Чем достигается убедительность речи
10 приёмов убедительной речи 5907 просмотров
1. Темп
Следите за скоростью своей речи. Для убедительной речи необходимо контролировать быстроту проговаривания слов. Во-первых, вы избежите повторных вопросов, которые могут появиться, если предложение произнесено слишком быстро. Во-вторых, у вас будет время продумать следующую фразу. В-третьих, размеренная речь позволяет ярче проставлять акценты, а паузы оставляют время собеседнику для анализа сказанного. Особенность спокойной убедительной речи в том, что вы настраиваете людей на свой темп, задаете общее движение диалога. Даже если ваш собеседник или аудитория слишком возбуждены, агрессивны или суетливы, придерживайтесь умеренного темпа речи.
2. Грамотность
3. Тишина
Чтобы последующая речь была убедительней, необходимо заранее подготовить публику. Добивайтесь возможности говорить в тишине. Аудитория не способна воспринимать речь, сопровождающуюся посторонним шумом, комментариями. Ваша задача привлечь внимание публики или собеседника на себя. Если вы выступаете перед большим количеством людей, найдите фразы, способные сконцентрировать их внимание на вас. Если позволяет формат, можно громко поприветствовать зал или, напротив, постоять несколько минут молча. И в том и в другом случае аудитория отреагирует. Чтобы привлечь внимание собеседника, просто обратитесь к нему по имени. Дайте понять, что все сказанное вами далее касается именно его.
4. Молчание
Иногда, даже если вы знаете, что сказать, лучше промолчать. Внезапное молчание обезоруживает собеседника. Люди нервничают, когда диалог заходит в тупик. Когда аргументы другого вызывают сомнения, просто замолчите. Скорее всего, вторая сторона начнет искать дополнительные доводы, которые будут менее убедительными. Ваша задача оставаться сконцентрированным, чтобы продолжить наступление после минуты неловкого молчания.
5. Динамика тела
В убедительной речи имеет значение не только точное знание и понимание вами вопроса, интонация и темп речи, но и ваши движения. Динамика – важный атрибут успешного выступления. Двигаясь, вы привлекаете дополнительное внимание. Умеренная и своевременная жестикуляция, проходы из стороны в сторону как крючок, цепляют взгляд аудитории. Движение поможет вам отделить нужного человека от группы. Так, чтобы увести собеседника за собой и поговорить наедине во время, достаточно просто начать медленное движение от толпы во время своей речи. Шаг за шагом интересующий вас человек окажется за пределами скопления людей.
6. Динамика речи
В студенчестве не было ничего скучнее лектора, читающего однообразным голосом свои конспекты. У любой аудитории вызывает интерес живая, активная речь, не слишком эмоциональная, но не лишенная различных интонационных оттенков. Чтобы ваша речь была убедительней, в ней необходимо акцентировать внимание посредством повышения или понижения громкости, регулирования темпа, смены эмоциональной окраски. Тихая речь вынуждает собеседника прислушиваться, забирая на себя большей внимания, чем громкий разговор.
7. Дикция
Чтобы добиться убедительной речи, не обязательно иметь дикцию, как у ведущих новостных телеканалов. Но работать и развивать навыки красивой речи необходимо. Составьте речь для небольшого выступления. Прочтите ее и запишите на диктофон. Прослушайте и найдите моменты, требующие доработки. Если необходимо займитесь постановкой голоса. При наличии дефекта речи, например, шепелявости, отредактируйте текст выступления, чтобы минимизировать количество сложных для произношения слов.
8. Уверенность
Убедительная речь должна произноситься уверенно. Ваша личная искренняя заинтересованность будет передаваться аудитории. Уверенный в себе человек вызывает больше доверия со стороны.
9. Разнообразие
Внедряйте в свою речь дополнительные факты, отступления, рассказы или истории. Сопровождайте выступление или диалог реальными примерами. Этот прием убедительной речи используется и в бизнесе, и в политике. Дополнительная информация свидетельствует о широте вашего кругозора. Но, как известно, хороший экспромт, готовиться заранее. Поэтому продумайте, какие данные вы будете использовать, что расскажите и чем разнообразите свою речь.
10. Тренировка
Да, убедительная речь – натренированный навык. Чтобы добиться успеха в деле убеждения, необходимо упражняться. Для этого не обязательно ходить на курсы по НЛП или ораторскому мастерству. Хотя там вам могут помочь, главное — иметь аудиторию. Вашей аудиторией может быть кто угодно. Научитесь превращать дружеские споры в интересную полемику и выходить из нее победителем. Пробуйте свои силы во время рабочих совещаний, выступая с предложениями или рекомендациями.
Помните, что по-настоящему убедительная речь не напориста, не агрессивна. Она проста, понятна, дает возможность собеседнику прийти к собственному выводу, но при этом согласиться с вами.
Также предлагаем Вам ознакомиться с книгами раздела: «Публичные выступления. Риторика»
Убедительность речи, её методы и приёмы.
Основным качеством судебной речи является убедительность – обоснованность всех тезисов и выводов. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение, вызвать уверенность в том, что истинность тезиса доказана, то есть склонить судей к принятию данной точки зрения. Важными факторами убедительности речи являются убежденность оратора в правоте своей позиции по делу и высокая культура его мышления.
Юристу крайне важно владеть логикой рассуждения – уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента. Для того чтобы правильно построить рассуждение, чтобы придти к истинному выводу из истинных посылок, необходимо знание сформулированных логикой основных законов мышления – закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Любой акт мышления должен соответствовать законам логики. Нельзя построить осмысленное высказывание вопреки логическим правилам или игнорируя их.
Закон тождества выражает основное свойство мышления – его определенность; он гласит: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон непротиворечия учит последовательности в мышлении и речи, непротиворечивости мыслей, так как две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Знание этого закона важно для того, чтобы в процессе рассуждения можно было придти к верному выводу. Его использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в показаниях подсудимых, свидетелей, в доводах истца или ответчика, в рассуждениях обвинителя и защитника. По закону исключенного третьего, из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Этот закон требует четких, конкретных ответов, особенно там, где необходимо категоричное решение вопроса, и является основой для косвенных доказательств и опровержения. Закон достаточного основания требует, чтобы истинность каждого выдвигаемого в речи положения была доказана фактами: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Суждения и выводы не могут быть необоснованными. Это важнейшее требование, предъявляемое к речи участников судебных прений. Таким образом, законы формальной логики учат тому, что мысль должна быть выражена ясно и точно, рассуждение должно быть последовательным, непротиворечивым и обоснованным. Отклонение от законов логики, неумение вести доказательное рассуждение значительно снижает убедительность речи, ведет к логическим ошибкам, затрудняет выяснение дела, а иногда приводит к ложным выводам и к несправедливому приговору.
Логическая операция доказательства (то есть обоснования истинности какого-либо положения) включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
Центральным пунктом каждого доказательства является тезис – положение, истинность которого следует доказать. Однако тезис должен быть достоверным, иначе обосновать его не удастся. Доказательное рассуждение требует соблюдения двух правил по отношению к тезису: 1) логическая определенность, ясность и точность тезиса; отсутствие логического противоречия; 2) неизменность тезиса, запрещение менять его в процессе данного рассуждения.
Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Аргументы должны быть истинными, достоверными и не должны противоречить друг другу. Истинность их проверена практикой. Они должны быть достаточными для доказательства. Достаточность аргументов – это не количество их, а весомость, когда из них необходимо следует тезис. Риторика учит: доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.
Обоснование тезиса может осуществляться путем прямого или косвенного доказательства.
Прямое доказательство ведется непосредственно с помощью аргументов, без привлечения каких-либо противоречащих тезису допущений: дается прямая ссылка на аргументы, факты, подтверждающие что-либо, ссылка на общепринятую норму. В речи судебного оратора прямое доказательство используется, когда роль аргументов выполняют показания свидетелей, письменные документы, вещественные доказательства.
Прямое обоснование может принимать форму дедуктивных умозаключений, индукции или аналогии.
Косвенное доказательство (доказательство от противного) ведется путем выдвижения антитезиса (допущения) и установления его ложности. Затем на основании закона исключенного третьего делается вывод: поскольку тезис и антитезис исключают друг друга, то ложность антитезиса означает истинность тезиса. Чтобы косвенное доказательство стало достаточным для вынесения обвинительного приговора, необходимо соблюдение следующих условий: 1) факт косвенного доказательства должен находиться в причинной связи с исследуемым преступлением, то есть являться либо одним из условий, вызвавших преступление, либо следствием совершения преступления; 2) обоснование тезиса путем косвенного доказательства всегда требует установления нескольких улик по делу, находящихся в соответствии между собой, в определенной связи.
Искусство аргументации предполагает также умение опровергать. Опровержение – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации; это критика тезиса, установление ложности, несостоятельности или ошибочности тезиса процессуального оппонента, следственных органов, подсудимого и т.д.
Прямое опровержение тезиса стоится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду». Условно допускают истинность выдвинутого оппонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Если окажется, что это следствие противоречит объективным данным, то его признают несостоятельным. Далее делается вывод о несостоятельности тезиса.
Опровержение демонстрации состоит в том, что показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Для окончательного опровержения следует доказать несостоятельность самого тезиса.
Русские ораторы весь материал для опровержения и доказательства умели расставлять по своим местам и обстоятельно анализировать его. Поэтому их речи всегда были убедительными.
Судебный оратор, убежденный в правильности своей позиции по делу и владеющий правилами мышления, сумеет сделать речь убедительной.
6. Поисковая пауза в речи судебного оратора.(НЕТУ. )
Структура судебной речи.
Кони в своей книге писал: «структура судебной речи – должна привлекать внимание и формировать убеждение у присутствующих и суда, это использование языкового материала, обеспечение наилучшего воздействия на судебную аудиторию. Сформировать убеждение у суда – главная цель оратора».
6 критериев, которым должна соответствовать ораторская речь:
1. содержательность речи;
2. нравственно-оценочный («ЭТОС») – речь должна быть правдивой, соответствовать истине, служить добру и справедливости;
4. техника речи (тон голоса, темп речи), оптимальный темп речи – 120 слов в минуту;
5. языковая правильность (орфография, пунктуация);
6. ясность – точность выбора языковых средств.
Известно, что наиболее эффективно запоминается начальная и конечная части сообщений, поэтому данный закон памяти необходимо учитывать в начале и в конце судебной речи.
Вступительная часть судебной речи должна быть эффектной, оригинальной по содержанию и эмоционально насыщенной, чтобы вызвать острый интерес, пристальное внимание и живые чувства слушателей. Эта часть не должна быть протокольно монотонной, так как при этом угасает внимание и интерес к оратору и его сообщению.
Внимание к выступлению в значительной мере зависит от того, как оно начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, психологически подготовить их к восприятию информации. Вступительная часть определяется замыслом речи и является основой для дальнейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, которую следует разрешить.
Во вступлении к обвинительной речи чаще всего дается общественная и моральная оценка совершенного преступления.
Можно начать речь с изложения фактических обстоятельств дела. Начало выступления с изложения обстоятельств дела вводит присяжных заседателей и слушающих процесс граждан в обстановку происшедшего, вызывает интерес, психологически подготавливает их к правильному восприятию юридической квалификации преступления.
Нежелательно давать искусственно интригующее выступление; особенно опасно начинать речь в патетическом тоне, потому что удержать этот тон на протяжении всего выступления невозможно.
Вступительная часть защитительной речи зависит от задачи, стоявшей перед адвокатом в конкретном судебном процессе, и от целевой установки оратора.
Адвокат, уверенный в невиновности клиента, может начать выступление с характеристики его личности. Это поможет обратить внимание присяжных заседателей на моральные качества подсудимого, на то, что перед ними – законопослушный человек.
Какое бы вступление ни выбрал судебный оратор, важно помнить, что: 1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь; 2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельства дела; 3) не должно быть длинным; 4) стилистически должно гармонировать с основной частью.
Речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора – двигаться от старого к новому, от известного к неизвестного, от менее сильных аргументов – к более сильным.
Вступительная часть судебной речи защитника или обвинителя должна быть краткой и эффектной, привлекать внимание к сути рассматриваемого деяния, его социальной и личностной значимости, трагических последствий и т.п.
Главная часть судебной речи представляет собою совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу. Эти части следующие: 1. Изложение фактических обстоятельств дела. 2. Анализ собранных по делу обстоятельств. 3. Обосновании квалификации преступления. 4. Характеристика личности подсудимого. 5. Причины, способствовавшие совершению преступления. 6. Соображения о мере наказания.
При монотонном и сбивчивом изложении лектор начинает быстро замечать равнодушие публики, отвлечение внимания и явные признаки неуважения к его речи (шум, посторонние разговоры и т.д.), что убивает в самом лекторе желание продолжать речь. Удержать внимание слушателя можно :
— быстрым темпом речи;
— краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости по времени ее произнесения.
Речь может длиться целый час и все-таки показаться краткой для слушателей, а иногда при 10 минутах может показаться длинной и утомительной.
Краткость речи достигается удалением из нее всего несущественного, что не относится к делу. Слов должно быть относительно немного, а мыслей и чувств много. Тогда речь будет краткой и упругой. Оратор должен вести слушателей по канве своих рассуждений, поддерживать логическую связь описываемых событий так, чтобы закономерность и актуальность приводимых доказательств была очевидной для публики. Речь должна быть доступна пониманию всех присутствующих, независимо от уровня их развития, она должна в равной мере будить ум и чувства всех участников процесса.
В судебной речи оратор должен уметь не только оперировать логическими посылками, но также образами, заставляя слушателей наглядно и красочно вообразить себе конкретную ситуацию событий.
Расположение материала в судебном выступлении – дело творческое и почти не поддается стандартизации.
Однако есть некоторые закономерности в построении основной части судебной речи, обусловленные ее назначением. Логика рассуждения в ней осуществляется от констатации – к опровержению – к доказательству. Может меняться последовательность только тех композиционных частей, в которых излагаются обстоятельства дела, анализируются характеристика личности подсудимого и причины совершения преступления. В целом же все структурные части располагаются в строгой логической последовательности: анализ – квалификация преступления – мнение о мере наказания и подчинены одной главной мысли – принять справедливое решение. В целом они создают смысловую градацию. Смысловая градация создается и при правильном расположении аргументов, когда их значимость, убедительность постепенно нарастают. Это один из важных принципов композиции – принцип усиления. Вот почему теоретики судебной речи пишут, что самые сильные аргументы и доказательства должны быть даны в конце речи.
Заключение, как правило, лаконично. Оно должно подвести итог всему сказанному.
Неудачное завершение речи, например, «У меня все» или «Я закончил», может снизить качество речи, ее воздействие.
Чем достигается убедительность речи
1. Убедительность судебной речи
Убежденность и убедительность
«Суд возложил на меня задачу защиты; убеждение мое в невиновности подсудимого сильно облегчило мне исполнение моей обязанности».
Эта же мысль выражена и в речи советского адвоката О.В. Дервиза:
«Я исполняю сегодня свой профессиональный долг с глубоким убеждением в правильности моей правовой и моральной оценки действий Васильевой».
Прокурор Саратовской области Н.В. Абрамов обвинительную речь начал так:
«Я хочу разъяснить вам следующее: обвинитель должен поддерживать обвинение только в том случае, если он твердо убежден в виновности подсудимых, если об этом свидетельствуют исследованные доказательства… Что касается дела, которое мы с вами сейчас рассматриваем, то моя позиция по нему однозначна: вина всех подсудимых доказана, и я сейчас представлю вам эти доказательства» [172. С. 337-338].
Убежденность оратора ведет к необходимости убедить суд, произвести операцию убеждения.
В логике убеждение понимается как присущие отдельной личности или социальной группе взгляды, представления или концепции о явлениях действительности. Выделяются убеждения стихийные, формируемые на основе веры, и сознательно формируемые, которые опираются на аргументированное рассуждение, представляющие собой обоснованное знание.
В теории публичной речи убеждение определяется как сообщение, имеющее целью изменить взгляды адресата. Для этого судебный оратор доказывает правильность своей позиции, как единственно возможной по делу, анализирует аргументы процессуального оппонента, раскрывает несостоятельность, с его точки зрения, приводимых противной стороной доказательств, объясняет, почему, по его мнению, суд должен принять во внимание одни аргументы и отвергнуть другие.
Слушая речи прокурора и адвоката, судья сопоставляет свои оценки с оценками, данными ораторами. Совпадение выводов приводит к формированию у суда еще большей уверенности в их правильности. Расхождение же в оценках заставляет судей критически оценить ту совокупность доказательств, которая приводится в их подтверждение. Все это способствует формированию внутреннего убеждения суда.
Основные законы мышления
Логическая операция доказательства
Слово доказательство многозначное: 1. Довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-либо. Аргумент. 2. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. Это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Логическая операция доказательства (т.е. обоснования истинности какого-либо положения) включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
Четкостью формулирования тезисов отличались речи В.Д. Спасовича: «Ставлю как тезис, который я должен доказать и который я надеюсь доказать, тезис, в полной истине которого я глубоко убежден и который для меня яснее белого дня, а именно: что Н. Андреевская, купаясь, утонула и что, следовательно, в смерти ее никто не виноват». В.И. Царев основной тезис обвинительной речи по делу братьев Кондраковых сформулировал так: …Я заявляю, что объективная истина по разбираемому нами делу установлена конкретно и точно: разбойное нападение на Кривошееву А.С. и Кривошееву А.Р., их изнасилование и убийство совершены братьями Кондраковыми.
Как доказать правильность своей мысли? Логическими доводами, использованием убедительных аргументов, компетентных мнений, имеющих целью вызвать убеждение.
Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов, их убедительность имеют значение для полного внутреннего убеждения судей.
Особенно необходимы веские доводы в пользу применения той или иной статьи уголовного закона.
Как располагать аргументы в речи? Они должны быть упорядочены так, чтобы отвечали способу мышления. Но не забывайте о принципе усиления[41].
Прямое и косвенное доказательство
Обоснование тезиса может осуществляться путем прямого или косвенного доказательства. Прямое доказательство ведется непосредственно с помощью аргументов, без привлечения каких-либо противоречащих тезису допущений: дается прямая ссылка на аргументы, факты, подтверждающие что-либо, ссылка на общепринятую норму. В речи судебного оратора прямое доказательство используется, когда роль аргументов выполняют показания свидетелей, письменные документы, вещественные доказательства. Информационные доказательства (показания свидетелей, письменные документы) должны быть обязательно проверены, и их достоверность должна быть доказана.
Прямое обоснование может принимать форму дедуктивных умозаключений, индукции или аналогии.
Дедуктивный метод состоит в том, что частные положения логически выводятся из общих положений, правил, законов.
Индуктивный метод предполагает изложение от частных фактов к установлению общих положений, это логический переход от аргументов к тезису. Особенно важно, чтобы оратор приводил впечатляющие конкретные факты. Индуктивный метод нередко используют при анализе экспериментальных данных, при оперировании статистическими материалами. Аргументами здесь являются, как правило, фактические данные.
Метод избирается судебным оратором в зависимости от материалов дела.
Затем на основании закона исключенного третьего делается вывод: поскольку тезис и антитезис исключают друг друга, то ложность антитезиса означает истинность тезиса. В качестве примера косвенного способа доказательства можно привести речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем, речь А.И. Урусова по делу Волоховой, речь Я.С. Киселева по делу Бердникова.
Искусство аргументации предполагает также умение опровергать.
Прямое опровержение тезиса строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду». Условно допускают истинность выдвинутого оппонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия: Допустим, что оппонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него следует… Если окажется, что это следствие противоречит объективным данным, то его признают несостоятельным. Далее делается вывод о несостоятельности тезиса.
Подвергаются проверке и критике доказательства, которые даны оппонентом в обоснование его тезиса. Неточное изложение фактов, сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным.
Опровержение демонстрации состоит в том, что показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Для окончательного опровержения следует доказать несостоятельность содержания самого тезиса. Приведем пример опровержения.
В.И. Царев, обосновывая обвинение В. Кондракова в убийстве, опровергает его показания, выстраивая систему доказательств:
«Позвольте, товарищи судьи, перейти к анализу показаний В. Кондракова. Суть их сводится к тому, что 4 апреля он якобы в Великодворье не был, а ездил в Туму наниматься в пастухи. Стремясь убедить суд в правдивости своих показаний, Кондраков детально рисует эту поездку. Кого только он не встретил тогда в Туме! Здесь и женщина с рассадой, и девушка в красном пальто, и пассажиры с поросятами в корзинах, и играющие в футбол ребята, и милиционер, подозрительно посмотревший на него.
В письме к матери он умоляет ее найти подставных свидетелей, которые могли бы подтвердить факт его пребывания в Туме 4 апреля. Содержание этого письма таково: «Здравствуй, мама, прошу тебя найти мне свидетелей, человека два. Это будет достаточно, чтобы меня освободили. Чтобы эти люди, когда возьмут в милицию, могли подтвердить, что меня видели 4 апреля, в воскресенье, в Туме на вокзале в 3 часа дня. Уговори Саньку Марьину и еще сходи поговори с Нинкой тети Дуниной и ее мужем, пусть они подтвердят, что я ехал вместе с ними в одном вагоне до Тумы 4 апреля, в воскресенье, чтобы они так показывали, как я пишу. Мама, съезди в деревню, уговори тети Матрены дочку, пусть она подтвердит, что тоже меня видела на вокзале в Туме 4 апреля, в воскресенье. Мама, все силы приложи: найди свидетелей и уговори их. Мама, на меня никто не показывает. На брата Колю показывают три человека, что видели его с каким-то мужиком». Лица, на которых Кондраков ссылается в письме, установлены и допрошены. Они не подтвердили его алиби и заявили, что в Туму 4 апреля не ездили…
Очень эффективным является метод видимой поддержки, когда выступающий вначале не противоречит, не возражает процессуальному оппоненту, даже, кажется, приходит ему на помощь, приводя новые аргументы в его пользу (как это сделал Я.С. Киселев в речи по делу Бердникова). А затем после формулы Но так ли это, уважаемые судьи!, или Однако на самом деле это не так, или Да, все это так, однако, или В действительности это вовсе не так следует контрудар, т.е. оратор приводит цепь аргументов в подтверждение правильности своей точки зрения (см. также примеры на с. 156-157). Это способствует убедительности речи.
Мастерами опровержения доводов процессуального противника были Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов, В.Д. Спасович.
Судебный оратор, убежденный в правильности своей позиции по делу и владеющий правилами мышления, сумеет сделать речь убедительной.
Примечания:
Об этом см. «Назначение судебной речи» и «Отличительные черты судебной речи» в теме 2.
Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. С. 198.