Чем для красоты облицовывают набережные рек в крупных городах
Зелень вместо бетона: как сделать идеальную набережную
В 2015 году обустройство набережных в российских городах и возвращение прогулочных зон к воде вышло на первый план при долгосрочном развитии территорий. Масштабные планы реновации прибрежных зон опубликовали Москва и Казань, новые проекты появляются в Санкт-Петербурге. Обустройство набережных приводит к подорожанию недвижимости с видом на водоем, повышает инвестиционную привлекательность прибрежных участков.
По просьбе «РБК-Недвижимости» архитекторы выбрали пять главных компонентов, которые необходимы каждой хорошей набережной в крупном городе.
Концепция
Основа любой набережной — концепция, на основе которой возникают все структурные элементы. При создании проекта архитектор всегда может выбрать один из типовых вариантов, уже опробованных в других городах, но по-настоящему выдающиеся набережные имеют собственную концепцию, созданную для конкретного города и конкретных условий, в которых будет использоваться прогулочная зона. Помимо внутреннего удобства и единообразия, концепция предполагает эффектный вид снаружи — с противоположного берега или с высоты птичьего полета.
Так, концепция Симоновской набережной в Москве подразумевает постиндустриальное мышление. Новая набережная словно превращает промышленное наследие в объекты городской среды, отбирая город у заводов и возвращая его людям.
Набережна в Салониках
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Я участвовал в проекте реконструкции набережной города Салоники в Греции. Нашей задачей было обустроить пространство на довольно узкой территории между водой и уже существующими постройками. Когда-то это место было заполнено небольшими частными садами, которые формировали береговую линию, так что современная концепция немного напоминает историческую. Сейчас набережная Салоник — это система сменяющих друг друга садов со своим собственным характером. Здесь есть Сад песка, Сад теней, Сад скульптур, Сад музыки. Обустройство 13 небольших участков заняло несколько лет. Прогуливаясь по набережной, человек будто бы переходит из одной комнаты под открытым небом в другую, при этом одна уникальная атмосфера сменяется следующей, и только водное пространство остается неизменным.
Интересные прогулочные маршруты
Набережная может выглядеть красиво и стильно, но если по ней неудобно гулять, туда никто не придет. Чтобы сделать берег активной частью города, набережной необходима продуманная сеть маршрутов для разных групп горожан — пенсионеров, мам с детьми, велосипедистов, молодых пар и многих других. Каждой группе необходим маршрут, по которому будет интересно и удобно передвигаться.
Сергей Труханов,
глава архитектурного
бюро T+T Architects
— Это может быть система переходов, чередование разных пешеходных участков или просто широкий бульвар c локальными точками притяжения: смотровыми площадками, фонтанами, скульптурными формами, кафе. Желательно, чтобы наряду с пешим маршрутом была велосипедная дорожка с качественным гладким покрытием. При зонировании надо учитывать, с какой скоростью будут двигаться потоки, и выделить для каждого отдельную территорию. Например, аллея, где неспешно прогуливаются пожилые люди, влюбленные пары и мамы с колясками, не должна пересекаться с более скоростной трассой для велосипедистов, роллеров и скейтеров. А для экстремального катания желательно выделить отдельную огороженную площадку. При этом важно сохранить ощущение доступности берега и визуальную связь с водным пейзажем.
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Один из самых интересных проектов в мире по благоустройству береговой зоны — создание набережных в Нью-Йорке. В процессе исторической застройки почти весь берег оказался отрезанным от города промзонами, железнодорожными и автомобильными магистралями. Но благодаря грандиозному проекту по созданию нового «водного фасада Нью-Йорка» город приобрел современную экологичную и удобную береговую зону с единой системой пешеходных и велосипедных маршрутов. В некоторых местах, где пролегает скоростная автострада, архитекторы вынесли участки набережной на специальные платформы, подвешенные над водой, а другие части разместили под автострадой.
Инфраструктура
Инфраструктура набережной — это зоны отдыха, кафе, тренажеры под открытым небом, лодочные станции, детские и спортивные площадки, а также все остальные точки притяжения, благодаря которым человеку хочется вернуться на побережье. Примером продуманной инфраструктуры можно назвать набережную Москвы-реки в Нагатино у нового жилого комплекса у кромки воды. Архитектурное бюро T+T Architects не только выполнило зонирование набережной, но и предусмотрело скверы для прогулок, яхт-клуб, детскую парусную школу и стеклянное двухэтажное кафе с террасами, откуда гости смогут наблюдать за рекой и окрестным пейзажем.
Набережная у нового ЖК в Нагатино
Значительная часть новых набережных, проектируемых в России, появится на месте бывших промышленных территорий — а значит, риск получить загрязненную зону вместо пространства для прогулок очень велик.
Прогрессивные экологичные набережные все чаще появляются в Европе и США. Так, на побережье Ист-Ривер в Нью-Йорке построили целый приливной парк под названием «Дом мидий», где из остатков старого бетонного пирса соорудили искусственный риф для моллюсков. В результате мидии получили комфортную среду обитания, а люди — площадку для наблюдения за фауной.
Амир Идиатулин,
генеральный директор
IND Architects
— Самый важный аспект обустройства набережных — экологический. Дело в том, что большая часть городских набережных, над которыми идет работа сейчас, совсем недавно были промышленными зонами. Экология этих мест оставляет желать лучшего, поэтому стоит проводить очищение и оздоровление водоемов. Конечно, это требует немалых затрат, но дело того стоит. Например, сейчас мы совместно с французским бюро BASE Paris разрабатываем проект благоустройства набережной озера Кабан в самом сердце Казани. Мы планируем за счет специальных растений очистить воду таким образом, что там можно будет даже купаться. Кроме того, очень важно сохранить естественную среду и ритм ландшафта, это гораздо важнее строгой композиции.
Реконструкции берега реки Марна
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— Мы участвовали в реконструкции берега реки Марна во французском городе Ле Пере-Сюр-Марн. Проект был нацелен на то, чтобы вернуть горожан на набережную. Бетонные ограждения превратились в зеленые стены, для которых полноводье — только в радость, появилось ночное освещение, навесы для создания тени, малые архитектурные формы. Мы грамотно распределили потоки людей в зависимости от скорости их движения. У реки разместилась также игровая площадка с зоной тренажеров. За два года это место превратилось в популярный парк у воды, где можно заниматься спортом, отдыхать, наслаждаться пикниками и дружескими встречами. В итоге люди стали менять свой образ жизни, проводить здесь действительно много времени.
Дизайн
Последняя, но оттого не менее важная деталь — дизайн. Мощение, озеленение, малые архитектурные формы и даже мусорные корзины — это именно то, что создает индивидуальность и формирует лицо улицы. Некоторые архитекторы украшают свои набережные скульптурами, другие — фонтанами, третьи интегрируют прибрежную зону с инсталляциями или произведениями современного искусства. В конечном итоге запоминается дизайн — хотя без правильной концепции, инфраструктуры, экологии и грамотных маршрутов даже самый выдающийся дизайн останется ненужным и непонятым.
Набережная реки Сона
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— В проекте по обустройству набережной реки Сона в Лионе мы создали новую среду, в которой городской и природный ландшафты связаны совершенно неожиданным образом. Вдоль реки был построен контрастный маршрут с большим количеством развлечений. Также мы воплотили решения, позволяющие максимально приблизиться к воде — например, с помощью понтона.
Города и реки. Обзор российских набережных.
Я всегда был убеждён в том, что вологодская набережная уникальна, и многие города могут ей лишь позавидовать. Однако до последнего времени я никогда не пробовал всерьёз обосновать это суждение, воспринимая его просто как данность. Конечно, поездки по России лишь подтверждали мои представления, но всё-таки я посетил не так уж много городов для того, чтобы утверждать что-то наверняка. Такая ситуация вполне меня устраивала до тех пор, пока мне не нужно было никому доказывать ценность вологодской набережной в том виде, какой она была до начала варварского «благоустройства», затеянного городскими властями. Сейчас же пришло время подойти к вопросу со всей серьёзностью и обосновать свою точку зрения как положено.
Итак, начнём с того, что ограничим круг городов, с которыми будем производить сравнение. Во-первых, будем рассматривать только российские города. Во-вторых, ограничимся только столицами областей, республик или краёв и городами, сопоставимыми с ними по размерам. В-третьих, исключим из списка все города, расположенные на крупных реках вроде Волги, озёрах или морском побережье.
Первым делом мы заметим, что многие города стоят как будто в стороне от реки. То есть практически весь город (возможно, за исключением какого-нибудь посёлка-спутника) стоит по одну сторону от главной реки и выходит к ней на сравнительно небольшом участке. Наиболее яркий и обидный пример для меня — Владимир, который буквально отрезали от Клязьмы железной дорогой:
этот же список я бы внёс такие города как Киров, Оренбург, Орск, Сыктывкар, Курск (относительно Сейма), Тобольск, Кисловодск, Калуга, Арзамас и Коломна.
Другой распространённый случай — когда река не вписывается в сетку улиц города, а течёт сама по себе преимущественно где-то на задворках кварталов или промзон. При этом на реке может вовсе не быть набережной. Это характерно для городов с малыми несудоходными реками, такими как, например, Иж в Ижевске:
Там, однако, есть полноценная набережная у пруда-водохранилища, но не о таких набережных сейчас речь. Или вот Исеть в Екатеринбурге:
Правда, как правило, даже в таких городах есть пусть и небольшие, но набережные. Например, вот набережная в Челябинске.
Думаю, именно о таком благоустройстве мечтают наши градоначальники: бетон плюс фонтан. А это Брянск, река Десна:
Липецк, река Воронеж:
Белгород, река Везелка:
Саранск, река Инсар:
Эта набережная, видимо тоже пришлась бы по вкусу нашей администрации. Тут тебе и бетон, и парковка, и стадион — всё как у людей. А ниже представлен Краснодар, река Кубань:
Смоленск, река Днепр:
Рязань, река Трубеж (Ока лежит в стороне от города):
Про это фото я ни за что бы не поверил, что оно сделано в центре. Но, судя по Яндекс-картам запечатлённая на нём пристань носит гордое, но вполне заслуженное название «Кремлёвская», поскольку расположена у самого Рязанского кремля. Но движемся дальше, Великий Новгород, река Волхов:
Йошкар-Ола, река Малая Кокшага:
Вот тоже мечта мечта наших правителей. Мало того, что река в бетоне, так кругом ещё и новодельные достопримечательности. А если серьёзно, очень обидно, что в Йошкар-Оле такая безвкусица взяла верх. Иваново, кстати, тоже очень жалко — речка Уводь просто изуродована бетоном:
Причём он тут уже не выглядит свежим: повсюду пробивается трава, отчего набережная приобретает типичный для российских городов заброшенный вид. Далее город Уфа и расположенная на его окраине прекрасная бетонная набережная одноимённой реки:
В других городах река чуть лучше вписывается в уличную сеть. При этом набережные становятся протяжённее и достигают длины более 2 км. К таким городам я бы отнёс, например, Тулу. В центре набережная одного из рукавов Упы выглядит очень даже красиво и современно:
Думаю, нашим чиновникам она бы не пришлась по вкусу. Хотя лично мне эта набережная из всех увиденных понравилась больше всего. Впрочем, к сожалению, есть там и другие пейзажи:
А это уже Ростов на Дону:
В принципе, вполне прилично. Вон и граффити на бетоне приветливо желают некой Ане доброго утра. Ниже представлен уже Тамбов, канал реки Цны:
Тоже очень даже симпатичная набережная. А всё потому, что противоположный берег живой и на него приятно смотреть. Впрочем, на вологодскую набережную она тоже совсем не похожа. Пенза, река Сура:
В Тюмени набережная тоже по своему хороша: длинная, новая, многоуровневая. К тому же с противоположной стороны живая зелень радует взор. Однако, как и ни в одном из вышеперечисленных городов, река не выполняет роль «главной улицы города». Возможно, к этой категории можно отнести Тверь с пока ещё не очень полноводной Волгой:
Но, пожалуй, ближе всего к Вологде по месту рек в жизни города стоят Петербург и Москва. Как там выглядят набережные, думаю и так все представляют. Но тем не менее, вот картинки. Это Петербург, река Фонтанка:
Вообще, мне кажется, у Вологды больше всего общего именно с Москвой. Символично что даже названия обоих городов полностью повторяют названия рек, на которых стоят. Обе реки являются достаточно небольшими, позволяющими городу свободно располагаться по обоим берегам, но при этом судоходными, что не даёт их просто оставить где-то на задворках. Обе реки имеют протяжённые набережные, которые сами задают сетку городских улиц. Достаточно сказать, что самая длинная улица в Вологде — это набережная VI Армии протяжённостью более 4,5 км. А помимо неё есть ещё Пречистенская набережная, и выходящее к воде улицы Сергея Орлова, Бурмагиных, Советский Проспект и Машиностроительная. Город неразрывно связан с рекой — и так было на протяжении всей его истории. На её берегах стоит большое число старинных домов и храмов, но при этом река выглядит живой и естественной! Давайте просто посмотрим на фото. Справедливости ради я решил тоже вставить фотографии из карт Яндекса.
Но не удержусь и от профессиональных фото, чтобы вы лучше понимали, о какой уникальности я говорю:
Где вы ещё такое видели? Где вы, гуляя по центру города белой ночью могли слушать соловьёв или любоваться кувшинками? Да нигде! И к сожалению, скоро лишимся мы этой возможности и в Вологде. А всё потому, что кто-то считает, что бетонные берега — это признак развитого города.
Но давайте всё-таки вместо грустного нытья под конец всё-таки сделаем для себе некоторые выводы. У меня их три:
10 лучших набережных России
Сегодня посмотрим, где в России самые крутые набережные! О, и тут не всё так просто, как кажется. Казалось бы, у нас огромная страна, сотни городов, и почти в каждом есть водоём – река, озеро, а иногда даже море. А что такое вода в городе? Это самое ценное пространство! Люди любят гулять вдоль воды, вода дарит прохладу летом, вода радует глаз и успокаивает. А самое главное, воду нельзя застроить многоэтажками!
Я решил сделать рейтинг набережных – отобрать 10 самых крутых. Но тут я столкнулся с проблемой. Оказывается, у нас хороших набережных практически нет! С большим трудом удалось отобрать 10 проектов! Я что-то упустил? В вашем городе крутая набережная, и я её не заметил? Пишите в комменты.
10. Набережная Газовиков, Ухта
В маленькой Ухте несколько недель назад открыли обновлённую набережную Газовиков. Через реку Чибью построили пешеходные мосты, а бывший пустырь разделили на несколько функциональных зон, где разместились детские и спортивные площадки, амфитеатр и палубы над водой.
Проект пока не завершён, его собираются доделать к концу этого года. Общая длина благоустроенной набережной составит 2 километра. Работы будут стоить 450 млн рублей, но их выделил «Газпром».
9. Набережная Исети, Екатеринбург
В Екатеринбурге могло появиться одно из лучших общественных пространств в России. Проект реконструкции набережной Исети от архитектурного бюро «Оса» и КБ «Стрелка» победил в конкурсе, но что-то пошло не так.
Реальность оказалась по-уральски сурова. Обновлённая набережная Исети имеет мало общего с проектом.
Чего стоит хотя бы эта линия лавок, которые изначально должны были расположиться в несколько рядов на склоне.
Чем для красоты облицовывают набережные рек в крупных городах
2. Берега рек связывали мостами, появлялись железные дороги, а затем и моторизированный транспорт. Транзитная роль городских рек постепенно снижалась, а морские порты выносились из центральных районов городов. Территории берегов, обслуживающие водный транспорт или производства, по разным причинам размещенные на берегах, постепенно становились донорами ценнейшей городской ткани.
Транспорт
3. Тенденция последних десятилетий – санация береговой линии и поворот городов к рекам. Среди громких проектов можно перечислить:
Анализ проекта планировки
Необходимо подвергнуть глубокому и всестороннему анализу существующий утвержденный проект планировки Исторического центра Красноярска. Так же, по нему, должны проводиться широкие общественные обсуждения с представителями различных слоёв общества, специалистами и обычными гражданами.
Многие проектные решения, изложенные в нем, после нашей аналитической работе по прибрежной территории города, начинают подвергаться сомнению и переосмыслению.
Анализ ПЗиЗ
Правила землепользования и застройки подразумевают определенный регламенты и функциональное назначение территорий. Однако, помимо несоответствия назначения отдельных участков территории набережной с выявленными и рекомендованными нами в процессе анализа, в целом регламенты в существующих правилах землепользования и застройки Красноярска вступают в противоречие с концепцией «город для жизни» и требуют пересмотра и дополнения.
История развития прибрежной территории Красноярска
1. Малый острог был разбит на месте, где Кача впадает в Енисей в 1628 году воеводой Андреем Дубенским и назван Красным яром. Современное название Красноярск получил с присвоением ему статуса города в 1690 году, а современную структуру центральной части города с момента заложения регулярного города сержантом геодезии Петром Моисеевым в 1773 году. В 1828 году был основан Городской сад, на месте дачи первого губернатора Енисейской губернии Александра Степанова. При закладке представлял собой часть девственного соснового леса, простиравшегося сплошным массивом от Енисея до Качи. Спустя 70 лет на высоком берегу у городского сада появилось здание Духовной семинарии, ныне Военный госпиталь.
2. Дальнейший рост города связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в город в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. Через Енисей был построен железнодорожный мост, полностью утраченный в настоящее время. В 1913 году на берегу Енисея появилось уникальное здание Краеведческого музея архитектора Л. А. Чернышева. В 1934 году создан Красноярский речной порт, а в 1952 — завершено строительство Красноярского речного вокзала архитектора Александра Голубева.
В 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения был основан Красноярский завод комбайнов. Прибывшее оборудование разместили на территории ликеро-водочного завода. Завод комбайнов по сей день занимает половину протяженности береговой линии исторической части города. В 1961 году был введен в эксплуатацию первый красноярский автомобильный мост через Енисей.
3. 1960-е годы — начало активного преобразования речного фасада Красноярска и освоения островов. Построен центральный стадион на о. Отдыха (Орехов В. В. ). Была реализована градостроительная концепция площади 350-летия (Театральная) Красноярска (арх. А. С. Брусянин, А. С. Демирханов, К. Ф. Неустроев). Были построен оперный театр, здание красноярской мэрии, гостиница «Красноярск», здание Енисейского речного пароходства. Следом, в начале 80-х, был разработан и реализован проект площади Мира на стрелке. Появился Большой концертный зал Красноярской филармонии, филиал центрального музея Ленина (Музейный центр на Стрелке), здания КАТЭКНИИ-Уголь и гостиницы «Метрополь» (арх. Демирханов А. С., Орехов В. В., Шадрин В. К.). Была реконструирована и благоустроена верхняя и нижняя террасы ул. Дубровинского — современная левобережная набережная, построен пешеходный мост на о. Татышев (арх. Демирханов А. С., Сарафанов В. В., Смирнова О. Ф.). Благоустроен остров Отдыха, построен Дворец спорта «Енисей» (им. Ивана Ярыгина) (арх. Орехов В.В., Сарафанов В.В.). Жилая застройка из проектов повторного применения по ул. Дубровинского 50-58, Дубровинского 106 и Перенсона 5а завершают формирование речного фасада исторического центра.
Анализ Объектов культурного наследия
В работе мы учитываем существующие законодательные акты по охране объектов культурного наследия, зоны охраны и зоны регулирования застройки. При сравнении положений этих актов с проведенным комплексным анализом левобережной набережной нам не выявлено противоречий, в части возможного использования прибрежной территории, с границами и регламентами зон охраны культурного слоя. Однако, при следующих стадиях проектирования вероятны конфликты на отдельных участках в виду слабой гибкости установленных правил. Так же необходимо провести анализ по выявлению новых интересных объектов, не входящих в перечни объектов охраны.
Набережная сегодня
С 90-х годов по день сегодняшний в исторической части Красноярска не наблюдается крупных системных преобразований. Тем не менее, ряд объектов, появившихся за последние десятилетия включились в левобережный речной фасад. Среди них:
Произошел ряд преобразований на территории крупных ансамблей площади Мира и Театральной площади — появились мелкие объекты общественного питания (ресторан Фон-Барон), сменились функции некоторых зданий (гостиница Метрополь, КАТЭКНИИ-Уголь). Бум автомобилизации привел к острой нехватке мест паркования, резкому ухудшению экологической ситуации в центре города, многократному снижению провозной эффективности улично-дорожной сети.