Чем достигается безопасность ученика в школе
Снова в школу. Правила безопасности в школе и за её пределами
В честь Дня знаний мы подготовили для вас рекомендации, как обеспечить безопасность детей в школах.
Очень важно говорить с детьми о безопасности и объяснять им правила поведения в общественных местах. Школа, как любое публичное место, таит в себе достаточно рисков, но, соблюдая простые правила, можно сделать обучение комфортным, интересным, а главное — безопасным для ребёнка.
Важно правильно подготовить ребёнка к первому дню учёбы: 1 сентября может быть эмоционально напряжённым днём не только для родителей, но и детей.
Вот основные, возможно, даже банальные правила безопасного поведения в школе во время перемен и после занятий, которые важно озвучить как первокласснику, так и ученику средней школы:
Важно найти подход к каждому ребёнку. Зачастую учителя проводят беседы о безопасности «для галочки». Но ведь главное именно донести до юных учеников всю важность следования этим правилам, объяснить любые связанные риски, которые дети просто не знают или не замечают в силу малого жизненного опыта.
Безусловно, руководство школ должно регулярно проводить тренировки по эвакуации с сотрудниками и учениками, своевременно проверять системы контроля и доступа к помещениям, проводить профилактические беседы со школьниками для минимизации рисков.
С развитием технологий, следить за безопасностью стало немного легче. Основные системы и технологии, обеспечивающие безопасное нахождение детей и сотрудников в школе:
Помните, что безопасность детей — это, в первую очередь, забота родителей, воспитателей и учителей. Главное — быть предусмотрительным, ведь лучше предвидеть риски, нежели разбираться с нежелательными последствиями.
Обеспечение безопасности детей в школе
Совокупность мер и мероприятий учебного заведения называется комплексной безопасностью школы. Данные меры осуществляются при взаимодействии с правоохранительными органами, органами самоуправления, другими службами.
Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, в первую очередь, заботится о его безопасности. Особенно сегодня? как никогда ребенок обязан находиться в безопасности, начиная от дороги из дома до самой школы, и особенно внутри общеобразовательного учреждения. Конечно, в первую очередь, безопасность детей в школе должны обеспечивать администрация и охрана. Каждая школа периодически проводит различные общешкольные собрания, в которых принимают участие как учителя, так и родители. На таких собраниях уделяется большое внимание обучению детей о том, как правильно вести себя в различных ситуациях. Цель учебного общеобразовательного учреждения — научить ребенка параллельно с повышением качества образования преодолевать возникающие на его пути трудности: знать правила эвакуации из здания школы и не поддаваться панике, выучить правила дорожного движения, не брать в школу дорогие вещи и другое.
Каждая школа обязана защитить здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, а также безопасности окружающих. В школе должны быть предусмотрены меры по пожарной и антитеррористической безопасности, контроль за здоровьем школьников, состоянием здания, а также обеспечить ознакомление общественности с мерами безопасности. Не реже двух раза в год организуются тренировки с персоналом, а также учащимися по эвакуации людей, ознакомление их с действиями в чрезвычайных ситуациях. Должны проводиться ежедневные осмотры состояния территории, ограждения, спортивных площадок. Необходим контроль за продуктами. В школе разрабатывают планы, маршруты по эвакуации, инструкции и брошюры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
С целью обеспечения безопасности детей разработаны специальные паспорта, в которых включены правила безопасности дорожного движения. Практически в каждой школе регулярно проводятся мероприятия и классные часы, обучающие детей поведению на дороге. Очень важно ознакомить детей с планом эвакуации школы.
Обеспечение безопасности детей в школе руководствуется Федеральными законами, а также постановлениями правительства и другими нормативными актами.
В каждой школе должна быть установлена противопожарная сигнализация. Все этажи должны быть оснащены огнетушителями, а также установлена специальная кнопка вызова наряда полиции. Абсолютно во всех школах существует круглосуточная вахта, которую несут работники охранного агентства. В случае пожара, все действия коллектива должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, немедленную эвакуацию и их спасение. Эвакуация не должна занимать больше семи или десяти минут.
Особое внимание нужно уделить электробезопасности. Все электрощитовые приборы должны быть закрыты на замки. Электрические приборы должны постоянно проходить проверку.
С существующей террористической опасностью проводятся меры по недопущению на территорию учебного заведения посторонних лиц. Эти меры проводят охрана, администратор, дежурный учитель. Ведется постоянный учет посещающих школу граждан. При возникновении угрозы взрыва в школе разработан соответствующий план эвакуации, с которым предварительно знакомят также и учащихся школы. В школах должны осуществлять ежедневные дежурства администрации, а также дежурного класса. Каждую неделю руководство школы выделяет дежурный класс, который во главе с классным руководителем следит за порядком в школе, предупреждает обо всех ситуациях и возникающих опасностях администрацию заведения.
Важным элементом безопасности ребенка в школе является его питание, которое должно соответствовать всем нормам. Еда должны быть качественной. Для исключения случаев отравления каждый день должна проходить проверка продуктов питания. Важно исключить из меню вредные и запрещенные продукты такие, как чипсы, газировка и другие.
Опасность может грозить ученикам со стороны и технического оборудования. Правила безопасности существуют почти в каждом кабинете общеобразовательного учреждения. В кабинете химии необходимо соблюдать инструкции перед тем, как начинать опыты и согласовать их с учителем. Очень важно ознакомиться со свойствами различных веществ, не пробовать их на вкус. В кабинете физики не притрагиваться к оголенным проводам, не включать приборы в сеть, предварительно не обговорив с учителем. На уроках физкультуры проверять тренажеры, страховаться при упражнениях на гимнастических снарядах. Во время уроков по технологии не направлять колющий и режущий предмет в сторону тела, следить за тем, чтобы части одежды не попадали под режущий инструмент.
Безопасность целиком и полностью зависит также и от родителей, которые сами в первую очередь должны знать правила безопасности детей в школе, а затем и научить ребенка следовать им. Невозможно оградить ребенка от всех неприятностей. Нужно объяснить ему, что еще никто не окачивал школу без того, чтобы не попасть в неприятности. Подготовить ребенка правильно реагировать на любые неприятности и чрезвычайные ситуации.
Существует несколько основных правил, о которых родители обязательно должны поговорить с детьми.
Научить ребенка ходить в школу исключительно в компании друзей, если же выбирать дорогу, то только людную.
Находиться постоянно возле учителей, одноклассников, друзей. Не ходить одному в такие школьные помещения, как чердак, подвал. Никогда не задерживаться на спортивной площадке.
Сообщать обо всех случившихся неприятностях учителю или охраннику.
Научить детей никогда не принимать предложений незнакомых людей проводить или подвезти. Не соглашаться ни в коем случае, даже если незнакомец утверждает, что он друг родителей.
Ребенок не должен оставлять в раздевалке деньги и сотовый телефон и быть внимательным к своим вещам. Не нужно давать ребенку много карманных денег, не разрешайте брать в школу дорогую технику и драгоценности.
Комплексное обеспечение по безопасности учеников должно своевременно осуществлять руководство школы. Родители же должны следить за тщательностью их выполнения. В различных школах с целью повышения безопасности детей проводится месяц безопасности, в течение которого детей учат правильному поведению на дорогах, в транспорте, реагированию на угрозу возникновения пожаров. На уроках детей учат распознавать, а также оценивать опасные ситуации, выбирать способы защиты. Проходят учения, на которых учеников обучают правилам эвакуации при случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров.
Большое внимание уделяется оказанию первой помощи. Очень интересно, если детям поручат сделать стенгазету на тему «Безопасная дорога до школы», важны разные буклеты и брошюры по мерам и способам безопасности. Проводить внеклассные часы по обучению правил безопасности на дороге. Например, чтобы ребенок следил за тем, чтобы он в автомобиле всегда был пристегнут ремнем безопасности, а также формирования у ребенка внимательности на улицах города. Особенно важно это делать в начальных классах.
Единым неразрывным процессом считается воспитание ученика, как в школе, так и воспитание его в семье. Роль учителя в организации воспитания очень велика. Следует отметить, что здесь очень важно именно с первого года обучения привлечь родителей и сделать их соучастниками педагогического процесса.
Вся работа с родителями в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение и ведется в целостной системе. Для того, чтобы родительская помощь была существенной и действенной, необходимо научить их обмениваться опытом, пытаться обсуждать все возникшие проблемы, искать совместные пути и способы решения.
Все знают, что в школе дети учатся и конечно же, общаются со сверстниками. Однако, ребенок остается без присмотра взрослого именно по дороге из дома в школу и из школы домой. Задача родителей, а также преподавателей знать, где находится ребенок и когда он окажется под присмотром взрослых.
Важно везде, всюду и всегда соблюдать осторожность. Будь то дом или школа, главное не забывать, что опасные ситуации могут поджидать, где угодно. Нужно быть бдительным и не теряться, стараться взять себя в руки и не паниковать.
Что такое безопасная среда в школе? Как обеспечить безопасность ребенка в школе?
Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?
Физическая безопасность детей
В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.
Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.
Существует психологический закон, который называют «законом разбитого окна». Смысл этого «правила» в том, что, если в заброшенном здании разбить одно окно, в скором времени все окна в нем будут разбиты. По наблюдениям психологов, стоит поставить где-то в парке, например, небольшую стену, как возле нее в течение недели-двух образуется свалка. Это доказывает, что неправильная организация пространства провоцирует людей на противоправные действия. Причем даже взрослых людей, что уж тут говорить о подростках.
Психологическая безопасность
В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.
Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.
В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который «не справляется», «не может объяснить детям» и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.
Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?
Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.
Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.
Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.
Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных «травителей», следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.
Хорошо проводить специальные мероприятия:
Однако может оказаться так, что ситуация зашла уже слишком далеко. Дети молча игнорируют или даже явно отказываются выполнять распоряжения учителя, связанные с взаимодействием с «изгоем», спорят, доказывая свое право не общаться с одноклассником. Иной раз он и сам отказывается идти на контакт (боится, обижен, а может быть и так, что он и в самом деле обладает крайне тяжелым характером, ведь буллинг далеко не всегда возникает на пустом месте, нередко и жертва не такая уж невинная). Однако это показывает, что проблема зашла слишком далеко и требуется помощь медиатора, который постарается в ходе специальных мероприятий наладить контакт между ребятами в классе. Необязательно всех любить и со всеми дружить, но нормальные отношения необходимо сохранять со всеми — это должно стать законом.
Ошибки педагога
Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.
Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.
О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).
Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что «не влетело по-настоящему» и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.
Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:
Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.
Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.
Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.
Как улучшить психологический климат в коллективе
Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.
Восстановительные приемы
К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это
Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.
Тимбилдинг
Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:
Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.
Создание правил класса
Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.
Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.
Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Детская безопасность
Общеобразовательная школа является основным и самым массовым учебно-воспитательным учреждением в Российской Федерации. На протяжении 9-11 лет учащиеся регулярно посещают школу и проводят здесь от четырёх до десяти часов ежедневно. За 11 лет обучения прилежный ученик посещает 11 385 уроков общей продолжительностью 7 590 часов, что составляет 316 суток. Половина времени бодрствования детей школьного возраста проходит на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, в общественно-полезном труде и играх на территории школы. Здесь школьники приобретают новые знания, формируют необходимые умения и навыки, разносторонне развиваются, проходят свои первые учебные и жизненные уроки. Раскрытие творческих способностей, общение со сверстниками, подвижные игры, спортивные соревнования несут школьникам мощный заряд положительных эмоций, хорошее настроение, улучшение самочувствия.
Наряду с положительным воздействием процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учёба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.
Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.
Дорога в школу и из школы
Другие опасности, подстерегающие школьников по дороге в школу и из школы, представляют преступные действия со стороны других людей, взрывоопасные предметы, бродячие животные, пустыри, стройплощадки, траншеи, котлованы и т.д.
Чтобы избежать неприятностей в процессе передвижения из дома в школу и обратно, нужно выполнять следующие правила:
— заранее выбрать такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет длиннее;
— ещё до начала учебных занятий будущая дорога в школу должна быть много раз пройдена и обговорена;
— взрослым следует не первых порах сопровождать своего ребёнка тогда, когда он уже ходит в школу, и контролировать постоянно, делает ли он всё так, как его до этого учили и тренировали.
Безопасность на переменах
Общие требования безопасности на переменах
1 Не нарушать дисциплину.
2 Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
n Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
3 Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
4 Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
5 Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
6 Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и, слава Богу, если те подоспеют вовремя. Причем причины бед весьма просты — взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные электроприборы, не говоря уже о том, что последние иногда забывают выключить. Кроме того, если дети вздумают открыть дверцу печки, где горят дрова или уголь, то горящие головни или искры могут выпасть на пол. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электрообогревательными приборами тоже могут довести до беды.
Детская шаловливость и невнимательность иногда являются причиной того, что падает горящая свеча, опрокидывается керосиновая лампа, падает раскаленный утюг или кипятильник. Причем, подражая взрослым, дети в своих играх стремятся употреблять не только спички, зажигалки, курительные трубки, но и утюги, ки пятильники, иные небезопасные приборы.
Меры по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем:
1. Не оставляйте на виду спички, зажигалки.
2. Следите, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от пустого времяпрепровождения.
3. По возможности не оставляйте детей без присмотра.
4. Не позволяйте маленьким детям пользоваться нагревательными и газовыми приборами.
Правила поведения в школе, безопасность для школьников
Хорошо себя вести в стенах школы не так уж интересно и весело, однако послушание всегда имеет ряд преимуществ:
Итак, как себя вести в стенах школы и каким образом завоевать хорошую репутацию? Более того, в школе учится огромное количество детей самых разных возрастов и за всех приходится нести ответственность учителям. Родители, приводя своё чадо в школу, уверены, что их ребёнок под присмотром и пока идет учёба — он в полной безопасности. Однако учителям за всеми одновременно невозможно углядеть, поэтому в школах есть ряд определённых правил для безопасного пребывания учеников в школе и на улице, которые необходимо соблюдать.
По дороге в школу и обратно.
В дождь.
Если на улице начался дождь, пешеходам следует учитывать этот фактор, так как во время дождей у водителя стекла автомобиля покрываются водой. Как следствие, происходит ухудшение видимости, к тому же дороги во время дождя особенно скользкие. По этой причине водитель автомобиля может не увидеть пешехода, а из-за осадков на пути тормозной путь увеличивается. Это все важно учитывать пешеходам. Также выходя из дома родителям и детям стоит учитывать атмосферный осадки при выборе одежду и обуви.
В туман.
В тумане необходимо быть ещё более внимательным, так как видимость очень плохая и водителю крайне сложно заметить пешехода. Перед пересечением проезжей части, нужно не только посмотреть по сторонам, но и уметь прислушаться не приближается ли где-то автомобиль, не попавший в поле зрения раннее. Если есть возможность то взрослым сопроводить детей до учебного заведения, в особой части быть внимательным на перекрестках и в местах перехода дороги.
В мороз.
В морозную погоду стекла машин покрываются изморозью и это ещё больше затрудняет процесс наблюдения водителей за дорогой. К тому же пешеход тоже может неожиданно поскользнуться, а автомобиль не сможет резко и быстро затормозить. Никогда не переходить дорогу, если автомобиль едет слишком близко. Поэтому этот момент важно учитывать пешеходу.
Находясь в школе, ученик должен также придерживаться определённых правил во избежании травмоопасных ситуаций. На улице, особенно на дорогах, часто случаются неожиданные события, порой опасные для жизни человека. Чтобы снизить риск возникновения опасных происшествий, необходимо соблюдать правила безопасности.
Правила безопасного поведения в школе.
На переменах
В кабинете химии
В кабинете биологии.
На уроке физкультуры.
Как вести себя на уроках и на переменах уже представление имеется, но случается так, что привычная обстановка в школе может резко измениться и возникают абсолютно неожиданные ситуации. Как быть в случае экстренных ситуаций? Об этом пойдёт речь дальше.
Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации.
Среди экстремальных ситуаций наиболее вероятным:
Каждая из перечисленных ситуаций предусматривает определённый порядок действий, но самое главное, что необходимо сделать в случае возникновения любой из них – оповестить об этом сотрудников школы, а в случае необходимости и специализированные службы: полицию или МЧС.
Если во время уроков в школе обнаружен очаг возгорания или сильное задымление, прежде всего нужно сохранять спокойствие, не паниковать.
Действия при пожаре или задымлении:
Угроза стихийного бедствия.
Во время природных явлений таких как наводнение, землетрясение или ураган, нет возможности освободить всех от уроков и отпустить домой. Все учащиеся, кто находятся в стенах школы, должны слушать учителей, так как именно сотрудники школы, а именно учителя и директор отвечают за жизнь каждого ребёнка. В таком случае директор учебного заведения хорошо ознакомлен в правилами действия в подобных ситуациях и должен принять решение использовать подготовленные убежища.
Действия при обнаружении взрывоопасных предметов или боеприпасов.
Если на территории школы обнаружены взрывоопасные предметы, такие как, например боеприпасы со времен войны, ни в коем случае нельзя их трогать и даже приближаться. Прежде всего необходимо оповестить сотрудников школы, а те, в свою очередь, вызовут специалистов данного направления. В случае эвакуации, следует соблюдать те же правила, что и во время пожара. Оказавшись на безопасном расстоянии ещё раз проверить все ли успели выйти или кто-то отстал.
Если же обнаружили подозрительную сумку, пакет и так далее, действовать нужно по аналогичной схеме и ни в коем случае не трогать подозрительную находку.