Чем гаев похож на раневскую
Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов, создавая пьесу «Вишневый сад», образ Раневской сформировал благодаря наблюдениям за дамами, которые праздно проводили время в Монте-Карло. Это было начало 20-го века. Автор утверждал, что зарубежный быт не самым лучшим образом отразился на русских женщинах, они только ели и пили.
С первого взгляда Раневская кажется достаточно привлекательной и милой особой. Однако в дальнейшем мы можем заметить черты легковесности и преувеличении ее переживаний. Вырисовывается ее сложная натура, а поведение обличает не здоровую психику.
Гаев, брат женщины, не стесняется называть ее порочной женщиной. Но все же остальные герои пьесы расположены к ней положительно, любят и уважают ее. Раневская очень интеллигентная натура, что придает ее образу очарование и гармоничность. В ней сразу можно увидеть острый ум и умение правдиво оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Как и у всех, у нее есть свои недостатки, а именно отсутствие силы воли. Любовь Раневская не может ограничивать себя в своих желаниях. Она бездумно тратит деньги на содержание своего фаворита и прислуги. И этого вытекает следующее: они начинают паразитировать на этой безобидной натуре.
Но все же ее образ располагает к себе, потому что Раневской присуще такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, сентиментальность.
Образ Гаева не такой значительный. Автор произведения описывает его, как не всегда умного, но способного делать правильные выводы человека. Гаев искренний и самокритичный. У них с сестрой есть общие недостатки, однако у него они преувеличены и карикатурны. Он в большинстве случаев выглядит нелепо и инфантильно. Гаев, будучи взрослым человеком, ведет себя как ребенок, не способный приспособиться к окружающим условиям.
Чехов с помощью его образа показывает нам, читателям, деградацию дворянского общества, их бессмысленное существование. Любовь брата и сестры к вишневому саду слишком эмоциональна и наиграна, а за возвышенными высказываниями скрывается боль и печаль в сердце.
С садом у них связаны счастливые воспоминания о детстве и юности. Они не понимают Лопахина, предлагающего им продать его. Вишневый сад для них это связующее звено между беззаботным прошлым и горьким настоящим. Его утрата сравнима с трагедией.
Гаев и Раневская хотят сохранить имение, но ничего для этого не делают. В итоге остались без дома и сада.
Эти герои яркий пример того, как в людях переплетаются одновременно хорошие черты характера с дурными. Чехов не идеализировал своих героев, а показал их такими, какие они есть.
2 вариант
Любовь Андреевна Раневская — главная героиня пьесы «Вишнёвый сад», хозяйка поместья. Она много лет прожила в Париже и вернулась на родину. Любовь Андреевна имеет двух дочерей: родную — Аню, приёмную — Варю. Но для героини её дочки равны, она их любит одинаково сильно. Отличительные черты образа Раневской — легкомысленность, непрактичность.
Любовь Андреевна разорилась, и теперь она вынуждена продать имение. Существует вариант спасти ситуацию, но он не устраивает Раневскую: она видит пошлость в том, чтобы сдавать землю под дачи. Несмотря на своё тяжёлое положение Любовь Раневская стоит деньгами. Это замечают все, в том числе и сама героиня, но перебороть себя, победить свои недостатки она не может. Деньги в её кошельке пропадают со скоростью света, что печалит женщину ещё сильнее. В то время, когда Раневская выбирает самые дорогие блюда, её дочь, Варя, думает как без лишних затрат накормить домочадцев.
Любовь Андреевна очень легкомысленна. Она целует стол, шкаф в своём имении, с которыми ей предстоит расстаться. Она не думает о будущем и живёт одним днём.
Несмотря на свои недостатки, окружающие любят героиню, так как она добрая, мягкая, нежная. Любовь Раневская ласково ведёт себя со слугами, дочерьми. Она не делает зла, старается творить добро.
Её старший брат, Леонид Андреевич Гаев, очень похож на сестру. Антон Чехов делает образ Гаева карикатурным: все негативные черты Раневской в нём гиперболизированы. Одной из карикатурных черт является склонность персонажа к леденцам. Герой постоянно сосёт их. Упоминают, что Гаев даже растратил всё своё состояние на леденцы.
Он не молод, но у него нет семьи. Писатель не говорит о прошлом героя, но Гаев образован, умён для человека своего круга. Он «прожигает» свою жизнь. Леонид Андреевич имеет много долгов и мечтает отдать их. Его, как и его сестру, не волнует будущее Вишнёвого сада. Им интернсно лишь собственное благополучие, решение собственных финансовых проблем, обретение богатства.
Леонид Андреевич Гаев очень болтлив. Он много говорит, но речи его пустые. Окружающие рекомендуют Гаеву помолчать, но он не слушает их совета. Леонид Андреевич нетерпеливый, энергичный, но он не способен направить свою энергию в нужное русло.
И Раневская, и Гаев не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Они живут в прошлом, пытаются убежать в него от проблем настоящего, но это никак не влияет на их реальную жизнь. Брат и сестра не могут принять своё положение и исправить его. Персонажи признают свои недостатки, но не могут исправить их из-за бедности внутреннего мира, узости кругозора, нежелания менять свою жизнь. Образы Гаева и Раневской трагичны. Писатель с печатью пишет, что прошло время дворянства — аристократы выродились в Гаева и Раневскую, пассивных и пустых людей, которые не принесут в этот мир ничего хорошего, нового, необычного.
Леонид Андреевич Гаев и Любовь Андреевна Раневская — это одни из главных персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».
Также читают:
Картинка к сочинению Раневская и Гаев
Популярные сегодня темы
События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами.
Для того чтобы называть мечту великой, нужно выбрать нечто противоречащее общему ходу действительности. Совершенно не нужно искать нечто неестественное и нечто искажающее действительность.
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
В поэзии А. С. Пушкина отмечается наличие всех форм литературы: от драматических произведений, наполненных серьёзностью, до сказок. Часто и много поэт писал статьи, содержащие критику, занимался исследованиями
Характеристика Гаева из пьесы Вишневый сад кратко, образ с цитатами героя Леонида Андреевича для сочинения в таблице
Одним из ключевых персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Леонид Андреевич Гаев — дворянин, помещик, родной брат главной героини и один из владельцев старинного вишнёвого сада. Характеристика Гаева имеет большое значение для понимания ценностей уходящей эпохи. Будучи ярким представителем вырождающегося русского дворянства, Леонид Андреевич обладает всеми ключевыми чертами этого сословия: вальяжностью, леностью, бездеятельностью, склонностью к пустословию, оторванностью от реалий жизни. У него нет качеств, необходимых для роста и развития, и потому он обречён на забвение.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Леонид Андреевич Гаев.
Возраст — 51 год.
Род занятий — без определённого рода деятельности, в конце пьесы устраивается на работу в банк.
Семья — сестра Любовь Андреевна Раневская, племянница Аня, не женат, не имеет детей.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — мужчина средних лет, выглядит на свой возраст.
Характер — добродушный, разговорчивый, красноречивый, чувствительный, непрактичный, инфантильный, ленивый, беспечный, большой любитель бильярда.
Положительные черты — добрый, безобидный, прекрасно образованный, красноречивый, утонченный.
Отрицательные черты — ленивый, болтливый, инфантильный, бездеятельный, безответственный, азартный.
Произведение — «Вишнёвый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Цитатная характеристика
Описание Гаева с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Гаева основан на том, что он является родным братом помещицы Раневской.
«Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской…»
Источник: Действие второе
Гаев — разорившийся помещик, бездарно промотавший свое состояние и оставшийся без средств к существованию.
«Гаев (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах… (Смеется)».
Источник: Действие второе
Оказавшись на мели, Гаев вынужден согласиться на место в банке.
«Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала. »
Источник: Действие второе
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год…»
Источник: Действие четвертое
«Я банковский служака, теперь я финансист…»
Источник: Действие четвертое
Внешность
Гаев — зрелый мужчина, которому исполнился 51 год.
«…мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…»
Источник: Действие первое
Внешний вид Леонида Андреевича полностью соответствует его возрасту, он выглядит постаревшим.
«…Постарел и ты, Леонид».
Источник: Действие первое
Гаев носит тонкое лёгкое пальто не по погоде. И лишь когда навсегда покидает имение, надевает более тёплую одежду.
«…пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится».
Источник: Действие третье
«На Гаеве теплое пальто с башлыком».
Источник: Действие четвертое
Черты характера и поступки
Гаев — большой любитель игры в бильярд.
«Гаев, входя, руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде».
Источник: Действие первое
«Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию…»
Источник: Действие второе
«Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на биллиарде».
Источник: Действие второе
Гаев часто к месту и не к месту использует слова и фразы из игры в бильярд.
«Гаев. Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате…»
Источник: Действие первое
«Гаев (в глубоком раздумье). Дуплет в угол… Круазе в середину…»
Источник: Действие второе
«Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…»
Источник: Действие четвертое
Леонид Андреевич нежно привязан к своей племяннице Ане.
«Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое… (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня все».
Источник: Действие первое
Гаев излишне болтлив и нередко говорит совершенно ненужные, лишние, откровенно обидные вещи.
«…милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»
Источник: Действие первое
«Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и все.
Аня. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее».
Источник: Действие первое
Источник: Действие первое
«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».
Источник: Действие второе
Обладающий даром красноречия, Гаев любит произносить торжественные речи.
«Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо…»
Источник: Действие четвертое
Гаев — человек эмоциональный, порывистый, но не способный брать ответственность за свои слова.
«Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
Источник: Действие первое
Гаев — типичный образец избалованного, инфантильного барина, привыкшего к тому, что о нём заботится старый слуга.
«Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь».
Источник: Действие первое
«Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс)».
Источник: Действие третье
Гаев не привык испытывать какие-либо лишения и при случае не прочь пожаловаться.
«Гаев (ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми… Тут анчоусы, керченские сельди… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!»
Источник: Действие третье
Леонид Андреевич считает себя либералом, человеком самых смелых и прогрессивных взглядов. Он уверен, что хорошо знает простой народ, и кичится этим.
«Я человек восьмидесятых годов… Не хвалят это время, но все же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать!»
Источник: Действие первое
Гаев хорошо знает свои недостатки, но не считает нужным с ними бороться.
«Гаев (машет рукой). Я неисправим, это очевидно…»
Источник: Действие второе
Гаев, как и его сестра Раневская, является легкомысленным, инфантильным, безответственным человеком, не способным посмотреть правде в глаза и уже тем более самостоятельно решить проблему.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
Источник: Действие второе
Леонид Андреевич — совершенно неделовой, непрактичный человек. Он отвергает предложение Лопахина сдавать земли в аренду дачникам, поскольку считает это слишком пошлым решением проблемы.
«Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен…»
Источник: Действие второе
Гаев не способен самостоятельно решить проблему с имением. Он до последнего надеется на какие-то счастливые обстоятельства, которые могут спасти его от окончательного разорения.
«Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»
Источник: Действие первое
Гаев — человек ленивый, безответственный, который не в состоянии много и упорно трудиться.
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»
Источник: Действие четвертое
Леонид Андреевич с облегчением воспринимает известие о продаже сада. Его радует тот факт, что ему не пришлось самому принимать решение о его продаже и тем самым брать на себя ответственность.
«Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже… Я банковский служака, теперь я финансист… желтого в середину…»
Источник: Действие четвертое
Гаев — человек сентиментальный. Расставание с родовым имением, всей прошлой жизнью вызывает в нём рыдания.
«Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали».
Источник: Действие четвертое
Характеристика Гаев другими героями
Раневская
Раневскую раздражает невоздержанность брата во всём: в еде, приёме алкоголя, разговорах.
«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».
Источник: Действие второе
Раневская понимает, что её ленивый, беспечный брат не справится с ответственной службой в банке.
«Гаев. Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала?
Любовь Андреевна. Где тебе! Сиди уж…»
Источник: Действие второе
Подробная характеристика Раневской.
Аня считает, что при всех своих достоинствах Гаев обладает серьёзным недостатком — чрезмерной болтливостью.
«Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»
Источник: Действие первое
«Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и все.
Аня. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее».
Источник: Действие первое
Аня считает дядю умным, добрым человеком.
«Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю)».
Источник: Действие первое
Подробная характеристика Ани Раневской.
Лопахин
Лопахин поражается непрактичности и беспечности Гаева, его неспособности увидеть проблему и хотя бы попытаться решить её.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
Источник: Действие второе
За глупость, слабость и неспособность принять важное решение Лопахин называет Гаева «бабой».
«Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!
Лопахин. Баба! (Хочет уйти)».
Источник: Действие второе
Лопахин несколько презрительно относится к Гаеву, которого считает ленивым человеком, не способным удержаться на рабочем месте.
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»
Источник: Действие четвертое
Подробная характеристика Лопахина.
Старенький Фирс относится к Гаеву как к неразумному подростку, неспособному самостоятельно побеспокоиться о себе.
«Фирс. А Леонида Андреича еще нет, не приехал. Пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится. Эх, молодо-зелено».
Источник: Действие третье
Подробная характеристика Фирса.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Гаева вместе!
Биография
Леонид Андреевич Гаев — немолодой помещик, представитель старинного, но обедневшего дворянского рода, брат помещицы Любови Андреевны Раневской.
Гаев живёт в родовом имении, заметно обветшалом. От былого великолепия остался лишь старинный вишневый сад. Гаеву прислуживает его старый верный слуга Фирс, а также горничная Дуняша. Он покидает имение редко и только для того, чтобы поиграть в столь любимый им бильярд. Несмотря на то, что герою исполнился пятьдесят один год, он так и не завёл семью.
После смерти родителей Гаев получил приличное наследство, однако в силу своей легкомысленности и непрактичности быстро промотал его. Когда же встал вопрос о продаже родового имения, Гаев не смог решить эту проблему: до последнего он надеялся на случайное наследство, благосклонность богатой тетушки и пр.
В итоге Гаев получает предложение работы в банке и соглашается принять эту должность. Известие о продаже имения становится для него большим облегчением.
Образ Гаева
Леонид Андреевич Гаев является ярким представителем русского дворянства. Это прекрасно образованный, грамотный, тонкий человек, однако всем своим поведением он показывает полную неприспособленность к жизни.
Несмотря на солидный возраст, Гаев остался в душе инфантильным, капризным ребёнком, которому сходили с рук все шалости. Он воспринимает заботу старичка-лакея как нечто само собой разумеющееся, но в итоге забывает верного слугу в доме. Опасаясь ответственности и разного рода сложностей, Гаев не обзавёлся семьей и продолжает жить свободным от обязательств холостяком. Всё, что по-настоящему его интересует, — это бильярд, без которого он не может жить.
Несмотря на образованность и красноречие, Гаев не создаёт впечатление умного, глубокого человека. Он любит разглагольствовать на разные темы и в кругу семьи имеет славу пустого болтуна. Неудивительно, что окружающие относятся к нему с некоторым пренебрежением.
Гаев — невероятно легкомысленный, беспечный человек. Промотав родительские деньги, он остаётся без средств к существованию, но относится к этому весьма безответственно. Когда же нужно было спасать родовое имение, Гаев вместо конкретных решительных шагов принимается мечтать о внезапном наследстве или безвозмездной помощи со стороны богатых родственников.
Гаев теряет вишнёвый сад, который был для него олицетворением былой прекрасной жизни. Ничего не делая для его спасения, герой просто переворачивает новую страницу в своей жизни. Продажа имения с торгов становится для него спасением — не нужно более переживать и суетится, проблема решена.
Вывод
В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Гаев занимает особое место в системе образов. Гаев вместе со своей сестрой Раневской, будучи психологическими двойниками, олицетворяют собой нежизнеспособное прошлое России. Их безответственное отношение к жизни становится в итоге причиной потери драгоценного сада.
Роль героя имеет большое значение для понимания всей глубины социальных проблем, назревших в российском обществе во второй половине XIX века. Цитатная характеристика героя позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение или доклад на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин
Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде “лишних людей” в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Любовь Андреевна – человек добрый, но беспомощный.
Ее брат – тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство над людьми из простонародья. Раневская все время думает о детстве, об умерших родителях. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Гаев жалок со своими
Однако сочувствия Леонид Андреевич не вызывает – слишком уж Глуп и бездушен.
Раневская же вызывает не только жалость, но и сочувствие. Она искренне хочет делать добро людям, но у нее это плохо получается. И неспособность Любови Андреевны добиться проведения в жизнь каких-то гуманных поступков приводит к трагедии. Она так и не проверила, отправили ли заболевшего Фирса в больницу.
Он прямо заявляет: “… Замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие”.
Однако, как только вишневый сад оказался в его руках, в Ермолае Алексеевиче произошли разительные перемены.
Раньше он демонстративно выказывал заботу о Раневской. Он заявляет ей: “Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит.
Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде”.
Но вот сад он купил и, как думали все, мог бы вернуть его той, чьи “удивительные, трогательные глаза” совсем недавно превозносил. Однако Лопахин предпочитает реализовать свою затею с дачными участками и уничтожением вишневого сада, хотя не может не понимать, каким ударом это будет и для Раневской, и для ее приемной дочери Ани, которую Ермолай Алексеевич как будто любит. И начинает, даже не дождавшись, пока прежние хозяева уедут из усадьбы, вырубать сад под корень.
Что ж, действительно, хам и кулак, сколько ни обижался бы Лопахин на это определение. “Вечный студен?
” Петя Трофимов, мечтающий найти путь к новой, лучшей жизни, дает ему совет: “… Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так – это тоже значит размахивать…
Как-никак, все-таки я тебя люблю.
У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… ” В последних словах слышна ирония. Какая уж у Лопахина нежная душа! Тем более что артистизм своей натуры Ермолай Алексеевич тут же иллюстрирует следующей глубокомысленной сентенцией: “Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого.
Но главное чувство в душе Лопахина – это чувство собственника. Он с гордостью произносит: “Вишневый сад теперь мой!
” Всю Россию люди типа Лопахина воспринимают как свою собственность, несмотря на то, что порой произносят высокие слова, на деле являют душевную черствость. “Вишневый сад”, последняя пьеса Чехова, была написана в 1903 г. Махать руками Ермолаю Алексеевичу оставалось четырнадцать лет – до революции 1917 года. Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса “Безотцовщина” при всей наивности и неопытности молодого автора – вполне серьезная попытка создать большое драматургическое полотно.
Поэтому можно сказать: если Чехов-прозаик дебютирует как Антоша Чехонте, то Чехов-драматург начинается сразу с попытки “стать Чеховым”.
В центре первой пьесы – Платонов, в котором угадываются определенные черты Иванова, главного персонажа одноименной драмы, а также некоторых других действующих лиц чеховских пьес последующих лет. Платонов резко выделяется среди окружающих его людей своей незаурядностью. Жизнь он ведет беспорядочную, далеко не безгрешную, но одна черта привлекает к нему читателя: он лишен самодовольства, успокоенности, все время казнится, кается в том, что лишен уважения к себе.
Вот эта “самоказнь” героя и сближает его с Ивановым.
В Платонове во многом уже определен тип чеховского героя – человека напряженных духовных и нравственных исканий, пытающегося найти ответ на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Пьесы “Безотцовщина” и “Иванов” построены по принципу “единодержавия” главного героя: именно он ведет действие, выступает в полном смысле как центральный персонаж. В последующих произведениях – в “Лешем”, переделанном позднее в “Дядю Ваню”, и особенно в “Чайке” – Чехов отказывается от этого принципа “единодержавного” героя. В “Чайке” нет одной сквозной интриги, не так-то легко назвать главного героя.
Интересно, что, когда Чехов начал работать над “Чайкой”, авторское внимание сосредоточивалось вокруг молодого драматурга Треплева, его бунта против театральной рутины. Но постепенно, в ходе работы над пьесой, все более явственно проступали другие характеры – мать Треплева актриса Аркадина, упоенная собой и своей игрой на сцене; писатель Тригорин, избалованный славой, спокойный и мастеровитый; Нина Заречная, мечтавшая о славе и затем узнавшая, как труден путь к подлинному искусству; Маша, безнадежно влюбленная в Треплева, ее муж учитель Мед-веденко, которого она почти не замечает. Действие в “Чайке” не катится по одной главной дороге, оно все время как бы переходит от одного персонажа к другому.
Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев, их мучительных “несовпадениях”. Учитель Медведенко любит Машу, но она, даже и выйдя за него замуж, не отвечает ему взаимностью – все ее душевное внимание и силы отданы Треплеву. Он любит Нину, но она увлекается Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается к своей старой привязанности – к Аркади-ной. Даже в таком кратком, неполном пересказе ощущается совершенно непривычная для тогдашних читателей, зрителей, критиков новизна построения пьесы, вся ее трагикомическая противоречивость “Чайка” говорила о том, что “груба жизнь”, но нельзя отчаиваться (“Умей нести свой крест и веруй”, – скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине.
Идеи пьесы о противостоянии грубой жизни, о поисках нового в искусстве не просто провозглашались, но оказывались итогом резкого столкновения мнений, манер поведения, символических образов. Первая пьеса после провала “Чайки” на Александрийской сцене и ее триумфа в Московском Художественном театре – “Три сестры”. Если “Чайка” строилась на мучительных душевных “несовпадениях” героев, то в этой пьесе сюжет оказывается неким, если можно так выразиться, на-пряженно-несовершающимся действием.
Три сестры Прозоровы – Ольга, Маша, Ирина – мечтают уехать из провинциального города в Москву. И – не уезжают. Их брат Андрей грезит о том, как он станет профессором Московского университета. И – не становится.
Вместо профессорства ему уготован жалкий удел – быть членом местной управы, где председатель – любовник его жены Наташи. Маша, полюбив подполковника Вершинина, расстается с ним навсегда, она обречена на жизнь с постылым мужем.
Ирина, выходя замуж за барона Тузенбаха, надеется, что начнет жить по-новому, трудиться. Однако Тузенбах убит на дуэли. Казалось бы, все мечты рухнули.
Однако в финале три сестры стоят, тесно прижавшись друг к другу, и под звуки прощального марша уходящего полка говорят: “Жизнь наша еще не кончена. Будем жить!” Бессмысленно подходить к финалу пьесы с точки зрения житейского правдоподобия.
Вырываясь за его пределы, Чехов заканчивает пьесу символическим образом трех сестер – они утратили многие иллюзии, но не потеряли надежды. В “Чайке” сквозь всю пьесу проходил образ подстреленной птицы. В “Трех сестрах” символичность носит более скрытый характер.
В последней пьесе Чехова,”Вишневый сад”, снова возникает сквозной образ. Это образ сада, прекрасного, цветущего и вырубаемого топорами нового владельца, купца Лопахина.
Много грустного в пьесе, которую Чехов писал, уже предчувствуя надвигающуюся кончину. В то же время можно сказать, что печаль здесь по-пушкински светла. Финал “Вишневого сада” лишен “конечности”, он открыт будущему.