Чем генералы наградили мужика
Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»
сочинение по литературе 7 класса
История создания
Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».
Смысл названия
Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.
Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.
Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.
Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».
Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.
Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.
Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».
Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».
Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.
Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.
Проблематика
Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.
«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.
Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.
Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.
Чему учит автор
В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.
Тест по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
1) В результате кораблекрушения.
2) По щучьему велению, по моему хотению.
3) С помощью волшебника.
4) Прилетели на ковре-самолете.
2. В чем мужик варил суп?
1) В котелке. 3) В кокосовой скорлупке.
3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
1) «Московскую правду».
2) «Московские ведомости».
3) «Московское обозрение».
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
1) По следам, оставленным на песке.
2) По звукам балалайки.
3) По запаху мякинного хлеба.
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
1) Поваром. 3) Маляром.
2) Кузнецом. 4) Извозчиком.
6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
1). Маленькой пенсией. 3) Отсутствием жены.
7. Кого звал помещик в гости?
1) Медведя. 3) Генералов-соседей.
2) Губернатора. 4) Судью.
8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
2) В карете. 4) В телеге.
1. В каком виде два генерала прибыли на остров?
1) В мундирах. 3) В шубах и валенках.
2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
1) Пуговицу. 3) Тапочки.
3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
1) Все время спать. 3) Найти мужика.
2) Научиться работать. 4) Поймать зверя.
4. Из чего мужик сделал силки для птиц?
2) Из собственной рубахи. 4) Из лески.
5. Как генералы вернулись домой?
1) Заснули и проснулись дома.
2) Так же как и попали на остров.
3) Их спасли случайно.
4) Мужик построил корабль.
6. С кем помещик охотился на зайцев?
1) С волком. 3) С лисой.
7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
1) Колбасой. 3) Вареньем.
8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
1) Надел тулуп. 3) Оброс волосами.
2) Сидел на печи. 4) Беспробудно пил.
9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
2) Сам помещик. 4) Царь.
1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
2) На Фонтанке. 4) На Невском.
2. Какой из двух генералов был поум нее?
1) Тот, кто был учителем каллиграфии.
2) Тот, кто был учителем географии.
3) Тот, кто был учителем логики.
4) Тот, кто вообще не был учителем.
3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
2) Напоили. 4) Отпустили поплавать.
4. Как генералы мужика при себе удерживали?
2) Веревочкой привязали.
3) Смирительную рубашку надели.
5. Чем генералы наградили мужика?
6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?
1) В некотором царстве.
2) В Орловской губернии.
3) В приволжских степях.
7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
1) Когтей. 3) Звериной силы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-558493
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Уроки прошлого. М. Е. Салтыков-Щедрин
Перечитывая сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, с грустью подумала, что в современной реальности он может стать одним из кандидатов на удаление из школьной программы. Похоже, уничтожив советское образование, утрачиваем и основы нравственности, а потому лишают сейчас свободы слова настоящих защитников прав человеческих.
В прессе появлялись, например, статьи, в которых наши демократы высказывают сожаление об отмене крепостного права в 1861 году, дескать, ошибка была. Послушали бы этих мыслителей писатели XVIII-XIX веков, заступники народные! Да и самих крестьян услышать не мешало бы новым «правозащитникам». Складывается впечатление, что классиков не хотят читать не только дети, но и многие взрослые. Среди них и те дяденьки, которые важные посты занимают, государствами управлять стремятся. Не знакомы они, видимо, ни с повествованием о генералах и мужике, спасшем господ от голода, ни с рассказом о «диком помещике», пожелавшем без крестьян прожить.
А уж сказку «Медведь на воеводстве» вообще крамольной могут назвать, ведь замахнулся сатирик на самих воевод и министров. Однако прошло с тех пор около 160 лет, изменился стиль управления воеводствами, многие губернии республиками стали, самостоятельность приобрели, независимыми себя объявили. Пожалуй, партии «Единая Россия» не из-за чего волноваться, ведь символ их, современный медведь русский, вовсе не похож на того Топтыгина, которого нарисовал Салтыков-Щедрин в своей сказке.
На мой взгляд, некоторые неумные правители разных стран могут напоминать хозяина лесного из XIX века в том случае, если они образование в стране уничтожают или с помощью пушек и снарядов погромы устраивают, добиваясь полного послушания от населения. Вот потому и надо бы напоминать мировому сообществу о мудрых мыслях русских писателей прежних веков.
Итак, вспомним три сказки Салтыкова-Щедрина и ответим себе на некоторые вопросы.
1. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
В финале сказки сообщается, что генералы про мужика, спасшего их от голодной смерти, не забыли и щедро вознаградили его за труд и преданность. Они выслали ему «рюмку водки да пятак серебра» с пожеланием: «Веселись, мужичина!» Но весело ли мужику? И весело ли тем людям с совестью, которые понимают, как безобразно и нелепо считать тружеников, крестьян, рабочим скотом, швыряя им за тяжёлый труд мелкие подачки, чтоб с голоду не умирали, а продолжали господ обеспечивать.
История столь невиданной щедрости генералов такова. По каким-то причинам они оказались на необитаемом острове в полной беспомощности. До этого генералы жили в Петербурге, служили в канцелярии, делать ничего не умели, но высокие чины получили. На острове они впервые испытали голод и все неудобства жизни без слуг. Они не знали, что рыба, прежде чем на блюдо попадает, плавает в реке или в море, а булочки не растут на дереве.
И погибли бы ни за что ни про что генералы, если бы не наткнулись они на спящего мужика. Отругали его крепко за лень и безделье, потом заставили делом заняться, о господах заботиться. Мужик с радостью за троих работал, откормил господ так, что они повеселели, «сделались рыхлые, сытые, белые». А мужик «до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Рад стараться мужичина, и верёвку по приказу генералов свил, чтобы они на ночь его к дереву привязывали для собственного спокойствия, дабы не сбежал «тунеядец»! Потом лодку мужик построил, дно лодочки пухом лебяжьим выстелил для удобства да мягкости и доставил-таки генералов домой. А когда они в казначействе уйму денег «загребли», вот тут и мужика наградили рюмкой водки.
Сатирическое изображение генералов, олицетворяющих собой чиновничью рать, позволило показать и высмеять настоящее тунеядство, бесполезность существования, праздный, паразитический образ жизни чиновничьего племени и барского сословия. Безграничная власть над крестьянами и условия жизни господ при крепостном праве уродовали нравы и дворян, и крестьян. Салтыков-Щедрин в образе мужика до гротеска довёл его рабскую услужливость, преданность и бесконечную покорность. Этот человек, обладающий неисчерпаемыми возможностями, смекалкой и трудолюбием, мог бы творить чудеса не для блага двух генералов, а совершать свои трудовые подвиги на пользу Отечеству и во имя собственных детей. Но он согласен работать бесплатно или за жалкие гроши, лишь бы не бранили, плетьми не пороли, за чуб не таскали и выживать позволили.
Сатира писателя направлена была на пороки самодержавно-крепостнической системы. Цель сказки – пробудить самосознание народа и направить его устремления на борьбу за право свободно трудиться, достойно жить, избавившись от рабства, и растить детей. Вот тогда можно бы и повеселиться, а пока, считал сатирик, поводов для веселья нет, и поэтому финал сказки, конечно же, печален.
2. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Чтобы полно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить некоторые страницы истории. В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право с уточнением: крестьяне остаются временнообязанными и будут работать на помещика до выкупа земли в собственный надел. Отсюда следует, что герой сказки, помещик, которому крестьяне надоели, оставался владельцем крепостных душ. Поэтому в произведении отражена тема эксплуатации крестьянства. Годы рабского труда сделали мужиков послушными и покорными, а их бескультурье, безграмотность, терпеливость стали нормой. Такая жизнь (тяжёлый труд, полуголодное существование) была привычной для крестьян – всё доведено до автоматизма.
Салтыков-Щедрин называет мужиков кормильцами страны, а затем, по аналогии с пчёлами, создает образ-символ, то есть «рой мужиков». Но «роем» мужики стали не сразу. Они трудились, как пчёлы, они долго терпели свою участь, пока помещик не сделал их жизнь невыносимой. Его раздражало многое: запах от крестьян, их плодовитость («мужика не убывает, а прибывает»). Помещик кричал: «Моя земля! Моя вода!» И мужики, понимая, что им нет места на земле, обратились к господу Богу: «Лучше нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Чтобы подчеркнуть полное отсутствие у крестьян самостоятельного мышления и независимости в поступках, писатель и создаёт этот образ-символ, «рой мужиков». «Поднялся мякинный вихрь. », «словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». И проблема чистоты воздуха была для помещика решена.
Образ народа у Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного изображения. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый – он побеждает глупого барина. А в сказке «Дикий помещик» мужики хоть и кормильцы, но мученики и страдальцы: они ничего не могут решить сами в своей судьбе. Писатель хотел бы напомнить крестьянам, кто они на самом деле, какие у них права и жизненные цели.
Очень важны в сказке моменты, в которых автор показал возмущение господ и представителей власти по поводу исчезновения крестьян: «Кто нас кормить будет? Кто подати платить будет?» И когда «рой мужиков осыпал базарную площадь», «эту благодать собрали, посадили в плетушку, послали в уезд», чтоб снова на барина трудились.
Изображая мужиков в виде «роя», Салтыков-Щедрин осуждает безропотную покорность, долготерпение, пассивность крестьян. Поэтому идея сказки звучит как призыв к отрешению от рабского мировоззрения и является толчком к пробуждению духовного самосознания народа.
3. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».
В данной сказке писатель разоблачает правительственные верхи государственных структур. За образами-символами зверей (медведей) легко угадываются невежественные, жадные и нередко свирепые правители городов, губерний, волостей. В бедах народа виноваты не только плохо выполняющие свою работу чиновники, но и верховная государственная власть. Топтыгиных направляет на воеводство Лев, царь зверей, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Занимались медведи целенаправленно «злодействами»: 1-й – мелкими, а 2-й – крупными.
Топтыгин 2-й планировал сразу разорить типографию, но оказалось, что печатный станок давно уничтожен, и осталось только цензурное ведомство. Начальнику понравилось, как жизнь в воеводстве была обустроена: скворцы разносят политические новости для людей просвещённых, а неграмотные мужики живут, не зная прошлого, как и настоящего, и в будущее не заглядывают. Но в дальнейших планах Топтыгина 2-го стояли не менее важные государственные дела: учинить расправу над университетами и академиями, «спалить» их, для начала. Однако задача облегчилась, так как университет в полном составе уже был отправлен в армию, а академиков заточили в дупло. (Не так ли разворачиваются события кое-где по соседству и в наше время?)
Деятельный и дальновидный начальник, не жалевший сил в трудах на благо Отечества, придумал новый тактический ход: «Коли душу у них, мерзавцев, погубить нельзя за неимением, стало быть, прямо за шкуру приниматься надо».
Салтыков-Щедрин с помощью таких художественных средств, как аллегория и сарказм, создал неувядаемый образ «ретивого» начальника, который грубо разрушает всё вокруг и сеет зло вместо добра: «корову задрал, лошадь, свинью», разоряет дома мужиков, чтобы пустить их по миру. Но просчитался Топтыгин 2-й, потому что своими погромами положил конец долготерпению народа, и разгневанные мужики «посадили его на рогатину», «содрали шкуру».
Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. Как генералы дослужились до генеральского чина?
3. Что имели отставные генералы на Подьяческой улице?
4. Что вызвало у них наибольшее удивление, когда они оказались на необитаемом острове?
5. Что голодный генерал откусил у своего товарища?
6. Что, по мнению генералов, должно было отвлечь их от дум о еде?
7. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы?
8. Какая счастливая мысль пришла в голову генералам после долгих и мучительных поисков выхода из создавшегося трудного положения?
9. Как генералы отыскали мужика?
10. Какие чудеса ловкости и умения проявил «тунеядец», чтобы
11. Для чего он свил веревку?
12. Как наградили генералы мужика-«тунеядца» за спасение?
Задание 1. «Самое слово «сказка» не должно вводить нас в заблуждение. В салтыковских «сказках» много подлинно сказочных сюжетов, образов, событий, обстановки, заимствованных из одного из основных жанров устного народно-поэтического творчества. Салтыков блестяще использовал все эти элементы, в частности острую социально-сатирическую направленность большинства русских сказок.
2. Найдите элементы народной сказки в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
3. Какая большая общественная тема «современности писателя» нашла отражение в этой щедринской сказке?
«Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».
«Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
«Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
«Жили-были два генерала. », «По щучьему велению, по моему хотению. », «Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. ».
«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися».
«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».
Слова: аллегория, гипербола, гротеск, фантастика, сказочные формулы, ирония, канцеляризмы, абсурд.
Задание 3. «Салтыкову-Щедрину не нравится в мужике не столько долготерпение и благоговение перед начальством, сколько отсутствие в нем понимания своей роли в обществе». ()
1. Генералы в сказке называют мужика «тунеядцем». Какое значение имеет это слово?
2. В чем заключается абсурдность употребления этого слова по отношению к мужику? Понимает ли это «мужичина»?
3. В чем горькая ирония финала сказки? Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что — осуждение автора?
Задание 4. «Гротескный намек был очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд дебелость помещичью сохраняет». (ЕМ. Покусаев)
1. Как вы понимаете значение слова «дебелость»?
3. Что общего вы находите в образах генералов и помещика. Как проявляется их «дебелость»?
2. Что такое художественное обобщение? Какие жизненные уроки можно извлечь из щедринских сказок сегодня?
3. Докажите на примерах, что писатель неустанно боролся с отжившим, устаревшим и утверждал новое, прогрессивное.
III. Творческая мастерская
Задание 2. Пофантазируйте и напишите такой финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в котором бы мужик «понимал свою роль в обществе».
IV. Подведение итогов
Задание 1. «Пока у русского читателя будет существовать спрос на идеалы, до тех пор сочинения Щедрина не отойдут в историю». ()
1. Как вы понимаете выражение «спрос на идеалы»?
2. Какие идеалы защищает в своих произведениях тыков-Щедрин?
3. Стали ли они вашими идеалами?
Задание 2. «Сатира необходима обществу и каждому человеку. Высмеивая недостатки, она помогает человеку лучше понять себя, осознать свое место в мире и не превратиться в «самодовольное ничтожество», которое страшно тем, что не понимает своей никчемности и вреда. Общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы побуждать общественную мысль критически относиться к явлениям современной жизни, осознавать негативные явления и избавляться от них». ()
1. Как вы считаете, для чего обществу нужна сатира?