Чем должен обладать современный учитель
«Учитель не оказывает услуги». 10 качеств современного педагога
Нужно ли учителю знать, о чём говорят и думают его ученики? Следует ли вмешиваться в их конфликты и жизнь за пределами школы? Может ли учитель посмеяться над собой — или надо всегда сохранять серьёзность? Вместе с Михаилом Шелковым, основателем благотворительного фонда «Эмпатия», поддерживающего педагогов, мы разобрались, что делает учителя продвинутым и современным.
Применение технологий
Нынешние школьники изучают историю, астрономию, литературу по роликам на YouTube, в Telegram-каналах и пабликах — и традиционных схем преподавания уже не хватает. Детей, привыкших к подкастам и тиктокам, трудно увлечь пересказом школьного учебника.
Чтобы не растерять интерес учеников, проявляйте изобретательность: используйте электронные доски, показывайте детям видеоролики и анимацию, давайте им задания, которые можно выполнить и сдать онлайн.
Креативность
Раньше многим учителям было достаточно просто транслировать информацию из учебника, но сегодня этого уже недостаточно. Современная школа должна не только передавать детям содержание учебного плана, но и развивать их эмоциональный интеллект, учить их мыслить нешаблонно.
Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.
Саморазвитие и повышение квалификации
Сколько лет прошло с момента, как вы окончили вуз? 5? 10? 30? Со временем знания и подходы, которым учат в педагогических университетах, устаревают. Поэтому задача прогрессивного учителя — постоянно повышать свою квалификацию и заниматься саморазвитием.
Учитель, который приводит примеры из недавних научных исследований и рассматривает самые актуальные проблемы, имеет больше шансов быть услышанным.
Не держитесь за привычные данные и «проверенные подходы», проверяйте свои знания на актуальность и адаптируйтесь к новой информации.
Коммуникабельность и командная работа
Учителю не стоит слишком дистанцироваться от учеников — разве что социальную дистанцию держать можно, — ведь учебный процесс идёт легче, если педагог общается с детьми на интересные им темы и строит с ними доверительные отношения.
Михаил Шелков,
основатель благотворительного фонда «Эмпатия»:
«Школа — это не часть индустрии сервиса, а учитель не подрядчик, оказывающий услуги. Он учит, помогает, выступает наставником. Однако это не одиночная партия, а командная игра. Важно, чтобы ученик тоже осознал себя автором собственного образования и занял активную позицию в этом процессе».
При этом дружеское общение не равняется фамильярности и полному отказу от субординации. Учитель приходит в класс, чтобы делиться своими знаниями и опытом, поэтому у него руководящая роль.
Человечность и простота
Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать пример ученикам и вообще быть требовательным к себе, но образ «сверхчеловека» ему не к лицу.
Практика показывает, что школьники легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Школьникам проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.
Самоирония
В культуре плотно укоренен образ строгого учителя, который занижает оценки и ругает учеников — одного его взгляда хватает, чтобы весь класс затрепетал. Но именно над такими школьники больше всего смеются!
А вот если учитель умеет признавать свои ошибки или может посмеяться над собой, он вызывает больше доверия, а вместе с этим и уважения. Школьники не боятся задавать такому учителю вопросы, вместе с ним учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения.
Самоирония не унижает достоинство учителя, а показывает, что он не стесняется своих учеников, а они могут не стесняться его.
Стремление быть на одной волне с детьми
Учитель, который следит за трендами из соцсетей, популярными среди учеников песнями, шутками и развлечениями, осваивает их язык, на котором можно иногда вести разговор.
Учитель, хорошо понимающий, чем живут ученики, может подготовить для них оригинальные задания и раскрыть тему урока так, что дети в неё по-настоящему вникнут. Мемы, отсылки к фильмам или блогам могут мотивировать детей с удовольствием браться даже за сложный материал.
Эмпатия и рефлексия
Учитель формирует личность ребенка и его картину мира, что невозможно без рефлексии и эмпатии. Они помогают педагогу чувствовать ученика, регулировать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями.
Прислушивайтесь к себе и не забывайте об угрозе эмоционального выгорания и нервных срывов. Успешный учитель — человек, который заботится не только о других, но и о себе. Не стоит надеяться только на терпение.
Участие в профильных конкурсах и конференциях
Во время профессиональных соревнований педагоги могут обмениваться опытом и учиться друг у друга новым методикам. На конкурсах учителя могут пообщаться с экспертами и посоветоваться с ними, получить профессиональное признание или награду.
«Конкурсы — это шанс для учителей испытать себя в необычных условиях среди других достойных претендентов. В привычной жизни у них редко есть для этого достаточно возможностей. Тогда как во время соревнований вместе с борьбой за приз или за определенное место на пьедестале они получают огромный стимул для роста. Если каждый учитель сравнит себя до и после, он точно увидит разницу».
Михаил Шелков, основатель благотворительного фонда «Эмпатия»
Решение конфликтов
Не закрывайте глаза на возникающие среди школьников конфликты. Если прогрессивный учитель замечает в классе крупные ссоры или буллинг, он берёт на себя роль медиатора, который выслушает стороны конфликта, поможет с ним справиться и постарается предотвратить его повторение.
Не ущемляйте права кого-либо из детей и не «приказывайте» им решить проблему определённым образом; ребятам надо помочь услышать друг друга и позволить им найти выход самим.
Эти качества помогли 33 тульским учителям победить в конкурсе «Призвание — учить!», организованном фондом «Эмпатия» при активном участии его учредителя Михаила Шелкова совместно с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым. Фонд поддерживает ключевые проекты в сфере образования, культуры и науки. Ответственные, коммуникабельные и креативные педагоги разделили 7 миллионов рублей от «Эмпатии». Награды получили три победителя в каждой из 11 номинаций. Всего в конкурсе «Призвание — учить!» приняли участие 214 педагогов из Тульской области. Они представили свои обучающие курсы и современные методики преподавания.
Фото на обложке: shutterstock / YAKOBCHUK VIACHESLAV
Современный педагог: каким его видит общество
Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.
Отметим, что уже в начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, многие из которых остаются требованиями со стороны общества и сегодня. Так, например, прославленный чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский считал, что основное предназначение педагога заключается в том, чтобы своей высокой моралью, человеколюбием, знаниями, трудолюбием и прочими качествами стать образцом для подражания и личным примером воспитывать у учащихся человечность. Я.А.Коменский призывал педагогов внимательно относиться к учащимся, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать их от себя своим суровым обращением, а привлекать отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей, считал он, необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [4; 366].
Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности и которые на сегодняшний день остаются значимыми. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:
На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общество он должен соответствовать, не так то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:
Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.
Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя и складываются определенные требования к нему [6].
Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].
В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.
Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].
Если представить коммуникативные умения учителя в виде нескольких блоков, то можно проследить, какие стороны деятельности они охватывают:
1. Социально-психологический блок, который включает такие умения, как:
2. Нравственно-этический блок, предполагающий умения:
3. Эстетический блок, требующий такие умения, как:
4. Технологический блок включает следующее:
Однако невозможно сформировать коммуникативные умения без овладения интеллектуально-речевой компетентностью, поскольку именно язык является главным средством педагогической деятельности учителя:
Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течении всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.
Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.
Большинство учащихся хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы (36%), стильная укладка (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.
(Однако данные результаты могут быть субъективны, так как опрос проводился на базе одной школы.)
В российском социуме учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался обществом как друг, помощник и наставник. Само учительство принимало и соответствовало большинству предъявляемых требований. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, старался учить подрастающее поколение истине и терпимости к заблуждению. Именно такие требования предъявляли к себе педагоги, давая клятву: «Клянусь, что покажу ему (ученику), как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему» [5; 6-7].
Список использованных источников
Каким должен быть современный учитель?
Мир вокруг нас постоянно меняется. Меняемся и мы. Учителя, работающие с детьми, тоже вынуждены это делать. Работая с подрастающим поколением, педагоги должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами, которые помогут им установить контакт с учениками и максимально эффективно выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.
Главные качества современного учителя
Во-первых, современный учитель должен быть Человеком. Это значит, что он должен обладать высокоморальными качествами, иметь активную позицию и принимать участие в общественной жизни. Человеку присущи нравственность, определенная духовность, гуманизм. Хороший учитель всегда признает свои ошибки и исправляет их, он относится к ученикам с уважением, как к равным и старается к каждому найти подход.
Во-вторых, педагог должен быть Работником, то есть уметь ставить перед собой цели и достигать их, регулярно совершенствоваться в профессиональном плане и быть нацеленным на всестороннее образование.
В-третьих, современный учитель – это Специалист, который в совершенстве владеет педагогической теорией и практикой, рационально организовывает свою деятельность, обладает тактичностью, самообладанием, умением слышать и слушать.
Чтобы стать хорошим специалистом, одних личностных качеств недостаточно. Необходимо иметь и высокую профессиональную подготовку.
Профессиональный стандарт педагога
В 2013 г. Приказом Министерства труда РФ был утвержден профессиональный стандарт «Педагог». Он устанавливает основные требования, которым должно соответствовать оказание образовательных услуг в любом учебном заведении. Этот стандарт применяется работодателями для создания и внедрения кадровой политики, при организации обучения персонала, разработки должностных инструкций и учебных планов. Профстандарт также устанавливает требования для самих педагогов и критерии оценки их профессиональных качеств и компетенции. В документе прописаны пять уровней учительской квалификации. Каждый из них определяет, какими знаниями, умениями, навыками, опытом должен обладать специалист.
Что такое компетентность педагога
Профессиональная компетенция учителя оценивается по трем критериям:
Один из самых главных признаков учительской компетенции – стремление самостоятельно получать новые знания, умения, навыки и использовать их в своей практической деятельности. Развитие профессиональной компетенции происходит в результате работы специалиста в разных методических объединениях и творческих группах, за счет научно-исследовательской деятельности, освоения современных образовательных технологий, передачи собственного учительского опыта, активного участия в различных фестивалях и конкурсах для педагогов. Однако ни один из способов не будет иметь эффекта, если специалист сам не осознает необходимость в развитии и повышении компетенции.
Где учиться на учителя?
Учителем могут стать те, кто имеет профильное высшее или средне-специально образование. Также устроиться на работу в учебное заведение могут выпускники ВУЗов по какому-либо направлению: например, студент, закончивший исторический факультет, может преподавать историю, но для трудоустройства ему нужно будет дополнительно закончить магистратуру по педагогическому направлению.
Как учителя повышают свою квалификацию?
Учителя не только учат, но и сами учатся. Работающие педагоги обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации, чтобы «шагать в ногу» с новыми обучающими технологиями. Подобное обучение организовано во многих образовательных учреждениях. Однако «очка» подходит не всем. Выход есть – дистанционные курсы, которые в последнее время завоевывают все большую популярность.
Пройти повышение квалификации для учителей дистанционно можно в Современной Научно-технологической Академии (СНТА). На курс приглашаются все желающие педагоги, которым нужно актуализировать базу знаний и получить ответы на актуальные вопросы педагогики. Зачисление в Академию осуществляется без вступительных экзаменов, необходимо лишь предоставить некоторые документы и оплатить занятия. Слушатели самостоятельно изучают материал, размещенный в Личном кабинете на веб-портале, а затем выполняют проверочную работу. По ее результатам выдается удостоверение установленного образца, которое принимается во всех профильных учреждениях РФ.
Чем должен обладать современный учитель
Сегодня время выдвигает новые требования к современным педагогам. Мир меняется, и, чтобы успевать меняться вместе с ним, нужно постоянно учиться чему-то новому. Такую возможность дают учителям различные конкурсы и олимпиады. Они помогают по-новому взглянуть на профессию и реализовать свой потенциал. А как пройти путь от заявки до финала и попасть на заветный пьедестал, рассказала учитель истории и обществознания школы № 1980, победитель олимпиады «Современный московский учитель-2021» Зинаида Цапалина.
– В этом году вы стали победителем олимпиады «Современный московский учитель». Что вам дал этот конкурс в профессиональном и личном плане?
– Конкурс помог мне обозначить круг ближайшего развития, показал, какие навыки и умения сформированы достаточно, а какие нужно совершенствовать. Участие позволило за короткое время овладеть новыми технологиями и реализовать свои творческие идеи. Например, я никогда до конкурса не разрабатывала свой сайт и всегда мечтала создать свою авторскую экскурсию. Мечты сбываются!
В личном плане конкурс научил меня не бояться идти вперед, не бояться, что что-то не получится, точно расставлять приоритеты и до минуты распределять свое время. Участие в конкурсе – это возможность посмотреть на свои ресурсы, на то, как ты умеешь в сложной ситуации мобилизоваться, определять направления, фокусироваться и работать в команде.
– Одна из главных задач конкурса – поддержать педагогов, которые активно применяют ИКТ на своих уроках. Расскажите, как вы реализуете это?
– ИКТ прочно вошли в жизнь современного московского учителя. О многих информационно-коммуникационных технологиях я услышала на конференции Edcrunch несколько лет назад, захотелось попробовать, и я попросила своих учеников апробировать вместе со мной. Сейчас продолжаю изучать новые технологии и сервисы. Интересно, что, если раньше в основном это были зарубежные технологии, то в последние годы появилось много отечественных. Московская электронная школа создала все условия для использования информационно-коммуникационных технологий как в очном режиме, так и в дистанционном.
У современного московского учителя – огромный арсенал инновационных технологий: полноценные системы для онлайн-обучения, чаты, видеосервисы, онлайн-доски, игровые приложения, сервисы для создания учебных игр.
Но в использовании ИКТ главное – не количество, а качество. Каждый сервис, как правило, решает свою образовательную задачу. Поэтому на первых порах для себя я даже составляла таблицу, сравнивала, какие сервисы на каких этапах урока рационально использовать. Считаю, что главное – отказаться от бездумного и неэффективного использования современных технологий. Нужно поставить цель, определить задачу, выбрать сервис (игру, приложение и так далее), научить ребят пользоваться им, а затем оценить результат.
– Современный урок – это какой урок?
– Современный урок – динамичный, с индивидуальным подходом к каждому ученику, разработанный на основе когнитивной и возрастной психологии, учитывающий интересы и потребности учеников. А ты учи, учитель, как будто видишь в учениках своих великих людей!
Современный урок должен быть продуман до мелочей.
Учителю нужно поставить конкретную цель, описать ожидаемые результаты, продумать задания для каждого этапа, любое задание должно решать определенную задачу и соответствовать тому или иному ожидаемому результату.
Современный урок – интересный с использованием различных методов, а также информационно-коммуникационных, игровых и интерактивных технологий.
– Как можно охарактеризовать современного московского учителя?
– Современный московский учитель – это специалист, хорошо знающий свой предмет, обладающий обширными компетенциями психолога и методиста, талантом актера и оратора, а также управленческими навыками. Это человек, умеющий оценить способности и возможности ребенка, подобрать максимально эффективные индивидуальные методы обучения для развития потенциала каждого обучающегося, способный создать условия, в которых бы ребенок ощущал потребность в познавательной деятельности, хотел бы учиться. Это еще и человек, который сам постоянно учится, стремится исследовать новое, владеет навыками XXI века и помогает школьникам тоже овладеть этими навыками. Современный московский учитель умеет мотивировать, на собственном примере показывает, что нужно любить то, что делаешь.
– В финале олимпиады нужно было продемонстрировать навыки в области геймификации образования. Как вы справились с задачей? И в целом, почему сегодня так важны игровые технологии в образовании?
– Для меня задача не была такой уж трудной, так как различные элементы игровых технологий использую в образовательном процессе много лет. Но в условиях эпидемиологической обстановки пришлось искать новые игровые методы, которые бы пришли на смену деловым и ролевым играм в очном режиме. Больше года изучала, пробовала новые сервисы, возможности «Московской электронной школы», использовала их в своей педагогической деятельности, смотрела на результаты. Именно поэтому дети уже были знакомы с сервисами, которые я показала в финальном видеоролике. Сложным скорее было в короткие сроки выстроить концепцию, все подготовить, отснять и смонтировать материал. Но мы справились!
Почему игровые технологии важны? Во-первых, игра – первый вид деятельности у ребенка и на протяжении многих лет – ведущий, а в современных реалиях еще и один из самых популярных. Во-вторых, хочешь вызвать интерес – удиви!
Удивительно все, что нестандартно. Поэтому игра вызывает интерес у школьников, побуждает к активной познавательной деятельности, позволяет оценить свои достижения и мотивирует к саморазвитию. Игра в образовательном процессе не только позволяет получить новые знания и систематизировать их (как, например, приложения в Библиотеке МЭШ, благодаря которым можно закрепить многие фундаментальные знания), она позволяет формировать гибкие навыки: постановки целей, работы в команде, анализа разного вида информации. Игра создает для ребенка искусственные условия, в рамках которых он переживает свой социальный опыт и формирует свое мировоззрение.
– В современных реалиях мероприятие проходило онлайн, насколько вам близок этот формат и как, если нет возможности прямого контакта с коллегами, извлечь из него максимум пользы?
– За последний год мы научились работать онлайн, освоили новые сервисы. В новых реалиях мы не ограничены временем и пространством. Считаю, что для того чтобы извлечь максимум пользы, важно выбрать единомышленников с горящими глазами, как у тебя.
– Дайте пару советов, как педагогу – участнику олимпиады дойти до финала и победить?
– Первое: найти поддержку в лице администрации и коллег. Путь к финалу – не путь в одиночку. Хорошо, когда рядом есть люди, способные вдохновлять, мотивировать и не дать вам сбиться с пути.
Второе: учиться новому. Мир стремительно меняется, и только обучаясь новому, человек может быть конкурентоспособным, продуктивным и успешным.
Третье: не бояться. «Глаза боятся, руки делают». Помнить, что только упорство и решительность всесильны.
Четвертое: наслаждаться процессом. Не думать о том, что результат может не соответствовать вложенным усилиям, а помнить, что сам процесс и есть результат, так как именно в процессе человек приобретает новые навыки и развивает свой потенциал.
Пятое: слышать детей, смотреть на мир их глазами, учиться у них современным трендам. Ребята всегда готовы поддержать творческие начинания, внести идеи и идти со своим учителем до победного конца.