, дающие новое знание, но требующие для своей проверки обращения к опыту, то есть принимаемые после опыта, «апостериорные». Например, суждения «некоторые тела тяжелы», «ни одна женщина не была президентом США» нуждаются в эмпирической проверке.

Кант принял термин «метафизика» рассуждая о том, как она возможна, но уже это была новая метафизика, в которой предпосылки знания основываются на формах априорного знания, а не на фантазиях о потустороннем мире или мистическом Абсолюте, которому доступна вся истина о мире «самом по себе». Поэтому если Кант в своей вере в непогрешимость Ньютона и сделал шаг назад по сравнению со скептиком Юмом, то в целом его идеи открывали новые пути развития философии вплоть до критического рационализма и научного материализма XXI века, которые не абсолютизируют мощь рационального знания, а осознают его сферы и границы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *