Чем должны быть оборудованы фасовочные помещения
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Специалисты Управления Роспотребнадзора разъяснили новые требования к организациям продовольственной торговли
Специалисты Управления Роспотребнадзора разъяснили новые требования к организациям продовольственной торговли.
Новые санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и рынкам, реализующим пищевую продукцию, разъяснили специалисты Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в ходе работы «горячей» линии 11 марта этого года. Всего поступило 12 звонков.
Напомним, 20 ноября 2020 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №36 были утверждены санитарные правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» сроком на шесть лет (до 01.01.2027 г.). Ранее действующий документ – СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» – утратил силу.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
— Когда начинают действовать новые санитарные правила?
— СП 2.3.6.3668-20 вступили в силу с 01 января 2021 года.
— Можно ли производить фасовку и нарезку сыров, колбас? Какие для этого требуются условия?
— В соответствии с п. 5.2. СП 2.3.6.3668-20, в торговых объектах, при наличии в них специализированных отделов, должны быть предусмотрены оборудованные помещения или зоны для подготовки (фасовки) пищевой продукции к продаже мяса, рыбы, овощей, гастрономических и молочно-жировых продуктов. Фасовочные помещения, участки по фасовке непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка) продукции должны быть оборудованы моечными ваннами с подводкой через смесители горячей и холодной воды, а также раковинами для мытья рук. Фасовочные помещения для скоропортящейся пищевой продукции должны быть оборудованы холодильным оборудованием в случае её хранения.
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ, вступившие в силу с 01 января и 01 марта 2021 года, прекращающие действие после 31 августа 2021 года.
Чем должны быть оборудованы фасовочные помещения
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 ноября 2020 года N 36
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» (приложение).
3. Признать утратившими силу:
в Министерстве юстиции
18 декабря 2020 года,
регистрационный N 61572
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 20 ноября 2020 года N 36
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»
I. Общие положения
1.2. Обустройство, оборудование и содержание рынка, а также организация его деятельности по продаже продовольственных товаров должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами.
1.3. В стационарных торговых объектах должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке и с периодичностью, определяемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
II. Требования к размещению торговых объектов и их территории
Погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять:
с торцов жилых зданий;
из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров;
со стороны автомобильных дорог.
Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
2.2. Размещение в стационарных торговых объектах и рынках организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, должно производиться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания.
2.4. Над торговыми местами рынка, не расположенными в помещении, должны устанавливаться навесы или иные конструкции для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
III. Требования к организации водоснабжения и водоотведения
3.1. Стационарные торговые объекты должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также невозможности использования централизованных систем водоснабжения работа торговых объектов допускается при условии организации нецентрализованного водоснабжения и водоотведения и (или) систем автономного водоснабжения и водоотведения.
При организации автономной системы холодного водоснабжения, не имеющей собственного источника водоснабжения, должны быть обеспечены доставка автотранспортом питьевой воды и оборудование устройств приема, хранения и расхода воды.
3.3. При отсутствии в стационарных торговых объектах горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.
3.4. Системы хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения и водоотведения должны находиться в исправном состоянии.
3.5. При отсутствии возможности подключения к централизованной системе водоотведения стационарные торговые объекты допускается оборудовать внутренней канализационной сетью при условии устройства локальных очистных сооружений. Не допускается сброс неочищенных сточных вод в открытые водоемы, поглощающие колодцы и на прилегающую к ним территорию.
При отсутствии централизованных и локальных очистных сооружений водоотведение стоков допускается осуществлять в водонепроницаемую емкость, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения или сливные станции автотранспортом, предназначенным для транспортирования сточных вод.
3.6. Канализационное оборудование систем водоотведения в стационарных торговых объектах должно быть спроектировано и выполнено так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.
Водоотведение стоков от производственных помещений при размещении торгового объекта в многоквартирном доме, общественном или административном здании должно обеспечиваться отдельно от системы водоотведения стоков этих зданий. Приемники стоков внутренней сети канализации должны иметь гидравлические затворы (сифоны).
В производственных, фасовочных и складских помещениях торгового объекта не допускается нахождение канализационных стояков без защитных коробов и с отверстиями для прочисток и ревизий.
В местах присоединении к канализационной сети моечных ванн, предназначенных для мытья оборудования, инвентаря и тары, должен быть предусмотрен разрыв струи для предотвращения обратного попадания сточных вод в моечные ванны.
IV. Требования при организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений
Требования к планировки, размещению, устройству и содержанию помещений организаций торговли
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ).
В силу положений ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В целях уменьшения негативного влияния на здоровья граждан от деятельности предприятий торговли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуем при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли руководствоваться действующими санитарными, а так же принимать меры по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
В соответствии с требованиями санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли,
Чем должны быть оборудованы фасовочные помещения
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (сокращённо СП 2.3.6.3668-20) утверждены с 01.01.2021 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36. Они будут действовать до 1 января 2027 года.
Этот документ принят в рамках так называемой регуляторной гильотины. Поэтому одновременно признаны утратившими силу ранее действующие санитарно-эпидемиологические требования в данной сфере. А именно:
Эти правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевых продуктов, в том числе на рынках и ярмарках, а также к зданиям, сооружениям, территории, оборудованию, транспорту, используемым при продаже пищевых продуктов. А именно, это требования:
Какие изменения
Сразу скажем, что по сравнению с прежними правилами требований стало меньше. Некоторые из них уточнили. Но есть и новшества. Например:
Интересно, что в СП 2.3.6.3668-20 не установлены точные параметры условий хранения пищи. То есть, температура, высота от пола, расстояние от стен и пр.
С 2021 года уточнено правило о том, что склады для пищевых и непродовольственных товаров должны быть раздельными. Теперь, если соблюсти это требование невозможно, можно размещать товары в разных зонах (участках) одного помещения. При этом необходимо исключить:
Какую продукцию нельзя продавать
СП 2.3.6.3668-20 предусмотрен перечень продукции, которая недопустима для реализации населению (п. 8.11). Это:
Отдельно отмечено, что продажа сырого молока на сельхозрынках допустима при наличии в месте его реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения.
Обязателен ли санитарный день
Согласно п. 10.1 и 10.5 СанПин 2.3.6.3668-20, на территориях торговых объектов хозяйствующие субъекты должны проводить ежедневную уборку.
Уборку с использованием дезинфицирующих средств следует проводить не реже 1 раза в месяц.
Один раз в месяц нужно проводить:
Таким образом, фактически продуктовый магазин обязан проводить ежемесячную генеральную уборку с дезинфекцией, что в народе называют санитарным днём.
Общие правила: на что обратить внимание
Обустройство, оборудование и содержание рынка, а также организация его деятельности по продаже продовольственных товаров должны соответствовать закону и санитарным правилам СП 2.3.6.3668-20.
В стационарных торговых объектах должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Его порядок и периодичность определяют сами юрлица и ИП.
Работники, занятые хранением, перевозкой и реализацией пищевой продукции и имеющие прямой контакт с пищевой продукцией, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры
Работники торговли, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны иметь личную медицинскую книжку с:
Погрузка и разгрузка материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять только:
Запрещена загрузка со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Персонал, осуществляющий уборку производственных и служебных помещений, и подсобных рабочих нельзя привлекать для подготовки пищевой продукции к продаже.
В торговых точках запрещено упаковывание пищевой продукции в вакуум.
В объектах торговли недопустимо содержать животных и птиц. То есть, даже как элемент интерьера.
Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников магазина/рынка.
Нестационарные торговые объекты, в т. ч. на ярмарках, должны размещаться в местах не более 100 м от туалета.
В целях контроля соблюдения условий хранения пищевой продукции, установленных производителем, необходим ежедневный контроль за температурно-влажностным режимом хранения в холодильном оборудовании и складских помещениях с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажных и/или электронных носителях.
Чем должны быть оборудованы фасовочные помещения
V. Требования к помещениям торговых объектов
5.1. При осуществлении торговой деятельности необходимо соблюдать требования к последовательности (поточности), исключающей встречные или перекрестные потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованной непереработанной и готовой к употреблению пищевой продукции.
5.2. В торговых объектах, при наличии в них специализированных отделов, должны предусматриваться специально оборудованные помещения или зоны в указанных отделах для подготовки (фасовки) пищевой продукции к продаже: мяса, рыбы, овощей, гастрономических и молочно-жировых продуктов.
Фасовочные помещения, участки по фасовке непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка) продукции должны быть оборудованы моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
Фасовочные помещения для скоропортящейся пищевой продукции должны быть оборудованы холодильным оборудованием в случае ее хранения.
5.3. Используемые в торговых объектах контейнеры, тележки и корзины для самообслуживания покупателей должны обрабатываться и храниться отдельно от торгового оборудования и инвентаря.
5.4. В торговых объектах должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное подводкой к нему холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения допускается хранение уборочного инвентаря в специально отведенном месте (местах).
5.5. В торговых объектах должны быть выделены складские помещения для раздельного хранения пищевой и непищевой продукции. При невозможности выделения раздельных складских помещений для пищевой и непищевой продукции допускается наличие одного помещения с размещением пищевой и непищевой продукции в разных зонах (участках), обеспечивающих условия, исключающие соприкосновение пищевой и непищевой продукции, загрязнение и (или) изменение органолептических свойств пищевой продукции.
В торговых залах для реализации непищевой продукции должны быть выделены отдельные торговые зоны (отделы, секции, стеллажи).
5.6. Складские помещения для хранения пищевой продукции и помещения для подготовки пищевой продукции к продаже, а также охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и помещениями, оборудованными устройствами для приема и отвода в канализационную сеть сточных вод с полов помещений (канализационные трапы).
5.7. Материалы, используемые для внутренней отделки помещений торговых объектов, должны быть нетоксичными, устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.
Потолки, стены и полы всех помещений должны быть без дефектов и признаков поражения плесневыми грибами.
5.8. Для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов.