Чем должны заниматься менеджеры железнодорожных управлений
Управляем железной дорогой
Управляем железной дорогой
Достаточно ли производить результаты? Нет. Что происходит, если менеджер – превосходный производитель, знающий и целеустремленный?
Он так хорош, усерден и надежен, он трудится так плодотворно, что мы вознаграждаем его повышением по службе.
Он уже не просто производитель, теперь ему приходится работать с пятью или шестью другими людьми. Он должен координировать, делегировать полномочия, контролировать и осуществлять надзор. Вместо того чтобы выполнять работу самому (P), ему надо заставить работать систему, которая выполняет (P) – функции. А это совсем другая задача, и для ее решения требуется иная функция – администрирование, или (A).
Хороший менеджмент не обходится без администратора. Именно он уделяет внимание деталям, организует процесс производства, (P), чтобы не изобретать колесо каждый раз, когда оно понадобится, и заботится о том, чтобы персонал следовал установленным методам и процедурам. Администрация следит, чтобы организация занималась тем, чем должна заниматься, и делала это эффективно. Она ведет организацию к вершинам кривой научения, чтобы превратить в капитал накопленные знания и опыт. Она анализирует достижения и планирует их, чтобы добиваться успеха вновь и вновь.
Если вы добиваетесь результатов, ваша организация будет результативной. Если при этом вы занимаетесь администрированием, ваша организация будет эффективной. Если вы обеспечиваете (P) и (A), ваша организация будет результативной и эффективной в краткосрочном аспекте. А поскольку она результативна и эффективна в краткосрочном аспекте, то будет рентабельна в краткосрочном аспекте, если мерой оценки вашего успеха вы считаете получение прибыли.
Если человек успешно занимается (P), но неискушен в (A) – он чрезвычайно неорганизован. Он трудится в поте лица – усерднее, чем нужно, – но делает это неразумно. Он тратит уйму времени на изобретение колеса.
То же самое справедливо и в отношении организации. Есть компании, которые удовлетворяют потребности клиентов, но испытывают недостаток в организованном администрировании. Им не хватает системы. Управление цепочкой поставок осуществляется из рук вон плохо. Управление оплатой труда напоминает лоскутное одеяло, собранное из индивидуальных трудовых соглашений. Процессы и принципы найма персонала непродуманны. Такая компания результативна, но неэффективна. Ее продажи могут расти, но объем прибылей будет падать.
В Америке менеджмент сравнивают с работой железной дороги. Как обеспечить ее деятельность? Прежде всего, нам нужен машинист, чтобы достичь результата – осуществить перевозки. Машинист ведет поезд из пункта A в пункт B. Далее, нам необходим тот, кто будет руководить машинистами, следя за тем, чтобы они вели поезда из пункта A в пункт B правильно и делали это по расписанию. В железнодорожной компании такая функция называется диспетчеризацией. Это (P) – функция железнодорожной компании, которой должен управлять выраженный носитель (P) – стиля.
Если машинист или диспетчер не справляется со своей работой, управление организацией осуществляется неправильно, и она становится нерезультативной. Поезда не ходят, потребности в перевозках не удовлетворяются.
Чтобы железнодорожная компания была прибыльной, нам понадобятся деньги и материально-техническое снабжение, сбор платы за проезд и распространение информации о расписании движения поездов. Тогда в назначенный час можно будет сесть на нужный поезд и приехать в нужный город. Необходимо придерживаться бюджета, контролировать затраты, разрабатывать системы и следить за их внедрением. Все это – задачи администрирования, которым должен заниматься менеджер (A) – типа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Двойной риск городской железной дороги
Двойной риск городской железной дороги Упоминавшееся в главах 2 и 3 исследование Ольборгского университета о стоимости и частной финансовой поддержке транспортных инфраструктурных проектов показывает, что проекты городских железных дорог в среднем оказались
Глава 4. Мы управляем деньгами
Глава 4. Мы управляем деньгами Брюс Ли утверждал: «Знаний недостаточно, ты должен применять их; желания недостаточно, ты должен делать». Теперь вы обладаете знаниями, достаточными для того, чтобы начать управлять своими деньгами. Осталось применить их на практике.Мы
§1. Всегда ли хорош дорогой сервис?
§1. Всегда ли хорош дорогой сервис? Выбор брокерской фирмы, т.е. фирмы, которая имеет право покупать и продавать для вас акции на бирже, это очень ответственный момент. Вам предоставляются широчайшие возможности потратить ваши деньги. Ряд ведущих брокерских фирм (Merrill Lynch,
ГЛАВА 13 Управляем энергией внутреннего мира
Управляем железной дорогой
Управляем железной дорогой Достаточно ли производить результаты? Нет. Что происходит, если менеджер – превосходный производитель, знающий и целеустремленный? Он так хорош, что мы вознаграждаем его повышением по службе. Теперь он не просто производитель – ему приходится
Управляем железной дорогой
Управляем железной дорогой Достаточно ли производить результаты? Нет. Что происходит, если менеджер – превосходный производитель, знающий и целеустремленный?Он так хорош, усерден и надежен, он трудится так плодотворно, что мы вознаграждаем его повышением по службе.Он
«Покажи и расскажи»: где резина встречается с дорогой
«Покажи и расскажи»: где резина встречается с дорогой В мире труда у любой задачи, решаемой командой, есть инвестор или спонсор. Этот человек не принимает непосредственного участия в работе, чаще он дает добро на ее выполнение и в большинстве случаев платит за нее.Дома,
Страх № 1: «Дорогой, ты купил Porsche в Китае?»
Страх № 1: «Дорогой, ты купил Porsche в Китае?» У каждого из нас свои опасения. У Эйджея они определенно есть: «Мои помощники слишком много знают обо мне: не только мой график работы, но и уровень холестерина, проблемы с бесплодием, номер карты социального страхования, мои
Потери ли это, если у вас простаивает дорогой станок?
Потери ли это, если у вас простаивает дорогой станок? Многие ошибочно полагают, что дорогой станок должен постоянно работать, чтобы окупить затраты. Чем выше цена приобретения, тем больше срок амортизации. Поэтому возникает ощущение, что, если только коэффициент
Управляя железной дорогой, вы отправляете поезда не туда, куда нужно
Управляя железной дорогой, вы отправляете поезда не туда, куда нужно Зачастую производитель на всех парах мчится вперед, не замечая ничего вокруг.Что делает торговый агент P-типа, если ему не удалось продать товар? Он приходит к клиенту вновь и вновь, а его увещевания
Дорогой дешевый магазин
Дорогой дешевый магазин Для фирм с большим ассортиментом товаров или услуг существует способ произвести на покупателей впечатление дешевого магазина или ресторана — даже если он на самом деле дорогой.Люди обычно не проверяют весь прайс-лист. Они делают вывод о
Самый дорогой семинар
Самый дорогой семинар Цену за участие в 5-дневном семинаре я назначил в 2000 долларов – по тем временам (а дело было в 1977 г.) мой курс считался очень дорогим; пожалуй, самым дорогим в области директ-маркетинга. 10 лет спустя я стал брать за свои семинары уже по 3000
«Дорогой курьер»
«Дорогой курьер» Он же — «дельтапланерист». Тоже, как и «лохотронщик», — человек со связями. Но если первый ловит Вас на тщеславии и говорит о том, что его предложения «эксклюзивны», «только для Вас» и так далее, то «дорогой курьер» использует более широкую палитру
Продающее письмо для дорогой услуги
Продающее письмо для дорогой услуги Во многих стоматологиях есть различные услуги, которые можно отнести к разряду дорогих, но не обязательных, например лазерное отбеливание зубов (обычно процедура стоит порядка 10 000-20 000 рублей). Зачастую ваши сотрудники не могут
Дорогой продукт
Дорогой продукт Сделайте анонс, что по многочисленным просьбам вы запустили программу профессионального коучинга. Берете совсем немногих, стоимость такая-то. Если ничего другого не можете придумать. Еще лучше сделать «коробку». Если у вас есть какая-то дорогая «коробка»
Чем должны заниматься менеджеры железнодорожных управлений
Гапанович Валентин Александрович
Валентин Александрович Гапанович, старший вице-президент и по совместительству главный инженер ОАО «РЖД». Этот человек очень многое сделал для компании, по сути, под его руководством РЖД вышла на новый технологический уровень, во многом соответствующий европейской практике, а в чем-то даже опережающий ее. Вся его трудовая биография связана с железнодорожной отраслью: после техникума пошел работать мастером локомотивного депо, продолжал учиться, стал блестящим инженером, параллельно проявился управленческий талант. Сейчас Гапанович – не просто один из руководителей компании, а инновационщик глобального масштаба. Такие люди – «белая кость» железнодорожной отрасли, и я очень рад, что в свое время мы стали коллегами и начали работать в одной команде. Познакомились в начале 2000-х на проекте строительства порта Усть-Луга, я работал тогда замминистра МПС, а он – главным инженером Октябрьской железной дороги. На тот момент это было еще чистое поле, стройка только начиналась. Многие, кстати, скептично относились к идее проекта, считали, что технологически его очень сложно будет реализовать. Гапанович как раз занимался технологической увязкой железнодорожного комплекса с другими составляющими, и то, что они тогда создали с проектировщиками, сейчас полностью реализовано. Порт Усть-Луга не только состоялся, но он мощно развивается, уже становится серьезным конкурентом балтийским портам и одним из крупнейших портов в Европе.
Когда было создано ОАО «РЖД», я пригласил Валентина Александровича на работу в центральный аппарат. Тогда перед компанией стояла очень серьезная задача ликвидации технологического провала в области тягового подвижного состава. Надо было практически заново восстанавливать транспортное машиностроение по выпуску новых локомотивов, современных вагонов, начинать осваивать технологии высокоскоростного движения. Было решено выделить инновационную деятельность в отдельный блок, который и возглавил Гапанович. Именно благодаря его усилиям у нас сейчас реализуются шесть типов отечественных локомотивов нового поколения, включая линейку электровозов с асинхронным тяговым двигателем. Создание локомотивов – процесс очень сложный, а учитывая определенные проблемы утраты конструкторской школы в стране, специалисты РЖД самым активным образом участвовали в разработках. Времени на раскачку не было, поэтому совмещали многие проекты с испытаниями. Во многом благодаря Гапановичу стартовало технологическое сотрудничество с компанией «Сименс» в области железнодорожного транспорта, которое сейчас выросло в полноценное партнерство по многим направлениям. Этот человек подписывал первый контракт с «Сименсом» по локомотивостроению, готовил с немцами проект по запуску «Сапсана». Адаптация европейского поезда для эксплуатации в российских условиях требовала внесения массы конструктивных элементов. Потом «Ласточку» запустили, создали первый в мире газотурбовоз, работающий на сжиженном природном газе. Проект очень заинтересовал американцев. Они даже предположили, что переход на использование турбин и сжиженного газа может стать новой революцией на ж/д транспорте, подобной переходу с паровой тяги на тепловозную. Не без гордости могу сказать, что у нас имеется еще целый ряд передовых разработок. А созданная Валентином Александровичем система управления движением успешно прошла проверку в олимпийском Сочи.
Все эти вещи, которые делает Валентин Александрович Гапанович, определяют лицо Российских железных дорог на долгие годы. Он сам – очень увлеченный человек, может часами рассказывать про инновации, причем говорить интересно и просто. Собственной энергией заряжает и других. Собрал вокруг себя толковых специалистов, инженеров, активно привлекает к инновационной деятельности молодежь. Они постоянно тестируют и развивают свои идеи на площадке НП «Объединение производителей железнодорожной техники», активно обмениваются опытом с иностранными коллегами. В результате – то, что еще вчера казалось фантастикой, становится реальностью. Так, Гапанович уже доложил мне о возможности перемещения контейнеров с применением магнитной левитации как о вполне конкретном совместном с Росатомом проекте. Идея поездов на магнитной подушке реализована в Шанхае и в Токио, но на пассажирском транспорте, а наши инновационщики хотят применить ее в грузовых перевозках, учитывая, что логистика контейнеров может позволить себе чуть более высокую транспортную составляющую. Это принципиально новый вид транспорта, когда за счет создания магнитного поля тележка с контейнером приподнимается и поезд перемещается, не соприкасаясь с поверхностью земли. Там нет трущихся деталей, и речь идет о скоростях в 450-500 км/час. Вот такие проекты Валентин Александрович ставит сегодня на повестку дня!
Вы можете скачать должностную инструкцию менеджера по транспорту бесплатно. Должностные обязанности менеджера по транспорту
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕНЕДЖЕРА ПО ТРАНСПОРТУ
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность менеджера по транспорту _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. На должность менеджера по транспорту принимается лицо с профессиональным образованием и стажем работы не менее ___________ лет.
1.3. Менеджер по транспорту назначается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя по представлению __________________________________________________.
1.4. Менеджер по транспорту подчиняется ________________________________.
1.5. В подчинении у менеджера по транспорту находятся ____________________________________.
1.6. Менеджер по транспорту обязан знать:
— указания, приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативно-распорядительные документы, которые регламентируют его работу;
— порядок приема и сдачи грузов;
— принципы организации погрузочно-разгрузочных работ,
— стандарты и технические условия хранения транспортируемых грузов;
— условия перевозки грузов;
— размеры, виды, сортность, марки и другие качественные характеристики транспортируемых грузов и нормативы их расходования;
— маршруты перевозки грузов;
— правила оформления документации на прием и отправку грузов;
— ассортимент продукции, которая производится предприятием;
— тенденции развития рынка транспортных услуг и его состояние;
— адреса клиентов и поставщиков;
— порядок подготовки и заключения хозяйственных договоров;
— правила пользования средствами вычислительной техники, связи и коммуникаций;
— принципы планирования работы;
— основы организации производства, экономики, управления и труда;
— трудовое законодательство РФ;
— правила трудового распорядка на предприятии;
— нормы и правила охраны труда;
— правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.
2. Должностные обязанности
Менеджер по транспорту обязан:
2.1. Планировать движение транспорта с учетом срочности и важности полученных заявок на перевозки.
2.2. Координировать транспортировку сырья и готовой продукции предприятия.
2.3. Получать и обрабатывать заявки на перевозку грузов от работников предприятия.
2.4. Организовать работы собственного транспорта предприятия, а именно:
— выбирать наиболее рациональные маршруты перевозок;
— следить за оптимальной загрузкой транспорта для сокращения расходов на привлечение наемного транспорта;
— осуществлять контроль своевременного и правильного выполнения перевозок водителями предприятия.
2.5. Развивать взаимосвязи с потребителями транспортных услуг, другими транспортными организациями.
2.6. Организовать выполнение заказов грузовладельцев на перевозки грузов и оказание сопутствующих перевозке транспортных услуг.
2.7. Оформлять заказы на оказание транспортных услуг другими перевозчиками.
2.8. Сотрудничать со сторонними транспортными компаниями (перевозчиками), а
-осуществлять контроль своевременного и правильного выполнения транспортных услуг перевозчиком;
— отслеживать соответствие предъявляемых транспортной компанией (перевозчиком)
сумм к оплате с согласованной ставкой и качеством полученной услуги;
— информировать перевозчика о сроках, условиях, правилах доставки, передавать водителям перевозчика данные о местах загрузки и разгрузки;
— информировать сотрудников предприятия о стоимости транспортировки грузов перевозчиками;
— контролирует своевременность оплаты услуг перевозчиков предприятием.
2.9. Рассчитывать стоимость перевозки.
2.10. Изучать рынок транспортных услуг.
2.11. Сотрудничать с работниками предприятия с целью получения точной информации о необходимых грузоперевозках, оптимальном способе и маршруте транспортировки, поступлении оплаты за грузоперевозки клиентами на расчетный счет или в кассу предприятия.
2.12. Осуществлять поиск транспортных компаний, которые могут оказать услуги по транспортировке на более выгодных условиях.
2.13. Выполнять возложенные на него обязанности должным образом.
2.14. Хранить коммерческую и служебную тайны.
2.15. Своевременно отвечать на запросы сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять всю требуемую информацию.
2.16. Повышать свою квалификацию.
2.17. Соблюдать правила трудового распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии.
3. Права
Менеджер по транспорту вправе:
3.1. Вносить на рассмотрение руководства предприятия собственные идеи, направленные на улучшение организации грузоперевозок.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, которые касаются транспортного хозяйства предприятия.
3.3. Осуществлять взаимодействие с руководителями различных отделов предприятия по вопросам, касающимся организации грузоперевозок и получения необходимой информации.
3.4. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Визировать и подписывать документы только в пределах своей компетенции.
4. Ответственность
Менеджер по транспорту ответственен:
4.1.За невыполнение или недолжное выполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.
4.2.За причинение материального ущерба работодателю в определенных действующим гражданским и трудовым законодательством РФ рамках.
4.3.За правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в определенных действующим уголовным, административным и гражданским законодательством РФ рамках.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю
Содержание статьи
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :
«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.