Чем должны обеспечить хозяйствующие субъекты

Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров

Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ в часть 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ в часть 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ часть 4 статьи 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Не допускается выплата указанного в части 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ часть 6 статьи 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

6. Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ в часть 7 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. В случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ пункт 1 части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ пункт 2 части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ пункт 3 части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ часть 8 статьи 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

8. Сроки, установленные частью 7 настоящей статьи, исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять.

Источник

Чем должны обеспечить хозяйствующие субъекты

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8

1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

3. Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. В целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 487-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от целей, указанных в части 7 настоящей статьи.

(часть 8 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 487-ФЗ)

9. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускаются.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)

Источник

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

3. Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация об изменениях:

5. В целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.

6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

7. В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

Информация об изменениях:

8. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от целей, указанных в части 7 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

9. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускаются.

Информация об изменениях:

10. Хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Прокурор разъясняет

Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Сынгаевская А.А.

С 1 марта 2021 года на территории Российской Федерации введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми устанавливлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий поселений, водоснабжению, жилым помещениям, обращению с отходами.

Так, одними из нововведений являются санитарные требования к площадкам для мусора.

Контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов (ТКО), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки для крупногабаритных отходов должны иметь ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае раздельного накопления отходов расстояние площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

В разделе Ⅳ СанПиН 2.1.3684-21 определены требования к качеству водоснабжения.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) о:

— возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;

Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.

Источник

Правовые проблемы обеспечения хозяйствующими субъектами соблюдения гражданами обязанности по использованию ими средств индивидуальной защиты

В данной статье пойдет речь про проблемы правовой определённости в правоприменении столичного региона при привлечении к ответственности по ст.20.6.1 КоАП РФ хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан (посетителей) на их территории, которые должны обеспечить соблюдение гражданами обязанности по использованию ими средств индивидуальной защиты (проведенный анализ может быть полезен также в правоприменении и в других регионах, где существует аналогичная обязанность).

Великий дореволционный юрист И.А. Покровский писал: «Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условием упорядоченной общественной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность в этом отношении противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться».

В столичном регионе, на мой взгляд, сложилась удивительная, с точки зрения права, ситуация, когда хозяйствующие субъекты не знают каким образом исполнять возложенную на них обязанность исполнительной властью и чего им ожидать от правоприменения, чтобы избежать административной ответственности.

На территории г. Москвы согласно п.7 указа Мэра города от 8 июня 2020 г. № 68-УМ (в ред. 06 октября 2020 года) (далее – Указ) установлена необходимость использования средств индивидуальной защиты в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу. Так называемый масочный и перчаточный режим установлен в том числе и для работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории г. Москвы.

В тоже время с 06.10.2020 года в п.12.2 Указа были введены изменения и его изложили в следующей редакции: органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) (далее – СИЗ).

Таким образом, на данный момент обязанность по ношению СИЗ, присутствует у граждан, но в то же время обязанность по обеспечению ношения гражданами СИЗ присутствует у хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан.

Следует заметить, что в п.12.2 Указа отсутствует правовая определенности, так как закрепление такой обязанности для хозяйствующих субъектов не сопровождается уточнением примерных действий, которые должны принять субъекты для соблюдения Указа – это позволяет говорить о непредсказуемости применения нормативного акта и большом усмотрении административных органов, что и стало происходить на практике, вследствие чего органы исполнительной власти начали рьяно заниматься проверкой соблюдением данной обязанности.

За несоблюдение такой неопределенной обязанности в п.12.2 Указа предусмотрена ответственность по ст.20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

В свою очередь, в Постановлении КС РФ от 5 марта 2020 г. № 11-П суд отметил, что «неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения».[1]

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2020 N 11-П «По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 3, 2020

Так же в Постановлении КС РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П суд отметил, что «. соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования… призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах».[1]

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 5, 2013

Так же в Постановлении КС РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П суд отметил, что «. соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования… призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах».

На повестке дня встал важный практический вопрос о том, каким образом возможно исполнить обязанность хозяйствующему субъекту, установленную в п.12.2 Указа, чтобы не быть привлеченным к ответственности по ст.20.6.1 КоАП РФ.

На данный момент судебная система г.Москвы завалена делами по привлечению хозяйствующих субъектов по ст.20.6.1. КоАП РФ за нарушение п.12.2 Указа.

Преимущественно нарушения сводятся к тому, что граждане находятся без СИЗ на территории хозяйствующих субъектов, а последними не были приняты надлежащие меры по исполнению п.12.2 Указа, в свою очередь ни исполнительная власть, ни судебная практика не отвечает на вопрос каким же образом возможно исполнить возложенную обязанность.

Эта практическая проблема может быть применима и для других субъектов, где установлена аналогичная обязанность.

Перед тем как приступить к содержательной части статьи необходимо отметить, что автор никаким образом не рассматривает объективность введения исполнительной властью такой обязанности, как и не ставит под сомнение общественную опасность деяний лиц, находящихся без СИЗ на территории хозяйствующего субъекта, речь пойдет исключительно про придание п.12.2 Указа правовой определенности.

Для решения поставленных проблем необходимо сначала рассмотреть вопрос о возможности или невозможности хозяйствующим субъектом допуска граждан на торговый объект. И как исполнить данную обязанность, предусмотренную п.12.2 Указа, не нарушая прав покупателей.

Этот вопрос прежде всего связан с конституционным правом на свободу передвижения, так как ограничение допуска гражданина фактически будет являться посягательством на это право.

Право на свободу передвижения является одним из основных и устанавливается ст. 27 Конституции РФ. Согласно ст. 17 Конституции РФ данное право является неотчуждаемым и принадлежит гражданину от рождения и, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, является непосредственно действующим.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предусмотрен ст. 8 этого закона, которая устанавливает, что ограничение данного права возможно только в соответствии с законами Российской Федерацией, соответственно решение об этом может принять только полномочное лицо, либо орган.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю и иную деятельность с совместным пребыванием граждан в соответствии с действующим законодательством ни одним НПА не наделен правом на ограничение свободы передвижения лица без СИЗ на его торговый объект.

Если допустить ситуацию воспрепятствования входа потребителя без СИЗ, то встает вопрос о практической реализации подобного вопроса. Хозяйствующий субъект должен иметь в штате или на аутсорсинге лиц, которые будут с применением силы не пускать потребителей без СИЗ?

Конечно же, это абсурд, а также несение дополнительных затрат, с понижением своей репутации, сопровождающейся нарушением конституционных прав посетителей – в общем целый букет неприятностей, как для организации, так и для потребителя.

Таким образом, ограничивать вход на территорию объекта посетителям без СИЗ запрещено. Однако обязанность для хозяйствующего субъекта, возложенную на него п.12.2 Указа необходимо исполнить, но насильственный путь к посетителям не применим.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 02.06.2004 N 10 в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отношении юридических лиц формы вины КоАП РФ (ст. 2.2) не выделяет, поэтому в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Какие же меры возможно принять, для избежания ответственности? На мой взгляд следующие:

-Размещение на входе в магазин, а также непосредственно в самом помещении печатную информацию об обязанности граждан использовать СИЗ, а именно масок и перчаток при посещении объектов торговли и иных объектов;

-Обеспечение наличия бесплатных СИЗ для посетителей магазина при входе в помещение в свободном доступе;

-Обеспечение воспроизведения аудиоролика об обязанности граждан использовать СИЗ;

Подобные меры могут являться достаточными и соразмерными для исполнения обязанности п.12.2 Указа.

Необходимо отметить, что исполнительная власть в Указе никак не разъяснила, что же будет являться достаточными и надлежащими мерами по исполнению п.12.2 Указа, в этом случае судебная власть имеет весь набор различных инструментов, чтобы дать ответы на эти волнующие хозяйствующие субъекты вопросы.

В свою очередь, в судебной практике происходит ситуация, при которой суды привлекают к ответственности за формальное нахождение покупателей без СИЗ на территории магазина, не принимая во внимание меры, которые были или могли быть приняты хозяйствующим субъектом.

Приведу примеры выдержек из судебных актов.

В Постановлении Перовского районного суда города Москвы от 09.02.2021 N 05-0501/2021 указывается:

Доводы защитника о том, что Общество приняло все меры по соблюдению работниками и посетителями требований п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», средства индивидуальной защиты для покупателей имеются, все работники используют средства индивидуальной защиты, основанием для освобождения от административной ответственности не являются.

Вопреки указанным доводам, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как по смыслу данной нормы, возможность ее применения не ставится (. – примечание Автора) в зависимость от того, какие действия были совершены лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сам по себе факт нахождения посетителей без использования средств индивидуальной защиты рук в магазине, принадлежащем наименование организации, свидетельствует о том, что Обществом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения действующих требований.

В данном деле суд фактически говорит, что формальное нахождение посетителя без СИЗ в любом случае будет являться нарушением, а принятые меры судом во внимание не принимаются.

Аналогичные выводы, к примеру, указаны в Постановлении Перовского районного суда города Москвы от 11.02.2021 N 05-0504/2021

Такое правоприменение однозначно ведет к правовой неопределённости, так как пределы по исполнению обязанности, указанной в п.12.2 Указа, должны быть выработаны судебной практикой, а формальное нахождение покупателя на территории хозяйствующего субъекта не должно влечь автоматически нарушения правила поведения.

В такой правовой парадигме сразу возникает необходимость по доказыванию административным органом наличия мер, которые были приняты или не приняты хозяйствующим субъектом, однако на практике все сводится к следующему.

К примеру, в Постановлении Люблинского районного суда от 10 февраля 2021 г. n 5-108/2021 указано:

При таком рассмотрении дела усматривается, что процесс доказывания строится исключительно на фото/видеофиксации события административного правонарушения, где формально фиксируется посетитель без использования СИЗ на территории хозяйствующего субъекта и про какие-либо принятые или не принятые меры речи не идет, т.е. содержательная часть вопроса судом во внимание не применяется и не исследуется.

В отношении привлекаемого к ответственности лица возникают неустранимые сомнения, ввиду того, что бремя доказывания исполнения надлежащим образом мер лежит на административном органе, а таких доказательств попросту не имеется, что подтверждается судебной практикой.

В случае принятия необходимых мер хозяйствующим субъектом по соблюдению п.12.2 Указа и одновременным нахождением покупателя в помещении магазина без СИЗ, именно покупатель является нарушителем Указа, что и является административным правонарушением по 20.6.1 КоАП РФ. В свою очередь, такие посетители остаются без внимания административных органов.

На данный момент судебная практика идет формальным путем, привлекая без разбора всех предпринимателей к ответственности, что усугубляет их и так не простое имущественное положение, что способствует усилению подрыва правовой определенности и подрыву правосудия как механизму правового государства.

Очевидно, что формальное установление исполнительной властью такой обязанности в п.12.2 Указа должно влечь ее содержательное наполнение в виде исследование принятых мер хозяйствующим субъектом (либо доказательств об обратном силу бремени доказывания). В противном случае при аналогичных фактических обстоятельствах к административной ответственности будет подвергаться хозяйствующий субъект, который принял различные меры и хозяйствующий субъект, который никаких мер не предпринимал – такой исход дел будет как минимум не отвечающим принципам справедливости и основам правового государства, где базовым является критерии верховенство права и равенства участников правоотношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *