Чем должен обладать педагог мастер
Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд
Василькова Татьяна
Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд
Говоря о педагоге –мастере в моей жизни, можно с уверенностью сказать, что мне невероятно повезло повстречаться с такими действительно педагогами-мастерами в своей жизни, и даже поучиться у некоторых на практике. Педагог- мастер –это постоянно само совершенствуемый педагог, который в совершенстве владеет искусством воспитания и развития, работающий по признанию и любящий детей, владеющий современными методами преподавания, практически разбирающийся в вопросах общей и детской психологии.
Пожалуй, самый первый педагог-мастер в моей жизни –это воспитатель в детском саду, думаю, что если я до сих пор помню (по прошествии 30 лет) занятия которые проводил этот педагог, и КАК мне было интересно делать папье-маше, описывать осень по её изображению, называть детёнышей животных, участвовать в драматизациях, играть вырезанными картинками, то это значит только то, что Валентина Викторовна –мастер своего дела. Я думаю именно она положила начало формирования моей педагогической деятельности. Будучи в старшей группе я с огромным удовольствием помогала и играла с малышами из яслей. И уходя из стен детского сада я с твёрдой уверенностью думала, что вернусь в детский сад в качестве воспитателя.
И знаете, окончив обучение в школе, на последнем звонке мои мысли были о том, что я буду преподавателем русского языка и литературы. Такой-же доброй, отзывчивой и Профессионалом своего дела, как моя классная руководительница Голубева Ирина Николаевна. Которая с пониманием относилась к каждому ученику, стараясь вложить как можно больше знаний в наши горячие головы. И которая действительно компетентна в своей области. Со своей уникальной педагогической техникой, на её уроках никогда не услышишь шума и крика. Всегда культурная, тактичная, утончённая (и в физическом и духовном плане, образованная, что даже стыдно было приходить на её уроки неподготовленной. Не раз ученики под её кураторством побеждали, даже на Всероссийских конкурсах. Сейчас Ирина Николаевна преподаёт уже у моих детей. И они считают её самой лучшей учительницей на свете. Это ли не мастерство? На протяжении стольких лет, оставаться любимой и лучшей учительницей многим поколениям.
После обучения в колледже, у меня остались приятные воспоминания о Орловой Наталье Алексеевне. Женщина-стиль, женщина-мастер в своей профессии. На неё было не только приятно смотреть, но можно было заслушаться её предметом, обязательно подкреплённым личным опытом и визуализацией. Вот тут желания преподавания в колледже у меня не возникло, так как я уже определилась и получала желаемую профессию воспитателя детей дошкольного возраста.
Новикова Екатерина Александровна, это тот педагог-мастер, которого я открыла для себя в институте. Тоже со своей педагогической техникой, незаметной и оттого ценной. Таким простым языком объясняя сложные вещи, тут же давая практическое задание для лучшего понимания и усвоения материала. И всё это в лёгком, непринуждённом стиле. На равных. Но при этом обладая высокими профессиональными компетенциями. Что вызывает невероятное уважение к педагогу.
Хотите верьте, хотите нет, но моя мечта, та самая первая, она осуществилась! Я вернулась в свой родной детский сад и стала воспитателем. И моим наставником стала, тот самый, первый в моей жизни педагог-мастер Морозова Валентина Викторовна. И я уже со своим определённым педагогическим опытом, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась, тогда в столь юном возрасте, в профессионализме и отзывчивости своего воспитателя.
В заключении хочу сказать, что встретить на своём пути мастера, а если посчастливиться и поработать вместе это дорогого стоит. Видя их каждодневный труд, старания я по крупинке, частичке собирала их знания, опыт, практические умения для формирования своей внутренней педагогической парадигмы. И сейчас я стараюсь соответствовать тем высоким стандартам, которые они во мне заложили. И кто знает, может и обо мне кто-нибудь напишет, как о мастере…
Два важных события в моей жизни Ура! Свершилось! Дорогие друзья и коллеги! В моей жизни два знаменательных события! Юбилей и выход сборника стихов (с моим участием)-«Книга.
Интернет в моей жизни Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь! Мы уже не представляем свою жизнь без него. Удивляемся: «Как обходились до этого!». Побаловать.
Музыка в моей жизни. Музыка, музыка, музыка… Как всё просто, но как сложно объяснить словами. Это неповторимое чувство наслаждения от покалывания тысячи мелких.
Приятные события в моей жизни. Фотоотчет Спешу сообщить, что в моей жизни произошли приятные события. Второго марта 2016 года мне вручили Почетную грамоту Министерства образования.
Страничка из моей книги жизни В нашем Детском саду № 170 г. Иваново очень часто проходят разные утренники. Хочу поделиться с Вами моими ролями на этих утренниках. 1. Веселый.
Эссе для конкурса «Педагогический дебют» «Я-педагог» На свете очень много разных профессий. Все эти профессии важны и по своему интересны. Но для каждого из нас важно избрать ту, которая.
Эссе «Фотография в моей жизни» Фотография сопровождает меня с самого раннего детства. Отец мой был и остаётся мастером фотографии, и поэтому основы фотоискусства я осваивала.
Эссе «Музыка в моей жизни» Ирина Карпова Эссе «Музыка в моей жизни» В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания снов… (К. Бальмонт).
Занятие «Семья в моей жизни». Семья в моей жизни. ЦЕЛЬ: формирование позитивного образа семьи у воспитанников; формировать представление о семье, как о людях которые.
Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
39% россиян считают умение доходчиво и интересно объяснять учебный материал определяющим качеством хороших учителей. Именно оно делает учителя настоящим мастером своего дела и позволяет остаться в памяти учеников надолго.
На втором месте по частоте упоминания такое качество, как профессионализм, компетентность педагога – его назвали 36% опрошенных. На третьем – внимание к ученикам и умение найти индивидуальный подход к каждому (22%).
Мнения россиян разных поколений о том, какие качества характеризуют «идеального» учителя, различаются. Так, молодые люди (18-24 лет) большее значение придают умению учителя общаться и находить подход к ученикам (28% против 22% в среднем по стране). Респонденты среднего возраста (35-59 лет) считают, что крайне важна компетентность учителя (40% против 36% в среднем по стране), а опрошенные старшего возраста (от 60 лет) больше, чем остальные, ценят доброту и отзывчивость учителей (27% против 18% в среднем по стране).
Главные качества, которых, по мнению россиян, не хватает современным учителям – профессионализм (назвали 23% опрошенных), терпение, вежливость (15%) и общительность (11%). Под профессионализмом респонденты понимают чаще всего наличие у педагога достаточного опыта и широких познаний в своей области.
В контексте случившегося перехода на дистанционное обучение одним из самых востребованных качеств учителя оказался высокий уровень цифровой грамотности.
63% россиян оценивают цифровые компетенции российских учителей положительно: считают, что большинство учителей в полной мере используют возможности цифровых технологий во время уроков. Согласно опросу самих педагогов, проведенному НАФИ в конце марта 2020 года, почти половине из них требуется помощь, чтобы вести онлайн-занятия максимально эффективно**. Педагоги говорят о недостаточной технической оснащенности школ, низком качестве электронных учебных ресурсов и в целом считают, что переход на дистанционное обучение из-за всех существующих проблем снизит качество подготовки учащихся***.
Что же касается сравнительной оценки уровня цифровой грамотности учителей и учеников, 70% россиян полагают, что старшеклассники обладают более высокими цифровыми компетенциями, чем учителя. 14% считают, что учителя и ученики старших классов владеют цифровыми навыками примерно одинаково и лишь 9% – что уровень цифровой грамотности учителей выше.
Вопреки этому распространенному стереотипу, по результатам измерения индекса цифровой грамотности, проведенного НАФИ****, российские учителя обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Их индекс цифровой грамотности составляет 87 пунктов из 100 возможных (против 52 п.п. по России в среднем). Он выше показателя учеников средних и старших классов на 14 пунктов*****.
Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ:
«Результаты нашего исследования еще раз доказывают, что роль учителя в жизни каждого человека переоценить сложно. Именно учитель становится первым примером образованного, компетентного, профессионального человека, готового делиться своими знаниями и опытом и в то же время наделенного высокими моральными качествами.
В настоящее время все учителя столкнулись с необходимостью в короткие сроки перестроить учебный процесс таким образом, чтобы даже дистанционно ребята смогли освоить школьную программу на высоком уровне. Ситуация во многом осложняется тем, что 40% школьных учителей в нашей стране находятся в возрасте старше 50 лет, а доля молодых педагогов не превышает 13%. Пожилым педагогам сложнее приспособиться к дистанционному формату, изучить возможности современных гаджетов и программ, подготовить визуальный материал для каждого урока.
В такой момент важно держаться вместе, обмениваться опытом с коллегами, помогать друг другу. Также большую помощь своим педагогам могли бы оказать и учащиеся – показать, какими программами можно пользоваться для организации видеоуроков, вебинаров и электронных тестирований. Направление обратного наставничества ( reverse mentoring ) во всем мире сейчас набирает обороты, расширяя связи между людьми, сокращая дистанцию между поколениями».
Любовь Николаевна Духанина, Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке :
«Пандемия коронавируса бросила учителям серьезный вызов – им пришлось экстренно переходить на дистанционное ведение уроков. Времени не было ни на техническую, ни на психологическую подготовку. И российские учителя справились с задачей. Они буквально за неделю освоили видеоприложения, продумали подачу материала детям, перестроили рабочие программы. Педагоги, давно пользующиеся возможностями Интернет-технологий, стали делиться с коллегами своими методическими разработками, технологическими картами, чек-листами, видеоуроками, алгоритмами организации обучения для ребят с разной обеспеченностью техникой. Некоторые учителя проводили в социальных сетях стримы, собирая аудиторию в несколько тысяч участников и отвечая на самые острые вопросы коллег. Педагоги, которые знали, что у их учеников нет возможности учиться онлайн, старались использовать и другие возможности, даже оставляли задания в почтовых ящиках.
В итоге несмотря на все трудности нет массовых срывов занятий, школы продолжают работать дистанционно, а досрочное завершение учебного года не стало массовым и коснулось в основном учеников 1-8 классов. Опросы же детей и родителей показывают, что временный переход на дистанционное обучение лишь подтвердил высокую значимость и ценность педагогического труда».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных 
«Какими особенными качествами обладали учителя, которых Вы вспоминаете как больших профессионалов, мастеров своего дела?»*, в % от всех опрошенных
% | |
Умение доходчиво и интересно объяснять материал | 39 |
Профессионализм, компетентность | 36 |
Внимание к ученикам и умение найти к ним подход | 22 |
Доброжелательность, отзывчивость | 18 |
Преданность своей профессии, энтузиазм | 12 |
Строгость, требовательность | 11 |
Терпеливость, вежливость | 8 |
Объективность | 4 |
Артистичность | 3 |
Личность учителя вызывала симпатию | 3 |
Другое | 7 |
Затрудняюсь ответить/Отказ от ответа | 6 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя
ПЛАН
1. Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
2. Секреты профессионального мастерства учителя.
3. Критерии педагогического мастерства.
Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:
1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);
2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);
3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).
Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».
К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.
Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.
Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?
Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.
Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.
Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.
Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.
Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.
Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.
У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.
Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:
1. Перевод учащегося в данное состояние.
2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.
3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.
Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.
Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.
Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.
Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.
Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.
Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.
Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.
Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.
Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:
1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.
2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.
3. Определённых уровней педагогических способностей.