Чем дольше пауза станиславский

ПАУЗА ТЕАТРАЛЬНАЯ

ПАУЗА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. pausa, от греч. pauses – прекращение), в актерском искусстве одно из основных средств художественной выразительности.

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский

Именно умелое использование пауз позволяет актеру (и всему актерскому составу спектакля в целом) достичь нужного темпо-ритмического течения спектакля, которое, в свою очередь, создает эмоциональное напряжение в зрительном зале и концентрирует внимание публики. В профессиональном театральном сленге существует устойчивое выражение «умение держать паузу», которое индексирует высокую степень актерского мастерства.

Паузы бывают текстовыми или пластическими. Разумеется, что во время любой такой паузы высокопрофессиональный актер не статичен психологически, он сохраняет и развивает напряженную внутреннюю жизнь своего персонажа. В частности, текстовой или пластической паузой актер часто отыгрывает т.н. «оценку» – живую спонтанную реакцию на происходящие события. В театральной практике существует устойчивое и обоснованное мнение, что именно оценка в первую очередь свидетельствует о профессиональном уровне актерского мастерства и степени одаренности актера.

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский

Текстовая или пластическая пауза может быть поддержана постановочными эффектами: музыкой, светом, динамической перестановкой декорации и т.д., что еще больше усиливает эмоциональное напряжение сцены.

Источник

Когда «держать паузу»? Часть 1

Для великого реформатора русской сцены и педагога Константина Сергеевича Станиславского умение актера держать паузу являлось одним из главных критериев актерского мастерства, и он специально учил этому актеров Художественного театра.

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский

Умение «держать паузу» — это умение создать напряжение, интригу, проверить наличие контакта с залом, обеспечить безусловное внимание к себе, к действию, к происходящему, удержать в руках нити спектакля.

В отношениях мужчины и женщины это умение трудно переоценить. Особенно хорошо владеют этим люди, склонные к манипулированию другими — ведь они обычно обладают хорошими актерскими способностями. Однако и для обычной женщины умение «держать паузу» в личной жизни совершенно неоценимо. Не случайно говорят: «Чем два часа уговаривать, лучше спокойно подождать 20 минут»…

Когда женщина сильно влюблена, она становится очень уязвимой и часто теряет над собой контроль. Умнейшие «по жизни» девушки начинают непроходимо тупить, часто ведут себя не вполне адекватно и паузы в отношениях им кажутся совершенно невозможными, потому что их захлестывают эмоции.

Итак, в каких ситуациях и зачем необходимо научиться «паузить»? Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский Фото: pixabay.com

Знакомство

Основные принципы знакомства обозначены в статье «Как «зацепить мужчину за 3 секунды?». Основное: не бойся держать паузы в разговоре (лучше при этом улыбаться и смотреть ему в глаза). На звонки отвечай, но не всегда — не будь доступной в любое удобное ему время. На СМСки — отвечай через паузу. Да, потом, когда все «закрутится», можешь отвечать сразу же, но тоже — не всегда. Вот он ждет, что ты сейчас ответишь, а от тебя — ничего. Пусть поволнуется, в конце концов. Конечно, не переборщи — мужчина не должен подумать, что ты не заинтересована в общении или просто капризна.

Знакомствам в виртуальном пространстве будет посвящена отдельная тема, однако тут-то как раз паузы держать достаточно просто. Не отвечай моментально на попытку познакомиться в соцсети или на форуме. Либо ответь и по возможности быстро отключись: в конце концов, зависание в соцсетях — не единственное твое занятие! Когда/если начнете флиртовать — отвечай через день-другой, не спеши. В конце концов, у тебя будет время обдумать свой ответ, это само по себе неплохо.

Если мужчина, который тебе понравился, размещает новую информацию, фотографии или ролик — не кидайся лайкать и комментить немедленно, не закидывай восхищенными двусмысленными комментами. Лучше провоцируй на контакт его, но не напрямую, а косвенно. Самое простое — время от времени (опять же через паузы) размещать свои удачные фото или видео, где ты выглядишь привлекательно, например. Он откомментирует и напишет, будь уверена. Мужчине никогда не придет в голову, что это не просто фото или видео — это означает, что женщина «пошла разрушать Карфаген». Подробнее виртуального знакомства и общения касаться здесь не буду — это отдельная тема. Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский Фото: pixabay.com

Свидание

Когда он пригласит тебя на свидание (или просто предложит погулять/пойти в кино-театр-на выставку) — не соглашайся сразу. Пусть именно в этот день у тебя (к твоему большому сожалению, разумеется!) будет аврал на работе, который тебе устроил изверг-начальник или, что еще лучше, — абсолютно необходимая помощь старенькой бабушке. Поверь мне, по-настоящему заинтересованный мужчина пригласит тебя еще раз.

После свидания, разумеется, не звони сама, даже если тебе кажется, что все прошло хорошо и нет ничего особенного в том, чтобы самой позвонить. Есть. Есть в этом для мужчин что-то особенное… Синдром легкой добычи. У мужчин все проще, чем у нас женщин — природный инстинкт охотника определяет его поведение, каким бы умным, душевным, открытым и искренним он тебе не показался. Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский Фото: pixabay.com

Конечно, важно уметь говорить, заражать убедительностью и побеждать неопровержимыми аргументами, но не менее важно уметь паузить в спорах, особенно с мужчинами. Роль паузы огромна: кроме разделения слов по смыслу, что совершенно необходимо для того, чтобы донести до собеседника свою мысль, пауза является гораздо более выразительной, чем слово.

Молчанием можно сказать то, чего не скажешь словами — гласит психология общения. Часто именно оборванное слово, недосказанное предложение поражает нас своей экспрессией.

Пауза — это не просто тишина между словами. Это еще и возможность подумать, оценить ситуацию, разглядеть собеседника, изменить интонацию речи, да и просто повернуть ход разговора.

К сожалению, женщины стремятся как можно быстрее и многословнее проговорить свою мысль. Как часто это приводит к отсутствию взаимопонимания, лишним словам и эмоциям, раздражению партнера. Кроме этого, в пылу эмоционального спора мы часто не можем по-настоящему расслышать собеседника, и, соответственно, убедить его. Пауза позволяет переосмыслить ситуацию и сам вопрос, который вдруг может предстать перед нами в новом свете.

Если твой партнер/собеседник является завзятым спорщиком, убежденным в собственной правоте, да еще и типом эмоциональным — тем более, «работай на контрасте»! В ответ на крики и эмоциональные выплески просто неожиданно замолчи.

Далее по списку — все, чего мужчины терпеть не могут в женщинах.

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Объясняя на одном из уроков природу психологической паузы, Константин Сергеевич привел такой пример.

— Предположим, — сказал он, — что я завтра, после большого перерыва, играю Фамусова и приглашаю весь ваш курс, за исключением двух человек, на спектакль. Не пойдут на спектакль те ученики, которыми я недоволен за их плохую дисциплину. Вы не пойдете, — строго сказал Константин Сергеевич, обращаясь к самому недисциплинированному студенту. — И. вы, — обратился он к очень способному ученику, который недавно в первый раз в жизни опоздал на урок.

Константин Сергеевич высоко ценил психологическую паузу, считая, что подлинное искусство возникает тогда, когда актер, овладев начальной стадией искусства речи — логикой речи, научится раскрывать и выявлять подтекст через психологическую паузу. Но Константин Сергеевич предостерегал против опасности, таящейся в злоупотреблении психологической паузой, той опасности, которая начинается с момента остановки продуктивного действия.

Мы знаем такие случаи, когда актер, верно почувствовав необходимость психологической паузы, начинает ею злоупотреблять. Зная силу своего воздействия на зрительный зал, он как бы томит зрителя, прежде чем перейти к последующему тексту, и этим самым переводит внимание зрителя с развития действия на себя, на собственное «мастерство».

В таких случаях психологическая пауза вырождается в простую остановку, которая создает сценическое недоразумение — паузу ради паузы. Такая остановка — дыра на художественном произведении.

Глубоко оправданная психологическая пауза является важным элементом сценической речи.

— Из психологической паузы нередко создаются целые сцены, которые мы на нашем языке называем «гастрольными паузами», — говорил Станиславский.

«Гастрольная пауза» возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда природа состояния действующего лица ему не только понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпоритмом.

«Гастрольная пауза» — одно из могущественных средств актерской психотехники, и целый ряд крупнейших русских актеров выражали тончайшие переживания в своих ролях в «гастрольной паузе».

Широко известна знаменитая пауза А. П. Ленского в роли Бенедикта (второй акт «Много шума из ничего» Шекспира). Ленский — Бенедикт подслушал специально разыгранную для него сцену о том, что Беатриче любит его. Как только зачинщики этой шутки — Клавдио, Дон Педро и Леонато — ушли, Бенедикт — Ленский выходит из своей засады. Он потрясен новостью. Беатриче любит его до безумия, но не хочет признаться в своем чувстве, опасаясь его насмешек. Шекспир вкладывает в уста Бенедикта великолепный монолог, но Ленский не торопился к тексту.

Ему нужно было время, чтобы осознать происшедшее, отдаться мыслям, теснившимся у него в голове. Для этого ему нужна была пауза.

Вот как описывает современник Ленского этот момент: «..Бенедикт долго стоит и смотрит на зрителей в упор, с ошеломленно-застывшим лицом. Вдруг где-то в уголке губ, под усом, чуть-чуть дрогнула какая-то жилка. Теперь смотрите внимательно: глаза Бенедикта все еще сосредоточенно-застывшие, но из-под усов с неуловимой постепенностью начинает выползать торжествующе-счастливая улыбка; артист не говорит ни слова, но вы чувствуете всем вашим существом, что у Бенедикта со дна души поднимается горячая волна радости, которую ничто не может остановить. Словно по инерции, вслед за губами начинают смеяться мускулы щек, улыбка безостановочно разливается по дрожащему лицу, и вдруг это бессознательное радостное чувство пронизывается мыслью и, как заключительный аккорд мимической гаммы, яркой радостью вспыхивают дотоль застывшие в удивлении глаза. Теперь уже вся фигура Бенедикта — один сплошной порыв бурного счастья, и зрительная зала гремит рукоплесканиями, хотя артист еще не сказал ни слова и только теперь начинает свой монолог. »

Славился мастерски разработанными «гастрольными паузами» и В. Н. Давыдов (в «Женитьбе» Н. В. Гоголя, в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, в «Горячем сердце» А. Н. Островского и многих других пьесах).

«Гастрольные паузы» К. А. Варламова вошли в летопись русского театра.

Мы знаем, что «гастрольными паузами» крупные актеры пользовались в одинаковой степени как в комедии, так и в трагедии.

Поскольку «гастрольная пауза» возникает из психологической, Станиславский утверждал, что умение выразить комплекс мыслей и чувств в паузе целиком зависит от интенсивности «внутренних монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предлагаемых обстоятельств.

Эту способность непрерывного мышления в роли, расширяющего текст автора, актер должен тренировать с самого начала работы над ролью. Тогда в результате репетиций у него возникнет потребность вылить в паузе накопившиеся мысли и чувства. Помню, как Станиславский работал с Л. М. Леонидовым над ролью Отелло.

Станиславский считал Леонидова величайшим трагиком современности. Он много говорил с ним о сознательном распределении темперамента и настойчиво призывал Леонидова к использованию пауз.

— Помните, — говорил Константин Сергеевич, — что в паузах артист досматривает мысленно то, о чем он говорит. Такие паузы подготавливают и усиливают темперамент и ритм и спасают от проявления открытого темперамента, которым нельзя злоупотреблять. Открытому темпераменту должны быть отданы отдельные, определенные места в роли, которые можно сравнить с высоким «до» для тенора. Если бы в певческой партитуре было большое количество высоких «до», певец рисковал бы сорвать голос.

Поэтому в целом ряде мест в роли, которые как бы толкают актера к тому, чтобы выплеснуть накопившееся чувство в открытом темпераменте, надо стараться сдержать себя, отказаться от прямолинейного хода, который чаще всего ведет к крику, и находить многообразные ходы для выражения своего чувства в психологической паузе.

Как жить дальше без того счастья, которое наполняло все существо Отелло?

Теряя счастье, он еще выше оценивает его и сравнивает с будущим, которое кажется ему безгранично тоскливым.

— Вам нужно, — говорил Станиславский Леонидову, — внутренне уйти в себя, чтобы вспомнить прошлое и увидеть горькое будущее. Это момент огромного самоуглубления. Отелло не замечает, что происходит вокруг него, а когда сталкивается с действительностью, он не может не излить накопившуюся горечь и боль.

На одной из репетиций, когда Леонидов с непередаваемым трагизмом репетировал эту сцену, Станиславский, довольный и счастливый, предложил ему:

— Попробуйте, Леонид Миронович, сыграть сейчас эту сцену без слов. Вспомните, что делает человек от мучительной внутренней боли, когда он не может найти себе места, когда он пытается находить самые невероятные позы, чтобы успокоить эту боль, когда пальцы производят какие-то механические движения, какое-то бессмысленное царапанье, выражающее внутренний ритм этого страдания.

Леонидов, актер огромной мысли и темперамента, сыграл эту сцену так, что для меня лично это осталось в памяти как одно из самых сильных впечатлений в жизни.

— А теперь, — сказал Константин Сергеевич, обнимая и целуя Леонидова, — возвращайтесь опять к тексту. ; Помните, что для выполнения любой задачи актеру прежде всего нужно слово, мысль, то есть текст автора. Актер прежде всего должен действовать словом, об этом часто забывают актеры. А теперь расширьте сцену, с помощью пауз раздуйте ее так, чтобы зритель увидел те громадные внутренние муки, которые только что видели мы.

Константин Сергеевич разметил по тексту возможные паузы.

Отелло. Ага, меня обманывать! Меня! (Пауза.)

Яго. Ну, генерал, довольно уж об этом.

Отелло. Прочь! (Пауза.) Ты меня ужасной пытке предал!

Клянусь, вполне обманутым быть лучше,

Чем мало знать. (Пауза.)

Яго. Как это, генерал?

Отелло. Что было мне за дело до разврата

Моей жены, до хитростей ее? (Пауза.)

Не видел их, не думал я о них:

Они меня не мучили. (Пауза.) Спокойно

Я ночью спал, был весел и доволен (пауза)

И на устах ее до этих пор

Не находил я Кассио лобзаний.

Да, человек ограбленный не может

Считать себя ограбленным, пока

Он не узнал про это.

Яго. Генерал,

Вас слушать мне невыразимо больно.

Отелло. О, пусть бы хоть все войско, пусть бы каждый

Солдат владел ее прекрасным телом:

Я б счастлив был, не ведая о том; (пауза)

Теперь же все прости, прости навеки,

Прости покой, прости мое довольство! (Пауза.)

Простите вы, пернатые войска

И гордые сражения, в которых

Считается за доблесть честолюбье —

Все, все прости! (Пауза.) Прости, мой ржущий конь,

И звук трубы, и грохот барабана,

И флейты свист, и царственное знамя, (пауза)

Все почести, вся слава, все величье

И бурные тревоги славных войн!

Простите вы, смертельные орудья,

Которых гул несется по земле,

Как грозный гром бессмертного Зевеса!

Все, все прости! Свершился путь Отелло! (Пауза.)

Разметив паузы, Константин Сергеевич предупредил Леонидова, чтобы он относился к этим паузам не как к обязательным, но как к возможным, и предложил ему разметить паузы по всей роли для того, чтобы в результате работы наметить две-три большие паузы, которые нужно разработать как «гастрольные».

«Гастрольная пауза» невозможна без «внутреннего монолога». Именно «внутренний монолог», дополняющий текст автора, раскрывающий внутреннюю пружину действия, толкает актера к выявлению своего чувства в паузе.

Паузы Отелло — Леонидова рождались от поглощавшей его целиком мысли, которая билась над неразрешимой загадкой, — почему, для чего Дездемона его обманывает. Эта мысль доводила его до безумного страдания, он метался, стонал, как от физической боли, и, не зная куда себя девать, набрасывался наконец на Яго, чтобы на нем сорвать свою злобу.

Константин Сергеевич говорил о том, что, кроме пауз, существуют еще другие вспомогательные технические приемы, чтобы удержать себя от игры на голом темпераменте.

Вспоминая Сальвини в роли Отелло, он говорил, что его поражало, как знаменитый трагик строил план своей роли с точки зрения соразмерения своих творческих внутренних и внешних выразительных возможностей, которые позволяли ему правильно распределить их и разумно пользоваться накопленным для роли материалом.

— Сальвини, — говорил Станиславский, — все время знал линию перспективы пьесы, начиная с моментов пылкой юношеской страсти влюбленного при первом выходе и кончая величайшей ненавистью ревнивца и убийцы в конце трагедии. Он с математической точностью и неумолимой последовательностью, момент за моментом, раскрывал по всей роли созревшую в его душе эволюцию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Гюстав Лебон. Психологическая иерархия рас

Гюстав Лебон. Психологическая иерархия рас Когда в области естествознания приходится устанавливать основания для классификации видов, то труд этот облегчается тем, что неизменные и, следовательно, основные признаки, по которым определяется каждый вид, очень

Источник

Умение держать паузу в разговоре

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский

От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.

Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.

Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.

Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский

Пустота – не пустая

Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:

Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.

Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.

Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.

Как пользоваться паузой: советы и приемы

В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене, как правильно выражать мысли, как преодолеть закомплексованность, неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.

Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.

Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.

Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.

Источник

Публичное выступление: держим паузу

Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение.

Зачем нужна пауза?

Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» – оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора. Но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

Сколько по времени должна продолжаться пауза?

Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену направляется свет, и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать – тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум – пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала к тому, что будет дальше.

Это напоминает один из сюжетов популярного Журнала «Ералаш».

Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собирается несколько взрослых и спрашивают: «Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!?» Он стоит и молчит – держит паузу. Вокруг мальчика уже много людей, задающих вопрос: «Мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься…» Он невозмутимо стоит и держит паузу. Уже толпа недоуменных взрослых протягивает к нему руки и интересуется: «Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…. » И, наконец, со словами: «А вот оно что!», ребенок подпрыгивает и с шумом приземляется в середине лужи. Из-под его ног вырывается фонтан брызг. Он дождался своего звездного часа – все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше!

Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу – и все внимание зала будет обращено на вас: «И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь. «.. И высший пилотаж – на пике внимания. Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, то время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

Если пауза передержана, то что будет происходить с публикой?

Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:»А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?» Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

Что делать в паузе?

Сама пауза также не должна быть пустой. Пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал – и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, ощутили его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала – насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:»Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…» Внешне ничего специально демонстрировать не надо – это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

Помните, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело – он выбирает для своего дела людей. Хозяин – хороший психолог, поэтому он наблюдает и оценивает: кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы – в концентрации внимания на людях в зале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чем дольше пауза станиславский. Смотреть фото Чем дольше пауза станиславский. Смотреть картинку Чем дольше пауза станиславский. Картинка про Чем дольше пауза станиславский. Фото Чем дольше пауза станиславский