Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Как было подробно описано в предыдущих главах, произведя детальный анализ Пушкинского произведения «Евгений Онегин», а так же некоторых параллельных исторических фактов я пришла к выводу что произошло примерно следующее. После восстания Декабристов в 1825 году царь Николай I был несколько напуган, и с целью избежать дальейших подобных восстаний обратился к Пушкину с просьбой заняться народным воспитаниeм. Царь вероятно думал что Пушкин как никто другой подходил для этого проэкта, благодаря своим поэтическим способностям. Пушкин глубоко обдумал это предложение и написал ответ царю в котором говорил о том что с целью воспитания истинно гениальных современных людей и во избежание дальнейших восстаний, не плохо было бы обучить pусских людей не только поэзии, но ещё и экономике. К сожалению царь не оценил гениальной идеи Пушкина. Он остался несколько недоволен его посланием и в конце концов изложил свою идею о том, что для него важнейшей основой народного воспитания авляется не Гений, но прилежание и послушание. То есть откровенно говоря ему просто нужна послушная армия.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье.

В первой главе романа «Евгений Онегин», Пушкин в поэтической форме изложил свои взгляды на воспитание человека нового, гениального образца. В остальных же главах этого произведения Пушкин размышляет о других аспектах формирования зрелой либеральной личности, человека который сможет не только мечтать о свободе, как молодые поэты декабристы, но сможет так же осуществить эту мечту, жить этой свободой и наконец осознать её рамки и ограничения и использовать её на благо, а не во вред другим и самому себе. При жизни Пушкина этой идее не суждено было осуществиться.

Но его скорбный труд не пропал. Роман «Евгений Онегин» почему-то оказался настолько «архи-важен», что Маркс и Энгельс читали его и в переводе и в подленниках со словарём и неоднократно цитировали его в своих работах и даже декламировали по-русски своим русскоязычным знакомым.Возьмём к примеру цитату из статьи Энгельса «Внешняя политика русского царизма», опубликованной в 1990 году:

Но ценой за эту «свободу рук» на Востоке было присоединение к континентальной системе Наполеона, разрыв всяких торговых отношений с Англией. А это означало для тогдашней России полное расстройство торговли. Это было то время, когда Евгений Онегин (Пушкина) узнал из Адама Смита

Россия могла получать деньги лишь посредством морской торговли и вывоза своего сырья на главный в то время рынок, в Англию; а Россия была уже слишком европейской страной, чтобы обходиться без денег. Торговая блокада становилась невыносимой. Экономика оказалась сильнее дипломатии и царя, вместе взятых; торговые отношения с Англией втихомолку были возобновлены; условия Тильзитского договора были нарушены, и разразилась война 1812 года.

Заметьте как чётко Энгельс указывает год когда Онегин прочёл Адама Смита. Простым читателям такая точность не свойственна.

Онегин начитался теорий Адама Смита о том как государство богатеет, сказал что золото не нужно, что надо деньги вкладыать в производство простого продукта, а отец понять его не мог, потому, как время было военное. А в военное время всё наоборот. Золото растёт в цене а средства производства обесцениваются. Эта мысль имеет очень важное значение для современности. Дело в том что в военное время свободная рыночная экономика смитианского образца работает крайне плохо. Об этом как раз говорит Марксизм. А Американцы свято верят в рынок и только рынок. Они всеми правдами и неправдами избегают регулирования рынков и Марксистскую экономику боятся как черти ладана. Оттого и кризис в Штатах, который влияет и на весь мир. Марксистская теория как раз лучше подходит для военного времени, потому Ленин и завёз её к нам в смутные времена. Но это вопрос очень сложный и ему надо посвятить отдельную главу.

Значит вок как забавно получается! Похоже что в основе Марксизма лежало ни что иное как «Пушкинизм»! И возможно сам Ленин прекрасно об этом знал, о чём и свидетельствует его имя которое начинается как Владимир ЛЕНский и заканчивается как eв(гений) онегИН. Cреди множества подражаний пушкинскому роману в стихах был роман Н. Муравьева «Ленин», первая глава которого, «Котильон», вышла в 1829 году. Автор прямо говорит, что его герой — «как Ленский Пушкина живой». Нечто вроде:»Ленский жил, Ленский жив, Ленский будет жить».

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!»

Обычно так говорят только о религиозном учении, но не о философской или экономической мысли, которая всегда должна подвергаться ну хоть какой-нибудь критике. Были ли у Ленина основания для такой веры? Похоже что были и не малые, хотя возможно никаких прямых подтверждений не было, и потому эта идея так и осталась засекреченной. Вероятно именно поэтому Ленин так и не был захоронен. Либо кто-то ждал чтоб он воскрес, либо кто-то боялся что пойдут слухи о его воскрешении, а скорей всего и то и то.

Заметьте что и октябрьская революция свершилась к столетию Пушкинской Оды «Вольность», которая была написана в 1817 году и где Пушкин в частности писал:

Можно ли за это считать Пушкина жестоким и злобным? Вовсе нет, просто в то время мысли о революции пугали всех дворян, ведь к тому времени это уже свершилось во Франции, и все со страхом и трепетом ожидали что в России вот-вот должно произойти то же самое. Только благодаря крепости Русского царизма процесс занял долгие сто лет, но исторический ход всё равно не собьёшь с толку.

По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Чем вам это не молодой Маркс? Если вам трудно представить себе молодого Маркса, смотрите его портрет сверху, рядом с портретом Пушкина.

Пушкин вовсе не случайно говорит что Ленский был «полурусский» и о его германском происхождении. Хорошо известно, что знаменитый прадед поэта был африканец. Но как правило абсолютно умалчивается тот факт, что его прабабушка, жена Ганибалла, была немка. Её звали Христина Шерберг и она едва могла говорить по-русски. Думаю именно благодаря этому Ленски был тоже несколько с немецкой примесью, и похоже что Пушкин гордился своими немецкими корнями не меньше, чем африканскими.

А ещё давайте вспомним кто у нас был красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил? Правильно! Карл. Маркс.

Когда я читала этот отрывок из Oнегина, то никак не могла понять почему он у меня не рифмуется. У меня он почему-то читался так:

Красавец в самом цвете сил
Поклонник Канта и поэт.

В то время как в североамериканских библиотеках Карлсон был запрещён, потому как он учил детей баловству и неподчинению старшим, в Советском Союзе 70-х годов был настоящий культ личности Карлсона.

В романе Евгений Онегин, а так же в других стихах, Пушкин не раз говорил о своём намерении бежать за границу и занятся чем-то более прозаическим чем поэзия.

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны;
Но скоро были мы судьбою
На долгой срок разведены.

Друзья мои, что ж толку в этом?
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес.

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Он так же не раз сокрушался о том что в России людей не учат политэкономии. Эта идея прослеживается и в экономической строфе Онегина, и в произведении «Роман в Письмах» и ещё во многих местах. Возможно ли что Пушкин осуществил свой план?

Известно что похороны Пушкина были государственной тайной, покрытой мраком. О них не разрешалось ни говорить, ни писать. Похороны проходили ночью, о том и была написана бардовская песня:

На опальной могиле поэта в ночи
Ни цветов, ни прощального света свечи
Лишь лампада любви в беспросветной ночи
Говорит неyстанному сердцу: Живи!

Именно так всё и происходило. Даже сама Н.Н. Гончарова на похоронах не присутствовала, а отец Пушкина узнал только пару недель спустя о том что его похоронили.

О жизни Маркса до 1837 года известно то, что он родился в многодетной семье еврейского юриста, конвертировавшегося в Христианство, до 1831 воспитывался дома. Потом до 1836 года посещал гимназию в Трире, но никто из учившихся с ним гимназистов этой гимназии его не помнил. Предполагают что он был необщителен. Говорят что в юности он был поэт. Говорят он был рождён в Пруссии, хотя биография Энгельса утверждает, будто Маркс был депортирован из Пруссии за отсутствием Прусского гражданства. Похоже что и в немецкой грамматике Маркс был не особо силён, потому как все его труды редактировал Энгельс перед тем как они выходили в печать. В одном из томов Капиталла уже после смерти Маркса Энгельс приписал, что он против института брака, так как брак служит инструментом подавления личности и так как его придумали богачи лишь с тем, чтобы их состояние переходило к их детям. В этом отношении Маркс явно был не Марксист, потому как был женат до самой смерти и имел детей, точно так же как Пушкин и Ленский. А вот Онегин и Ленин, с другой стороны, были Марксистами «Энгельского» образца.

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Ну разве это и ни есть сама история о Евгении Онегине, его вольности и в то же время его трагической отчуждённости от производственного процесса как и от всего остального мира? Как мы знаем в процессе своего рокового признания Татьяне он говорит имено об этом:

Чужой для всех, ни с кем ни связан
Я думал вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся как наказан.

Тут же намечается и сама диалектика развития. Вначале Евгений отверг традиционную религиозную мораль и материлизовал свой идеал свободы, но на этом не остановился. После этого он осознаёт значение этой свободы (вторичность сознания), он отвергает её (закон отрицания отрицания лежащий в основе диалектического развития) и он возращается к той же самой религиозной морали, но уже на другом, более осознанном уровне. Словом, он делает всё именно руководствуясь теорией Маркса, которой во времена Онегина ещё не было.

А теперь глянем на основную идею Маркса о том что такое Коммунизм. В статье Википедии о нём говорится следующее:

Коммунизм, по мнению Маркса — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

Кант, с другой стороны, был проповедником общеcтвенной морали и нравственности, он ратовал за то, чтобы к людям относились не как к средству, но как к цели. Это очень важная идея для капиталлистической системы, в которой люди становятся товаром и средством производства.

Маркс показал нам как капитализм саморазрушается именно по этой простой причине. Задача романа Пушкина заключается в том, чтобы показать как поклонник Адама Смита был не прав. Как продвигая свой личный интерес он приносит горе и себе и другим. Сначала он по приxоти набивает свой кабинет Английскими безделушками, и это приводит к войне с Наполеоном, ведь по условиям франко-русского договора торговля с Англией была запрещена. Потом он ломает судьбу Татьяны своим бессмысленным отказом, губит своего друга, своим нелепым поведением, и в конце концов сам остаётся несчастлив и одинок.

Получается что нельзя доверять классической английской смитианской экономике. Свободному общесту нужна другая экономическая модель, более нравственная и основанная не на эгоизме, но на общественном благе. Вскоре такой экономической теорией стал Марксизм. Даже если Пушкин не был сам Карл Маркс, он безусловно был самый первый марксист в истории КПСС.

Классическая смитианская экономика может работать только при весьма определённых условиях (повышенной рождаемости и наличии множества дешёвой рабочей силы), только на очень узком этапе времени (пока не сменится одно поколение рабочих, которое не сможет воспроизвести достаточно себе подобных), но в долгосрочном плане она ведёт человечество к краху(из-за отсутствия избытка дешёвой рабочей силы через одно поколение почти любой капиталлистический бизнес становится неприбыльным). И потому из союза расчётливого экономиста, поклонника Смита (Онегина) и духовно-возвышенного поэта, поклонника Канта (Ленского), должна была родиться новая, нравственная политэкономия. В реальном мире этими людьми стали Энгельс и Маркс.

Похоже что традиционная смитианская экономическая модель, на которой основывается современная экономическая теория и система свободного рынка морально устарела ещё при Пушкине и вскоре её недееспособность опять может дать о себе знать.

Источник

Простой продукт Пушкина

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Этот штрих к портрету Онегина может многое рассказать и о самом Пушкине.

Записка о народном воспитании
Среди ранних «шалостей» Пушкина есть такое прелестное четверостишие:
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!
Пушкин любил называть своих однокашников студентами, но, как известно, университетов он не кончал. Его формальное образование закончилось в 18 лет выпуском из Царскосельского лицея, соединявшего в себе черты среднего и высшего учебных заведений. В те годы, когда учился Пушкин, политические науки были в большой моде. Среди них почетное место занимала политическая экономия. Идеи экономистов и социологов стали одной из тем обсуждения даже у светских дам, о чем говорит и Пушкин: «. иная дама // Толкует Сея и Бентама». (Француз Жан Батист Сей и англичанин Джереми Бентам были популярны в России как либеральные мыслители.)
В Царскосельском лицее политические науки преподавал Александр Куницын, который обучался в Германии в либеральном Геттингенском университете и был, можно сказать, на уровне тогдашней европейской учености. Политическую экономию и финансы лицеисты изучали на двух старших курсах, то есть в 1815-1817 годах. Так что перед Куницыным сидели в классе уже не мальчики, а юноши с пробивающимися усами. Мы довольно точно знаем, о чем рассказывал Куницын лицеистам, поскольку сохранилась и издана запись его лекций, сделанная рукой Александра Горчакова, в будущем — министра иностранных дел и канцлера. Не вникая в детали, можно сказать: едва ли где-либо еще в России можно было получить в то время более солидные экономические знания. Записи лекций рукой Пушкина нам неизвестны. Вернее всего, их и не было. Но и нет оснований полагать, что Пушкин пропускал мимо ушей то, о чем говорил Куницын (кстати, единственный из наставников, о котором Пушкин позже не раз отзывался с признательностью и уважением) — после литературы и истории политические науки интересовали его больше всего.
После возвращения из ссылки в Михайловском Пушкин получил через шефа жандармов Бенкендорфа поручение от Николая I заняться «предметом о воспитании юношества». Едва ли император всерьез интересовался взглядами Пушкина на воспитание. Скорее всего, это был своего рода тест, проверка на благонадежность. Осенью 1826 года Пушкин написал краткую записку, озаглавленную «О народном воспитании». Рассматривая курс обучения в гимназиях, лицеях и университетских пансионах, Пушкин заключает: «Высшие политические науки займут окончательные годы. Преподавание прав, политическая экономия. статистика, история».
Всего этого, я думаю, достаточно, чтобы сделать один довольно простой вывод. Пушкин, конечно же, не был ни экономистом-теоретиком, ни экономистом-практиком. Однако его четкие и краткие формулировки сложных экономических идей позволяют говорить о том, что познания Пушкина в области экономики заметно превышали уровень окружавшего его общества. Да и многих последующих исследователей и комментаторов. Есть все основания полагать, что Пушкин, делая Онегина «глубоким экономом», во многом имел в виду себя. Конечно, это сказано с большой долей иронии и шутливого преувеличения, но на фоне дилетантски-светского типа учености, который господствовал в обществе, где вращались Пушкин и его герой, они, вероятно, действительно могли казаться глубокими экономами.

Источник

«Евгений Онегин» как учебник экономики

Он был глубокий эконом

Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть картинку Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Картинка про Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему

Спустя несколько лет уже Онегин признается в любви Татьяне, но та отвергает его.

Казалось бы, банальнейший из сюжетов. Однако В.Г. Белинский называл роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Покопавшись в памяти, вспоминаем, что Евгений в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал», знал массу анекдотов и – внимание! – «был глубокий эконом».

В наше время слово «эконом» имеет значение: бережливый, хозяйственный человек или заведующий хозяйством. В начале XIX века, а действие романа происходит в 1819–1824 годах, оно употреблялось в значении «экономист». А что позволяет Пушкину называть «героя своего романа» экономистом? Приведем полностью строки, характеризующие Онегина в интересующем нас аспекте:

…Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

Интересно, что «экономическая» строфа Пушкина привлекла внимание Маркса и Энгельса. В работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар – деньги. Но что деньги – товар, это русские поняли уже давно…»

Ф. Энгельс в труде «Внешняя политика русского царизма», оценивая внешнюю торговлю России в период континентальной блокады Англии, также упоминает вышеприведенные строки.

Итак, с уверенностью можно сказать, что отец Онегина не желал развивать хозяйство, что влекло бы за собой увеличение «простого продукта», продав который, можно было бы получить деньги. А деньги родитель Онегина, как и многие другие помещики того времени, получал, закладывая свои земли, то бишь имения, а также крепостных. (Наиболее ушлые проделывали сей фортель даже с мертвыми душами, пока они числились согласно последней налоговой декларации – «ревизской сказке» – живыми.)

Тут весьма уместно вспомнить, что на момент отмены крепостного права более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести принудительный выкуп заложенных имений – с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. (И подобный план рассматривался.) В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне – в разряд государственных (то есть, по сути, лично свободных) крестьян. Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков, которые при таком раскладе оказались бы, по сути дела, беднее своих бывших крепостных.

Крайне примечательно, что для двух последних строк в черновике романа имеется другой вариант, в котором экономическая мысль Пушкина выражена еще более отчетливо:

…Отец с ним спорил полчаса
И продавал свои леса.

Эти строчки пугающе наглядно демонстрируют извечное отношение в России к своему национальному богатству. К тогдашнему лесу ныне прибавились нефть, газ, металлы, которые большей частью в виде сырья поставляются за границу. Хотя переработка вышеуказанного продукта на отечественных производствах дала бы десятикратную прибыль. Да, жаль, что, как 200 лет назад, так и сейчас предприятий перерабатывающих отраслей в России явно не хватало и не хватает. Во времена Онегина значительная часть английского флота (Англия с конца XVIII века была главным торговым партнером России) была построена из российского леса, паруса из русского льна, канаты из русской пеньки.

О знакомых нам и сегодня чертах внешней торговли России в начале XIX века можно узнать из XXIII строфы первой главы «Онегина», где говорится:

Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Поясним, что прилагательное «щепетильный» имело в пушкинское время значение – «мелочный». То есть Россия им – сырье, а они ей – всяческие мелочи-безделушки. Отметим, что Пушкин знал, по-видимому, тот факт, что сало занимало в то время (начало 20-х годов XIX века) первое место в экспорте России, а ввоз зерна в Англию с 1815 года был ограничен хлебными законами.

Гениальность «Евгения Онегина» в том, что деталями романа могут воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и исследователь русского быта, и, как мы попытались показать, экономист. И с полной уверенностью можно сказать, что «великим экономом», сиречь экономистом, был сам автор бессмертного творения.

Источник

Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему

Здравствуйте уважаемые.
Продолжем с Вами читать вместе «Евгения Онегина». В прошлый раз остановились вот тут вот:http://id77.livejournal.com/850894.html

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

То, что Евгений не мог отличить ямба от хорея говорит о том, что все-таки в его образовании были пробелы, а главное, он был чужд стихосложению, и всего того, что с ним связано. И ямб и хорей – это стихотворные размеры. Ямб – самый простой размер, который широко и всячески распространенный. Это двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Вот пример пятистопного ямба:
Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
У Хорея же, ударение идет на первый слог. Пример:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное

Кто такой Гомер, я думаю, объяснять не надо (Его фамилия не Симпсон – сразу же говорю), а вот с Феокритом, думаю, знакомы немногие. Тоже грек, тоже поэт, который прославился своими идилиями. Я более подробно узнал о нем, когда был на прекрасном греческом острове Кос, где и творил этот поэт при храме Асклепия. И знаете, проникся. Место там такое, правильное…

Адам Смит – это фактически пророк и апостол современной экономической теории. Если у Вас в ВУЗе была экономика – вы читали работы этого шотландца. Ну хотя бы работу «О богатстве народов», которая была крайне популярна в те времена. Евгений, прочел оную (причем естественно на французском, ибо английский был не в чести) – и стал себя считать видным знатоком и учить отца.
Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть картинку Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Картинка про Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему
Адам Смит

Кстати, судя по всему название этой книги Пушкин обыграл намеряно «мог судить о том как государство богатеет». Простой продукт – это земля, и это уже теории французских экономистов того времени. Тут Пушкин нам, видимо показывает, этакий конфликт более эрудированного сына с более патриархальным отцом. Но по сути, никакого конфликта нет,ибо автор иронизирует, называя Евгения «глубоким» знатоком. Да и мог ли юноша, поверхностно нахватавшийся знаний в основах экономики помочь избежать разорения своему отцу? Нет конечно, только в теории.
Но давайте процитируем на сегодня последнюю часть.

Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть картинку Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Картинка про Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему
Овидий.

В общем, был Онегин не только сибарит и ленивый белоручка, но и коварный соблазнитель. О чем мы еще убедимся позже. Не только любитель, но и настоящий профи 🙂
Не все знают, кто такой Назон, но уж точно хоть раз слышали имя Овидий. Это один и тот же человек. Полное имя Публий Овидий Назон. Древнеримский поэт и острослов, один из самых известных и популярных, живший на рубеже 1 века н.э. Если не читали его метаморфозы – очень советую. И интересно, и они выступили примером для подражания для кучи авторов. Тот же Пушкин, насколько я знаю, очень любил и ценил Овидия. Науку страсти нежной он воспел, скорее всего, в другом своем известном крупном произведении «Науки любить». Или быть может в любовных элегиях.

Это я обнаружил, читая «Науку любви» в книге Издательства «Янтарный сказ», Калининград, 2002

При императоре Августе, фиг его знает почему, крайне популярный поэт был сослан в ссылку в Причерноморье в город Томы (ныне Констанца). Прикол в том. Что никакая это не Молдавия, а Добруджа, и более того, этот город на берегу моря, а не в степях. Бывшему в Кишиневе в ссылке Пушкину, сие абсолютно четко известно. Зачем он допустил осознанную ошибку – неясно. Хотя, смотря на его оценки по географии в Лицее, может быть ошибка была и неосознанная 🙂
Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Смотреть картинку Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Картинка про Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему. Фото Чем государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему
Продолжение следует…
Приятного времени суток

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *