Чем достигается обеспечение безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности
Обеспечение безопасности человека
Цель, задачи, предметы изучения, средства познания дисциплины безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях. Метод определения носителей опасности, способы защиты человека и технических систем.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.06.2009 |
Размер файла | 26,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Содержание
2. Цель безопасности жизнедеятельности в сервисе
3. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях
4. Метод определения носителей опасности в различных сферах деятельности
5. Задачи, решаемые безопасностью жизнедеятельности, по защищенности человека и технических систем
6. Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности
Сам термин «жизнедеятельность» объединяет два понятия «жизнь» и «деятельность». В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина РСФСР (в дальнейшем «Декларация») неотъемлемым правом человека является право на жизнь (ст. 13) с одновременным правом на достойный и достаточный уровень жизни (ст. 25). Из этого следует, что труд людей должен обеспечить «удовлетворительное существование для них самих и их семей», а также «достаточное питание, одежду и жилище. непрерывное улучшение условий жизни семьи» (ст.11).
Условия жизни по системе ЮНЕСКО слагаются из стоимости существования человека, которое и определяет стоимость рабочей силы.
Стоимость рабочей силы выражается стоимостью жизненных средств, необходимых для того, чтобы произвести, развить и сохранить, увековечить рабочую силу. В эти средства входят пропитание семьи, образование, жилище, транспорт, одежда, информационная сфера, досуг.
Каждая эпоха относительно самостоятельно формирует средний уровень жизни человека. Стоимость необходимых жизненных средств как раз и составляет стоимость рабочей силы. В каждой стране она, естественно, разная в зависимости от валового национального продукта (ВНП), но постоянным фактором является определенный процент отчислений от промышленной прибыли (а на прибыль влияют и состояние безопасности и условия труда) на зарплату, за амортизацию оборудования и помещение и государству на общественные нужды.
Существует минимальный уровень зарплаты в рамках ООН, ниже которого нельзя опускаться, чтобы не потерять человеческую сущность. Он ежегодно должен возрастать в зависимости от уровня роста мирового общественного продукта.
Под термином труд понимают целесообразность потребностей, в результате которых человек воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов необходимых для своих потребностей. Согласно Декларации (ст. 23) «Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий». Трудовая деятельность человека осуществляется в условиях определенной производственной среды, которая может оказывать неблагоприятное воздействие на работоспособность и здоровье человека, если параметры этой среды и опасных и вредных производственных факторов превышают допустимые значения.
Безопасность жизнедеятельности в сервисе не случайно связана с анализом понятий здоровья, так как защищенность человека и общества в целом не может быть обеспечена, если не обеспечивается сохранение здоровья гражданина страны. Отсюда следует, что здоровье должно стать объектом заботы и социальной политики любого цивилизованного государства. Это связано с тем, что на здоровье населения влияют следующие критерии: состояние окружающей среды и качественные характеристики ее составляющих, производственная безопасность, характеризующаяся безопасными условиями труда и отсутствием производственных факторов опасности и вредности, жилищные условия, уровень зарплаты, образовательный уровень, обеспеченность продуктами питания и соответствующей правдивой информацией, состояние медицинского обслуживания, в том числе, и профилактических осмотров, климатогеографические и другие социальные и гигиенические факторы, экологическая безопасность. Большое значение в сохранении здоровья населения приобретает обеспечение безопасности во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Здоровье человека можно охарактеризовать функциональным состоянием его организма, обеспечивающим продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие, функцию воспроизводства здорового потомства и воспитание будущих поколений.
Показателем здоровья в первую очередь является количество здоровья, т.е. средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (СОППЖ). Усредненный биологический видовой показатель (норматив) для человека европеоида определен в 89 (±) лет. Он обусловлен биологическими, характеристиками, т.е. его надежностью, заданной при рождении индивидуума.
Продолжительность жизни в различных странах во многом зависит не только от успехов медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества, состояния и качества природной среды и от средств, которые общество способно вкладывать в развитие безопасности жизнедеятельности.
2. Цель безопасности жизнедеятельности в сервисе
Как всякая наука БЖД имеет свою цель, задачи, предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических (научных) задач. Цель БЖД исходит из определения ее как науки, и она представляет собой, таким образом, достижение безопасности человека в среде обитания, т.е. обеспечение надежной защищенности человека в производственной и антропогенной среде. Из этого следует, что объектом ее изучения является среда или условие обитания человека. Эту среду по генезису классифицируют как производственную и непроизводственную, которая в рассматриваемых условиях, при неблагоприятных сочетаниях определенных параметров оказывает воздействие, в том числе и отрицательное, на гомосферу.
Все элементы, составляющие среду обитания человека, и взаимоувязанные действия становятся факторами, влияющими на безопасность жизнедеятельности. Поэтому, изучая среду обитания, наука БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов и их взаимодействий на человека, как в отдельности, так и в совокупности. Тем более что совокупность факторов среды и трудового процесса выражают условия труда на рабочем месте.
Труд, природная среда, культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: философии, охраны и гигиены труда, производственной санитарии, эргономики, инженерной психологии, социологии, экологии, экономики природопользования и др.
Отличаются все эти науки предметом изучения, целью и задачами. Свои направления изучения имеет и наука БЖД. К таким направлениям можно отнести: физиологические и психологические возможности человека, с точки зрения безопасности, формирование безопасных условий деятельности и жизни в среде обитания, оптимизацию условий деятельности и др.
БЖД как система знаний опирается на взаимосвязанные и зависящие друг от друга знания: медико-биологические, технико-технологические, об условиях среды обитания, общественные и др.
3. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях
В доисторический период человеческие популяции, занимающиеся охотой и собирательством, почти не отличались от прочих всеядных млекопитающих по характеру своего взаимодействия с биосферой, частью которой они являлись. Развитие человеческой популяции на этом этапе определялось экологическими факторами: климатическими (температура, относительная влажность и др.), физическими (свойства почвы, физико-химические свойства воды, воздуха и др.), пищевыми, биологическими (внутривидовые взаимодействия и взаимодействия между видами). В этот период уровень опасности, т. е. уровень риска, или коэффициент смертности популяции определялся исключительно указанными экологическими факторами.
Повышение безопасности, т. е. уменьшение риска за счет совершенствования средств защиты от опасностей природного характера, становится одним из ведущих мотивов деятельности людей с первых шагов цивилизации. Это условие обеспечивается развитием экономики, использованием достижений науки и техники и, соответственно, повышением материального уровня жизни и ее качества: уровня питания, сервиса, включающего здравоохранение, образование (повышение ментального уровня индивида и общества в целом), санитарно-гигиенических условий. Таким образом, человечество, развивая экономику, создавало социально-экономическую систему безопасности.
Общий коэффициент смертности, характеризующий уровень риска, и, как следствие, продолжительности жизни (уровень безопасности) во многом является комплексным показателем не только успехов медицины, но и важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития общества, характеризующегося ВНП. С ростом ВНП коэффициент смертности постоянно снижается в различных регионах мира.
Развитие науки и техники, характеризующее и рост менталитета человеческого общества, повышая социально-экономическую безопасность общества, привело к появлению новых видов опасности, как для здоровья населения, так и для окружающей среды.
Беспрецедентная интенсификация технологических процессов и сельскохозяйственного производства потребовало нового подхода к обеспечению безопасности, разработки технических систем безопасности (ТСБ), обеспечивающих защиту человека от техногенных факторов.
В настоящее время ТСБ так же, как и социально-экономическая система, не позволяют полностью исключить воздействие техногенных факторов. Следовательно, уровень безопасности в современном индустриальном обществе определяется величиной общего (коллективного) риска, который обусловлен не только уровнем социально-экономического риска, но и уровнем техногенного риска.
На создание и обеспечение ТСБ приходится использовать определенную долю материальных ресурсов общества из тех областей, в которых создается социально-экономическая система безопасности. Материальные ресурсы общества ограничены.
Рис. 1.2. Обеспечение безопасности человека
4. Метод определения носителей опасности в различных сферах деятельности
Исходной методологической базой для БЖД как научной дисциплины является концепция деятельности, так как деятельность как процесс представляет наибольшую опасность. Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя формирование цели, определение средств достижения цели, выбор движения к цели, результат и собственно процесс деятельности.
Цель может быть достигнута (положительный результат) на основе знаний, которые позволяют правильно сформулировать значимость этой цели. В этом случае важным условием становится выбор тактики и стратегии достижения цели, а также тактики достижения поставленной цели.
Тактика выбора цели заключается в умении:
— выделить приоритетность цели;
— выбрать путь движения к цели (прямолинейный, в обход цели, с разных сторон, с возвратом, определяющим поступательность движения);
— определить необходимые средства достижения цели;
— наметить начало движения к цели и срок достижения цели в виде положительного результата.
Стратегия достижения цели состоит из:
— организации процесса движения к цели (по потоку, против потока, циклически),
Тактика достижения цели заключается:
— в приобретении знаний,
— использовании знаний других людей и их опыта,
— умении как выигрывать, так и проигрывать. Последнее означает, что цель выбрана неверно, неправильно определены тактика выбора цели, тактика и стратегия, а также средства достижения цели. Следовательно. при отрицательном результате необходимо заново сформировать цель на основе новых знаний и полученного опыта, определить средства, необходимые для достижения цели, определить начало движения к цели и сроки ее завершения.
Цикл действия можно представить отрезком времени, характеризующимся началом и завершением действия, и средствами, необходимыми для достижения поставленной цели и процессом деятельности.
Анализ практической человеческой деятельности, включающей многообразие форм человеческой активности, приводит к заключению о потенциальной опасности любой формы деятельности. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления поражающих факторов в определенных, нередко трудно предсказуемых условиях в любое время и в любом месте пространства при определенных обстоятельствах или условиях. Из этого следует, что суть опасности состоит в возможности такого воздействия факторов на человека, которое приведет к травмам, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. Таким образом, опасность в среде обитания является следствием действия множества факторов на человека и характеризуется их взаимодействием и соответствующим откликом организма на их воздействие.
В случае несоответствия факторов характеристикам и возможностям человека или распространением их за пределы гомосферы появляется феномен опасности.
Одной из важных форм деятельности как процесса является труд.
Рассматривая среду обитания с точки зрения надежной защищенности человека, можно заключить, что основным элементом этой среды является труд, который, в свою очередь, представляет сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда, состоящую:
— из субъектов труда;
— средств (машин, оборудования);
— орудий труда (технологической оснастки, режущего и мерительного инструмента);
— процессов труда, характеризующих действием, как субъектов, так и машин;
— продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей воздушной и водной среды и т. п.;
— производственных отношений (организационных, экономических, социальных, психологических и т. д.).
Декомпозиция основана на использовании метода определения носителей опасности. Этот метод позволяет наиболее полно выявить опасность и вредность факторов, распространенность их действия во времени и пространстве, их параметры, интенсивность и другие признаки.
Любой признак носителя опасности является достаточным условием отнесения факторов к разряду опасных или вредных и защите человека от их воздействия при его трудовой деятельности, т. е. обеспечения его безопасности на основе научных достижений БЖД.
5. Задачи, решаемые безопасностью жизнедеятельности, по защищенности человека и технических систем
Защищенности человека напрямую связана с безопасностью техники и сложных технических систем.
Рассматривая условия защищенности человека, следует сказать, что она определяется отсутствием:
— производственных и непроизводственных аварий,
— стихийных и других природных бедствий,
— опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья,
— вредных факторов, приводящих к заболеванию человека, в том числе и профессиональному, и снижающих его работоспособность, а, кроме того влияющих на качество полезного труда. Таким образом, цель БЖД можно обозначить в виде: малой вероятности нарушения регламента эксплуатации техники и ведения технологических процессов, предупреждения травматизма в любом его виде, сохранения здоровья людей, поддержания высокой работоспособности в процессе трудовой деятельности при высоком качестве выполняемых работ, сохранения природной среды от антропогенного воздействия, готовности населения к стихийным бедствиям и другим воздействующим проявлениям природной среды, умения человека противостоять стихийным и антропогенным бедствиям и ЧС, правильных действий персонала, обслуживающего сложные технические системы, в кризисной или экстремальной обстановке.
Для достижения некоторых перечисленных целей БЖД выдвигаются как научные, так и практические задачи.
К группе научных задач относятся получение новых принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технологических процессов, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи, в том числе и приборного обеспечения мониторинга состояния среды обитания.
К группе практических задач относятся разработки конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий, при условии сохранения его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.
Таким образом, задача БЖД сводится к определению принципов, методов и средств, обеспечивающих наибольшую безопасность, как человека, так и природы при различных альтернативных вариантах, допускаемых общественной формацией на современном этапе развития общества.
Выбор принципов, методов и средств зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности (риска), стоимости и других критериев, в том числе социальных и политических.
1. Декларацией прав и свобод человека и гражданина РСФСР.
4. Основы законодательства РФ об охране труда.
5. Кодекс Законов о труде (изменения).
Подобные документы
Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.
реферат [27,8 K], добавлен 09.11.2009
Принципы, методы, средства обеспечения безопасности. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Загрязнение почвы, гидро- и атмосферы и средства их защиты. Техногенные опасности и их воздействие на человека. Организация охраны труда.
курс лекций [468,0 K], добавлен 19.12.2012
Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.
методичка [160,0 K], добавлен 17.05.2012
БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.
курс лекций [33,2 K], добавлен 20.07.2010
Сущность и задачи безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины. Причины возникновения и особенности природных катастроф и чрезвычайных происшествий. Влияние курения, наркомании, алкоголизма на здоровье человека. Коллективные средства защиты.
контрольная работа [62,3 K], добавлен 09.01.2013
Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.
курсовая работа [52,9 K], добавлен 08.11.2011
Цель курса «Безопасность жизнедеятельности». Классы опасности оборудования. Основные признаки опасности: ущерб здоровью, угроза жизни, затруднение функционирования органов и систем человека. Классификация и систематизация опасностей по разным признакам.
презентация [54,2 K], добавлен 24.07.2013
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Оглавление
«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.
Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:
· человек – природная среда (биосфера);
· человек – машина – среда рабочей зоны;
· человек – городская среда;
· человек – бытовая среда и др.
Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.
Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.
Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе “человек – среда обитания”, и достижение условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней.
Предметом изучения являются:
· объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;
· анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы в биосфере и техносфере;
· анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях (ЧС);
· средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;
· правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
1) идентификацию и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее компонентов (предприятия, машины, приборы и т. д.);
2) разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
3) формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;
4) разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
5) организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.
Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.
Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек:
· это объект защиты (наравне с окружающей средой);
· это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);
· это специалист обеспечивающий безопасность.
Среда обитания — непосредственное окружение организма в данный момент (совокупность физических, химических, биологических, социальных факторов), оказывающее прямое или косвенное воздействие на сам организм или его потомство.
Среда обитания является частью окружающей среды, которая включает:
— компоненты природной среды (атмосфера, гидросфера, литосфера, недра и др.);
— природные объекты (экосистемы, ландшафты и т.п.);
— природно-антропогенные объекты (пруды, сады и т.п.);
— антропогенные объекты (постройки, дороги, технические средства, произведения искусства и др.).
С позиций безопасности жизнедеятельности интерес представляют такие компоненты окружающей среды, как гомосфера и ноксосфера.
Понятие безопасности и риска. Термин жизнедеятельность в широком смысле означает способность человека осуществлять деятельность (в том числе и собственное существование) способом или в рамках, обычных для человека. Синонимами жизнедеятельности можно считать повседневную деятельность, приспособительную активность, трудоспособность в широком смысле.
С развитием энергетики, промышленности, транспорта и других элементов техносферы проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обострилась, в том числе за счет разрастания опасностей и угроз природного и техногенного происхождения, включая угрозы террористических воздействий.
Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть его последствий вызваны появлением и развитием ряда проблем современной человеческой цивилизации.
С одной стороны, опасные природные явления стали непредсказуемы в связи с антропогенным воздействием на природную среду;
— увеличение запасенной в объектах техносферы (искусственно созданной человеком среды) энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений;
— в социальной среде разрастается и стало глобальным такое опасное явление, как терроризм;
— в связи с экономической глобализацией деловая среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился.
С другой стороны, рост требований к качеству жизни сопровождается повышением чувствительности населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социального и экономического характера.
Понятие «риск» отражает ситуацию, имеющую неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. В узком смысле риск представляет собой количественную оценку опасностей, определяется как частота реализации одного события при наступлении другого. В основном под словом «риск» чаще всего понимают вероятность потерь, также его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого.
Риски связаны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Выделяют следующие свойства риска, которые определяют понятие и проявления риска:
— риск является многомерной характеристикой будущих состояний любых систем естественного и антропогенного происхождения;
— риск связан со случайными явлениями и процессами;
Риск проявляется посредством взаимодействия человека с природной средой и техносферой. В связи с этим можно выделить следующие области:
— область объективного содержания риска, измеримого и независимого от человеческого восприятия. Его можно идентифицировать, оценивать и предсказывать на базе фундаментальных закономерностей;
— область субъективного содержания риска, связанного с его индивидуальным восприятием, обусловленным ментальным состоянием индивидуума, который попадает в ситуацию неопределенности или сомнений относительно последствий некоторого события (соответственно различают действительный и мнимый риски).
Природные процессы и человеческая деятельность являются основными причинами существования риска. В связи с этим выделяют несколько концептуальных подходов. Рассмотрим некоторые из них.
Концепция абсолютной безопасности (нулевой риск). Эта концепция известна также как теория высшей надежности, в соответствии с которой полагалось, что необходимые материальные затраты на средства защиты, подготовку персонала, строгий контроль за соблюдением всех норм и правил обеспечат полную безопасность.
Комбинированный подход. Этот подход признает неизбежность опасных происшествий и аварий, но предполагает сведение их к минимуму на основе тщательного анализа опасностей при проектировании систем, приоритетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности, тщательного соблюдения законодательства в области безопасности, выполнения правил и инструкций.
Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Риск тем выше, чем более многовариантно будущее.
Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска, сравнение опасностей различной природы и механизмов действия, классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска; изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития нежелательных событий, а также влияние на показатели риска различных факторов техногенного, природного и социального характера; обеспечить направление снижения рисков за счет оптимального управления техническими и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).
В рамках концепции риска как опасности в зависимости от возможности формализации задачи и имеющейся исходной информации используются следующие показатели: количественные; качественные, которые применяют тогда, когда отсутствует возможность количественных оценок (необходимых статистических данных, модели). Для их определения используется экспертное оценивание.
В теории рисков и безопасности выделяют следующие объекты исследования:
— источники опасности и неопределенности в природной сфере, техносфере, обществе, экономике (бизнесе) и политике;
— объекты воздействия (человек; образованные им социальные системы; государство как высшая форма социальной организации общества; мировое сообщество; природная среда как условие для дальнейшего устойчивого развития человечества);
— системы защиты объектов риска, создаваемые субъектами обеспечения безопасности (системы личной, коллективной и глобальной безопасности).
При этом все источники опасности действуют на все объекты риска (кроме воздействия «природы» на «природу», так как «природа сама себе не вредит»). Все субъекты обеспечения безопасности также могут в той или иной степени оказывать влияние на объекты риска.
Основными субъектами обеспечения безопасности являются:
— человек; организации (например, правозащитные, комитет солдатских матерей и др.); субъекты федерации; государство (в лице органов государственной власти), решающее основную часть задач по обеспечению всех видов безопасности;
Современные представления и подходы к решению проблем обеспечения защищенности человека, общества и окружающей среды применительно к условиям России с характерными для нее в последние годы быстрыми изменениями социально-политической обстановки требуют разработки новых концептуальных положений, системы целей, критериев, методологии и методов, направленных на минимизацию природных и антропогенных воздействий на население и окружающую среду с одновременным получением максимальной экономической выгоды.
Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.
Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.
Одним из центральных понятий во всех дисциплинах безопасности является понятие опасности.
Источниками опасностей могут быть естественные природные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Многообразие опасностей, источников их возникновения, последствий воздействия привели к необходимости систематизировать их по ряду признаков с целью более глубокого познания природы опасностей, организации научного знания о них.
В частности, в учебной литературе можно встретить следующие классификации опасностей:
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. В некоторых учебных изданиях встречается деление опасностей на активные и пассивные, простые и производные, вероятные и маловероятные, стихийные и преднамеренные и т.д. В целом следует отметить, что в настоящее время систематизация опасностей продолжается, поскольку сама теория безопасности, в рамках которой рассматриваются все потенциальные опасности, находится в стадии активного развития.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).
Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности, выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается её негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:
· опасность реально существует;
· человек находится в зоне действия опасности;
· человек не имеет достаточных средств защиты.
Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.
Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.
Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.
Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Признаками, определяющими опасность, являются:
· возможность нанесения ущерба здоровью;
· нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.
Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).
Источники опасности могут быть :
· внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);
· внутренние (ложные особенности работающего).
По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):
Таксономия опасностей. Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это:
· острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;
· неровности поверхности, по которой перемещается человек;
· незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.
Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск – это частота реализации опасностей.
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.
Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.
При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.
Риск — это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.
В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:
Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события. Он может быть рассчитан на основании статистической информации:
Многоуровневый характер современных рисков представлен на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях:
— мегауровень предполагает наличие глобальных рисков;
— на макроуровне выделяют страновой риск, возникновение которого обусловлено воздействием социально-политических, экономических и прочих факторов;
— на мезоуровне проявляются отраслевые риски;
— на микроуровне рассматриваются риски, связанные с деятельностью конкретного физического или юридического лица.
Единая классификация рисков к настоящему времени не разработана, но предпринимаются попытки систематизировать риски по различным типологическим признакам:
— по степени влияния на жизнедеятельность человека различают следующие виды риска: пренебрежимый;
— приемлемый; чрезмерный; по объекту рассматривают риски: индивидуальный, коллективный (социальный), экономический; стратегический, экологический и др.;
— по местоположению источника опасности относительно объекта различают риски: внешние и внутренние;
— по субъекту (источнику) различают риски: природные, техногенные, социальные.
Возможна классификация рисков и по другим признакам:
— цели (мотивированный и немотивированный);
— результату (оправданный и неоправданный);
— соответствию реальности (действительный и мнимый).
Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск болезни, риск аварии, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий.
Восприятие обществом опасностей субъективно, гораздо болезненней люди реагируют на редкие события, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.
Суть концепции приемлемого риска состоит в стремлении к такому уровню безопасности, с которым общество готово мириться в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. При увеличении затрат на безопасность риск, например, технический Rт снижается, но растет социально-экономический Rсэ. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы.
В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 /год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 /год.
Оценка риска состоит в его количественном измерении, т.е. определении возможных последствий его реализации для различных групп населения и организаций. Оценка риска является важным инструментом для принятия обоснованных решений по созданию системы безопасности общества. Целью оценки является взвешивание риска в интересах выработки решений, направленных на его снижение. Оценка риска включает: оценку вероятностей неблагоприятных событий, определение структуры возможного ущерба, построение законов распределения ущербов.
В качестве одной из методологических основ БЖД используется системный подход, в соответствии с которым любой сложноорганизованный объект изучается как целое, состоящее из отдельных элементов, объединенных некоторой формой регулярных взаимодействий. При этом у системы как целого возникают новые свойства и характеристики, отличные от свойств составляющих ее элементов. Системам присущи некоторые общие свойства:
— разнообразие – система не может состоять из идентичных элементов;
— способность к самосохранению (устойчивость);
— способность к эволюции (развитию), наличие периодов развития и кризисов (катастроф).
Вопросы функциональных возможностей человека в процессе деятельности с целью повышения ее эффективности и обеспечения комфорта рассматриваются в рамках таких научных направлений как эргономика и инженерная психология.
Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности безопасности и экологичности производства.
Инженерная психология как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина».
Если исходить из той роли, которую выполняет человек, либо машина в системе, можно выделить четыре уровня организации человеко-машинной системы:
1. Человек обеспечивает как энергетическую, так и управляющую функции системы. Примерами служат любые формы ручного труда.
2. Человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Это формы механизированного труда. Например, человек, управляющий экскаватором, прессом и др.
При проектировании систем «человек-машина» высокого уровня существуют два противоположных подхода. Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из системы, что позволит уменьшить возможность человеческой ошибки, повысить надежность системы, понизить эксплуатационные расходы.
Другой подход состоит в максимально возможном включении человека-оператора в систему для поддержания её в рабочем состоянии в случае отказа машины. Во всех случаях человек в ЭС несет конечную ответственность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и неисправностей в работе оборудования.
Критериями безопасности, комфортности и экологичности среды обитания являются показатели, регламентирующие воздействие на человека ее факторов.
Обобщающим (интегральным) критерием безопасности жизнедеятельности является здоровье человека продолжительность его жизни.
В ФЗ «О безопасности…» определяется безопасность, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся:
Таким образом, БЖД следует рассматривать на следующих уровнях:
БЖД на общемировом уровне достигается:
На континентальном уровне БЖД обеспечивается:
На государственном уровне БЖД достигается:
На региональном уровне БЖД обеспечивается:
На местном (бытовом) уровне БЖД достигается:
Системный анализ безопасности. Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.
Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое – системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.
Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности.
Методологический статус системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.
Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты. Основу естественной системы защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды составляет нервная система и её подсистемы (анализаторы): зрительная, слуховая, тактильная (осязательная). Искусственная система защиты строится на определённых принципах и методах. Осуществление их возможно на основе использования средств защиты.
Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты.
В теории БЖД рассматривают по наиболее опасным источникам ЧС следующие виды безопасности: радиационная, химическая, пожарная, экологическая:
Радиационная безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм, основных санитарных и технических требований, а также проведения соответствующих мероприятий максимально ослабляется или исключается вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека, ограничивается радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды (ОПС).
Химическая безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения комплекса требований исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения ОПС опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии.
Пожарная безопасность – состояние объекта экономики, при котором путём выполнения правовых норм, противопожарных и других мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Принципы и методы обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств.
Принципы обеспечения безопасности – это руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире.
Они многообразны. Их многообразие обусловлено спецификой производства, разнообразием применяемого оборудования, особенностями технологических процессов.
Принципы можно разделить по нескольким признакам:
· ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности);
· технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием);
· организационные (защита временем, резервирование);
· управленческие (контроль, ответственность, стимулирование).
Ориентирующие принципы: системности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, снижение опасности.
Технические принципы: блокировки, вакуумирования, экранирования, герметизации, дублирования, защиты временем, защиты расстоянием, резервирования, слабого звена.
Например, принцип слабого звена – это введение предохранителей, предохранительных клапанов.
Организационные принципы направлены на реализацию положений научной организации труда: информации, компенсации, нормирования, подбора кадров, эргономичности, последовательности, несовместимости (космос), рациональной организации труда.
Например, принцип информации заключается в передаче и усвоении личным составом, персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Принцип нормирования – установление ПДК.
Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: адекватность, иерархичность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, эффективность.
В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация). Это достигается путём механизации и автоматизации процессов, применением средств дистанционного управления, например на АЭС, использования манипуляторов и роботов.
2. Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.). Метод реализуется применением средств коллективной защиты (убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ), созданием безопасной техники (а значит рабочей зоны).
3. Адаптация человека к среде (профотбор, обучение).
В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Каждый день средства информации сообщают о различных авариях, катастрофах, стихийных бедствий в нашей стране и за рубежом.
Люди гибнут в экстремальных условиях как по причине личной неподготовленности в условиях различных чрезвычайных ситуациях, так и по вине руководящего состава объектов экономики, который в силу некомпетентности, беспечности или пренебрежения своими должностными обязанностями не в состоянии поддерживать и совершенствовать безопасные условия деятельности для себя и своих подчинённых.
Овладение знаниями по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволит вам будущим менеджерам не только грамотно действовать самим по сохранению своей безопасности, но и организовать действия своих подчинённых в очагах чрезвычайных ситуаций с обеспечением всех мер защиты. Кроме того, эти знания позволят вам при необходимости оказать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
1. Дайте определение понятиям «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».
2. Охарактеризуйте среду обитания.
3. Перечислите и охарактеризуйте уровни безопасности жизнедеятельности.
4. Охарактеризуйте виды безопасности.
5. Сформулируйте основные положения «Концепции абсолютной безопасности», « Аксиомы о потенциальной опасности деятельности».
6. Перечислите причины и следствия опасностей.
7. Дайте определение понятиям «риск» и «опасность».
8. Приведите формулировки концепций нулевого и приемлемого рисков.
9. Перечислите принципы и методы обеспечения безопасности.
10. Назовите средства обеспечения безопасности.