Чем должен обладать педагог

Современный педагог: каким его видит общество

Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.

Отметим, что уже в начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, многие из которых остаются требованиями со стороны общества и сегодня. Так, например, прославленный чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский считал, что основное предназначение педагога заключается в том, чтобы своей высокой моралью, человеколюбием, знаниями, трудолюбием и прочими качествами стать образцом для подражания и личным примером воспитывать у учащихся человечность. Я.А.Коменский призывал педагогов внимательно относиться к учащимся, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать их от себя своим суровым обращением, а привлекать отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей, считал он, необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [4; 366].

Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности и которые на сегодняшний день остаются значимыми. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:

На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общество он должен соответствовать, не так то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:

Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.

Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя и складываются определенные требования к нему [6].

Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].

В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.

Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].

Если представить коммуникативные умения учителя в виде нескольких блоков, то можно проследить, какие стороны деятельности они охватывают:

1. Социально-психологический блок, который включает такие умения, как:

2. Нравственно-этический блок, предполагающий умения:

3. Эстетический блок, требующий такие умения, как:

4. Технологический блок включает следующее:

Однако невозможно сформировать коммуникативные умения без овладения интеллектуально-речевой компетентностью, поскольку именно язык является главным средством педагогической деятельности учителя:

Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течении всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.

Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.

Большинство учащихся хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы (36%), стильная укладка (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.

(Однако данные результаты могут быть субъективны, так как опрос проводился на базе одной школы.)

В российском социуме учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался обществом как друг, помощник и наставник. Само учительство принимало и соответствовало большинству предъявляемых требований. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, старался учить подрастающее поколение истине и терпимости к заблуждению. Именно такие требования предъявляли к себе педагоги, давая клятву: «Клянусь, что покажу ему (ученику), как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему» [5; 6-7].

Список использованных источников

Источник

Каким должен быть современный учитель?

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог

Мир вокруг нас постоянно меняется. Меняемся и мы. Учителя, работающие с детьми, тоже вынуждены это делать. Работая с подрастающим поколением, педагоги должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами, которые помогут им установить контакт с учениками и максимально эффективно выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.

Главные качества современного учителя

Во-первых, современный учитель должен быть Человеком. Это значит, что он должен обладать высокоморальными качествами, иметь активную позицию и принимать участие в общественной жизни. Человеку присущи нравственность, определенная духовность, гуманизм. Хороший учитель всегда признает свои ошибки и исправляет их, он относится к ученикам с уважением, как к равным и старается к каждому найти подход.

Во-вторых, педагог должен быть Работником, то есть уметь ставить перед собой цели и достигать их, регулярно совершенствоваться в профессиональном плане и быть нацеленным на всестороннее образование.

В-третьих, современный учитель – это Специалист, который в совершенстве владеет педагогической теорией и практикой, рационально организовывает свою деятельность, обладает тактичностью, самообладанием, умением слышать и слушать.

Чтобы стать хорошим специалистом, одних личностных качеств недостаточно. Необходимо иметь и высокую профессиональную подготовку.

Профессиональный стандарт педагога

В 2013 г. Приказом Министерства труда РФ был утвержден профессиональный стандарт «Педагог». Он устанавливает основные требования, которым должно соответствовать оказание образовательных услуг в любом учебном заведении. Этот стандарт применяется работодателями для создания и внедрения кадровой политики, при организации обучения персонала, разработки должностных инструкций и учебных планов. Профстандарт также устанавливает требования для самих педагогов и критерии оценки их профессиональных качеств и компетенции. В документе прописаны пять уровней учительской квалификации. Каждый из них определяет, какими знаниями, умениями, навыками, опытом должен обладать специалист.

Что такое компетентность педагога

Профессиональная компетенция учителя оценивается по трем критериям:

Один из самых главных признаков учительской компетенции – стремление самостоятельно получать новые знания, умения, навыки и использовать их в своей практической деятельности. Развитие профессиональной компетенции происходит в результате работы специалиста в разных методических объединениях и творческих группах, за счет научно-исследовательской деятельности, освоения современных образовательных технологий, передачи собственного учительского опыта, активного участия в различных фестивалях и конкурсах для педагогов. Однако ни один из способов не будет иметь эффекта, если специалист сам не осознает необходимость в развитии и повышении компетенции.

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог

Где учиться на учителя?

Учителем могут стать те, кто имеет профильное высшее или средне-специально образование. Также устроиться на работу в учебное заведение могут выпускники ВУЗов по какому-либо направлению: например, студент, закончивший исторический факультет, может преподавать историю, но для трудоустройства ему нужно будет дополнительно закончить магистратуру по педагогическому направлению.

Как учителя повышают свою квалификацию?

Учителя не только учат, но и сами учатся. Работающие педагоги обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации, чтобы «шагать в ногу» с новыми обучающими технологиями. Подобное обучение организовано во многих образовательных учреждениях. Однако «очка» подходит не всем. Выход есть – дистанционные курсы, которые в последнее время завоевывают все большую популярность.

Пройти повышение квалификации для учителей дистанционно можно в Современной Научно-технологической Академии (СНТА). На курс приглашаются все желающие педагоги, которым нужно актуализировать базу знаний и получить ответы на актуальные вопросы педагогики. Зачисление в Академию осуществляется без вступительных экзаменов, необходимо лишь предоставить некоторые документы и оплатить занятия. Слушатели самостоятельно изучают материал, размещенный в Личном кабинете на веб-портале, а затем выполняют проверочную работу. По ее результатам выдается удостоверение установленного образца, которое принимается во всех профильных учреждениях РФ.

Источник

Качества учителя: профстандарт и реальность

Небольшое ученическое исследование как пример разговора на обширную тему.

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более успешен — бунтарь или конформист?

Ещё по этой теме :

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

Читайте также :

80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

Читайте также :

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель — это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Источник

Профессиональные и личностные качества современного педагога

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Стандарт педагогического образа

Если говорить о педагогической деятельности можно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог

Компетентностная модель современного учителя

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Источник

Современный педагог. Кто он? Какой он?

Чем должен обладать педагог. Смотреть фото Чем должен обладать педагог. Смотреть картинку Чем должен обладать педагог. Картинка про Чем должен обладать педагог. Фото Чем должен обладать педагог Наталья Матросова
Современный педагог. Кто он? Какой он?

Современных детей сейчас очень трудно удивить, исходя из этого, современный педагог должен уметь подать себя так, чтобы ребенку захотелось продолжить общение с ним, слушать этого человека на уроке. Также учителю нельзя забывать проверенные и эффективные методы, технологии обучения. Современный педагог – это еще и чуткий психолог. Он должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка. Нельзя убирать на второй план и работу педагога с родителями детей. Они должны тесно сотрудничать между собой. Важно не только учить детей, но и самому учиться и развиваться. Профессия педагога стала для меня возможностью самореализации личности, которая приносит мне удовлетворение. Я с удовольствием хожу на работу, с большим желанием научить детей чему – то новому и видеть, как они вбирают в себя полученную информацию, и радуются от того, что у них получилось, они смогли сделать что – то новое, интересное. Современный педагог должен принимать активное участие в различных мастер – классах, конкурсах, конференциях. Повышать свой профессионализм.

Я попытаюсь нарисовать «портрет» современного педагога – мне представляется человек выдержанный и справедливый, у которого за плечами профессиональный опыт, он в совершенстве знает свой предмет, может выйти из любой педагогической ситуации и преодолеть любую сложность в воспитании дошкольников.

Я считаю свою работу очень важной. В каждом из детей заложен большой потенциал, который мне предстоит раскрыть.

«Современный учитель» 1. Общие сведения: Ф. И. О. Куулар Любовь Биче-ооловна Занимаемая должность: учитель начальных класс Место работы: МБОУ «Ак-Чыраанская СОШ».

Каким быть должен современный педагог Каким быть должен современный педагог. Каким быть должен современный педагог? Найти б того, кто бы ответить смог. Но мудреца такого тяжело.

Родительский клуб «Современный ребенок» Конспект родительского клуба Тема: «Современный ребенок» Воспитаель: Судеева Л. В. Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу.

Современный российский детский сад в соответствии с требованиями ФГОС Современный российский детский сад в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Слайд 1 Актуальность дошкольного образования в России имеет,.

Современный воспитатель. Каков он? Ребенок- личность. Вот главное правило современного воспитателя. К нему и примеряются все подходы в развитии ребенка. Современный воспитатель.

Эссе «Я — современный педагог» ЭССЕ «Я – современный педагог» Развитие ребенка- это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.

Эссе «Современный педагог — личность и профессионал» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным.

Эссе «Современный педагог — личность и профессионал» Особен и неповторим мир детства. Не каждому взрослому человеку выпадает счастье ежедневно, ежечасно бывать в этой сказке. Наделены этим.

Эссе. «Одаренный педагог — какой он?» На мой взгляд, педагог – это, прежде всего, творческая профессия, отчасти предполагающая свободу взглядов и свободу интересов. Для педагога.

Эссе «Современный воспитатель» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *